Научная статья на тему 'Творческие объединения композиторов в музыкальной жизни Кемеровской области'

Творческие объединения композиторов в музыкальной жизни Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1606
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КОМПОЗИТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ / КОМПОЗИТОР-ЛЮБИТЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ / COMPOSER ASSOCIATIONS / COMPOSER-PERFORMER / AMATEUR COMPOSER / MUSICAL LIFE OF THE RUSSIAN PROVINCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умнова И. Г.

Современное отечественное музыкознание, стремясь воссоздать целостную картину музыкальной культуры со второй половины ХХ века, все регулярнее обращает внимание на процессы, происходящие на периферии. В статье осмысливаются особенности деятельности творческих объединений композиторов-профессионалов и композиторов-любителей, упрочивающих ценности академического, любительского и народного музыкального искусства в индустриальном регионе российской провинции, традиционно богатом как природными недрами, так и талантливыми человеческими ресурсами. Сочинения музыкантов «второго ряда» довольно часто обусловлены единством композиторской и исполнительской деятельности, которая в большой мере инициирует их творчество. Новым стимулом на рубеже столетий для музыкантов в провинции стал и своеобразный поворот российского государства лицом к религии, что позволило многим композиторам активно применять свои творческие способности к сочинению и исполнению различных жанров духовной музыки. Процессы коммерциализации искусства привлекли внимание авторов к жанру массовой, эстрадной песни, рок-музыке, мюзиклу. Эти и другие источники мотивации влияют в последние десятилетия на те или иные грани современного композиторского творчества, музыкальную жизнь региона в целом. Поэтому цель данной статьи -охарактеризовать довольно пеструю картину творчества композиторов Кемеровской области, все же фиксирующей значимость роли творческих композиторских объединений и отдельных музыкантов для процессов, свойственных современной культуре. Данный вопрос не получал специального изучения. Однако определение специфики деятельности сообществ композиторов в контексте музыкальной жизни периферийного в сравнении с крупными культурными центрами районе страны уточнит особенности динамики развития музыки академической и любительской традиций в свете политических и социокультурных изменений в стране. В данном контексте наиболее значимой окажется общность композиторов-исполнителей, композиторов-педагогов/наставников, чья художественно-рефлексивная деятельность способствует функционированию различных форм музыкальной культуры в современном индустриальном, но отдаленном от центра России регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creative Groups of Composers in the Musical Life of Kemerovo Region

The article deals with the peculiarities of the activity of creative associations of professional and amateur composers, strengthening the values of academic, amateur and folk music in the industrial region of the Russian province, traditionally rich as much in natural resources as in talented human assets. The compositions of the musicians of the “second row” are quite often conditioned by the unity of the composing and performing activity, which to a large extent initiates their creativity. A new impetus at the turn of the century for musicians in the province was a peculiar turn of the Russian state to face religion, which allowed many composers to actively use their creative abilities to compose and perform various genres of sacred music. These and other sources of motivation have influenced in recent decades the various facets of contemporary composing and the musical life of the region as a whole. Therefore, the purpose of this article is to characterize a rather colorful picture of the works of composers of Kemerovo region, which fixes the importance of the role of creative composers’ associations and individual musicians for the processes inherent in modern culture. However, the definition of the specificity of the composing communities’ activity in the context of the peripheral musical life in comparison with the large cultural centers of the district will clarify the features of the dynamics of the music of academic and amateur traditions in the light of political and socio-cultural changes in the country. In this context, the most significant would be the community of composers, performers, composers, and teachers/mentors, whose artistic and reflective activities contribute to the functioning of various forms of musical culture in the modern industrial but remote from the center of Russia region.

Текст научной работы на тему «Творческие объединения композиторов в музыкальной жизни Кемеровской области»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ART HISTORY

УДК 78

ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ1

Умнова Ирина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, член Союза композиторов России (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Современное отечественное музыкознание, стремясь воссоздать целостную картину музыкальной культуры со второй половины ХХ века, все регулярнее обращает внимание на процессы, происходящие на периферии. В статье осмысливаются особенности деятельности творческих объединений композиторов-профессионалов и композиторов-любителей, упрочивающих ценности академического, любительского и народного музыкального искусства в индустриальном регионе российской провинции, традиционно богатом как природными недрами, так и талантливыми человеческими ресурсами. Сочинения музыкантов «второго ряда» довольно часто обусловлены единством композиторской и исполнительской деятельности, которая в большой мере инициирует их творчество. Новым стимулом на рубеже столетий для музыкантов в провинции стал и своеобразный поворот российского государства лицом к религии, что позволило многим композиторам активно применять свои творческие способности к сочинению и исполнению различных жанров духовной музыки. Процессы коммерциализации искусства привлекли внимание авторов к жанру массовой, эстрадной песни, рок-музыке, мюзиклу. Эти и другие источники мотивации влияют в последние десятилетия на те или иные грани современного композиторского творчества, музыкальную жизнь региона в целом. Поэтому цель данной статьи -охарактеризовать довольно пеструю картину творчества композиторов Кемеровской области, все же фиксирующей значимость роли творческих композиторских объединений и отдельных музыкантов для процессов, свойственных современной культуре. Данный вопрос не получал специального изучения. Однако определение специфики деятельности сообществ композиторов в контексте музыкальной жизни периферийного в сравнении с крупными культурными центрами районе страны уточнит особенности динамики развития музыки академической и любительской традиций в свете политических и социокультурных изменений в стране. В данном контексте наиболее значимой окажется общность композиторов-исполнителей, композиторов-педагогов/наставников, чья художественно-рефлексивная деятельность способствует функционированию различных форм музыкальной культуры в современном индустриальном, но отдаленном от центра России регионе.

Ключевые слова: композиторские объединения, композитор-исполнитель, композитор-любитель, музыкальная жизнь российской провинции.

THE CREATIVE GROUPS OF COMPOSERS IN THE MUSICAL LIFE OF KEMEROVO REGION2

Umnova Irina Gennadyevna, Dr of Art History, Associate Professor, Professor of the Department of Musicology and Applied Musical Arts, Kemerovo State University of Culture, Corresponding member

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта РФФИ «Музыкальная культура Кемеровской области (1943-2018)» №18-412-420002 p_a.

2 The article was created as a part of the RFBR grant "Musical culture of Kemerovo region (1943-2018)" No. 18-412-420002 p a implementation.

of the Russian Academy of Natural Sciences, Member of the Union of Composers of the Russian Federation (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article deals with the peculiarities of the activity of creative associations of professional and amateur composers, strengthening the values of academic, amateur and folk music in the industrial region of the Russian province, traditionally rich as much in natural resources as in talented human assets. The compositions of the musicians of the "second row" are quite often conditioned by the unity of the composing and performing activity, which to a large extent initiates their creativity. A new impetus at the turn of the century for musicians in the province was a peculiar turn of the Russian state to face religion, which allowed many composers to actively use their creative abilities to compose and perform various genres of sacred music. These and other sources of motivation have influenced in recent decades the various facets of contemporary composing and the musical life of the region as a whole. Therefore, the purpose of this article is to characterize a rather colorful picture of the works of composers of Kemerovo region, which fixes the importance of the role of creative composers' associations and individual musicians for the processes inherent in modern culture. However, the definition of the specificity of the composing communities' activity in the context of the peripheral musical life in comparison with the large cultural centers of the district will clarify the features of the dynamics of the music of academic and amateur traditions in the light of political and socio-cultural changes in the country. In this context, the most significant would be the community of composers, performers, composers, and teachers/mentors, whose artistic and reflective activities contribute to the functioning of various forms of musical culture in the modern industrial but remote from the center of Russia region.

Keywords: composer associations, composer-performer, amateur composer, musical life of the Russian province.

Современная музыкальная культура постсоветского общества - явление неоднородное, в то же время совокупное, так как объединяет комплекс отраслей, обслуживающих производство, воспроизводство и потребление музыки. Не мыслится музыкальная культура современного государства или индустриального региона, а также любого провинциального города без духовно-практической деятельности композиторов по созданию произведений музыкального искусства и по развитию форм музыкальной жизни. Изменившиеся контуры и принципы организации музыкальной жизни в России в новом столетии, с одной стороны, ввели понятие «художественный продукт», который композиторы должны не только уметь производить, но и выгодно реализовать. С другой стороны, художественный продукт (то есть музыкальное произведение) должен быть доступен широкому кругу людей3. Немаловажно и то, чтобы музыкальному сочинению были присущи профессионализм, мастерство авто-

3 В этой связи напомним о цели Русского музыкального общества (РМО) «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики», заявленной русскими композиторами еще в XIX веке.

ра и характерные для отечественного искусства нравственно-эстетические ценности. Представляется, что более легкий путь к решению этой проблемы могут освоить композиторы, живущие в крупных культурных центрах. Затруднение в реализации плодов своей творческой деятельности чаще испытывают музыканты, находящиеся порой на довольно значительном отдалении от мегаполисов и крупных городов. Предложить варианты выходов обязано и современное музыкознание, в научное поле которого в настоящее время введена область менеджмента и продю-сирования. Однако прежде необходимо изучить тот предмет, а именно - композиторское творчество - который нуждается в пристальном внимании. Поэтому важной задачей не только для региональных краеведческих исследований, но и для отечественного музыкознания в целом является освещение вопроса о том, как сложились и развиваются в начале XXI века творческие векторы композиторских объединений в Российской провинции. Поскольку ответ на него позволяет составить представление о сложных процессах, характеризующих музыкальную современность.

Проблемы изучения формирования и бытования академической культуры в отдаленных от

столичных мегаполисов регионах в параллелях и пересечениях с деятельностью музыкальных творческих объединений, отдельных композиторов, не часто востребованы в музыковедении и современной гуманитарной науке в целом. В то же время сведения, идентифицирующие тот или иной периферийный регион и обычно связанные с краеведческим ракурсом знаний, все чаще активизируют интересы ученых. Объяснением тому могут стать довольно динамичные процессы развития многих явлений, характеризующих музыкальную современность. Речь, в том числе, может идти и о собственно композиторском творчестве, предполагающем освоение самого широкого спектра средств музыкального языка и использование их в практике создания порой весьма нестандартных сочинений. В этом ракурсе деятельность профессиональных музыкантов в провинции не столь мотивирована к освоению новых средств композиторской техники и поиску оригинальных решений. Возможно, это объясняется тем, что в таких городах отсутствуют учебные заведения, обучающие и выпускающие дипломированных молодых композиторов, способных насытить разнообразием музыкальную жизнь современников, привлечь внимание широкой аудитории к классическому искусству. Тем более, что собственно музыкальная жизнь провинциальных городов в основном сосредоточена на развлекательных жанрах, которые оказываются коммерчески более выгодными, чем музыка академического характера. Правда, в настоящее время в силу различных обстоятельств становится распространенной ситуация и в музыкальной жизни больших культурных центров, когда к восприятию серьезных сочинений публика не проявляет интереса. Однако в большей степени жанры классической музыки и формы ее бытования оказываются герметично закрытыми для населения периферийного города. Продвижению музыкальной культуры, поддержанию интереса к композиторскому творчеству, пропаганде образцов современной, классической и народной музыки призваны сообщества музыкантов-профессионалов, в том числе и композиторов.

Долгое время своеобразие процессов музыкальной культуры в провинции, в том числе и в Кемеровской области, не привлекали внимание исследователей. Актуальность проблематики музыкального краеведения как отрасли музыкове-

дения только начинает осознаваться учеными. Поэтому пока еще не выработаны единые подходы, методики для анализа явлений. В то же время в последние десятилетия появляются работы не только музыковедов, но и культурологов, рассматривающих различные формы музыкальной культуры, музыкального быта в периферийных областях. Обнаруживая несопоставимость материалов, описывающих музыкальные явления в жизни Кузбасса, ограничимся указанием имен и названием наиболее известных публикаций. Так, одной из первых стала книга А. П. Мохонько «Кузбасс музыкальный» (1996), затем появились «Музыкальный театр Кузбасса» (2000), «Дом музыки: концертная жизнь Кузбасса во второй половине ХХ века» (2005), «Симфония Кузбасса» (2016) этого же автора. Взгляд на разные грани музыкальной культуры Кемеровской области зафиксирован в статье Н. В. Медведевой [3], а также в работах автора данной статьи [7; 8]. Параллелит с данными материалами и публикация О. В. Синельниковой [5]. Однако специально проблему влияния деятельности композиторских объединений Кемеровской области на музыкальную культуру провинциального региона ни один из авторов не рассматривал.

Уточняя избираемый автором данного материала ракурс исследования, подчеркнем: содержание статьи не предполагает обобщение результатов детального музыковедческого анализа нотных текстов произведений, созданных композиторами Кемеровской области в разное время. Это не представляется возможным осуществить потому, что полномасштабному исследованию препятствует практически полное отсутствие некоего архива: практически отсутствуют нотные тексты как крупных, так и небольших сочинений, опубликованных в центральных издательствах «Композитор», «Музыка» либо в других типографиях. Кроме того, нет однозначного ответа на вопрос: являются ли полноценными художественными сочинениями те авторские работы музыкантов Кузбасса, которые подготовлены к публикации или опубликованы небольшим тиражом в качестве репертуарных сборников, учебно-репертуарных пособий и хрестоматий? Можно ли отнести к ним напечатанные нотные тексты сочинений, являющихся образцами так называемой обиходной музыки, предназначенной в первую очередь для

богослужения, а не для исполнения на концертной эстраде? Наконец, можно ли считать окончательно завершенным, не предполагающим дальнейшей редакции, а, следовательно, доступным для искусствоведческого анализа произведение из личных архивов композиторов-кузбассовцев в виде электронных записей, зафиксированных лишь в аудио- или видеозвучании, в компьютерной демоверсии и т. п., а также в виде черновика? Не меньшую проблему создает и практически полное отсутствие собственно источниковой базы, где была бы полно отражена биографическая информация о композиторах и композиторских объединениях Кемеровской области, а также были бы систематизированы фактологические материалы о причинах написания сочинения, особенностях и регулярности исполнения того или иного произведения. Поэтому автором данной статьи впервые предпринят обзор и систематизация данных, полученных в результате анализа композиторской деятельности музыкантов Кемеровской области, объединившихся в разное время в такие организации, как творческое объединение композиторов Новокузнецка «Лира» (1998), Кемеровская региональная общественная творческая организация «Союз композиторов Кузбасса» (2008) и Кемеровское региональное отделение Союза композиторов России (создано в 2014 году). Уточним, что ранее в 1999 году появилось «Творческое объединение композиторов Кузбасса», которое возглавил В. М. Пипекин (баянист, композитор/исполнитель, заслуженный работник культуры РФ, доцент Кемеровского государственного института культуры)4.

Появление таких структур в культурной среде одного из довольно молодых индустриальных районов России не случайно5, ведь для развития музыкальной культуры региона, отдаленного от крупных центров и имеющего довольно специфично организованное жизненное пространство, необходимо стабильное функционирование как творческой практики в рамках какого-либо художественного объединения, так и исполнительской, композиторской деятельности вообще. В то же время обратим внимание на следующие факты: почти восемьдесят лет назад было создано

4 Подробнее см. http://www.kemrsl.ru/cultural/430/.

5 Кемеровская область как самостоятельный регион образована в январе 1943 года.

Кемеровское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ (1939); с 1962 года работает Кемеровская областная организация писателей Союза писателей России. Если сопоставлять даты появления творческих объединений композиторов Кемеровской области с датами начала работы профессиональных организаций композиторов в Сибири и на Дальнем Востоке, то в настоящее время только в Сибирском регионе их насчитывается несколько. Назовем «Сибирское отделение, объединяющее композиторов Новосибирска, Томска и Барнаула (основано в 1942 году), Красноярскую композиторскую организацию, включающую представителей Красноярска, Иркутска и Абакана (основана в 1983 году), Дальневосточную, представляющую композиторов Хабаровска, Благовещенска, Владивостока (основана в 1960 году), а также Бурятскую (была основана как Бурят-Монгольская в 1940 году), Якутскую (основана в 1979 году), Тувинскую (основана в 1978 году)» [4, с. 262]. Как видим, музыканты Кемеровской области в сравнении с коллегами из других регионов организовали свои творческие объединения в более поздние сроки. В чем же причины позднего появления композиторских содружеств в Кузбассе?

Думается, что произошедшие в 1992 году после распада СССР изменения в социокультурной сфере государства поспособствовали появлению новых творческих организаций в отдаленных от центра регионах. В настоящее время, как известно, активно и довольно автономно развиваются не только общественные некоммерческие, но и коммерческие творческие объединения и сообщества. Так, например, старейшая музыкально-просветительская организация «Московское музыкальное общество» и Союз московских композиторов взаимодействуют с джаз-клубом «Союз композиторов»; к некоммерческим относятся Российский музыкальный союз, Молодежное отделение Союза композиторов Российской Федерации («МолОт»); к коммерческим - эстрадный центр «Апельсин», популярный Российский центр «Играй, гармонь!», детская эстрадная мастерская «Клякса» и другие. В провинции подобных структур не так много, чаще как неформальные группы они тоже занимают свое место в общей культурной панораме. Членами творческого сообщества могут быть, например, поклонники жанра автор-

ской песни, любители музыки инди-рок и т. п. Бытование таких организаций, как продукта массовой музыкальной культуры, в местах поселения людей, связанных с производством и машинной техникой, где оперные театры и акустически совершенные концертные залы отсутствуют, довольно типично.

Поэтому закономерно объединение профессиональных музыкантов и любителей музыки, имеющих общей целью развитие собственными усилиями лучших традиций мировой и, в первую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки. В этой связи обратим внимание на те приоритетные направления, которые поддерживает в последние годы Всероссийская общественная организация, объединяющая профессиональных композиторов и музыковедов из 48 регионов Российской Федерации, «Союз композиторов России»: «развитие и укрепление композиторских организаций в регионах; стимулирование и создание широких возможностей для композиторского творчества; продвижение музыкальной культуры и сочинений российских композиторов в России и за рубежом; развитие и поддержка молодежного композиторского творчества...», др.6 Думается, не утратили актуальность и задачи профессионального воспитания композиторов и музыковедов, творческого взаимодействия создателей музыкальных жанров с представителями других общественных и коммерческих организаций, а также просветительские задачи. Кроме того, современному автору нужно не только сочинять музыку, но и самому исполнять ее, выполнять обязанности концертмейстера или руководителя музыкального коллектива, а порой и педагога, заниматься презентацией собственных сочинений, формировать круг исполнителей и слушателей, подтверждать мастерство полученными в различных конкурсах наградами. Векторов творческой и менеджерской деятельности у современного композитора добавилось, но обеспечивают ли они успех и признание в современном предельно стратифицированном обществе? Вопрос риторический.

Напомним, что с начала 90-х годов прошлого века для композиторов академической культуры проблемы творческой активности оказались связаны с отсутствием государственных льгот, исчез-

6 Подробнее см. http://unioncomposers.ru/.

новением структур, обеспечивающих материальную поддержку, способствующих пропаганде их сочинений. А ведь многие десятилетия членам Союза советских композиторов СССР (ССК СССР) эти льготы были гарантированы государством. В новых условиях, чтобы не остаться в своеобразном вакууме, композитор сам должен заботиться и о способах поддержания коммуникации с современным слушателем, и о публикации своих произведений, и о контактах с коллегами. Проблемы эти довольно острые, поскольку непосредственную связь с публикой автору музыки установить бывает достаточно сложно. В условиях коммерциализации искусства организовать творческую встречу с земляками, подготовить концертную программу хотя бы из нескольких собственных сочинений, пригласив для ее исполнения талантливых коллег, невозможно без финансовой поддержки извне. И если в начале прошлого века такую помощь довольно часто оказывали состоятельные горожане, меценаты, активно поддерживая просветительскую деятельность, финансируя концерты и премьеры музыкальных спектаклей, то в новом столетии обнаружить факты подобной заинтересованности в развитии культурной жизни провинциального региона не представляется возможным. Современные авторы музыкальных сочинений чаще общаются со слушателями посредством социальных сетей, именно там размещая свои аудио- и видеофайлы, ведя переписку, организуя сообщества, а порой и выполняя заказы на создание той или иной творческой продукции. Представляется верным следующее наблюдение: сегодня дистанция между композитором и слушателем «объясняется тем, что "ушел" со сцены композитор -в кабинет, к письменному столу <.> Если посмотреть даже на музыку XX века: непосредственно обращенная к зрителям музыка принадлежит композиторам, которые были либо пианистами, либо дирижерами, то есть все-таки имели опыт сценической деятельности. <...> одна из главных причина дистанционности - композитор "ушел" со сцены, как исполнитель, как практик» [1].

И все же процесс формирования музыкальной жизни индустриального региона не может происходить без участия творческих сил композиторов - профессиональных музыкантов, которые сосредоточены в тех городах, где развито

музыкальное образование, где в среде населения ощутим слой художественной интеллигенции. В настоящее время у композиторов есть выбор: самому устанавливать диалог со слушателями или необходимо аккумулировать усилия, объединяясь в союзы или другие организации. Поэтому для развития музыкально-культурной среды Кемеровской области важны различные векторы композиторской деятельности. Довольно распространенной стала и такая ситуация, когда успешный автор музыки (а часто и текстов песен) - инструменталист или дирижер, не имеет вузовского композиторского диплома, но реализует себя как композитор-исполнитель, исполнитель-композитор, композитор-любитель (см. [2]). Парадоксально, но круг знающих и исполняющих его сочинения людей оказывается гораздо шире, чем у композиторов-профессионалов. Так как среди них - любительские коллективы, хоры и оркестры учебных музыкальных заведений, начинающие певцы. В то же время композиторы-любители постоянно испытывают потребность в общении с коллегами, с такими же композиторами-практиками для обмена опытом и знаниями.

Появление и функционирование регионального отделения Союза композиторов России в Кемеровской области имеет предысторию: в 1997 году для объединения творческих сил композиторов и музыкантов Е. Ю. Латыш-Бирюкова (композитор, с 1992 по 1999 год лектор-музыковед Кемеровской государственной областной филармонии) при поддержке председателя Союза композиторов России, народного артиста России В. И. Казенина и администрации Кемеровской области принимает активное участие в организации и открытии представительства Союза композиторов России в Кузбассе. Председателем открытого Представительства становится Н. Г. Бирюков (композитор, вокалист, родился в г. Гурьевске, с 1996 по 1999 год солист Кемеровской государственной областной филармонии), а Е. Ю. Латыш-Бирюкова - ответственным секретарем. Однако оба композитора в 1999 году переезжают в Белгород, деятельность Представительства приостанавливается. Некоторые реорганизационные моменты, произошедшие в жизни сообщества музыкантов России на рубеже столетий, инициируют необходимость решения проблемы о создании отделения Союза компо-

зиторов в Кемеровской области. Благодаря активной позиции В. М. Пипекина, администрации Кемеровской области и помощи В. И. Казенина, чья организационная работа и личный авторитет позволяли создавать новые творческие отделения особенно в отдаленных от центра регионах, в начале февраля 2014 года в Москве был, наконец, положительно решен вопрос о создании Кемеровского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» (Кемеровское РО СКР).

Профессиональная организация объединила музыкантов Кемеровской области, чьи необходимые мотивированные документы были отправлены в Приемную комиссию и утверждены на заседании Пленума Совета СКР. Первоначально в Кемеровское отделение СКР вошли композиторы Владимир Михайлович Пипекин, Александр Федорович Ляпин (1935-2016), Сергей Борисович Толстокулаков, Алексей Владиславович Вандрик и музыковед Ирина Геннадьевна Умнова (автор статьи). В ноябре 2014 года региональное отделение Союза композиторов России было официально зарегистрировано, для функционирования Кемеровского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» единогласно были избраны председатель правления (В. М. Пипекин), секретарь (И. Г. Умнова) и ревизор (С. Б. Толстокула-ков). В настоящее время в члены Кемеровского РО СКР принят Валерий Ефимович Ермошкин, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза театральных деятелей РФ. Таким образом, на сегодняшний день в организации пять человек, двое из членов Кемеровского отделения являются дирижерами, двое - баянистами, один - музыковед. Цель вновь созданной организации соответствовала приоритетным направлениям деятельности Союза композиторов России и имела четкую формулировку - пропаганда творчества талантливых земляков.

Художественные традиции большинства композиторов Кемеровской области сложились в их опоре на крепкую профессиональную исполнительскую базу. Имеется в виду искренний интерес многих авторов к деятельности таких корифеев в области хоровой или сольной популярной песни в народном духе, как Александр Аверкин, Виктор Гридин, Григорий Пономаренко, Виктор Темнов

и др. Сочинения этих музыкантов традиционно звучали «под баян» либо в сопровождении ансамбля или оркестра национальных инструментов. Обработки популярных массовых песен, городских романсов, военных маршей, бытовых танцев, широко присутствовавшие в репертуа-рах многих любительских хоров и оркестров, поддерживали желание сочинить собственную аранжировку для баяна или аккордеона. Широкое распространение, в том числе и в Кемеровской области, получило следующее явление: художественный руководитель и дирижер обычно любительского хора или вокального ансамбля в репертуар возглавляемого им коллектива обязательно включал собственные произведения. Показательно в этом отношении то, что для публики большинства регионов России наиболее заметной и популярной фигурой стал композитор-песенник: одаренный профессиональный музыкант, порой не имеющий композиторского диплома, сочиняющий песни разных жанров (сольные, хоровые, в народном стиле, в стиле рок-баллады и так называемые авторские, др.).

Таким образом, в Кемеровской области, как и во многих других российских периферийных регионах, благодаря функционированию достаточно объемного пласта творческих практик, представленных такими типами профессионализма, как композиторы-песенники, композиторы-инструменталисты, композиторы-исполнители, композиторы-аранжировщики, происходило упрочение позиций академического музыкального искусства. В результате этого в культурной жизни Кемеровской области появляется все большее число людей, склонных к художественному творчеству. Возникла необходимость объединения многих музыкантов-профессионалов в целях формирования общего музыкально-культурного фона жизни региона, повышение эстетических потребностей жителей таких городов, как Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, др., а также сельских районов.

Как отмечалось ранее, в Кемеровской области зарегистрированы три композиторские организации: творческое объединение новокузнецких композиторов «Лира», председателем которого является заслуженный работник культуры РФ М. М. Маслов; Кемеровская региональная общественная творческая организация «Союз компо-

зиторов Кузбасса» (вместо «Творческого объединения композиторов Кузбасса»), собравшая композиторов-любителей из различных городов и районов области, руководителем которой и в настоящее время является В. М. Пипекин. А также Кемеровское региональное отделение Союза композиторов России (председатель В. М. Пипекин). Проводя образное сравнение, можно уподобить эти композиторские группы неким сообщающимся сосудам: различные мероприятия, конкурсы, тематические концерты областного уровня проводятся совместно. Многие члены объединения «Лира» входят и в «Союз композиторов Кузбасса», в то же время, они проявляют активное участие в концертной жизни своего любимого города - Новокузнецка. Также в составе этих организаций и члены регионального отделения Союза композиторов России (В. М. Пипекин, С. Б. Толстокулаков, в прошлом А. Ф. Ляпин). Кроме того, организации открыты для всех желающих и активно привлекают к проводимым конкурсам и фестивалям, концертным мероприятиям всех, кто проявляет интерес к сочинению музыкальных жанров. Впоследствии новый участник может стать членом того или иного творческого объединения.

Многие из композиторов по своей основной профессии - исполнители-инструменталисты, исполнители-вокалисты, дирижеры и концертмейстеры, многие преподают в Кемеровском государственном институте культуры. Назовем имена профессоров А. П. Мохонько, В. М. Пипекина, концертмейстеров А. А. Феденева, А. Г. Лопатина. В «Союз композиторов Кузбасса» входил заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, доцент Станислав Лукич Афанасьев (выпускник Московского государственного института культуры, баянист, дирижер оркестра народных инструментов). Он свыше 20 лет руководил самодеятельными творческими коллективами (оркестром народных инструментов и ансамбля ложкарей Дворца культуры Кировского района и Дома культуры шахтеров г. Кемерово), расширяя и усложняя репертуар собственными аранжировками и сочинениями (миниатюры «Праздник», «Поэма», Ноктюрн для фортепиано с оркестром, деревенская картинка «Вдоль по улице»), песнями на собственные слова («Белая березонька», «Кемеровчане», «Имя гордое шах-

тер», «Не прожить мне без вас» и др.). Им подготовлено немало талантливых музыкантов, многие из которых продолжают дело своего учителя: руководят музыкальными коллективами и ансамблями, также сочиняют музыку. В истории «Союза композиторов Кузбасса» осталось и творчество Геннадия Ивановича Голицына, заслуженного работника культуры РФ, профессора (выпускника Новосибирской государственной консерватории, дирижера), руководителя оригинального оркестра «Тембровых гармоник», автора сюиты-фантазии «Сказание о Красноярском крае», фантазии «Красноярцы - сердцем яры», Концертной пьесы для баяна с оркестром и др. В 2004 году вышел из печати его авторский сборник песен «Мы живем в родном Кузбассе». Г. И. Голицыным также была воспитана целая плеяда талантливых продолжателей его патриотического служения музыке, культуре, людям.

Композиторы Новокузнецкого объединения «Лира», которое сначала было известно горожанам как сообщество двадцати композиторов, сплотились по инициативе М. М. Маслова при Доме творческих союзов. В то время первым руководителем объединения стал А. А. Александров. Целью членов «Лиры» стало общее желание способствовать формированию и развитию музыкальной культуры Новокузнецка, города, с которым они были связаны своим рождением, профессиональным становлением, творческим ростом. Назовем имена композиторов «Лиры», где в настоящее время руководителем является Михаил Михайлович Маслов: Александр Алексеевич Александров, Валерий Александрович Анненков (1937-1996), Герман Афанасьевич Воронов, Владимир Максимович Гольцов (1934-1989), Виктор Борисович Горшков, Борис Михайлович Емельянов, Олег Евгеньевич Зверьков (1926-1987), Александр Федорович Ляпин (1935-2016), Елена Анатольевна Павловская, Виктор Андреевич Серый (1945-2014, возглавлял «Лиру» с 1999 года), Сергей Борисович Толстокулаков, Алексей Васильевич Толстых, Ольга Владимировна Шабельникова. Четверо музыкантов удостоены звания «Заслуженный работник культуры РФ»: М. М. Маслов, А. В. Толстых, А. Ф. Ляпин, В. А. Серый. Композиторы «Лиры» активно участвуют в музыкальной жизни города и области, проводя авторские концерты, творческие отче-

ты, мастер-классы, представляя свои сочинения. В просветительских целях для широких масс создается большое количество простых музыкальных форм, которые регулярно исполняются на городских и областных конкурсах-фестивалях. Проводятся и выездные концерты: в городах Ки-селевске, Калтан, в поселке Малиновка. В мае 2018 года к 400-летию Новокузнецка состоялась премьера кантаты С. Б. Толстокулакова «Песни Кузнецкой славы», с участием муниципальных коллективов и ведущих солистов города.

В настоящее время в состав наиболее многочисленной группы «Союз композиторов Кузбасса» входят инструменталисты, дирижеры, вокалисты, концертмейстеры, культпросветработники, выпускники высших и средних музыкальных учебных заведений в основном Кемеровской области. Средний возраст большинства участников этого творческого сообщества солиден, за их плечами жизненный опыт, испытание «лихими девяностыми», верность выбранной профессии и увлечению композиторским ремеслом. Есть среди них более именитые - их произведения известны за пределами области, исполняются профессиональными коллективами. Назовем имена тех, кто вошел в творческое содружество и в конце прошлого столетия, и в начале нового: Борис Михайлович Маркин, Владимир Александрович Крайнев, Анатолий Павлович Мохонько, Анатолий Алексеевич Феденев, Ильгизяр Мирхатимович Даутов, Виктор Никифорович Егоров (все Кемерово); Александр Алексеевич Александров, Михаил Михайлович Маслов, Сергей Борисович Тол-стокулаков (все Новокузнецк), Виктор Семенович Стифутин (Тайга), Вячеслав Юрьевич Кириллов (Яшкинский район) Николай Александрович Кузьмин (Ордынский район), Федор Дмитриевич Ладыка (Осинники), другие. А также и более молодые участники: Елизавета Сергеевна Бойцова, Алексей Геннадьевич Лопатин (оба Кемерово), Елизавета Борисовна Шеховцова (Белово). В деятельности этих и других музыкантов грани композиторского таланта соединяются с умением руководить творческим коллективом. Так, активной концертной деятельностью отличаются: Народный коллектив «Хор русской песни» Дворца культуры им. 50-летия Октября города Кемерово (руководитель - заслуженный работник культуры РФ А. Кузнецов), «Хор Советской песни»

(руководитель - заслуженный работник культуры РФ А. П. Мохонько), Народный коллектив хор русской песни Дома культуры города Тайги (руководитель В. Стифутин), Народный коллектив хор «Русская песня» города Осинники (руководитель - Ф. Д. Ладыка) и другие.

Объединяет всех членов «Союза композиторов Кузбасса» и повышенный интерес к песенному жанру как наиболее массовому и популярному в России в течение многих-многих лет. Жанру, позволяющему в своей простоте проявить творческие наклонности, выразить чувства и настроения своих современников, да и свои собственные. Жанру, не требующему больших финансовых затрат и длительного времени для представления слушателям. Подтверждает преобладание песенного жанра над жанрами инструментальной музыки и любой из композиторских фестивалей-конкурсов. Так, в 2002-2003 годах состоялся фестиваль-конкурс самодеятельных композиторов Кузбасса, в программе которого было заявлено более сорока имен авторов из Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска, Мариинска, Белова, Ленинска-Кузнецкого, Тайги, других городов области, сочиняющих хоровые песни. Прошедшие в мае 2006 года конкурс композиторов Кузбасса «.И край мне этот дорог», в 2008 году «Мой дом - моя семья», в 2016 году «Мелодии родного края» вновь отметили неослабевающий интерес к жанру песни в народном стиле, эстрадной песне, лирическому романсу. Состоявшийся в 2018 году фестиваль «Композиторы Кузбасса - детям», посвященный юбилею области, продемонстрировал умение авторов работать и в жанре песни для детей.

Композиторы Кемеровского регионального отделения Союза композиторов России, принимая участие в мероприятиях, проводимых по инициативе Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, регулярно подтверждают свой профессионализм авторскими концертами, как в регионе, так и за его пределами. Так, в программе концерта, состоявшегося в 2015 году в Кемерово, прозвучали кантата «Тобольские песни» С. Б. Толстокулако-ва, музыка для народного оркестра «Чародеи» А. В. Вандрика, песни В. М. Пипекина, Триптих на стихи С. Есенина А. Ляпина. А для композитора В. Е. Ермошкина наиболее востребованным

является жанр музыки для спектаклей, которые ставятся во многих театрах России - от Хабаровска до Пятигорска. В репертуар Музыкального театра Кузбасса им. Боброва для детей вошли спектакли на музыку В. Ермошкина: «Дюймовочка», «Ну и козлята!», «Здравствуй, светофорик!». Среди музыкальных работ Ермошкина много аранжировок, наиболее оригинальная - аранжировка для кларнета и симфонического оркестра знаменитого «Детского альбома» П. И. Чайковского. В качестве поздних сочинений назовем «Лунную серенаду для гобоя, фагота и фортепиано», «Неправильную фугу», «Космическую сюиту», Концерт для фортепиано № 1, а также фортепианные произведения для детей. Премьера «Космической сюиты» В. Ермошкина состоялась в апреле 2018 года в Звездном городке в исполнении камерного оркестра La Primavera (художественный руководитель Рустем Абязов). В сюите шесть частей, каждая из которых имеет название, так, например, 4-я часть - «Гагарин», 5-я часть -«Терешкова», 6-я часть - «Леонов».

Много лет поет в Новокузнецком муниципальном камерном хоре, в хоре Спасо-Преобра-женского собора С. Б. Толстокулаков. Опубликованные в различных сборниках его духовные произведения исполняются во многих городах России: Новосибирске, Омске, Барнауле, Томске, Кемерове, Курске, Хабаровске, Краснодаре, Орле, Перми, Уфе, Тобольске, Тюмени, Челябинске и др. Более сорока православных песнопений С. Б. Толстокулакова постоянно исполняются на церковных богослужениях хором Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка под управлением регента хора А. А. Толстоку-лаковой. Около сорока песнопений записаны на три компакт-диска. Многие духовные сочинения изданы отдельными сборниками. В 2015 году написаны новые духовные сочинения, демонстрирующие сформировавшийся композиторский стиль: церковные богослужебные песнопения (кондаки, стихиры и тропари), посвященные святым Феодору Томскому и Матроне Московской; женский хор в сопровождении фортепиано «Светлая седмица» (на стихи иеромонаха Лазаря); хоровой концерт «Кто ны разлучит от любве Божия». В январе 2016 года Толстокулаковым сделана свободная обработка еврейской народной пес-

ни «Авину малкену» (в переводе с иврита «Отец наш! Царь наш!»), для академического хора в сопровождении фортепиано.

Более пятидесяти лет композиторскую деятельность В. М. Пипекина стимулирует признание его творчества коллегами в России и за рубежом, известными прославленными коллективами и исполнителями. Песни Пипекина звучат в концертных программах Национального академического народного оркестра России им. Н. Осипова, Государственного краснознаменного ансамбля песни и пляски имени А. Александрова, Академического русского народного оркестра «ГТРК-Новосибирск», Государственного Омского народного хора, Кемеровского муниципального оркестра русских народных инструментов, других известных коллективов Красноярска, Барнаула, Томска, Челябинска, Смоленска. Их исполнителями были народные артисты России Гелена Великанова, Валентина Толкунова, Анна Литвиненко, Эдуард Лобковский, заслуженные артисты России Валентина Готовцева, Валентина Собанцева, Сергей Толкунов, Сергей Горшунов, солист Большого театра России Владимир Красов и многие другие. На протяжении ряда лет, выступая с мастер-классами, В. М. Пипекин активно сотрудничает с кафедрами сольного народного пения и оркестрового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных, с кафедрами сольного народного пения Московского государственного института культуры, Московским институтом музыки им. А. Шнитке, Государственным музыкально-педагогическим институтом им. М. М. Ипполитова-Иванова, кафедрой хорового пения Карагандинского государственного университета (Казахстан), кафедрой народного пения Улан-Удинской Академии культуры и искусств, кафедрами народных инструментов и народного пения Оренбургского института искусств. Один из многочисленных авторских вечеров композитора прошел в 2018 году в концертном зале оркестра «Сибирь» (г. Барнаул) с участием Государственного великорусского оркестра «Сибирь» им. Е. Борисова и ансамбля народной песни «Вечерки» филармонии Алтайского края. Важно и то, что на протяжении многих лет произведения композитора звучат на радиоканалах.

Суммируя характеристику деятельности композиторов Кемеровского регионального отде-

ления Союза композиторов РФ, отметим разно-жанровость их творчества, преобладание вокальных и хоровых произведений в общем списке, проявление в сюжетах и образном содержании интереса к жизни своих современников, истории своего края, желание мелодичным языком беседовать со слушателями. Отрадно, что творчество композиторов Кемеровской области знают далеко за ее пределами. Однако сочинения музыкантов довольно редко звучат в больших концертах и авторских программах на сценах Кемеровской области, в исполнении профессиональных (а не самодеятельных) артистов. В целом, наиболее распространенной формой для пропаганды творчества композиторов, проживающих в Кемеровской области, а также за ее пределами, избраны формы различных конкурсов-фестивалей песен, объединяющих сочинения композиторов-исполнителей, композиторов-аранжировщиков и демонстрирующих их мастерство довольно ограниченно (лишь в одной музыкальной области - вокальной). В то же время именно фестивали максимально способствуют достижению вершин профессионализма и самореализации в творчестве, поддерживают креативное сотрудничество и приобщают к процессу сочинительства, умению импровизировать талантливую молодежь, Кроме того, фестивали дают возможность продемонстрировать богатство и национальное многообразие музыкального творчества современной России, ее отдельных регионов. Но необходимы и другие формы пропаганды сочинений композиторов Кемеровской области, которые бы позволили представить всю широкую палитру современных жанров музыкального искусства, которую используют кузбассовцы. Представляется, что в региональных средствах массовой коммуникации могла быть более широко представлена информация о них и их творчестве. Для знакомства с музыкой можно было бы использовать и время на каналах телевидения и радио. Необходима пропаганда и того факта, что в регионе не одно десятилетие развивается творчество профессиональных музыкантов - авторов, создающих музыкальную летопись региона, и тех произведений в разных жанрах, отражающих события жизни земляков, воспевающих родной край, формирующих музыкальную культуру Кемеровской области. В деле пропаганды сочинений кемеровских

композиторов могли бы принять участие и уча- тивы, как это происходит, например, в соседнем

щиеся, и студенты, и профессиональные коллек- Красноярском крае.

Литература

1. Беседа в Сети: Александр Маклыгин [Электронный ресурс]. - URL: http://konsart.ucoz.ru/publ/muzyka_pljus/ beseda_v_seti_aleksandr_maklygin/5-1-0-294htm.

2. Карелина Е. К. Композиторская деятельность: к вопросу о типологии и проблемах изучения // Музыка. Искусство, наука, практика: науч. журн. Казан. гос. консерватории им. Н. Г. Жиганова. - 2012. - № 2 (2). - С. 54-60.

3. Медведева Н. В. Формирование музыкальной культуры Кемеровской области в первой половине ХХ века // Актуальные проблемы социокультур. исслед.: сб. науч. ст. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - Вып. 8, ч. 1. -С. 260-270.

4. Пыльнева Л. Л. К вопросу изучения композиторского творчества на территории Сибири и Дальнего Востока // Наука и художественное образование: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск: Изд-во КГАМиТ, 2003. - С. 262-268.

5. Синельникова О. В. Проблемы и перспективы развития композиторского творчества в Кузбассе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 98-106.

6. Союз композиторов России [Электронный ресурс]. - URL: http://unioncomposers.ru/about/htm (дата обращения: 06.01.2019).

7. Умнова И. Г. Деятельность композиторов Кемеровской области в современной музыкальной жизни России // Music Art XXI Century - history, theory, practice: collection of scientific papers. - Drohobych; Kielce; Kaunas; Almaty: Posvit, 2016. - Р. 193-198.

8. Умнова И. Г. Творчество композиторов Кузбасса в музыкальной жизни региона: состояние и проблемы // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Язык и речь современного искусства: сб. науч. тр. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - Вып. 5. - С. 311-335.

References

1. Beseda v Seti: Aleksandr Maklygin [Chatting on the Web: Alexander Maklygin]. (In Russ.). Available at: http:// konsart.ucoz.ru/publ/muzyka_pljus/beseda_v_seti_aleksandr_maklygin/5-1-0-294htm.

2. Karelina E.K. Kompozitorskaya deyatel'nost': k voprosu o tipologii i problemakh izucheniya [Composing activity: to the question of typology and problems of studying]. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika: nauchnyy zhurnal Ka-zanskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni N.G. Zhiganova [Music. Art, science, practice. Scientific journal of Kazan state Conservatory named after N.G. Zhiganova], 2012, vol. 2 (2), pp. 54-60. (In Russ.).

3. Medvedeva N.V. Formirovanie muzykal'noy kul'tury Kemerovskoy oblasti v pervoy polovine XX veka [Formation of musical culture of the Kemerovo region in the first half of the twentieth century]. Aktual'nye prob-lemy sotsiokul'turnykh issledovaniy: sb. nauch. statey [Actual problems of socio-cultural research: sat. articles']. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2012, iss. 8, part 1, pp. 260-270. (In Russ.).

4. Pylneva L.L. K voprosu izucheniya kompozitorskogo tvorchestva na territorii Sibiri i Dal'nego Vostoka [To the question of studying of composer's creativity in the territory of SIBI-ri and the Far East]. Nauka i khudozhestven-noe obrazovanie: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and art education. Materials of the all-Russian scientific-practical conference]. Krasnoyarsk, KGAMiT Publ., 2003, pp. 262-268. (In Russ.).

5. Sinelnikova O.V. Problemy i perspektivy razvitiya kompozitorskogo tvorchestva v Kuzbasse [Problems and prospects of development of composer's creativity in Kuzbass]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University ofCulture andArts], 2017, no. 38, pp. 98-106. (In Russ.).

6. Soyuz kompozitorov Rossii [Union of Composers of Russia]. (In Russ.). Available at: http://unioncomposers.ru/about/ htm (accessed 06.01.2019).

7. Umnova I.G. Deyatel'nost' kompozitorov Kemerovskoy oblasti v sovremennoy muzykal'noy zhizni Rossii [Activity of composers of the Kemerovo region in modern musical life of Russia]. Music ArtXXI Century - history, theory, practice: collection of scientific papers. Drohobych; Kielce; Kaunas; Almaty, Posvit Publ., 2016, pp. 193-198. (In Russ.).

8. Umnova I.G. Tvorchestvo kompozitorov Kuzbassa v muzykal'noy zhizni regiona: sostoyanie i problemy [Creativity of Kuzbass composers in the musical life of the region: state and problems]. Iskusstvo i iskusstvovedenie: teoriya i opyt: Yazyk i rech' sovremennogo iskusstva: sb. nauch. trudov [Art and art history: theory and experience: Language and speech ofmodern art: sat. nauch. labours']. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2007, vol. 5, pp. 311-335. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.