Научная статья на тему 'Развитие принципов налогообложения'

Развитие принципов налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6519
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева М.В., Соловьев К.А.

Установление принципов, на которых базируется налоговая система, является важнейшей проблемой финансовой науки. Во все времена государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения с целью организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала больше доходов. В статье представлен анализ классических и современных принципов налогообложения, которые должны учитываться при построении налоговой системы. Рассмотренные принципы налогообложения составляют основу налоговой системы большинства стран мира. Авторами обосновано, что обобщающими принципами налогообложения являются налоговая справедливость, экономическая эффективность, определённость и дешевизна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие принципов налогообложения»

Налоги и налогообложение

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

м. в. васильева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения волгоградский государственный университет,

г. волгоград К. А. соловьЕв, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов, г. санкт-Петербург

На ранней стадии своего развития экономическая наука затруднялась ответить на вопросы: что облагать налогом и какими принципами обложения при этом необходимо руководствоваться. Поэтому государство взимало налоги в произвольном порядке, руководствуясь лишь фискальными интересами.

Установление принципов, на которых базируется налоговая система, является важнейшей проблемой финансовой науки. Во все времена государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения с целью организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала больше доходов. В экономической теории определены фундаментальные принципы налогообложения. У истоков их формирования стояли представители классического направления экономической науки: А. Смит, Д. Рикардо, У. Пет-ти, Ф. Кенэ, Н. И. Тургенев и др.

В основу современной налоговой системы положены принципы, разработанные А. смитом, в дальнейшем усовершенствованные и дополненные. конечно, и до А. смита имелись определенные правила взимания налогов. По этому поводу высказывался еще И. М. Кулишер: «Эти правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А. смита не являлись новшеством. О. Мирабо (1761), Ф. Юсти (1766), П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших

расходов взимания, прибавляя к этому, что налоги не должны чрезмерно обременять подданных, не должны задерживать роста населения, торговли и промыслов, не должны наказывать за успехи в области промышленности. Заслуга А. Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их [1].

Согласно классической теории, рациональным налогообложение считается, если оно основывается на следующих основных принципах:

1) нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налогоплательщиков. На самом деле в странах с трансформируемой экономикой этой нейтральности практически не существует;

2) принцип равенства заключается в том, что уплата налогов должна осуществляться в зависимости от возможностей налогоплательщиков, то есть, в соответствии с получаемыми доходами;

3) определенность налогообложения предполагает установление ясных и четких для каждого налогоплательщика сроков уплаты, вида и суммы платежа;

4) под удобством налогообложения понимается необходимость взимания налога тогда и таким способом, когда и как это удобно налогоплательщику;

5) дешевизна налогообложения заключается в обеспечении предельно низких расходов по взиманию налогов [2].

В трудах современных российских ученых эти принципы получают свое дальнейшее развитие исходя из современных условий. Б. М. сабанти считает, что налоги являются обязательными платежами, формируются в соответствии с федеративным устройством россии [3]. Е. н. Евстигнеев [4] предлагает целую систему принципов налогообложения: экономических, юридических и организационных. т. А. козенкова [5] под принципами налогообложения понимает черты налога, содержащиеся в его определении. а. и. косолапов [6] развил и дополнил ряд принципов налогообложения, предложенных А. Вагнером в его «Lehrbuch der Polit. Oekonomie «(Grandlegung, изд. 1879), реализация которых способствует созданию «правильно построенной налоговой системы».

классические принципы налогообложения получили свое развитие в работах многих современных ученых и специалистов.

Й. Ланг в основу принципов налогообложения включил ряд основных требований к формированию налоговой системы, среди которых выделим следующие: справедливость (включая экономическую эффективность), экономичность (включая гибкость), практичность (включая дешевизну и наглядность), незаметность (включая удобство). немецкий ученый отмечает: «Мы считаем налоговую профессию необходимой, поскольку рыночные механизмы, предоставляя доступ к предложению тем, кто уже утвердил свои позиции на рынке, не способны сформировать социально приемлемую систему прав» [7].

разработанные У. Хасси и д. Любиком принципы налогообложения включают следующие положения:

• все законы о налогообложении целесообразно собрать в одном законе, в который и будут вноситься все поправки, вместо принятия дополнительных законов каждый раз, когда правительству нужны деньги;

• целью законотворческой деятельности должны быть ясность и понятность, которые, по возможности, должны быть дополнены определенностью;

• экономика будет развиваться наилучшим образом, если она станет эффективным производителем в мировом хозяйстве. и не в истинных интересах страны принимать протекционистские системы налогообложения, в которых отдается предпочтение внутренним интересам перед инвестициями, поступающими из-за границы, или при которых для отдельных

секторов отечественной экономики создаются наилучшие условия с помощью временного освобождения от налогов или других налоговых субсидий;

• в целях сокращения административных издержек необходимо, чтобы основная часть доходов бюджетов формировалась за счет таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и налога на прибыль корпораций;

• справедливость (основанная на способности платить) требует индивидуального налога на доходы физических лиц;

• способом удовлетворения потребности в справедливости является налог на недвижимость;

• необходимость разработки механизмов учета инфляции, используемых до тех пор, пока краткосрочная инфляция не будет взята под контроль;

• разработка и написание законов является только прелюдией к главному в налоговой реформе — развитию средств эффективного администрирования [8].

Абсолютно необходимо наличие честной и высококомпетентной налоговой администрации. структура ее полномочий должна быть установлена законодательно. реальное воплощение этой структуры на практике в конечном счете определит успех налоговой реформы.

необходимость совершенствования налоговой системы привела экономическую науку к необходимости определить дополнительные принципы налогообложения, которые были сформулированы современным экономистом д. Огиглицем [9]. Он выделяет пять основополагающих принципов налоговой системы демократического общества:

1) экономическая эффективность: налоговая система не должна вмешиваться в эффективное размещение ресурсов;

2) политическая ответственность: налоговая система должна быть сформирована таким образом, чтобы политическая система более адекватно отражала предпочтения индивидуумов и их способ -ность контролировать налоговую систему;

3) гибкость: налоговая система должна гибко (в некоторых случаях автоматически) реагировать на изменения в экономике;

4) административная простота: налоговая система должна быть простой для понимания налогоплательщиков и налоговых органов, а также относительно недорогой;

5) справедливость: налоговая система должна быть справедливой и должна быть сформирована

таким образом, чтобы отражать общность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

Нетрудно заметить, что принцип административной простоты объединяет в себе принципы А. Смита: определенности, удобности, экономии. На современном этапе развития экономической науки появились еще три немаловажных принципа: экономическая эффективность, политическая ответственность и гибкость. Поскольку эти принципы лежат в основе любой налоговой системы, рассмотрим их более подробно.

1. Экономическая эффективность. Коль скоро налог введен, он влияет на аллокацию1 ресурсов. На практике, если ставка налога высока, предпринимательская активность в данной стране сдерживается. Предприниматели предпочитают относительно больше тратить на потребление или инвестировать средства там, где налоговые обязательства относительно меньше.

Если очень высок уровень импортных и экспортных пошлин, нет особого стимула заботиться о производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Высокое налогообложение трудовых доходов может выражаться в отказе от поиска дополнительных заработков, более раннем выходе на пенсию, увеличении времени на обучение. Высокий акциз на отдельный вид товаров побуждает производителей и потребителей в той или иной степени заменять его другими [10].

А. Маршалл [11] высказал предположение, что государство может увеличить совокупное экономическое благосостояние, облагая налогом отрасли с растущими издержками, в том случае если налоговые поступления способны превысить возникающее уменьшение потребительского излишка, и используя поступления в целях субсидирования отраслей со снижающимися издержками, в которых субсидии могут быть меньше конечного прироста потребительского излишка.

Однако, анализируя эту гипотезу, М. Блауг [12] делает вывод о том, что есть основания не доверять теореме А. Маршалла. Как правило, налоги несут определенную степень искажений, но теоретически существуют налоги, называемые «неискажающи-ми». Неискажающими налогами называются такие

1 Аллокация: 1. Неординарные методы достижения цели. 2. Распределение продукции и производственных мощностей в пространстве рынка. Аллокация означает, что производитель ценовой политикой обеспечивает себе максимальную прибыль, удовлетворяя при этом запросы потребителя по качеству и стоимости продукции. С точки зрения движения факторов производства аллокация — есть перемещение экономических ресурсов.

налоги, которые не позволяют индивидуумам варьировать свою налоговую нагрузку. Примером таких налогов могут служить налоги, которые основываются на таких неизменных категориях, как возраст и пол. Несмотря на то, что такие налоги являются наиболее эффективными, их независимость от дохода или богатства отрицательно сказывается на справедливости налогообложения.

До сих пор мы рассматривали только отрицательную сторону искажающего действия налогов на аллокацию ресурсов, однако необходимо отметить, что это искажающее действие налога может оказаться его достоинством.

Так, например, налог на источники загрязнения окружающей среды, противодействуя негативным экстерналиям, в конечном счете может благоприятствовать повышению эффективности.

Однако гораздо чаще искажающий эффект налогообложения проявляется в экономических потерях, а не приобретениях, точнее говоря, в переходе к ситуации, уступающей первоначальному «доналоговому» равновесию. Поэтому на практике, анализируя конкретный налог с позиций экономической эффективности, чаще всего фокусируют внимание на минимизации порождаемых им искажений. В этом контексте экономическая эффективность налога предполагает как можно большую его нейтральность по отношению к аллокации ресурсов.

На современном этапе развития экономической мысли и практики всеми экономистами признан факт, что налоги — дело дорогостоящее. Как правило, увеличение государственных доходов за счет налогов имеет в качестве результата:

• воздействие на аллокацию ресурсов: определенные искажения в структуре сбережений, образования, потребления, времени работы и т. д.;

• брутто-эффект налогообложения, причем тем больше, чем эластичнее кривые спроса и предложения.

Экономисты обычно уделяют особое внимание искажениям в размещении ресурсов, которые производят налоги, вставляя так называемый налоговый клин. Имеются, однако, другие виды издержек, которые также необходимо учитывать при введении того или иного налога, поэтому рассмотрим второй принцип, необходимый при формировании налоговой системы.

2. Политическая ответственность (контролируемость налоговой системы). Несмотря на то, что в демократическом государстве политика во всех сферах общественных отношений зависит

от волеизъявления граждан, она далеко не всегда непосредственно выражает позицию большинства. рядовой избиратель часто бывает некомпетентен в деталях налоговой политики и не может оценить ее отрицательных последствий. Поэтому он по-разному относится к тем налогам, прямая связь которых с его уровнем благосостояния очевидна, и к тем, которые, на первый взгляд, затрагивают его не столь сильно.

Когда налоговая система характеризуется с точки зрения политической ответственности, имеется в виду не просто право налогоплательщиков корректировать налоговую политику через участие в выборах и референдумах. Акцент делается на способности граждан на практике распознавать особенности тех или иных налогов и проецировать их на собственные интересы. Высокая мера контролируемости соответствует своего рода прозрачности налоговой системы. При прочих равных условиях она выше у прямых налогов в сравнении с косвенными, а у налогов, отличающихся организационной простой, в сравнении с более сложными.

3. Гибкость. Гибкость налога — это его способность адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, прежде всего на смену фаз делового цикла.

Изменения в экономических обстоятельствах требуют изменения в структуре налогов и их ставках. Любые изменения, которые необходимо произвести для приспособления налоговой системы к изменившимся экономическим условиям, связаны с определенными политическими и нормативными трудностями. когда рассматриваются желаемые изменения в налогах, как правило, возникают напряженные социально-политические споры, так как при принятии решения будут ущемляться интересы той или иной группы населения.

В настоящее время приспособление к изменениям в экономике для определенных налогов происходит автоматически. Автоматическую стабилизацию, например, обеспечивает прогрессивность налогообложения. Прогрессивный налог на прибыль предприятия помогает до некоторой степени сглаживать цикл деловой активности, работая как встроенный стабилизатор. Важными аспектами гибкости налоговой системы являются также адекватная направленность приспособления и своевременность к изменениям в экономической жизни. Адекватную направленность, как правило, обеспечивают прогрессивные налоги на прибыль, доходы, потребление и тому подобное, реагируя на деловой цикл. Они обеспечивают желательное

направление воздействия на экономику. В то же время регрессивным налогам соответствуют противоположные направления воздействия.

Особое значение имеет и временной лаг при введении того или иного налога. Если колебания в экономике являются неглубокими и быстрыми, то вмешательство в экономическую деятельность будет неэффективным. Таким образом, гибкость налога является одним из важных принципов налогообложения. Особенно важно учитывать его при регулировании на макроэкономическом уровне.

4. Административная простота. Обор налогов, как и любые экономически значимые действия, требует затрат. Они делятся на прямые, представляющие непосредственные расходы на содержание налоговой службы, и косвенные, которые должны нести налогоплательщики. Прямые затраты на обслуживание налоговой системы, как правило, не менее значимы для характеристики ее экономической эффективности, чем оказываемое ею искажающее воздействие на производство частных благ. При прочих равных условиях эти затраты тем ниже, чем яснее и единообразнее налоговые обязательства и легче проверка их выполнения.

косвенные издержки выражаются в различных формах: издержки времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов; затраты, связанные с приобретением консультационных услуг налоговых консультантов и юристов, а также другие виды расходов. Дж. Олемрод из Мичиганского университета, например, оценил, что косвенные издержки, по крайней мере, в пять раз выше, чем прямые издержки [13].

Все перечисленные виды затрат входят в состав административных издержек налогообложения. Размер административных издержек варьируется от одного налога к другому. Они очевидным образом зависят от вида налога (например, общепринято считать, что административные издержки, связанные со взиманием налогов с капитала, намного больше, чем связанные с налогообложением труда), дифференциации его ставок, наличия льгот и иных особых условий его уплаты.

из этого следует, что принцип административной простоты налога является одним из значимых принципов, необходимых при формировании или совершенствовании налоговой системы.

5. Оправедливость. Принцип справедливости обложения является основным при построении налоговой системы в развитых странах. Оуществуют

два подхода к его реализации. Один основывается на принципе получаемых выгод налогоплательщиками. Согласно этому подходу справедливой налоговой системой считается та, при которой налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, соответствуют выгодам, которые они получают от услуг государства. Если для одного индивида эти действия полезнее, чем для другого, первый должен вносить больший вклад в финансирование общественного блага. Поскольку отсутствует возможность адекватно оценивать субъективную готовность индивидов платить за общественные блага, принцип получаемых выгод фактически применяется в ограниченных масштабах.

Другой подход основывается на принципе платежеспособности, согласно которому налоговая проблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственных расходов, т. е. при данной потребности в налоговых доходах каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от способности платить. Сфера практического применения принципа платежеспособности гораздо шире. Он предполагает соразмерность налогообложения не субъективной готовности, а объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. Эта способность оценивается размером получаемых доходов (подоходный налог, налог на прибыль), объемом покупок (акцизы) и т. п. На практике принцип платежеспособности трудно заменить каким-либо иным.

Однако принцип платежеспособности, в свою очередь, находит ясное теоретическое обоснование лишь в специфическом контексте традиционной утилитаристской концепции, предполагающей соизмеримость индивидуальных полезностей и возможность оценки общественной полезности на основе их суммирования. Если к этому добавить предположение о примерно равной полезности одной и той же денежной суммы для лиц с разным уровнем дохода, а также соответствующий основным постулатам экономической теории тезис об уменьшении предельной полезности индивидуального дохода по мере увеличения его абсолютного размера, то можно сделать вывод, что с позиций общественной полезности предпочтительнее взимать более высокие налоги с тех лиц, чьи доходы выше.

Какой бы конкретный принцип ни был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, оно предусматривает равенство по горизонтали и равенство по вертикали. Равенство по горизонтали — это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в оди-

наковом положении с точки зрения принятого принципа. Равенство по вертикали — соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении, оцениваемом с точки зрения принятого принципа.

Оба эти положения воспринимаются как очевидные. По сути, они выражают лишь идею запрета на дискриминацию в налогообложении. Однако обеспечение равенства по горизонтали и вертикали связано на практике с немалыми трудностями.

Допустим, что предполагается дифференцировать налог с учетом уровня доходов плательщиков. Сразу же возникает вопрос, как правильно измерить доходы. Простейший вариант — принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть с доходов вне сферы рыночных отношений.

Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах. Вместе с тем неденежные компоненты дохода далеко не всегда поддаются точной оценке. А если такая оценка возможна (за счет нахождения аналогов на рынке), ее осуществление требует немалых затрат.

При определении круга вынужденных выплат, как и при оценке неденежных компонентов доходов, неизбежны компромиссы и существуют погрешности. Поэтому равенство никогда не реализуется в полной мере. Ни одна налоговая система не в состоянии предусмотреть учет всех без исключения натуральных компонентов доходов хотя бы потому, что это предполагало бы создание гигантского контрольного аппарата. В то же время отдельные наиболее заметные и весомые компоненты нередко принимаются во внимание.

Это позволяет сделать вывод, что соблюдение всех современных принципов, которые носят обязательный характер при построении налоговой системы, на практике является трудно осуществимой задачей в силу наличия органического конфликта между требованиями экономической эффективности и справедливости. Нейтральность, организационная простота и гибкость связаны преимущественно с первым требованием, относительное равенство обязательства и контролируемость — в большей мере со вторым. Противоречия между этими требованиями не могут быть полностью устранены и сказываются при решении многих конкретных проблем.

Это относится, в частности, к вопросу о налоговых льготах. Чаше всего их правомерность

обосновывается с позиций справедливости. Однако любые льготы предполагают относительное усложнение налоговой системы и, как правило, усиливают ее искажающее воздействие.

Принимая во внимание все рассмотренные обстоятельства, представляется возможным, с одной стороны, выбирать пусть не безукоризненные, но приемлемые компромиссные варианты налоговой системы, а с другой — различать не только достоинства, но и недостатки избранного варианта, по мере возможности уравновешивая последние специально подобранными мерами социально-экономической политики.

Разнообразие структур налогообложения в немалой степени обусловлено еще и тем, что в разных странах придают не вполне одинаковое значение отдельным принципам, точнее, их относительной значимости.

Так, с точки зрения организационной простоты, косвенные налоги в целом превосходят прямые, зато обычно уступают им с позиций контролируемости и соответствия принципу платежеспособности. Для государств со стабильно развивающейся экономикой, располагающих эффективно действующими налоговыми службами, организационная простота налога, позволяющая равномерно и достаточно полно собирать его на протяжении финансового года при невысоких административных издержках, не так важна, как для государств, характеризующихся меньшим уровнем социально-экономического благополучия и испытывающих затруднения со сбором прямых налогов. Это во многом объясняет существенные различия в соотношении прямого и косвенного налогообложения в разных странах.

Нет единства позиций в вопросе принципов налогообложения и среди экономистов в отдельно взятых странах, в том числе и в России. Так, В. Г. Пансков [14] относит к основным принципам налогообложения равенство и справедливость, эффективность налогообложения, единовременность налогообложения, универсализацию налогообложения, стабильность налоговых ставок, четкое разделение налогов по уровням государственного управления, удобство и время взимания налогов, разумное сочетание прямых и косвенных налогов, научный подход к установлению конкретной величины ставки налога, использование системы налоговых льгот.

По мнению В. А. Кашина [15], общепринятыми являются следующие принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, определенность, стабильность, эффективность, необложение ба-

зовых факторов производства, однократность, недискриминация. В качестве базовых принципов налогообложения автор выделяет всеобщность, справедливость и определенность. Остальные названные им принципы автор относит к категории производных или дополнительных. Кроме того, возможен и иной подход к классификации перечисленных принципов налогообложения.

В. А. Кашин допускает разделение принципов по сферам, относя к сфере налоговой политики всеобщность, справедливость и стабильность; к сфере налогового процесса — определенность, необложение базовых факторов производства, однократность; к сфере налогового администрирования он относит эффективность и недискриминацию.

Е. Н. Егорова и Ю. А. Петров [16] в качестве важнейших принципов налогообложения выделяют:

• принцип компенсации. Чем ниже эффективность общественного сектора, чем слабее государство, чем менее конкурентоспособны товаропроизводители, тем ниже должно быть налоговое бремя на экономику для компенсации худших условий ее функционирования;

• принцип системности. Для оценки предложений по изменению налогового законодательства и налогового администрирования необходимо анализировать не только их непосредственное влияние на доходы бюджетной системы, но и системного фискального эффекта, т. е., прямых и косвенных воздействий изменения ставок (или других параметров) одного налога на базы налогообложения других налогов, совокупные налоговые обязательства товаропроизводителей, предприятия, его работников. Такие зависимости существенно определяют налоговые поступления по одним налогам при изменении ставок других. Основываясь на проведенном анализе различных

подходов к определению принципов налогообложения, приходим к выводу о том, что обобщающими принципами налогообложения являются: налоговая справедливость, экономическая эффективность, определенность и дешевизна (см. таблицу).

Рассмотренные принципы актуальны в настоящее время. Причем многие специалисты считают их принципами высшего порядка. Кроме того, принципы служат конечным ориентиром построения налоговой системы в обществе [17].

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий юридических и физических лиц, не ущемляя интересов каждого

плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему. В основе принципа социальной справедливости налогообложения лежат также перераспределение и обеспечение налоговой свободы прожиточного минимума. Имеется в виду, что прожиточный минимум не должен подвергаться налогообложению. Кроме того, социальная налоговая справедливость находит свое отражение и в налогообложении недвижимости, оцениваемой по рыночным ценам.

Принцип направленности налогообложения на экономический потенциал реализуется, в частности, через налоговую прогрессию. Посредством прогрессивного налогообложения доходов достигается налоговое равенство, благодаря которому корректируется благосостояние.

Принцип экономической эффективности налогообложения реализуется посредством снижения налогового бремени в целях обеспечения экономического роста и устранения налогового протекционизма (налоговых льгот). Налоговая система должна быть способной реагировать на изменения экономической ситуации в стране без использования законодательных мер и без создания

препятствий для экономического роста. Известно, что автоматически адаптируются к изменениям в экономике косвенные налоги: НДС, акцизы, а также прямые налоги: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль хозяйствующих субъектов. В то время как не реагируют на изменения экономической ситуации в стране налоги на имущество.

Принцип определенности налогообложения опирается на Конституцию РФ, согласно которой каждый человек обязан платить налоги и сборы, установленные законом. Причем налогоплательщику должно быть ясно, какую сумму и по каким правилам он должен платить. Нечетко сформулированные законы затрудняют налоговую практику и налоговое планирование, задерживают принятие решений в ходе судебных процессов. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, которые не предусмотрены законодательством о налогах. Такое запрещение относится и к повышению ставок установленных налогов и налоговых платежей.

Стабильность налогообложения, предусмотренная рассматриваемым принципом, предполага-

Основные принципы налогообложения

Налоговая справедливость Экономическая эффективность Определенность Дешевизна

1. Налоговое равенство (равенство всех налогоплательщиков перед законом) 1. Фискальная экономичность налогообложения 1. Конституционное установление налоговой системы 1. Удобство (незаметность налогообложения)

2. Направленность на экономический потенциал (равное налогообложение равных экономических факторов с равным результатом) 2. Гибкость налогообложения 2. Законность налогообложения (установление, изменение и отмена налогов только в соответствии с законом) 2. Административная эффективность (взимание налога в удобной форме и в подходящее время для налогоплательщика)

З.Социальная налоговая справедливость 3. Юридическая наглядность налогообложения (ясность для плательщика налогов их размера и правил оплаты) 3. Налоговое упрощение (развитие любой налоговой системы)

4.Экологическая налоговая справедливость (введение особого налогообложения потребления ресурсов, наносящего вред окружающей среде) 4. Стабильность налогообложения (введение новых налогов и правил их уплаты только с начала следующего налогового периода)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Исчерпывающий перечень налогов

6. Однократность обложения (обложение объекта налогом одного и того же вида только один раз за установленный законом налоговый период)

7. Единство налоговой системы (единообразное применение налоговых законов на территории страны)

8. Разграничение налоговых прав между центром и территориями (налоговый федерализм)

ет эволюционное развитие системы налогообложения в соответствии с изменением экономической ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Кроме принципов законности и определенности в Конституции РФ зафиксированы такие основные принципы налогообложения, как налоговое равенство, единство налоговой системы, разграничение компетенции центральных и территориальных органов государственной власти и другие принципы. Эти принципы предполагают, что налоги взимаются исключительно в публичных целях, их перечень может быть установлен только законом.

Поскольку разные виды налогов обладают различными особенностями и преимуществами, значительное преобладание зависимости поступлений от какого-либо определенного их вида может породить разного рода проблемы. Поэтому важно создать не только сбалансированную налоговую систему, адекватную современным потребностям экономического развития страны с учетом тех моментов, которые были рассмотрены, но и поддерживать определенные налоговые пропорции и решать проблемы соотношения прямых и косвенных налогов, используя научно обоснованный подход с учетом специфики страны.

В основе единства налоговой системы лежат конституционные положения, согласно которым гарантируется единство экономического пространства и не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Налоговая система опирается также на единую финансовую политику, проводимую правительством, и единство бюджетной системы.

На административную эффективность налогообложения оказывает негативное влияние множественность налогов; их поступления часто не покрывают затрат по администрированию налогов.

Указанный в таблице принцип дешевизны налогообложения помимо административной эффективности проявляется и в удобстве налогообложения, которое связано с незаметностью налогообложения. Такими незаметными считаются косвенные налоги, которые заложены в цене готовой продукции. Косвенные налоги удобны для налогового администрирования, поскольку затраты на их взимание невысоки. Удобны они и тем, что покупателю, который может сам влиять на налоговое бремя, принимая решение о том, покупать или не покупать соответствующую продукцию или услугу в данное время.

Напротив, прямые налоги считаются заметными. Их взимание, как правило, связано с высокими

административными затратами и для государства, и для налогоплательщиков. Уменьшению случаев уклонения от уплаты налогов и повышению административной эффективности способствует развитие любой налоговой системы.

Таким образом, общие принципы налогообложения закрепляются исключительно налоговым законодательством и составляют специфический институт налогового права. Общие принципы действия налоговой системы могут быть сформулированы следующим образом:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В основе этого положения лежат принцип законности и принцип всеобщности и равенства субъектов налогообложения. Последний предполагает, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Согласно принципу справедливости не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство России. Принцип универсальности предполагает недопусти -мость прямого и косвенного ограничения свободного перемещения товаров или финансовых ресурсов в пределах российской территории, если соответствующая экономическая деятельность хозяйствующих субъектов и физических лиц не запрещена законом.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, налоги и сборы субъектов РФ — территориальными законами, местные налоги и сборы — нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления. Все эти законы и нормативные правовые акты принимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Таким образом, устанавливается единый источник налогового законодательства.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В соответствии с этим положением акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен уплатить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

Следствием реализации принципа определенности должна быть максимальная точность при формулировке налоговых нормативных документов.

Рассмотренные принципы налогообложения составляют основу налоговой системы большинства стран мира.

Литература

1. Кулишер И. М. Очерки финансовой науки. Петроград.: Наука и школа, 1919.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцгиз, 1935.

3. Сабанти Б. М. Теория финансов. М.: Менеджер, 2000.

4. ЕвстигнеевЕ. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. СПб.: Питер, 2000.

5. Козенкова Т. А. Налоговое планирование на предприятии. М.: АиН, 1999.

6. Косолапов А. И. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К°, 2005.

7. Ланг Й. Проект кодекса налоговых законов для государств Восточной Европы. Бонн.: Министерство финансов ФРГ, 1993.

8. Хасси У., Любик Д. Основы Мирового налогового кодекса: Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университетата. Гарвард: Такс Аналистс, 1993.

9. Стиглиц Д. Ревущие девяностые. Семена развала: пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова; вступ. статьи Г. Ю. Семигина и Д. С. Львова; Ин-т сравнит. политологии РАН, Нац. обществ. — науч. фонд. М.: Соврем. экономика и право, 2005.

10. СтиглицДж. Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Маршалл А. Принципы политической экономии: пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.

12. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. — М: Дело ЛТД, 1994.

13. Slemrod J. Did the Tax Reform Act of 1986 Simplify Tax Matters? // Journal of Economic Perspectives, 1992, vol. 6, No 1.

14. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2006.

15. Кашин В. А. Обзор фискальной политики в Российской Федерации и за рубежом в 2003 году. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2004.

16. Егорова Е. Н., Петров Ю. А. Налоговые системы России и 20 зарубежных стран в 1991 — 1997 гг.: сравнительный анализ полных налоговых ставок. М.: ЦЭМИ РАН, 1999.

17. Развитие налоговой системы РФ: опыт, проблемы, перспективы: Доклады и выступления участников круглого стола (3 ноября 2004 года, Москва). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, Ворд-Бук, 2005.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.