Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ'

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рагозинникова Е.В.

В статье рассмотрены особенности осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, на примере деятельности таможенного поста Аэропорт Кольцово (почтовый) Центральной почтовой таможни ФТС России. На основе проведенного анализа перемещения товаров, выявлены проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле, и предложены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR CUSTOMS CONTROL OF GOODS TRANSPORTED IN INTERNATIONAL MAIL

The article discusses the features of customs control in relation to goods transported in international mail, using the example of the activities of the Koltsovo Airport (postal) customs post of the Central Postal Customs of the Federal Customs Service of Russia. Based on the analysis of the movement of goods, problematic issues arising during customs control are identified and directions for their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ»

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ

Е.В. Рагозинникова, старший преподаватель Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-2-203-206

Аннотация. В статье рассмотрены особенности осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, на примере деятельности таможенного поста Аэропорт Кольцово (почтовый) Центральной почтовой таможни ФТС России. На основе проведенного анализа перемещения товаров, выявлены проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле, и предложены направления их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль, международные почтовые отправления, технические средства таможенного контроля.

Одним из достаточно удобных и, как следствие, распространенных способов перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования является пересылка таких товаров в международных почтовых отправлениях (далее - МПО), однако, таможенный контроль перемещаемых в них товаров имеет ряд недостатков, которые требуют внедрения информационных технологий, позволяющих сократить время совершения таможенных операций и повысить эффективность таможенного контроля [1, с. 54]. Таможенное регулирование условий перемещения международных почтовых отправлений осуществляется в соответствии с нормами, установленными главой 40 ТК ЕАЭС [2, с. 115].

Также таможенное регулирование порядка перемещения через таможенную границу Союза МПО определяется следующими документами:

- решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации»;

- решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях»;

- решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений».

Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенными органами в местах международного почтового обмена, которые определены приказом Минфина России и Минкомсвязи России от 18 декабря 2018 г. № 274н/715.

Согласно таможенной статистике, таможенный пост Аэропорт Кольцово (почтовый) Центральной почтовой таможни ФТС России является одним из лидеров в России по объёму пересылаемых МПО. В 2020 году было оформлено порядка 74 млн. МПО, в 2021-м - около 52 млн. МПО. Динамика перемещения МПО, в отношении которых совершены таможенные операции в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Кольцово (почтовый) за период 2018-2021, отражена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика ввоза МПО через таможенный пост Аэропорт Кольцово (почтовый) за период 2018-2021 гг. [31__

Объем принятых МПО при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС Количество МПО (тыс. шт.) Темпы снижения (%)

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

73997, 2 51917, 1 24105,3 30108,0 40,69

Исходя из предоставленных данных можно увидеть, что идет постепенное сокращение количества МПО на протяжении последних лет, по отношению к 2018 году. Снижение МПО обусловлено, прежде всего, международной эпидемией COVID-19

и иными внутренними и внешними факторами.

Структура оформленных МПО за период с 2018 по 2021 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура оформленных МПО за период 2018-2022 гг.

Класс почты Удельный вес, %

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Письменная корреспонденция (мелкий пакет) 98,7 99,1 99,7 99,7

EMS отправления 1,1 0,2 0,1 0,1

Посылочная почта 0,2 0,7 0,2 0,2

ИТОГО 100 100 100 100

Из таблицы 2 видно, что наибольшую долю в структуре оформленных МПО, как за каждый год по отдельности, так и суммарно за 4 года, занимает класс почты «Письменная корреспонденция (мелкий пакет)». Пересылка товаров в мелких пакетах наиболее распространенный вид перемещения МПО, что обуславливает столь высокую их долю в структуре.

В ходе осуществления таможенного контроля в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Кольцово (почтовый) применяются технические средства таможенного контроля (далее - ТСТК), такие, как рентгенотелевизионные систе-

мы досмотра L3 Communications SDC типа РХ107 и типа РХ 10.10-МУ, а также технические средства подповерхностного зондирования, цифровые фотокамеры, радиометры-спектрометры универсальные портативные, измерители-сигнализаторы поисковые. Данные ТСКТ позволяют выявлять различные типы опасных предметов.

Динамика применения ТСТК при проведении таможенного досмотра МПО при их ввозе на таможенную территорию Союза за период 2018-2021 гг. представлена в таблице 3 [3].

Таблица 3. Динамика таможенных досмотров МПО с применением ТСТК

Класс почты Количество досмотров (шт.) Темпы роста, (%)

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Письменная корреспонденция (мелкий пакет), посылки, EMS 3 514 7 740 8447 5070 144,28

Исходя из данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в среднем за сутки в 2018 году проводилось 10 досмотров международных почтовых отправлений, в 2019 году проводился 21 досмотр международных почтовых отправлений, в 2020 году проводилось более 30 досмотров международных почтовых отправлений, в 2021 году проводилось более 7 досмотров международных почтовых отправлений, в

2022 году проводилось более 9 досмотров международных почтовых отправлений. Спад проведенных таможенных досмотров в 2021 г. обусловлен тем, что с 2021 года фиксировались лишь эффективные досмотры, в результате которых составлены акты таможенного досмотра.

При помещении товара под таможенную процедуру экспорта в 2021 году было подано более 3000 деклараций на товары,

представленных в форме CN 23, в электронном виде, что составило практически 10% от общего объема вывозимых почтовых отправлений. Рост количества электронных деклараций при помещении товаров, пересылаемых в МПО под таможенную процедуру экспорта по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, составил 149% (в 2,5 раза) [3].

Надо отметить, что в соответствии с приказом Минфина России №190н от 11 сентября 2020 г., в местах международного почтового обмена применяется технология информационного взаимодействия уполномоченного оператора с таможенными органами, предполагающая обмен сведениями в электронном виде, в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в МПО в рамках интернет -торговли. Также используется система управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.

В рамках данной технологии по информации АО «Почта России» за 2021 год зарегистрировано более 6 млн. МПО, что составляет 25% от общего количества прошедших таможенный контроль МПО (в количественном выражении), из них 99,7% автоматически принято решение о выпуске товаров («автовыпуск»); 0,29% МПО предъявлено на таможенный контроль в рамках действующих автоматических ПР и 0,01% МПО предъявлено на таможенный контроль в связи с составлением уполномоченным оператором акта формы ф.51 (при выявлении несоответствии веса,

В ходе внедрения и реализации данной технологии, был выявлен ряд замечаний, требующих доработок. К ним относятся:

- отсутствие технической возможности применения пункта 3 статьи 317 ТК ЕАЭС в части не составления акта таможенного досмотра при условии, что он не будет использоваться таможенными органами при совершении таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля (выпуск возможен только при составлении АТД);

- отсутствие механизма аннулирования автоматического выпуска товаров, пересылаемых в МПО, принятого информационной системой таможенного органа, в случаях выявления фактов пересылки запрещенных либо ограниченных к ввозу товаров, до их убытия из места международного почтового обмена и возврате таких МПО в ПЗТК для проведения таможенного контроля (например, в случае «сработки» стационарной системы «Янтарь»);

- несовершенство существующего алгоритма форматного контроля соответствия предварительной информации по МПО требованиям приказа №279-н.

Таким образом, совершенствование цифровых технологий и упрощения алгоритма форматного контроля позволит ускорить процесс таможенного контроля и выпуска товаров, перемещаемых в МПО. Расширение компетенций и полномочий специализированных таможенных постов позволит оптимизировать процесс таможенного оформления.

нарушения оболочки и т.д.).

Библиографический список

1. Краснова А.И. Разработка научно-методических принципов совершенствования информационно-технического обеспечения таможенного контроля международных почтовых отправлений / А.И. Краснова, К.А. Зададаева // Экономические науки. - 2020. - Т. 4, №1 (13). - С. 54-63.

2. Мартынов А.В. Обзор I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства» / А.В. Мартынов, Ю.Н. Старилов // Государство и право. - 2016. - №2. -С. 114-120.

3. Федеральная таможенная служба России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022)

4. Черенцова Г.Г. Особенности идентификации искусственных кож для верха обуви при таможенном контроле // Вопросы идентификации и классификации товаров в таможенных

целях: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конф. (Орел, 30 мая 2019 г.). - Орел, 2019. - С. 12-131.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2021, действующая редакция)

THE PROCEDURE FOR CUSTOMS CONTROL OF GOODS TRANSPORTED

IN INTERNATIONAL MAIL

E.V. Ragozinnikova, Senior Lecturer Ural State University of Economics (Russia, Ekaterinburg)

Abstract. The article discusses the features of customs control in relation to goods transported in international mail, using the example of the activities of the Koltsovo Airport (postal) customs post of the Central Postal Customs of the Federal Customs Service of Russia. Based on the analysis of the movement of goods, problematic issues arising during customs control are identified and directions for their solution are proposed.

Keywords: customs control, international postal items, technical means of customs control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.