Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития композиторского творчества в Кузбассе'

Проблемы и перспективы развития композиторского творчества в Кузбассе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
692
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РЕГИОНА / ТВОРЧЕСТВО / КОМПОЗИТОРЫ КУЗБАССА / СТИЛЬ / ЖАНР / MUSICAL ART OF THE REGION / CREATIVITY / COMPOSERS OF KUZBASS / STYLE / GENRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Синельникова Ольга Владимировна

Статья посвящена анализу творчества кузбасских композиторов, выявлению проблем, связанных с развитием этой области музыкальной культуры региона. Автор данной статьи рассматривает причины, которые не способствуют развитию композиторского творчества в Кузбассе, среди них и длительное отсутствие среды в виде регионального Союза композиторов, и сложности с исполнением произведений, и отсутствие профессионального композиторского образования в Кемеровской области. Внимание автора сосредоточено на произведениях профессиональных композиторов, которые жили и творили в городах Кемеровской области в 1990-2000-е годы Виктора Шергова, Марины Аристовой, Константина Туева, Сергея Полозова, Елены Латыш-Бирюковой, Николая Бирюкова, Ольги Викторовой. Многие из них, к сожалению, переехали в другие регионы. В тексте статьи автор обращает внимание на обширную панораму любительского композиторского творчества, в отличие от профессионального, хорошо развитого в Кузбассе. Композиторы-песенники по своему музыкальному образованию делятся в основном на исполнителей на русских народных инструментах (Г. Голицын, А. Феденев, В. Пипекин, М. Маслов) и на хоровых дирижеров (А. Ляпин, В. Толстокулаков), хотя есть среди них и пианисты (А. Александров, И. Булгаков). Сфера приложения творческих сил этих композиторов в основном связана с родами их деятельности в качестве руководителей самодеятельных оркестров, ансамблей народных инструментов или хоровых коллективов. Автор рассматривает творчество композиторов-любителей как объективно существующий самостоятельный пласт музыкальной культуры индустриального региона, который по своей социокультурной и эстетической значимости не уступает ни традиционной музыке, ни творчеству профессиональных композиторов, хотя базируется на синкретическом слиянии элементов параллельно развивающихся систем фольклора и академической музыки. Резюмируя сказанное, автор статьи обозначает ряд специфических признаков и проблем, которые характеризуют процессы развития творчества композиторов Кузбасса как сибирского промышленного региона, и возлагает надежды на композиторов молодого поколения и новой формации, работающих в Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of Development the Composer’s Creative Work in Kuzbass

The article is devoted to analysis of the work of the Kuzbass composers, identifying the problems related to the development of this area of musical culture of the region. The author of this article considers the reasons, which do not contribute to the development of the composer’s creative work in Kuzbass, among which the long absence of the environment in the form of the regional Union of composers, and difficulties with the execution of the works and the lack of professional composition education in Kemerovo region. The author focuses on the works of professional composers who lived and worked in cities of Kemerovo region in the 1990-2000s: Victor Shergov, Marina Aristova, Konstantin Tuev, Sergei Polozov, Helen Latich-Biiyukova, Nikolay Biryukov, and Olga Viktorova. Many of them, unfortunately, moved to other regions. In the article, the author draws attention to the vast panorama of amateur composers’ creativity, as opposed to the professional, well developed in Kuzbass. Composers-songwriters on the musical education fall mainly on the performers on Russian folk instruments (G. Golitsyn, A. Fedenev, V. Pipekin, M. Maslov) and choral conductors (A. Lyapin, V. Tolstokulakov), although among them are pianists (A. Alexandrov, I. Bulgakov). The scope of the creative efforts of these composers are mostly associated with their activities as leaders of the amateur orchestras and ensembles of folk instruments or choirs. The author examines the work of amateur composers as objectively existing independent reservoir of musical culture of the industrial region, which according to its socio-cultural and aesthetic importance is not inferior to traditional music or the works of professional composers, although based on a syncretic fusion of elements parallel to the developing systems of folklore and classical music. Summing up, the author identifies a number of specific features and problems that characterize the development processes of the composers of Kuzbass, Siberian industrial region, and hopes to composers of the younger generation and new formation that are worki ng in Kemerovo region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития композиторского творчества в Кузбассе»

УДК 78.07

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА В КУЗБАССЕ

Синельникова Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sinel1@narod.ru

Статья посвящена анализу творчества кузбасских композиторов, выявлению проблем, связанных с развитием этой области музыкальной культуры региона. Автор данной статьи рассматривает причины, которые не способствуют развитию композиторского творчества в Кузбассе, среди них и длительное отсутствие среды в виде регионального Союза композиторов, и сложности с исполнением произведений, и отсутствие профессионального композиторского образования в Кемеровской области. Внимание автора сосредоточено на произведениях профессиональных композиторов, которые жили и творили в городах Кемеровской области в 1990-2000-е годы - Виктора Шергова, Марины Аристовой, Константина Туева, Сергея Полозова, Елены Латыш-Бирюковой, Николая Бирюкова, Ольги Викторовой. Многие из них, к сожалению, переехали в другие регионы.

В тексте статьи автор обращает внимание на обширную панораму любительского композиторского творчества, в отличие от профессионального, хорошо развитого в Кузбассе. Композиторы-песенники по своему музыкальному образованию делятся в основном на исполнителей на русских народных инструментах (Г. Голицын, А. Феденев, В. Пипекин, М. Маслов) и на хоровых дирижеров (А. Ляпин, В. Толстокулаков), хотя есть среди них и пианисты (А. Александров, И. Булгаков). Сфера приложения творческих сил этих композиторов в основном связана с родами их деятельности в качестве руководителей самодеятельных оркестров, ансамблей народных инструментов или хоровых коллективов. Автор рассматривает творчество композиторов-любителей как объективно существующий самостоятельный пласт музыкальной культуры индустриального региона, который по своей социокультурной и эстетической значимости не уступает ни традиционной музыке, ни творчеству профессиональных композиторов, хотя базируется на синкретическом слиянии элементов параллельно развивающихся систем фольклора и академической музыки.

Резюмируя сказанное, автор статьи обозначает ряд специфических признаков и проблем, которые характеризуют процессы развития творчества композиторов Кузбасса как сибирского промышленного региона, и возлагает надежды на композиторов молодого поколения и новой формации, работающих в Кемеровской области.

Ключевые слова: музыкальное искусство региона, творчество, композиторы Кузбасса, стиль, жанр.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT THE COMPOSER'S CREATIVE WORK IN KUZBASS

Sinelnikova Olga Vladimirovna, Dr of Art History, Associate Professor, Department Chair of Orchestralinstrumental Performance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: sinel1@narod.ru

The article is devoted to analysis of the work of the Kuzbass composers, identifying the problems related to the development of this area of musical culture of the region. The author of this article considers the reasons, which do not contribute to the development of the composer's creative work in Kuzbass, among which the long absence of the environment in the form of the regional Union of composers, and difficulties with the execution of the works and the lack of professional composition education in Kemerovo region. The author focuses on the

works of professional composers who lived and worked in cities of Kemerovo region in the 1990-2000s: Victor Shergov, Marina Aristova, Konstantin Tuev, Sergei Polozov, Helen Latich-Biiyukova, Nikolay Biryukov, and Olga Viktorova. Many of them, unfortunately, moved to other regions.

In the article, the author draws attention to the vast panorama of amateur composers' creativity, as opposed to the professional, well developed in Kuzbass. Composers-songwriters on the musical education fall mainly on the performers on Russian folk instruments (G. Golitsyn, A. Fedenev, V. Pipekin, M. Maslov) and choral conductors (A. Lyapin, V. Tolstokulakov), although among them are pianists (A. Alexandrov, I. Bulgakov). The scope of the creative efforts of these composers are mostly associated with their activities as leaders of the amateur orchestras and ensembles of folk instruments or choirs. The author examines the work of amateur composers as objectively existing independent reservoir of musical culture of the industrial region, which according to its socio-cultural and aesthetic importance is not inferior to traditional music or the works of professional composers, although based on a syncretic fusion of elements parallel to the developing systems of folklore and classical music.

Summing up, the author identifies a number of specific features and problems that characterize the development processes of the composers of Kuzbass, Siberian industrial region, and hopes to composers of the younger generation and new formation that are working in Kemerovo region.

Keywords: musical art of the region, creativity, composers of Kuzbass, style, genre.

Композиторское творчество - неотъемлемая часть музыкальной культуры любого региона. Если концертная жизнь Кузбасса к концу XX столетия была уже хорошо организована и отличалась крепким уровнем профессиональных музыкантов-исполнителей, входящих в составы многих творческих коллективов, талантливых солистов, то композиторское творчество - это, пожалуй, наиболее слабая составляющая музыкальной культуры региона, даже сейчас, когда уже существует творческое объединение «Союз композиторов Кузбасса». Именно эта область музыкального искусства региона пока еще в больше степени остается на уровне любительского искусства, во всяком случае, по количественному соотношению композиторов-профессионалов, осваивающих академические музыкальные жанры, и композиторов-любителей, песенников. Здесь можно назвать несколько причин, которые не способствовали развитию композиторского творчества в регионе.

Во-первых, долгое время в Кузбассе, в отличие от соседних сибирских регионов (Новосибирская область, Красноярский край), не было организации, объединявшей профессиональных и самодеятельных композиторов на основе общности творческих интересов и реализации общих целей. Для композиторов Кузбасса не только отсутствовала творческая среда, но и не было официальной организации, которая бы осуществляла популяризацию их творчества, инициировала

премьеры сочинений, авторские концерты и фестивали, устраивала прослушивания и обсуждения новых опусов.

Во-вторых, Кемеровский государственный институт культуры, осуществляющий подготовку профессиональных музыкантов по различным направлениям до настоящего времени не имеет кафедры, которая бы выпускала композиторов. Если в вуз и поступают талантливые студенты, занимающиеся композицией, они учатся на исполнительских направлениях подготовки, а чаще - уезжают получать образование на теоретико-композиторских факультетах Новосибирской консерватории и Красноярского государственного института искусств, а по окончании, как правило, не возвращаются обратно.

Наконец, в-третьих, основной сферой деятельности живущих в городах Кемеровской области композиторов является отнюдь не сочинение музыки, а работа в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного музыкального образования. Ведь создание продуктов музыкального искусства в нашей стране, как правило, не приносит материальных доходов. В результате композиторы преподают музыкально-теоретические дисциплины, пишут музыку эпизодически, поэтому их основная профессиональная квалификация переходит в статус хобби. Возникает противоречивая ситуация: человек, способный генерировать творческие идеи, создавать новые музыкальные произведения является

лидером и примером для коллег-музыкантов, но при этом творец-композитор становится самым невостребованным в среде профессионалов. Конечно, данная ситуация характерна для всех регионов России - зарабатывать своей музыкой могут только известные в мировом масштабе композиторы первого ряда. Названные проблемы становились причинами того, что многие композиторы, попавшие по распределению в учебные заведения Кемеровской области, проработав несколько лет, по разным причинам уезжали в другие регионы России. Среди них интересные и талантливые композиторы со своим оригинальным авторским стилем, которые за годы своей творческой деятельности смогли внести достойный вклад в развитие музыкального искусства Кузбасса.

Один из таких - Сергей Полозов, покинувший Кузбасс в 1997 году. Сергей Павлович Полозов - уроженец Новокузнецка, выпускник Новосибирской консерватории по классу композиции Аскольда Мурова - работал в Прокопьевском, а затем в Новокузнецком музыкальном училище с 1989 по 1997 год. Есть в творческом багаже Сергея Полозова собрание оригинальных в жанровом отношении произведений, вдохновленных деятельностью известного в Кузбассе коллектива. Работая в Прокопьевском музыкальном училище, он тесно сотрудничает с руководителем ансамбля «Скоморохи» Александром Соловьевым. Это содружество стимулировало творческую фантазию композитора на создание целой группы оркестровых и ансамблевых произведений для народных инструментов, обогативших репертуар данного коллектива. Среди них «Песня» для оркестра русских народных инструментов, «Скоморошьи погудки». Сюита для ансамбля русских народных инструментов в 4 частях, «Сказ» для оркестра русских народных инструментов, «На завалинке» для ансамбля русских народных инструментов, «Казачья пирушка» для ансамбля русских народных инструментов, «Шарманка» для 6 окарин, «Шутка» для оркестра русских народных инструментов, Вариации для 4 жалеек и оркестра русских народных инструментов, «Ностальгия» для ансамбля народных инструментов (см. [1])1.

1 Произведения С. Полозова, в том числе созданные в период его жизни в Кузбассе, рассматриваются в статье музыковеда Ирины Наточеевой - супруги композитора.

При этом все названные опусы были исполнены в то время ансамблем под руководством А. Соловьева и учебным оркестром русских народных инструментов Прокопьевского музыкального училища, а часть из них находится в репертуаре «Скоморохов» до настоящего времени. Вот один из замечательных примеров востребованности композитора в регионе. Полозов удачно сочетает в этих произведениях фольклорный, чаще стилизованный, а не цитированный материал с характерными чертами языка современной музыки. В этом как раз и проявляется ненавязчивая просветительская функция, очень важная для регионального музыкального искусства: приобщение слушателей к современному музыкальному языку на ярком, понятном и, казалось бы, знакомом народно-песенном тематизме.

Неофольклорная стилистика, освоенная композитором в опусах для русских народных инструментов, далее реализовалась и получила логическое завершение в произведении для симфонического оркестра «Сибирские пельмени» (Хореографические картинки в 2 частях). В основе обеих частей произведения - «Дразнилки» и «Погоня» - народно-жанровый тематизм с типичной для русского фольклора попевочной структурой. Такой яркий музыкальный материал обрамляется достаточно терпкими гармоническими красками в зоне хроматической тональности. Для создания юмористических эффектов композитор использует современные способы артикуляции (нисходящее глиссандо тромбона). В этом случае не обошлось без цитаты: вторую скерцозную часть венчает широкая мелодия известной русской народной казачьей песни «Из-за острова на стрежень». Темы-образы произведения зримые, персонифицированные, напоминают характерные театральные сценки-диалоги в духе Мусоргского и Шостаковича. По словам самого автора, это произведение предполагает театральное воплощение, на что указывает подзаголовок «Хореографические картинки».

Театральность мышления С. Полозова непосредственно реализовалась позже в его музыкально-театральных произведениях. Работая в Новокузнецке (с 1992 по 1997 год) С. Полозов писал музыку для спектаклей режиссера Новокузнецкого театра кукол Ю. Самойлова (музыка к пьесе «Емельяшка и компашка» по Э. Успен-

скому в 5 частях, музыка к романтической сказке Ю. Самойлова «Девочка и медведь» в 7 частях).

В настоящее время Сергей Полозов - член Саратовской организации Союза композиторов России, автор около 80 опусов произведений различных жанров оркестровой, хоровой, камерно-инструментальной, камерно-вокальной и театральной музыки, имеет около 100 научных публикаций, в том числе 2 монографии. Он преподает композицию и музыкально-теоретические дисциплины в Саратовской государственной консерватории им. Собинова, занимается компьютерными технологиями в сфере музыкального образования. В данной области научных интересов С. Полозов защитил кандидатскую диссертацию «Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании», а затем докторскую «Информационный подход в исследовании музыкального искусства».

С 1992 по 1999 год в Кемерове трудилась талантливый театральный композитор Елена Латыш-Бирюкова, а с 1996 по 1999 год ее супруг, композитор и вокалист, Николай Бирюков (уроженец г. Гурьевска). Оба композитора окончили Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу выдающегося советского композитора Н. Пейко. Эта супружеская пара, несмотря на кратковременную их деятельность в Кемерове внесла большой вклад в развитие музыкального искусства в Кузбассе. Они явились инициаторами открытия Представительства Союза композиторов России в Кузбассе и объединения творческих сил композиторов, подготовив необходимые документы и получив поддержку администрации Кемеровской области. Кроме того, они организовали первый концерт из произведений кузбасских композиторов, который проходил в Большом зале Государственной филармонии Кузбасса в 1997 году. В программу концерта вошли симфония-кантата «Будем как солнце», концертная пьеса для фортепиано и ударных «Скоморо-шина», хоровой диптих «Страна-Елатьма» Н. Бирюкова, хореографическая миниатюра «Рождение Синельги» Е. Латыш-Бирюковой. Об этом непосредственно по следам концерта писал А. П. Мо-хонько в газету «Родник» (см. [2]).

Основная область творчества Е. Латыш-Бирюковой - театральная музыка для детей. Среди произведений композитора детская зонг-опера

«Принцесса Терция», опера-балет «Госпожа Роз», детские мюзиклы «Новые приключения Колобка», «Волшебник Изумрудного города» и «На чудесном острове Буяне», детская музыкальная комедия «Необыкновенное яйцо из Палермо», опера «Снежная фантазия». Многие из них написаны и поставлены в период работы в Кемерове.

В сложные 1990-е годы Латыш-Бирюкова осуществляла активную творческую и организационную деятельность по постановке детских спектаклей и заполняла образовавшуюся лакуну в организации гастролей собственными силами. Так только в 1997 году в филармонии было поставлено три ее произведения: рок-опера-балет «Госпожа роз» (либретто Н. Бирюкова, режиссер В. Еременко, балетмейстер В. Селиверстов), сказка «Приключение музыкального яйца» в рамках музыкального лектория и мюзикл «Новые приключения колобка». В 1994 году Латыш-Бирюкова была принята в Союз композиторов России. В 1996 году ей присуждена стипендия Президента РФ как композитору, создающему музыку для детей. Е. Латыш-Бирюкова отмечена благодарностью губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева «За творческие достижения и большой личный вклад в развитие театрального искусства Кузбасса».

Помимо музыкально-театральных произведений Е. Латыш-Бирюкова - автор вокальных циклов, сюиты для детского хора («Нам дорог этот мир») и песен для детей, симфонической поэмы «Доктор Фауст», Концерта для фортепиано с оркестром и ряда камерно-инструментальных сочинений. С 1999 года и по настоящее время Латыш-Бирюкова живет в Белгороде и работает лектором-музыковедом и директором симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии. Полную реализацию ее увлечение детским музыкальным театром получило воплощение уже в Белгороде: в 2004 году вместе со своим супругом композитором Н. Бирюковым она создает авторский детский музыкальный театр-студию «Звуки музыки». Но начало ее многообразной творческой, педагогической и организаторской деятельности было положено в Кузбассе.

Николай Бирюков - член Союза композиторов России с 1994 года, закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных не только как композитор, но и как вокалист. В течение трех

лет он работал солистом лектория Кемеровской филармонии, пел в Камерном хоре, параллельно занимаясь композиторским творчеством. Обладая ярким вокальным дарованием, Бирюков как композитор более тяготеет к жанрам кантатно-ораториальной и камерно-вокальной музыки. В крупных и малых хоровых формах он развивает историко-патриотическую тематику (симфония-кантата «Будем как солнце», песня-гимн «Три поля России», диптих «Страна-Елатьма», музыкально-драматическая поэма «Поле русской славы», хоровая сюита «Нам дорог этот мир», поэтория «Сказание о святом Белогорье», вокальный цикл «Жизнь»). Н. Бирюков лауреат многих престижных композиторских конкурсов.

Недолгое время, с 1987 по 1995 год в Кемерове работала член Союза композиторов России Ольга Викторова - выпускница Ленинградской консерватории по классу композиции профессора Б. А. Арапова. Она руководила музыкальной частью Кемеровского театра драмы им. А. В. Луначарского (1987-1991), к спектаклям которого ею написано много музыки, в том числе «Снежная королева» по пьесе Е. Шварца, «Мурлин Мурло» по пьесе Н. Коляды, «Шарманка» по пьесе А. Платонова. Совсем недолго О. В. Викторова преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Кемеровском музыкальном училище (1992-1995), где успела подготовить к конкурсу двух молодых композиторов. В 1995 году она уехала в Свердловск вместе со своим супругом Д. Лиссом (дирижером Симфонического оркестра Кузбасса), где в настоящее время ведет курс композиции в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Сейчас Ольга Владимировна Викторова - известный в Екатеринбурге и России композитор. Она является автором и организатором ряда проектов, связанных с пропагандой современного искусства (в частности, она стала организатором и руководителем Мастерской новой музыки Екатеринбурга «AUTOGRAPH» и Ансамбля новой музыки Свердловской филармонии).

О. Викторова - очень яркий, неординарный композитор. Она более тяготеет к жанрам инструментальной симфонической и камерной музыки, много экспериментирует со звуком, инструментальными составами, стилями и направлениями, в том числе и неакадемическими (джаз). Музыка О. Викторовой, подчас, достаточно сложна и

элитарна. В кузбасский период творчества ею написаны Соната для виолончели соло в 2 частях, «Деревенская музыка» для двух фортепиано в 4 руки, «Лунные шаги» для квартета виолончелей, квартета флейт и струнного оркестра, «Юбилейный карнавал, или Что можно увидеть, если сидеть на крыше и смотреть вниз», цикл для двух детских хоров, фортепиано и ударных, 10 легких обработок народных песен Смоленской области для детского хора и фортепиано.

В 1992 году Симфонический оркестр Кузбасса исполнил Увертюру Ольги Викторовой (см. [3, с. 187-193]). Помимо Увертюры, в Кемерово в разных филармонических концертах исполнялись ее «Концертная пьеса» для детей и «Гимн» для духового оркестра. В марте 1994 года на кузбасском телевидении был выпущен телеспектакль на основе произведения Викторовой «Юбилейный карнавал». В 1995 году по заказу симфонического оркестра г. Биллингса (США) ею написана концертная пьеса «Комплимент американской публике» для фортепиано, скрипок, трубы и симфонического оркестра, которая исполнялась в Кемерове (октябрь, 1995) и в США (январь, 1996; дирижер В. Барсов). Как видим, постопус-ная концертная жизнь произведений Ольги Викторовой сложилась хорошо, в отличие от других профессиональных композиторов Кузбасса.

1998 год для композиторов Кемеровской области оказался переломным - Союз композиторов Кузбасса был, наконец, создан. В состав региональной организации Союза композиторов вошли музыканты, работающие в разных городах области: Анатолий Феденев, Борис Маркин, Алексей Лопатин, Анатолий Мохонько, Владимир Крайнев, Леонид Большин, Елизавета Бойцова, Владимир Пипекин, Михаил Маслов, Александр Александров, Александр Ляпин, Виктор Горшков, Владимир Резник, Елизавета Шевцова, Виктор Стифутин, Игорь Другов.

Почти одновременно в этом же году появляется творческое объединение композиторов Новокузнецка «Лира». В него вошли 20 композиторов: Александр Александров, Валерий Анненков, Владимир Гольцов, Виктор Горшков, Борис Емельянов, Олег Зверьков, Александр Ляпин, Михаил Маслов, Елена Павловская, Виктор Серый, Сергей Толстокулаков, Алексей Толстых, Ольга Шабельникова. В новокузнецком объедине-

нии работают 2 члена Союза композиторов России - Александр Ляпин и Сергей Толстокулаков. В члены профессионального Союза композиторов России были приняты Константин Туев и Марина Аристова, которые не являлись членами местной организации, а также председатель правления Союза композиторов Кузбасса Владимир Пипе-кин. Необходимо заметить, что перечисленными выше именами круг композиторов, проживающих в Кемеровской области, не исчерпывается. В городах Кузбасса работали и работают композиторы, которые по разным причинам не вступили в кемеровское и новокузнецкое творческие объединения. Например, в Прокопьевском колледже искусств преподают профессиональный композитор, выпускница Новосибирской консерватории Елена Островень, и композитор-любитель Игорь Булгаков.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в Кузбассе функционирует значительное количество композиторов-любителей, которые будучи талантливыми музыкантами (исполнителями, дирижерами), не имеют базового композиторского образования. Поэтому основной областью их творчества является песенный жанр, который оказался достаточно востребованным в Кузбассе. Они создают гимны индустриальных городов, предприятий, пишут музыку для самодеятельных коллективов. Так, М. Маслов написал гимн города Новокузнецка, В. Пипекин -автор гимна Киселевска, И. Булгаков - автор гимна Прокопьевска. Один из наиболее известных и исполняемых самодеятельных композиторов -Владимир Пипекин. Будучи хорошим организатором, он сам очень много делает для популяризации своего творчества - выпустил компакт диск, регулярно проводит авторские вечера в различных городах Кузбасса, привлекая студентов кафедры народных инструментов Кемеровского государственного института культуры, лучшие самодеятельные коллективы области и города Кемерова.

В группе кузбасских самодеятельных композиторов выделяются такие яркие творческие личности, как Геннадий Голицын, Анатолий Фе-денев, Александр Александров, Сергей Толстоку-лаков. Отдельные сочинения этих композиторов по многим параметрам - тематизму, форме, гармонии, владению хоровой и оркестровой фактурой не уступают опусам профессиональных авторов музыкальных произведений. Музыковед-

исследователь О. В. Гусева, анализируя фантазию Г. Голицина «Краснояры сердцем яры» для оркестра русских народных инструментов на темы песен А. Злобина и сюиту А. Феденева «Ой, ты Русь моя» считает, что эти сочинения композиторов-любителей по своим музыкально-эстетическим достоинствам «поднялись на уровень полноценных музыкальных произведений, прочно вошли в концертную практику Сибирского региона, интерпретируются дирижерами и исполнителями, профессионалами и любителями, воспринимаются разными аудиториями, вызывают эстетическое удовлетворение у всех поколений слушателей, включая их в процесс культурного сотворчества» [4, с. 133]. При этом достаточно демократичный музыкальный язык произведений явно ориентирован на широкого слушателя, проживающего в Кузбассе. Все это свидетельствует об одаренности названных авторов.

Представители любительского композиторского творчества Кузбасса по своему музыкальному образованию делятся в основном на исполнителей на русских народных инструментах (Г. Голицын, А. Феденев, В. Пипекин, М. Мас-лов) и на хоровых дирижеров (А. Ляпин, В. Тол-стокулаков), хотя есть среди них и пианисты (А. Александров, И. Булгаков), но это, пожалуй, исключение. Поэтому сфера приложения творческих сил этих композиторов в основном связана с родами их деятельности в качестве руководителей самодеятельных оркестров, ансамблей народных инструментов или хоровых коллективов. Стимулами создания тех или иных произведений для них часто является желание расширить репертуар своего коллектива, ввести в него содержательные ориентиры кузбасской индустриальной темы (например, песни о шахтерах и шахтерском труде), написать произведение для определенного инструментального или вокального состава. Как отмечает О. В. Гусева, «позитивной стороной деятельности композиторов-любителей является адекватность их творчества техническим возможностям исполнителей и его направленность на запросы конкретных потребителей - слушателей» [5, с. 124].

Например, Анатолий Феденёв, работая в Кемеровском государственном институте культуры концертмейстером, музыкальным руководителем оркестра народных инструментов хореографиче-

ского ансамбля «Молодой Кузбасс», пишет прикладную музыку для танцевального коллектива. При этом образность и яркость музыкального материала, мастерская организация инструментальной фактуры и формообразующего параметра, внимание к деталям позволяет его произведениям выйти за рамки прикладного значения на более высокий жанровый уровень и функционировать в концертной практике в качестве самостоятельных опусов. Так, увертюра «Ритм трудового Кузбасса», первоначально созданная в качестве музыки к танцевальной композиции, стала исполняться не только в Кузбассе, она прозвучала в Кремлевском дворце съездов на втором фестивале народного творчества РФ (1987), в исполнении Государственного оркестра русских народных инструментов им. Осипова под руководством народного артиста РФ Н. Калинина. Пьеса А. Феденёва «Деревенская картинка» для оркестра русских народных инструментов рекомендована творческой комиссией Министерства культуры Российской Федерации для публичного исполнения в нашей стране. Произведения Фе-денёва звучали во время гастролей хореографического ансамбля «Кузбасс» по России (Москва, Владимир, Новгород) и за рубежом (в Канаде, Франции, Испании, Кипре, Южной Кореи, Чили). Четыре произведения Феденёва вошли в диск-гигант «Мелодии земли Кузнецкой», выпущенный фирмой «Мелодия» (1986). Благодаря таким талантливым композиторам-любителям происходит интеграция отдельных образцов музыкального искусства кузбасского региона в российское и мировое культурное пространство.

Однако приходится констатировать факт, что среди творцов Кемеровской области, создающих продукты музыкального искусства, крайне мало профессиональных композиторов - выпускников теоретико-композиторских отделений Новосибирской консерватории и Красноярского государственного института искусств. Это Виктор Шергов, Марина Аристова, Константин Туев, Елена Островень, Анна Окунева. Супруги Бирюковы и Сергей Полозов, как было уже сказано, жили и работали в регионе кратковременно. Но два года назад из Кемерово уехали супруги В. Шергов и М. Аристова. Если песенное творчество композиторов-любителей находит применение в музыкально-педагогической практике и в творче-

ской деятельности самодеятельных коллективов, то произведения академических жанров профессиональных композиторов Кузбасса не звучат совсем. Это отмечала еще в 2007 году И. Умнова в своем эссе о кузбасских композиторах (см. [6]). Мало что изменилось и в настоящее время. Это не может не вызывать тревогу за дальнейшую внутреннюю питательную среду музыкального искусства Кузбасса, каковой является композиторское творчество. Ведь если музыкальная культура региона будет только репродуцировать то, что создается в центрах, ее развитие может замедлиться.

В последние годы в Кузбассе появляются молодые композиторы новой формации, которые сочиняют музыку, активно привлекая компьютерные, мультимедийные технологии. Сегодня с развитием рыночных отношений, теле- и видеокоммуникаций, искусства рекламы в композиторской среде более востребованными становятся иные музыкальные жанры: композиторы пишут музыку к рекламным роликам, клипам, логотипам торговых компаний и банков. Это направление в Кемерове активно осваивает молодой композитор Ирина Шрейбер - выпускница Кемеровского государственного института культуры по классу фортепиано.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить ряд специфических признаков, которые характеризуют процессы развития творчества композиторов Кузбасса.

1. Музыковеды, специализирующиеся на исследовании музыкального искусства регионов, как правило, оценивают вид самодеятельного песенного творчества композиторов-любителей как своеобразный временный этап в становлении культуры того или иного территориального образования России. Это этап перехода от полного преобладания жанров и форм коллективной традиционной культуры к системе музыкальной культуры новоевропейского типа с ярко выраженной индивидуальностью творца. Переходное состояние музыкальной культуры обычно связано с параллельным становлением социально-экономического статуса региона - ростом городов и населения в них, промышленности, инфраструктуры, что и происходило в Кузбассе, начиная с 1940-х годов и на протяжении второй половины XX века форсированными темпами.

Может быть, поэтому песенное творчество композиторов-любителей и единичные инстру-

ментальные опусы так близки по своему музыкальному языку фольклорным образцам. Данный факт имеет место, даже если в отдельных случаях композиторы-любители создают произведения в жанрах академической музыки - сюиты, сонаты, фантазии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, вокальные циклы. Причем это не стилизация, а органичный тип мышления самодеятельных композиторов, получивших академическое (хотя и не композиторское) музыкальное образование, но воспитанных в данном регионе на артефактах народного творчества данной локальной традиции. Отмеченное явление можно наблюдать на примерах произведений таких кузбасских композиторов, как А. Феденёв, В. Пипекин, М. Маслов, А. Ляпин и др.

Однако в Кемеровской области творчество композиторов-любителей по широте охвата имен и произведений, по глубине раскрытия региональной тематики (героический труд шахтеров, металлургов), наконец, по его распространенности в различных городах Кузбасса сложно назвать каким-то временным и несамостоятельным явлением. Это скорей объективно существующий самостоятельный пласт музыкальной культуры индустриального региона, который по своей социокультурной и эстетической значимости не уступает ни традиционной музыке, ни творчеству профессиональных композиторов, хотя базируется на синкретическом слиянии элементов параллельно развивающихся систем фольклора и академической музыки.

Самодеятельный музыкальный комплекс композиторского творчества, поддерживаемый широкой сетью любительских коллективов, регулярно транслирующих продукты этого творчества, обнаруживает внутреннюю динамику развития и востребованность слушательской аудитории, несмотря на социально-экономические катаклизмы 1990-х годов, не обошедшие их стороной. При всем том, обозначенные выше проблемы, коснулись в основном самодеятельных коллективов (хоров, ансамблей, оркестров), порой ставя под угрозу их существование. Композиторы продолжают писать в любых социально-экономических и политических условиях - дух творчества уничтожить нельзя.

2. Панорама профессионального композиторского творчества Кузбасса 1990-2000-х го-

дов включает два поколения композиторов 40-х (В. Шергов) и 60-70-х годов рождения (С. Полозов, О. Викторова, М. Аристова, Е. Латыш-Бирюкова, Н. Бирюков, К. Туев, Е. Островень, А. Окунева). При хорошо представленном количественно втором поколении композиторов, эту картину, разумеется, нельзя признать полноценной для благополучного функционирования данного звена музыкальной культуры Кузбасса в период 1990-2000-х годов. В настоящее время положение еще больше ухудшилось из-за отъезда многих композиторов из Кемеровской области. Необходимую полноту этого пласта музыкального искусства могло бы компенсировать наличие генеральных для всех композиторов тем и жанров творчества, а также присутствие центральной фигуры - некоего ориентира, на который могли бы равняться более молодые авторы музыкальных произведений. Но и этого не происходит. Каждый из названных композиторов работал, будучи оторванным от коллег, не имея возможности, а может быть, и желания наладить деловые и творческие контакты.

Профессиональное композиторское творчество Кузбасса, как видим, испытывает более сложный комплекс проблем, чем любительское. Это и невозможность, за исключением редких случаев, услышать свои произведения на концертной и театральной сцене (очевидно, что постоянная работа «в стол» губительна для композитора), и зависимость от отсутствия в Кемеровской области возможности получить композиторское образование, не уезжая из региона, и отсутствие профессиональной среды. Функционирующий Союз композиторов Кузбасса представляют только самодеятельные композиторы. Нельзя исключить случаев конфликтного противопоставления композиторов-профессионалов и любителей -ведь все создатели произведений искусства очень тяжело и болезненно переживают невостребованность своего творчества.

Такие обстоятельства предлагает музыкантам российская глубинка в начале XXI столетия. Если не предпринять усилий, профессиональное композиторское творчество так и останется слабым звеном музыкальной культуры Кузбасса. Самая сложная задача связана с периферийным музыкальным образованием. Несмотря на то, что в области есть вуз, который осуществляет профиль-

ную подготовку музыкантов, все же Кемеровский государственный институт искусств не относится к учебным заведениям консерваторского типа (подобно Новосибирской государственной консерватории, Красноярскому государственному институту искусств, Дальневосточному государственному институту искусств), на базе которых возможно полноценное обучение профессиональных композиторов. Что касается профессиональной творческой среды и организации премьер сочинений, то в этом плане не хватает активной деятельности Союза композиторов Кузбасса. Благоприятными здесь видятся творческие контакты с композиторами соседних регионов, путем совместного проведения конкурсов, мастер-классов и семинаров (ведь это все уже благополучно реализуется на уровне любительского творчества в Кузбассе), привлечение к названным мероприятиям не только самодеятельных, но и профессиональных композиторов Кузбасса.

Несмотря на перечисленные проблемы, процесс развития композиторского творчества в Кузбассе продолжается, исторически взаимодействуя с социально-культурным контекстом региона. Приятно отметить, что в педагогических составах музыкальных колледжей области работают молодые профессиональные композиторы, которые много делают для воспитания творчески одаренных студентов. В Прокопьевском колледже искусств выпускница теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории Елена Александровна Островень ведет класс композиции. Ее выпускники А. Редкашов, А. Вандрик и А. Едакина неоднократно становились лауреатами и призерами региональных, всероссийских и международных конкурсов и так же, как их педагог, сделали композицию своей профессией. Если растет новое поколение композиторов, значит есть хорошие перспективы развития этой области музыкального искусства Кузбасса.

Литература

1. Наточеева И. В. Сергей Полозов // Композиторы и музыковеды Саратова: сб. ст. - М.: Композитор, 2008. -С. 412-424.

2. Мохонько А. П. Увертюра Ольги Викторовой // Родник. - 1993. - 3 мая.

3. Мохонько А. Симфония Кузбасса. - Кемерово: Полиграф, 2016. - 328 с.

4. Гусева О. В. Инструментальное творчество композиторов Кузбасса: художественная ценность и социально-культурная значимость // Вестн. Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - 2006. - № 1. - С. 132-139.

5. Гусева О. В. Культуротворческий потенциал музыкального образования в условиях индустриального региона: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Кемерово, 2003. - 183 с.

6. Умнова И. Г. Творчество композиторов Кузбасса в музыкальной жизни региона состояние и проблемы // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Язык и речь современного искусства: сб. науч. тр. под ред. Г. А. Жерновой. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - Вып. 5. - С. 311-335.

References

1. Natocheeva I.V. Sergey Polozov [Sergey Polozov]. Kompozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologists of Saratov]. Moscow, Kompozitor Publ., 2008, pp. 412-424. (In Russ.).

2. Mokhonko A.P. Uvertyura Olgi Viktorovoy [Overture Olga Viktorova]. Rodnik[Spring], 1993, May 3. (In Russ.).

3. Mokhonko A.P. Simfoniya Kuzbassa [Symphony of Kuzbass]. Kemerovo, Poligraf Publ., 2016. 328 p. (In Russ.).

4. Guseva O.V. Instrumental'noe tvorchestvo kompozitorov Kuzbassa: khudozhestvennaya tsennost' i sotsial'no-kul'turnaya znachimost' [Music composers in Kuzbass: artistic value and socio-cultural significance]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2006, no. 1, pp. 132-139. (In Russ.).

5. Guseva O.V. Kul'turotvorcheskiy potentsial muzykal'nogo obrazovaniya v usloviyakh industrial'nogo regiona: dis. dokt. ped. nauk. [Cultural and creative potential of music education in conditions of industrial region. Dr. ped. sci. diss]. Kemerovo, 2003. 183 p. (In Russ.).

6. Umnova I.G. Tvorchestvo kompozitorov Kuzbassa v muzykal'noy zhizni regiona sostoyanie i problemy [The composers of Kuzbass in the musical life of the region, the state and problems]. Iskusstvo i iskusstvovedenie: teoriya i opyt. Yazyk i rech' sovremennogo iskusstva [Art and art history: theory and experience. In the Language of contemporary art]. Ed. G.A. Zhernovaya. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2007, vol. 5, pp. 311-335. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.