Научная статья на тему 'Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения'

Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
594
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЛУЖБА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКА / СРЕДА ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривых С.В., Кузина Н.Н.

Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот в профессиональном образовательном учреждении. Организация социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кривых С.В., Кузина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения»

В статье рассматриваются особенности постинтернатного сопровождения учащихся-сирот в профессиональном образовательном учреждении. Организация социального партнерства является условием успешности постинтернатного сопровождения выпускников-сирот учреждений профессионального образования.

Постинтернатное

сопровождение

учащихся-сирот

и выпускников

профессионального

образовательного

учреждения

С.В. Кривых,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры воспитания

и социализации

РГПУ им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург,

e-mail: krivih71@yandex.ru;

Н.Н. Кузина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО, e-mail: nadezhdakuzina@yandex.ru

• учащиеся-сироты • социально-профессиональная адаптация • постинтернатное сопровождение • служба комплексного сопровождения • индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника • среда позитивного общения

В течение последних двух десятилетий выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в фокусе внимания науки и практики социальной работы. Можно отметить, что число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постепенно сокращается и все большее число детей-сирот воспитываются в семьях, а организации для детей-сирот реорганизуются и перестраивают свою деятельность. Однако актуальность разработки, апробирования и внедрения эффективных методик и технологий, помогающих выпускникам быстро, с наименьшими усилиями и потерями адаптироваться к условиям самостоятельного проживания, не снижается.

По данным государственной статистической отчетности, ежегодно из различных учреждений для детей-сирот выпускаются около 13 000 человек, из них большая часть — около 80% поступают в средние профессиональные образовательные учреждения, 5% — в высшие учебные заведения, 3—5% — трудоустраиваются. Проблема социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством одним из важнейших направлений социальной политики. По статистике число детей-сирот, выпускников детских домов, нормально адаптировавшихся в обществе и постоянно трудоустроенных, составляет 10%. Остальные 90% не в полной

мере справляются с социально-профессиональной адаптацией из-за отсутствия сформированных навыков самостоятельной жизни, примера родителей, осознания необходимости саморазвития и профессионального совершенствования, у них возникают проблемы профессионального выбора, самоопределения и профессиональной подготовки и трудоустройства.

В исследованиях О.В. Ажниной, В.И. Кливер, Т.И. Шульги показано, что стартовые условия детей-сирот отличаются характерным неумением использовать личностный потенциал и возможности образовательной и трудовой среды. Большинство выпускников учреждений для детей-сирот имеют проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовую некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Эти проблемы сохраняются и в период обучения в учреждении профессионального образования.

Можно выделить в качестве основных путей влияния на адаптационные процессы детей-сирот, поступивших в профессиональное учреждение: создание внешних условий или социальной среды, максимально приближенной к условиям будущей жизнедеятельности; оказание помощи или поддержки учащимся-сиротам; организацию социального взаимодействия партнеров, а также формирование субъектной активности воспитанника.

Многие исследователи отмечают, что для успешной социально-профессиональной адаптации в учреждении профессионального образования нужны открытость, социальное взаимодействие с партнерами, разнообразие форм

социальной жизни1. Взаимодействие в сопровождении социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот рассматривается как объединение и координация усилий и действий специалистов в решении проблем выпускников детских домов, организация социального партнерства; определение общих целей и задач профессиональной подготовки и социализации выпускников, их трудоустройства.

Обеспечение успешной социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений СПО из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается на государственном уровне в качестве одного из важнейших направлений социальной политики. Ее задачей является успешное самостоятельное жизнеустройство и трудоустройство, что также связано с необходимостью организации постинтернатного сопровождения выпускников-сирот в решении их проблем. Одной из актуальных проблем успешной подготовки учащихся-сирот профессиональных образовательных учреждениях к самостоятельной жизни и трудоустройству является эффективная организация их постинтернатного сопровождения.

В настоящий момент состояние системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разнообразны структуры организации постинтернатного сопровождения: центр социальной адаптации, служба постинтернатного сопровождения, постинтернатная группа, семейный центр, молодежный дом, социальная гостиница. Число данных структур растет. Так,

1 Рожков М.И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот : методическое посо-

бие / М.И. Рожков, Л.Б. Байбородова, Т.Н. Сапож-никова. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 108 с.

по данным государственной статистической отчетности, в 2014 г. данные структуры действовали в 213 образовательных организациях для детей-сирот, т.е. в каждой пятой организации, в 2013 г. — в 176 организациях, т.е. в каждой седьмой, в 2012 г. — в 130, т.е. в каждой десятой2. Следует отметить, что среди форм организации постинтернатной адаптации и сопровождения форма, реализуемая на базе образовательной организации, является наиболее распространенной.

Во всех регионах активно создаются центры или службы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот. В Санкт-Петербурге они функционируют в системе образования в детских домах, в системе социального обслуживания населения во всех административных районах на базе центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов и др. Санкт-Петербург постепенно формирует единые механизмы, действующие на территории всего региона, интегрирует все имеющиеся ресурсы, вырабатывает единый подход к определению принципов, целей, задач, направлений, приоритетов и механизмов поддержки выпускника.

Вместе с тем одной из основных проблем эффективности постинтернатного сопровождения выпускников-сирот является рассогласованность взаимодействия специалистов служб постинтернатного сопровождения.

Постинтернатное сопровождение рассматривается в широком смысле как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направлен-

2 Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. — 176 с.

ных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и по отношению к ним3.

В узком смысле постинтернатное сопровождение выступает как деятельность по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Постинтернатное сопровождение выступает и как форма воспитания и оказания социальной помощи и поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющихся выпускниками учреждений интернатного типа во время обучения по очной форме в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, после получения профессионального образования до достижения возраста 23 лет на основе договора.

Постинтернатным сопровождением признается вид социальной поддержки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью оказания им содействия в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации права на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития,

3 Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебно-методический комплект / К.М. Грабчук, Т.Б. Игонина, И.В. Львова, под общей редакцией К.М. Грабчук, Т.Б. Игониной, И.В. Львовой. — Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2014. — С. 3—7.

который осуществляется по договору о постинтернатном сопровождении.

С целью организации постинтернатного сопровождения в учреждениях для детей-сирот формируют структурные подразделения, основными направлениями деятельности которых являются: предоставление выпускникам консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, временного проживания при необходимости, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов. Наиболее часто на уровне образовательного учреждения постинтернатное сопровождение рассматривается как система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезадаптации выпускников, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

Перечень мер, оказываемых учреждениями для детей-сирот выпускникам: социальное, юридическое и психологическое сопровождение; содействие в получении жилья, обустройстве быта; содействие в трудоустройстве, в налаживании контактов на работе; оказание социально-психологической помощи. Выпускники детских домов характеризуются различным уровнем адаптированности. Первую немногочисленную группу составляют выпускники с достаточным уровнем социально-профессиональной адаптации, вторую — выпускники с недостаточно сформированными социальными ролями, третья группа — дети-сироты, имеющие проблемы в социально-психологическом развитии, или дезадаптированные.

В зависимости от уровня готовности воспитанника к выпуску из учреждения для детей-сирот сопровождение может иметь разный характер включенности:

• по степени участия взрослого: непосредственное и опосредованное сопровождение;

• по времени оказания: опережающее, своевременное, предупреждающее последействие;

• по длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.

Совместная деятельность субъектов постинтернатного сопровождения представляет единство двух сторон: во-первых, совместные воздействия на воспитанника; во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Совместная деятельность как единая, целостная система возникает прежде всего в результате установления социальных связей между индивидами. Целевое взаимодействие людей одновременно предполагает отношение их друг к другу как субъекту и совместное их отношение к общему объекту деятельности.

Для эффективной работы службы постинтернатного сопровождения в профессиональном образовательном учреждении необходимо ее взаимодействие с различными организациями и органами:

• с детскими домами, откуда поступили учиться выпускники, по вопросам адаптации в новом образовательном учреждении, решения проблемных вопросов; для совместного решения проблем в постинтернатный период;

• с органами опеки и попечительства по решению жилищного вопроса. Своевременное оформление необходимых документов, контроль за очередностью предоставления жилья выпускникам детских домов;

• с центрами занятости населения по решению вопросов трудоустройства.

• с работодателями по ознакомлению выпускников с рабочими местами на предприятиях и в учреждениях, оказание помощи в дальнейшем трудоустройстве;

• с судебными и правоохранительными органами по решению проблем, связанных с нарушением правопорядка, орга-

низации профилактической работы и многими другими учреждениями.

Одной из актуальных проблем успешной подготовки учащихся-сирот профессиональных образовательных учреждениях к самостоятельной жизни и трудоустройству является эффективная организация их постинтернатного сопровождения. Покажем опыт работы Индустриально-судостроительного лицея (ИСЛ) по подготовке учащихся-сирот к самостоятельной жизни на основе реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника в семью4.

Неотъемлемой целью деятельности учреждения для детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях становится забота о реализации права воспитанника на полноценное и свободное развитие. В целях выполнения требований Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» деятельность Индустриально-судостроительного лицея строится на принципах гуманизма и гражданственности, обеспечения интересов детей, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

В структурном подразделении «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Индустриально-судостроительного лицея созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию воспитанников. Проживание детей организовано по

4 Кузина Н.Н., Панова Н.В. Сопровождаемое проживание учащихся-сирот индустриально-судостроительного лицея во взаимодействии с сетевыми партнерами // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы 7-й Международной научно-практической конференции. — СПб., 2017. — С. 134—142.

принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

Для качественной подготовки воспитанника к самостоятельной жизни создана служба комплексного сопровождения, основными целями которой являются реализация комплекса мер, способствующих социализации учащихся, становлению профессиональных планов; развитие способностей и склонностей обучающихся, изучение особенностей их развития, своевременное выявление и комплексное обследование учащихся, испытывающих затруднения в обучении и социальной адаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, а также социально-психологическое обеспечение педагогического процесса.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, специалистами службы сопровождения Индустриально-судостроительного лицея составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

Индивидуальный план развития и жизнеустройства в семью воспитанника ИСЛ структурного подразделения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает организацию индивидуальной работы с каждым конкретным подростком, поступившим в детский дом, создание благоприятных условий для успешной его адаптации к новым условиям и гармоничного личностного развития.

Комплексное медико-психолого-педагоги -ческое сопровождение индивидуального развития воспитанника обеспечивается с учетом выявленных его индивидуальных психологических особенностей, состояния его здоровья, личностного

развития и социального опыта и с целью реабилитации, коррекции проблем в его личностном развитии, формирования у воспитанника стремления иметь социальные, учебные навыки, содействия самоактуализации личности ребенка через освоение им гражданской позиции, нравственных ценностей, развитие социальной активности и усвоение им здорового образа жизни.

План предусматривает организацию работы по социальной защите воспитанника, защите его прав и законных интересов, в том числе права жить в семье. Учитывая то обстоятельство, что детский дом является учреждением временного пребывания в нем ребенка, обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, содействие устройству ребенка на воспитание в семью, в том числе, если это возможно, возвращение его в кровную семью, является приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения воспитанника детского дома. Полноценное развитие и подготовка к самостоятельной жизни поступившего на воспитание в детский дом ребенка возможно лишь при консолидации усилий всех специалистов учреждения.

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника включает в себя информационную справку, характеризующую социальный статус воспитанника-сироты или воспитанника, оставшегося без попечения родителей (сведения о воспитаннике, дате рождения, месте регистрации, основных родственниках, близком социальном окружении, информации о возможных формах устройства в приемную семью, усыновления или попечительства).

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника включает в качестве основных направлений работы:

• комплексную психолого-педагогическую диагностику состояния воспитанника (состояние нервно-психической и эмоциональной сфер, интеллекта,

отдельных психических функций, личностных особенностей, особенностей самооценки и поведения, наличия индивидуальных ресурсов совладения со стрессом) и выявление актуальных проблем развития;

• психологическое сопровождение, включающее занятия по развитию познавательных способностей, коррекции эмоциональных состояний, черт характера, особенностей поведения, развития коммуникативных умений и др.;

• социально-педагогическое сопровождение, ориентированное на изучение личностно значимых социальных связей, особенностей учебной деятельности, трудностей поведения, диагностику уровня социальной адаптированнос-ти воспитанника: уровня сформиро-ванности социально-бытовых умений и навыков, профессионального самоопределения, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и уровня самопринятия, выявление трудностей и способов оказания помощи в преодолении их;

• медицинское сопровождение, включающее анализ состояния здоровья воспитанника и оказание необходимой помощи специалистами, организацию осмотров специалистами, прививок, прохождение диспасеризации и др.;

• социальную защиту и охрану прав воспитанника (защита жилищных и имущественных прав, контроль своевременного оформления и предоставления дополнительных мер социальной поддержки — по оплате жилья, коммунальных услуг, оформлению документов, оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве и др.);

• помощь в организации социально-культурной деятельности на основе изучения интересов, увлечений (организация обучения по дополнительным общераз-вивающим программам, подбор круж-

ков, секций, клубов, студий и объединений по интересам, организация участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для воспитанников с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров) и др.);

• содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации воспитанников и их трудоустройстве, подготовке их к самостоятельной жизни посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи;

• социально-педагогическая деятельность по содействию устройства воспитанника в семью (консультирование и подготовка родственников к возвращению воспитанника в семью, помощь в преодолении затруднений при переходе воспитанника в семью; работа с органами опеки и попечительства по размещению информации о воспитаннике, работа с гражданами, имеющими заключение органов опеки и попечительства о возможной временной передаче воспитанника в их семью и др.);

• сопровождение при помещении воспитанника в семью (помощь в установлении и поддержке общения воспитанника и будущих родителей, подготовка рекомендаций для гостевой или замещающей семьи, анализ состояния воспитанника и др.);

• оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в ИСЛ, в соответствии с законодательством Российской Федерации (по мере необходимости).

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника помимо указанных направлений работы включает

мероприятия по преодолению выявленных трудностей у воспитанника, ответственных исполнителей и сроки осуществления мероприятий, а также отметку о выполнении.

Для реализации мероприятий по воспитанию, обучению, обеспечению индивидуального сопровождения развития воспитанника, подготовке его к самостоятельной жизни, трудоустройству, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организовано сетевое взаимодействие с профессиональными и образовательными организациями, негосударственными некоммерческими, в том числе общественными организациями, благотворительными фондами и др.

В Индустриально-судостроительном лицее функционирует служба постинтернатного сопровождения выпускников-сирот ИСЛ (как правило, до 23 лет). В задачи службы входит:

• оказание комплексной (педагогической, психологической, социальной, юридической, при необходимости профилактической и консультативной медицинской) помощи выпускникам на начальном этапе их самостоятельной жизни;

• консультирование по проблемам адаптации (проблемы общения, сформи-рованности учебной и трудовой мотивации, соблюдения норм и правил поведения);

• снижение количества нетрудоустроенных выпускников, помощь им в трудоустройстве;

• осуществление индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации;

• поддержка выпускников в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации;

• профилактика правонарушений и деви-антного поведения выпускников-сирот.

Службу постинтернатного сопровождения выпускников-сирот ИСЛ представляют педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели. При необходимости к работе привлекаются юрисконсульты и медицинские работники. Для функционирования службы разработаны и действуют правила, определяющие права и обязанности проживающих или временно пребывающих в учреждении выпускников-сирот, режим занятий, время пребывания в детском доме и др. условия.

Специалисты службы готовят определенный пакет документов по сопровождению участников программ, включающий в том числе:

• личное дело выпускника,

• индивидуальную программу и план постинтернатного сопровождения,

• договор о постинтернатном сопровождении,

• мониторинговые материалы по работе с выпускником.

Работа в реализуемых программах подразумевает ежедневное взаимодействие участников со специалистами службы сопровождения (воспитателями, социальными педагогами, психологами и т.д.) по различным вопросам (проблемы с организацией быта, взаимодействием с окружающими, решение учебных ситуаций и др.) в форме консультаций, профилактических бесед, специальных мероприятий. Постановка на сопровождение в постинтернатный период производится на основании личного заявления выпускника-сироты и договора о постинтернатном сопровождении.

Направления деятельности специалистов службы:

• психолого-педагогическое консультирование;

• юридическое консультирование, включая информирование о правах, гарантиях и льготах, оказание содействия в реализации гарантированных законом прав;

• привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов и организаций (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественных организаций и объединений к решению вопросов социальной (постинтернатной) адаптации выпускников-сирот координация их деятельности в этом направлении (встречи с руководителями, направление писем, ходатайств, осуществление телефонных переговоров, организация круглых столов с обозначением основных проблем и методов их решения и др.);

• привлечение к решению проблем выпускников-сирот представителей заинтересованных работодателей, некоммерческих общественных организаций, бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• защита социальных прав и льгот;

• трудовая адаптация, решение проблем трудоустройства, сотрудничество с центром занятости населения;

• индивидуальные консультации и беседы по формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда;

• комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот;

• создание среды позитивного общения и вовлечение выпускников-сирот в позитивную среду общения (индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях и др.);

• работа с сетью социальных контактов выпускников-сирот, привлечение внешних сил (окружение выпускника

по месту жительства, учебы, работы, социальные партнеры и др.) в реабилитационный процесс и гармонизация их взаимодействия;

• социально-психолого-мониторинговое сопровождение, ведение карт сопровождения;

• создание банка данных о выпускниках-сиротах, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;

• анализ профессионально-личностного становления выпускника ИСЛ;

• обследование жилищно-бытовых условий выпускников-сирот, проживающих самостоятельно;

• организация работы по повышению психологической и др. видов устойчивости выпускников-сирот;

• оказание помощи выпускникам-сиротам в решении социально-бытовых вопросов;

• организация реабилитационных мероприятий для выпускников-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• оказание социальной, психологической, педагогической, правовой, консультативной и иной помощи в преодолении трудной жизненной ситуации;

• предоставление временного проживания нуждающимся в помощи выпускникам-сиротам в детском доме;

• разработка и реализация индивидуальных программ социальной (постинтернатной) адаптации, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;

• оказание содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов выпускников-сирот;

• оказание консультативной помощи по вопросам жизнеустройства, включая содействие в реализации права на полу-

чение жилья, в оформлении пенсий и пособий, получении медицинских услуг;

• повышение правовой грамотности с целью социальной адаптации и успешной интеграции выпускников-сирот в современное общество;

• анализ и прогнозирование нуждаемости в различных видах помощи, определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического и социально-правового сопровождения и развития;

• выработка навыков здорового образа жизни;

• создание реабилитационной среды для эффективной социальной адаптации;

• организация теоретических семинаров по обучению воспитателей, психологов, социальных педагогов, мастеров п/о и т.д.: раскрытие проблем выпускников-сирот, оказание социально-правовой и психолого-педагогической помощи;

• выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации.

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот реализуется в три этапа.

Первый этап — подготовительный (по факту обращения выпускника), когда собирается вся информация о выпускнике и разрабатывается предварительная индивидуальная программа сопровождения выпускника-сироты.

Второй этап — адаптационный (первый год после выпуска из образовательной организации, на основе договора о постинтернатном сопровождении) предусматривает оказание помощи выпускникам-сиротам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием консультативной медицинской

и юридической помощи, коррекцией психоэмоционального состояния.

Третий этап — непосредственно постинтернатное сопровождение (до 23 лет, на основе договора о постинтернатном сопровождении):

• использование дифференцированного подхода с определением проблем выпускника-сироты;

• мониторинг индивидуального плана сопровождения как отражение динамики процесса;

• оценки его эффективности и коррекция программы.

Создание среды позитивного общения предусматривает вовлечение выпускников-сирот в социально-позитивную среду жизнедеятельности, расширение социальной сети значимых для выпускника людей. Комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей выпускника, уровня социальной адаптации (сбор и анализ информации) позволяет специалистам службы предлагать выпускникам различные формы взаимодействия: групповые занятия и коллективное общение, включающее встречи, дискуссии, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях и др. Одной из важных практик данного направления является привлечение представителей государственной, муниципальной власти, органов местного самоуправления, государственных организаций и служб (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), общественных организаций и объединений, а также сетевых партнеров ИСЛ к решению вопросов социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот.

Мониторинговое сопровождение, анализ и прогнозирование различных видов

помощи специалистов в постинтернатном сопровождении выпускников-сирот включает в себя следующее:

• создание банка данных о выпускниках-сиротах, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями, сотрудничающими с ИСЛ по вопросам трудоустройства выпускников профлицея;

• мониторинг результатов сопровождения, определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе всех видов сопровождения выпускника-сироты и его дальнейшего развития;

• подготовка специалистов ИСЛ по диагностированию различных сфер личности выпускника-сироты;

• совершенствование планов сопровождения выпускника-сироты.

Все реализуемые направления работы по подготовке сирот к самостоятельной жизни обеспечены разработанными программными документами (концептуальными обоснованиями, программами, планами, методическими рекомендациями, диагностическим инструментарием и т.д.).

Таким образом, в Индустриально-судостроительном лицее ведется непрерывная комплексная работа по подготовке учащихся-сирот и выпускников-сирот по подготовке к самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество, социально-профессиональной адаптации. Все структурные подразделения и службы ИСЛ включены в данную работу, привлечены узкие специалисты (врачи, юристы, работники полиции и т.д.), а также к работе привлечены научные кадры, занимающиеся проблемами сопровождения, адаптации и социализации детей-сирот, из числа сетевых партнеров из научно-образовательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.