Научная статья на тему 'О некоторых вопросах применения современного российского антикоррупционного законодательства в сфере экономической деятельности'

О некоторых вопросах применения современного российского антикоррупционного законодательства в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / экономическая деятельность / потребительский рынок / преступность / антикоррупционное законодательство. / corruption / economic activity / consumer market / crime / anti-corruption legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вадим Юрьевич Пантелеев, Андрей Владимирович Кананин

В статье рассмотрена одна из самых актуальных проблем современной России – коррупция. Изменение геополитической обстановки в течение последнего года, а также постоянные политические и экономические реформы в стране оказывают существенное влияние на уровень коррупции в Российской Федерации. Главные причины этого негативного факта – плохо организованная работа государственных институтов, сложившаяся правовая система, а также кадровый состав органов государственной власти и управления. По мнению авторов, ряд норм современного антикоррупционного законодательства нуждаются в совершенствовании и доработке. Особенно это касается сферы экономической деятельности, поскольку именно здесь коррупционные злоупотребления причиняют наибольший ущерб потребителям, то есть всем гражданам страны. Такой взгляд на проблему будет интересен специалистам как в области юриспруденции, так и в области социально-политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF APPLICATION OF MODERN RUSSIAN ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

The article discusses one of the most urgent problems of modern Russia – corruption. Change in the geopolitical situation in the past year, as well as permanent political and economic reforms in the country, have a significant impact on the level of corruption in the Russian Federation. The main reasons for this negative fact are the following: poorly organized work of public institutions, the current legal system, as well as the staff of the departments of state power and administration. According to the authors, a number of norms of the modern anti-corruption legislation are in need of improvement and refinement. This is especially true in the spheres of economic activity, because this is where the corruption of abuse causes the most damage to consumers, that is, all citizens of the country. Such an approach towards the problem would be of interest to specialists in the field of law, as well as in the field of social and political sciences.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах применения современного российского антикоррупционного законодательства в сфере экономической деятельности»

УДК 351:343.2/.7

Вадим Юрьевич Пантелеев

кандидат юридических наук, доцент, председатель Уставного Суда Свердловской области, заведующий кафедрой конституционного и административного права Уральского гуманитарного института, г. Екатеринбург. E-mail: ustav-court@mail.ru

Андрей Владимирович Кананин

советник председателя АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции», г. Москва. E-mail: cosmologymail@gmail.com

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрена одна из самых актуальных проблем современной России - коррупция. Изменение геополитической обстановки в течение последнего года, а также постоянные политические и экономические реформы в стране оказывают существенное влияние на уровень коррупции в Российской Федерации. Главные причины этого негативного факта - плохо организованная работа государственных институтов, сложившаяся правовая система, а также кадровый состав органов государственной власти и управления. По мнению авторов, ряд норм современного антикоррупционного законодательства нуждаются в совершенствовании и доработке. Особенно это касается сферы экономической деятельности, поскольку именно здесь коррупционные злоупотребления причиняют наибольший ущерб потребителям, то есть всем гражданам страны. Такой взгляд на проблему будет интересен специалистам как в области юриспруденции, так и в области социально-политических наук.

Ключевые слова: коррупция, экономическая деятельность, потребительский рынок, преступность, антикоррупционное законодательство.

Существенное изменение геополитической обстановки в течение последнего года стало испытанием для отечественной экономики, находящейся под значительным давлением ряда внешнеэкономических факторов и собственных структурных ограничений. Одновременно это и новый вызов для государственного управления, институты которого должны быть достаточно гибкими и способными оперативно реагировать на возникающие политические, экономические, социальные и другие угрозы в разных сферах жизнедеятельности российского общества. В связи с этим назрела необходимость модернизации ряда составных частей системы административного права как «опорной» конструкции публичного права и «обеспечивающей» конструкции отраслей частного права; достижения дополнительной устойчивости и подвижности границ административно-правового регулирования; противодействия коррупционным проявлениям; совершенствования государственного управления и повышения его качества; обновления подходов к пониманию сущности административного права и его роли в регулировании различных общественных отношений. Все это требует качественно новых подходов в развитии законодательства.

Существенным фактором, значительно влияющим на состояние коррупционности общества и государства, является то обстоятельство, что в последние годы Россия постоянно находится в режиме политических и экономических реформ, развития рыночных отношений, связанных с возникновением разнообразных форм собственности. Это происходит в трудных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования правовой системы в России, где, согласно теории частного права и новым экономическим концепциям, развивается мысль о свободной активности частного предпринимательства и саморегулирования рынка, сокращении государственного сектора в экономике. Данные проблемы приводят к необходимости изменения политики государственного управления предпринимательской деятельностью, одной из основных задач которой является снижение ее коррупционной составляющей.

Главной причиной высокого уровня коррупции следует признать плохо организованную работу государственных

институтов. Сложившаяся правовая система не дает предпринимателям возможностей и стимулов для активного участия в общественно-политической и экономической деятельности. Поэтому многие из них вынуждены работать в теневом секторе экономики. Такое положение дел будет иметь тяжелые последствия для прогрессивных политических и экономических реформ в нашей стране, так как сформирована благоприятная почва для совершения самых разнообразных коррупционных правонарушений. Это негативное явление сегодня можно наблюдать в России практически на любом уровне власти. Фактически оно искажает всю экономическую среду и препятствует конкурентоспособному ведению предпринимательской деятельности. При этом основные тенденции коррупции, ее специфику и масштабы необходимо рассматривать как следствия развития системных проблем в стране.

Мировая практика свидетельствует о том, что процесс трансформации социальных, экономических и политических основ общества, как правило, сопровождается ростом коррупции, что мы и наблюдаем в настоящее время. Коррупция в Российской Федерации стала повсеместно развитым явлением. На особую «статью расходов» - подкуп чиновников, по оценке специалистов, организованная преступность расходует от 30% до 50% преступно нажитых капиталов, так называемых «грязных денег». Системная проблема заключается в том, что значительная часть денежных ресурсов теневого коммерческого оборота направляется в сегменты особо опасного криминального бизнеса, приносящего сверхприбыли (торговля людьми, наркотиками, оружием). Поэтому проблема противодействия коррупции в настоящее время должна стать основополагающей частью общегосударственной политики. Не будет преувеличением сказать, что коррупция является одной из основных угроз национальной безопасности страны, поскольку оказывает разрушительное воздействие на позитивные социально-экономические связи и общественные взаимодействия. Фактически коррупция в сфере экономической деятельности на сегодняшний день стала самостоятельным сектором всей экономики государства.

Кроме того, росту злоупотреблений в экономической сфере способствует общее снижение морально-нравственных норм. Особо подчеркнем, что реальное проведение прогрес-

сивных реформ в общественной жизни невозможно без кадрового обеспечения государственными служащими с новой ценностной, мировоззренческой ориентацией и профессиональной подготовкой.

В настоящее время борьба с коррупцией объявлена руководством нашей страны одной из приоритетных задач деятельности всех ветвей государственной власти. В то же время следует констатировать тот факт, что в Российской Федерации до сих пор нет корректного законодательного определения самого понятия коррупции. Изначально этот термин произошел от латинского «соггир^о» - подкуп. В разных странах употребляются различные по объему и содержанию понятия этого явления. Имеются существенные расхождения в терминологии, используемой сегодня международными и российскими организациями. На наш взгляд, надо исходить из термина коррупции, определенного в Резолюции ООН 51/59 от 12 декабря 1996 г. «О борьбе с коррупцией» [Резолюция ООН 51/59: 1996]. Согласно данному документу, коррупцией признается комплексное проявление преступной деятельности в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, состоящее в исполнении должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях личного обогащения. В то же время нормами международного права под коррупцией понимается подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, а также протекционизм, то есть выдвижение работников по признакам родства, землячества, преданности и личных взаимоотношений. Еще одной формой коррупции являются незаконные выплаты коммерческих организаций должностным лицам в своей стране или за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса, в том числе в международных коммерческих операциях.

Как социальное явление коррупция проявляется во множестве различных аморальных проступков, а также правонарушений административного, гражданско-правового и дисциплинарного характера. Наиболее опасная их часть признается законодателем преступлениями и преследуется в уголовном порядке. В этой связи коррупционная преступность является

совокупностью преступлений, непосредственно посягающих на интересы государственной власти и публичной службы, и выражается в незаконном получении ими материальных благ и преимуществ (имущества, прав на него, льгот и услуг).

Коррупция представляет собой различные служебные злоупотребления, совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, в целях получения выгоды для себя, либо для аффилированных с ним лиц. Нам представляется, что к ней также следует отнести не только должностные злоупотребления, совершаемые государственными служащими, но и некоторые злоупотребления, совершаемые частными лицами, в частности мы имеем в виду взяточничество, торговлю влиянием, должностями, кумовство, так называемые «откаты» за получение государственных контрактов и победу в коммерческих тендерах. Коррупция на федеральном и местном уровнях приводит к неравному предоставлению государственных услуг и социальных льгот, а в более широком смысле нивелирует способность власти к административному управлению, основанному на демократических и правовых ценностях. В подобных случаях коррупционеры игнорируют законные процедуры, расхищают материальные ресурсы, а должностных лиц нанимают на работу по протекции, заработную плату получают безотносительно к результатам своей деятельности. То есть фактически коррупция подрывает саму легитимность государственной власти [Резолюция ООН: 1996].

Коррупция часто способствует криминальной деятельности, такой как контрабанда, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, легализация доходов, полученных преступным путем. Однако она не ограничивается только этими составами преступлений. Для выработки эффективных способов по борьбе с коррупцией следует установить аналитические различия понятий преступности и коррупции.

Рассматриваемое нами явление оказывает крайне негативное влияние на все сферы внешней и внутренней экономической деятельности страны. Коррупция приводит к увеличению себестоимости ведения бизнеса за счет вынужденных противозаконных затрат и рисков разрыва коммерческих соглашений из-за бюрократического вмешательства в работу, постоянных проверок и инспекций. Она разрушает базовые принципы рыночной эко-

номики, утверждая возможности развития бизнеса только со связями в бюрократической среде, лишая его здоровой конкуренции и таким образом поддерживая неэффективно действующие экономические, а зачастую и криминальные структуры.

Коррупция является одной из основных причин падения качества услуг и одновременного роста их стоимости при осуществлении государством своих социальных проектов. Из-за повсеместных взяток, подкупов и «откатов» ежедневно незаконно отвлекаются огромные государственные материальные ресурсы, предназначенные на развитие образования, здравоохранения, социальной сферы в пользу прибыльных исключительно для узкой группы лиц финансовых проектов, где гораздо выше суммы незаконных выплат соучастникам. Коррупция прямо влияет на соблюдение строительных, санитарных, экологических норм, стандартов и правил, усиливает бюджетную нагрузку, создает общий негативный инвестиционный климат. Более того, от степени коррупционности страны зависит ее внешняя инвестиционная привлекательность. Так, по международным оценкам, снижение уровня коррупции на 20% приводит к возрастанию ежегодных инвестиций в страну на 4% от ВВП, а это увеличение замедляет экономический рост и препятствует притоку инвесторов.

Стоит отметить, что Федеральный закон № 273-Ф3 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» [Федеральный закон № 273-Ф3: 2008, ст. 6228] значительно расширил понятие должностных преступлений, которое дано в Главе 30 УК РФ. Новое определение коррупции, включает в себя противоправное поведение частных лиц и представителей юридических лиц, направленное на получение льготных или более благоприятных условий, связанных с производством и торговлей товарами, предоставлением услуг и выполнением работ. На наш взгляд, это особенно важно для Российской Федерации, где именно в сфере потребительского рынка коррупционные затраты включаются в стоимость конечного продукта (товаров, работ, услуг), иногда увеличивая эту стоимость в разы и как следствие - разгоняют рост цен и инфляцию. В конечном итоге за это расплачиваются потребители, то есть все граждане страны.

Положения системы противодействия коррупции сформулированы в Указе Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [Указ Президента РФ № 815: 2008,

ст. 2429], в котором в том числе было дано определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Основываясь на положениях Федерального закона № 273-ФЗ, в Российской Федерации был принят Национальный план противодействия коррупции. Он предусматривал целый комплекс мероприятий, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Основой Национального плана противодействия коррупции является законодательная база, состоящая более чем из 20 Федеральных законов и других нормативных актов. Создан единый портал бюджетной системы, что позволяет осуществлять независимый общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и управления.

Исходя из положений Закона «О противодействии коррупции» и данного им определения коррупции группа коррупционных преступлений (или коррупционная преступность как криминологическая категория) была расширена и стала включать преступления, ответственность за которые предусмотрена в Уголовном Кодексе Российской Федерации, в частности ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей», ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», частью 3 ст. 188 УК РФ «Контрабанда» и ряда других составов, где преступлением нарушаются законные права и интересы граждан [Указание Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ № 268(85)-2: 2008].

С 1 января 2013 г. вступили в действие ряд существенных поправок к Федеральному закону № 273-ФЗ. Они связаны с принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» [Федераль-

ный закон № 231-Ф3: 2012, ст. 6954]. В названных поправках закреплены некоторые существенные организационно-правовые основы предупреждения коррупционных злоупотреблений, а именно выработан относительно прозрачный механизм оплаты труда и предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности руководителей (заместителей руководителей) государственных (муниципальных) органов власти и управления. Согласно Национальному плану противодействия коррупции предусматривается распространение антикоррупционных стандартов, установленных для государственных служащих, на лиц, работающих в государственных корпорациях, что, в свою очередь, способно значительно снизить негативное воздействие фактора коррупционной составляющей, например при организации закупок, тендеров и аукционов, проводимых для подрядчиков - сторонних юридических лиц.

Также отметим, что получили законодательное подкрепление отдельные антикоррупционные рекомендации международных организаций, в частности данные Группой государств против коррупции (ГРЕКО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Азиатско-тихоокеанским экономическим сотрудничеством (АТЭС). Ряд из них в определенной степени связаны с вопросом декларирования не только доходов, но и расходов должностных лиц. Однако эффективный механизм кооптации в российское законодательство соответствующих нормативно-правовых международных актов по-прежнему не работает.

Федеральным законом № З-ФЗ от 1 февраля 2012 года [Федеральный закон № З-ФЗ: 2012, ст. 622] Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации ратифицировала Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятую ОЭСР еще в 1997 г. Благодаря этой законодательной новелле наша страна вошла в число государств, имеющих эффективный механизм противодействия транснациональным коррупционным правонарушениям в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, следует констатировать, что за последнее десятилетие в Российской Федерации сформирована достаточно обширная законодательная база по профилактике и

предотвращению преступлений и правонарушений коррупционной направленности, связанных с экономической деятельностью субъектов предпринимательства.

В то же время мы считаем, что следует активизировать работу по некоторым, предусмотренным профильными Законами направлениям, а именно:

- формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- создание работающих механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов;

- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

- обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при проведении конкурсов и аукционов на право заключения государственных или муниципальных контрактов;

- устранение необоснованных запретов и ограничений на потребительском рынке;

- усиление надзора за структурой собственности организации при наличии информации об ее причастности к коррупционным правонарушениям;

- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Представляется, что в условиях финансового кризиса обеспечение эффективности применения современного антикоррупционного законодательства, особенно в сфере экономической деятельности и потребительского рынка, позволит государству надежно защитить права и интересы российских граждан и таким образом снизить социальную напряженность в стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М. : Норма, 2006. 144 с.

2. Правосудие в современном мире : моногр. / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М. : Норма : Инфра-М, 2012. 704 с.

3. Система муниципального управления : учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. СПб. : Питер, 2005. 493 с.

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.

5. Федеральный закон от 1 февраля 2012 года № З-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2012. № 6. Ст. 622.

6. Федеральный закона от 3 декабря 2012 года № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50, ч. 4. Ст. 6954.

7. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 21. Ст. 2429.

8. Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 16 декабря 2008 г. № 268(85)-2 «О введении в действие Перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» : рукопись.

9. Резолюция ООН 51/59 от 12 декабря 1996 г. «О борьбе с коррупцией» [Электронный ресурс]. URL: http://www. un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/int_code_of_conduct.shtml (дата обращения: 04.06.2015).

Vadim Yu. Panteleev, Candidate of Law, Associate Professor, Chairman of the Charter Court of Sverdlovsk region, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Ural Institute of Humanities, Ekaterinburg.

E-mail: ustav-court@mail.ru

Andrei V. Kananin, National Public Anti-corruption Committee, Advisor to the Chairman, Moscow. E-mail: cosmologymail@gmail.com

ON SOME ISSUES OF APPLICATION OF MODERN RUSSIAN

ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

Abstract: The article discusses one of the most urgent problems of modern Russia - corruption. Change in the geopolitical situation in the past year, as well as permanent political and economic reforms

in the country, have a significant impact on the level of corruption in the Russian Federation. The main reasons for this negative fact are the following: poorly organized work of public institutions, the current legal system, as well as the staff of the departments of state power and administration. According to the authors, a number of norms of the modern anti-corruption legislation are in need of improvement and refinement. This is especially true in the spheres of economic activity, because this is where the corruption of abuse causes the most damage to consumers, that is, all citizens of the country. Such an approach towards the problem would be of interest to specialists in the field of law, as well as in the field of social and political sciences.

Keywords: corruption, economic activity, consumer market, crime, anti-corruption legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.