Научная статья на тему 'Многообразие подходов к идентификации принципов налогообложения (принципиальный калейдоскоп)'

Многообразие подходов к идентификации принципов налогообложения (принципиальный калейдоскоп) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX / TAXATION / PRINCIPLES OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования методологических подходов к исследованию принципов налогообложения. Критически анализируются подходы к идентификации принципов налогообложения, содержащиеся в современных отечественных публикациях. Предлагается научно обосновывает подходы к формированию научно обоснованного перечня принципов налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The diversity of approaches to the identification of the principles of taxation (principled kaleidoscope)

The article deals with the formation of methodological approaches to research the principles of taxation. Critically analyzes approaches to the identification of the principles of taxation contained in modern domestic publications on tax topics. Offers science-based approaches to the formation copyrights scientifically sound list of the principles of taxation.

Текст научной работы на тему «Многообразие подходов к идентификации принципов налогообложения (принципиальный калейдоскоп)»

финансовый сектор экономики

Е С. ВЫЛКОВА

Елена Сергеевна ВЫЛКОВА — доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов СПбГЭУ.

В 1981 г. с отличием окончила Ленинградский финансовоэкономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор 180 научных публикаций объемом 450 п. л.

Сфера научных интересов — финансы, налоги, управление налогообложением .

^ ^ ^

МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП)

Принципы налогообложения * рассматриваются в многочисленных публикациях по вопросам теории и практики налогообложения. Однако критерии формирования и группировки принципов не всегда достаточно четко определены и научно обоснованы.

Принципы (в переводе с латинского — основа, первооснова, первоначало) налогообложения авторами определяются как базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере [6, с. 11; 7, с. 30; 12, с. 59 и др.].

Позиции различных авторов по перечню принципов налогообложения систематизированы нами в таблице.

Таблица

Систематизация точек зрения, существующих в современной экономической литературе, на принципы налогообложения

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Нейтральность Равное налоговое бремя — в составе юридических (7, с. 17) в составе финансовых принципов теории налогов (10, с. 20) 1, с. 30; 7, с. 17; 8, с. 29; 10, с. 20

Достаточность В составе финансовых принципов теории налогов (10, с. 20) в составе финансовых принципов (12, с. 59) 1, с. 30; 10, с. 20

Эластичность В составе финансовых (9, с. 28) в составе финансовых принципов теории налогов (10, с. 20) эластичность (подвижность) в составе финансовых принципов (12, с. 59) 1, с. 30; 9, с. 28; 10, с. 20; 12, с. 59

ГРНТИ 06.35.01 © Е.С. Вылкова, 2014

Некоторые авторы называют их принципами налоговой системы, принципами теории налогов, принципами налоговой

политики.

Е.С. Вылкова

13

Продолжение табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Всеобщность Включает этот принцип как в состав фундаментальных (в рамках спра- 1, с. 30;

ведливости), так и в принципы построения конкретной налоговой сис- 2, с. 17;

темы (1, с. 30) 3, с. 22;

всеобщее налогообложение — каждая организация и физическое лицо 4, с. 16;

без каких-либо исключений посредством уплаты налогов и сборов 7, с. 17-18;

должны участвовать в финансировании общегосударственных расхо- 9, с. 29;

дов (2, с. 17) 10, с. 20;

объединяется с принципом равенства (3, с. 22) 12, с. 59, 61,

в составе фундаментальных (7, с. 17) каждое лицо должно платить за- 62;

коню установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога (7, с. 18) в составе этических (9, с. 29) в составе принципа справедливости теории налогов (10, с. 20) в составе принципа справедливости (12, с. 61), а также как принцип из НК РФ (12, с. 62) важнейший признак (15, с. 118) 15, с. 118

Равномерно сть Включает этот принцип в состав как фундаментальных так и экономи- 1, с. 30;

(равенство) ческих (в рамках справедливости) 7, с. 17-18;

(1, с. 30) 9, с. 29;

в составе организационных равенство правовых статусов субъектов РФ 10, с. 20;

(7, с. 17). В основу построения налоговой системы заложен налоговый 12, с. 61-62;

федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги) (7, с. 18) в составе этических выделяется принцип уравнительности обложения (9, с. 29) в составе принципа справедливости теории налогов (10, с. 20) в составе принципа справедливости (12, с. 61) как принцип из НК РФ (12, с. 62) важнейший признак (15, с. 118) 15, с. 118

Определенность Объединяется с принципом обязанности (3, с. 22) 1, с. 30;

налог должен быть точно определен по способу и сумме платежа, по 3, с. 22;

срокам уплаты (5, с. 16) 6, с. 10;

принцип наличия в законе существенных элементов налога — в соста- 7, с. 17, 20;

ве юридических принципов (6, с. 10; 7, с. 17; 8, с. 30) 8, с. 30;

отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не 9, с. 30;

уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом. Со- 10, с. 20;

вокупность правил в отношении установления обязательных элементов 12, с. 59, 62;

налога рассматривается в ст. 17 НК РФ (7, с. 20) 11, с. 7;

в составе методических, технических принципов выделяется правило 13, с. 12;

определенности и известности налога (9, с. 30) в составе принципов управления теории налогов (10, с. 20) в составе основных принципов (12, с. 59) в составе административно-хозяйственных принципов (12, с. 62) как принцип из НК РФ (12, с. 62) принцип установления всех элементов налогообложения — как принцип НК РФ (11, с. 7) согласно А. Смиту основной принцип налогообложения (13, с. 12) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (14, с. 23) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (14, с. 23) 14, с. 23

14

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР экономики

Продолжение табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Экономность (экономичность) Экономическое налогообложение — при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для государственного бюджета, развития экономики, налогоплательщика (2, с. 17) издержки по взиманию налогов должны быть минимальными (5, с. 10) в составе экономических принципов экономичность (эффективность) (6, с. 11; 7, с. 17) необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз (7, с. 21) экономичность и эффективность выделяются в самостоятельные принципы (8, с. 29) в составе принципов управления теории налогов (10, с. 20) принцип удобства и экономии в составе основных принципов (12, с. 59) принцип максимального уменьшения издержек взимания налогов в составе административно-хозяйственных принципов (12, с. 62) экономия на издержках налогообложения — согласно А. Смиту основной принцип налогообложения (13, с. 12) 1, с. 30; 2, с. 17; 5, с. 10; 7, с. 17,21; 8, с. 28-29; 10, с. 20; 12, с. 59, 62; 13, с. 12

Контролируемость В составе принципов управления теории налогов (10, с. 20) 1, с. 30; 10, с. 20

Удобность (принцип удобства) Удобное налогообложение предполагает, что каждый налогоплательщик, независимо от его образования, должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить (2, с. 17) налог должен взиматься таким способом и в такое время, которые наиболее удобны плательщику (5, с. 10) в составе методических, технических принципов выделяется правило удобства налога (9, с. 30) в составе принципов управления теории налогов (10, с. 20) в составе административно-хозяйственных принципов (12, с. 62) согласно А. Смиту основной принцип налогообложения (13, с. 12) 1, с. 30; 2, с. 17; 5, с. 10; 9, с. 30; 10, с. 20; 12, с. 62; 13, с. 12

Единство налоговой политики Принцип единства экономического пространства РФ (3, с. 22) как принцип НК РФ (11, с. 8) в составе организационных принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (14, с. 23) I, с. 30; 3, с. 22; 10, с. 20; II, с. 8; 14, с. 23

Единство системы налогов Единство налоговой системы — в составе организационных (7, с. 17; 8, с. 30) основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств (ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (7, с. 18) в составе организационных принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) как принцип из НК РФ (12, с. 62) единство налоговой системы как принцип налоговой системы (12, с. 95) 1, с. 30; 3, с. 22; 7, с. 17-18; 8, с. 30; 10, с. 20; 12, с. 62, 95

Разграничение полномочий В составе организационных принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) 1, с. 30; 10, с. 20

Е.С. Вылкова

15

Продолжение табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Законность Конституционный принцип. В ст. 3 НК РФ указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (7, с. 19) в составе юридических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) как принцип НК РФ (11, с. 7) 1, с. 30; 2, с. 17; 3, с. 22; 7, с. 17, 19; 8, с. 29; 10, с. 20; 11, с. 7; 14, с. 23

Ясность налогового законодательства В составе юридических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) определенность, ясность и недвусмысленность правовой нормы как принцип НК РФ (11, с. 7) I, с. 30; 10, с. 20; II, с. 7

Толкование законодательства в пользу налогоплательщика Презум в составе юридических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) — как принцип НК РФ (11, с. 8) 1, с. 30; 2, с. 17; 3, с. 22; 10, с. 20; 11, с. 8

Приоритет норм налогового законодательства Приоритет норм налогового законодательства над неналоговым — в составе юридических (6, с. 10; 7, с. 17) является специальным признаком: если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства (7, с. 20). в составе юридических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) 1, с. 30; 6, с. 10; 7, с. 17, 20; 8, с. 29; 10, с. 20

Приоритет международных норм по сравнению с внутренними нормативными актами В составе системы (10, с. 20) 1, с. 30; 10, с. 20

Экономическая обоснованность налогообложения В составе экономических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) как принцип НК РФ (11, с. 7) как принцип из НК РФ (12, с. 62) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (прим, автора: это может быть интерпретировано как конституционность) (14, с. 23) I, с. 30; 4, с. 16; 10, с. 20; II, с. 7; 12, с. 62; 14, с. 23

Недопущение дискриминации налогоплательщиков В составе фундаментальных (7, с. 17) порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала (7, с. 18) в составе экономических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20) как принцип НК РФ (11, с. 7) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (14, с. 23) I, с. 30; 4, с. 16; 7, с. 17-18; 10, с. 20; II, с. 7; 14, с. 23; 15, с. 119

16

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР экономики

Продолжение табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Равное налоговое Объединяется с принципом всеобщности (3, с. 22) 1, с. 30;

бремя исходя из равное налоговое бремя (нейтральность) в составе юридических прин- 3, с. 22;

фактической спо- ципов 7, с. 19;

собности к уплате предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плателыци- 10, с. 20

налогов ков перед налоговым законом при этом не допускается установления дополнительных или повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований (политических, идеологических, этнических и др.). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости (7, с. 19) в составе экономических принципов построения конкретной налоговой системы (10, с. 20)

Равное налогооб- Равенство всех плательщиков перед налоговыми законами (2, с. 17) 2, с. 17;

ложение 4, с. 16

Справедливое нало- Каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании рас- 2, с. 17;

гообложение (сира- ходов государства соразмерно своим доходам и возможностям (2, с. 17) 3, с. 22;

ведливость) налоги должны ложиться равным бременем на всех налогоплателыци- 4, с. 16;

ков (5, с. 10) 5, с. 10;

в составе экономических принципов (6, с. 11; 7, с. 17) 6, с. 11;

каждый обязан принимать участие в финансировании расходов госу- 7, с. 17, 20;

дарства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложе- 8, с. 28;

ны две центральные идеи: 12, с. 59;

сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение) (7, с. 20) в составе основных принципов (12, с. 59) согласно А. Смиту основной принцип налогообложения (13, с. 12) 13, с. 12

Конституцио нность Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана- 4, с. 16;

ми своих конституционных прав (14, с. 23) 14, с. 23

Соразмерность В составе экономических принципов (6, с. 11; 7, с. 17) 6, с. 11;

предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика 7, с. 17,21;

и государственного бюджета 8, с. 28;

этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (8, с. 21) как принцип из НК РФ (12, с. 62) 12, с. 62

Принцип учета ин- В составе экономических принципов (6, с. 11; 7, с. 17) 6, с. 11;

тересов налогопла- принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны 7, с. 17,21;

телыцика быть точно известны налогоплательщику) и принцип удобности (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога (7, с. 21) 8, с. 29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сочетание интер В составе юридических (7, с. 10; 8, с. 17) 7, с. 10;

сов государства и присущ любой системе налогового законодательства и предполагает 8, с. 17, 20;

субъектов налоге- неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы мест- 9, с. 30

вых отношений ноге самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона (8, с. 20)

Е.С. Вылкова

17

Продолжение табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Отрицание обратной силы налогового законодательства В составе юридических (6, с. 10; 7, с. 17) общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Во многих отраслях права обратная сила закона ограничивается. Например, в налоговом праве (ст. 5 НК РФ) существуют следующие нормы: акты законодательства, устанавливающие новые, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Те же акты, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу (7, с. 19-20) 6, с. 10; 7, с. 17, 1920; 8, с. 29

Подвижность В составе организационных принципов (6, с. 10; 7, с. 17; 8, с. 30) подвижность (эластичность) — налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть (7, с. 18) подвижность (эластичность) как принцип налоговой системы (12, с. 95) 6, с. 10; 7, с. 17, 18; 8, с. 30; 12, с. 95

Стабильность налоговой системы В составе организационных принципов налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы (8, с. 18) как принцип налоговой системы (12, с. 95) стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течение длительного периода, и простота исчисления платежа (15, с. 118) 6, с. 10; 7, с. 17, 18; 8, с. 30; 12, с. 95; 15, с. 118

Множественность налогов В составе организационных принципов (6, с. 10; 7, с. 17; 8, с. 30) налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого (7, с. 19) как принцип налоговой системы (12, с. 95) 6, с. 10; 7, с. 17, 19; 8, с. 30; 12, с. 95

Исчерпывающий перечень налогов В составе организационных принципов исчерпывающий перечень региональных и местных налогов — означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ (7, с. 19) как принцип налоговой системы (12, с. 95) 8, с. 10; 7 с. 17, 19; 8, с. 30; 12, с. 95

Гармонизация налогообложения с другими странами В систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества (8, с. 19) 8, с. 19; 9, с. 30

Налоги по возможности минимальны Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Минимальны затраты на взимание Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

18

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР экономики

Продолжение табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Налоги соответствуют структурной политике Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Максимальное уважение частной жизни человека Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Налоговая система исключает двойное налогообложение Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Величина налогов соответствует размеру государственных услуг Современные принципы в условиях развитой рыночной экономики (6, с. 12) 6, с. 12

Экономический приоритет только эк объекта налогообложения может служить основой для установления налога (7, с. 18) 7, с. 17-18

Презумпция правоты собственника все неустранимые сомнения и н ясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика (7, с. 18) 7, с. 17-18

Принцип ясности и доступности В составе фундаментальных (7, с. 17) налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет (7, с. 18) 7, с. 17-18

Принцип хозяйственной независимости В составе экономических (8, с. 29) 8, с. 29

Принцип продуктивности В составе финансовых. На его основании решаются следующие вопросы: выбор налога, единство или множественность налогов, высота налоговой ставки, освобождение от налога 9, с. 28

Взимать налоги с дохода, а не производительного капитала В составе народнохозяйственных (9, с. 28) 9, с. 28

Учитывать вероятные последствия переложения налога В составе народнохозяйственных (9, с. 28) 9, с. 28

Правило обложения налогами В составе методических, технических принципов (9, с. 31) 9, с. 31

Правило взимания налогов В составе методических, технических принципов (9, с. 31) 9, с. 31

Надлежащий выбор источника обложения В составе народнохозяйственных (12, с. 61) 12, с. 61

Правильная комбинация различных налогов В составе народнохозяйственных (12, с. 61) 12, с. 61

Принцип обяз тельности уплаты налогов и сборов Как принцип НК РФ (11, с. 7) 11, с. 7

Е.С. Вылкова

19

Окончание табл.

Название принципа Расшифровка и пояснения Источник

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы (15, с. 118) 15, с. 118

Универсализация налогоплательщи- ков Универсализация налогоплательщиков, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования (не зависящие от форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствования), во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога (независимо от источника дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики) (15, с. 118) 15, с. 118

Однократность обложения Однократность обложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида один раз за отчетный период (15, с. 118) 15, с. 118

Научный подход к определению конкретной величины ставки налога Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах. Он исключает сугубо фискальный подход к их устранению (15, с. 118) 15, с. 118

Дифференциация ставок налогообложения Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов. Но она не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования (15, с. 119) 15, с. 119

Использование системы налоговых льгот Использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств и предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, гарантирующий гражданам прожиточный минимум. Льготы должны быть едины для всех (15, с. 119). 15, с. 119

Четкое разделение налогов по уровням государственного управления Четкое разделение налогов по уровням государственного управления, федеральные, республиканские и местные (15, с. 119) 15, с. 119

Содержащиеся в таблице принципы налогообложения можно сгруппировать следующим образом:

1) Многими авторами перечисляются только принципы, содержащиеся в ст. 3 НК РФ («Основные начала законодательства о налогах и сборах»), в названии которой слово «принципы» не используется. При этом авторы приводят положения НК РФ [11, с. 7-8]; излагают их своими словами [2, с. 17; 3, с. 22]; перечисляют лишь отдельные принципы [4, с. 16]; положения ст. 3 НК РФ дополняют изложением других подходов [12, с. 62].

2) Ряд исследователей рассматривают принципы налогообложения многопланово.

Как пишет В.Т. Агаев [1, с. 30], фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, включают в себя финансовые принципы, принципы справедливости, налогового управления, а также выделяет принципы построения конкретной налоговой системы: организационные, юридические, экономические. Т.Г. Изотова [7, с. 17-21] выделяет принципы (фундаментальные, экономические, юридические, организационные). О.В. Калинина [8, с. 28-29] и Н.А. Иг-натущенко [6, с. 10] перечисляют практически те же принципы. В условиях развитой рыночной экономики принципы налогообложения приобретают современный вид согласно Н.А. Игнатущенко и Н.М. Новиковой [6, с. 12]. Н.И. Малис [9, с. 28-30], подразделяет принципы налогообложения на финансовые, народнохозяйственные, методические (технические) и этические. И.В. Никулкина [12, с. 59, 61-62] основными считает принципы справедливости, определенности, удобства и экономии, выделяя также финансовые, народнохозяйственные, административно-хозяйственные и принципы справедливости.

Интересная позиция относительно принципов налогообложения содержится в Толковом словаре [15, с. 118-119], где, кроме важнейших принципов всеобщности и равенства, выделяется и целый ряд других принципов.

20

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР экономики

3. Некоторые авторы говорят не о принципах налогообложения, а о принципах налоговой системы (что уже встречалось и в п. 2).

При этом часто воспроизводится содержание ст. 3 НК РФ как дословно, так и своими словами [14, с. 23; 5, с. 10]. Кроме упомянутых выше принципов, И.В. Никулкина [12, с. 95] выделяет принципы налоговой системы, принципы единства, подвижности (эластичности), стабильности, множественности налогов, исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. О.И. Мамрукова [10, с. 20] выделяет принципы построения конкретной налоговой системы, организационные, юридические, экономические, и принципы теории налогов: финансовые, принципы справедливости, налогового управления.

Систематизация точек зрения на принципы налогообложения, существующих в современной экономической литературе, позволяет констатировать, что только в проанализированных 15 книгах мы насчитали 60 (!) принципов.

Мозаичность мнений не случайно отражена нами в подзаголовке статьи как «принципиальный калейдоскоп».

Принципиально:

1) принципы налогообложения рассматривать в учебных публикациях по налоговой тематике после дефиниции понятия «налогообложение». Под налогообложением мы понимаем совокупность экономических и организационно-правовых отношений между государством и экономическими субъектами в области перераспределения в законодательно предписанном порядке стоимости различных ресурсов путем трансформации налоговых платежей в налоговые поступления бюджетной системы;

2) в учебниках и учебных пособиях достаточно выделять только основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом и закрепленные в ст. 3 НК РФ: законности налогообложения; всеобщности и равенства налогообложения; обоснованности и соразмерности налогообложения; единства налоговой системы; определенности налоговых норм. При этом следует ориентировать читателя на проблемный характер в рассмотрении этого вопроса в научных изданиях;

3) в научных публикациях имеет право на существование калейдоскоп взглядов на принципы налогообложения, налоговой политики и т. п. При этом точка зрения того или иного автора должна базироваться на комплексном изложении того, что он понимает под принципом вообще, на добросовестном цитировании и критическом анализе мнений других исследователей;

4) авторская позиция должна формироваться в процессе комплексного изложения вопросов принципов, задач, функций и роли того или иного налогового явления.

Рамки статьи не позволяют в полной мере осветить все перечисленные выше аспекты, поэтому на данном этапе исследования ограничимся перечнем принципов налогообложения, поименованных ранее в пункте 2, предполагая, что мозаика научных мнений и дискуссий о принципах налогообложения будет действительно принципиальным калейдоскопом, постоянно развивающимся и отвечающим вызовам настоящего исторического момента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаев В.Т. Налоги и налогообложение. Проблемно-тематический комплекс / под ред. Ф.Л. Шарова. М.: МИЭП, 2011. 191 с.

2. Богданова Е.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. 432 с.

3. Голодова Ж.Г., Голодова Ю.С. Налоги и налогообложение в России: учебно-методический комплекс. М.: РУДН, 2011. 158 с.

4. ГрисимоваЕ.Н. Налогообложение. 5-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбГУЭФ, 2010. 348 с.

Налоги налогообложение

6. Игнатущенко Н.А., Новикова Н.М. Налоги и налогообложение. М.: Изд-во МГОУ, 2011. 240 с.

Налоги и налогообложен России. М.: Изд-во МНИТАиК, 2010. 139 с.

8. Калинина О.В. Налоговая система Российской Федерации: теория и методология развития. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010. 223 с.

9. Малис Н.И. Теория и практика налогообложения. М.: Магистр, 2010. 384 с.

Е.С. Вылкова

21

10. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. М.: Омега-Л, 2010. 310 с.

Муравьев Налоговое право

12. Никулкина И.В. Общая теория налогообложения. М.: Эксмо, 2011. 176 с.

13. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 899 с.

14. Теоретические основы налогообложения / Н.С. Волостнов, О.В. Киселева. 2-е изд., доп. и испр. Н. Новгород: НФ ИБП, 2011. 284 с.

15. Толковый словарь-справочник по налогам и налогообложению. Более 250 терминов и определений / А.Н. Зайцев, Л.Ф. Полуботко. М.: ООО «ВК», 2012. 372 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.