Научная статья на тему 'Постановка учета ответственных советско-партийных работников уездно-губернского масштаба в начальный период нэпа: теория и практика'

Постановка учета ответственных советско-партийных работников уездно-губернского масштаба в начальный период нэпа: теория и практика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫДВИЖЕНЦЫ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УЧЕТ ОТВЕТСТВЕННЫХ РАБОТНИКОВ / УЧРАСПРЕД ЦК / УЧЕТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ ГУБКОМОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барунов Вадим Юрьевич

В статье, на основе широкого круга источников, статистического материала и исследовательской литературы, анализируются слабоизученные проблемы создание системы учета ответственных советско-партийных работников в начальный период нэпа. Доказывается, что эта система была бюрократически основательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Барунов Вадим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка учета ответственных советско-партийных работников уездно-губернского масштаба в начальный период нэпа: теория и практика»

ИСТОРИЯ

УДК 947

Барунов Вадим Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Barunov_@mai.ru

ПОСТАНОВКА УЧЕТА ОТВЕТСТВЕННЫХ СОВЕТСКО-ПАРТИЙНЫХ РАБОТНИКОВ УЕЗДНО-ГУБЕРНСКОГО МАСШТАБА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЭПА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье, на основе широкого круга источников, статистического материала и исследовательской литературы, анализируются слабоизученные проблемы создание системы учета ответственных советско-партийных работников в начальный период нэпа. Доказывается, что эта система была бюрократически основательной.

Ключевые слова: выдвиженцы, рабоче-крестьянская интеллигенция, новая экономическая политика, учет ответственных работников, учраспред ЦК, учетно-распределительные отделы губкомов.

О том, что необходима правильная постановка учета советско-партийных работников, большевистское руководство заговорило еще в конце Гражданской войны. Однако радикально ситуация в системе учета изменилась с переходом к нэпу. Новая экономическая политика и общественный порядок, порождению которого она способствовала, оказали большое влияние на все стороны социальноэкономической жизни страны, и не в последнюю очередь на практику выдвиженчества во все учреждения, в том числе и в советско-партийные органы власти и учета выдвиженцев. Правящая партия большевиков со всей осторожностью подходила к сложившейся ситуации, когда в экономике были разрешены и стали набирать силу капиталистические элементы, а рабочий класс, на который РКП(б) делала основной упор, активно деклассировался. Многие партийцы не воспринимали таких лозунгов, как «Научитесь торговать», «Передышка», «Отступление». По свидетельству меньшевика Н. Валентинова, некоторые высокопоставленные большевики легче могли отрезать себе губы, чем произнести подобные фразы. В альтернативном проекте партийной программы «левая оппозиция» рассматривала как катастрофу, когда в РКП(б) самой многочисленной социальной прослойкой стали служащие1.

И чтобы не потерять политического контроля, большевики еще больше внимания уделили подбору и расстановке кадров. X съезд РКП(б) обязал ЦК и его Оргбюро тщательно следить за выдвигающимися работниками и систематически и неуклонно втягивать их в ответственную ра-

боту в центре и на местах2. Особое внимание уделялось учету и выдвижению членов большевистской партии. От местных партийных организаций требовали правильного и целесообразного их использования, для чего предполагалось введение строгого учета.

Оргбюро ЦК в инструкции, направленной в Костромской губком (думается, что такая инструкция была направлена и в другие губкомы), достаточно откровенно оценило положение дел, сложившееся в партийно-советских учреждениях. В ней говорилось, что нэповское окружение объективно способствует разложению и отрыву от партии и требует от работника большой моральной устойчивости и тесной связи с партией. В связи с этим Оргбюро ЦК постановляло назначение и перемещение ответственных работников производить с утверждения ЦК, а на местах - соответствующих партийных комитетов. Предполагалось установить твердый перечень должностей, которые независимо от того, кем и по каким причинам данное лицо выдвигается, должны всегда обязательно утверждаться ЦК, а также перечень должностей, назначение которых производится после предварительного уведомления учраспреда ЦК.

Персональный учет ответственных работников учреждения осуществлялся по личным делам и карточной системе. Карточная система состояла из должностной карточки и архивно-алфавитной карточки. В 1922 г. были разработаны даже условные цвета «хвостиков» этих карточек. Что они собой представляли - видно из таблицы 1.

Полное личное дело работника включало: личный листок, к которому прилагалась развернутая

Таблица1

Цвет Его значение

розовый выдвижение

желтый степень подготовки не совсем выявлена

темно-шоколадный негоден к выдвижению

зеленый выдвиженец местного масштаба

лиловый выдвиженец уездного масштаба

синий выдвиженец всероссийского или областного масштаба

РГАСПИ, ф. 17, оп. 34, д. 31, л. 41.

инструкция по его написанию, анкета, с обязательными для всех учреждений основными данными, автобиографией, характеристикой, оценкой работы, формами №26 и .№12 и др. документами, являющимися материалом для изучения работника и касающимися изменений в его личном и служебном положении3.

Учетные аппараты центральных учреждений заводили и хранили у себя личные дела ответственных работников центрального аппарата и тех местных учреждений, которые брались ими по номенклатуре на учет. В 1922 г. был разработан новый табель донесений, посылаемый учетными подотделами губкомов в учраспред ЦК и предполагающий упрощение форм отчетности4. Что представляло собой такого рода упрощение, показывает сноска. Но эти упрощения не затрагивали форм и сведений, посылаемых по табели донесений в статотдел ЦК5.

Губернские партийно-советские органы принялись за выполнение решений центра. Правда, в организации и проведении губкомами работы по выдвижению и учету выдвиженцев часто имел место административно-командный подход, а именно: дача директив, вынесение постановлений, резолюций, издание циркуляров и т.д. Особенно это было характерно для начального периода нэпа. Так, Ярославский губком разослал всем уездкомам резолюцию, в которой констатировал наличие очень тонкого и износившегося слоя ответственных работников губернии, необходимость исполнения решений X съезда партии по партийному строительству и предлагал: во-первых, следить, чтобы при выдвижении передовые члены партии поднимались с работы менее ответственной на более ответственную, во-вторых, не реже одного раза в неделю присылать списки годных к выдвижению, в-третьих, персонально по каждому выдвиженцу предоставлять рекомендации местной партийной ячейки и общегородского партийного собрания, в-четвертых, укомам

предлагалось подбирать беспартийных товарищей, могущих занимать и вести ответственную советскую и профсоюзную работу. Губком при проведении указанных выше мероприятий требовал внимательного и осторожного подхода к рабочим и трудовым крестьянам и однозначно отрицательного отношения к «прослоечным элементам» и тем, кто ранее принадлежал к оппозиции (эсерам, меньшевикам и т.д.). При этом ячейки и укомы несли круговую ответственность за рекомендованных6. Эта инструкция в полной мере отражает характерную противоречивость в практике учета выдвиженцев в начальный период нэпа. С одной стороны, получив директивы о выдвижении, местные руководящие партийные органы относились к ним, по большей части, как к очередной ударной кампании. И практическим выводом из этого являлась разверстка выдвиженцев по ячейкам. Причем такие разверстки сопровождались припиской относительно срочности, а в резолюции Ярославского губкома еще и относительно круговой ответственности. С другой стороны, прослеживается тенденция поставить работу по выдвижению и учету на более организованную и планомерную основу. И первыми органами, начавшими это делать, явились учетно-распределительные отделы губкомов, которые были созданы еще во время Гражданской войны. После X съезда их реорганизовали в учетно-статистические подотделы организационных отделов. ЦК в специальном постановлении так определил их цели и задачи:

1. Учет определенных категорий ответственных работников.

2. Регистрация штрафных.

3. Регистрация исключенных и выбывших в губернии и во всей партии.

4. Учет кандидатов к перемещению из губернии и внутри губернии.

5. Учет выдвигаемых новых работников.

6. Учет подлежащих переводу к станку и плугу.

7. Учет спроса на работников.

8. Выдача всех мандатов и командировок, выдаваемых Губкомом, и регистрация командированных в Губком.

9. Статистическая разработка данных о членах РКП и кандидатах (основная и текущая).

10. Статистический учет партработы в губернии.

11. Подготовка материалов к составлению проектов, разверсток, массовых мобилизаций по постановлению ЦК и Губкома и к плановой переброске работников.

12. Организация архива на учтенных и регистрируемых работников (личные дела).

13. Наблюдение за постановкой дела учета и статистики в нижележащих парторганизациях7.

В постановлении Иваново-Вознесенского губ-кома от 12 декабря 1921 г. эти задачи конкретизировались применительно уже к губернским условиям: «Задача учетных подотделов губернии, - говорилось в постановлении, - провести подготовительную работу для составления развернутого распределительного плана, или губернского бюджета на работников. Они должны изучить состав губкомов, губисполкомов, губпроф-советов и т.д. Одна из важнейших задач учетных подотделов - изучение состава выборных органов, начиная с бюро ячеек, и кончая Пленумами укомов»8.

Назначением и распределением работников занимались бюро или секретари губкомов и уко-мов с обязательным использованием данных учета. Однако в начале восстановительного периода, как считает Г.П. Андреюк, не было отдельного учета выдвиженцев из рабочих и крестьян. Они не отделялись от учета лиц умственного труда, перемещавшихся из одной отрасли в другую, с менее ответственной должности на более ответ-ственную9.

Однако есть документы, указывающие на обратное. Из циркуляра ЦК в Иваново-Вознесенский губком мы узнаем, что «опыт заданий по исполнению постановлений Пленума от 12 мая 1921 г. по учету состава организаций, выдвижения, передвижения и переброски членов, по учету ответственных работников, а также по статистической разработке данных вызвал необходимость введения многих форм и таблиц»10. Это содействовало поднятию делопроизводства. Для наиболее полного и точного учета центральными и местными органами были разработаны специальные карточки кандидата к выдвижению11,

учетно-аттестационные карточки выдвигаемых для работы в уездном масштабе, карточки выдвигаемых к станку и выдвигаемых на ответственные должности, анкеты для ответственных политико-просветительных работников12 и т.п. Причем губкомы требовали от укомов не только статистических данных о том или ином работнике, но и сведений о его квалификации. Так, организационно-инструкторский отдел Ярославского губ-кома предлагал укомам и райкомам подразделить всех членов партии по опыту практической работы на четыре группы с обязательным предоставлением сведений о социальном положении13. Костромской губком не ограничился простой инструкцией и потребовал от укомов создания специальных Комиссий на предмет учета подготовки членов организации как с политической, так и с практической стороны, а также предоставления полных сведений о том, в какой отрасли советского строительства, какую должность необходимо заполнить. Причем эти сведения должны были поставляться регулярно в конце месяца14. И такие отчеты по выдвижению укомы и райкомы неукоснительно посылали в губком, а те, в свою очередь, переправляли в ЦК. Анализ этих отчетов позволяет сделать вывод, что процесс выдвижения на местах шел не всегда гладко из-за малочисленности волостных ячеек и «перегруженности работы коммунистов в связи с выполнением государственных заданий»15. Не выполняли плана по выдвижению также исключительно крестьянские уезды, такие как Любимский Ярославской губернии, Г аличс-кий Костромской губернии и т.п.

Со временем учёт выдвиженцев в системе всех ответственных работников еще более специализируется и усложняется. В декабре 1922 г. Секретариат ЦК провел совещание секретарей и за-вотделами губкомов и областных комитетов партии, приехавших в Москву на Х Всероссийский съезд Советов. Совещание поддержало и утвердило положение о том, что ЦК учитывает и распределяет партийных работников всероссийского, областного и губернского масштаба и что все более или менее крупные назначения производятся Оргбюро и Секретариатом ЦК. Только с апреля 1922 г. по март 1923 г. учетно-распределительный отдел ЦК провел 4750 назначений на ответственные посты16.

К учету и распределению ответственных уездных работников учраспред ЦК после декабрьского совещания 1922 г. должен был иметь непос-

редственное отношение постольку, поскольку речь шла о широких плановых перебросках, о контроле над использованием их губкомами или

о выдвижении уездных работников на более ответственную работу. В задачу учраспредов входил также сбор характеристик, отзывов и т.п. об ответственных партийных работниках в том или ином учреждении или партийном комитете. Совокупность этих материалов дала возможность учраспреду иметь на каждого коммуниста исчерпывающее досье, что исключало возможность случайного назначения17.

На XII съезде РКП(б) Сталин говорил: «...Ясно, что руководящая роль партии должна выразиться не только в том, чтобы давать директивы, но и в том, чтобы на известные посты ставились люди, способные понять наши директивы, способные провести их честно»18. По сути, Сталин намекал на необходимость расстановки на местах креатур, что в дальнейшем облегчит ему возможность захвата власти. Резолюция съезда мотивировала расширение полномочий учрас-преда тем, что ему «надлежит теперь сыграть в порядке правильного распределения сил особо большую роль для обеспечения за партией действительного руководства во всех без исключения областях управления»19. Все ответственные работники, начиная с конца 1922 г., стали разбиваться на группы специализации по сетке, разработанной ЦК РКП(б). Прикрепление проходило на общем собрании организации. Данные на ответственного работника заносились в анкету, где давалось и заключение по его работе20. Так, Костромской губком рекомендовал всем укомам во исполнение постановления XII партийного съезда по учету выдвигаемых работников четко определять, на какую работу больше подходит товарищ: партийную, советскую, хозяйственную, землеустроительную, профессиональную, для работы в деревне или по специальности.

Учитывалась и такая категория потенциально ответственных работников, как «подпольники», т.е. те, кто в Гражданскую войну находился на подпольном положении. Правда, это нужно было документально доказать, т.к. это давало определенные льготы, в том числе при назначении на руководящие должности, прежде всего советско-партийные. Из числа таких «подпольников» в Костромской губернии было 5 работников губернского масштаба, 12 работников уездного масштаба, 1 работник волостного масштаба и 11 рядо-

вых работников21. В Ярославской губернии таковых было: 8 - губернского масштаба, 24 - уездного, 12 - волостного и 21 рядовой работник22.

В 1924 г. происходит переход от неплановой практики выдвиженчества к плановой. Это отразилось и на политике учета ответственных работников. 21 января 1924 г. учетно-распределительный отдел ЦК направил в Ярославский губком секретную инструкцию «Положение о постановке учета ответственных работников в Наркоматах и центральных учреждениях», в которой провозглашалось, что центральные партийные, советские, хозяйственные, кооперативные и профессиональные учреждения и их органы обязаны были вести: персональный учет ответственных работников; учет подлежащих к выдвижению, переходу на работу в другие учреждения и негодных работников; учет специалистов-студентов; количественный учет всех работников; учет потребностей партийно-советских органов и ведомств в ответственных работниках и т.п.

Целью этого учета провозглашался контроль ответственных работников и их изучение с деловой стороны, выявление квалификации и специальности каждого из них в той или иной отрасли работы и накопление необходимых учетных материалов для правильного распределения, рационального использования, своевременного выдвижения и т.д.23

Однако, несмотря на такую активную работу, развернувшуюся в Центре по учету ответственных работников, на местах она осуществлялась не столь активно. Так, орграспред ЦК в 1923 г. обращался в учетный подотдел Ярославского губкома с третьим за короткий срок посланным письмом, на которое ярославские партийные работники не спешили отвечать. В нем говорилось, что отсутствие конкретных данных по вопросу о выдвижении не дает возможности в полной мере изучать выдвижение партийных рабочих и крестьян24.

Из доклада о постановке учетной работы в Рыбинском укоме 4 июля 1924 г. мы узнаем, что учет ответственных работников там был неудовлетворительный. Он велся, как сообщалось в докладе, по каким-то своим соображениям. На каждого работника составлялось сразу два личных дела, зато в делах недоставало личных листков, автобиографий и т.п. Форма №6 велась неаккуратно, в некоторых делах совсем не было отметок с места работы, благодаря чему невозможно было проследить движение товарища по службе25. «Ма-

териалы, которые мы получаем, - сообщалось в письме из ЦК в Иваново-Вознесенский губ-ком, - показывают, что до сих пор большинство учетных подотделов не приступили к изучению выдвигаемых работников»26.

Однако ЦК не пускал эту работу на самотек. Регулярно проводились стихийные проверки советско-партийных организаций, причем не только губернского масштаба, но горкомов, райкомов, укомов и т.п. Проверка местных организаций, о которой докладывал в апреле 1925 г. Е. Ярославский, показала удручающее состояние деревенских ячеек. Повсеместное пьянство, карты, драки, подлоги27 и т.д. В Сибири, по словам Е. Ярославского, работники райкомов не знали ни точного числа ячеек, ни количества коммунистов, причем члены деревенских ячеек «не всегда считали себя обязанными перед партией от-читываться»28. И такое состояние дел, констатировал Е. Ярославский, было повсеместно, в том числе и в изучаемом регионе. На это указывают соответствующие документы. Так, проведенная в 1923 г. проверка Костромской партийной организации показала, что многие укомы ограничивались учетом лишь по спискам. Личные дела находились в беспорядке, необходимых документов они не содержали. Работники к группам прикреплялись неправильно. Это положение заставило ЦК обратить исключительное внимание Костромского губкома на учет ответственных работников. В свою очередь Костромской губком организовал соответствующую повторную проверку Костромских укомов с целью выяснения, как они отреагировали на замечания ЦК. «Каждой организации, - требовал Костромской губ-ком, - нужно знать, каким направлением должно идти распределение ее сил, сколько работников она должна дать на партийную, советскую, финансовую, кооперативную и т.д. Эти потребности она должна сопоставить с тем, как ее силы сейчас распределены на данных участках работы. Необходимо наметить приоритеты, из каких органов можно взять, какие органы можно слить, иначе говоря, организация должна иметь бюджет на работников и знать, к чему сводятся ее потреб-ности»29. Аналогичные проверки были осуществлены в Ярославской и Иваново-Вознесенской гу-

берниях30.

Таким образом, постановка учета ответственных партийно-советских работников в начальный период НЭПа не отделялась от аналогичной по-

становки учета ответственных работников других специальностей. Однако сам учет с введением новой экономической политики по сравнению с периодом Гражданской войны значительно усложняется и конкретизируется. Огромный набор документов (различных форм, характеристик, листков учета и т.п.) составляет личное дело ответственного работника любого уровня. И это притом что до 1924 г. политика выдвижения и учета выдвиженцев происходила практически полу-стихийно. Когда же началась плановая деятельность большевистского руководства по выдвижению и учету выдвиженцев, то система делопроизводства еще более усложнилась. Правда, большое количество различных резолюций, постановлений, решений, спускаемых сверху на места, не улучшали качество работы местных советско-партийных органов. Как в волостях и уездах, так и во всех губерниях изучаемого нами региона возникали постоянные проблемы, на что регулярно обращало внимание высшее советско-партийное руководство. И вплоть до 1925 г. ситуация не была изменена.

Примечания

1 Киселев А.Ф., Чураков Д.О. Бюрократия и НЭП // Власть и общественные организации в России в первой трети XX в. - М., 1993. - С. 106.

2 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. - М., 1983. - С. 329.

3 ГАРФ, ф. 1565, оп. 8, д. 117, л. 12.

4 Перечень документов, посылаемый губко-мами в ЦК (ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 1021, л. 43.):

1. Сведения о перемещениях и назначениях, находящихся на полном учете ЦК ответственных работников (форма №12), а также сообщения о постановлениях ГубКК, выполняемых специальных заданиях, мобилизациях и т.п. этих же работников (форма 12а).

2. Личные дела ответственных работников, назначаемых на должности, учитываемые ЦК, если они ранее не были высланы в ЦК.

3. Копии 2-х месячных отчетов учетных подотделов, предоставляемые в учраспред ЦК.

4. Списки учитываемых ЦК ответственных работников и их резервов 1 раз в год по состоянию на 1 января (по полной форме №9 31).

5. Списки учитываемых ЦК выборных организаций (форма № 31)

6. Суммарный отчет о коммунистическом студенчестве (форма №№ 31/1 и 32/2) и именные списки, личные листки и характеристики комсту-дентов последних курсов.

7. Отчет об израсходовании полученных из ЦК бланков партбилетов.

5 РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 243, л. 19.

6 ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 433, л. 57.

7 РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 563, л. 18.

8 ГАЯО, ф.р. 829, оп. 1, д. 13, л. 82.

9 АндреюкГ.П. - С. 14-16.

10 ГАИО, ф. 2, оп. 5, д. 16, л. 34.

11 ГАРФ, ф. 1565, оп. 10, д. 17, л. 1.

12 РГАСПИ, ф. 17, оп. 34, д. 42, л. 23.

13 ГАЯО, ф.р. 829, оп. 1, д. 41, л. 58.

14 Там же, д. 45. л. 14.

15 ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 745, л. 38 (об.).

16 Известия ЦК РКП(б). - 1923. - №>3. - С. 39-40.

17 Павлова И.В. Сталинизм: становление ме-

ханизма власти. - Новосибирск, 1993. - С. 70.

18 Правда. - 1923. - 16 окт.

19 Павлова И.В. Указ. соч. - С. 72.

20 РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 167, л. 89.

21 ЦДНИКО, ф. 713, оп. 1, д. 3, л. 5.

22 ГАЯО, ф.р. 829, оп. 1, д. 65, л. 233.

23 ГАРФ, ф. 1565, оп. 3, д. 424, л. 6.

24 ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 812, л. 3.

25 ГАЯО, ф.р. 829, оп. 1, д. 56, л. 67.

26 ГАИО, ф. 2, оп. 7, д. 178, л. 16 (об).

27 Березкина О. С. Партийные форумы переходного периода: соотношение формального и реального (1921-1927 гг.) // Социальная история. Ежегодник. - М., 2000. - С. 129.

28 II Пленум ЦКК созыва XIV съезда ВКП(б). Стенографический отчет. - М., 1926. - С. 80-82.

29 Красный мир. - 1923. - 23 марта.

30 ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 285, л. 61; ГАИО, ф. 2, оп. 5, д. 89, л. 16.

УДК 94 (47+57) 1914/1918

Борщукова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат исторических наук

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

skazochnik8@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Работа посвящена изучению феномена общественного сознания российских подданных в условиях начавшейся Первой мировой войны. Прослеживаются различные формы выражения патриотических чувств, в том числе и верноподданнические, особенности их проявления в разных социальных слоях общества.

Ключевые слова: общественное сознание, патриотизм, верноподданнические чувства, пацифистское дви-

Первая мировая война стала испытанием всей общественной и государствен. ной системы Российской империи на прочность. Вступление России в войну вызвало в различных слоях общества взрыв патриотизма, который принял весьма разнообразные формы. Однако патриотический порыв продолжался недолго и по мере ухудшения положения на фронте пошел на спад. Меры, принимаемые правительством и общественными организациями для удержания патриотических настроений на высоком уровне, не дали результатов, хотя силы и средства были затрачены значительные.

Реакция российских подданных на начавшуюся войну до сих пор недостаточно изучена. В работах Е.С. Сенявской, Ю.И. Кирьянова, О.С. Пор-

шневой, Б.И. Колоницкого и др. исследовались патриотические настроения, проблемы войны и российского общества. Всплеск патриотических чувств у населения Российской империи привел к патриотическим манифестациям и национальной мобилизации.

Спецификой российского патриотизма времен Первой мировой войны следовало бы, вероятно, считать выражение верноподданнических чувств представителями различных слоев российского общества. Верноподданнические чувства граждан выражались как в лояльности населения по отношению к государственной политике, так и в проявлении любви к своей стране, одним из главных символов, олицетворением которой были Государь император и его семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.