9(51) - 2011
Налоги и налогообложение
УДК 336.221
ПОСТРОЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
о. в. калинина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического менеджмента
E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
В статье проводится анализ существующих подходов к пониманию сущности и классификации принципов в налоговой сфере. Рассматривается трансформация роли социальной направленности в принципах налогообложения. Предлагается иерархическая система принципов, состоящая из четырех блок-уровней: базовые системные принципы, общие принципы налогообложения и формирования налоговых отношений, производные и специфические социальные принципы налогообложения.
Ключевые слова: налоговый, система, принцип, социальный, направленность, иерархия, сущность.
Развитие рыночных отношений в Российской Федерации в конце ХХ в. и их относительная стабилизация в первом десятилетии XXI в. позволяют органам государственной власти в качестве приоритетной задачи, реализуемой в долгосрочной перспективе, ставить обеспечение прав и свобод граждан страны. Одним из эффективных рыночных механизмов реализации данной цели является осуществление грамотно построенной и продуманной налоговой политики государства. Ее проведение предполагает использование соответствующим образом подготовленной институциональной среды, а именно социально ориентированной налоговой системы.
Как показал проведенный анализ развития налоговой системы Российской Федерации с 1990-х гг.
до настоящего времени, одним из существенных недостатков действующей системы является ее ярко выраженная фискальная направленность, т. е. доминирование фискальной функции в сфере налогообложения. Наряду с этим на первый план должна выйти и социальная функция, посредством которой реализуются социальные обязательства государства и перераспределение доходов между различными категориями граждан для поддержания социального равновесия в обществе.
На сегодня в мировой практике наиболее распространенной формой реализации социальной направленности налоговой системы является использование прогрессивного налогообложения, соответствующего принципам социальной справедливости, т. е. «богатые платят больше» и в абсолютном, и в относительном измерении. Прогрессивное обложение доходов населения присуще всем развитым странам мира.
Переход нашей страны к рыночной экономике и перестройка механизма перераспределения национального дохода привели к появлению множества социальных проблем, наиболее острой из которых является чрезмерная дифференциация доходов населения.
В 2001 г. в Российской Федерации отказались от прогрессивной шкалы подоходного налога, была введена единая ставка в размере 13 %. В качестве
главного аргумента, обосновывающего введение плоской шкалы налога, выдвигался тезис о том, что крупные доходы будут выведены из теневого сектора экономики. Однако на практике данная реформа себя полностью не оправдала, так как с 2000 г. социально-экономическое неравенство только усиливается. По официальной статистике, доходы богатых и бедных в 2009 г. разнились в 16,8 раза. В начале перестроечных времен самые богатые имели доход в 5—7 раз больше самых бедных...
В этой связи можно говорить о том, что на современном этапе возникла необходимость приведения налоговой системы в соответствие с социальными потребностями общества и определения приоритетов не только для экономического роста страны, но и для обеспечения нормального уровня жизни населения.
В российской теории налогообложения на сегодня не сформирована общепринятая концепция развития налоговой системы социального государства. Согласно существующим теориям приоритетными направлениями развития являются модернизации экономики страны и обеспечение экономического роста на основе фискальной направленности налоговой системы. На взгляд автора, необходимо говорить о достижении паритета между экономической эффективностью и социальным развитием посредством механизма налогообложения. Суть налоговой политики социального государства должна заключаться в обеспечении баланса экономических и социальных интересов.
Таким образом, на сегодня необходима разработка концепции социально ориентированной налоговой системы, которая будет соответствовать объективным закономерностям развития демократического общества.
Концепция социально ориентированной налоговой системы представляет собой систему научно обоснованных положений и взглядов, направленных на обеспечение конституционной нормы, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство.
Разработка данной концепции включает в себя определение принципов — императивов налогообложения, отражающих специфику социального государства, которые представляют собой условия достижения социально значимой цели или правила налогообложения.
В основе системы принципов налоговой политики социального государства лежит идея уменьшения социальной несправедливости, обеспечения солидарности, продвижение по пути социального
развития, создание равных возможностей для всестороннего развития личности.
Проведем анализ существующих подходов к пониманию сущности и классификации принципов, рассмотрев их генезис.
Принципы (от лат. imperatives — безусловное требование, абсолютное определенное правило) являются основополагающими идеями и положениями, на которых должна базироваться современная налоговая система. Во все времена принципы налогообложения были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них значительно зависело социально-экономическое благополучие граждан.
Впервые фундаментальные основы построения справедливой и эффективной системы налогообложения были сформулированы в работах А. Смита, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ и других классиков экономической науки.
В частности, А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) обосновал четыре принципа, получивших известность как основы налогообложения:
1) принцип справедливости — сообразность размеров обложения с размерами доходов и равная обязанность граждан платить налоги;
2) принцип определенности — всякий налог должен быть предельно определен в отношении размера, а также времени и способа уплаты;
3) принцип удобства для налогоплательщика — всякий налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время;
4) принцип дешевизны (экономии) — всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие дополнительные затраты в связи с его взиманием. Данные принципы служат ориентиром построения налоговой системы в обществе с высоким уровнем демократии, правового порядка и благосостояния граждан.
В России принцип справедливости развивали в своих работах такие ученые, как С. Ю. Витте, И. И. Янжул, Н. И. Тургенев. Последний, в частности, в работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам, удобным для плательщика.
После А. Смита принципы налогообложения были расширены и систематизированы немецким
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
экономистом А. Вагнером, которые он объединил в четыре группы:
1) финансовые принципы организации налогообложения: достаточность и эластичность (подвижность) налогообложения;
2) народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения, правильная комбинация различных налогов в налоговой системе;
3) этические принципы (принципы справедливости): всеобщность и равномерность налогообложения;
4) административно-технические правила (принципы налогового управления): определенность налогообложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек уплаты.
Немецкий экономист Й. Ланг в 1993 г. обобщил классические и современные принципы налогообложения: справедливость, экономичность, незаметность (удобство), практичность (дешевизна и наглядность).
Ученые У. Хасси и Д. Любик сформулировали следующие основы налогообложения: объединение всех законов по налогообложению в постоянном законе; простота, ясность, понятность; отрицание протекционистских систем налогообложения; формирование бюджета за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов и налога на прибыль корпораций; справедливость; механизмы учета инфляции; разработка и развитие средств эффективного администрирования.
Большое внимание формированию налоговых принципов в своих работах уделяли отечественные ученые И. М. Александров, С. В. Барулин, Е. Н. Евстигнеев, В. А. Кашин, М. В. Романовский и О. В. Врублевская, В. Г. Пансков, А. Б. Паскачев, А. Э. Сердюков, Д. Г. Черник и др.
Традиционно в мировой и отечественной налоговой теории все принципы налогообложения можно условно разделить на три группы: экономические, юридические и организационные.
Основными экономическими принципами являются:
- принцип справедливости, который сочетает в себе как экономическую (учитывающую платежеспособность всех налогоплательщиков), так и юридическую справедливость (устойчивость и постоянство налогового законодательства на протяжении длительного периода времени). Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расхо-
дов государства соразмерно своим доходам и возможности. В основу принципа заложены две идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (прогрессивное и линейное налогообложение);
- принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства. Характеризуется кривой А. Лаффера, показывающей зависимость налоговых поступлений от совокупной налоговой ставки;
- принцип экономичности базируется на необходимости сокращения расходов на взимание налогов и содержание системы налогообложения. По своей сути это означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз;
- принцип (максимального) учета интересов налогоплательщика рассматривается через призму принципов А. Смита: определенности и удобства;
- принцип хозяйственной независимости базируется на недопущении ущемления интересов организаций и граждан посредством использования системы налогообложения и препятс-твования их законной деятельности;
- принцип эффективности предусматривает возможность экономического роста и развития предпринимательства.
Юридические принципы включают в себя следующие принципы:
- нейтральности (равного налогового бремени) — всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законодательством;
- установления налога законом—обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги в соответствии с Конституцией РФ;
- приоритета налогового закона перед неналоговым — первостепенное значение отводится именно налоговым законам;
- отрицания обратной силы налогового закона — вновь введенный законом налог распространяется на налоговые отношения, действующие после даты ввода его в действие;
- сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений — определенное неравенство субъектов в налоговых отношениях;
7х"
39
- наличия в законе существенных элементов налога — обязанность установления всех элементов налогообложения при введении в действие любого налога.
К организационным принципам, на которых базируется построение налоговой системы страны, относятся:
- принцип стабильности, который обусловливает устойчивость видов налогов и налоговых ставок ко времени, что означает бесперебойное функционирование налоговой системы в течение многих лет до налоговой реформы;
- принцип единства налоговой системы, который не допускает установления налогов и сборов, ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) и финансовых средств в пределах территории РФ;
- принцип подвижности (эластичности) налогообложения, который определяет возможность оперативно изменять налоговое бремя в соответствии с объективными нуждами общества (к примеру, для препятствования уклонениям организаций и граждан от уплаты налогов; из-за колебаний мировых цен на энергоресурсы);
- принцип множественности налогов, который позволяет обеспечить наполняемость бюджетов посредством обложения несколькими налогами различных объектов и субъектов обложения. При едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы;
- принцип исчерпывающего перечня налогов, который предполагает ограничения в действиях законодательных региональных и местных органов власти при установлении дополнительных налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (НК РФ);
- принцип гармонизации налогообложения с другими странами, который позволяет не допустить двойного налогообложения в международной практике.
В настоящее время законодательно утвержденная форма отражения принципов налогообложения в нашей стране закреплена в Конституции РФ и в НК РФ. При этом принципы, лежащие в основе российского налогообложения, можно разделить на две группы:
1) принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
2) принципы, определяющие построение налоговой системы.
Принципы первой группы, представляющие собой фундаментальные принципы налогообложения, приведены в ст. 3 НК РФ [7, 8]:
1) всеобщность и равенство налогообложения — каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
2) запрет налоговой дискриминации — порядок взимания налогов не должен учитывать политических, экономических, социальных, расовых, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;
3) экономический приоритет — налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
4) недопущение нарушения единого экономического пространства — прямо или косвенно ограничивающее свободное перемещение товаров и услуг или финансовых средств;
5) запрет на применение налогов, не предусмотренных НК РФ, — ни на кого не может быть возложена обязанность платить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
6) определенность налога — при его установлении должны быть определены все элементы налогообложения;
7) презумпция правоты собственника—все неустранимые сомнения, противоречия и неясности трактуются в пользу налогоплательщика.
К принципам второй группы относятся принципы построения налоговой системы:
- единства или единой законодательной и нормативной правовой базы;
- стабильности налогового законодательства;
- рациональности и оптимальности налоговой системы;
- организационно-правового построения и организации налоговой системы;
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности налоговой системы;
- целевого поступления налогов в бюджеты различных уровней и др.
По мнению автора В. Н. Лапина [5], в действительности соблюдению принципов первой группы не уделяется должного внимания как при формировании налогового законодательства, так и при проведении конкретной налоговой политики. К примеру, принцип справедливости декларируется в НК РФ как «всеобщность и равенство налогообложения», однако конкретные определения этих понятий отсутствуют. Предполагается, что любой налог, введенный в соответствии с НК РФ как по ставкам, так и по режимам обложения, является
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
экономически и социально обоснованным, справедливым и приемлемым для налогоплательщиков.
Среди отечественных экономистов существуют предложения по совершенствованию действующих принципов налогообложения. В частности, в работе И. М. Александрова [1] помимо декларированных в НК РФ принципов выделяются такие принципы:
- однократность обложения объектов налоговыми платежами;
- всеобщность охвата налогообложением, или обязательность уплаты налога;
- безвозмездность отчисления части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего уровня;
- добровольность уплаты и исчисления налога;
- возвратность налога субъекту налога;
- территориальность налогообложения;
- умеренность распределения налогов;
- равномерность распределения налогов;
- социальная справедливость налогообложения;
- пропорциональность взимания налога;
- прогрессивность и регрессивность взимания налога;
- дифференцированность взимания налога;
- самообложение налогом резидентов или терри -ториальность проживания субъекта налога;
- сбалансированность финансовых интересов государства и налогоплательщика;
- минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.
Автор А. Б. Паскачев [10], анализируя работы зарубежных ученых-экономистов, рассматривает такие принципы, как экономическая нейтральность налогообложения; гибкость налоговой политики; подконтрольность действий налоговых властей обществу и др.
В работе А. В. Бобровой [4] предлагается сохранить второй, третий, четвертый и шестой принципы, прописанные в ст. 3 НК РФ; остальные считаются недостаточными для полновесного выполнения налогами своих функций. Поэтому говорится о дополнении оставшихся четырех принципов из НК РФ еще тринадцатью:
- целеполагание;
- равнозначность всех налогов и сборов;
- избежание двойного налогообложения;
- дистанционное общение налогоплательщиков с работниками налоговых органов;
- простота построения налогов и сборов;
- невмешательство во внутренние дела налогоплательщиков;
- самодостаточность налоговых доходов бюджетов;
- гражданское равноправие налогоплательщиков и работников налоговых органов;
- стабильность основ налогового законодательства;
- трехточечная мобильность налогового законодательства в определенных налоговых условиях;
- оптимальная множественность налогов и сборов;
- соответствие налоговой и бюджетной классификации;
- свободное налоговое представительство.
На взгляд автора, предложенное в работе [4] излишне детализировано, и столь большой состав принципов дает обратный эффект.
Рациональное предложение высказано авторами С. В. Барулиным, А. В. Макрушиным и А. В. Тимошенко [3]: предлагается добавить в Налоговый кодекс РФ следующие принципы:
- однократность обложения — исключение практики двойного налогообложения;
- стабильность элементов налогообложения — неизменность в течение не менее трех лет;
- непревышение совокупного предельного уровня налоговых изъятий на каждый конкретный стратегический период времени.
Что касается появления и трансформации роли социальной направленности в принципах налогообложения, то истоки социальных принципов можно обнаружить в работах А. Смита, защищавшего права и интересы налогоплательщиков, и трудах А. Вагнера, развившего теорию коллективных потребностей.
Среди четырех предложенных А. Смитом принципов более всего социальная направленность проявляется в принципе справедливости, заключающемся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам. Таким образом, А. Смит ввел понятие пропорциональности обложения — «получающий больше должен и налогов платить больше».
В дальнейшем под справедливостью налогообложения стало пониматься изъятие с большего дохода большей доли налога, т. е. прогрессивность обложения — «богатому легче заплатить большую долю налога, чем ту же сумму бедному».
Помимо принципа справедливости социальную направленность налогов отражает также принцип соразмерности или экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства в разрезе наполняемости бюджетов
всех уровней. Данный принцип в своей теории использует А. Лаффер, развивший теорию соразмерного налогового бремени.
Немецкий ученый В. Окенфельз [9, с. 65—71] важнейшими принципами организации социального порядка в обществе, обеспечивающими гармонию рыночной экономики и социального государства, считал солидарность, всеобщее благо и субсидиарность.
Из российских ученых можно привести мнение С. Г. Пепеляева [6], который считает, что налоги должны иметь «общественно возмездный характер», а не исключительно безвозмездный, декларируемый государством.
В современной налоговой политике большинства развитых стран важнейшим принципом является положение, что налоги взимаются в целях содействия общественному благу (к примеру, данный принцип отражен в разделе 8 ст. 1 Конституции США) [2].
Концептуальные основы налоговой политики социального государства базируются на нормах и принципах, закрепленных Налоговым кодексом РФ. Так, основополагающие принципы социальной справедливости и направленности российской системы налогообложения отражены в ст. 3 НК РФ, согласно которой налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Однако большинство принципов определяет не столько принципы социального налогообложения, сколько общественно необходимые признаки формирования налоговых отношений и построения налоговой системы в целом.
В завершение рассмотрения генезиса фор мирования социальных принципов в налоговой сфере можно сделать следующий вывод. Проведенный анализ исторической и современной литературы показал, что принципы, предлагаемые отечественными и зарубежными учеными, а также принципы, имеющие законодательную основу (закрепленные НК РФ), ориен тированы на реализацию фискальной функции налогов и в меньшей степени обладают социальными характе ристиками.
В соответствии с этим автор предлагает следующую систему принципов, позволяющую
формировать концепцию социально ориентированного налогообложения (см. рисунок).
Как видно из представленной схемы, предлагаемую систему принципов следует отображать в иерархической зависимости с разбиением на четыре блок-уровня:
- базовые системные принципы;
- общие принципы налогообложения;
- производные принципы налогообложения;
- специфические социальные принципы. Фундаментальная роль отводится принципам
системности, так как налоговая система представляет собой вид открытой системы со сложными взаимосвязями с внешней и внутренней средой, иерархической структурой и динамичностью развития. Сами базовые принципы системы, а также сущность их представлены в табл. 1.
Далее следует определить вторую группу принципов, характеризующую общие принципы налогообложения и формирования налоговых отношений, лежащие в основе построения и развития налоговой системы страны (табл. 2).
Концептуальная схема расположения принципов социально ориентированной налоговой системы
СОЦИАЛЬНЫЕ (СПЕЦИФИЧЕС ГШШЦЕШЫ:
равномерность; сбаланстфованюсть; днфференцированнзсть ^ соразмерыэстъ; социальюнэ развития
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:
При построехш налоговой ¿щгикмы: це те направ те нно сть; единство рацгеэналыссть; егданоначали; и централизация 1 Б сфере яалогоеой поштики: стабильюсть; гтбиость; результативность; оог лааованюсть; актуальность
Б сфере налогового адмишстр^оеахш: занонюсть; экономичность; не дислримтация; о днократюсть; территорюльностъ; презумпция правоты; простота и доступюсть; информированюсть
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:
всеобщнзсть и равенство; социальная справедливость; опре де ленность; эюномичвсхая прворигетюсть; монопэ льность
БАЗОВЫЕ СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
цепегкшагание; стратегическая направленность; множественность и цело ство стъ; связно стъ; устойчив ость; интегрир ованно стъ и структурированность
ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА
проблемы и решения
Таблица 1
Базовые системные принципы
Принцип Сущность принципа
Целеполагание Наличие единства и подчиненности главной цели
Стратегическая направленность Ориентир — достижение стратегических целей в целом
Множественность элементов и целостность Система является целостным образованием и обладает множеством составляющих ее элементов
Связность Между элементами системы и внешней средой имеются устойчивые и неустойчивые связи
Устойчивость Система способна возвращаться в состояние равновесия после воздействия на нее внешних возмущений
Интегрирован-ность и структурированность Система обладает структурой и иерархичностью; в ней выделяются подсистемы, характеризуемые относительной самостоятельностью и наличием управления
Таблица 2
Общие принципы налогообложения
Принцип Сущность принципа
Всеобщность и равенство налогообложения Каждое лицо платит законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога
Социальная справедливость Любой налог, как по ставкам, так и по режимам обложения является экономически и социально обоснованным, справедливым и приемлемым для любой категории налогоплательщиков
Определенность налога При установлении налога должны быть определены все элементы налогообложения
Экономическая приоритетность Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными
Монополь-ность В отношении взимания налога устанавливается монополия, т. е. уникальное право сбора налога принадлежит государству
Принцип социальной справедливости, на наш взгляд, является важнейшим при построении социально ориентированной налоговой системы и находит свое отражение в пятой специфической группе социальных принципов, которые будут рассмотрены далее.
Производные принципы налогообложения отражают конкретную область налоговых действий или сферу проявления налоговых отношений. В соответствии с этим предложено выделять три подгруппы принципов, проявляющихся в сфере налоговой политики и налогового администрирования или при построении налоговой системы (табл. 3).
Таблица 3
Производные принципы налогообложения
Принцип | Сущность принципа
При построении налоговой системы
Целенаправленность Доходы от налогов и сборов должны целенаправленно поступать в бюджеты различных уровней
Единство На всей территории страны установлена единая законодательная и нормативная правовая база
Рациональность Налоговая система должна обладать рациональностью организационно-правового построения
Единоначалие и централизация Главные функции и полномочия управления налоговой системой концентрируются на федеральном уровне власти
В сфере налоговой политики
Стабильность Элементы налогообложения должны обладать постоянством и стабильностью в течение определенного времени
Гибкость Налоговая политика должна быть мобильной, динамичной и способной реагировать на изменяющиеся условия внешней среды
Результативность Налоговая политика должна быть способной вызывать положительный эффект от осуществляемых мер
Согласованность Взаимоувязка и единство принимаемых решений, одобрение и поддержание налоговых мер органами исполнительной и государственной власти
Актуальность Соответствие налоговой политики требованиям федерального законодательства или текущей социально-экономической ситуации
В сфере налогового администрирования
Законность Ни на кого не может быть возложена обязанность платить налоги, не предусмотренные законодательством
Экономичность Суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание
Запрет налоговой дискриминации Порядок взимания налогов не должен учитывать политических, экономических, социальных, расовых, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками
Однократность обложения Налоговые органы должны исключать практику двойного налогообложения
Территориальность налогообложения Недопущение нарушения единого экономического пространства, прямо или косвенно ограничивающего свободное перемещение товаров, услуг или финансов
Презумпция правоты Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности трактуются в пользу налогоплательщика
Простота и доступность Простота построения и взимания налогов, а также доступность и понятность налогового законодательства для налогоплательщика
Информированность Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее обо всех изменениях налогового законодательства
Таблица 4
Социальные (специфические) принципы налогообложения
Принцип Сущность принципа
Равномерность В налоговой системе налоговая нагрузка должна равномерно распределяться между налогоплательщиками одной категории
Сбалансированность Налоговая система должна обеспечивать сбалансированность социального и экономического развития страны
Дифференци-рованность Налогоплательщики обязаны платить налоги пропорционально получаемым доходам
Соразмерность Должны быть сбалансированы финансовые интересы налогоплательщика и государства и определена паритетность налоговых изъятий и необходимых размеров социальных выплат
Принцип социального развития Налоговая система должна способствовать постоянному улучшению уровня и качества жизни населения
Специфические принципы представляют собой конкретизацию отдельного направления или сферы деятельности в налогообложении. В нашем случае при разработке концепции налоговой системы социальной направленности следует детализировать принцип социальной справедливости. В табл. 4 представлены предлагаемые социальные принципы налогообложения.
Предлагаемая система принципов является основополагающей для налоговой системы, учитывающей интересы как государства, так и налогоплательщиков. Принципы рассмотренных системных групп обеспечивают объективную базу налогообложения, являются простыми и обосно-
ванными для понимания. В то же время данные принципы следует рассматривать как основу для формирования и развития концепции социально ориентированной налоговой системы.
Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К, 2009. 318 с.
2. Аронов А. В. Концептуальные основы налоговой политики социального государства. М.: Дашков и К, 2008. 91 с.
3. Барулин С. В., Макрушин А. В., Тимошенко В. А. Налоговая политика России. Саратов: Сателлит, 2004. 167 с.
4. Боброва А. В. Организация и планирование налогового процесса. М.: Экзамен, 2005. 320 с.
5. Лапин В. Н. Развитие системы налогообложения реального сектора экономики России / под ред. Барулина С. В. Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 2006. 260 с.
6. Налоговое право / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2005. 590 с.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
9. Окенфельз В. Социальное католическое учение и экономический порядок // РоШеекопот. 2000, № 2 (13).
10. Паскачев А. Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / под ред. Ф. К. Садыгова. М.: Изд-во экономико-правов. лит., 2004. 228 с.