Научная статья на тему 'Последствия прекращения лицензирования в строительной сфере для организаций нефтегазового комплекса'

Последствия прекращения лицензирования в строительной сфере для организаций нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Территория Нефтегаз
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Набутовский З. А., Беренштейн И. В.

В связи с отменой лицензирования в строительной сфере все организации, имеющие в своей структуре строительные и про- ектировочные подразделения, столкнулись с необходимостью включиться в систему саморегулирования в области обеспечения безопасности объектов капитального строительства, которая находится в стадии своего становления. Согласно действующему законодательству лицензирование в строительстве прекращается с 1 января 2009 г., а действие ранее выданных строительных лицензий - с 1 января 2010 г1. Это значит, что независимо от окончания срока действия имею- щейся у организации строительной лицензии к 1 января 2010 г. она должна будет получить допуски ко всем видам выполняемых ею работ по капитальному ремонту, реконструкции, строитель- ству, проектированию и изысканиям, которые оказывают вли- яние на безопасность объектов капитального строительства. Только при этом условии организация сможет продолжать вы- полнять такие работы после 1 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия прекращения лицензирования в строительной сфере для организаций нефтегазового комплекса»

СТРОИТЕЛЬСТВО

и. в. Беренштейн, к.ю.н., Председатель Правления НП «Центр перспективного развития» з. А. набутовский, к.т.н., Директор НП «СоюзПрогрессГаз»

последствия прекращения

лицензирования

в строительной сфере

для организаций нефтегазового

комплекса

1 См.: ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»; п. 6.1. ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В связи с отменой лицензирования в строительной сфере все организации, имеющие в своей структуре строительные и проектировочные подразделения, столкнулись с необходимостью включиться в систему саморегулирования в области обеспечения безопасности объектов капитального строительства, которая находится в стадии своего становления.

Согласно действующему законодательству лицензирование в строительстве прекращается с 1 января 2009 г., а действие ранее выданных строительных лицензий - с 1 января 2010 г1. Это значит, что независимо от окончания срока действия имеющейся у организации строительной лицензии к 1 января 2010 г. она должна будет получить допуски ко всем видам выполняемых ею работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству, проектированию и изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Только при этом условии организация сможет продолжать выполнять такие работы после 1 января 2010 г.

Сразу оговоримся, что, несмотря на многочисленные слухи о продлении сроков лицензирования в строительной сфере, сколь-нибудь реальные предпосылки к этому отсутствуют, никаких законопроектов, направленных на изменение действующих сроков, в Госдуму РФ пока не вносилось. В то же время полным ходом идет процесс создания структурных единиц системы саморегулирования в строительной отрасли, принимаются нормативные правовые акты, направленные на реализацию Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в части установления требований к строительным СРО. Согласно требованиям ГрК РФ работы в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться только теми организациями,

которые имеют соответствующие допуски (но не лицензии, как это разрешено до 1 января 2010 г.) Выдача допусков возлагается на некоммерческие партнерства, получившие статус саморе-гулируемых организаций (СРО). ГрК РФ предусматривает создание трех видов СРО - в области инженерных изысканий, проектирования и строительства (ст. 553 ГрК РФ), каждый из которых ориентирован на развитие саморегулирования по своему направлению. Таким образом, организация, которая не только выполняет определенные работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, но и осуществляет подготовку проектной документации, должна будет стать членом минимум двух СРО - строителей и проектировщиков.

Следует иметь в виду, что СРО - это не какая-то специальная организационно-

правовая форма, а это статус, который присваивается действующей некоммерческой организации, причем статус СРО в строительной сфере может быть присвоен некоммерческой организации, если она существует только в форме некоммерческого партнерства. Такой статус может быть присвоен как вновь созданному специально под эти цели некоммерческому партнерству, так и уже существующему некоммерческому партнерству, которое создавалось задолго до введения в закон норм о саморегулировании.

Такие «старые» партнерства обладают одним безусловным преимуществом перед вновь создаваемыми - они уже объединяют достаточное количество организаций, заинтересованных в получении партнерством статуса само-регулируемой организации, в то время как «новые» партнерства вынуждены

58 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

\\ № 4 \\ апрель \ 2003

заниматься привлечением в свои ряды необходимого для получения статуса СРО количества членов (100 - для СРО строителей и 50 - для СРО изыскателей и проектировщиков).

Именно поэтому никого не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что уже к концу января 2009 г. под цели строительных СРО Минюстом РФ было зарегистрировано более 60 некоммерческих партнерств2. По состоянию на 1 апреля 2009 г. только три из них действительно получили статус СРО и, как следствие, право выдавать допуски своим членам, что особенно актуально для тех организаций, у которых в настоящее время истекли или подходят к концу сроки действия соответствующих лицензий. Два некоммерческих партнерства, НП «МООСС» и НП «МОС», имеют статус саморегулируемых организаций, объединяющих строителей, и одна - НП «МОПОСС», объединяющая проектировщиков.

Все остальные некоммерческие партнерства лишь стремятся к тому, чтобы выполнить все требования законодательства и подготовить необходимые документы для регистрации в реестре строительных СРО, который ведет Ростехнадзор.

20 мая 2008 г. ряд организаций при поддержке Департамента по транспортировке, хранению и использованию газа ОАО «Газпром» образовали некоммерческое партнерство «Союз производителей и потребителей оборудования ГРС и систем газоснабжения» (НП «СоюзПрогрессГаз»). Партнерство объединяет более тридцати московских и региональных предприятий, осуществляющих деятельность преимущественно в сфере реконструкции капитального ремонта газопроводов и газораспределительных (ГРС) станций. Поэтому НП «СоюзПрогрессГаз» имеет все предпосылки для приобретения статуса саморегулируемой организации в области строительства или проектирования. Решение о выборе направления саморегулирования принимается общим собранием членов некоммерческого партнерства.

Каждая заинтересованная организация должна для себя определить, насколько необходимо ей будет членство в строи-

2 См.: информация на сайте www.omorrss.ru

тельной или проектной СРО. Для этого следует в первую очередь проанализировать перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. № 274. Данный перечень существенным образом отличается от перечня видов работ в строительной сфере, требовавших лицензирования по ранее действовавшим правилам. Что касается перечня работ по подготовке проектной документации,то он включает всего двенадцать позиций, идентичных описанию состава проектной документации, данному Градостроительным кодексом РФ. Перечень строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит значительно меньшее количество позиций, нежели содержал в себе перечень лицензируемых видов работ. Поэтому вполне может оказаться, что тот набор работ, который выполняет организация, не требует ни лицензирования, поскольку с 1 января текущего года оно прекращено, ни допуска, поскольку эти работы не вошли в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Именно такая ситуация может возникнуть у тех организаций, которые по роду своей деятельности выполняют функции заказчика по строительству инженерных сооружений, функции технического заказчика, генерального подрядчика или технического надзора. Выполнение указанных функций само по себе не требует допуска, выданного саморегулируемой организацией, поскольку функция - это не вид работ. Однако если при их выполнении организация должна осуществлять какой-либо из видов работ, вошедший в перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то допуск на этот конкретный вид работ будет необходимо получить. Как правило, выполнение функций заказчика, технического заказчика, технического надзора, генерального подрядчика не подразумевает выполнение работ, имеющихся в перечне, и допуска не требует. Это значит, что начиная с 2009 г. к выполнению данной

Сегодня российское законодательство диктует нам новые «правила игры»: факт принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях» №315-Ф3 от 01.12.2007г. и внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ вместе с рядом других нормативных документов означает лишь одно - с 1 января 2009 года прекращена выдача лицензий организациям на осуществление своей деятельности. Поэтому все организации, заинтересованные в продолжении своей профессиональной деятельности, должны оперативно решить вопрос о вступлении в члены саморегулируемой организации (СРО), в обязанности которым вменяется выдача допусков ко всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Несмотря на ясную позицию государства в данной ситуации, остается множество вопросов по окончательному переходу на систему саморегулирования, на которые готовы дать квалифицированные ответы наши ведущие юристы и специалисты в данной области законодательства. Мы надеемся, что открывающаяся на страницах нашего журнала дискуссия поможет Вам, в короткие сроки и верно, не только определиться с возможностью сугубо на законных основаниях продолжить свою деятельность, но и в полной мере, используя возможности СРО, реализовать стратегию развития своего предприятия.

Генеральный директор журнала «Территория «НЕФТЕГАЗ»

Вопросы просьба присылать на адрес: info@neftegas.info

строительство

функции могут привлекаться лица, не имеющие никаких специальных разрешений.

После того, как организация определяется с видами работ, на которые ей с 2010 г. потребуется допуск, следует понять, в какой момент ей необходимо за этим допуском обратиться.

С одной стороны, при наличии действующей лицензии, позволяющей организации в течение 2009 г. выполнять данные виды работ, можно спокойно осмотреться, дождаться, пока начнет заполняться реестр строительных СРО и вступать не просто в некоммерческое партнерство, созданное под цели СРО, а в организацию, уже имеющую статус саморегулируемой.Так, конечно, надежней, ибо, вступая в ряды некоммерческого партнерства, провозгласившего своей целью получение статуса СРО изыскателей, проектировщиков или строителей, нельзя иметь стопроцентную уверенность в том, что партнерство такой статус действительно получит и получит вовремя.

С другой стороны, вступить в некоммерческое партнерство до приобретения им статуса СРО будет проще и, скорее всего, дешевле, нежели в само-регулируемую организацию. Кроме того, находясь у истоков создания СРО, каждый член некоммерческого партнерства получает возможность влиять на содержание внутренних документов партнерства, принимать участие в их разработке, обсуждении и утверждении. Те организации, которые будут вступать в некоммерческое партнерство после приобретения им статуса СРО, вынуждены будут присоединяться к уже действующим в СРО требованиям и правилам. С приобретением статуса СРО некоммерческое партнерство может пересмотреть условия членства в нем,увеличив, например, размер вступительного членского взноса, а также взноса в компенсационный фонд и т.п.

Вступление в члены любой некоммерческой организации требует внесения установленных ее внутренними документами членских взносов - вступительного, ежегодного и иных. Если членство в некоммерческой организации прекращается по каким-либо мотивам, в том числе вследствие добровольного выхода из организации, то

выбывшему члену членские взносы не возвращаются. Таким образом, в случае, если некоммерческое партнерство, в которое вступила организация с целью получения допуска к определенным видам работ, не сможет по каким-либо причинам приобрести статус СРО в течение 2009 г., такой организации, вполне вероятно, придется покинуть это партнерство и вступить в другое, которое уже имеет статус СРО и где он с гарантией получит необходимый допуск. В этом случае уплаченные в партнерство членские взносы к организации не вернутся.

Получается, что если та или иная организация уже является членом некоммерческого партнерства, например НП «СоюзПрогрессГаз», то для нее будет выгодно приобретение данным партнерством статуса СРО, поскольку это позволит не только сэкономить на расходах по уплате членских взносов (при вступлении в другое партнерство), но и даст возможность влиять на принятие ряда важных решений. Ведь СРО наделена законом серьезными полномочиями в отношении своих членов, в ее силах разрешить или запретить члену СРО осуществлять определенные работы, являющиеся предметом его предпринимательской деятельности. При этом контрольные мероприятия и дисциплинарные санкции в отношении членов применяются СРО не произвольно, а в соответствии с ее внутренними документами, в разработке и утверждении которых участвуют все члены партнерства.

Так, прекращение членства в партнерстве может происходить как по воле самого члена, так и по воле партнерства. Вообще исключение из членов партнерства является санкцией за несоблюдение его членом установленных партнерством правил. Каждое некоммерческое партнерство самостоятельно определяет в своих учредительных документах перечень оснований для исключения члена, который может существенно отличаться от перечня оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, предусмотренного ст. 557 ГрК РФ. Во избежание возможности быть исключенным из членов некоммерческого партнерства до того, как оно получит статус саморегулируемой ор-

ганизации, следует внимательно знакомиться с внутренними документами партнерства.

Исключение из членов СРО является наиболее серьезной санкцией за нарушение членом партнерства технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов, правил СРО, а также финансовых обязательств перед СРО по уплате членских взносов и взносов в компенсационный фонд. Исключенное из СРО лицо фактически лишается возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, на которую в соответствии с ГрК РФ требуется допуск. Возобновить свое членство в той же СРО или вступить в иную СРО такое лицо сможет лишь при выполнении всех условий вступления в члены СРО, включая уплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд.

Информация о том, кто и как в СРО принимает решения об исключении из членов организации, о прекращении действия свидетельств о допуске к определенным видам работ и о применении к членам СРО иных санкций, содержится во внутренних документах СРО - правилах контроля за соблюдением членами СРО требований свидетельств о допуске, стандартов и правил саморегулирования, дисциплинарных регламентах и иных документах. Вообще наличие у партнерства внутренних документов, обязательных для саморегулируемой организации, является важным аргументом при вступлении в некоммерческое партнерство, претендующее на приобретение статуса СРО. Первым делом следует поинтересоваться, утверждены ли в партнерстве требования к выдаче свидетельств о допуске. Если такие требования разработаны и утверждены, то следует «примерить» их на свою организацию. Ведь ГрК РФ определяет лишь минимальный уровень требований, а конкретные требования устанавливает СРО. Если СРО устанавливает слишком высокие требования к своим членам, например повышенное количество специалистов с высшим образованием и опытом работы по определенной специальности, повышенные требования к наличию у

3 См. ограничения на истребование документов от кандидатов в члены СРО, предусмотренные ст. 556 ГрК РФ.

60 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

\\ № 4 \\ апрель \ 2009

членов СРО определенных зданий, сооружений, машин, оборудования и иного имущества, специальные требования по подтверждению квалификации работников, требования к системе контроля качества работ, осуществляемых членами СРО и т.п., их выполнение может оказаться не по силам для кандидата. Если СРО устанавливает минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске, то существует опасность вступления в организацию лиц, заведомо не способных соблюдать требования по безопасности и качеству изыскательских, проектных и строительных работ, за что придется отвечать всем членам такой СРО.

Может быть и так, что на момент подачи заявления о вступлении в некоммерческое партнерство требования к выдаче свидетельств о допуске им еще не утверждены. С одной стороны, это не так плохо, поскольку, став членом некоммерческого партнерства, кандидат получит возможность участвовать в разработке и утверждении таких требований. С другой стороны, решения в некоммерческом партнерстве принимаются коллективно, и в результате член партнерства, уплативший при вступлении в него немалые деньги, может столкнуться с тем, что СРО выдвинет невыполнимые для него требования к выдаче свидетельств о допуске.

Кроме требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, СРО может устанавливать стандарты и правила деятельности своих членов.

Несмотря на то, что СРО не вправе требовать при приеме в члены СРО документы, подтверждающие выполнение членом СРО стандартов и правил саморегулирования3, эти требования так же важны для кандидата в его члены, как и требования к выдаче свидетельств о допуске. Невыполнение членом СРО требований стандартов и правил, установленных в организации, может быть выявлено при ближайшей проверке, проводимой партнерством в порядке, установленном правилами контроля. В зависимости от серьезности нарушения оно может повлечь применение к члену СРО мер дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из членов.

Стандарты и правила саморегулирования не являются обязательными документами СРО. Вопрос о стандартах СРО, как части системы стандартизации и одном из элементов технического регулирования в России, еще не приобрел особой остроты. Во многом это связано с отсутствием утвержденных технических регламентов, а также единого подхода к построению системы национальной стандартизации, поддерживающей требования технических регламентов. В этом смысле пока не вполне ясными представляются направления разработки стандартов организаций, в том числе СРО, действующих в сфере изысканий, проектирования и строительства.

Зато правила саморегулирования - это объективная реальность. Практически каждое некоммерческое партнерство, созданное под цели СРО, стремится к тому, чтобы в преддверии получения статуса СРО установить правила страхования членами партнерства гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, поскольку именно наличие таких правил позволяет снизить размер компенсационного фонда, формируемого СРО.

Страхование гражданской ответственности членов СРО и создание компенсационного фонда саморегулируемой организации являются инструментами обеспечения имущественной ответственности исполнителей работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, за причинение ими вреда третьим лицам. Механизмы возмещения вреда, причиненного исполнителем работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае страхования его гражданской ответственности и использования средств компенсационного фонда существенно различаются.

В отсутствие страхования гражданской ответственности исполнителя работ возмещать причиненный вред придется в первую очередь ему самому как причинителю вреда. Если по каким-либо причинам исполнитель работ не возмещает вред или возмещает его не в полном объеме, то наступает ответственность саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация отвечает только в рамках средств сформированного ее членами компенсаци-

онного фонда и только при выполнении ряда условий, а именно:

• вред причинен вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;

• на момент причинения вреда исполнитель таких работ имел допуск к ним, выданный СРО.

Если же гражданская ответственность исполнителя работ застрахована,то при наступлении страхового случая (причинения вреда) вред возмещается в первую очередь страховой компанией. Размер возмещения определяется страховой суммой и условиями договора страхования. Если средств, выплаченных страховой компанией, недостаточно для покрытия вреда, тогда наступает ответственность исполнителя работ, причинившего вред. И только затем, если исполнитель работ окажется несостоятельным в вопросе возмещения вреда, наступит ответственность СРО. Представляется, что прежде, чем описанные выше механизмы защиты имущественных интересов пострадавших от недобросовестности строительных организаций лиц действительно заработают, должно пройти немало времени, должна сформироваться практика их применения.

Сегодня, к примеру, нет ясности в вопросе о том, что следует понимать под термином «недостатки работ». Различные страховые организации предлагают различные трактовки этого понятия, от чего напрямую зависит, будет причинение вреда в каждом конкретном случае расцениваться как страховой случай или не будет.

Когда можно считать факт причинения вреда и наличие причинноследственной связи между причиненным вредом и недостатками работ установленными? Только ли при наличии решения суда или тому могут быть иные подтверждения? Если могут, то какие? Отсутствие наработанной практики в этих вопросах, с одной стороны, открывает широкие возможности для мошенничества (и даже решение суда не всегда бывает панацеей от недобросовестных взыскателей), а с другой стороны, не позволяет добиться того эффекта, на который рассчитан переход от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.