Научная статья на тему 'Последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством'

Последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
медицинская услуга / пациент / потребитель / экспертиза / моральный вред / защита / возмещение / medical service / patient / consumer / expertise / moral harm / protection / compensation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марина Александровна Мельничук, Алина Андреевна Николаенко

Статья посвящена последствиям оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством. Особое внимание уделено проблемам доказывания врачебной ошибки. Авторы делают вывод, что по-прежнему сохраняется необходимость развивать существующие институты и механизмы защиты прав пациента, так как здоровье человека является одним из главных неотчуждаемых высших благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марина Александровна Мельничук, Алина Андреевна Николаенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consequences of the provision of medical services of inadequate quality in accordance with civil legislation

The article is devoted to the consequences of the provision of medical services of inadequate quality in accordance with civil law. The authors concludes that there is still a need to develop existing institutions and mechanisms for protecting the patient's rights, since human health is one of the main inalienable highest benefits.

Текст научной работы на тему «Последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством»

Закон и право. 2022. № 3. С. 116-118. Law and legislation. 2022;(3):116-118.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-116-118

NIION: 1997-0063-3/22-148 MOSURED: 77/27-001-2022-3-348

Последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством

Марина Александровна Мельничук1, Алина Андреевна Николаенко2

1 2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 Melsi.76@mail.ru

2 nikolaenko_alina19@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена последствиям оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством. Особое внимание уделено проблемам доказывания врачебной ошибки. Авторы делают вывод, что по-прежнему сохраняется необходимость развивать существующие институты и механизмы защиты прав пациента, так как здоровье человека является одним из главных неотчуждаемых высших благ.

Ключевые слова: медицинская услуга, пациент, потребитель, экспертиза, моральный вред, защита, возмещение.

Для цитирования: Мельничук М.А., Николаенко А.А. Последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством // Закон и право. 2022. № 3. С. 116—118. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-116-118.

Original article

Consequences of the provision of medical services of inadequate quality in accordance with civil legislation

Marina A. Melnichuk 1, Alina A. Nikolaenko2

1 2 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

1 Melsi.76@mail.ru

2 nikolaenko_alina19@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the consequences of the provision of medical services of inadequate quality in accordance with civil law. The authors concludes that there is still a need to develop existing institutions and mechanisms for protecting the patient's rights, since human health is one of the main inalienable highest benefits.

Keywords: medical service, patient, consumer, expertise, moral harm, protection, compensation.

For citation: Melnichuk M.A., Nikolaenko A.A. Consequences of providing medical services of inadequate quality in accordance with civil legislation // Law and legislation. 2022; (3) :116—118. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-3-116-118.

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» услуга, оказываемая продавцом, должна быть качественной, т.е. пригодной для использования в конкретных целях. Качество медицинской услуги определя-

© Мельничук М.А., Николаенко А.Н. М., 2022.

ется соответствием предпринятых мер к излечению пациента, т.е. показателем служит ее эффект.

Несомненно, что оказание медицинских услуг ненадлежащего качества повлечет за собой привлечение к ответственности: как к гражданской, так и к уголовной.

В данной статье будут проанализированы последствия оказания медицинских услуг ненад-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

лежащего качества в соответствии с гражданским законодательством. Ситуация осложняется тем, что специального правового регулирования ответственности в сфере медицинских услуг в принципе нет.

Итак, гражданско-правовая ответственность исполнителя — медицинской организации бывает двух видов: договорная и внедоговорная (де-ликтная), за основу деления взято наличие договорных обязательств между сторонами. При этом данная ответственность наступает при причинении вреда здоровью потребителю и наличии вины организации исполнителя.

Что касается субъектов исследуемых правоотношений, то здесь уместно процитировать Е.П. Шевчук: «причинителями вреда в данных правоотношениях следует признать медицинских работников, прямо участвующих в оказании медицинских манипуляций, а потерпевшими являются пациенты, которые являются потребителями соответствующих медицинских услуг» [4, с. 16].

Исходя из принципа генерального деликта вред обязан возместить тот, кто его причинил, и, как правило, обязанность возлагается на медицинскую организацию, где работает медицинский сотрудник.

Если мы обратимся к содержанию ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, то становится очевидно, что потерпевший пациент имеет право на возмещение и материального, и морального вреда [1].

Так, в случае оказания медицинской организацией услуг ненадлежащего качества моральный вред может быть выражен в невозможности продолжить активную общественную жизнь, в лишении работы по причине физических увечий, в раскрытии врачебной тайны.

К сожалению, исходя из анализа судебной практики исковые требования пострадавших пациентов удовлетворяются судами в гораздо меньшем размере, чем просит заявитель.

По мнению многих ученых и практикующих юристов, имеется необходимость установления для судов на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ неких ориентиров для определения размера компенсации морального вреда.

Помимо компенсации морального вреда, пострадавший пациент от медицинских услуг ненадлежащего качества может получить компенсацию за утраченный заработок, материальные затраты на восстановление здоровья и иные

сопутствующие расходы, имеющие значение для реабилитации [3].

Также, согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», пациент как потребитель имеет право требовать от медицинского учреждения безвозмездно устранить выявленные недостатки услуги; уменьшить цену оказанной услуги; безвозмездно выполнить работу и т.д.

В то же время на практике пациент не может потребовать безвозмездно устранить недостатки, если, например, ему в стоматологическом кабинете удалили здоровый зуб. Поэтому пациент далеко не всегда может реализовать свои права.

Сегодня проблемы оказания медицинских услуг ненадлежащего качества получили небывалую ранее актуальность.

Особенного внимания исследователей заслуживает проблема доказывания врачебной ошибки, так как потребитель медицинских услуг не обладает необходимым уровнем знаний и квалификации даже для выявления ошибки, а в некоторых случаях и вовсе граждане не обладают достаточным уровнем правосознания.

В целом процедура доказывания врачебной ошибки является крайне трудоемким процессом, который, в том числе, основывается на выводах соответствующих экспертиз.

По нашему мнению, требуется подготовка узкоспециализированных юристов в области медицинского права, которые смогут оказывать правовую помощь населению в области оказания медицинских услуг ненадлежащего качества, осуществлять консультирование суда и иных участников гражданского процесса в медицинских вопросах.

Негативное влияние на доказывание врачебной ошибки оказывает и отсутствие конкретного законодательства, учитывающего специфику деятельности и механизм привлечения медицинских работников к ответственности.

Нельзя не обозначить сложности, которые возникают при установлении причинной связи между действием или бездействием медицинского работника и последствиями, наступившими для пациента. Для того чтобы верно оценить качество предоставленной медицинской услуги, необходимо сопоставить несколько факторов: своевременное обращение потерпевшего за помощью; правильное следование рекомендациям медицинского сотрудника; соблюдение медицинским работником специальных протоколов и т.д.

Таким образом, оказание медицинских услуг ненадлежащего качества, к сожалению, уже

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 03-2022

не редкость, но нехватка квалифицированных специалистов и отсутствие законодательной базы не дают возможности эффективно защищать права и законные интересы пострадавших пациентов.

Последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством имеют компенсационный характер и направлены на восстановление нарушенного права.

Полагаем, что по-прежнему сохраняется необходимость еще больше развивать существующие институты и механизмы защиты прав пациента, так как здоровье человека является одним из главных неотчуждаемых высших благ.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // URL: http://www.consul-tant.ru (Дата обращения: 17.10.2021)

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // URL: http://www. consultant.ru (Дата обращения: 17.10.2021)

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие при-

чинения вреда жизни или здоровью гражданина» // URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 17.10.2021)

4. Шевчук Е.П. Правовая природа отношений по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья при оказании медицинских услуг // Пролог: журнал о праве. 2018. № 2.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (part two) of 26.01.1996 № 14-FZ // URL: http:// www.consultant.ru (Accessed: 17.10.2021).

2. The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 «On protection of consumer rights» // URL: http://www.consultant.ru (Accessed: 17.10.2021).

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 1 dated 26.01.2010 «On the application by courts of civil legislation regulating relations on obligations due to harm to the life or health of a citizen» // URL: http:// www.consultant.ru (Accessed:: 17.10.2021)

4. ShevchukE.P. The legal nature of relations on compensation for damage caused by damage to health in the provision of medical services // Prologue: journal of Law. 2018. № 2.

Информация об авторах

Мельничук М.А. — кандидат юридических наук, доцент Николаенко А.А. — студентка

Information about the authors

Melnichuk M.A. — candidate of law, associate professor Nikolaenko A.A. — student

Вклад авторов:

Мельничук М.А. — концепция исследования; вывод Николаенко А.А. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: Melnichuk M.A. — research concept; conclusion Nikolaenko A.A. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.12.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 17.12.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.