Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современной речевой культуры в свете культурологической теории образования'

Актуальные проблемы современной речевой культуры в свете культурологической теории образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
134
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Янутш Ольга Александровна

В статье рассматриваются случаи нарушения правил смысловой сочетаемости в речи и связь данного феномена с трансформацией мыслительных и коммуникативных практик в целом. Теоретико-методологической базой исследования выступает культурологическая теория образования, позволяющая рассмотреть заявленную проблему в контексте процессов диалектического взаимодействия семейного (домашнего) воспитания, педагогической реальности и институциональной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MODERN CULTURE OF SPEECH IN THE LIGHT OF CULTURAL THEORY OF EDUCATION

The article deals with the cases of violation of the rules of semantic compatibility in speech and reveals the connection of this phenomenon with the transformation of cogitative and communicative practices. The theoretical and methodological base of the research is the cultural theory of education, which allows considering the stated problem in the context of the processes of dialectical interaction between family (home) education, pedagogical reality and the institutional system of education.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современной речевой культуры в свете культурологической теории образования»

УДК 811.161Л'271:[37:008]

О. А. Янутш

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В СВЕТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются случаи нарушения правил смысловой сочетаемости в речи и связь данного феномена с трансформацией мыслительных и коммуникативных практик в целом. Теоретико-методологической базой исследования выступает культурологическая теория образования, позволяющая рассмотреть заявленную проблему в контексте процессов диалектического взаимодействия семейного (домашнего) воспитания, педагогической реальности и институциональной системы образования.

Ключевые слова; культура речи, культурологическая теория образования, культурология образования, языковая компетенция.

Алиса понятия не имела о том, что такое параллели и меридианы, ей просто нравилось произносить такие красивые, длинные слова.

Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес.

Актуальность исследуемой проблемы. Грамотность - базовая характеристика образованного человека, включающая в себя не только знание орфографии и пунктуации, но также и определенную культуру мышления. Ее формирование традиционно являлось ключевой задачей системы образования. Вместе с тем тексты современных старшеклассников, студентов и аспирантов все чаще вызывают мысли о наличии своего рода пандемии семантической афазии.

Цель данного исследования заключается в выявлении факторов, фундированных спецификой сложившейся культурно-образовательной среды и негативно влияющих на формирование культуры речи у современных молодых взрослых.

Материал и методика исследований. На протяжении последних пяти лет автор работала членом жюри на нескольких всероссийских, городских конкурсах и олимпиадах по культурологии для школьников и студентов. Собранный материал, а также данные, полученные в ходе рецензирования кандидатских диссертаций, руководства курсовыми и выпускными работами бакалавров и магистрантов, выступили эмпирической базой исследования. Для анализа сложившейся ситуации и причин ее возникновения были использованы методы прикладной культурологии, культурологии образования и философских исследований феномена детства.

© Янутш О. А., 2017

Янутш Ольга Александровна - кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: yanutsh@gmail.com

Статья поступила в редакцию 10.04.2017

Результаты исследований и их обсуждение. Современные дискуссии о культуре речи чаще всего строятся вокруг различных аспектов порчи языка: растущего числа орфографических и пунктуационных ошибок, неправильного ударения, проникновения в литературный язык сленга, жаргона, ненормативной лексики (бранных слов, окказионализмов) и иностранных слов. Признавая серьезность и актуальность данных вопросов, мы тем не менее хотели бы остановиться на несколько иной проблеме - участившихся в речи случаях нарушения правил смысловой сочетаемости.

Если раньше подобные ошибки встречались преимущественно в работах школьников, то теперь ими изобилуют тексты студентов выпускных курсов и труды аспирантов:

• «Одним из важнейших вкладов, над которыми я поработала — помощь в проектировании и создании кулис-ширм» (Д. Т., студентка 4 курса).

• «Он [театр] давал возможность пережить смоделированный опыт, который принимали люди через представление в амфитеатре» (Д. К., магистр 2 курса).

• «Символизм Антигероя пронизан настоятельной необходимостью реинкарнации современного социокультурного пространства в древнейшей, еще глубоко дохристианской, почвенни-ческо-земледельческой модели» (В. К., соискатель ученой степени кандидата культурологии).

Следует отметить, что данные ошибки не являются случайными: часто подобным образом написаны десятки страниц. Можно было бы трактовать их как проявление творческого, поэтического отношения к языку, как элементы незастывшего, индивидуального языка художника, отличающие строение поэтического высказывания от автоматизма организации повседневной речи [14]. Однако этому мешает отсутствие в этих примерах какой-либо информации, доступной для передачи средствами обычной языковой структуры [5]. Кроме того, аналогичное построение фраз все чаще встречается именно в повседневной жизни: на страницах газет и журналов, рекламных щитах и плакатах, в многочисленных ресурсах сети Интернет, речи тележурналистов и радиоведущих.

В силу того, что между языковой картиной мира и структурой мышления (способами восприятия, интерпретации и упорядочивания окружающей действительности) существует непосредственная связь [2], [11], данный феномен требует не только лингвистического, но и серьезного философско-культурологического анализа: подобные тексты свидетельствуют о неспособности выстраивать сложные смысловые структуры, пренебрежении логикой мышления, нерефлексивном, автоматическом характере письма. Мы рассмотрим причины возникновения и распространения этого явления с позиций культурологической теории образования.

Культурология образования - направление исследований, появившееся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. на стыке педагогики, культурологии, философии и социологии образования, - исходит из необходимости изучения образования как одной из подсистем культуры, находящейся в «многосторонней связи с социокультурным целым» [7, с. 39]. При этом в самой системе образования можно выделить три слоя:

• культурно-образовательная традиция: совокупность представлений об онтологических, гносеологических и аксиологических аспектах существования человека, исторически сложившаяся в конкретной культуре (субкультуре) и в наиболее концентрированном виде транслируемая в рамках семейно-домашнего воспитания;

• педагогическая реальность: педагогическое измерение объективно существующей социокультурной реальности, практики и формы организации повседневной жизни общества, определяющие содержание и характер социокультурной трансмиссии;

• институциональная система образования: совокупность государственных образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную деятельность в соответствии с существующими приоритетами культурной политики России.

Инвариантной целью образования, не зависящей от нюансов конкретного культурно-исторического контекста, является обеспечение культурного воспроизводства, трансляции культуры одним поколением другому. Оно «может быть как точным повторением (обычай, традиция, канон), так и развивающим (импровизация, модернизация, трансформация)» [12, с. 175]. Однако содержательное наполнение и характер взаимодействия описанных выше слоев будут непосредственно зависеть от существующего типа культурной трансформации - спонтанной или стимулированной.

В первом случае изменения осуществляются на эволюционной основе, за счет внутренне присущей данной культуре логики развития. При этом между различными слоями системы образования существует гармоничная взаимосвязь, обеспечивающая целостность передачи культурно значимых смыслов каждому новому поколению. Во втором случае изменения являются результатом «воздействия соседних культурных традиций <.. .> на основе селекции и адаптации к местной среде и традициям» [6, с. 217]. В подобных обстоятельствах для достижения той же цели необходимо более сложное, диалектическое взаимодействие новой педагогической реальности, существующей культурно-образовательной традиции и институциональной системы образования. Большинство динамических процессов в современной культуре относятся именно ко второму случаю. В силу этого использование теоретико-методологического аппарата культурологии образования позволяет выявить несколько наиболее важных, на наш взгляд, моментов, относящихся к актуальным проблемам формирования речевой культуры подростков и молодых взрослых.

Прежде всего необходимо отметить принципиальные изменения культурно-исторической модели «бытия взрослым», системы требований, предъявляемых к представителям различных возрастных когорт, и критериев оценки их ценности [10].

В 1982 г. в своей работе «Исчезновение детства» Н. Постман выдвинул гипотезу, согласно которой основным маркером различения ребенка и взрослого являлась грамотность. Она «способствовала развитию аналитически-рефлексивных способов понимания мира, вытесняя непосредственные» [9], и требовала определенного уровня начальной подготовки. Однако с появлением телевидения (электронных медиа в целом) необходимость в ней отпадает: для получения информации, необходимой для жизни, уже не требуется владеть развитыми навыками чтения и интерпретации (понимания) прочитанного. Н. Постман полагал, что это должно привести к исчезновению самого конструкта «детство». Сейчас, спустя 35 лет после выхода в свет его работы, многие ученые говорят о противоположной тенденции - исчезновении «взрослости» [10], [15].

Многочисленные исследования так называемого «поколения У» («поколения Миллениума», «поколения ЯЯЯ») фиксируют объективную неспособность многих представителей этой возрастной когорты успешно справляться с требованиями социума. Опрос, проведенный недавно среди молодых людей в возрасте 16-29 лег в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, показал, что едо 20 % респондентов испытывают определенные трудности включения в социум» [1].

«Бытие взрослым» предполагает наличие определенного типа мышления. Грамотность, о которой писал Н. Постман, была одной из его фундаментальных, системообразующих черт. Ее разрушение порождает неспособность индивида адекватно интерпретировать окружающую действительность и выстраивать соответствующую стратегию собственного поведения (в том числе и речевого). Кроме того, как отмечает А. Я. Флиер, «за последние полвека радикальным

образом возросла в своей социальной значимости целеустановка на культурную саморепрезентацию и манифестацию человека, в какой-то мере начавшую превосходить и его стремление к непосредственной социально-профессиональной самореализации» [13, с. 38].

Сочетание данных факторов приводит к смене доминант в отношении к речи: ценится то, что звучит красиво, что получит больше лайков. Эгос и пафос речи полностью нивелируют значимость логоса. Так, на официальном сайте фильма «28 панфиловцев», снятого при государственной поддержке и широко рекламировавшегося на федеральных телеканалах, написано: «Дышло исторической „правды" отвернулось от своих героев» [8].

В результате черты, которые раньше были свойственны лишь языку и мышлению детей и подростков, теперь составляют значительную часть языковой среды в цепом. То же самое происходит и в сфере домашнего (семейного) воспитания: став старше (но не повзрослев), представители поколения, рожденного в конце 80-х гг. прошлого века, часто оказываются неспособны предоставить собственным детям культурно значимые модели взрослого речевого поведения.

Таким образом, именно институциональная система образования остается последним форпостом в борьбе за культуру речи и мышления. Однако для сохранения и актуализации культурного опыта предыдущих поколений необходимо переосмысление целей, задач и методов формирования языковой компетенции современных школьников и студентов.

Школы и вузы часто упрекают в оторванности от жизни, в несоответствии диктуемых ими моделей поведения актуальной социокультурной практике. Обращаясь к концепции «Вызова и ответа» А. Тойнби как теоретико-методологической базе выстраивания новых стратегий образования, некоторые часто забывают о феномене творческого усилия. Однако без него ответ будет не ответом, а лишь простым приспособлением к существующим обстоятельствам. Первым элементом этого усилия должен стать серьезный анализ всего спектра вызовов современной культуры: как тех, которые способствуют прогрессу, так и тех, которые представляют для него определенные угрозы.

Развитие информационных технологий оказало сильное влияние на коммуникативную практику современной молодежи: на смену письмам пришли смс, общение в чатах и мессенджерах (УШег, \VhatsApp и пр.). Короткие сообщения, имитирующие непосредственное устное общение, режим «живого диалога», допускают быструю смену тем, отрывочность и смысловую неполноту фраз, возможность мгновенного возврата к сказанному и его пояснения в случае непонимания «собеседником». Эти технологии полностью удовлетворяют потребности представителей «поколения рассеянного внимания» - «людей, которые не могут долго сосредоточиться, легко отвлекаются» [4].

При превращении сферы образования в рынок образовательных услуг новые педагогические технологии стремятся не преодолеть эти очевидные разрушительные тенденции, а подстроиться под них, адаптируя содержание заданий и форму их выполнения к новым паттернам потребления информации, что делает учебу легче и занимательнее, однако в перспективе долгосрочного развития культуры подобный подход может иметь серьезные негативные последствия.

Описывая причины гибели крито-микенского мира, В. М. Масон, в частности, указывает на следующее обстоятельство: «Такое масштабное историческое явление в процессе культурогенеза и социогенеза не могло быть только делом рук „нехороших" варваров. Система дворцового экономического и культурного лидерства была, по сути, лишь тонкой вуалью, простиравшейся над массовым населением страны... Как только рухнули культурные и политические лидеры, а новое руководство, принесшее более архаические правопорядки, в отличие от ахейцев, не было заинтересовано в развитии прежних централизованных бюро-

кратических традиций, дворцовая цивилизация распадается. История делает ощутимый шаг назад, с тем чтобы начать новое восхождение, уже в гомеровские времена» [6, с. 227].

Образование призвано обеспечивать системную передачу накопленного опыта и ценностных установок. Это касается не только знаний и навыков, но и определенных типов деятельности, от которых зависит устойчивое и последовательное развитие культуры и самого человека. Критикуя набирающую популярность практику использования интерактивных технологий в музейной педагогике, А. Г. Бойко отмечает: «Сегодня говорят: „Не надо созерцать, нужно взаимодействовать". На самом деле очень важная функция современного музея - поддержание культуры созерцания» [3]. По аналогии с этим одной из важнейших функций современного образования является поддержание культуры мышления, формирование способности к интеллектуальному труду.

Резюме. Трансформация моделей «бытия взрослым» и распространение новых практик коммуникации - естественные процессы исторического развития культуры. Однако в современном мире, в ситуации, когда вся культурно-образовательная реальность ориентирована не столько на формирование самоценного культурного капитала личности, сколько на обеспечение индивида инструментами достижения успеха (прежде всего социального и экономического), сочетание указанных выше факторов приводит к смещению критериев ценности речи из области семантики в прагматику.

Эта тенденция разрушительно влияет на культуру мышления и в долгосрочной перспективе делает культуру в целом более уязвимой перед лицом глобальных исторических изменений. С точки зрения культурологической теории образования формирование у учащихся рефлексивного отношения к письму и навыков работы со сложными семантическими структурами речи - стратегическая задача современной системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородкина О. И., Самойлова В. А., Каллунки В. Проблемы социального исключения / включения молодежи (на материале социологического исследования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - Т. XVI, № 1(66). - С. 100-110.

2. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2000. - 396 с.

3. Как привлечь молодое поколение к изучению культурного достояния? [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. - Режим доступа : http://www.aif.ru/cul1ure/art/mi^^

4. Косточка Р. Скорость или глубина? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.edutaiimK.iWpretyskorost^-glubiiia/.

5. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам. - 1964. - Вып. 160, т. 1. - 195 с.

6. Массон В. М. Пульсирующая динамика ритмов культурогенеза и культурное наследие // Культуро-генез и культурное наследие. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - С. 213-255.

7. Мосолова Л. М. О задачах новой школы в контексте культурологии // Вестник Герценовского уни-верситета.-2011.-№5.-С. 38-42.

8. Официальный сайт фильма «28 панфиловцев». - Режим доступа : http://28parLfilovcev.com/about.php.

9. Поливанова К Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». - Режим доступа: http://psyjournals.nj/newchiid-hood/issue/56292.shtmi.

10. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. - М.: Смысл, 2013. - 767 с.

11. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс; Универс, 1993. - 654 с.

12. Флиер А. Я. Культурология образования: цели, задачи, возможности // Культурология 20-11: авторский сборник эссе и статей. - М.: Согласие, 2011. - С. 173-189.

13. Флиер А Я. Современная культурология: проблемы, возможности, задачи // Культурология 20-11 : авторский сборник эссе и статей. - М.: Согласие, 2011. - С. 26-98.

14. Шкловский В. Б. О теории прозы. - М. ; Л. : Круг, 1925. - 189 с.\

15. Quill L. The Disappearance of Adulthood. - URL : https://works.bepress.eom/lawreace_quill/3/.

UDC 811.161.1'271:[37:008]

O. A. Yanutsh

ACTUAL PROBLEMS OF MODERN CULTURE OF SPEECH IN THE LIGHT OF CULTURAL THEORY OF EDUCATION

A. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia

Abstract The article deals with the cases of violation of the rules of semantic compatibility in speech and reveals the connection of this phenomenon with the transformation of cogitative and communicative practices. The theoretical and methodological base of the research is the cultural theory of education, which allows considering the stated problem in the context of the processes of dialectical interaction between family (home) education, pedagogical reality and the institutional system of education.

Keywords: culture of speech, cultural studies of education, culturology of education, linguistic competence.

REFERENCES

1. Borodkina O. I., Samojlova V. A., Kallunki V. Problemy socialhogo iskljuchenija / vkljuchenija molodezhi (na materiale sociologicheskogo issledovanija v Sankt-Peterburge i Leningradskoj oblasti) // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. - 2013. - T. XVI, № 1(66). - S. 100-110.

2. Gumbol'dt V. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - 2-e izd. - M.: Progress, 2000. - 396 s.

3. Kakprivlech' molodoe pokolenie k izucheniju kuTturnogo dostojanija? [Jelektronnyj resurs] // Argumenty i fakty. - Rezhim dostupa: http: //www.aif.ru/cu1ture/art7muzey_eto_ne_ispytanie_razgovor_s_iskusstvovedom.

4. Kbstochku R Skarost' ili glubina? [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http: //www.edutainrne.ru/pos1/skorost-ili-glubina/.

5. Lotman Ju. M. Lekcii po strukturaTnoj pojetike // Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Trudy po znakovym sistemam. - 1964. - Vyp. 160,1.1. -195 s.

6. Masson V. M. Pul'sirujushhaja dinamika ritmov kuTturogeneza i kul'turnoe nasledie // Kul'turogenez i kul'turnoe nasledie. - M.; SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2014. - S. 213-255.

7. Mosolova L. M. O zadachah novoj shkoly v kontekste kul'turologii // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2011. -№ 5. - S. 38-42.

8. Oflcial'nyj sajt filW «28 panfilovcev». - Rezhim dostupa : http://28panfilovcev.com/about.php.

9. Polivanova K N. Praktiki razvitija: vzroslenie v sovremennom mire [Jelektronnyj resurs] // Materialy nauchno-jekspertnogo seminars «Novoe detstvo». - Rezhim dostupa: http^/psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml.

10. Sapogova E. E. JekzistenciaTnaja psihologija vzroslosti. - M. : Smysl, 2013. - 767 s.

11 .SepirJe. Izbrannye trudy po jazykoznaniju i kul'turologii. - M.: Progress ; Univers, 1993.-654 s.

12. Flier A Ja. KuTturologija obrazovanija: celi, zadachi, vozmozhnosti // Kul'turologija 20-11: avtorskij sbornikjesse i statej. -M.: Soglasie, 2011. - S. 173-189.

13. Flier A Ja. Sovremennaja kul'turologija: problemy, vozmozhnosti, zadachi // Kul'turologija 20-11 : avtorskij sbornikjesse i statej. - M.: Soglasie, 2011. - S. 26-98.

14. Shklovskij V.B.O teorii prozy. - M.; L.: Krug, 1925. -189 s.

15. Quill L. The Disappearance of Adulthood. - URL :https: //works.bepress.com/lawrence_quill/3/.

© Yanutsh O. A., 2017

Yanutsh, Olga Aleksandrovna - Candidate of Culturology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Culture, A. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia; e-mail: yanutsh@gmail.com

The article was contributed on April 10, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.