Научная статья на тему 'Анализ уровня физической подготовленности студенческих команд в макроцикле подготовки по пляжному волейболу'

Анализ уровня физической подготовленности студенческих команд в макроцикле подготовки по пляжному волейболу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / BEACH VOLLEYBALL / STUDENT VOLLEYBALL / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мазурина Анна Валентиновна, Бобкова Елена Николаевна, Луганская Мария Владимировна, Игнатенко Татьяна Сергеевна

В статье представлены результаты применения программы спортивной подготовки по виду спорта «Пляжный волейбол» на студенческих командах. Исследована динамика показателей общей и специальной физической подготовленности спортсменов на разных этапах годичной тренировки. Приведена оценка эффективности методики по динамике общей и специальной физической подготовленности игроков, не специализирующихся в пляжном волейболе в ходе годичного тренировочного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мазурина Анна Валентиновна, Бобкова Елена Николаевна, Луганская Мария Владимировна, Игнатенко Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the level of physical preparedness of student teams in the training macrocycle on the beach volleyball

The article presents the results of the application of the sports training program for the Beach Volleyball sport on student teams. The dynamics of indicators of general and special physical fitness of athletes at different stages of the annual workout was studied. An assessment of the effectiveness of the methodology on the dynamics of general and special physical preparedness of players who do not specialize in beach volleyball during the one-year training cycle is given.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня физической подготовленности студенческих команд в макроцикле подготовки по пляжному волейболу»

АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД В МАКРОЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ПО ПЛЯЖНОМУ ВОЛЕЙБОЛУ

А.В. МАЗУРИНА, Е.Н. БОБКОВА, М.В. ЛУГАНСКАЯ,

СГАФКСТ, г. Смоленск, Россия;

Т.С. ИГНАТЕНКО, УГТУ, г. Ухта, Республика Коми, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты применения программы спортивной подготовки по виду спорта «Пляжный волейбол» на студенческих командах. Исследована динамика показателей общей и специальной физической подготовленности спортсменов на разных этапах годичной тренировки. Приведена оценка эффективности методики по динамике общей и специальной физической подготовленности игроков, не специализирующихся в пляжном волейболе

в ходе годичного тренировочного цикла.

Ключевые слова: пляжный волейбол, студенческий спорт, физическая подготовленность.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENT TEAMS IN THE TRAINING MACROCYCLE ON THE BEACH VOLLEYBALL

A.V. MAZURINA, E.N. BOBKOVA, M.V. LUGANSKAYA,

SSAPCST, Smolensk, Russia;

T.S. IGNATENKO, USTU, Ukhta, Republic of Komi, Russia

Abstract

The article presents the results of the application of the sports training program for the Beach Volleyball sport on student teams. The dynamics of indicators of general and special physical fitness of athletes at different stages of the annual workout was studied. An assessment of the effectiveness of the methodology on the dynamics of general and special physical preparedness of players who do not specialize in beach volleyball during the one-year training cycle is given.

Keywords: beach volleyball, student volleyball, physical fitness.

Введение

Пляжный волейбол предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Это связано с высокой нагрузкой при выполнении различных действий в игре. В пляжном волейболе, как и в классическом, время выполнения действий правилами не определено -игра будет идти до тех пор, пока одна команда не наберет требуемое количество очков, поэтому продолжительность матча нельзя предсказать, соответственно от продолжительности матча зависит и нагрузка на игрока. Как в любой спортивной игре, в пляжном волейболе происходит чередование активных и пассивных фаз, которые не одинаковы по продолжительности и зависят от игровой ситуации. Эти и другие факты говорят о том, что необходимо особое внимание уделять физической подготовке игроков-пляжников, в какой-то мере даже больше, чем технической (как правило, техническая подготовка сходна с классическим волейболом).

В связи с выделением пляжного волейбола как отдельного вида спорта со своими правилами и особенностями игровой деятельности возникла необходимость поиска новых подходов к совершенствованию уровня

физической подготовленности спортсменов. Отмечая значимость комплексной подготовленности игроков для успешного выступления в соревновательной деятельности, специалисты отдельно указывают на необходимость контроля физической подготовленности спортсменов, а на основании результатов контроля - формирования программы работы со спортсменами [1, 2, 5].

Специалисты [6, 7], рассматривающие динамику уровня спортсменов, приводят отдельные данные, например, такие как высота прыжка вверх с места отталкиванием из песка или время ускорений, не применяя комплексный подход к контролю физической подготовленности игроков. Тем не менее есть работы, позволяющие рассматривать подготовку квалифицированных спортсменов, специализирующихся в пляжном волейболе [3], но не дающие рекомендаций для спортсменов, у которых основным является специализация - классический волейбол. Особенно важны рекомендации для тех спортсменов, которые переходят от классического волейбола к постоянным, систематическим занятиям пляжным волейболом. Для эффективного процесса физической под-

С*)

готовки спортсменов-пляжников необходимо провести анализ изменений уровня физической подготовленности в годичном тренировочном цикле.

В связи с этим целью работы явилось: изучить уровень общей и специальной физической подготовленности студенток, занимающихся пляжным волейболом, и проанализировать изменения на разных этапах годичной тренировки.

Методика исследования

Исследование проводились на базе кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» в течение спортивного сезона 2017/2018 г.

Под наблюдением находились 5 женских студенческих команд, участвующих в городских, региональных и всероссийских соревнованиях по пляжному волейболу на любительском уровне. Группа была сформирована из студенток, ранее занимавшихся только классическим волейболом. Спортивная квалификация группы: 3 игрока с 1-м взрослым разрядом по волейболу и 7 игроков без спортивного разряда. В течение года спортсменки занимались по разработанной П.В. Коляго программе годичной подготовки для квалифицированных спортсменов в пляжном волейболе [3]. Программа была адаптирована к исследуемому контингенту.

Контрольные испытания осуществлялись с целью определения уровня развития специальных физических качеств, а также проведения анализа значений рассматриваемых параметров на разных этапах макроцикла подготовки волейболисток в пляжном волейболе.

Волейболистки выполняли шесть контрольно-педагогических испытаний. Рассматривались результаты: одинарного и тройного прыжка в длину с места; время бега

на 20 м; ускорение дистанции длиной 81,7 м («Ёлочка») с изменением направления движения на площадке для пляжного волейбола; результаты метания набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя; результаты прыжка вверх с места и с разбега на песчаной поверхности определялись с помощью размеченной вертикальной рейки, поставленной на песок.

В целях предупреждения травматизма и подготовки к выполнению физической нагрузки, тестированию предшествовали подготовительные упражнения, позволяющие осуществить тренировку организма.

Применяемые на студентках тесты апробированы и информативны, широко используются в спортивной практике [3, 4].

Полученные данные были математически обработаны по общеизвестным методикам.

Результаты исследования и их обсуждение

Макроцикл включает в себя этап общей и специальной подготовки, предсоревновательный, соревновательный и переходный периоды. За годичный цикл подготовки (365 дней) спортсменки провели 360 занятий, соответственно в среднем ежедневно 1,2 учебно-тренировочного занятия, при этом продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в среднем составило 2,5 ч.

В период ответственного психологического напряжения подготовки - это соревновательный и предсоревно-вательный этапы - средняя продолжительность занятий возрастала до 3,5-4,0 ч в день, нагрузка возрастала соответственно программе занятий.

Контрольно-педагогическое тестирование проводилось в одних и тех же условиях, на одних и тех же спортсменках. В итоге проведенных испытаний получены следующие данные, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Результаты тестирований в годичном тренировочном цикле (п = 10)

Наименование норматива Результат в начале подготовительного периода Результат в конце предсоревновательного периода Результат в конце соревновательного периода Р

Прыжок с места в длину, см 218,1 ± 5,17 223,6 ± 5,32 225,2 ± 5,49 > 0,05

Тройной прыжок с места, м 5,31 ± 0,43 5,61 ± 0,45 5,60 ± 0,52 < 0,05

Бег на 20 м, с 4,2 ± 0,09 4,2 ± 0,09 3,9 ± 0,11 > 0,05

Ускорение «Ёлочка» (81,7 м), с 28,8 ± 0,29 26,4 ± 0,36 26,4 ± 0,35 < 0,05

Метание набивного мяча (1 кг) сидя, м 9,23 ± 0,97 10,06 ± 1,12 10,23 ± 1,34 < 0,05

Прыжок вверх с места, см 36,4 ± 1,12 37,9 ± 1,10 40,5 ± 1,04 < 0,05

Из данных таблицы видно, что результат выполнения прыжка в длину с места с 218,1 ± 5,17 см в начале подготовительного периода увеличился к концу пред-соревновательного периода на 5,5 см, а к концу соревновательного еще на 1,6 см, достигнув значений 225,2 ± 5,49 см (Р > 0,05).

Анализ результатов выполнения норматива по тройному прыжку с места в начале применения программы

(5,31 ± 0,43 м) и до официальных соревнований (период с октября 2017 по май 2018 г.) определил прирост 0,3 м, что статистически достоверно (Р < 0,05), а к концу соревновательного периода (сентябрь 2018 г.) значение этого результата (5,60 ± 0,52 м) уменьшилось на 2 см.

В показателях бега на 20 м в начале подготовки у волейболисток (4,2 ± 0,09 м) наблюдается уменьшение до 3,9 ± 0,11 м, значение недостоверно статистически и не

превышает 0,2-0,3 с. В тесте «метание набивного мяча сидя из-за головы двумя руками» (9,23 ± 0,97) результат к началу соревновательного периода увеличился на 0,83 м, а к концу спортивного сезона (10,23 ± 1,34) на 0,11 м, что статистически достоверно (Р < 0,05).

За время спортивного сезона значения критериев специальной физической подготовки показывают достоверные изменения. В тесте «прыжок вверх с места» результат (36,4 ± 1,12 - 40,5 ± 1,04) улучшился на 4,1 см (Р < 0,05), показывая положительные изменения в течение всего макроцикла подготовки. Время выполнения ускорения дистанции длиной 81,7 м с изменением направления движения («Ёлочка») к началу соревновательного периода достоверно улучшилось с 28,8 ± 0,29 до 26,4 ± 0,36 с (Р < 0,05).

Анализ результатов выполнения тестов, характеризующих физическую подготовленность волейболисток, занимающихся пляжным волейболом, свидетельствует о различной степени положительных изменений рассматриваемых параметров.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что в четырех из шести тестов общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности отмечено достоверное улучшение результатов (Р < 0,05). В двух тестах изменения результатов в течение годичной подготовки недостоверны (Р > 0,05).

Для получения более информативных показателей проводимых контрольных нормативов использовалась интенсивность их прироста между периодами подготовки (рис. 1).

Максимальные приросты за время проведения эксперимента наблюдаются в 5-м и 6-м контрольных нормативах, они составили 10,27 и 10,66% соответственно. Минимальный прирост выявлен в прыжке в длину с места (3,2%).

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция сдвигов в сторону увеличения показателей в результате применяемой программы в макроцикле занятий по пляжному волейболу у студенток-волейболисток.

Заключение

В результате применения программы годичной подготовки в пляжном волейболе П.В. Коляго [3] (разработана и апробирована на квалифицированных спортсменах) в тренировочном процессе студенток-волейболисток, не имеющих спортивного разряда, а также не специализирующихся именно в пляжном волейболе, за исследуемый период произошли статистически значимые изменения только в части показателей общей и специальной физической подготовленности (22,2%). Это указывает на необходимость повышения интенсивности процесса физической подготовки на всех этапах макроцикла, а также поиска новых подходов к тренировочному процессу.

Рис. 1. Интенсивность прироста показателей контрольных нормативов спортсменок-волейболисток за время эксперимента

Условные обозначения: 1 - прыжок с места в длину; 2 - тройной прыжок с места; 3 - бег на 20 м; 4 - ускорение «Ёлочка»; 5 - метание набивного мяча (1кг) сидя; 6 - прыжок вверх с места. А - прирост показателей между результатами в начале подготовительного периода и в конце предсоревновательного периода; Б - прирост

показателей между результатами в конце предсоревновательного и соревновательного периодов; В - прирост показателей между результатами в начале подготовительного периода и в конце соревновательного периода.

Отмеченное снижение темпов улучшения результатов нормативов к концу соревновательного периода говорит о его большой продолжительности и необходимости разделения на самостоятельные мезоциклы, которые позволят сохранить и укрепить спортивную форму к основным соревнованиям сезона.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в соревновательный период наблюдается более высокий прирост показателей общей физической подготовленности относительно специальной. Это говорит о том, что объем и интенсивность используемых средств, применяемых в специальной физической подготовке, целесообразно увеличить, начиная с середины периода общей физической подготовки. Соответственно на новый сезон необходимо изменить программу в соотношении видов занятий по исследуемым параметрам.

В итоге проведенного исследования применения программы на студентках-волейболистках рассматриваемой группы выявлены незначительные изменения уровня общей и специальной физической подготовленности, и есть необходимость разработки более эффективной специальной программы для студенческих команд по пляжному волейболу.

Литература

1. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. - М.: Советский спорт, 2010. - 336 с.

2. Жилкина, О.В. Особенности построения учебно-тренировочного процесса в пляжном волейболе / О.В. Жилкина, И.В. Манжелей // Лучшие выпускные квалификационные работы 2012 года: сборник статей на основе лучших выпускных квалификационных работ. Ч. 3, К. 2 / Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2013. - С. 197-203.

3. Коляго, П.В. Модернизация содержания годичной подготовки квалифицированных спортсменов в пляжном волейболе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / П.В. Коляго. - Краснодар, 2010. - 25 с.

4. Королев, П.В. Совмещение занятий пляжным и классическим волейболом в годичном цикле подготовки юных спортсменов / П.В. Королев, В.В. Костюков // Пляжный волейбол, вып. 20 / Всероссийская федерация волейбола. - Москва, 2016. - С. 10-32.

5. Костюков, В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика): пособие. - М.: Советский спорт, 2005. -156 с.

6. Костюков, В.В., Шестаков, М.М., Костюков, В.Вл. Методика построения годичной тренировки высококвалифицированных спортсменов в пляжном волейболе/

B.В. Костюков, М.М. Шестаков, В.Вл. Костюков // «Спортивные игры в физическом воспитании и спорте»: матер. междунар. научно-практ. конф. (24-26 декабря 2002 г.) / под общей ред. О.Е. Лихачева. - Смоленск, 2002. -

C.154-158.

7. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общей редакцией Ю.Д. Железняк, В.В. Костюков, А.В. Чачин. - М.: 2016. -210 с.

References

1. Godik, M.A. and Skorodumova, A.P. (2010), Comprehensive control in sports games, Moscow: Sovetsky Sport, 336 p.

2. Zhilkina, O.V. and Manzhele, I.V. (2013), Features of the construction of the training process in beach volleyball, In: The best final qualifying works of 2012: a collection of articles based on the best final qualifying works. Part 3, K. 2, Tyumen: Tyumen State University, pp. 197-203.

3. Kolyago, P.V. (2010), Modernization of the content of the annual training of qualified athletes in beach volleyball: authoref. Diss ... Cand. Ped. Sciences, Krasnodar, 25 p.

4. Korolev, P.V. and Kostyukov, V.V. (2016), The combination of beach and classic volleyball in the annual cycle of training young athletes, Beach Volleyball, issue 20, Moscow: All-Russian Volleyball Federation, pp. 10-32.

5. Kostyukov, V.V. (2005), Beach volleyball (training, technique, tactics): manual, Moscow: Sovetsky Sport, 156 p.

6. Kostyukov, V.V., Shestakov, M.M. and Kostyukov V.Vl. (2002), The method of constructing a one-year training session of highly skilled athletes in beach volleyball, In: "Sports Games in Physical Education and Sport": mater. international scientific and practical conf. (December 24-26,2002), under the general ed. O.E. Likhachev, Smolensk, pp. 154-158.

7. Zheleznyak, Yu.D., Kostyukov, V.V. and Chachin, A.V. (general editors) (2016), The approximate program of sports training in the form of sports "Volleyball" (sports disciplines "Volleyball" and "Beach Volleyball"), Moscow, 210 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.