Научная статья на тему 'Деятельность советско-партийных школ по подготовке командно-административных кадров в начале нэпа (на материалах Иваново-Вознесенской, костромской и Ярославской губерний)'

Деятельность советско-партийных школ по подготовке командно-административных кадров в начале нэпа (на материалах Иваново-Вознесенской, костромской и Ярославской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВПАРТШКОЛА / НЭП / КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОВЕТСКО-ПАРТИЙНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никонов Иван Иванович, Барунов Вадим Юрьевич

В статье рассмотрены вопросы создания системы подготовки партийно-советских кадров, как в центре, так и на местах. Показаны пути решения проблемы ликвидации неграмотности руководителей, выдвинутых на партийно-советскую работу. В статье поднимаются проблемы комплектования советско-партийных школ педагогическими кадрами, их финансирования и материально-технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of creation of the system of training Soviet Communist Party staff, both in centre and in peryphery are viewed in the article. Ways of solution of the problem of illiteracy liquidation among promoted heads of the Party cells are shown. Problems of pedagogic recruitment in Soviet Party schools, their financiing and accomodation are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Деятельность советско-партийных школ по подготовке командно-административных кадров в начале нэпа (на материалах Иваново-Вознесенской, костромской и Ярославской губерний)»

Известия Костромского губернского комитета РКП (б). - 1921. - №>11. - С. 17-19; 1922. - №13. -С. 14-17; 1922. - №17. - С. 32-35; 1923. - №1. -С. 11-14; 1924. - №>8. - С. 10-12; Рабочий край. -1923. - 28 июля; Известия Иваново-Вознесенского губкома РКП (б). - 1922. - №6-7. - С. 8; 1923. -№15. - С. 17-18; Отчет Костромского губернско-

го комитета РКП (б) к XIII губпартконфернции за апрель-ноябрь 1925 г. - Кострома, 1925. - С. 6668; Очерки истории Ярославской организации КПСС 1893-1937. - Ярославль, 1985. - С. 210; Народное образование в РСФСР. - М., 1923. - С. 7980; Просвещение в Костромской губернии. - Кострома, 1927.

УДК 947

Никонов Иван Иванович

доктор исторических наук Военная академия радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко,

Барунов Вадим Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Barunov_@mai.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКО-ПАРТИЙНЫХ ШКОЛ ПО ПОДГОТОВКЕ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ КАДРОВ В НАЧАЛЕ НЭПА (на материалах Иваново-Вознесенской, Костромской и Ярославской губерний)

В статье рассмотрены вопросы создания системы подготовки партийно-советских кадров, как в центре, так и на местах. Показаны пути решения проблемы ликвидации неграмотности руководителей, выдвинутых на партийно-советскую работу. В статье поднимаются проблемы комплектования советско-партийных школ педагогическими кадрами, их финансирования и материально-технического обеспечения.

Ключевые слова: совпартшкола, НЭП, коммунистический университет, советско-партийные школы.

Почти сразу после Октябрьской революции стали открываться своеобразные партийные учебные заведении -советско-партийные школы и коммунистические университеты, которые готовили выдвиженцев в основном из рабочих и крестьян к советско-партийной работе. В годы Гражданской войны организация совпартшкол и их работа осуществлялись полувоенными методами. Неподготовленность, неорганизованность и отсутствие материальных средств приводили к тому, что многие партийные школы очень быстро прекращали свое существование, особенно в уездах.

Кардинальным образом отношение к совпартшколам изменилось только с переходом к НЭПу. Выступая на X съезде РКП(б) с докладом о Главполитпросвете и агитационно-пропагандистской работе, член ЦК Е.А. Преображенский отметил: «Мы только в последнее время приступили к массовому «производству» коммунистов, к организации советских и партийных школ. И эта работа чрезвычайно велика. Мы должны ее системати-зировать»1. Съезд поставил перед партией как минимальное задание в области партийных школ

на ближайший год создание в каждом губернском городе хорошо подготовленной совпартшколы с двумя-тремя выпусками в год и не менее чем в половине уездов республики - уездных советских и партийных школ с сокращенными программами. Кроме того, съезд обязал всех ответственных работников партии быть лекторами партийных школ и «смотреть на эту работу, как на одну из важных своих обязанностей»2. Развила и конкретизировала решения съезда прошедшая в декабре 1921 г. Всероссийская конференция совпартшкол. Она установила три типа совпартшкол: 1-ая ступень - элементарный тип (уездные), 2-ая ступень - повышенный тип (губернский), 3-ая ступень - Коммунистический университет, который должен был готовить «образованных марксистов, призванных сменять старую гвардию»3. Кроме того, предполагалось, что СПШ 1-й ступени будет состоять из двух различных уклонов: промышленно-рабочего или индустриального (3-х месячные курсы) и земледельческо-крестьянского (4-х месячные курсы)4.

Такое повышенное внимание совпартшколам объяснялось необходимостью в кратчайший срок

© Никонов И.И., Барунов В.Ю., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

63

и доступными методами, во-первых, дать хоть какую-то начальную подготовку среднему и низшему звену ответственных работников и, во-вторых, популяризировать марксистско-ленинское учение для широких слоев населения. Костромской губком, например, в 1923 г. ставил цель -в ближайшем будущем пропустить через советско-партийные школы всю рабоче-крестьянскую массу.

В совпартшколы принимались люди в возрасте от 18 до 40 лет. При разверстке губкомы РКП(б) 50% мест предоставляли партийным, 25% - комсомольским и 25% - профсоюзным организациям с тем, чтобы в школах первой ступени общее количество членов РКП(б) и РКСМ составляло не менее 50%, а второй ступени - не менее 75%. На

II Всероссийском съезде СПШ в 1923 г. было принято решение сократить количество беспартийных в школах первой ступени до 25%, а в школах второй ступени до 10%. Кроме этого, разверстка курсантов зависела и от специализации школы. Например, в Рыбинскую совпартшколу 1-й ступени Ярославской губернии (с индустриальным уклоном) предполагалось набрать 90% рабочих и 10% крестьян, а в Ростовскую школу той же губернии (с сельскохозяйственным уклоном) -30% рабочих и 70 крестьян5. Однако на практике все эти критерии не соблюдались. Так, в Иваново-Вознесенской совпартшколе 2-й ступени в 1922 г. из 132 курсантов-членов РКП(б) и РКСМ было - 80 человек, рабочих - 35, крестьян - 3, а служащих и учащихся - 89. Последняя цифра особенно огорчала советско-партийные органы, так как считалось, что «от социального положения зависит и психология человека»6. «При приеме курсанты подвергались испытанию на предмет выяснения общего и политического развития специальной комиссией, назначенной губкомом. Но комиссия с недостаточным вниманием отнеслась к испытанию, и курсанты, политически совершенно не развитые, но подходящие по своему социальному положению, были приняты, что и дало впоследствии нежелательные результаты»7.

На некоторые школы смотрели как на место материального обеспечения для неустроенных родственников и товарищей. Отсюда много было «гоняющихся за пайком, а учебу считавших придатком». Были случаи, когда в совпартшколы направляли в качестве наказания за нарушение партийной дисциплины или даже за уголовное преступление с такой формулировкой: «Преступ-

ление сделано не злонамеренно, ввиду несознательности и слабого политического развития. Поэтому предлагается товарищу пройди курс в губсопартшколе»8.

Кроме этого, пытались изменить методику приема курсантов. Так, на конференции работников совпартшкол Иваново-Вознесенской губернии, состоявшейся в марте 1923 г., было принято решение применять метод двухнедельных испытаний в форме собеседования по вопросам текущего момента, политическим и общеобразовательным предметам. А в целях повышения числа коммунистов в школах на этой конференции рассматривался вопрос принудительного укомплектования совпартшкол членами партии9.

Большой проблемой в деятельности партийных учебных заведений было отсутствие преподавательских кадров. Рыбинский губком партии в июне 1921 г. из-за нехватки преподавателей и групповодов не мог открыть губсовпартшколу А в 1922 г. по той же причине, вместо запланированной губсовпартшколы 2-й ступени и двух уездных школ, работала только одна губернская школа 1-й ступе-ни10. Из-за недостатка лекторских сил, в июле 1922 г. были закрыты все пять районных партийных школ Ярославля11. Чтобы поправить создавшееся положение ЦК РКП(б) 5 декабря 1922 г. принял постановление о направлении лекторов ЦК в ближайшие рабочие районы12. На местах эту проблему пытались разрешить и собственными силами. Так, Агитпропотдел Костромского губкома организовал при совпартшколе 2-й ступени в мае 1922 г. курсы лекторов для уездных школ, которые закончили 13 человек13. Ростовский уком Ярославской губернии в 1922 г. вышел из положения, направив в совпартшколы коммунистов, «мобилизованных по партдисциплине». Точно так же поступил и Иваново-Вознесенский губком.

В Ярославле губком официально разрешил отступать от правил приема и зачислять «так называемых интеллигентов», которые на 2-м курсе могли бы «сыграть роль ассистентов и руководителей групп»14. Кроме того, в качестве групповодов15 в совпартшколах использовали наиболее отличившихся студентов, окончивших Свердловский или Зиновьевский Коммунистические университеты. Нехватка материальных средств и преподавательских кадров привела к количественному сокращению совпартшкол к 1923 г.16

Нормальное функционирование партийных учебных заведений зависело от состояния учеб-

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

ных планов, программ, уровня методики преподавания и нагрузки курсантов.

Разработке учебных планов и программ Агит-пропотдел ЦК РКП(б), Наркомпрос и местные партийные комитеты уделяли особое внимание, но их практическое осуществление зависело от материальных и кадровых возможностей совпартшколы и их специализации. Так, в августе 1921 г. в соответствии с указаниями Иваново-Вознесенского губкома, была изменена учебная программа Шуйской уездной совпартшколы. Принятая ранее программа, рассчитанная на подготовку кадров для промышленности, заменялась на программу с ориентацией на крестьянский уезд17.

Учебный план уездных совпартшкол, утвержденный в 1921 г., включал 21 предмет. В губернских школах изучалось 25 предметов. Однако дробление учебного плана при слабой подготовке слушателей не давало нужного результата. В связи с этим количество предметов было сокращено в СПШ 1 и 2 ступеней до 11, причем половина времени отводилось на общеобразовательные

дисциплины18.

В работе совпартшкол было много отрицательных моментов. Сверху спускались нереальные планы их комплектования, не учитывающие местных условий и возможностей, что приводило к большому отсеву слушателей. Учащиеся были или плохо подготовлены и не могли продолжать учебу, или их поведение не соответствовало нормам и принципам коммунистической морали. Те курсанты, которым удалось окончить школу, вряд ли могли считаться нормальными специалистами, ввиду того, что курс обучения был краткосрочным, а в учебных программах преобладали обществоведческие дисциплины. Трудности с преподавательскими кадрами и материальнофинансовым обеспечением также отрицательно сказывались на работе совпартшкол.

И, наконец, в СПШ формировались только определенные, узкоплановые категории специалистов, что при общем снижении критериев к интеллигенции вообще, негативно, в плане специальной подготовки и культурно-образовательного уровня, отразилось на выпускниках.

Таким образом, большинству слушателей советско-партийных учебных заведений нужно было основательно поработать над собой и получить более высокое образование, чтобы они могли более эффективно заниматься управленческими функциями в партийно-советских органах.

Примечания

1 X съезд РКП (б). Стенографический отчет. -М., 1963. - С. 150.

2 КПСС в резолюциях... Ч. 1. - М., 1954. - С. 552.

3 Справочник партийного работника. Вып. 2. -М., 1922. - С. 57-58.

4 Методика и организация партпросвещения. - М., 1926. - С. 56.

5 Рабочий край. - 1922. - 29 сент.

6 Красный мир. - 1923. - 3 сент.

7 ГАНИЯО, ф. 4830, оп. 1, д. 10, л. 32(об).

8 Осипов. - С. 21.

9 ГАИО, ф. 2, оп. 6, д. 124, л. 24, 28.

10 РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 118, л. 43; д. 183, л. 220.

11 ГАЯО, ф. р. 829, оп. 1, д. 56, л. 37.

12 РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 118, л. 54.

13 Наша совпартшкола // Красный мир. -1922. - 29 мая.

14 ГАНИЯО, ф. 1, оп. 27, д. 871, л. 208.

15 «Групповод - это педагог, еще недостаточно квалифицированный, чтобы самостоятельно вести учебные занятия в совпартшколе, но уже достаточно марксистски подготовленный, чтобы под руководством более опытного лектора вести эти занятия. Групповод занимается с аудиторией проработкой готового, данного в лекциях материала. Вся тяжесть черновой работы падает на него. В 1923 г. при Зиновьевском и Свердловском университетах были открыты двухмесяные курсы для подготовки групповодов» (Александровский А. Групповод-преподаватель и воспитатель // Известия Иваново-Вознесенского губкома РКП (б). - 1923. - №16. - С. 20).

16 ГАРФ, ф. 1565, оп. 3, д. 395, л. 3(об).

17 ГАИО, ф. 2, оп. 6, д. 56, л. 2.

18 См.: Рындич А. Ф. Партийно-советские школы. К вопросу о методике занятий со взрослыми. - М.; Л., 1925. - С. 34-35.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.