Научная статья на тему 'Поступок в пространстве воспитания современной молодежи'

Поступок в пространстве воспитания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ПОСТУПОК / НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуркина Н.И.

В статье на основе анализа современных психологических концепций и явлений, составляющих социокультурный контекст образования, выделяются проблемы и тенденции воспитания детей и молодежи. Раскрываются возможности и задачи воспитательной деятельности школы и семьи в контексте профессионального выбора школьников. Делается вывод о необходимости создания условий для расширения пространства свободного выбора жизненных стратегий современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACT IN THE FRAME OF EDUCATION OF MODERN YOUTH

The article deals with the problems and trends in the upbringing of children and youth on the basis of the analysis of modern psychological concepts and phenomena comprising the social and cultural context of education. The opportunities and challenges of school and family educational activities in the context of vocational guidance of schoolchildren are revealed. The conclusion on the need to create conditions for the expansion of space of free choice in life strategies of modern youth is made.

Текст научной работы на тему «Поступок в пространстве воспитания современной молодежи»

УДК 37.011.3

ПОСТУПОК В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье на основе анализа современных психологических концепций и явлений, составляющих социокультурный контекст образования, выделяются проблемы и тенденции воспитания детей и молодежи. Раскрываются возможности и задачи воспитательной деятельности школы и семьи в контексте профессионального выбора школьников. Делается вывод о необходимости создания условий для расширения пространства свободного выбора жизненных стратегий современной молодежи.

Ключевые слова: воспитание, детство, молодежь, поступок, нравственный поступок.

H. M. HypKUHa N. I. Churkina

ACT IN THE FRAME OF EDUCATION OF MODERN YOUTH

The article deals with the problems and trends in the upbringing of children and youth on the basis of the analysis of modern psychological concepts and phenomena comprising the social and cultural context of education. The opportunities and challenges of school and family educational activities in the context of vocational guidance of schoolchildren are revealed. The conclusion on the need to create conditions for the expansion of space of free choice in life strategies of modern youth is made.

Keywords: education, childhood, youth, act, moral act.

Изменения в современном мире стали стремительными. Р. Ф. Абдеев, Д. Белл, А. П. Беляева, Н. Н. Моисеев, А. Тоф-флер и др. выделяют перечень признаков и названий современного общества. Использование одного из предложенных определений отражает позицию автора и ту сторону общественного устройства, которые попадают в сферу его научного интереса. Так, с точки зрения экономики и социальной жизни новый этап общественного развития называют постиндустриальным. Характеристики этого общества ученые определяют через такие приметы, как приоритет производства услуг, а не вещей; государственное регулирование экономики; потребность в высококвалифицированных ученых и специалистах на производстве; отход от рутинного труда, конвейерного труда; возрастающий интерес к качеству жизни; знание становится источником стоимости товара.

Называя новое общество информационным, исследователи заявляют, что информация начинает выступать как основа определения социальной структуры, приобретает решающее значение для экономической и социальной жизни; складывается новый уклад, основанный на телекоммуникациях. Он характеризуется ростом интеллигенции, профессионалов и «технического класса»; центральная роль начинает принадлежать теоретическому знанию; приоритетной становится ориентация на будущее; на создание интеллектуальных технологий; возрастает значение прагматического подхода к проблемам.

Использование понятия «гражданское общество» указывает прежде всего на политико-правовую сферу, и тогда мы говорим о расширяющихся возможностях различных слоев населения в принятии решений и сочетании интересов большинства и меньшинства за счет развития институтов гражданского общества (общественных организаций). Изменение в духовной культуре нового общественного порядка связывают с феноменом постмодернизма. Это понятие, которым обозначают этап современного развития культуры. Постмодернизм как направление в искусстве известен с середины ХХ века, однако рождение самого понятия относится к 1917 г., когда вышла книга Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры». Как философско-культурологичес-кое направление оно зарождается в рамках французской

философии (Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрияр, Ж. Де-ррида). В реальной действительности постмодернизм постулирует «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии.

Но если для взрослого человека это новый уклад жизни, который по отдельным позициям категорически отвергается, то для детей и молодежи он является естественной средой обитания. Это мир детства, идеальный мир, с которым дети потом будут сравнивать все последующие модели общественного устройства.

Разнообразные характеристики современного уклада повлияли не только на контекст жизни, они изменили самого человека. Психологи (А. Я. Варга, К. Н. Поливанова, И. Д. Фельдштейн и др.) указывают на глобальные трансформации, происходящие с детством. О кризисе детства исследователи впервые заявили в середине ХХ века. Кризис детства как кризис образования стал лейтмотивом многих работ. Эти проблемы были озвучены в книгах Ф. Г. Кумбса, вышедших в 1968 и 1980 г. Кризис образования, о котором Кумбс заявлял в первой книге, к выходу второй книги не был преодолен.

Если кризис образования можно принять и увидеть его проявления, то в чем выражается кризис детства? Детство -сравнительно недавний феномен. В культурно-исторической ретроспективе феномен детства появился сравнительно поздно, исследователи говорят о четырехсотлетней истории детства. Ребенок, освоивший словарный запас, способный добывать пищу, в традиционном обществе уже с 7 лет считался взрослым. К детям не относились как к особой категории, что проявлялось в отсутствии особой одежды, рациона питания и т. д. Первые игрушки были маленькими копиями орудий труда взрослого человека. Американский социолог Нейл Постман еще в 1982 г. выпустил книгу, в которой описывался генезис детской культуры. Исходный тезис работы состоит в том, что детство не определимо биологически, поскольку в наших генах не содержится информация о том, в каком возрасте человека следует считать ребенком. Детство это не биологический, а социальный феномен, «придуманный» взрослыми, искусственный продукт развития общества [1]. Это приводит многих ученых

к выводу о возможном исчезновении детства как социального феномена в исторической перспективе.

Такой фантастический сценарий подтверждается многими тенденциями современности. Границы детства и взрослости стали размыты, в среде взрослых постепенно теряются навыки, принципиально отличающие их от детей, например такой, как критическое чтение. Взрослые и дети равны перед визуальной культурой, поэтому индустрия развлечений для взрослых сегодня строится по детской модели (преобладают различные программы, где нет аналитики, но есть красивая картинка, образ). Взрослые стали принимать значимые решения (например, участвовать в выборах) на основе картинки (фотографии), т. е. без анализа, подчиняясь эмоциональному выбору. Взрослое поколение не хочет стареть, присваивая и осваивая модные тенденции и интересы молодежной среды. Цитата из классического текста: «на крыльце сидел старик лет пятидесяти...», сегодня звучит как оксюморон. В околонаучном сообществе даже появился новый термин, обозначающий человека неопределенного возраста «кидалт», (от английского kid — ребенок и adult — взрослый) — взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения.

Одним из признаков кризиса детства называют разрушение традиционных механизмов взросления, которые в рамках культурно-исторической концепции описаны Д. Б. Элько-ниным. На уровне обыденного знания очевидны изменения традиционных средств и каналов воспитания: семьи и школы. Современные исследования показывают, что на смену ядерной семье приходят двухядерные, сетевые семьи, что изменило границы и ценности детства (несколько домов, несколько родителей, разные сестры и братья, бабушки и дедушки в каждом пространстве свои нормы и ценности, традиции). Появились новые стратегии семейного воспитания, в которых родители переносят ответственность за воспитание на профессионалов; пытаются компенсировать собственные мечты и надежды; снимают все запреты и ограничения с детей и др. [2].

Сложность современного воспитания состоит и в том, что образ и идеал взрослой жизни, который всегда был средством воспитания, перестал быть для детей эталонным, к которому они стремятся. Как пишет об этом К. Н. Поливанова: «Взрослый в традиционной философии характеризуется субъектностью: взрослое Я (self) стабильно, автономно, часто характеризуется как самостоятельное, полностью открытое самому себе (прозрачное для самого себя), отвечающее за свои поступки и обладающее способностью к осознанному выбору» [3]. Место значимых взрослых у современных детей и молодежи занимают герои масс-медиа, мультсериалов.

Можно согласиться с А. Асмоловым, что школа остается сегодня единственным гарантированным каналом позитивного влияния на ребенка. Но школа как пространство равенства (за которое педагоги и политики долго боролись) в погоне за универсальным методом «всех учить всему», работает на нивелирование исходных отличий. Д. Брунер пишет об извечном противоречии образования: «образование должно создавать условия для индивидуального развития и обеспечить воспроизводство культуры» [4, с. 22]. В условиях размытых и неявных ценностных основ семейного

воспитания только через образование ребенок, осваивая культуру (как традиции), должен обрести понимание границ дозволенного. Очерченные границы помогают ему не только в том, чтобы войти в мир, но и чтобы познать себя. Индивидуальность формируется в процессе преодоления границ, для которых необходим поступок, усилие.

В качестве главной причины психических новообразований современных детей многие исследователи называют отсутствие усилия, преодоления, которые всегда сопровождали ребенка в процессе социализации. Вхождение в мир взрослых у детей стало более длительным, вариативным. В связи с чем подростку жить в соответствии с нравственными идеалами и даже элементарными законами гармоничного социального сосуществования становится трудно, некомфортно, а значит, не нужно. Призывы к успешности, разговоры о личных приоритетах, стремление взрослых оградить детей от любых сложностей, приводят молодежь к центрации на себе, своих переживаниях. Это распространяется на все стороны жизни: отношения дружбы и любви, профессиональный выбор.

Процесс взросления у молодых людей совпадает с кризисом идентичности. В поле современных исследований молодежи появилось понятие «гибридная идентичность», которая рапространяется на национальную, культурную, половую идентификацию и связана с размытостью культурных границ и открытостью информационного пространства. Одной из составляющих идентичности является профессиональная идентичность. Осмысление себя у молодежи происходит параллельно с адаптацией ко времени. В контексте проблемы профессионального выбора это означает для молодых людей осуществление такого выбора, который будет одобрен современным обществом. Максимальную опасность, по мнению исследователей, представляет потеря идентичности, когда молодой человек не может удовлетворить свои требования «физической интимности», что распространяется и на процесс выбора профессии. Профессиональное самоопределение в современных условиях затрудняется в связи с «увеличением возможностей выбора жизненного пути» у современной молодежи (М. Уле) [5, с. 76]. Трудоустройство и выбор будущего места работы не являются обязательным этапом для молодежи в определенном возрасте, а зависят от индивидуального решения человека.

Что же делать родителям, педагогам в существующих условиях? В мировой практике получил поддержку один путь, по которому идут развитые страны. Принимая во внимание, что современные молодые люди позже, чем предшествующее поколение, вступают во взрослую, самостоятельную жизнь, психологи предлагают обществу дать молодому человеку «мораторий на взрослость». Для этого вводится тринадцатилетняя общеобразовательная школа, предлагаются модели профессиональной старшей школы, чтобы параллельно с освоением общеобразовательной программы старшеклассники могли получить основы профессии. Рынок труда предлагает отдельные виды деятельности, которые может выполнять молодой человек без определенной квалификации. Отражением масштабности и всеобщности данной тенденции является решение Всемирной организации здравоохранения в 2002 г. о продлении возраста юности до 24 лет.

130

Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)

Второй путь предлагает педагогическая теория. В российской педагогической науке сложился целый пласт концепций о «нравственном поступке», разрабатываемых психологами и педагогами (М. Н. Аплетаев, О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, Д. М. Гришин, К. К. Платонов, Н. Е. Щур-кова и др.). Главный лейтмотив этих концепций заключается в том, чтобы стимулировать детей на нравственный поступок, создавать условия для его совершения. Как мы уже отмечали, в современном обществе не остается места для поступка, а сам поступок в сознании детей ассоциируется с выбором. Словарь психологии определяет поступок как «сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, самому себе, группе или обществу, к природе в целом. Поступок - основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность» [6]. Не совершив поступка, молодой человек не может осознать себя личностью, оценить свои возможности. Второй путь более сложный для взрослых, он требует целенаправленной и длительной работы, которую необходимо начинать с первых лет жизни ребенка, соединив усилия школы и семьи.

Таким образом, в условиях серьезных изменений социальной жизни перед родителями и педагогами стоит задача выбора стратегий воспитания. В условиях, когда в пространстве воспитания нет места поступка, обществу придется найти способ распространения «моратория на взрослость» не только на сферу профессионального выбора, но и на другие жизненные процессы своих «взрослых» детей (начало самостоятельной жизни, создание семьи, рождение детей и т. д.). И надеясь на то, что взрослею-

щие дети пусть позже, но станут родителями, попытаться создать для внуков благоприятную среду обитания, в которой будут традиционные сложности (в виде мокрых штанишек, приема пищи неудобной ложкой и т. д.) освоения социальных норм. А значит, будет граница, отделяющая детство и взрослость, будет поступок, который помогает понять человеку, кто он такой и чего он стоит.

1. Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/ ischeznovenie-detstva (дата обращения: 25.12.2015).

2. Будинайте Г. Современные стратегии семейного воспитания глазами семейного психотерапевта // Отечественные записки, 2004. №3. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/ sovremennye-strategii-vospitamya-glazami-semeynogo-psihoterapevta (дата обращения: 25.12.2015).

3. Поливанова К. Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства. URL: http://www.gosbook. ru/node/21848 (дата обращения: 25.12.2015).

4. Брунер Д. Культура образования. М.: Просвещение, 2006. 223 с.

5. Уле М. Изменение гендерных стереотипов в процессе взросления // Вестник Пермского университета. 2011. № 4(8). С. 75-86.

6. Психологический словарь. URL: http://www.psychologist. ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=1716 (дата обращения: 25.12.2015).

© Чуркина Н. И., 2016

УДК 372.851

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АСПЕКТОВ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросам содержания и методики преподавания математики для нематематических специальностей вузов. Рассмотрены достоинства и недостатки различных подходов к изложению математики для студентов гуманитарных направлений подготовки. Предложен вариант реализации методики преподавания математики на основе деятельностного подхода. Рассмотрен пример обучения свойствам математических понятий студентов нематематических специальностей вузов.

Ключевые слова: гуманитарное направление образования, математическое образование, математика, математическая деятельность.

E. B. Wyntta E. V. Shulga

TEACHING MATHEMATICS TO UNIVERSITY STUDENTS OF NON-MATHEMATICAL SPECIALTIES BY USING ASPECTS OF MATHEMATICAL ACTIVITY

The article is devoted to the content and methods of teaching mathematics to university students of non-mathematical specialties. The advantages and disadvantages of different approaches to the presentation of mathematics for the students training in the humanities are discussed. A variant of the implementation of mathematics teaching methods based on activity approach is offered. An example of teaching the properties of mathematical concepts to university students of non-mathematical specialties is considered.

Keywords: humanities education, mathematics education, mathematics, mathematical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.