Научная статья на тему 'Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции в современных условиях'

Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3932
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боровиков Валерий Борисович, Боровикова Виктория Валерьевна

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЕТСЯ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В БОРЬБЕ С ДАННЫМ АНТИСОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЕМ. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ: ПОКАЗАТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ЭТИХ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ RONALD NOBLE, JUAN HARDOYT, ERIC VAN DER SUNDT. МЕТОДОЛОГИЯ: ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ. ВЫВОДЫ: АВТОРЫ ПОКАЗЫВАЮТ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБРАЩАЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА РОЛЬ ОБЩЕЙ ПРЕВЕНЦИИ С КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, ФОРМУЛИРУЮТ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО) И ПРАКТИКИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННОЙ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЕ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ДАННАЯ СТАТЬЯ ВНОСИТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СТАТЬЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ВЫРАБОТКЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РФ. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПУБЛИКАЦИИ: ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НОВЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALLY-LEGAL ASPECTS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN MODERN CONDITIONS

THE ARTICLE REVEALS THE MAIN APPROACHES TO THE CRIMINAL AND LEGAL POLICY OF THE STATE IN THE SPHERE OF COMBATING CORRUPTION. PARTICULAR ATTENTION IS DRAWN TO THE INTERACTION OF CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE LAW IN THE FIGHT AGAINST THIS ANTISOCIAL PHENOMENON. THE PURPOSE OF WRITING THIS ARTICLE IS TO SHOW NEW APPROACHES TO COUNTERACTING CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION. FOREIGN EXPERTS INVOLVED IN THE STUDY OF THE SCIENTIFIC PROBLEMS RONALD NOBLE, JUAN HARDOYT. METHODOLOGY: WHEN WRITING THE ARTICLE USED THE METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH: CONTENT ANALYSIS, EXPERT EVALUATION METHOD. CONCLUSIONS: THE AUTHORS SHOW THE FEATURES OF THE MODERN CRIMINAL AND LEGAL POLICY IN THE FIELD OF COUNTERACTING CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION, PAY SPECIAL ATTENTION TO THE ROLE OF THE GENERAL PREVENTION OF CORRUPTION CRIMES, FORMULATE A NUMBER OF PROPOSALS AIMED AT IMPROVING RUSSIAN ANTICORRUPTION LEGISLATION. RESEARCH SCOPE: THE FRAMEWORK OF THE STUDY IS THE ANALYSIS OF RUSSIAN ANTI-CORRUPTION LEGISLATION (CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE) AND THE PRACTICE OF ITS APPLICATION, THE STUDY OF SPECIAL LITERATURE ON THIS SCIENTIFIC PROBLEM. THE PRACTICAL SIGNIFICANCE: THIS ARTICLE CONTRIBUTES TO THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MEASURES TO PREVENT CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION. SOCIAL CONSEQUENCES: PROPOSALS FORMULATED IN THE ARTICLE MAY BE USED IN THE DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN RUSSIA. THE ORIGINALITY OF THE PUBLICATION: IS TO NEW APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE RUSSIAN FEDERATION.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции в современных условиях»

Боровиков В. Б., Боровикова В. В.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

12.2. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Боровиков Валерий Борисович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Место работы: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

borovikov.tigrolev7@mail.ru

Боровикова Виктория Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Место работы: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

borovikova1009@mail.ru

Аннотация: в статье раскрываются основные подходы к уголовно-правовой политики государства в сфере противодействия коррупции. Особое внимание обращается на взаимодействие норм уголовного и административного права в борьбе с данным антисоциальным явлением.

Цель написания статьи: показать новые подходы к противодействию коррупции в Российской Федерации. Иностранные специалисты, занимающиеся исследованием этих научных проблем - Ronald Noble, Juan Hardoyt, Eric Van Der Sundt.

Методология: при написании статьи использованы методы научного исследования: контент-анализа, метод экспертной оценки.

Выводы: Авторы показывают особенности современной уголовно-правовой политики в области противодействия коррупции в Российской Федерации, обращают особое внимание на роль общей превенции с коррупционными преступлениями, формулируют ряд предложений, направленных на совершенствование российского антикоррупционного законодательства. Рамки исследования: анализ российского антикоррупционного законодательства (уголовного и административного) и практики его применения, изучение специальной литературы по данной научной проблеме.

Практическое значение: данная статья вносит определенный вклад в развитие и совершенствование системы мер по предупреждению коррупции в Российской Федерации.

Социальные последствия: сформулированные предложения в статье могут быть использованы в выработке мер по противодействию коррупции в РФ.

Оригинальность публикации: заключается в новых подходах к разработке мер противодействия коррупции в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, преступность, противодействие, коррупционные преступления и правонарушения.

CRIMINALLY-LEGAL ASPECTS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN MODERN CONDITIONS

Borovikov Valery B., PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Criminal Law Department Work place: Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikotya

borovikov. tigrolev7@mail. ru Borovikova Victoria V., PhD in Law, associate professor, assistant professor of the Criminal Law Department Work place: Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikotya

borovikova1009@mail.ru

Annotation: the article reveals the main approaches to the criminal and legal policy of the state in the sphere of combating corruption. Particular attention is drawn to the interaction of criminal and administrative law in the fight against this antisocial phenomenon. The purpose of writing this article is to show new approaches to counteracting corruption in the Russian Federation. Foreign experts involved in the study of the scientific problems - Ronald Noble, Juan Hardoyt.

Methodology: when writing the article used the methods of scientific research: content analysis, expert evaluation method.

Conclusions: The authors show the features of the modern criminal and legal policy in the field of counteracting corruption in the Russian Federation, pay special attention to the role of the general prevention of corruption crimes, formulate a number of proposals aimed at improving Russian anticorruption legislation.

Research Scope: The framework of the study is the analysis of Russian anti-corruption legislation (criminal and administrative) and the practice of its application, the study of special literature on this scientific problem.

The practical significance: this article contributes to the development and improvement of the system of measures to prevent corruption in the Russian Federation.

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

Social consequences: proposals formulated in the article may be used in the development of anti-corruption measures in Russia. The originality of the publication: is to new approaches to the development of anti-corruption measures in the Russian Federation. Keywords: corruption, crime, counteraction, corruption crimes and offenses.

Борьба с коррупцией - важная задача, стоящая перед любым государством, поскольку наличие данного антисоциального явления негативно отражается на его функционировании. Об общественной опасности коррупции написано огромное количество разнообразной юридической, политологической, социологической, управленческой, философской, исторической литературы, содержащей правильные выводы и объясняющей ее истоки. Поэтому ограничимся лишь известными положениями о том, что высокий уровень коррупции дезорганизует управленческую деятельность государства, подрывает авторитет его органов, создает в обществе социальную напряженность, приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, тормозит развитие и внедрение прогрессивных начинаний, предложений, решений, отрицательно сказывается на развитии экономики, благосостоянии населения, обороноспособности страны1. Не случайно в предвыборной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации УН созыва) прозвучала мысль, что на высшем государственном уровне коррупция признается одной из основных угроз государственной и общественной безопасности2. Эту идею развивают представители других политических партий, предлагая, например, законодательно приравнять коррупцию в особо крупных размерах к измене Родине и соответственно ужесточить наказание для коррупционных чиновников3.

Интерес представляет и высказывание бывшего руководителя израильской спецслужбы «Натив» Я. Кедми, который в интервью «Российской газете» заявил, что будущее России «во многом станет зависеть от того, решит ли она проблему коррупции во властных структурах. Только очень эффективная, разумная, бескорыстная власть сможет благополучно управлять такой огромной и многонациональной страной»4.

В данной связи поиск действенных форм противодействия коррупции, в том числе и с помощью уголовно-правовых средств воздействия, является жизненно необходимым для российского государства.

Особенности современного развития Российской Федерации (сложная социально-экономическая обстановка в стране, международные санкции со стороны ряда государств в отношении Российской Федерации, не согласных с внешней политикой России, угрозы, исходящие от международного терроризма и т.д.) обусловливают и выработку подходов к уголовно-правовой политике в сфере противодействия коррупции.

В сжатом виде они сводятся к следующему.

Во-первых, уголовно-правовая политика в этой сфере, главной своей составляющей должна иметь предупредительную направленность. Латентность коррупционной преступности

1 Только мировая экономика, по данным Международного валютного фонда (МВФ), ежегодно теряет от коррупции до 2 трлн. долларов (2% от мирового ВВП) (см. Фомченков Т. Два процента в минусе.//Р.Г. 2016. 13 мая.).

2 См.: Р.Г. 2016. 24 августа.

3 См.: Журавлев А. Партия «Родина» - № 1 в бюллетени//Р.Г. 2016. 24 августа.

4 См.: Снегирев В. Мировой беспорядок //Р.Г. 2016. 16 августа.

огромна. Выявить и привлечь к уголовной ответственности большинство коррупционеров невозможно, особенно на низшем и среднем уровнях. Государство просто не располагает для достижения этой цели необходимыми ресурсами. Предупреждение коррупционных преступлений - трудная, но более реалистичная цель. Причем, не отвергая цель специального предупреждения коррупционных преступлений, надо особое внимание уделять достижению цели общего предупреждения рассматриваемых деяний. Страх перед суровым уголовным наказанием, не преувеличивая его значение, показывает определенное профилактическое воздействие на часть должностных лиц, склонных к коррупционным проявлениям. Не случайно, в последние годы государством обращается особое внимание на привлечение к ответственности за получение взяток в особо крупном размере должностных лиц, занимающими государственные должности в Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации. Общественный резонанс от таких уголовных дел велик, круг адресатов достаточно широк, что и создает необходимые условия для повышения эффективности общего предупреждения коррупционных преступлений.

Во-вторых, уголовно-правовая политика в сфере противодействия коррупции должна учитывать потребности значительных слоев российского населения в реализации принципа справедливости в жизни и в процессе применения норм уголовного права (ст.6 УК РФ). Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему коррупционное преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому так болезненно общественное мнение восприняло судебные решения по уголовному делу «Обо-ронсервиса», в соответствии с которыми виновные в совершении коррупционных преступлений и хищений в особо крупных размерах в Министерстве обороны РФ не понесли уголовной ответственности либо им было назначено наказание, явно не соответствующее содеянному.

В-третьих, с принципом справедливости тесно взаимосвязан принцип равенства граждан перед законом в уголовно-правовой политике в сфере противодействия коррупции (ст.4 УК РФ). Неприкасаемых в этой борьбе не должно быть. Нельзя забывать, что среди значительного числа российского населения существуют глубоко укоренившиеся установки, согласно которым «правду можно найти только на небесах», «начальник всегда прав», «все люди равны, но начальники, богатые равнее», «деньги решают все». При этом в жизнь многих россиян проникли информационные технологии, при помощи Интернета, мобильных телефонов, телевидения, радио можно получить разнообразную информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами самого высокого уровня, об их личности, образе жизни. Да и представители журналистского сообщества активно разрабатывают коррупционную тему, проводят собственные расследования в этом направлении (из профессионального интереса или по заказу), что делает борьбу с коррупцией все более прозрачной. Разумеется, оставление без внимания фактов корруп-

Боровиков В. Б., Боровикова В. В.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ции, непринятие со стороны органов государственной власти необходимых мер юридического воздействия к должностным лицам, например, из числа сотрудников правоохранительных органов, судей, депутатского корпуса, нарушившим уголовный закон, болезненно воспринимается общественным сознанием, подрывает авторитет государственного аппарата. Бросается в глаза, что в целом в мировом сообществе обвинения в коррупционных деяниях все чаще используются различными политическими оппонентами, а также деструктивными силами в качестве инструмента не улучшения, совершенствования деятельности органов государственной власти, а как орудия сведения счетов, конкурентной борьбы и даже разрушения государства5. Причем, как показали события в Москве 26 марта 2017г., с требованиями положить конец с коррупцией в России, стали выступать и вовлеченные политическими противниками существующей власти несовершеннолетние6. Несомненно, это тревожный симптом, учитывая исторические примеры использования молодежи и подростков для различных социальных потрясений. Очевидно, сейчас успех или неудача в деле борьбы с коррупцией определяет прочность и перспективы российского государства.

В-четвертых, уголовно-правовая политика в сфере противодействия с коррупцией должна быть перманентной и последовательной. Только в этом случае она в глазах населения может восприниматься как правильная, нужная, принципиальная. Иначе она будет оцениваться как квазиполитика, имитация противодействия коррупционным явлениям в нашем обществе. А имитация политики создает лишь ее видимость и приводит только к падению авторитета государственной власти в глазах населения.

Современное российское антикоррупционное уголовное законодательство является помимо других отраслей российского права юридической основой реализации уголовно-правовой политики в сфере противодействия коррупции. Однако его анализ и практика применения свидетельствуют о существовании некоторых спорных вопросов, противоречий, возникающих в процессе реализации уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за рассматриваемые деяния.

Для того, чтобы разрабатывать действенные меры воздействия в отношении коррупционных проявлений, необходимо четко представлять, какие деяния надо признавать коррупционными. К сожалению, понятие коррупция данное в п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 25.12.2008г. № 273-Ф3, не дает четкого ответа на данный вопрос. Так, среди разновидностей коррупции данный закон называет злоупотребление служебным положением. В самом УК РФ в ст.285 речь идет о злоупотреблении должностными полномочиями, которое традиционно относится к коррупционным деяниям. Но нетрудно заметить, что служебное положение как характеристика должностного статуса личности более широкое понятие, чем собственно должностные полномочия, которые являются одной из форм реализации, атрибутом этого статуса. Вместе с тем указание в подпункте «а» п.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ на такой обязательный признак коррупции как цель получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц исключает из числа коррупци-

5 См.: Скрипченко Д. Выборы во Франции - кто из кандидатов больше любит Россию?// Криминал. 2017. № 8. с.6.

6 См.: Горевой Р. В ожидании крови.// Наша версия. 2017. № 13.

онных преступлений злоупотребление должностными полномочиями, совершенное из иной (помимо корыстной) личной заинтересованности, поскольку согласно п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под иной личной заинтересованностью следует понимать стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность7.

К сожалению, Федеральный закон РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ из возможных коррупционных преступлений в подпункте «а» п. 1 ст.1 называет только злоупотребление служебным положением, которое, как было показано выше, не соответствует в полной мере уголовно-правовому понятию злоупотребления должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ). Все остальные коррупционные преступления, по мысли закона, это формы проявления «иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц» либо « незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Поэтому только используя различные приемы толкования закона (например, грамматического, систематического, исторического), можно сделать вывод об отнесении к коррупционным преступлениям таких деяний, как посредничество в коммерческом подкупе (ст.204.1 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ), мелкий коммерческий подкуп (ст.204.2 УК РФ), мелкое взяточничество (ст.291.2 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ).

Нетрудно заметить, что подобная трактовка понятия коррупции создает сложности с определением предмета доказывания по уголовному делу и не позволяет четко определить круг коррупционных деяний, с которыми необходимо вести борьбу. Это тем более становится очевидным в связи с тем, что многие нормы УК РФ признают в качестве квалифицированного признака составов различных преступлений совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения. Если же руководствоваться определением коррупции, данным в подпункте «а» п.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.200г. № 273-ФЗ, то надо относить к ее разновидностям, например, мошенничество, присвоение или растрату, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (соответственно ч.3 ст.159, ч.3 ст.160 УК РФ). Коррупционными преступлениями можно признавать и контрабанду огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, совершаемую должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «а» ч.2 ст.226.1 УК РФ), а также незаконный сбыт наркотических средств, психо-

7 См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам/сост. А.Г.Хлебушкин.-М.: Проспект, 2016, с.199-200.

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

тропных веществ или их аналогов, совершенный лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч.4 ст.228.1 УК РФ).

По нашим подсчетам, в Особенной части УК РФ находится примерно 60 статей, устанавливающих ответственность за совершение преступлений с использованием лицом своего служебного положения в целях получения выгод имущественного характера. По сути в таких случаях речь должна идти о специальных видах коррупционных преступлений.

Как уже ранее было отмечено, подобная ситуация не способствует осуществлению уголовно-правовой политики в сфере противодействия коррупции, приводит к «распылению» уголовно-правовых средств воздействия из-за неопределенности круга коррупционных деяний.

В той же мере эта претензия относится и к административным коррупционным правонарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ (см., например, ст. 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.9, 19.28). В подпункте 2 п.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-Ф3 о понятии административного коррупционного правонарушения есть лишь положение, что - это деяния, указанные в подпункте «а» п.1 данного закона, от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, понятие коррупции, содержащееся в подпунктах «а» и «б» п.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ, нуждается в конкретизации. Выход из сложившегося положения заключается, на наш взгляд, в дополнении ст.1 рассматриваемого закона перечнем уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за коррупционные преступления и административные правонарушения (в качестве примера можно использовать опыт указания в уголовном законе статей, устанавливающих ответственность за преступления, входящих в такое понятие как террористическая деятельность (см., например, ст.205.1, 205.2, 205.3, 205.4 УК РФ).

Уголовно-правовая политика по противодействию коррупции должна тесно взаимодействовать и с другими направлениями борьбы с этим негативным антисоциальным явлением, в частности, административно-правовой политикой в данной сфере.

Ранее нами отмечалось, что КоАП РФ содержит достаточно большое число норм, устанавливающих ответственность за коррупционные правонарушения (см. ст.5.16, 5.18, 5.19, 5.20, 5.65, 5.66, 19.6, 19.6.1-19.7.3, 19.9, 19.28, 19.29 и др.). Указанные нормы имеют профилактическую направленность, предупреждают совершение коррупционных преступлений.

По логике, понятие субъектов коррупционных деяний, влекущих как уголовную, так и административную ответственность должно совпадать, но в реальности дело обстоит иначе.

Сравнение понятий должностных лиц, данных в примечании 1 к ст.285 УК РФ и ст.2.4 КоАП РФ, показывает, что они не совпадают. Например, в ст.2.4 КоАП РФ (Административная ответственность должностных лиц) нет упоминания о том, что должностные лица могут выполнять свои функции в государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных учреждениях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации или муниципальным образованиям.

В свою очередь к числу должностных лиц КоАП РФ относит тех, которые не названы в УК РФ, например, арбитражных

управляющих, членов советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоров), ликвидиционных комиссий юридических лиц; руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций; физических лиц, являющихся учредителями (участниками) юридических лиц; руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.

Разумеется, подобные различия в понятиях должностных лиц не способствуют эффективности борьбы с коррупцией. Подходы должны быть едиными и согласованными, что и необходимо отразить в содержании уголовно-правовых и административно-правовых норм.

Список литературы:

1. Горевой Р. В ожидании крови.// Наша версия. 2017. № 13.

2. Журавлев А. Партия «Родина» - № 1 в бюллетени//Р.Г. 2016. 24 августа.

3. Снегирев В. Мировой беспорядок //Р.Г. 2016. 16 августа.

4. Скрипченко Д. Выборы во Франции - кто из кандидатов больше любит Россию?// Криминал. 2017. № 8.

5. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам/сост. А.Г.Хлебушкин.-М.: Проспект, 2016.

6. Фомченков Т. Два процента в минусе.//Р.Г. 2016. 13 мая.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью по теме «Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции в современных условиях», подготовленную профессором кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя В.Б.Боровиковым и доцентом кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя В.В.Боровиковой

Статья В.Б.Боровикова и В.В.Боровиковой посвящена проблемам уголовно-правовой политики в сфере борьбы с коррупцией. Авторы справедливо обращают внимание на то, что в современных условиях противодействие коррупции приобретает особое значение. По сути от нее зависит судьба государства, его стабильность и перспективы. Можно согласиться с выводом о том, что эта политика должна учитывать соблюдение таких принципов уголовного права как равенство граждан перед законом и справедливость. Не вызывает возражений и авторская позиция об особой роли общей превенции в борьбе с данным антисоциальным злом.

Заслуживает внимание и мысль В.Б.Боровикова и В.В.Боровиковой о необходимости при реализации уголовно-правовой политики в указанной сфере активнее использовать административно-правовые средства воздействия на лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

Статья написана в доступной, полемической форме, представляющей интерес для читателя, относящегося не только к государственным структурам власти, но и любого лица, интересующегося проблемами уголовного права. Полагаю, статья В.Б.Боровикова и В.В.Боровиковой «Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции в современных условиях» вносит определенный вклад в развитие концепции борьбы с коррупционными явлениями в российском обществе и может быть рекомендована к опубликованию в издании, рекомендованном ВАК.

Профессор кафедры криминального права Российского Нового университета, кандидат юридических наук, доцент

А.А. Смердов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.