информация!
УДК (083.75)
ПОСЛЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2009 года № 4-11
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля № 4-11 как имеющее отношение к важному аспекту оказания психиатрической помощи, было помещено в предыдущем номере (№2 за 2009 год) нашего журнала. В связи с вопросами, поступившими от некоторых руководителей психиатрических учреждений, в частности, о том, распространяются ли указанные в Постановлении Конституционного Суда положения на госпитализацию несовершеннолетних, редакция попросила доцента, кандидата юридических наук С.В.Полубинскую ответить на эти вопросы.
О части 4 статьи 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 года № 4-П
27 февраля 2009 года Конституционный Суд РФ принял постановление по делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379-1 Гражданского процессуального кодекса РФ и части четвертой статьи 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с жалобами граждан Ю.К.Гудковой, П.В.Штукатурова и М.А.Яшининой. Конституционный Суд РФ, в частности, постановил признать положение части четвертой статьи 28 указанного Закона РФ, согласно которому лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в психиатрический стационар без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности госпитализации в недобровольном порядке. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ было положение ч.4 ст.28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании», касающееся госпитализации лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными.
Ю.К.Гудкова, П.В.Штукатуров и М.А.Яшинина по заявлениям своих близких родственников, претендовавших на роли опекунов, были признаны
недееспособными без участия в судебных заседаниях, кассационные жалобы двух из заявителей были отклонены, а третьей было отказано в истребовании дела и его передаче в суд надзорной инстанции по мотивам отсутствия у лиц, признанных недееспособными, права на осуществление судебной защиты своих прав лично. В дальнейшем с согласия своих опекунов они были госпитализированы в психиатрические стационары.
Конституционный Суд РФ признал жалобы Ю.К.Гудковой, П.В.Штукатурова и М.А.Яшининой, поданные выбранными ими представителями, допустимыми. Также Конституционный Суд РФ постановил признать оспариваемые положения ряда статей Гражданского процессуального кодекса РФ и Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не соответствующими Конституции РФ. Ранее, рассмотрев жалобу П.В.Штукатурова, Европейский Суд по правам человека в постановлении от 27 марта 2008 года констатировал нарушение в отношении него права на свободу и личную неприкосновенность, на справедливое судебное разбирательство и на уважение частной и семейной жизни (статьи 5, 6 и 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ, принятое решение обусловлено рядом причин. Во-первых, согласно ст.60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, граждане же, признанные судом недееспособными, не имеют права избирать и быть избранными (ч.3 ст.32 Конституции РФ), и иных ограничений в отношении недееспособных Конституция РФ не содержит. В свою очередь гражданин может быть признан недееспособным на основании федерального закона в надлежащей судебной процедуре. При этом лицо, страдающее психическим расстройством, может быть лишено свободы в целях принудительного лечения только по судебному решению в порядке, установленном законом. Такому лицу должна быть предоставлена справедливая, полная и эффективная судебная защита, включая обеспечение ему права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе права пользоваться помощью выбранного им
самим адвоката. Этим конституционным положениям корреспондируют положения актов международных организаций, с учетом которых должны устанавливаться процедуры признания лиц недееспособными и осуществляться принудительное помещение таких лиц в психиатрический стационар, в частности, необходимость обеспечения лицу, страдающему психическим расстройством, как и любому другому лицу, права быть выслушанным лично в любом разбирательстве, которое может затрагивать его правоспособность (п.2.1. Постановления Конституционного Суда РФ).
Во-вторых, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 20 ноября 2007 года № 13-П применительно к производству по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, в гражданском процессуальном законодательстве для решения вопросов, связанных с признанием лица недееспособным и его госпитализацией в психиатрический стационар в недобровольном порядке, допускается личное участие такого лица в судебном заседании, если это возможно по его состоянию здоровья, а также личное заявление ходатайств и обжалование в суд нарушающих права и свободы граждан действий и решений медицинских и иных работников при оказании лицу психиатрической помощи (п.2.2. Постановления Конституционного Суда РФ).
Далее, на основании этих положений Конституционный Суд РФ признал необходимость установления особого уровня гарантий защиты прав лиц, которые страдают психическими расстройствами и в отношении которых возбуждается производство по признанию их в установленном порядке недееспособными, с тем чтобы исключить какую-либо дискриминацию лица по признаку наличия психического расстройства, а также связанные с этим ограничения прав, кроме тех, которые допускаются в общепризнанных для таких целях случаях (п.2.3. Постановления Конституционного Суда РФ).
Как было установлено Конституционным Судом РФ, в отношении заявителей - Ю.К.Гудковой, П.В.Штукатурова и М.А.Яшининой - на основании оспариваемых положений действующего Гражданского процессуального кодекса РФ и Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» был нарушен общеправовой принцип формального равенства, закрепленный в ч.1 и 2 статьи 19 Конституции РФ, они были лишены прав, которыми Гражданский процессуальный кодекс РФ наделяет всех лиц, участвующих в деле, в частности, права вести дело в суде лично или через представителей, выбранных ими самостоятельно, давать объяснения по делу, а также прав, связанных с назначением и проведением судебно-
психиатрической экспертизы. Были они лишены и процессуальных возможностей обжаловать судебные решения и, следовательно, «процессуальных гарантий для защиты от необоснованного ограничения конституционного права самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» (п. 4.2. Постановления Конституционного Суда РФ).
Применительно к ч.4 ст.28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Конституционный Суд РФ указал, что рассматриваемое положение, позволяя осуществлять недобровольную госпитализацию лиц, признанных недееспособными, на основании одной лишь просьбы или согласия их законных представителей, без судебного решения, принятого по результатам проверки обоснованности и необходимости такой госпитализации, «может привести к несоразмерному ограничению прав указанных лиц, в том числе на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, а также права на судебную защиту» (п.5.2. Постановления Конституционного Суда РФ).
Таким образом, приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ и их обоснование свидетельствуют о том, что они относятся к совершеннолетним, достигшим 18-летнего возраста лицам. Норма, содержащаяся в ч.4 ст.28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и касающаяся госпитализации лиц, не достигших совершеннолетия, не была предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Несовершеннолетние лица в возрасте до 15 лет в правовом смысле представляют собой совершенно иную, чем лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными, категорию граждан. Установленный в ч.4 ст.28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» порядок помещения несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в психиатрический стационар по просьбе или с согласия их родителей или иных законных представителей положений Конституции РФ не нарушает и, следовательно, в настоящее время является действующим.
Данная позиция является неофициальной. Официальное толкование текста закона в Российской Федерации может дать парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации путем принятия нового федерального закона либо Конституционный Суд Российской Федерации в ходе рассмотрения соответствующего дела.
С.В. Полубинская, кандидат юридических наук, доцент
(Москва)