Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ МАКРОЦИКЛА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
'

ПОСТРОЕНИЕ МАКРОЦИКЛА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейбол / студенты / тренировочный процесс / тренировочный макроцикл / пик спортивной формы / период сессии и каникул / восстановительный период / volleyball / students / training process / training macrocycle / peak sports form / session and vacation period / recovery period

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виншу Маргарита Сергеевна, Карагодина Анна Михайловна, Шевченко Татьяна Анатольевна, Лаврентьева Елена Александровна

Рассмотрен вопрос планирования тренировочного процесса волейболистов студенческой команды в структуре годичного цикла подготовки с учетом особенностей процесса обучения в вузе. Определен уровень физической подготовленности на этапе подготовки к соревнованиям. Установлено, что система спортивной тренировки предусматривает круглогодичность подготовки как обязательное условие для обеспечения всестороннего развития спортсмена и достижения высоких спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виншу Маргарита Сергеевна, Карагодина Анна Михайловна, Шевченко Татьяна Анатольевна, Лаврентьева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A MACROCYCLE OF THE TRAINING PROCESS OF VOLLEYBALL STUDENTS AS A FACTOR OF HIGH PHYSICAL FITNESS

The issue of planning the training process of student volleyball players in the structure of the annual training cycle is considered, taking into account the peculiarities of the learning process at a university. The level of physical fitness at the stage of preparation for competitions was determined. It has been established that the sports training system provides for year-round training as a prerequisite for ensuring the comprehensive development of the athlete and achieving high sports results.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ МАКРОЦИКЛА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ »

УДК 796.325:796.015 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-6-65-73

ПОСТРОЕНИЕ МАКРОЦИКЛА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

М.С. Виншу, А.М. Карагодина, Т.А. Шевченко, Е.А. Лаврентьева

Рассмотрен вопрос планирования тренировочного процесса волейболистов студенческой команды в структуре годичного цикла подготовки с учетом особенностей процесса обучения в вузе. Определен уровень физической подготовленности на этапе подготовки к соревнованиям. Установлено, что система спортивной тренировки предусматривает круглогодичность подготовки как обязательное условие для обеспечения всестороннего развития спортсмена и достижения высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: волейбол, студенты, тренировочный процесс, тренировочный макроцикл, пик спортивной формы, период сессии и каникул, восстановительный период.

BUILDING A MACROCYCLE OF THE TRAINING PROCESS OF VOLLEYBALL STUDENTS AS A FACTOR OF HIGH PHYSICAL FITNESS

Vinshu M.S., senior lecturer, volggasu@ bk.ru, Russia, Volgograd, Volgograd State Technical University,

Karagodina A.M., senior lecturer, amkara 2737@yandex.ru, Russia, Volgograd, Volgograd State Technical University, Shevchenko T.A., senior lecturer, shevchenko -ta@ranepa.ru, Russia, Volgograd, Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA,

Lavrentieva E.A., senior lecturer, lavrenteva-ea@ranepa.ru, Russia, Volgograd, Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA

The issue of planning the training process of student volleyball players in the structure of the annual training cycle is considered, taking into account the peculiarities of the learning process at a university. The level of physical fitness at the stage of preparation for competitions was determined. It has been established that the sports training system provides for year-round training as a prerequisite for ensuring the comprehensive development of the athlete and achieving high sports results.

Key words: volleyball, students, training process, training macrocycle, peak sports form, session and vacation period, recovery period.

Виншу Маргарита Сергеевна, старший преподаватель, volggasu@bk.ru, Россия, Волгоград, Волгоградский государственный технический университет,

Карагодина Анна Михайловна, старший преподаватель, amkara2737@yandex.ru, Россия, Волгоград, Волгоградский государственный технический университет,

Шевченко Татьяна Анатольевна, старший преподаватель, shevchenko-ta@ranepa.ru, Россия, Волгоград, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС,

Лаврентьева Елена Александровна, старший преподаватель, lavrenteva-ea@ranepa.ru, Россия, Волгоград, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС

Давно не вызывает сомнений тот факт, что систематизированное построение спортивной тренировки в течение года является важным инструментом для достижения высоких результатов в любом виде спорта. При этом каждый вид спорта имеет свою специфику и особенности, которые необходимо учитывать при построении микро- и мезоциклов годичного этапа подготовки. По мнению В.Н. Платонова (2009), периодизация этапов подготовки позволяет, учитывая физиологические особенности организ-

ма, оптимизировать тренировочную нагрузку, предотвращая переутомле-ние и достигая постепенного прогресса [6].

Структура макроцикла подготовки волейболистов студенческих команд обусловлена главными стартами соревнований и необходимостью выполнять учебную программу получения профессионального образования. Во время построения тренировочного процесса необходимо учитывать периоды сессии и каникул, при этом обязательным условием является набор максимального уровня спортивной формы спортсменов перед каждым игровым туром [7].

По мнению В.П. Губы, В.П. Пустошило и А.Б. Самойлова (2019), функциональная подготовленность игроков в студенческом волейболе зависит от рациональной структуризации образовательного процесса. Осо -бое внимание данные авторы уделяют факторам двигательной активности и набору массы тела, которыми нельзя пренебрегать при построении втя -гивающего и подготовительного этапов подготовки [1].

Учебно-образовательный процесс в институте предъявляет определенные требования к организации и проведению спортивной тренировки по волейболу со студентами сборной команды. При планировании спортивной подготовки тренер команды должен учитывать ряд факторов, а именно:

- время тренировок: в связи с учебной загруженностью студентов тренировки проводятся во второй половине дня. С другой стороны, некоторые студенты живут в отдаленных районах и позднее время занятий их не устраивает;

- контингент занимающихся: в студенческих командах наблюдается неоднородность состава по спортивной квалификации - от новичков до мастеров спорта;

- график студенческих соревнований: параллельно может проходить несколько видов соревнований [3].

Таким образом, многолетний процесс подготовки подчинен общим закономерностям обучения и его систематизация носит актуальный характер.

Цель исследования - систематизировать структуру макроцикла спортивной подготовки волейболистов с учетом процесса обучения для достижения высокой физической подготовленности к соревнованиям.

Задачи исследования:

- разработать план физической подготовки студентов-волейболистов с учетом структуры тренировочного макроцикла, учитывающего особенности процесса обучения (период обучения, сессии и каникул);

- определить уровень физической подготовленности на этапе подготовки к соревнованиям.

Методика и организация исследования. Как показывает опыт работы в вузе, предлагаемые календарные планы городских и коммерческих соревнований по волейболу позволяют выделить в течение года не один, а два спортивных сезона - осенне-зимний (сентябрь-январь) и весенне-летний (февраль-август).

В процессе подготовительного периода по средним показателям команды был определен уровень физического развития, функционального состояния и физической подготовленности волейболистов мужской сборной команды Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета (ИАиС ВолгГТУ).

Результаты исследования и их обсуждение. В спортивной практике принято выделять три периода тренировки: подготовительный, соревновательный и переходный, учитывающие фазы физиологического становления, стабилизации и снижения спортивной формы. Таким образом, в те -чение года имеем два подготовительных, два соревновательных и два переходных периода. Новый цикл подготовки начинается с подготовительного периода, который завершается к началу календарных игр. Дан -ный период делят на этап общей подготовки и этап специальной подготовки (рис. 1).

Рис. 1. Схема подготовительного периода волейболистов вуза

На этапе общей подготовки, который продолжался с 15 августа по 15 сентября, главной задачей было развитие общей выносливости средст-

вами легкой атлетики. Поэтому тренировочные занятия проводились в ус -ловиях легкоатлетического стадиона. На данном этапе происходила подго -товка организма спортсмена к способности переносить высокие и экстремальные игровые нагрузки специальной направленности.

В содержание втягивающего микроцикла (1-2 недели) были включены следующие средства развития общей выносливости: бег умеренной интенсивности при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-140 уд/мин на дистанции от 1000 до 3000 м, кросс до 5 км, общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения легкой атлетики.

В нагрузочный микроцикл подготовки (3-4 недели) включались упражнения специальной направленности на развитие скоростной выносливости: повторный бег на 60-200 м сериями по 5-10 раз, бег с переменной скоростью (чередование бега с максимальной скоростью и бега с интенсивностью 50-60 % от максимальной), прыжковые задания, метания мяча массой 1-2 кг. Нагрузка повышалась в основном за счет увеличения объема средств подготовки. Средние показатели ЧСС составляли 138156 уд/мин.

Постепенно в тренировочные занятия включались средства, по своей биомеханической структуре и функциональной направленности схожие с деятельностью волейболиста. Этот этап проводился в условиях специализированного спортивного зала (с 16 сентября по 15 октября). Данный этап характеризовался высоким уровнем развития специальных физических качеств: быстроты и скоростной выносливости, прыгучести и прыжковой выносливости, ловкости и гибкости [5].

Средствами являлись: спринт на 10 и 20 м, челночный бег 10*10 м, бег разномерными отрезками с изменением скорости и направления бега, перемещения в стойке игрока с игровыми заданиями, прыжки на сетку, прыжковые задания с игровыми приемами и др. Общий объем нагрузки на данном этапе стабилизируется, повышается интенсивность выполнения упражнений. Показатели ЧСС в пределах от 144 до 192 уд/мин.

Этап специальной подготовки плавно переходил в предсоревнова-тельный период, который направлен на подготовку спортсмена к специфической соревновательной деятельности.

Основные формы тренировки - это комплексные занятия по технической и тактической подготовке, контрольные встречи. На данном этапе проводятся контрольные испытания по физической и технической подготовке. Во время тренировочных игр в игровых паузах фиксировалась ЧСС в пределах 132-186 уд/мин.

С 16 октября по 30 декабря начинался соревновательный период (рис. 2).

Рис. 2. Схема соревновательного периода подготовки волейболистов вуза

В осенне-зимнем цикле проводились следующие соревнования: Любительская лига-34 (11 игр), Открытое первенство города Волгограда (7 игр). В данном периоде наряду с внешними соревнованиями проходят внутривузовские соревнования среди факультетов университета (9 игр). Задачей соревнований осенне-зимнего цикла является отбор лучших студентов и дальнейшая подготовка к главным стартам сезона.

Во время календарных игр фиксировались более высокие показа -тели ЧСС на уровне 162-198 уд/мин.

С 31 декабря по 15 января начинался переходный период, связанный с увеличением умственной нагрузки во время зачетно-экзаменационной сессии. Поэтому физические нагрузки необходимо постепенно сни-жать. Однако не рекомендуется сразу после периода соревнований пре-кращать спортивную тренировку. Занятия в этом периоде проводятся в поддерживающем режиме на ЧСС 132-144 уд/мин.

К тому же учеными установлено, что у студентов, полностью пре -кративших занятия физическими упражнениями в период экзаменов, умст -венная работоспособность снижается на 20 % в зимнюю сессию и на 38 % - в весеннюю в сравнении с исходным уровнем. В то же время у студентов, продолжающих занятия физическими упражнениями и спортом в экзаме -национную сессию, снижение работоспособности наблюдается всего лишь на 11 % [8].

Во время этого периода на тренировках следует работать над исправлением выявленных в соревнованиях технических и тактических ошибок, а также спортсменам нужно пройти диспансерное медицинское обследование с проверкой состояния своего здоровья.

С 16 января по 15 мая начинается соревновательный период второго цикла подготовки, связанный с применением нагрузок высокой игровой интенсивности специальной направленности. Начало второго годового цикла совпадает с началом студенческих каникул и умственная нагрузка снижается. Здесь команда принимала участие в Высшей любительской лиге («финал четырех»), но главным стартом является Универсиада вузов г. Волгограда по волейболу. На подготовительный период данного цикла отводилось 24 занятия, которые, так же как и в осенне-зимнем цикле, имели три этапа подготовки - общий, специальный и предсоревнователь-ный.

С 16 мая по 14 августа спортивная деятельность волейболистов переходила в восстановительный период. Его основной задачей являлось обеспечение отдыха после напряженного игрового сезона (годичного цикла) и после утомительных финальных игр, которые потребовали от игроков полной выкладки и отдачи всех сил для успешного окончания сезона. Однако в данный период тренеру команды следует разработать планы для самостоятельных тренировок игроков и обеспечить контроль за их выполнением [4].

В процессе подготовительного периода проведено тестирование уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности волейболистов мужской сборной команды ИАиС Вол-гГТУ. Результаты исследования представлены в табл. 1-3.

Из табл. 1 видно, что весо-ростовой показатель находится в пределах нормы (392,7 г/см), отмечается довольно высокий уровень жизненного индекса (58,8 мл/кг) и силового индекса (76,5 %).

Таблица 1

Показатели физического развития игроков мужской команды ИАиС ВолгГТУ по волейболу

Жизненная емкость легких, мл Сила мышц кисти, кг Индексы

n Масса тела, кг Длина тела, см весо-ростовой, г/см жизненный, мл/кг силовой, %

15 71,4 181,8 4200 54,6 392,7 58,8 76,5

Показатели функциональной подготовленности спортсменов превышают средние значения норм. Мощность работы по тесту, разработан -ному на кафедре физического воспитания, ходьба вверх-вниз по лестнице (Н.Е. Калинина, В.Д. Марушкин [2]) имеет оценку уровня «высокий» (табл. 2).

Таблица 2

Показатели функционального состояния игроков мужской команды ИАиС ВолгГТУ по волейболу

n Функциональные пробы Восхождение на этажи, кол-во Мощность работы Оценка по Лв1хапё

Штанге, с Генчи, с Руфье, ед. мл/мин/кг кг/мин

15 84,6 52,2 6,2 17,3 58,4 1375 высокий

Уровень физической подготовленности определялся по показателям контрольных тестов в прыжках в длину и высоту, челночном беге 10*10 м и метании набивного мяча. Оценка по шкале фонда оценочных средств кафедры по отдельным тестовым заданиям имела высокие значения (табл. 3).

Таблица 3

Показатели физической подготовленности игроков мужской команды ИАиС ВолгГТУ по волейболу

n Прыжок в длину с места, см Челночный бег 10x10 м, с Прыжок вверх, со взмахом руками, см Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками, м

15 242,6 25,2 62,2 16,6

Оценка отлично отлично отлично хорошо

Можно констатировать, что уровень физической подготовленности волейболистов к соревнованиям имел высокие значения. Это отразилось на игровом мастерстве студенческой команды по волейболу: результат в со -ревнованиях среди факультетов - 1-е место, Высшая любительская лига (ВЛЛ) - 3-е место, Открытое первенство города - 1-е место и Универсиада вузов - 1-е место.

Заключение. Планирование физической подготовки студентов-волейболистов происходит с учетом цикличности периодов макроцикла подготовки, а также факторов, определяющих закономерности обучения в вузе. Поскольку проведение Универсиады планируется в календаре соревнований в весенне-летнем цикле подготовки, то второй цикл имеет более высокую значимость и весомость. Необходимо отметить, что на основе рассматриваемых особенностей спортивной подготовки тренером формируется содержание тренировочного процесса, его направленность и перио -дизация, а не наоборот.

Список литературы

1. Губа В.П., Пустошило П.В., Самойлов А.Б. Исследование показателей функциональной подготовленности игроков студенческой волей -больной команды в годичном цикле подготовки // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 8. С. 65-70.

2. К вопросу о ценности различных форм физических упражнений / В.Д. Марушкин [и др.] // Повышение качества физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях: сб. материалов городской науч.-практ. конф. / отв. ред. А.С. Овчинников. Волгоград: Изд-во ВГСА, 2011. С. 212-215.

3. Карева Ю.Ю., Шиховцов Ю.В. Содержание процесса спортивной подготовки в студенческом волейболе // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 69.

4. Мельникова Т.И. Периодизация тренировочного процесса студенческой волейбольной команды в структуре годичного цикла // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2022. Т. 13. № 4(56). С. 178-182.

5. Особенности проявления базовых физических качеств спортсменов в волейболе / У.В. Смирнова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4(170). С. 309-313.

6. Платонов В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. С. 18-34.

7. Рожнов А.А., Жилина Л.В., Акулов С.А. Современные технологические подходы к тренировочному процессу волейбольных студенче -ских команд // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 1. С. 70-78.

8. Семенова М.А., Железнякова М.В., Щербакова Е.Е. Двигательный режим студентов в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4(170). С. 292-296.

References

1. Guba V.P., Pustoshilo P.V., Samojlov A.B. Issledovanie pokazatelej funkcion-al'noj podgotovlennosti igrokov studencheskoj volejbol'noj komandy v godichnom cikle pod-gotovki [Study of functional readiness indicators of student volleyball team players in a one-year training cycle] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Vol. 8. P. 65-70.

2. K voprosu o cennosti razlichnyh form fizicheskih uprazhnenij [On the question of the value of various forms of physical exercises] / V.D. Marushkin [et al.] // Improving the

quality of physical education of students in educational institutions: collection. materials of urban scientific and practical research. conf. / answer ed. A.S. Ovchinnikov. Volgograd: Publishing House VGSA, 2011. P. 212-215.

3. Kareva Yu.Yu., Shihovcov Yu.V. Soderzhanie processa sportivnoj podgotovki v studencheskom volejbole [Contents of the process of sports training in student volleyball] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 9. P. 69.

4. Mel'nikova T.I. Periodizaciya trenirovochnogo processa studencheskoj volej-bol'noj komandy v strukture godichnogo cikla [Periodization of the training process of a student volleyball team in the structure of the annual cycle] // Nauchnye trudy Severo-Zapad-nogo instituta upravleniya RANHiGS [Scientific works of the North-West Institute of Management RANEPA]. 2022. T. 13. No. 4(56). P. 178-182.

5. Osobennosti proyavleniya bazovyh fizicheskih kachestv sportsmenov v volejbole [Features of the manifestation of basic physical qualities of athletes in volleyball] / U.V. Smirnova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2019. No. 4(170). P. 309-313.

6. Platonov V.N. Teoriya periodizacii sportivnoj trenirovki v techenie goda: istoriya voprosa, sostoyanie, diskussii, puti modernizacii [The theory of periodization of sports training throughout the year: history of the issue, status, discussions, ways of modernization] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2009. No. 9. P. 18-34.

7. Rozhnov A.A., Zhilina L.V., Akulov S.A. Sovremennye tekhnologicheskie pod-hody k trenirovochnomu processu volejbol'nyh studencheskih komand [Modern technological approaches to the training process of student volleyball teams] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 1. P. 70-78.

8. Semenova M.A., Zheleznyakova M.V., Shcherbakova E.E. Dvigatel'nyj rezhim studentov v period ekzamenacionnoj sessii i napryazhennyh umstvennyh nagruzok [Motor mode of students during the examination session and intense mental stress] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2019. No. 4(170). P. 292-296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.