Научная статья на тему 'Постиндустриальное общество и социальный капитал в современной России'

Постиндустриальное общество и социальный капитал в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОРРУПЦИЯ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / SOCIAL CAPITAL / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Римский В. Л.

В российском социуме, как и в социумах всех развитых стран мира, повышается значение социального капитала (совокупность социальных связей и отношений), который не всегда является позитивным ресурсом развития общества: массовым стало положение, когда российские граждане и предприниматели только с помощью коррупционных действий могут обеспечивать свои права и свободы, решать различные социальные проблемы. Поэтому ни скопированные из законодательства других стран, ни разработанные в России оригинальные нормы законов, регулирующих экономическую и социальную деятельность, не способны обеспечить постиндустриальное развитие страны без существенного изменения неформальных социальных институтов, таких как нормы морали и нравственности, нормы культуры и стереотипы социального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postindustrial society and social capital in modern Russia

The significance of social capital (understood as a complex of social bonds and relations) has been increased in Russia and other developed countries of the world in the period of postindustrial development. However, social capital is not always a positive resource for development of the society. It became a common point that Russian citizens and entrepreneurs can guarantee their rights and freedoms and solve various social problems by the only use of cor-ruptive actions.

Текст научной работы на тему «Постиндустриальное общество и социальный капитал в современной России»

Постиндустриальное общество и социальный капитал в современной России

В.Л. Римский

Постиндустриальное общество и постиндустриальная экономика

В современной социальной науке не существует общепринятого определения постиндустриального общества. В более или менее общепринятом понимании постиндустриальным называется общество, находящееся на следующем по сравнению с индустриальным этапе развития по критериям, во многом определяемым уровнем развития тех или иных видов деятельности в экономике1.

Постиндустриальная теория условно делит всю историю человечества на три большие эпохи, соответствующие обществам доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному. В логике этой теории доиндустриальное общество базируется на взаимодействиях индивидов с природой, индустриальное — на взаимодействиях индивидов с преобразованной ими природой, в частности с техникой, с искусственно созданными ландшафтами, зданиями и сооружениями, а постиндустриальное общество — на взаимодействиях между индивидами.

Переход от доиндустриального общества к индустриальному означает смену ограничителей прогресса цивилизации: природный фактор, определявший на ранних этапах истории степень свободы индивидов, в индустриальном обществе заменяется социальным фактором; при этом оба эти фактора действуют во многом независимо от индивидов, их потребностей и мотивов их действий. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному снижается воздействие на индивидов обстоятельств, обусловливаемых социальной средой, и повышается значимость потребностей, мотивов и квалификации индивидов в осуществлении ими тех или иных видов деятельности.

Последователи постиндустриальной теории разделяют экономики доиндустриального, индустриального и постиндустриального этапов ее развития по уровням качественных изменений следующих четырех основных критериев2:

1. По основному производственному ресурсу. В доиндустриальном обществе им являются сырье и первичные условия производства, в индустриальном — энергия, а в постиндустриальном — информация и знания.

1 Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973; в русском переводе книга опубликована в 1999 году.

2 Описания этих критериев являются переработанными автором формулировками из книги: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

2. По основному типу производственной деятельности. В доиндустриаль-ном обществе это добыча и изготовление продуктов, в индустриальном — последовательная обработка сырья и продуктов для получения окончательного продукта, в постиндустриальном — к последовательной обработке добавляется высокий уровень автоматизации производства.

3. По характеру основных используемых технологий. В доиндустриальном обществе ими являются трудоемкие технологии, в индустриальном — капиталоемкие, а в постиндустриальном — наукоемкие технологии.

4. По наиболее распространенным типам экономической деятельности. В доиндустриальном обществе это натуральное хозяйство или ручное производство продуктов, в индустриальном обществе — крупное машинное производство, а в постиндустриальном обществе — предоставление разнообразных услуг.

Каждый последующий этап развития экономики в соответствии с постиндустриальной теорией не отменял, а включал предыдущие. Новые экономические уклады всегда формировались внутри предшествующих, т.е. производство благ менее зависимых от природной среды постепенно обретало товарные формы и становилось все более значимым в общем объёме валового внутреннего продукта. Переход к следующему этапу экономического развития происходил, когда доля этого нового экономического уклада начинала доминировать а, следовательно, он становился доминирующим в экономике. Но предшествующие экономические уклады не исчезали полностью из структуры экономики. Поэтому постиндустриальная экономика включает индустриальные отрасли и сельское хозяйство, обеспечивающие материальную основу развития общества и государства. Но в постиндустриальной экономике решающими условиями достижения успеха становятся информация и знания, высокий уровень автоматизации производства, наукоемкие технологии, предоставление услуг, среди которых постоянно появляются и развиваются новые, отсутствовавшие на раних этапах развития общества. Эти сферы экономики являются поэтому более приоритетными для развития постиндустриального общества, чем сферы материального производства. Поскольку сферы доиндустриального и индустриального производства являются необходимыми для обеспечения жизнедеятельности индивидов, но не являются самыми прибыльными, в постиндустриальной экономике их нередко приходится дотировать за счет прибылей постиндустриальных отраслей.

В настоящий период не существует обществ, которые в полной мере могут быть признаны постиндустриальными, т.к. не все признаки в них присутствуют. С большей или меньшей уверенностью можно исследовать и описывать только то, насколько то или иное общество приблизилось по каким-то отдельным признакам или по их совокупности к постиндустриальному.

Разрыв между элитными и неэлитными социальными группами

Развитие постиндустриальной экономики приводит к существенным отличиям доиндустриального и индустриального обществ от постиндустриального. Постиндустриальное общество характеризуется существенно большей, чем для предшествующих обществ, поддержкой и стимулированием индивидуализма. Для обеспечения массовых продаж товаров и услуг принцип индивидуализма

потребностей покупателей был соединен с массовостью, что привело к формированию понятий массовой индивидуальности и массового индивида. В постиндустриальной экономике наибольших успехов достигают те субъекты экономической деятельности, которым удается соединить в своей деятельности такие противоположные характеристики современных индивидов, как массовость их потребностей внутри отдельных категорий товаров и услуг и стремление к индивидуальности выбора этих категорий.

Для такого соединения противоположных характеристик потребителей в частном бизнесе используется маркетинг, включающий исследования рынка, сегментирование его по целевым группам потребителей, позиционирование на нем товаров и услуг, мониторинг эффективности работы на каждом выбранном сегменте рынка и новые исследования с целью повышения уровня адаптации товаров и услуг к потребностям рынка. Нередко выявление потребностей в тех или иных товарах или услугах заменяется формированием таких потребностей, мотивации на их потребление, различной для разных социальных групп. Формирование таких потребностей также входит обычно в цели маркетинговой деятельности. У потребителей формируются своеобразные комплексы мотивов приобретения товаров или получения услуг не по их потребительским свойствам, а по их внешним, очень условным характеристикам, таким как новизна, модность, престижность, особенности дизайна и т.п. Такие характеристики товаров и услуг можно назвать манипулятивными, поскольку они формируются скорее в сознании потребителей, чем в реальности определяют потребительские свойства товаров и услуг. Реальные потребительские качества товаров и услуг нередко становятся менее значимыми, чем такие манипулятивные.

Постиндустриальное общество, в том числе и через экономическую деятельность, стимулирует и развивает стремление индивидов к саморазвитию, к реализации своих способностей и качеств. Поэтому в постиндустриальном обществе существенную значимость приобретает стремление индивидов увеличить долю своего свободного времени, а не только повысить свои доходы3. В этом обществе остается значимым труд как осознанная деятельность, направленная на преобразование внешней природы ради достижения материального результата, но такая деятельность характерна для доиндустриальных и индустриальных сфер деятельности. В силу высокого уровня автоматизации этих видов деятельности занятость в них является невысокой. А в постиндустриальных сферах деятельности наибольшую значимость имеет творчество, не мотивированное утилитарным образом, а направленное прежде всего на максимальное развитие личности самого творческого субъекта. И такая творческая деятельность находит применение в экономике и приносит прибыль частному бизнесу за счет новых идей по реализации принципа массовой индивидуальности товаров и услуг.

При высокой востребованности творчества в постиндустриальном обществе очень высок уровень конкуренции между индивидами за возможности занятий творческими видами деятельности, потому что высокий уровень автоматизации производства снижает требования к квалификации исполнителей, но повышает требования к ним строгого соблюдения инструкций и правил ведения деятель-

3 Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество (К проблеме социальных тенденций XXI века) // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 145.

ности. Снижается и занятость работников в производственной деятельности, а повышается их занятость в сфере услуг, государственном и муниципальном управлении. Рост числа государственных и муниципальных служащих в развитых и развивающихся странах мира — это способ дать им социальное обеспечение, видимость общественной полезности и социального статуса в постиндустриальном обществе. Но это приводит к низкой эффективности государственного и муниципального управления, к углублению несоответствия организации социума технологической реальности производительным силам общества.

Важнейшей причиной такого несоответствия является изменение характера имущественных отношений. В постиндустриальных отраслях экономики, в отличие от других, производство строится на основе крайне дешевого массового копирования, тиражирования образцов. Именно создание этих образцов требует наиболее существенных творческих усилий и инвестиций. Поэтому образцы товаров и возможных услуг стоят в постиндустриальных отраслях очень дорого, а их производство — дешево, и стоимость производства не сильно возрастает в связи с увеличением объемов тиражирования образцов. Например, в производстве информационных продуктов очень велики затраты на их разработку, но их копирование, особенно через выкладывание образцов в сеть Интернет, стоит очень мало. В результате обладание авторскими правами на образец стало главным капиталом в постиндустриальной экономике, основным властным ресурсом в постиндустриальном обществе, а сам образец — ведущим средством производства.

Развитие постиндустриального общества поэтому во многом определяют не владельцы тех или иных материальных объектов, а сравнительно немногочисленные владельцы информации, знаний и технологий, которые являются одновременно производителями продукции, ее собственниками и собственниками средств ее производства. Эти элитные социальные группы в постиндустриальном обществе очень мало зависят от других, неэлитных социальных групп, как, например, ранее в индустриальном обществе зависели друг от друга рабочие и капиталисты, а в доиндустриальном — крестьяне и феодалы. В силу низкой зависимости элитных социальных групп от неэлитных, а также в силу расширившихся возможностей самореализации индивидов социальные группы постиндустриального социума не имеют развитых межгрупповых коммуникаций, заняты решением разных социальных проблем. Поэтому в постиндустриальном социуме, который в силу высокого уровня социальной фрагментации не всегда даже можно считать единым обществом, низок уровень социальной солидарности и коллективных действий по решению общих проблем.

Современная российская экономика

Современная российская экономика остается во многом сырьевой, наибольшие объемы экспорта в количественном и финансовом выражении составляют нефть, газ, металлы, лес и другие сырьевые товары. И тем не менее в мегаполисах и крупных городах России, а иногда в небольших поселениях развиваются постиндустриальные отрасли экономики, в частности туризм, рекреационный и ресторанный бизнес, бизнес в сфере дизайна и моды, аудит и консалтинг, информационные технологии и связь. Эти отрасли экономики меняют российский социум, создавая в нем постиндустриальные компоненты.

Постиндустриальные компоненты в российском социуме не противостоят, а сосуществуют с другими, усложняя структуру социума, включая в нее новые элементы и связи. Так, например, повышается значимость нематериальных мотивов и потребностей деятельности индивидов, стимулируется индивидуализм и творчество в профессиональной деятельности и в частной жизни, постепенно, но активно разрушаются традиционные и формируются весьма разнообразные новые типы социальных институтов — в сферах морали, нравственности, семейно-брачных отношений и других. Исследователи отмечают, что семейные связи нередко мешают самореализации индивидов, а это способствует разрушению традиционных семейных отношений4.

Проблемой для российской экономики и общества является то, что переход к постиндустриализму происходит при незавершенности индустриального развития. Уровень автоматизации важнейших производств промышленности России существенно ниже тех, которые характерны для развитых стран мира. В частности, уровень автоматизации производства легковых автомобилей на российских заводах «ГАЗ» и «АвтоВАЗ» существенно ниже, чем на заводах, производящих аналогичные по классам автомобили в США, Германии, Франции, Японии и Южной Корее, которые стали лидерами этой отрасли экономики в современном мире. В результате зарубежные производители поставляют автомобили существенно более высокого качества, чем российские, и одновременно имеют возможности существенно чаще разрабатывать новые их модели, используя постиндустриальные способы адаптации продукции к потребностям покупателей. Поэтому российские производители автомобилей постоянно теряют позиции в конкуренции с западными производителями на российском рынке.

В современных условиях существенно снижаются требования к квалификации и дисциплине для рабочих высокоавтоматизированных производств, поскольку высокий уровень производимого продукта обеспечивается автоматами. Высокая квалификация требуется только для разработки новых технологий и внедрения инноваций, но не для обслуживания копирования образцов автоматами. Поэтому в постиндустриальной экономике существенно снижается необходимость в воспроизводстве в больших масштабах ответственной и квалифицированной рабочей силы, а возрастает потребность в воспроизводстве в относительно небольших масштабах элитных социальных групп, обладающих высокими знаниями и владеющих современными технологиями.

Ни частный бизнес, ни органы государственной власти развитых стран мира по этим причинам не стремятся больше к высокому уровню массового образования и профессионального обучения, потому что для постиндустриальных отраслей экономики такие работники нужны в сравнительно небольшом числе. Квалификация работников стран третьего мира, расположенных южнее России, вполне устраивает производителей товаров из развитых стран мира, вкладывать инвестиции в развитие аналогичных производств на территории России им невыгодно вследствие сравнительно высокого уровня экономических издержек.

Развитые страны мира уже довели уровень автоматизации своих ведущих производств до такого, что могут осуществлять производственную деятельность

4 Красильщиков В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 171.

в развивающихся странах третьего мира — в Юго-Восточной Азии, Мексике, Турции и других, в которых рабочая сила стоит существенно дешевле, чем в России. Ведь в сравнении с этими странами третьего мира Россия расположена в зоне неблагоприятных природных условий, со сравнительно низкими зимними температурами и необходимостью тратить дополнительную энергию на обеспечение жизнедеятельности работников. Кроме того, в России практически отсутствуют хорошие автомобильные дороги и незамерзающие водные транспортные маршруты, а потому по территории России существенно сложнее, чем по территориям более южных стран, перевозить комплектующие и готовую продукцию. Это еще больше снижает конкурентоспособность российских производств в сравнении с производствами, расположенными в более южных странах третьего мира.

В современной России очень высок уровень региональной дифференциации по развитию экономики и социальной сферы, а также по особенностям государственного и муниципального управления. Логика развития постиндустриальной экономики приводит к тому, что только несколько субъектов Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также отдельные мегаполисы: Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар способны становиться производителями конкурентоспособной продукции и услуг, а остальные регионы должны содержаться на дотациях этих передовых. Естественно, такое развитие экономики формирует и постоянно углубляет противоречие между передовыми регионами России и отстающими, снижает конкурентоспособность передовых регионов в силу необходимости направления немалых долей их доходов на поддержание экономики и социальной сферы отстающих регионов. Поэтому постиндустриальное развитие России объективно будет способствовать усилению дифференциации ее регионов, даже если эта дифференциация будет оцениваться как несправедливая в общественном мнении. Эта несправедливость может быть сглажена при условии, что передовые регионы за счет высокого уровня рентабельности своих постиндустриальных производств и услуг смогут получать столь высокие доходы, что их доли, передаваемые в пользу развития отстающих регионов, будут относительно небольшими, но их абсолютные значения будут достаточными для обеспечения весьма высоких стандартов жизнедеятельности граждан.

Значимость социального капитала в постиндустриальном

развитии

В российском социуме, как и в социумах всех развитых стран мира, в период постиндустриального развития повышается значение социального капитала, понимаемого как совокупность социальных связей и отношений. В частности, социальный капитал включает накопленные взаимные обязательства и ожидания, которые наряду с экономическим и финансовым капиталом могут накапливаться и расходоваться, могут инвестироваться в те или иные виды экономической деятельности, принося финансовые прибыли5. Социальный капитал является нематериальным продуктом деятельности индивидов в качестве чле-

5 Впервые термин «социальный капитал» как потенциал взаимного доверия и взаимопомощи ввел Дж. Коулмен в конце 80-х годов XX века. (Coleman, J.S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology, 1988, vol. 94, pp. 95-120.)

нов сетей отношений, в которые они включены. Так понимаемый социальный капитал оказывает определенное влияние на производительность труда, условия экономической деятельности в целом и в итоге на благополучие общества. Например, социальные связи и используемые в деятельности индивидов нормы и правила могут как увеличивать производительность труда, сокращать затраты на ведение бизнеса, облегчать координацию и сотрудничество в экономической деятельности, так и действовать в противоположном направлении.

Для постиндустриального общества характерен высокий уровень развития социального капитала, потому что он определяет важнейшие условия развития экономики: формирование потребностей покупателей и пользователей услуг, обеспечение возможностей самореализации индивидов, поддержание высокого уровня потребления и другие.

Социальный капитал тем не менее не всегда является позитивным ресурсом развития общества, поскольку, используя свои связи и взаимодействия в обществе, некоторые социальные группы и отдельные индивиды могут добиваться реализации не общественно значимых, а корыстных интересов. Если это происходит с использованием такими группами общественных и государственных ресурсов, то их деятельность следует признавать коррупционной, независимо от того, нарушают ли эти группы нормы законодательства или нет.

Рост уровня коррупции в России в последние годы сопровождается ростом объемов накопленного социального капитала, поскольку составляющие его социальные связи и отношения необходимы для осуществления коррупционных действий. Но довольно высокие уровни накопленных в российском обществе социальных капиталов имеют нелегальный или коррупционный характер, а потому качество социального капитала в России можно оценивать как низкое. Оно проявляется в низком уровне взаимного доверия в российском социуме6, понимания и готовности коллективно решать общественные проблемы7, а также в неуважении к праву и закону8. Кроме того, под влиянием коррупции наиболее значимые социальные связи российских граждан, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих становятся все более неформальными, а уровень регулирования социальных взаимодействий нормами права и даже морали и нравственности постоянно снижается.

Российские граждане в этой ситуации не пытаются изменить тенденции развития социального капитала, потому что вынуждены постоянно решать собственные бытовые, финансовые и другие проблемы. Чаще всего собственные проблемы они решают в одиночку, не объединяясь с другими. Поэтому большинство граждан с трудом могут (или вообще не могут) решить свои

6 По данным «Левада-Центра» 2008 года, считают, что «людям можно доверять» 26%, а что «с людьми надо быть осторожным» — 70% российских граждан. (Общественное мнение — 2008. М.: Левада-Центр, 2008. С. 87.)

7 По данным исследования 2006 года Института социологии РАН, «почти 70% респондентов признались, что не готовы жертвовать личным благополучием даже ради спасения страны, а около 57% не верят даже в эффективность каких-либо совместных действий в защиту своих интересов и считают, что добиться чего-либо существенного можно, полагаясь исключительно на собственные силы» (Городской средний класс в современной России. Аналитический доклад. Российская академия наук. Институт социологии. М., 2006. С. 91.

8 Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма, 2004. С. 163.

проблемы в органах власти легальными, полностью законными способами: им сложно в одиночку противостоять действиям представителей органов власти. Нередко получается, что для реализации своих конституционных прав и свобод граждане вынуждены прибегать к коррупционным действиям: для обеспечения равенства с противоположной стороной в судебном разбирательстве, для получения заграничного паспорта с целью временных выездов за пределы Российской Федерации, за право получения должности на государственной службе, за регистрацию квартир и участков земель в собственность, за получение медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, за поступление на бюджетные места в государственных высших учебных заведениях и т.п. Массовым стало положение, когда россияне только с помощью коррупционных действий, чаще всего с помощью взяток, могут обеспечивать свои права и свободы, решать различные социальные проблемы. Поэтому, несмотря на то, что большинство российских граждан негативно оценивают коррупционные действия, они готовы их использовать в своих взаимодействиях с государственными и муниципальными служащими. Коррупция поэтому выгодна большинству российских граждан, они не верят в эффективность антикоррупционных мероприятий органов власти и не поддерживают их своими повседневными социальными действиями.

Экономическими следствиями низкого качества социального капитала являются постоянно ухудшающиеся условия инвестирования в российскую экономику. Институциональные недостатки инвестирования в российскую экономику — тоже скорее следствие низкого качества социального капитала, в частности недоверия инвесторов к представителям частного бизнеса и органов власти, а их и большинства граждан, в свою очередь, к инвесторам. Процесс инвестирования в российскую экономику затрудняется в силу низкого уровня поддержки государством таких социальных институтов, как нормы права и закона, что определяет высокие риски для потенциальных инвесторов. Но когда органы государственной и муниципальной власти включаются в процессы инвестирования, то проводят его в коррупционных целях, в интересах собственных или частных корпораций, а не для решений стратегических проблем страны, развития общества, экономики и государства и т.п.

Органы российской государственной и муниципальной власти являются активными участниками рынка, как внутреннего, так и внешнего, и не только в сфере инвестиций, но и в сфере определения уровня налогообложения, цен на товары и услуги, содействия или противодействия деятельности тех или иных предприятий и организаций частного бизнеса. При этом интересы различных органов российской власти нередко противоречат друг другу и не совпадают с интересами крупных социальных групп нашего общества. Поэтому в российской экономике не формируются общегосударственные интересы, субъекты экономической деятельности не пытаются их вырабатывать и реализовывать, а действуют почти исключительно в своих собственных интересах. Такое положение существенно усиливает коррупцию в России, что, как следствие, снижает конкурентоспособность страны в мировой экономике, приводит к усилению сырьевой направленности российской экономики и не приводит к ее развитию в направлении постиндустриальной экономики и постиндустриального общества.

Социальный капитал для постиндустриального развития России

Для формирования постиндустриального общества необходим высокий уровень развития социального капитала позитивной направленности. Поэтому важнейшим условием постиндустриального развития России является существенное снижение доли коррупционной составляющей в социальном капитале, а для этого необходимо обеспечить повышение качества и количества социальных взаимодействий в обществе. Решение этих проблем может продвигаться по следующим стратегическим направлениям:

- расширение возможностей постоянной коммуникации между гражданами, предпринимателями, государственными и муниципальными служащими с целью публичных обсуждений общественных проблем и их коллективных решений;

- повышение этим и другими способами значимости общественных проблем и их коллективных решений в сознании граждан, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих;

- введение и развитие общественного контроля деятельности органов власти, государственного и муниципального управления;

- повышение качества образования, в частности с помощью развития дистанционного образования, постоянного отбора и содействия талантливой молодежи в получении высококачественного среднего и высшего образования, содействия специалистам в постоянном повышении профессиональной квалификации;

Расширение коммуникации в российском обществе должно повышать в нем значимость формулирования и решения общественных, а не индивидуальных или корпоративных проблем. Общественный контроль деятельности органов власти, государственного и муниципального управления постепенно позволит снизить в них уровень коррупции.

Существенно содействовало бы снижению коррупции и продвижению России к постиндустриальному обществу изменение позиции частного бизнеса в отношении органов государственной власти. В настоящий период российский частный бизнес почти всегда стремится к разнообразным компромиссам с органами власти, что в реальности означает подчинение государственным стратегиям индустриального, а не постиндустриального развития. Близкие отношения частного бизнеса с органами власти ведут к расширению практики коррупции и расширяют коррупционные составляющие социального капитала. При этом рано или поздно все компромиссы частного бизнеса превращаются в доминирование над ним органов власти, что позволяет их руководителям получать незаконную ренту от взаимоотношений с частным бизнесом. В результате сам частный бизнес становится все менее конкурентоспособным, потому что высокие доли его прибылей тратятся на выплату теми или иными способами такой ренты органам власти.

В постиндустриальных областях российской экономики в силу развитости коррупционных отношений настолько высоки выплаты незаконных рент и риски ведения частного бизнеса, что он становится нерациональным и неприбыльным. Недостаточное осознание такого положения российскими бизнесменами является значимой причиной низкой конкурентоспособности их бизнесов в

России. Долговременного успеха российский бизнес может добиться, только если его позиция изменится от поддержки любой стратегии развития страны, которую предлагают органы государственной власти, на поддержку постиндустриального развития экономики, обеспечивающего им намного более высокие прибыли, чем в индустриальном развитии. Такая позиция частного бизнеса должна поддерживать отказ от коррупционных взаимодействий с органами власти и замену таких взаимодействий деятельностью ассоциаций частного бизнеса, которая должна способствовать выработке и реализации коллективных решений общих проблем частного бизнеса в России.

Только в таких условиях можно надеяться на снижение коррупционной составляющей социального капитала. Выработка решений общественных проблем исключительно органами власти и существенные ограничения общественного контроля их деятельности в современных российских условиях приведут к обратному результату — усилению коррупции в органах власти и увеличению коррупционной составляющей социального капитала.

Повышение качества образования постепенно повысит конкурентоспособность российских специалистов в генерировании и реализации идей по обеспечению принципа массовой индивидуальности товаров и услуг в экономической деятельности. Образование и просвещение должны быть направлены и на представителей частного бизнеса — в их сознании должно постепенно сформироваться более глубокое понимание сущности взаимоотношений частного бизнеса и государства. Бизнесмены должны убеждаться и на примере собственной деятельности в том, что независимая и некоррумпированная позиция в отношении органов власти является более эффективной для ведения бизнеса, чем противоположная.

Российскую экономику вряд ли следует направлять на конкуренцию с более южными странами третьего мира за привлечение инвестиций, как это происходит в настоящий период в соответствии с реализуемой на практике стратегией развития России, хотя и не продекларированной в официальных документах и заявлениях должностных лиц органов государственной власти. Причина в том, что в силу низкой стоимости рабочей силы в этих странах такая стратегия развития неизбежно приведет к снижению уровня доходов и благосостояния российских граждан.

Стратегия развития России вряд ли должна быть направлена и на конкуренцию с экономиками других стран в тех отраслях, где они уже заняли лидирующие позиции. Более эффективно за счет стимулирования творчества найти или даже создать новые отрасли, новые товары и услуги и сформировать их значимость для целевых групп потребителей. В такой стратегии производство некоторых товаров или комплектующих для их производства можно будет с целью удешевления себестоимости передавать в другие страны, например в страны Юго-Восточной Азии. Но такие производственные стратегии должны использоваться преимущественно для поддержки сферы квалифицированных услуг, производства программного обеспечения, производства высокоавтоматизированных технологий, продукции массовой культуры, а также финансовой деятельности с применением вторичных и других современных финансовых инструментов. Именно эти сферы деятельности приносят наибольшую сово-

купную долю прибыли в экономике, приближенной к постиндустриальной. Более того, такие постиндустриальные сектора экономики могут постепенно становиться дотирующими для сельского хозяйства, производства продуктов питания, одежды, обуви, многих других товаров массового спроса, добывающих отраслей, производства в других малоприбыльных отраслях экономики.

Реализация такого рода стратегий развития России может стать возможной, когда в сознании элиты бизнеса будет сформировано понимание того, что постиндустриальные отрасли экономики могут создавать более высокие прибыли, чем добывающие, включая добычу и поставки нефти и газа, леса и цветных металлов. В постиндустриальных отраслях экономики доля материальных основных фондов в стоимости бизнеса невелика, как и величина материальных издержек относительно создаваемой стоимости. На конкурентоспособность таких отраслей экономики не будут существенно влиять особенности российского климата, ведущие к удорожанию любого индустриального проекта вследствие повышенных затрат на капитальное строительство, последующее отопление и повышенную оплату рабочей силу в сравнении с развивающимися странами.

Постиндустриальная экономика более существенно определяется уровнем развития социального капитала, неформальных социальных институтов и культуры в широком смысле, чем формальными социальными институтами, определяющими правовые, законодательные и организационные условия и ограничения ведения экономической деятельности. Граждане и предприниматели интерпретируют смыслы, сигналы и нормы, доводимые до них формальными социальными институтами в соответствии со сложившимися у них стереотипами социальных действий, адаптируют их, а не принимают их непосредственно в предлагаемом им виде.

Наиболее значимыми для формирования и обеспечения выполнения норм права и законов формальными социальными институтами являются органы власти, в частности, органы государственной и муниципальной исполнительной власти, правоохранительные органы, суды и органы законодательной власти. Представители органов власти в России, разрабатывая, внедряя и обеспечивая соблюдение норм законов, в большинстве своем уверены в своих возможностях именно с помощью такого рода формальных социальных институтов обеспечить регулирование экономической и социальной деятельности. Но вследствие высокого уровня коррупции в органах власти нормы законов не позволяют гражданам и предпринимателям эффективно решать их реальные проблемы, возникающие в экономической и социальной деятельности. Так происходит потому, что нормы российских законов почти никогда не определяют точные процедуры выполнения тех или иных действий, нередко нормы различных законов не согласованы между собой, не всегда соответствуют нормам морали и нравственности, принятым большинством граждан. В результате при решении экономических и социальных проблем граждане и предприниматели, используя неформальные социальные институты, в частности коррупционные связи и отношения, приводят нормы законов, их смыслы и сигналы, передаваемые им органам власти, в соответствие со сложившимися в российском обществе социальными, культурными и хозяйственными практиками. Поэтому ни скопированные из законодательства других стран, ни разработанные в России оригинальные нормы законов, регулирующих

экономическую и социальную деятельность, не способны обеспечить постиндустриальное развитие страны без существенного изменения неформальных социальных институтов, таких как нормы морали и нравственности, нормы культуры и стереотипы социального поведения.

Опыт постиндустриального развития современных стран показывает, что при близких или даже одних и тех же законодательных нормах уровень развития постиндустриальных секторов экономики может очень существенно различаться. Так, развитие постиндустриальных отраслей экономики должно сопровождаться расширением взаимодействия частного бизнеса с различными социальными группами российского общества, направленного на поддержку их самодеятельности, самореализации их членов, перераспределения в их пользу определенной части прибылей. Представители этих социальных групп постепенно смогут осуществлять контроль деятельности органов власти, противодействовать коррупции в них, обеспечивать защиту прав граждан, включая и самих бизнесменов, выполнять другие социальные функции, несвойственные частному бизнесу, но обеспечивающие его нормальную деятельность. В процессе такого развития в российском обществе постепенно будет формироваться социальный капитал, с высокой долей некоррупционных составляющих, которые, в свою очередь, будут способствовать постиндустриальному развитию страны. Сможет ли элита российского бизнеса сделать такой выбор, покажет ближайшее будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.