Литература
1. Амрахова А. А. Перспективы фреймовой семантики в музыкознании // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. - Изд. 3-е. - М.: Либроком, 2014. - 240 с.
2. Adorno T. W. Kulturkritik und Gesellschaft. Gesammelte Schriften, Band 10.1. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1977.
3. Stockhausen K. Musik im Raum // Darmstädte Beiträge zur Neuen Musik / Hrsg. von Wolfgang Steinecke. B. Schott's Söhne. - Mainz, 1959. - P. 94.
4. Stockhausen K. Musik und Sprache im GESANG DER JUNGLINGE (Text vom Frühjahr 1957) // Textheft. Booklet Elektronische Musik / Hrsg. Stockhausen-Verlag. - Kuerten, 2001. - P. 184.
5. Stockhausen K. Sprache und Musik // Darmstädte Beiträge zur Neuen Musik / Hrsg. von Wolfgang Steinecke. B. Schott's Söhne. - Mainz, 1958. - P. 100.
References
1. Amrakhova A.A. Perspektivy freimovoi semantiki v muzykoznanii [Prospects of frame semantics in musicology]. Muzyka kak forma intellektual'noi deiatel'nosti [Music as a form of intellectual activity]. Ed. M.G. Aranovskii, Moscow, Librokom Publ., 2014. 240 p. (In Russ.).
2. Adorno T.W. Kulturkritik und Gesellschaft. Gesammelte Schriften, Band 10.1. Frankfurt am Main, Suhrkamp Publ., 1977. (In Germ.).
3. Stockhausen K. Musik im Raum. Darmstädte Beiträge zur Neuen Musik. Mainz, Hrsg. von Wolfgang Steinecke. B. Schott's Söhne Publ., 1959, p. 94. (In Germ.).
4. Stockhausen K. Musik und Sprache im GESANG DER JUNGLINGE (Text vom Frühjahr 1957). Textheft. Booklet. Elektronische Musik. Kuerten, Hrsg. Stockhausen-Verlag Publ., 2001, p. 184. (In Germ.).
5. Stockhausen K. Sprache und Musik. Darmstädte Beiträge zur Neuen Musik. Mainz, Hrsg. von Wolfgang Steinecke. B. Schott's Söhne Publ., 1958, p. 100. (In Germ.).
УДК 78.072
«ОСТРОВ МЕЧТЫ» ДЛЯ ИРИНЫ ШРЕЙБЕР: ЭСКИЗЫ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ КОМПОЗИТОРА1
Синельникова Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена творчеству Ирины Шрейбер - молодого и талантливого композитора Кузбасса и вопросам формирования авторского стиля на раннем этапе. Ирина Шрейбер - сложившийся профессионал, аранжировщик и композитор современной формации. Она позиционирует себя как композитор эпохи постмодерна, но не по стилю, а по жанровой панораме творчества и методам работы, с использованием технических средств. Опусы кузбасского композитора далеки от авангарда, от шокирующих эпатажных акций, от сложных и рассчитанных конструкций. И. Шрейбер создает музыку, идущую от сердца, а стиль ее сочинений гармонично встраивается в широкое и многообразное движение «новой простоты», охватившее музыкальное искусство рубежа XX-XXI веков. Автор статьи рассматривает творчество И. Шрейбер с точки зрения современной музыкальной жизни, размышляет над проблемами творческого процесса композитора начала XXI столетия.
Отдельные страницы статьи посвящены музыке для детей Ирины Шрейбер. Эта область творчества оказалась наиболее любимой молодым композитором и востребованной для режиссеров, продюсеров, сценаристов, хореографов. Сфера приложения музыки для детей необычайно расширилась в XXI веке. Среди музыкальных жанров «детской» музыки И. Шрейбер - музыка к мультфильмам, детским спектаклям и постановкам театра кукол, музыка для рекламы интернет-магазина детских
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и коллегии администрации Кемеровской области в рамках научно-исследовательского проекта № 15-14-42001 «Искусство Кузбасса в контексте развития региона (период 1990-2010 годов)».
игрушек и песенки для мягких игрушек, музыка для компьютерных игр и интерактивных приложений. И. Шрейбер много экспериментирует со звуком и тембрами, включая тембр собственного голоса, ищет новые краски.
Ключевые слова: творчество Ирины Шрейбер, композитор Кузбасса, музыка для детей, сказка, «новая простота».
"ISLAND OF DREAMS" FOR IRENE SCHREIBER: SKETCHES FOR CREATIVE PORTRAIT OF THE COMPOSER
Sinelnikova Olga Vladimirovna, Dr of Art History, Professor, Head of Department of Orchestral and Instrumental Performance, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is devoted to the work of Irene Schreiber, is a young and talented composer of Kuzbass and the formation of the author's style at an early stage. Irina Schreiber established a professional arranger and composer of modern formation. She positions herself as a composer in the postmodern era, but not in style and genre panorama of creativity and working methods, with the use of technology. Opus Kuzbass composer is far from avant-garde, shocking of shares, from the sophisticated and calculated structures. I. Schreiber creates music, coming from the heart, and the style of her works are embedded within a broad and diverse movement of "new simplicity", which covered the music of the turn of XX-XXI centuries. The author considers the works of I. Schreiber from the point of view of modern musical life, reflects on the challenges of the creative process of the composer in the beginning of XXI century.
A separate page devoted to the music for children of Irene Schreiber. This area of creativity was the most beloved young composer and demand for Directors, producers, screenwriters, choreographers. The scope of application of music for children extended extraordinary in the twenty-first century. Among the musical genres of "child" music by Igor Schreiber music for cartoons, children's shows and productions puppet theatre, music for advertising Internet-shop of children's toys and songs for soft toys, music for computer games and interactive applications. I. Schreiber a lot of experimenting with sound and voices, including the timbre of his voice, looking for new paint.
Keywords: creativity Irene Schreiber, the composer of Kuzbass, children's music, fairy tale, "new simplicity".
Как появляются талантливые музыканты и композиторы? Этот вопрос, казалось бы, понятен и очевиден. Ведь многовековая история музыки демонстрирует картину, богатую выдающимися именами композиторов, которые росли и воспитывались в музыкальном окружении, в музыкальных семьях, учились у своих предшественников, работали в городах - центрах культуры и находились в среде профессиональных музыкантов. Известно, что талант к музыке передается с генами. Но бывает все иначе, как будто вопреки предлагаемым обстоятельствам.
Ирина Шрейбер (Тулякова) родилась в г. Гае Оренбургской области в немузыкальной семье инженеров-строителей (мама - Тулякова Наталья Николаевна, папа - Туляков Сергей Алексеевич). Училась в Самарской школе-интернате для сле-
пых и слабовидящих детей № 17. Там она обучалась пению и игре на фортепиано. Особенно повлияла на становление Ирины как пианистки преподаватель Чепкая Наталья Федоровна. Во время обучения в музыкальной школе Ира уже участвовала в различных конкурсах и фестивалях. Ее первым композиторским опытом стали Вариации для фортепиано, сочиненные в третьем классе музыкальной школы. Затем Ирина Шрейбер поступила в Курский музыкальный колледж-интернат для слепых и слабовидящих (в 2006 году), который находился далеко от дома. Так началась ее самостоятельная жизнь, наполненная музыкой и творчеством.
В колледже Ирина занималась по классу фортепиано у Сафоновой Натальи Александровны, по классу гармонии у Дудошникова Петра Васи-
льевича, который повлиял на ее гармоническое мышление и стиль композиции. Основы аранжировки Ирина получила у преподавателя колледжа Морозова Сергея Александровича. Свою первую песню Ирина написала, учась на третьем курсе музыкального колледжа. Преподаватель по сольфеджио задала студентам задание - сочинить песню на стихи русского поэта. Как раз в это время Ира начала посещать курсы компьютерной аранжировки. «Светлая песня» на стихи И. Бунина - первая работа Ирины в области компьютерной аранжировки - была ею исполнена на одном из концертов колледжа.
Ирине Шрейбер приходилось жить и учиться в разных городах, но по-настоящему творческий профессиональный композиторский путь для нее начинается в Кузбассе в период учебы по специальности «Фортепиано» на кафедре оркестрово-инструментального исполнительства в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. За годы обучения в вузе И. Шрейбер завоевала множество призов и наград, неоднократно становилась лауреатом международных конкурсов как пианистка, чему немало способствовала ее преподаватель по специальности Протасова Наталья Григорьевна. Концерты, конкурсы, фестивали - все это постоянно присутствовало в ее насыщенной творческой жизни. Стремительный взлёт композиторской карьеры И. Шрейбер пришелся на первый год обучения в вузе (2010), начиная с блистательной победы в профессиональном университетском конкурсе «Прорыв», где она получила Гран-при. Уже через два года на губернаторском приёме в честь дня Российского студенчества губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев наградил Ирину медалью «За честь и мужество» в области культуры и искусства.
В 2012 году Ирина участвовала как эстрадная вокалистка в межрегиональном эстрадном фестивале-конкурсе «Кузбасс-поколение» (заняла II место и получила специальный приз жюри). В процессе подготовки к фестивалю она написала две песни «Я устала, мне ждать?» и «Под ярким солнцем». Автор слов песни «Я устала, мне ждать?» заслуженный работник культуры России, журналист, театральный критик, автор пяти поэтических книжек, Виктор Евграфов специально для Ирины написал этот поэтический текст. Вот как он характеризует молодого компо-
зитора на форуме: «С Ирой Шрейбер-Туляковой мы сделали пять песен: две на ее музыку и мои стихи, три на мою музыку и стихи - Ира их аранжировала и озвучила. Ирина Шрейбер талантливый молодой композитор и аранжировщик с хорошим художественным вкусом. Чувствует и воспроизводит в своих композициях и аранжировках музыку стихотворения. Хорошо поет. Все, что Ира делает в музыке, наполнено ее личностным отношением к материалу. Ей присуще образное музыкальное мышление и в композициях, и в аранжировках!» [3].
Закончив в 2014 году университет с красным дипломом, Ирина Шрейбер с головой уходит в творчество: заказов становится больше, известность растет. К настоящему времени у нее накопился уже солидный творческий багаж, состоящий из разнообразных опусов. Это песни, фортепианные пьесы, произведения для камерных ансамблей и ансамбля русских народных инструментов, электронные композиции, музыка к спектаклям театра кукол и хореографической постановке, музыка к фильму. Одним словом, произведения молодого композитора могли бы составить не один авторский вечер. Первый такой концерт состоялся 25 ноября 2013 года в концертном зале Кемеровского государственного университета культуры и искусств, когда Ирина училась еще на 4 курсе.
Небольшую часть своих сочинений представила на своем первом авторском концерте сама Ирина Шрейбер, а также студенты и преподаватели кафедры оркестрово-инструментального исполнительства и кафедры народных инструментов. Среди них «Кузнецкий экспромт» для баяна с оркестром русских народных инструментов - первый опыт Ирины создания партитуры для оркестра (пьеса посвящена 70-летию Кемеровской области)2, «Экзерсис» для камер-
2 Пьеса «Кузнецкий экспромт» была исполнена на авторском концерте И. Шрейбер ансамблем русских народных инструментов «Гармония» под руководством Эльбруса Шабаева. Солист - лауреат международных конкурсов преподаватель Кемеровского музыкального колледжа Денис Шрейбер. Премьера этого произведения состоялась ранее в большом зале Кемеровского музыкального колледжа в исполнении оркестра русских народных инструментов под руководством Светланы Юдиной.
ного оркестра, посвященный 15-летию кафедры оркестрово-инструментального исполнительства. В авторском концерте молодого композитора прозвучали не только ее оригинальные работы, но и аранжировки, например, песня «Реченька» (слова и музыка В. Патова), Песня Жанны (из мюзикла Ярославы Пулинович «Жанна»), «Небылица» и колыбельная «Баюн» (на слова М. Барковой). К слову сказать, данные сочинения - примеры мастерски освоенного композитором фольклорного стиля. Свои песни И. Шрейбер исполняет сама, обладая не очень сильным, но мягким и приятным сопрано. У неё есть уже свои постоянные авторы текстов песен, с которыми она сотрудничает -поэтесса, журналистка Маргарита Баркова, поэт Виктор Евграфов.
Вот такой стремительный путь к успеху: преодоление и работа, работа, еще раз работа... Авторский стиль молодого композитора только формируется, но в отдельных музыкальных жанрах она уже сегодня демонстрирует свое мастерство, интересное творческое мышление без желания эпатировать публику. И. Шрейбер сторонится авангардных техник, сочиняя простые, красивые и приятные слуху мелодии, которые хочется напевать. К каким жанрам она особенно тяготеет? В первую очередь это песня и детская музыка. На детской музыке Ирины Шрейбер хотелось бы остановиться подробнее. Думается, что именно эта область творчества на данный момент ярче всего характеризует авторский стиль молодого кузбасского композитора.
Музыку для детей Ирина Шрейбер пишет по заказу и по велению сердца. Разнообразный мир ребенка очень близок Ирине и органично отражается в ее композициях. На счету молодого композитора уже множество превосходно исполненных заказов в данной области: музыка для рекламы интернет-магазина детских игрушек «toy.ry», песенки для новогодних мягких игрушек, фирменная песня для магазина детских развивающих игрушек «Вундеркинд», музыка для интерактивного детского приложения «My First Words», музыка для детской интерактивной сказки «О девочке Малинке и кошечке Хаврошечке», музыка для компьютерной игры «Ходилки», наконец, одна из последних работ - музыка к мультфильму «Секретные приключения Арса-Костэбола».
Детская музыка во всем разнообразии своих жанров - это та сфера композиторского твор-
чества, которая на сегодняшний день лучше всего прочувствована и освоена И. Шрейбер. Эта музыка очень привлекательна для слушателей и востребована для режиссеров, продюсеров, сценаристов, хореографов. В последнее время многие заказчики обращаются к Ирине, услышав в Интернете ее музыку к детским сказкам. Произведения И. Шрейбер с ее разрешения начинают использовать даже в тех проектах, для которых она не предназначалась. Так музыка Шрейбер звучит в спектакле «Иллюзионный концерт» Московского театра иллюзии, где под нее танцуют лесные феи, подружки Гнома - главного героя спектакля (см. сайт Московского театра иллюзии [1]).
Магия простых интонаций и мелодических ходов сочинений Ирины Шрейбер производит глубокое впечатление на слушателей. Первое впечатление свежести и непосредственности услышанного переходит в сознание того, что звучит очень знакомая музыкальная тема, которая незаметно становится любимой, легко поется и долго не уходит из памяти. При этом никаких цитат И. Шрейбер не использует. Неудивительно, что со сказкой у этого композитора складываются особые отношения. Она является автором музыки к трем детским театральным спектаклям, поставленным на сюжеты сказок. Это спектакль «Новогоднее приключение сестрицы Аленушки и братца Иванушки» и музыка к двум моноспектаклям-сказкам, поставленным московским театром кукол «Парадокс», - «Котенок Гав» и «Серая Шейка».
Весной 2013 года Ира получила долгожданный для себя заказ. На одной из интернет-площадок для фрилансеров был создан конкурс на написание музыки к детскому спектаклю «Котёнок Гав» кукольного театра «Парадокс». Соискателям нужно было продемонстрировать свои «детские» работы, после чего заказчик должен отобрать для себя одного композитора. Исполнителем этого проекта была выбрана Ирина. Спектакль с ее музыкой был поставлен 12 ноября 2013 года главным режиссером театра «Парадокс» и исполнительницей всех главных ролей Ольгой Коробовой.
Музыка И. Шрейбер очень яркая, характеристичная, образная. Особенна показательна увертюра к этому спектаклю, отражающая веселый игровой сюжет. В увертюре, написанной в модифицированной сонатной форме две темы: главная партия, по-видимому, персонифицирована
под игривость главного героя Котенка по имени Гав, а побочная - передает осторожность и рассудительность «взрослых» героев этой детской пьесы - Пса и Кота. За две минуты этой миниатюрной увертюры И. Шрейбер демонстрирует умение оригинально мыслить в рамках классической сонатной формы, слышать оркестровые краски и способность развивать даже такой незамысловатый тематический материал. Однако молодой композитор более тяготеет к малым инструментальным формам, виртуозное владение которыми она отточила в искусстве создания музыки к рекламным роликам. Своеобразный талант миниатюриста сказался здесь в модификации сонатной структуры увертюры, в репризе которой не оказалось главной партии, побочная была существенно преобразована, а жизнерадостная кода обогатилась новым инструментальным колоритом вибрафона.
Известно, что в детстве у детей преобладает образное мышление. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. А если эти волшебные образы являются ребенку в синтезе с такой трогательной и прекрасной музыкой, то получается двойной эффект. «Для кого мои спектакли? В первую очередь для родителей, для тех, кто хочет научить своего ребенка думать и сопереживать, делать хорошие поступки бескорыстно и от всей души, для тех, кто хочет, чтобы ребенок научился "видеть сердцем"» [2] - такую задачу ставит перед собой создатель моноспектаклей для детей Ольга Коробова.
Молодой композитор Ирина Шрейбер тонко чувствует хрупкий и загадочный мир ребенка. Именно это качество проявилось еще ярче в музыке ко второй сказке для театра кукол «Парадокс». Почти каждому с детства известна немного грустная история об уточке по имени Серая Шейка с хорошим, как и полагается сказке, финалом. Авторская сказка - это явление особое само по себе. В энциклопедическом источнике читаем: «Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из "знаков" в полнокровные "образы" и зачастую подчеркнутая игра со сказочными клише (последнее особенно важно для литературы XX века). Авторскую сказку отличает также "двойное бытование". За редким исключением
(в тех случаях, когда сочинение предназначается исключительно детской аудитории), авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми. Причем не важно, какому читателю сказка адресована, о чем свидетельствуют два равноценных процесса: превращение "взрослых" книг в "детские" (Ш. Перро, Р. Р. Толкиен) и обратное движение - от "детской" книги к "взрослой" (Л. Кэрролл)» [4].
Такова добрая и трогательная сказка о говорящей уточке со сломанным крылышком, когда-то рассказанная русским писателем Д. Маминым-Сибиряком. Именно эта сказка, как никакая другая, способна вызвать в ребенке состояние сочувствия. Несмотря на простоту сюжета и счастливый конец, в сказке поднимается очень серьезная тема одиночества человека в огромном и полном опасностей мире. Особенно болезненно одиночество для ребенка. Поэтому данную сказку не рекомендуется показывать в детских домах и детям с ограниченными возможностями, о чем специально предупреждается на сайте театра «Парадокс». Ирине Шрейбер, которой в силу необходимости пришлось учиться и воспитываться вдали от родителей, очень знакомы подобные эмоции. Поэтому музыка к сказке «Серая Шейка» получилась особенно глубокой, временами драматичной, с чутким вслушиванием в характер сказочных персонажей.
Всего к спектаклю композитором написано 9 небольших номеров, каждый из которых очень точно соответствует ситуации, происходящей на сцене. Названия этих номеров весьма условны, но они складываются в сюиту, объединенную не только сюжетом сказки, но также музыкально-композиционными и интонационно-тематическими закономерностями. Каждая часть этой сюиты имеет свою музыкально-драматургическую функцию и яркий визуальный образ, детально «прорисованный» оркестровыми средствами: № 1 «Первая композиция» - вступление на основе гимнической темы (струнные), предвосхищающей счастливый конец сказки; № 2 «Вторая осенняя композиция» - экспозиция образа одинокой Серой Шейки (печальная мелодия флейты); № 3 «Музыка на слова рассказчика» - экспозиция образа природы, постепенно застывающая красоты осеннего леса; № 4 «Музыка на лису» -
контрэкспозиция образа хитрой Лисы (вкрадчивая тема саксофона) и испуганная Серая Шейка (мелодия флейты из № 2); № 5 «Зима и перестановки» и № 6 «Зима и мороз» - смена времени года, изображение зимних пейзажей, застывшего льда реки и обновление оркестрового колорита за счет использования «холодных» тембров (гобой и челеста); № 7 «Лиса торжествует» и № 8 «Пробежки зайца» - кульминация (выстрел охотника) и развязка; № 9 «Финал» - реприза-кода, где возвращается гимническая тема вступления и появляется новая танцевальная тема. Инструменты персонифицированы в героев сказки, а создатель музыки вместе с постановщиком и исполнителем проживает жизни своих персонажей.
Вернемся, однако, из сказки к реальности современной жизни. Сегодня Ирина Шрейбер -сложившийся профессионал, аранжировщик и композитор современной формации, что немаловажно для творческой идентификации и востребованности в наш жестокий век конкуренции. А что же такое современный композитор и что же он пишет? Это, пожалуй, проблема для специального обсуждения, тем более, что быть современным композитором пока еще не учат (или только очень медленно начинают учить) в российских музыкальных вузах. Понятие «современный» не имеет строгих временных рамок. Совсем недавно современностью считался XX век, но когда наступил XXI, предыдущее столетие автоматически стало прошлым. Но к И. Шрейбер это уже не относится, так как ее музыкальное мышление формировалось в начале XXI столетия и оказалось органично встроенным в новую реальность, отвечая требованиям эпохи.
Помимо традиционных жанров И. Шрейбер создает такую музыку, которая уже стала привычной и почти незаметной частью нашей повседневной жизни - музыкальное оформление рекламных роликов, компьютерных игр, веб-сайтов, передач телевизионных каналов и промоклипов, аудиоло-готипы разных компаний. Очевидно, что для этого требуется совершенно иная форма творческого процесса, нежели хорошо всем известный из учебников и монографий о великих композиторах прошлого способ создания музыки: от замысла до написания партитуры за столом (или за столом и роялем), а затем ее инструментовки. Надо сказать, что и многие современные композиторы старшего
поколения не мыслят сочинять по-другому, ведь годы их становления прошли в мире, который еще не знал, что такое компьютер.
И. Шрейбер позиционирует себя как композитор эпохи постмодерна, но не по стилю, а по жанровой панораме творчества и методам работы с использованием технических средств. Она далека от авангарда, от шокирующих эпатажных акций, от сложных и рассчитанных конструкций. И. Шрейбер создает музыку, идущую от сердца, а стиль ее сочинений гармонично встраивается в широкое и многообразное движение «новой простоты», охватившее музыкальное искусство рубежа XX-XXI веков. И. Шрейбер, как и другие молодые композиторы, работает в MIDI - компьютерных фиксирующих программах, позволяющих слышать макет, эскиз будущего сочинения и производить с ним любые изменения. В ее словаре множество технических терминов, которые ничего не говорят музыкантам и композиторам старшего поколения: «семпл», «секвенсор», «мастеринг», «джингл», «тайминг» и др.
Создание музыки в современных условиях -это целая наука. Ирине пришлось осваивать ее самостоятельно. Процесс написания такой музыки, уже не только творческий, но и технический, протекает в профессиональных компьютерных программах. Современный композитор, который хочет быть востребованным, должен иметь не только классическое музыкальное образования, предполагающее знание всех разделов истории и теории музыки, психологии музыкального восприятия, но и обладать навыками в области компьютерных технологий, физиологии звука, звукорежиссуры, технологии коммуникаций, стандартизации и управления техническими процессами. Владея всем этим современным арсеналом, композитору необязательно жить в крупных городах и центрах музыкальной культуры, чтобы быть узнаваемым и известным. И. Шрей-бер живет в Кемерово, но успешно выполняет заказы для разных городов и стран.
Многие программы предназначены специально для работы с уже записанными звуками или семплами. Они удобны для редактирования сем-плов до их использования в композиции. Какое техническое изобилие! Получается, что сейчас любой дилетант в музыке может на основе знания какой-либо программы что-нибудь этакое со-
чинить. Однако не существует такой программы, которая сможет заменить опыт и талант композитора. Для качественного творчества необходимо иметь качественный музыкальный материал, а это - не только семплы, синтезаторы и готовые библиотеки инструментов, но и живой композиторский замысел - родившаяся мелодия и придуманный элемент фактуры, ритмическая фигура, гармонический колорит и оркестровая краска. Искусство создания музыки и сегодня невозможно свести только к техническому процессу.
Как же создает И. Шрейбер свои опусы? Об этом лучше спросить у самого композитора. «Весь процесс работы начинается с информации от заказчика: сценарий, или его основа, характеристики персонажей, описание декораций, внешности героев, в общем, всех красок, которые присутствуют на сцене, либо в кадре, - говорит Ирина. - Я никогда не жду, когда придет вдохновение - ознакомление с материалом, прослушивание музыки определённого стиля настраивают меня на нужный лад, и я сразу начинаю работать, пока не потеряла настроение. Иногда, конечно, приходится переделывать - я отношусь к этому спокойно, как к необходимой работе. Как правило, мне всегда присылают количество номеров в спектакле, но не всегда указывается хронометраж. Хронометраж зависит от специфики спектаклей, для которых пишется музыка. К примеру, для кукольных спектаклей музыка должна быть такой, чтобы можно было успеть проделать все движения кукол, которые запланированы в определенном эпизоде. Сейчас перед началом работы я стараюсь составить как можно более полное техническое задание. Иногда сама задаю разные уточняющие вопросы заказчикам проектов. Всю работу я выполняю в секвенсоре, который позволяет записать ноты и качественно обработать записанный материал»3. Вот так терпеливо и последовательно создается музыка композитора XXI века.
И. Шрейбер много экспериментирует со звуком и тембрами, включая тембр собственного голоса, ищет новые краски. У Ирины очень широкий круг творческого общения в Интернете с музыкантами и поэтами из разных регионов России. Один из ее друзей - музыкант-программист Илья Ефимов, который создает синтезаторы с реалистичным звучанием инструментальных тем-
3 Из переписки автора статьи с И. Шрейбер.
бров. Благодаря новым уникальным библиотекам звуков народных инструментов, которые любезно подарил Ирине автор компьютерных программ, появилась возможность поэкспериментировать с тембром собственного голоса в народной манере.
Результатом таких экспериментов становятся новые инструментальные и вокальные композиции. Они не имеют прикладного значения, но скрытая программность, образный строй и музыкальный язык этих пьес пронизан воспоминанием о сказке, волшебством, верой в чудо. К примеру, электронная композиция «Хрустальная миниатюра № 1», возникшая в связи с интересом Ирины к тембрам, напоминающим стеклянные звучания, будто бы символизирует хрупкий сказочный мир мечты, которую так легко разрушить одним неосторожным словом иди движением.
Когда Ирина изучала свою новую библиотеку тембров, ее заинтересовал один очень глубокий тембр органа, с которым она начала импровизировать. В процессе импровизации возникло название этой музыки - «Звенящий закат». Несколькими днями позже пьесу услышал поэт Виктор Евграфов и, вдохновлённый музыкой, сочинил к ней стихи. В инструментальной композиции «Океан» Ирина соединяет электронное звучание с заинтересовавшим ее тембром инструмента мелодика, игру на которой она освоила самостоятельно.
Однажды, наигрывая различные мелодии на фортепиано, Ирине захотелось попробовать сделать композицию, в которой классическое фортепиано сочеталось бы с различными современными тембрами. Композиция была названа «Остров мечты». Эта маленькая пьеса - одно из лучших сочинений И. Шрейбер. Волшебный мир детства быстро исчезает с наступлением взрослой жизни, полной проблем и забот. Лишь очень немногим удается сохранять те эмоции и ощущения, которые посещали их в детстве. Ирина Шрейбер способна не только сохранять в памяти этот магический мир детства, но и воплощать его в своем творчестве интересно, ярко и талантливо. Впереди большие перспективы и много, много интересной по-настоящему творческой работы. Многому еще надо учиться, приобретать мастерство, чтобы постепенно приближаться к своему «острову мечты», волшебному и прекрасному миру музыкальной композиции.
Литература
1. Московский театр иллюзии [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: http://www.teatrmagic.ru/репертуар/ (дата обращения: 03.06.2015).
2. Парадокс: театр кукол [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: http://paradoxtheatre.ru (дата обращения: 02.06.2015).
3. Из переписки И. Шрейбер с В. Евграфовым [Электронный ресурс]: ВКонтакте. - URL: http://vk.com/ topic-84069926_31002133 (дата обращения: 07.06.2015).
4. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krugosvet.ru/node/39215?page=0,2 (дата обращения: 03.06.2015).
References
1. Moskovskii teatr illiuzii: veb-sait [Moscow theater of illusion: website]. (In Russ.). Available at: http://www. teatrmagic.ru/repertuar/ (accessed 03.06.2015).
2. Paradoks: teatr kukol: veb-sait ["Paradox" puppet theater: website]. (In Russ.). Available at: http://paradoxtheatre.ru (accessed 02.06.2015).
3. Iz perepiski I. Shreiber s V. Evgrafovym [From correspondence with W. J. Schreiber Evgrafov]. (In Russ.). Available at: http://vk.com/topic-84069926_31002133 (accessed 07.06.2015).
4. Entsiklopediia Krugosvet [Encyclopedia Krugosvet]. (In Russ.). Available at: http://www.krugosvet.ru/node/39215? page=0,2 (accessed 03.06.2015).
УДК 783.2
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КЛИРОСНОЙ ПРАКТИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Шелудякова Оксана Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]
Статья предназначена для студентов дирижерско-хорового, историко-теоретического и композиторского отделения музыкальных вузов и колледжей, а также всех интересующихся историей и теорией церковного пения нашей страны. Она содержит исследование основных особенностей профессионального обучения и нравственного воспитания в Древней Руси, в ней выявляются потенциальные воспитательные возможности богослужебного пения XV-XVII веков и анализируются инструменты его педагогического воздействия.
Древнерусская культура в статье рассматривается как часть мировых художественных процессов и самобытный пласт культуры с имманентными конфессиональными, социокультурными и эстетическими закономерностями. Доминантой определены теоретический, исторический и нравственно-воспитательный подходы в сочетании с эстетическими и символическими характеристиками изучаемых явлений.
Воспитательный процесс в Древней Руси носил системный характер, обладал целостностью и единством. Единство обучения, воспитания и развития было краеугольным камнем древнерусской системы образования: обучение носило ярко выраженную воспитательную направленность и развивало в воспитанниках духовную составляющую.
Материалом для обучения в Древней Руси служили источники различного характера: певческие азбуки, службы и певческие богослужебные книги, древнерусские летописи и поучения, исследования о древнерусской педагогике, собственно древнерусские песнопения.