Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ'

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
порядок определения страны происхождения товаров / правила / документы / The procedure for determining the country of origin of goods / regulations / documents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.Е. Колпакова, Н.В. Полежаева

Статья посвящена порядку определения страны происхождения товара. В работе рассматриваются теоретические основы порядка определения страны происхождения товара и особенности их практического применения в таможенной практике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR DETERMINING THE COUNTRY OF ORIGIN OF GOODS: ESSENCE, OBJECTIVES AND ITS PRACTICAL APPLICATION IN RUSSIAN CUSTOMS PRACTICE

The article provides information on the procedure for determining the country of origin of goods. The paper examines the theoretical basis of the procedure for determining the country of origin of goods and peculiarities of their practical application in Russian customs practice.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ»

УДК 339.544

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА: СУЩНОСТЬ,

ЦЕЛИ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ

РОССИИ

Е. Е. Колпакова Научный руководитель - Н. В. Полежаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

catheriiine.kolpakova@gmail.com

Статья посвящена порядку определения страны происхождения товара. В работе рассматриваются теоретические основы порядка определения страны происхождения товара и особенности их практического применения в таможенной практике России.

Ключевые слова: порядок определения страны происхождения товаров, правила, документы.

THE PROCEDURE FOR DETERMINING THE COUNTRY OF ORIGIN OF GOODS: ESSENCE, OBJECTIVES AND ITS PRACTICAL APPLICATION IN RUSSIAN

CUSTOMS PRACTICE

E. E. Kolpakova Scientific supervisor - N.V. Polezhaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation catheriiine.kolpakova@gmail.com

The article provides information on the procedure for determining the country of origin of goods. The paper examines the theoretical basis of the procedure for determining the country of origin of goods and peculiarities of their practical application in Russian customs practice.

Keywords: The procedure for determining the country of origin of goods, regulations, documents.

Страна происхождения товаров является важным понятием в таможенном праве, потому что с этим неразрывно связано применение мер таможенно-тарифного и нетарифного методов регулирования внешнеторгового оборота. Тема статьи на сегодняшний день является актуальной, так как растет мировой оборот товаров, в связи этим возникает проблема определения страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Необходимо правильно определять страну происхождения товаров для применения основных мер внешнеторговой политики, а именно тарифного регулирования, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также количественных ограничений.

Законодательство стран ЕАЭС трактует страну происхождения товаров как страну, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными Правилами определения страны происхождения товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть

Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект»

страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров [1-2].

Существует ряд критериев определения происхождения товаров. Товар признается происходящим из конкретной страны, если он полностью получен или произведен в такой стране или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

В случае если при производстве товара используются иностранные материалы, такой товар считается происходящим из соответствующей страны при выполнении одного из следующих условий:

1. В результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода не происходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с ГС.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50 процентов стоимости произведенного товара на условиях БХШ [1].

В мировой торговле существуют две группы правил определения страны происхождения товаров - преференциальные и не преференциальные

Увеличению внешнеторгового оборота страны способствует упрощение системы внешнеторговых отношений и предоставление преимуществ отдельным странам. Целью общей системы преференций выступает предоставление развивающимся странам более благоприятных условий доступа на рынки развитых государств [2].

Страна предоставляет тарифные преференции, исходя из экономической или политической целесообразности. Под преференциальный режим попадают такие товары, которых нет в стране из-за ряда климатических и географических особенностей, либо преференциальный ввоз которых является более выгодным, чем отечественное производство подобного рода товаров. Таким образом, страна, которая предоставляет тарифные преференции, регулирует поступление на внутренний рынок тех или иных товаров, учитывая при этом свои экономические интересы и интересы национального производителя.

При таможенном декларировании товара происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

В целях подтверждения не преференциального происхождения товаров возможно применение декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара [2].

В целях подтверждения преференциального происхождения товаров обязательно должен быть предоставлен один из следующих документов:

1. декларация о происхождении товара;

2. сертификат о происхождении товара формы «А».

ТК ЕАЭС установлено, что в целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании по заявлению лиц таможенные органы принимают предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, до таможенного декларирования таких товаров [4].

При определении страны происхождения товаров применяются информационные технологии. В непреференциальных правилах определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета ЕЭК № 49, предусматривается электронная система верификации происхождения, внедрение которой может избавить участников ВЭД от необходимости представления сертификата о происхождении при таможенном оформлении товаров [5].

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд статей, регламентирующих возможность принятия таможенными органами предварительного решения о происхождении товара.

Россия активно развивает внешнеторговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляются преференции.

Таким образом, основной целью определения страны происхождения товаров в таможенных целях, как в рамках ЕАЭС, так и в международной практике, является правильность исчисления таможенных платежей и применение системы тарифных преференций.

Библиографические ссылки

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2020);

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в Астане 29.05.2014) (ред. От 15.03.2018) [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.11.2020);

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 N 47 (ред. от 19.12.2019) "Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.11.2020);

4. Приказ ФТС России от 05.02.2019 N 181 "Об утверждении форм документов, используемых при принятии предварительного решения о происхождении товаров, при отзыве такого решения и прекращении его действия, порядков их заполнения, а также формы уведомления о необходимости предоставления дополнительной информации" [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.11.2020);

5. Решение Совета ЕЭК № 49 от 13 июля 2018 г. Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.11.2020);

© Колпакова Е. Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.