Научная статья на тему 'Непосредственная подготовка высококвалифицированных спортсменов к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе'

Непосредственная подготовка высококвалифицированных спортсменов к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО КЛАССА / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ / BEACH VOLLEYBALL / HIGH CLASS ATHLETES / DIRECT PREPARATION FOR MAIN COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюков В.В., Нирка В.В., Глазин А.М., Костюкова О.Н.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что традиционная методика предсоревновательного тренировочного процесса в пляжном волейболе недостаточно эффективна и характеризуется: отсутствием четко выраженной мезои микроцикловой структуры этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию сезона, затрудняющей обоснованное планирование тренировочного процесса; недостаточной интенсивностью тренировочных занятий, в которых вклад нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности в общее тренировочное время подготовки необходимо увеличить в совокупности на 10-12%; малой долей статистически достоверных позитивных изменений физической, технической, тактической, психологической и игровой подготовленности, составляющей в среднем 13,0% от общего объема изменений; неразработанностью структуры традиционной методики предсоревновательной подготовки, затрудняющей эффективное управление тренировочным процессом предсоревновательной подготовки. Цель научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности разработанной методики непосредственной подготовки (В.Н. Платонов, 2015) спортсменов высокого класса к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе. Методы.При проведении исследования использовались такие методы, как: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика. Результатыпроведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанная экспериментальная методика непосредственной подготовки спортсменов высокого класса к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе имеет четырехмодульную компоновку, включающую проективный, содержательный, технологический и контрольно-учетный модули, наличие которых увеличивает возможность эффективного управления предсоревновательным тренировочным процессом. Структура этапа непосредственной подготовки включает втягивающий (12дней), подготовительный (15 дней) и предсоревновательный (9 дней)мезоциклы, состоящие из двух-трех микроциклов; вклад интенсивных упражнений на 10-15% превышающий таковой в традиционной методике. Заключение.Статистически достоверные улучшения,выявленные в 48,5% измерений, что в 2,3 раза больше, чем при традиционных тренировках, подтверждают большую эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костюков В.В., Нирка В.В., Глазин А.М., Костюкова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECT PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES FOR MAIN COMPETITIONS OF THE SEASON IN BEACH VOLLEYBALL

Relevance. The relevance of the study is due to the fact that traditional methodology of the pre-competitive training process in this sport is insufficiently effective and is characterized by: the absence of a pronounced mesomicrocyclic structure of the stage of a direct preparation for a main competition of the season, making it difficult to plan training process reasonably; the insufficient intensity of training sessions, in which it is necessary to increase the contribution of loads of aerobic and mixed aerobic-anaerobic orientation to the total training time by 10-12%; the small proportion of statistically significant positive changes of physical, technical, tactical, psychological and game preparedness, averaging 13,0% of total changes; the undeveloped structure of the traditional methods of pre-competitive training, hampering the effective management of the training process of pre-competitive preparation. From this, the relevance of this study becomes apparent. Research aim. The aim of the study is the scientific justification and experimental verification of effectiveness of the developed methodology of a direct preparation (V.N. Platonov, 2015) of high class athletes for main competitions of the season in beach volleyball. Research methods. The following methods have been used in the study: the study and the analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, pedagogical experiment, mathematical statistics. Research results. The results of the study indicate that the developed experimental technique of a direct training of high-class athletes for main competitions of the season in beach volleyball has a four-module composition, including projective, substantive, technological, control and accounting modules, the presence of which increases the possibility of effective management of the pre-competitive training process. The structure of a direct preparation stage includes involving (12 days), preparative (15 days) and pre-competitive (9 days) mesocycles, consisting of two or three microcycles; the contribution of intensive exercises which is 10-15% higher than that one in the traditional method. Conclusions. The statistically significant improvements, identified in 48,5% of the measurements, which are 2,3 times more than at traditional trainings, confirm the great effectiveness of the developed methodology.

Текст научной работы на тему «Непосредственная подготовка высококвалифицированных спортсменов к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе»

УДК 796.325

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ К ОСНОВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ СЕЗОНА В ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ

В.В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, В.В. Нирка, соискатель, главный тренер мужской сборной команды России по пляжному волейболу, Всероссийская федерация волейбола, г. Москва,

А.М. Глазин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр, О.Н. Костюкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного 161, e-mail: sportgame@kgufkst.ru.

Аннотация.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что традиционная методика пред-соревновательного тренировочного процесса в пляжном волейболе недостаточно эффективна и характеризуется: отсутствием четко выраженной мезо- и микроцикловой структуры этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию сезона, затрудняющей обоснованное планирование тренировочного процесса; недостаточной интенсивностью тренировочных занятий, в которых вклад нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности в общее тренировочное время подготовки необходимо увеличить в совокупности на 1012%; малой долей статистически достоверных позитивных изменений физической, технической, тактической, психологической и игровой подготовленности, составляющей в среднем 13,0% от общего объема изменений; неразработанностью структуры традиционной методики предсоревно-вательной подготовки, затрудняющей эффективное управление тренировочным процессом пред-соревновательной подготовки.

Цель - научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности разработанной методики непосредственной подготовки (В.Н. Плато-

нов, 2015) спортсменов высокого класса к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе.

Методы. При проведении исследования использовались такие методы, как: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанная экспериментальная методика непосредственной подготовки спортсменов высокого класса к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе имеет четырехмодульную компоновку, включающую проективный, содержательный, технологический и контрольно-учетный модули, наличие которых увеличивает возможность эффективного управления пред-соревновательным тренировочным процессом. Структура этапа непосредственной подготовки включает втягивающий (12 дней), подготовительный (15 дней) и предсоревновательный (9 дней) мезоциклы, состоящие из двух-трех микроциклов; вклад интенсивных упражнений на 10-15% превышающий таковой в традиционной методике.

Заключение. Статистически достоверные улучшения, выявленные в 48,5% измерений, что в 2,3

раза больше, чем при традиционных тренировках, подтверждают большую эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: пляжный волейбол, спортсмены высокого класса, непосредственная подготовка к основным соревнованиям.

Для цитирования: Костюков В.В., Нирка В.В., Гла-зин А.М., Костюкова О.Н. Непосредственная подготовка высококвалифицированных спортсменов к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. -№ 4. - С. 58-64.

For citation: Kostyukov V., Nirka V., Glazin A., Kostyukova О. Direct preparation of highly qualified athletes for main competitions of the season in beach volleyball. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 4, pp. 58-64 (in Russian).

Актуальность. Соревновательный период спортсменов высокого класса в пляжном волейболе длится в настоящее время 8-10 месяцев, в течение которых игроки участвует в 10-15-ти крупных отечественных и зарубежных турнирах (чемпионатах и Кубках России, этапах и финале Мирового тура, чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх), два-три из которых являются для них особенно значимыми, главными, основными [3, 4].

В научно-методической литературе промежуток времени, необходимый для качественного тренировочного процесса накануне основных состязаний, выделяется как относительно самостоятельное структурное образование - этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям сезона и в ней приводятся, в основном для спортсменов высокого класса, различные рекомендации по продолжительности, структуре и содержанию этого временного отрезка годичной подготовки [2, 7].

В отечественных и зарубежных публикациях по теории и методике подготовки спортсменов высокого класса в пляжном волейболе, опубликованных до 20102012 года, этот вопрос специально не рассматривался и лишь в последние 5-7 лет внимание ученых и специалистов обращается к необходимости выделения такого специфического этапа в годичной подготовке, однако без приведения экспериментальных данных по оптимизации его временных и структурно-содержательных составляющих [4].

Таким образом, можно отметить сложившееся и с годами усиливающееся противоречие между объективной потребностью высококвалифицированных спортсменов особым образом готовиться к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе и отсутствием экспериментальных данных по методике такой подготовки.

Изложенное выше и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования - научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики непосредственной подготовки высококвалифицированных спортсменов к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с ноября 2016 года по ноябрь 2019 года на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Эффективность разработанной методики непосредственной подготовки высококвалифицированных спортсменов к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе определялась посредством проведения педагогического эксперимента.

Длина тела (рост) спортсменов определялась с помощью антропометра, масса (вес) - медицинских весов.

Частота пульса у волейболистов при выполнении упражнений определялась пальпаторно, а также с помощью кардиомониторов фирмы Polar, типа RS-100, RS-400 и ProTeam, дающих возможность в любой момент времени зафиксировать пульс с точностью электрокардиограммы.

Батареи тестов, использованные для определения уровня физической, игровой, технико-тактической и психологической подготовленности спортсменов, подробно описаны в Примерной программе спортивной подготовки по виду спорта волейбол, спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол», широко апробированы и метрологически проверены [8].

Для математической обработки результатов исследований применялись общепринятые статистические методы [1]. Оценка различий статистических характеристик осуществлялась с помощью t-критерия Стью-дента. Был принят 5%-ный уровень значимости, как обеспечивающий необходимую точность сравнений. Вычислительные операции по реализации перечисленных выше методов статистического анализа выполнялись на компьютере.

В педагогическом эксперименте приняли участие 24 спортсмена (КМС, МС и МСМК), из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 12 человек в каждой.

Спортсмены контрольной группы занимались пляжным волейболом по традиционной методике.

Спортсмены экспериментальной группы готовились к главным соревнованиям сезона (этап Мирового тура уровня «4 звезды» в г. Янжоу (Китай), открывающий отбор на Олимпийские игры 2020 года в г. Токио (Япония)) по разработанной в исследовании методике.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение структуры и содержания традиционной методики предсоревновательной подготовки спортсменов высокого класса в пляжном волейболе, проведенное с 5 июня до 27 июля 2017 года, позволило выявить ее недостаточную эффективность, проявляющуюся в следующем:

- в отсутствии четко выраженной мезо-микроци-кловой структуры этапа непосредственной подготов-

ки к основному соревнованию сезона, затрудняющей обоснованное планирование процесса предсоревно-вательной подготовки;

- в недостаточной интенсивности тренировочного процесса, в котором парциальный вклад тренировочных нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности в общее тренировочное время необходимо (в совокупности) увеличить на 10-12%.

- в малой доле статистически достоверных улучшений параметров подготовленности волейболистов, составляющей 13,0% от общего объема позитивных изменений;

- в неразработанности структуры традиционной методики непосредственной подготовки к основному соревнованию сезона, затрудняющей эффективное управление процессом предсоревновательной подготовки.

Структура разработанной методики непосредственной подготовки высококвалифицированных спортсменов к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе приводится на рисунке 1 и состоит из 4-х взаимосвязанных модулей.

Проективный модуль включает в себя цель, задачи и планируемые результаты непосредственной подготовки элитных волейболистов к основному турниру сезона по пляжному волейболу.

Цель непосредственной подготовки видится в достижении к началу чемпионата мира наивысшего уровня подготовленности спортсменов, обусловливающего их успешную борьбу за медали.

Для достижения намеченной цели в процессе непосредственной подготовки к чемпионату мира по пляжному волейболу элитные спортсмены, входящие в сборные команды своих стран, решают следующие задачи:

Оптимизация двигательного потенциала волейболистов, достижение высокого уровня физической, технической, тактической, психологической и других видов подготовленности с учетом их игровых функций в команде.

Достижение и сохранение высшего уровня соревновательной готовности спортсменов.

Оптимизация и доведение до автоматизма игровых взаимодействий между волейболистами на площадке.

Достижение наивысшего уровня конкурентоспособности спортсменов и их помехоустойчивости к сбивающим факторам.

В качестве планируемых результатов могут быть занятое место в основном отборочном турнире, сумма рейтинговых очков, позволяющая игрокам быть конкурентоспособными и завоевать право представлять свою страну в главном соревновании четырехлетия - турнире по пляжному волейболу в программе XXXII Олимпийских игр 2020 года в городе Токио (Япония).

Содержательный модуль методики непосредственной подготовки включает в себя такие важные составляющие, как общие и специальные тренировочные средства, а также инвентарь и оборудование, необхо-

димые для проведения качественного тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки элитных спортсменов к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе.

Технологический модуль включает в себя блок документов планирования процесса непосредственной подготовки, а также блок, включающий вопросы методического обеспечения его проведения.

К документам планирования процесса непосредственной подготовки высококвалифицированных спортсменов к основным соревнованиям сезона в пляжном волейболе относится примерный план занятий с расчасовкой тренировочного материала по разделам и видам подготовки, схемы мезо- микроцикловой структуры этого этапа, а также планы-конспекты отдельных тренировочных занятий.

Вопросы методического обеспечения тренировочного процесса постоянно находятся в поле зрения тренера, который стремится, используя различные приемы (например, увеличение или снижение объема и интенсивности выполняемых нагрузок на основе контроля изменений параметров подготовленности спортсменов), добиться максимального положительного тренировочного эффекта от отдельного занятия, микро-, мезоцикла, этапа непосредственной подготовки в целом.

В разработанной методике непосредственной подготовки к основному соревнованию сезона сделана попытка эффективно совместить идеи достиженче-ского и профессионального спорта [5, 6]. То есть при ее разработке во главу угла ставились закономерности формирования, поддержания и временной утраты спортивной формы, как состояния наивысшей соревновательной готовности игроков. И в то же время ставилась задача по возможности учитывать содержание календаря крупных международных турниров в пляжном волейболе, в которых обязаны участвовать элитные российские спортсмены.

В содержание контрольно-учетного модуля входили процедуры определения и оценки уровня физической, технической, тактической, игровой и психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов в пляжном волейболе.

Следует отметить, что вопросы научно-методического, медицинского и антидопингового обеспечения процесса спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в пляжном волейболе, частью которого является мониторинг степени готовности игроков, довольно детально отработаны и налажены, в частности ФГБУ «ЦСП сборных команд России».

Два раза в год волейболисты проходят углубленное медицинское обследование (УМО), осуществляемое Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) на базе клинических больниц г. Москвы.

Кроме того, несколько раз в год комплексной научной группой (КНГ) проводятся этапные комплексные обследования (ЭКО), текущие обследования (ТО) и, на постоянной основе, статистиками команд, по про-

Рисунок 1. Структура методики непосредственной подготовки высококвалифицированных спортсменов к основному

соревнованию сезона в пляжном волейболе

грамме «Data Volley-2», осуществляется определение эффективности и результативности соревновательной деятельности (ОСД) высококвалифицированных спортсменов.

Кроме разработки модульного содержания, обоснование и экспериментальная проверка эффектив-ностк разработанной методики непосредственной подготовки высококвалифицированных спортсменов к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе включали в себя:

- компоновку структуры пров|есса спортивной подготовки высококвалифицированных игроков в пляжном волейболе к с портивном сезоне 2017-201 8 года с выделением 36-дневного этапа непосредственной

подготовки к основному соревнованию - первому турниру олимпийского отбора - этапу Мирового тура ка-тегор ии «4 звезды»;

- разработку микро-мезоцикловой структуры этапа непосредственной подготовки, включающей в себя втягивающий (12 дней), подготовительный (15 дней) и предсоревновательный (9 дней) мезо циклы, состоящие (каждый) из двух-трех микроциклов, что увеличило возможность определять динамоку объема и интенсивности нагрузок, а также контролировать со-дмржание специфических упражмений и двогател ьных действий, выполняемых спортсменами на анализируемом етапе;

- тренировочный процесс, осуществленный по раз-

п 7

6 \--г-

5 4 3

ш

А

Б

Ип

В

Рисунок 2. Соотношение числа достоверно отличающихся показателейфизической (А) игровой, технико-тактической (Б)и психологической (В) подготовленности высококвалифицированных спортсменов, готовящихся к основному соревнованию сезона 2018 года в пляжном волейболе по традиционной I- и разработанной I -методикам. По оси абсцисс - виды подготовлен ности; По оси ординат - количество достоверно отличающихся показателей (п)

2

1

0

работанной методике непосредствен ной подготовки к 3. основному турниру сезона в пляжном волейболе, вызвал более выраженные, чем при традиционной подготовке, улучшения анализируемых критериев подготовленности высококвалифицированных спортсменов в экспериментальной группе. Статистически достоверные улуошения (Г=2,1 7-2,9(3; Р<0,05) были вы явлены в 16-ти показателях из 33-х, что составляет 48,5% от 4. общего объема измерениВ в этой груп пе и в 2,Г раза превышает объем аналогичных изменений, зафиксированный в контрольной группе (рисунок 2).

Заключение. Приведенные факты свидетельствуют о большей эффективности разрабоыенной методики непосредственной подготовки высококвалифициро- 5. ванных спо ртсменов к основному соревнованию сезона в пляжном волейболе, по сравнению с традици- 6. онной, что позволяетрккомендовать ее в практику работы с элитными спортсменами в этом виде спорта.

7.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Занковец В.Э. Эециклопедия тестированио. - М.о Спорт, 2016. - 456 с.

2. Иссурие С.В. Подготовка спертсменов XXI века:науч- 8 ные основы и построение тренировки / Б.В. Иссурин.

- М.: Спорт, 2016. - 464 с.

Роролев П.В. Совыещение занятий пляжным и классическим волейболом в годичном цикле под готовки юных спортсменов // Методический сборник Всероссийской федерации волейбола: «Пляжный волейбол

- научно-методическое сопровождение процесса спортивной подготовки (отечественный и зарубежный опыт) / П.В. Королев, В.В. Костюков. - Москва: ВФВ, 201Г. - Вып. № 20.- С. 10 - 33.

Костюков В.В. Планирование и реализация четырехлетнего (олимпиВского) макроцикла спортивной подготовки в пляжном волейболе. - Учебно-методическое пособие Ксероссийской федерацни волейбола / В.В. Костюков, В.В. Нирка. - Москва: ВФВ, 2018. -Вып. №8 2Г. - С. 9-16.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и Спорт, Спорт Академ Пресс, 2008. - 544 с. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2003. - 863 с. Олатонов В.Н. Система подготовки спортсменсв в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложвния: уч ебник: в2кн. / В.Н.Платон ов. -К.: Олимп. лит., 2015. - Кн. 1. - 680 с. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / Под общей редакцией Ю.Д.Железняка, В.В. Костюкова,А.В. Чачина.

- М., 2016. - 224 с.

DIRECT PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES FOR MAIN COMPETITIONS OF THE SEASON IN BEACH VOLLEYBALL

V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methodology of Sports Games Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, V. Nirka, Applicant, Head coach of the Russian national beach volleyball team, All-Russian Volleyball Federation, Moscow,

A. Glazin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methodology of Sports Games Department,

О. Kostyukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methodology of Sports Games Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161;

e-mail: sportgame@kgufkst.ru.

Abstract.

Relevance. The relevance of the study is due to the fact that traditional methodology of the pre-competitive training process in this sport is insufficiently effective and is characterized by: the absence of a pronounced meso-microcyclic structure of the stage of a direct preparation for a main competition of the season, making it difficult to plan training process reasonably; the insufficient intensity of training sessions, in which it is necessary to increase the contribution of loads of aerobic and mixed aerobic-anaerobic orientation to the total training time by 10-12%; the small proportion of statistically significant positive changes of physical, technical, tactical, psychological and game preparedness, averaging 13,0% of total changes; the undeveloped structure of the traditional methods of pre-competitive training, hampering the effective management of the training process of pre-competitive preparation. From this, the relevance of this study becomes apparent.

Research aim. The aim of the study is the scientific justification and experimental verification of effectiveness of the developed methodology of a direct preparation (V.N. Platonov, 2015) of high class athletes for main competitions of the season in beach volleyball.

Research methods. The following methods have been used in the study: the study and the analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, pedagogical experiment, mathematical statistics.

Research results. The results of the study indicate that the developed experimental technique of a direct training of high-class athletes for main competitions of the season in beach volleyball has a four-module composition, including projective, substantive, technological, control and accounting modules, the presence of which increases the possibility of effective management of the pre-competitive training process. The structure of a direct preparation stage includes involving (12 days), preparative (15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

days) and pre-competitive (9 days) mesocycles, consisting of two or three microcycles; the contribution of intensive exercises which is 10-15% higher than that one in the traditional method.

Conclusions. The statistically significant improvements, identified in 48,5% of the measurements, which are 2,3 times more than at traditional trainings, confirm the great effectiveness of the developed methodology.

Keywords: beach volleyball, high class athletes, direct preparation for main competitions.

References:

1. Zankovets V.E. Enciklopediya testirovanij [Encyclopedia of testing]. Moscow: Sport, 2016, 456 p.

2. Issurin B.V. Podgotovka sportsmenovXXI veka: nauchnye osnovy i postroenie trenirovki [Preparation of athletes of the XXI century: scientific bases and construction of training]. Moscow: Sport, 2016, 464 p.

3. Korolev P.V., Kostyukov V.V. Combining beach and classic volleyball in the annual cycle of training of young athletes. Metodicheskij sbornik Vserossijskoj federacii volejbola: «Plyazhnyj volejbol - nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie processa sportivnoj podgotovki (otechest-vennyj izarubezhnyj opyt) [Methodical Collection of the All-Russian Federation of Volleyball: "Beach Volleyball-Scientific And Methodological Support of the Process of Sports Training (Domestic and Foreign Experience)]. Moscow: WFV, 2016, vol. no. 20, pp. 10-33. (in Russian)

4. Kostyukov V.V., Nirka V.V. Planirovanie i realizaciya che-tyrekhletnego (olimpijskogo) makrocikla sportivnoj podgotovki vplyazhnom volejbole [Planning and implementation of the four-year (olympic) macrocycle of sports training in beach volleyball]. Moscow: WFV, 2018, vol. no. 22, pp. 9-16.

5. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Moscow: Physical Culture and Sport, Sport Academy Press, 2008, 544 p.

6. Ozolin N.G. Nastol'naya kniga trenera: Nauka pobezhdat' [A trainer's reference book: Science of victory]. Moscow: LLC "Publishing house Astrel": LLC "Publishing house "AST", 2003, 863 p.

7. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prak-ticheskie prilozheniya [System of preparation of athletes in Olympic sport. General theory and its practical applications]. K.: Olympus. lit., 2015, kn. 1, 680 p.

8. Zheleznyak Yu.D., Kostyukov V.V., Chachin A.V. Primer-naya programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Volejbol» (sportivnye discipliny «Volejbol» i «Plyazhnyj volejbol») [Approximate program of sports training in the sport of " Volleyball "(sports disciplines "Volleyball" and "Beach volleyball")]. Moscow, 2016, 224 p.

Поступила / Received 25.09.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.