УДК 78.07
И. Г. Умнова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРА ВЛАДИМИРА ПИПЕКИНА1
ля развития музыкальной культуры регионов, отдаленных от крупных центров и имеющих довольно специфично организованное жизненное пространство, необходимо стабильное функционирование творческой практики, представленной как исполнительской, так и композиторской деятельностью. Однако в индустриальных городах - связанных с производством и машинной техникой местах поселения людей - оперные театры и акустически совершенные концертные залы отсутствуют. Бытование музыки представлено в основном формами массовой культуры. Ситуация осложняется и тем, что в таких городах отсутствуют вузы, выпускающие молодых композиторов, способных насытить разнообразием музыкальную жизнь современников. Но и в больших культурных центрах система «классической музыки» может оказаться герметично закрытой для общения с широкой аудиторией. Ситуация отсутствия коммуникации может сложиться из-за потери связи композитора с самой публикой. Согласимся с высказанным по этому поводу мнением: «Дистанция объясняется тем, что "ушел" со сцены композитор - в кабинет, к письменному столу <...> Если посмотреть даже на музыку XX века: непосредственно обращенная к зрителям музыка принадлежит композиторам, которые были либо пианистами, либо дирижерами, то есть все-таки имели опыт сценической деятельности... одна из главных причина дистанционнос-ти — композитор "ушел" со сцены, как исполнитель, как практик» [1].
Таким образом, в центре внимания автора статьи оказывается фигура компози-тора-исполнителя, композитора-педагога/ наставника, чья художественно-рефлек-сивная деятельность способствует функционированию различных форм музыкальной культуры в современном индустриальном городе отдаленного от центра региона. Следует уточнить при этом, что педагоги-
© И. Г. Умнова, 2019
ческая стезя такого композитора оказывается связана с воспитанием в первую очередь музыкантов-исполнителей и курированием творчества композиторов-любите-лей. Важно акцентировать внимание и на постепенном изменении статуса: в процессе творческой деятельности исполнитель-композитор становится композитором-ис-полнителем.
В музыковедческих трудах не так много работ, посвященных изучению вопроса специфики современной композиторской деятельности в аспекте ее полифункциональности. Имеется в виду некий процесс возвращения от высокого академического профессионализма к ремеслу (умению выполнять конкретные практические задачи). Для данной статьи в качестве методологической базы послужили научные исследования Е. К. Карелиной и А. Л. Маклыгина, в которых авторы размышляют о понятии композитор сквозь призму «более широкого понятия авторского творчества» [2, с. 54], а также предлагают несколько дефиниций для его обозначения [3]. Укажем и работу автора данной статьи, где также привлекалось внимание к облику современного композитора, «способного обновлять образ музыкальной России» [5]. Парадоксально, но выводы Е. К. Карелиной и А. Л. Маклыгина, сделанные на основе анализа процесса становления национального композиторского профессионализма, оказались актуальными и для рассмотрения особенностей развития композиторской деятельности как необходимой составляющей современной музыкальной культуры в отдаленных регионах России. В данном контексте показательным может стать изучение разных граней творческой деятельности Владимира Михайловича Пипекина (р. 1949 г.), своеобразного лидера в кругу композиторов Кемеровской области (об этом подробнее см.: [4]).
Первые музыкальные впечатления Пи-пекин получил в раннем детстве: по воспоминаниям, его мама Любовь Ильинична знала много песен. Она заметила интерес
д
сына к баянисту-самоучке, который приехал в маленький дальневосточный горняцкий поселок Широкий и поселился недалеко от их дома. Увидев, что вместе с сыном и другие мальчишки увлеченно слушают игру соседа, мать организовала кружок баянистов, а затем Пипекину купили его первый инструмент. «Он был черный и блестящий, сделанный на Ленинградской фабрике, но за три года от моей усердной игры кнопочки настолько стерлись, что пришлось вставлять кусочки резинки», - вспоминает Владимир Михайлович.
Руководителем кружка был педагог из городской музыкальной школы, который через три года посоветовал начинающему баянисту ездить за 12 километров в город Райчихинск, чтобы посещать уроки в музыкальной школе, где, кстати, не велись занятия по сольфеджио и музыкальной литературе. Когда в школу приехал из Благовещенска директор музыкального училища Н. А. Лошманов, то прослушав, порекомендовал поступать. Так началось профессиональное образование в классе Николая Алексеевича Лошманова, приехавшего на Дальний Восток после окончания Оренбургского музыкального училища. «Певец земли Амурской» - так стали называть Лошманова за его любовь к краю, который стал его второй родиной и которому он посвящал свои песни на протяжении всей творческой жизни.
Думается, что Пипекину любимый учитель передал не только секреты профессионального мастерства, но и стал воспитателем и вдохновителем на создание собственных песен. За два года обучения в училище с 1966 по 1968 гг. молодой музыкант поработал баянистом-концертмейстером в Амурском народном хоре, а затем был призван в армию, служил на острове Сахалин (1968-1970). За годы службы организовал и руководил двумя вокальными ансамблями воинской части. Тогда и были сочинены первые песни, которые сразу же были исполнены и получили одобрение. Затем молодой музыкант вернулся в Благовещенск и закончил учебу, одновременно работая концертмейстером-баянистом и преподавателем в музыкальном училище.
С 1972 по 1976 г. Владимир Пипекин обучается в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки на факультете народных инструментов в классе баяна, одновременно посещая уроки композиции.
Именно здесь музыкант и выбирает в качестве заглавного для своего творчества жанр песни. Упрочению позиций на композиторской стезе баянисту-концертному исполнителю помогали консультации Юрия Шибанова, получившего образование в классе одного из самых видных профессоров России, ученика Дмитрия Шостаковича Ореста Ев-лахова в Ленинградской (ныне Санкт-Петер-бургской) консерватории. С 1975 г. по настоящее время профессор Пипекин преподает «Специальный инструмент» (баян, аккордеон), «Класс ансамбля», «Концертмейстерский класс» на кафедре народных инструментов Кемеровского государственного института культуры. Он продолжил образование (с 1977 по 1980 гг.) в ассистентуре-стажировке (специальность «Концертный исполнитель») Новосибирской государственной консерватории.
Унаследовав приятный голос от матери, Пипекин начинает выступать как исполнитель своих песен, сопровождая пение яркой игрой на баяне. С 1985 г. его регулярно приглашают выступать в радиопередачах на станциях «Маяк», «Радио России», «Народное радио», «Москва и москвичи», «Ра-дио-1». Появляются и первые песни, написанные на стихи кемеровских поэтов, с Михаилом Небогатовым 40-летию Великой Победы посвящают сочинение «Сибирские кедры», воспевающее подвиг сибиряков. В 1992 г. на фирме «Мелодия» (Москва) выпущен авторский диск-гигант «Сибирячка-речка», в которую вошли лучшие песни раннего периода творчества на стихи И. Сокола, В. Махалова, В. Туева, И. Ляхова, В. Конькова. В 1994 г. музыканта приглашают выступить с отчетом о работе отдела русской песни на Гостелерадио, исполнив песню «Бабье лето» на стихи В. Семернина.
В 1995 г. в Большом зале Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) состоялся первый авторский вечер с участием народных артистов России Гелены Великано-вой, Валентины Толкуновой, Анны Литви-ненко, Эдуарда Лабковского, заслуженных артистов России Валентины Готовцевой, Валентины Собанцевой, Сергея Толкунова, Сергея Горшунова, солиста Большого театра России Владимира Красова. В последующие годы такие полномасштабные концерты стали проводится регулярно: в Большом и Малом залах ЦДРИ, в Доме культуры ВДНХ, в Большом зале ГУВД г. Москвы и др., где выступали именитые и молодые
певцы, собиралась многочисленная публика, исполнял песни и сам автор.
Концертную деятельность теперь уже в качестве исполнителя-композитора Пи-пекин успешно сочетает с педагогической: организует студентов кафедры в ансамбль русских народных инструментов «Сибирская песня», которым будет руководить на протяжении почти десяти лет (с 1990 по 1999 гг.). В 1993 г. В. Пипекину присвоено ученое звание доцента по кафедре народных инструментов. Расширяются его педагогические контакты: с кафедрами Российской академии музыки им. Гнесиных, МГИМ им. А. Шнитке, МГПИ им. Ипполи-това-Иванова, Карагандинским государственным университетом (Казахстан), музыкальными училищами и колледжами, где Пипекин проводит мастер-классы. Сотрудничество с Кемеровским областным центром народного творчества и досуга дает ему возможность участвовать в поездках по области в качестве методиста, члена жюри самодеятельных и профессиональных конкурсов, знакомиться с исполнителями народных песен, публиковать репертуарные сборники. Совершенствуется мастерство баяниста: виртуозность, владение звуком, концертная яркость, эмоциональное общение со слушателями. Накопленный опыт передается студентам и коллегам, которые предлагают Пипекину стать руководителем любительского композиторского объединения. Так в 1999 г. появляется первое «Творческое объединение композиторов Кузбасса». Являясь председателем этого любительского объединения, В. Пипекин регулярно инициирует проведение различных фестивалей и конкурсов, чтобы в области (и за ее пределами) звучали песни талантливых музыкантов из Кемеровской области.
В 2000 г. В. Пипекина принимают в Союз композиторов России, он становится официальным представителем Союза композиторов России в Кемеровской области. Думается, что подобное признание позволяет говорить о новом статусе Пипекина: композитор-исполнитель. Творческая активность в начале столетия достигает кульминационной точки: выпущены авторские двойные аудиоальбомы, один из них - «На Родине моей» - посвящен юбилею Кемеровской области. Композитор теперь для сопровождения своих песен прописывает партию оркестра (обычно русских народных инстру-
ментов). Расширяется жанровый спектр: романс, песни для детей, хоры а'сарреПа. Овладевает Пипекин и компьютерным методом сочинения музыки, аранжировкой, умеет создать и видеовариант песни. Вряд ли следует теперь определять его статус, как «песенный композитор» или композитор-испол-нитель. Желание украсить быт земляков мелодичными песнями, найти среди них новых авторов музыкальных сочинений, объединить их общими творческими задачами ставит вопрос о регистрации в 2008 г. Кемеровской региональной общественной творческой организации «Союз композиторов Кузбасса» (Председатель Правления КРОТО В. Пипекин).
В период зрелой творческой деятельности очевидным становится процесс утверждения академического профессионализма: интенсивно развиваются не только песенные жанры (наряду с лирическими сольными Пипекин много пишет для детей и хоровых коллективов) и концертная деятельность. Можно говорить о сложившемся стиле музыканта, определившегося с тематикой, гармоническими и мелодическими особенностями своих сочинений, композиционными структурами. Среди них Сюита для солистов, народного хора, зазывал, баяна «Сибирская ярмарка», инструментальная миниатюра для кларнета и фортепиано «Сувенир», фантазия «Горная Шория» (2016). Фантазия - первое оркестровое произведение Пипекина, в мелодическую ткань которого вплетены мотивы шуточных и лирических песен шорского народа. Премьера сочинения состоялась благодаря многолетней дружбе композитора с музыкантами Муниципального оркестра русских народных инструментов города Прокопьевска (руководитель и дирижер заслуженный работник культуры РФ Сергей Толстых).
Следующим этапом для формирования музыкальной жизни региона, ориентированной на академическую городскую культуру, становится открытие в 2014 г. благодаря усилиям Пипекина Кемеровского регионального отделения Союза композиторов России, который объединил и кемеровских, и новокузнецких композиторов-исполните-лей. На сегодняшний день в организации пять человек. Двое из членов Кемеровского отделения являются дирижерами, двое - баянистами, один - музыковед. Представлены такие города, как Кемерово, Томск и Новокузнецк. Интересен тот факт, что самодея-
тельные композиторы Новокузнецка (в основном музыканты с высшим образованием) также имеют свой творческий союз, сочинения членов которого хорошо известны горожанам. Поддерживают новокузнечане и все конкурсно-фестивальные мероприятия, которые организует департамент культуры и национальной политики Кемеровской области и Кемеровское отделение Союза композиторов России.
Таким образом, в индустриальном регионе благодаря функционированию достаточно объемного пласта творческих практик, представленных такими типами профессионализма, как песенные композиторы, композиторы-любители, композиторы-исполнители, а также композиторы-академисты, происходит упрочение позиций академического музыкального искусства, в результате чего в культурной жизни Кемеровской области появляется все большее число людей, склонных к художественному творчеству.
Во многом благодаря инициативам композитора В. Пипекина проводятся различные фестивали и конкурсы песенных композиторов и исполнителей, что способствует дальнейшему активному развитию и совершенствованию композиторской, исполнительской, педагогической и общественной деятельности в небольших городах индустриального региона. Музыкант продолжает выступать с мастер-классами и творческими отчетами, знакомить земляков с собственными сочинениями и работами своих коллег. Своеобразной кульминацией стал посвященный 50-летию творческой деятельности Владимира Пипекина Авторский вечер в двух отделениях, который прошел в концертном зале оркестра «Сибирь» (г. Барнаул) с участием государственного Великорусского оркестра «Сибирь» им. Е. Борисова и ансамбля народной песни «Вечерки» филармонии Алтайского края. А в планах композитора новые музыкальные проекты.
ПРИМЕЧАНИЕ
1Статья написана в рамках реализации проекта гранта РФФИ «Музыкальная культура Кемеровской области (1943-2018) № 18-412-420002.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беседа в Сети: Александр Маклыгин. - URL: http: //konsart. ucoz. ru/publ/muzyka_pl j us / beseda_v_seti_aleksandr_maklygin/5-l-0-294 (дата обращения: 25.10.2018).
2. Карелина E. К. Композиторская деятельность: к вопросу о типологии и проблемах изучения // Музыка. Искусство, наука, практика. - 2012. - № 2. - С. 54-60.
3. Маклыгин А. JI. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. - Казань: Казан, гос. консерватория, 2000. - С. 156-184.
4. Умнова И. Г. Творчество композиторов Кузбасса в музыкальной жизни региона: состояние и проблемы // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Язык и речь современного искусства: Сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - Вып. 5. - С. 311-335.
5. Умнова И. Г. К вопросу становления личности композитора в эпоху постмодерна // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37/2 (окт.). - С. 87-92.
REFERENCES
1. Beseda v Seti: Aleksandr Maklygin [The conversation in the Network: Alexander Maklygin]. Available at: http:// konsart.ucoz.ru/publ/muzyka_pljus/ beseda_v_seti_aleksandr_maklygin/5-l-0-294 (Accessed 25 October 2018).
2. Karelina E. K. Composing activity: to the question of typology and problems of studying. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika [Music. Art, science, practice], 2012, (2): 54-60.
3. Maklygin A. L. Muzykalnye kultury Srednego Povolzhya: Stanovlenie professionalizma [Musical cultures of the Middle Volga region: the Development of professionalism]. Kazan, 2000, pp. 156-184.
4. Umnova I. G. Creativity of Kuzbass composers in the musical life of the region: state and problems. Iskusstvo i iskusstvovedenie: Teoriya i opyt [Art and art
history: Theory and experience: Language and speech of contemporary art]. Kemerovo, 2007. Iss. 5, pp. 311-335. 5. Umnova I. G. On the formation of the composer's personality in the postmodern era.
Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: Yazyk i opyt [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, (37/2 (October)): 87-92.
Творческая деятельность композитора Владимира Пипекина
Статья посвящена 50-летию творческой деятельности Владимира Михайловича Пипекина, председателя Кемеровского регионального отделения Союза композиторов РФ, председателя «Творческого объединения композиторов Кузбасса», профессора Кемеровского государственного института культуры. Выпускник Новосибирской государственной консерватории, концертный исполнитель по профессии и по призванию, преданный жанру песни, Пипекин на протяжении многих лет способствует развитию композиторского творчества и функционированию на рубеже ХХ-ХХ1 вв. различных форм музыкальной жизни, как необходимых культурных составляющих жизненного пространства индустриальных городов Кемеровской области. Деятельность музыканта освещалась довольно фрагментарно, к тому же довольно однообразно: как композитора-любителя, песни которого поют известные артисты, и как исполняющего собственные вокально-инструментальные сочинения. Но свойственная Пипекину сопряженность исполнительской, сочинительской и педагогической практик не рассматривалась. В этой связи возникла необходимость проанализировать ситуацию некоторой зависимости творческой деятельности Пипекина от культурного и художественно-стилевого аспектов российского социального пространства последних десятилетий XX - первых десятилетий XXI в. Важно соотнести ее с такими предложенными А. Л. Маклыгиным типами творческого поведения, как «исполнитель-композитор», «композитор-исполнитель», а также «„только" композитор (пишущий для исполнителей)». В статье впервые предпринята попытка выявления особенностей накопленного музыкантом опыта в жанре песни, которые оказали влияние на эволюционирование индивидуальных черт его стиля. Впервые характеризуются основные вехи творческого пути В. М. Пипекина.
Creative activity of the composer Vladimir Pipekin
The article is devoted to 50-anniversary of creative activities of Vladimir Mikhailovich Pipekin, Chairman of the Kemerovo regional branch of the Union of composers of Russian Federation, Chairman of the "Creative Union of composers of Kuzbass", Professor of the Kemerovo state Institute of culture. A graduate of the Novosibirsk state Conservatory, concert performer by profession and by vocation, devoted to the genre of the song, Pipekin for many years contributes to the development of compositional creativity and functioning at the turn of XX-XXI centuries various forms of musical life as essential components of the living space of the industrial cities of the Kemerovo region. The activity of the musician was covered quite fragmentary, besides quite monotonous: as an Amateur composer, whose songs are performed by famous artists, and as performing his own vocal and instrumental compositions. But peculiar Pipekin conjugacy performing, creator and pedagogical practices was not considered. In this connection there was a necessity to analyze the situation based on some of the creative activities of Pipekin from the cultural and stylistic aspects of the Russian social space of the last decades of the twentieth - first decades of the twenty-first century it is Important to correlate it with those proposed by A. L. Malygina types of creative behavior as "performing composer", "composer-performer", "a «only» a composer (writing for artists)". Also in the article is the first attempt to identify the characteristics of the accumulated experience of the musician in the genre of songs that have influenced the evolution of individual traits of his style. The first deals with the main milestones of the creative ways V. M. Pipekin.
Ключевые слова: В. Пипекин, творческая Keywords: V. Pipekin, creative activity of деятельность композитора, композитор-ис- the composer, composer-performer, composer-полнитель, композитор-любитель. dabbler.
Умнова Ирина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, член Союза композиторов РФ, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры E-mail: [email protected]
Umnova Irina Gennadievna, Doctor of Art Criticism, Docent, member of the Union of composers of the Russian Federation, associate professor at the Department of Musicology and Applied Music at the Kemerovo State Institute of Culture E-mail: [email protected]
Получено 02.11.2018