Научная статья на тему 'Исследование показателей функциональной подготовленности игроков студенческой волейбольной команды в годичном цикле подготовки'

Исследование показателей функциональной подготовленности игроков студенческой волейбольной команды в годичном цикле подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
765
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛИСТ / ПРОБА КВЕРГА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / VOLLEYBALL PLAYER / KVERG'S TEST / FUNCTIONAL PREPAREDNESS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Пустошило Павел Викторович, Самойлов Александр Борисович

Проведено исследование функциональной подготовленности игроков мужской студенческой сборной команды по волейболу в годичном цикле подготовки. Выявлены показатели индекса Кверга и их корреляционная зависимость. Результаты исследования показали, что функциональная подготовленность волейболистов зависит от рациональной структуризации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Пустошило Павел Викторович, Самойлов Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INDICA TORS OF FUNCTIONAL READINESS OF PLA YERS OF COLLEGE VOLLEYBALL TEAM IN THE YEAR CYCLE OF PREPARATION

The functional preparedness of the players of the male student national volleyball team in the annual training cycle is examined. The indicators of the Querg index and their correlation dependence are revealed. The results of the study showed that the functional preparedness of volleyball players depends on the rational structuring of the educational process.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей функциональной подготовленности игроков студенческой волейбольной команды в годичном цикле подготовки»

УДК 796.325

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

ПОДГОТОВКИ

В.П. Губа, П.В. Пустошило, А.Б. Самойлов

Проведено исследование функциональной подготовленности игроков мужской студенческой сборной команды по волейболу в годичном цикле подготовки. Выявлены показатели индекса Кверга и их корреляционная зависимость. Результаты исследования показали, что функциональная подготовленность волейболистов зависит от рациональной структуризации образовательного процесса.

Ключевые слова: волейболист, проба Кверга, функциональная подготовленность, тренировочный процесс.

Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню функциональной подготовленности и эффективности игровой деятельности спортсмена в соревновательных условиях. В соревновательных условиях игроку приходится в течение длительного времени преодолевать разнообразные помехи и препятствия, переносить огромные физические и психические нагрузки, требующие большой мышечной силы, быстроты движений, высокого уровня специальной выносливости, а также надежности выполнения двигательных действий [1, 2].

Правильно построенный тренировочный процесс является основным условием на пути к достижению поставленных целей. Поэтому грамотно подобранные и применяемые в учебно -тренировочных занятиях средства и методы позволяют повысить и поддерживать на высоком уровне физическую и функциональную подготовленность игроков-волейболистов, что во многом определяет успех в период соревновательной деятельности [3].

Сам по себе тренировочный процесс студенческих волейбольных команд и, в частности, студенческой волейбольной команды Смоленского государственного университета (СмолГУ) имеет очень неравномерный характер, так как тренерам приходится мириться с интервалами, обусловленными учебной деятельностью игроков-студентов: контрольные недели, экзаменационные сессии, учебные практики, каникулы и т. д. [4, 5]. Причем учебно-производственная практика может иметь продолжительный характер и проходить в другом городе. Если пренебрегать этими факто -рами при построении учебно-тренировочных занятий, то эффективность тренировочного процесса, а вместе с ним и соревновательной деятельности, будет значительно снижена [6-8].

Исследование проводилось на базе СмолГУ в течение 2017/18 г. В исследовании участвовали игроки мужской студенческой сборной команды по волейболу СмолГУ (п=19 чел.).

Для определения текущего состояния функциональной подготовленности у волейболистов студенческой команды нами была выбрана функциональная проба Кверга как одна из самых доступных и информативных. Показатели снимались 4 раза во время различных микроциклов. Так, первые показатели были получены во время первого учебно-тренировочного занятия в сентябре, вторые - во время первого соревновательного микроцикла, третьи - после зимней экзаменационной сессии, четвертые - во время последнего соревновательного микроцикла.

Комплексная проба Кверга (или как ее еще называют Индекс Кверга) позволяет определить функциональное состояние спортсмена на определенном этапе тренировки и заключается в выполнении четырех различных видов нагрузки, следующих друг за другом без интервалов отдыха:

1) 30 приседаний за 30 с;

2) бег на месте в максимальном темпе;

3) трехминутный бег на месте с частотой шага 150 р/мин;

4) прыжки через скакалку в течение 1 мин.

Выполнив задания, спортсмен должен сесть и измерить пульс в течение 30 с (показатель Р1), повторные измерения через две (Р2) и четыре (Р3) минуты отдыха, также в течение 30 с. Индекс Кверга определяется по формуле: ИК = 15000 / (Р1+Р2+Р3).

Результаты исследования и их обсуждение. Основой повышения мастерства волейболистов является их высокая физическая подготовлен -ность, которая во многом определяется уровнем развития такого важного качества, как выносливость. Результаты научных исследований свидетель -ствуют, что специальная выносливость - один из тех компонентов, которому необходимо уделять внимание в подготовке как высококвалифицированных, так и студенческих команд. Применение в подготовке студенческих команд целенаправленных режимов тренировок оказывает существенное влияние на повышение показателей развития специальной выносливости как в отдельном тренировочном занятии, так и в годичном цикле подготовки в целом.

Необходимо отметить, что различные компоненты специальной выносливости волейболистов, оказывающие значимое влияние на надежность их игровых действий, позволяют создать предпосылки для повышения спортивного мастерства студенческих волейбольных команд, тем самым обеспечивая достижение превосходства над соперником в процессе соревновательной деятельности.

В таблице приведены показатели индекса Кверга (ИК) игроков волейбольной команды СмолГУ за время проведения исследования.

Показатели индекса Кверга (ИК) игроков волейбольной команды СмолГУ за время проведения исследования

Игроки Сентябрь Декабрь Январь Апрель

1 95 104 94 107

2 97 99 91 101

3 99 105 96 105

4 98 106 94 104

5 98 111 90 110

6 94 99 93 100

7 89 103 91 102

8 88 104 88 105

9 95 101 93 107

Хср. 95 104 92 105

Примечание: индекс Кверге - > 105 - очень хорошо; 99-104 - хорошо; 93-98 -

удовлетворительно; < 92 - слабо.

Как видно из таблицы, показатели ИК в сентябре и январе находятся примерно на одинаковом уровне, это говорит о явном снижении физической работоспособности студентов -волейболистов в январе, что связано с зимней экзаменационной сессией. Причем, если в период летних каникул студенты занимались различного рода двигательной деятельностью и их показатели в сентябре не настолько низкие, то в период зимней экзаменационной сессии происходит явное ухудшение функциональной подготовленности, что особенно сказывается на выносливости практически у всех испытуемых.

Для волейболистов наиболее значимыми специальными видами выносливости является: скоростная, прыжковая и игровая выносливость.

Анализ динамики показателей скоростной выносливости по результатам теста: бег на 92 м с изменением направления «елочка» показал, что наибольший уровень ее у волейболистов студенческой команды отмечается в конце подготовительного и начале соревновательного периода -24,0±2,3 и 23,6±1,9 с соответственно (р<0,05).

Низкие показатели развития скоростной выносливости у волейбо -листов студенческой команды отмечаются в начале подготовительного и конце соревновательного периодов - 24,4±2,4 и 24,5±2,0 с.

Примечательно, что высокий уровень прыжковой выносливости, оцениваемый по результатам теста прыжки на тумбу, отмечается у волейболистов студенческой команды в конце подготовительного и начале соревновательного периодов - 83,4±3,9 и 85,3±3,8 раз соответственно (р<0,05).

Анализы результатов свидетельствуют, что у волейболистов студенческой команды в начале подготовительного и конце соревнователь -ного периода отмечаются низкие показатели прыжковой выносливости -78,2±3,4 и 77,7±3,8 раз.

Необходимо отметить, что волейболисты студенческой команды наибольший уровень игровой выносливости показывают в начале и конце соревновательного периодов при выполнении нападающего удара в течение 3 мин - 34,1±2,7 и 33,1±3,0 раз соответственно. Необходимо обратить внимание, что на подготовительном периоде эти показатели немного ниже.

Проведенный корреляционный анализ свидетельствует о том, что в современных студенческих волейбольных командах отмечается высокое влияние специальной выносливости на результат соревновательной деятельности.

Установлено, что при достижении высоких показателей в тесте «Елочка» отмечается увеличение объема технических действий в процессе игры - г=0,823 (р<0,05).

Выявлено, что высокая взаимосвязь показателей установлена между скоростной выносливостью и выигранными техническими элементами в процессе игры волейболистами студенческой команды - г=0,836 (р<0,05).

Среднюю взаимосвязь результатов имеют показатели специальной выносливости и количеством и качеством выполненных нападающих ударов в ходе игры - г=0,731 и 0,737 соответственно (р>0,05).

Установлено, что уровень скоростной выносливости не влияет на количество проигранных технических действий в игре - г=0,535.

Результаты исследования показали, что высокие показатели прыж -ковой выносливости во многом определяют количественно-качественные характеристики нападающего удара в процессе соревновательной деятельности волейболистов студенческих команд - г=0,901 и 0,893 соответственно (р<0,05).

Характерно, что показатели прыжковой выносливости имеют среднюю взаимосвязь с объемом технических действий, а также проигранными и выигранными техническими приемами в ходе соревновательной деятельности - г=0,757; 0,682 и 0,689 соответственно. Необходимо отметить, что высокие показатели игровой выносливости достоверно влияют на достижение высоких показателей объема технических действий (г=0,855), количество выигранных технических элементов (г=0,806), количество и качество выполненных нападающих ударов - г=0,895 и 0,931 соответственно (р<0,05).

В результате проведенного исследования установлено, что высокие показатели развития специальной выносливости в процессе годичного тренировочного цикла во многом определяют высокие показатели технико-тактических действий, которые обеспечивают достижение высокого спортивного результата волейболистами студенческой команды.

Полученные результаты исследований показали, что на протяжении цикла тренировок студенческой сборной по волейболу СмолГУ требует от педагогов, работающих со сборной командой, тщательного построения

втягивающих и подготовительных микроциклов. Резкая смена деятельно -сти на продолжительный период, отсутствие всякой двигательной активности и набор массы тела - это факторы, которыми нельзя пренебрегать. Поэтому содержание тренировочных занятий должны быть адаптировано в соответствии с особенностями образовательного процесса игроков-волейболистов.

Список литературы

1. Родин А.В., Погорелый М.В. Физиологическая характеристика игровой деятельности волейболистов: материалы науч.-практ. конф. Вып. 2. Смоленск: СГУ, 2011. С. 45-48.

2. Губа В.П., Пустошило П.В. Модельные характеристики комплектования студенческих волейбольных команд // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 26.

3. Клещев Ю.Н. Волейбол: школа тренера. М.: Физкультура и спорт, 2005. 400 с.

4. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 164 с.

5. Фурманов А.Г. Волейбол: учеб.-метод. пособие. Минск: Современная школа, 2009. 240 с.

6. Губа В.П., Булыкина Л.В., Пустошило П.В. Волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства: учеб. пособие. М.: Спорт, 2019. 192 с.

7. Иорданская Ф.А. Влияние долговременной адаптации к нагрузкам волейболистов с учетом игрового амплуа // Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности: монография. М., 2006. С. 90-97.

8. Кудашов В.А., Кудашова Л.Р., Усенкова Г.Ш. Функциональная подготовка высококвалифицированных волейболистов - важный фактор в оптимизации тренировочного процесса // Оптимизация структуры тренировочного процесса квалифицированных спортсменов: сб. науч. статей. Алма-Ата: КИФК, 1991. С. 33-37.

Губа Владимир Петрович, д-р, пед. наук, проф., заслуженный работник высшей школы РФ, smolguba67@mail. ru, Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет,

Пустошило Павел Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, keksihe@yandex. ru, Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет,

Самойлов Александр Борисович, канд. пед. наук, доц., kafedra_tfk@mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

RESEARCH OF INDICA TORS OF FUNCTIONAL READINESS OF PLA YERS OF COLLEGE VOLLEYBALL TEAM IN THE YEAR CYCLE OF PREPARATION

V.P. Guba, P. V. Pustoshilo, A.B. Samoylov

The functional preparedness of the players of the male student national volleyball team in the annual training cycle is examined. The indicators of the Querg index and their correlation dependence are revealed. The results of the study showed that the functional preparedness of volleyball players depends on the rational structuring of the educational process.

Key words: volleyball player, Kverg's test, functional preparedness, training process.

Guba Vladimir Petrovich, doctor, pedagogical sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba67@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,

Pustoshilo Pavel Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical culture, keksihe@yandex. ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,

Samoylov Alexander Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kafedra_tfk@,mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Reference

1. Rodin A.V., Pogorelyj M.V. Fiziologicheskaya harakteristika igrovoj deyatel'nosti volejbolistov: materialy nauch.-prakt. konf. Vyp. 2. Smolensk: SGU, 2011. S. 45-48.

2. Guba V.P., Pustoshilo P.V. Model'nye harakteristiki komplektovaniya studencheskih volejbol'nyh komand // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2017. № 6. S. 26.

3. Kleshchev Yu.N. Volejbol: shkola trenera. M.: Fizkul'tura i sport, 2005. 400 s.

4. Guba V.P., Rodin A.V. Volejbol v universitete: teoreticheskoe i uchebno-metodicheskoe obespechenie sistemy podgotovki studentov v sportivnom klube: ucheb. posobie. M.: Sovetskij sport, 2009. 164 s.

5. Furmanov A.G. Volejbol: ucheb.-metod. posobie. Minsk: Sovre-mennaya shkola, 2009. 240 s.

6. Guba V.P., Bulykina L.V., Pustoshilo P.V. Volejbol: osnovy podgotovki, trenirovki, sudejstva: ucheb. posobie. M.: Sport, 2019. 192 s.

7. Iordanskaya F.A. Vliyanie dolgovremennoj adaptacii k nagruzkam volejbolistov s uchetom igrovogo amplua // Monitoring zdorov'ya i funkcional'naya podgotovlennost' vysokokvalificirovannyh sportsmenov v processe uchebno-trenirovochnoj raboty i sorevnovatel'noj deyatel'nosti: monografiya. M., 2006. S. 90-97.

8. Kudashov V.A., Kudashova L.R., Usenkova G.Sh. Funkcional'naya podgotovka vysokokvalificirovannyh volejbolistov - vazhnyj faktor v optimizacii trenirovochnogo processa // Optimizaciya struktury trenirovochnogo processa kvalificirovannyh sportsmenov: sb. nauch. statej. Alma-Ata: KIFK, 1991. S. 33-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.