Научная статья на тему 'ПЕРЕРАБОТКА И ЕЕ ДОСТАТОЧНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ИЗ СТРАН СНГ'

ПЕРЕРАБОТКА И ЕЕ ДОСТАТОЧНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ИЗ СТРАН СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
703
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ / ОБРАБОТКА/ПЕРЕРАБОТКА ТОВАРОВ / ORIGIN OF GOODS / PROCESSING/HANDLING OF GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк В.В.

Анализируется и комментируется таможенное законодательство ЕАЭС, СНГ и Российской Федерации по вопросу правового регулирования и применения в практике таможенного дела (для целей предоставления тарифных преференций и применения непреференциальных мер внешнеторговой политики) понятия «происхождение товара», и использования для его определения такого требования как обработка и/или переработка товаров, критерием чего, в свою очередь, служит достаточность такой обработки/ переработки. При этом особенностью правового регулирования определения происхождения товаров является отсутствие единых положений для всех без исключения товаров; наоборот, для товаров различных стран (групп, союзов) законодательством ЕАЭС, СНГ, РФ предусмотрены индивидуальные правила, в силу чего в статье предпринята попытка системного изложения случаев достаточности обработки / переработки товаров, предусмотренных законодательством стран СНГ. Так, в работе рассматриваются правоположения по регулированию определения происхождения товаров на основе их обработки/переработки для отношений свободной торговли между странами СНГ, а для сравнения - и между Россией и Сербией, а также при предоставлении тарифных преференций товарам развивающихся, наименее развитых стран. Обработка/ переработка как критерий происхождения товаров в условиях мировой специализации и кооперации производства товаров имеет непосредственно практическое значение, поскольку именно в таких случаях не применяются иные условия определения происхождения товара, поскольку необходимо определять степень, глубину, существенность изменения свойств и характеристик товара, подвергнутого переработке. Признаки достаточности переработки для различных случаев также различны, в связи с чем систематизация правоположений по указанному вопросу для стран СНГ и их сравнение, позволяет комплексно оценить законодательство, его регулирующее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSING AND ITS SUFFICIENCY AS A CRITERION FOR THE ORIGIN OF GOODS FROM THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The article analyzes and comments on the customs legislation of the EAEU and CIS countries and the Russian Federation on the issue of legal regulation and application in customs practice (in order to provide tariff pReferences and application of non-preferential measures of foreign trade policy) "origin of the goods", as well as the use of such a requirement as processing and / or handling of goods. At the same time, the peculiarity of legal regulation of determining origin the absence of uniform provisions for all products without exception; on the contrary, for products of different countries (groups, unions). The EAEU, the CIS, and the Russian Federation have separate rules that apply to the article attempts a systematic presentation of the cases of sufficiency of processing / handling of goods provided for by the legislation of the CIS countries. Thus, the paper considers the legal provisions on regulation determining the origin of goods based on their processing / handling for free circulation trade relations between the CIS countries, the Russian Federation and Serbia, if tariff preferences are granted to goods from developing countries, least developed country. Processing / handling as a criterion of origin of goods in terms of global specialization and cooperation of production goods has a direct practical value, because in such cases do not apply other conditions determining the origin of goods because it is necessary to determine the degree of depth, the materiality of the property changes and characteristics of products undergoing processing. The signs of sufficient processing for different cases are different, so systematization of legal provisions on this issue for the CIS countries and their comparison with it allows a comprehensive assessment of the legislation that regulates it.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕРАБОТКА И ЕЕ ДОСТАТОЧНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ИЗ СТРАН СНГ»

Переработка и ее достаточность

как критерий происхождения товаров из стран СНГ

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Витюк Владимир Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Сибирский государственный университет путей сообщения, Vityuk.V.V@yandex.ru

Анализируется и комментируется таможенное законодательство ЕАЭС, СНГ и Российской Федерации по вопросу правового регулирования и применения в практике таможенного дела (для целей предоставления тарифных преференций и применения непреференциальных мер внешнеторговой политики) понятия «происхождение товара», и использования для его определения такого требования как обработка и/или переработка товаров, критерием чего, в свою очередь, служит достаточность такой обработки/ переработки. При этом особенностью правового регулирования определения происхождения товаров является отсутствие единых положений для всех без исключения товаров; наоборот, для товаров различных стран (групп, союзов) законодательством ЕАЭС, СНГ, РФ предусмотрены индивидуальные правила, в силу чего в статье предпринята попытка системного изложения случаев достаточности обработки / переработки товаров, предусмотренных законодательством стран СНГ. Так, в работе рассматриваются правопо-ложения по регулированию определения происхождения товаров на основе их обработки/переработки для отношений свободной торговли между странами СНГ, а для сравнения - и между Россией и Сербией, а также при предоставлении тарифных преференций товарам развивающихся, наименее развитых стран. Обработка/ переработка как критерий происхождения товаров в условиях мировой специализации и кооперации производства товаров имеет непосредственно практическое значение, поскольку именно в таких случаях не применяются иные условия определения происхождения товара, поскольку необходимо определять степень, глубину, существенность изменения свойств и характеристик товара, подвергнутого переработке. Признаки достаточности переработки для различных случаев также различны, в связи с чем систематизация право-положений по указанному вопросу для стран СНГ и их сравнение, позволяет комплексно оценить законодательство, его регулирующее.

Ключевые слова: происхождение товаров, обработка/переработка товаров.

В современном понятийном аппарате таможенного права и практики таможенного дела понятие страны происхождения товаров (СПТ) является достаточно распространенным и устойчивым, которое на полном основании можно отнести к статусу правовой категории, полифункциональность которого определяется тем назначением, выполняемым им в различных правовых институтах (сферах) таможенного законодательства, в первую очередь:

1) при применении тарифных преференций (в виде снижения ставок ввозных таможенных пошлин или освобождения от их уплаты) в отношении товаров, имеющих своим происхождением:

а) развивающиеся и наименее развитые страны-бенефициары (пользователи) единой системой тарифных преференций ЕАЭС;

б) страны, образующие зону свободной торговли (ЗСТ) с участием ЕАЭС (или в ином формате, к примеру, в рамках СНГ или на двухсторонней основе), т.е. из стран, в отношении товаров которых существует и применяется тарифно-преференциальный режим (ТПР) свободной торговли в том или ином формате ЗСТ;

2) при применении непреференциальных мер внешнеторговой политики (т.е. мер непреференциального характера), приведенных в п.2 ст.37 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.

Используется также указанное понятие в равной мере в торговой и таможенной политике, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, иных сферах деятельности и государственного регулирования.

В то же время, как отмечается в литературе [1, с.9] международно-правовой основой российского, а позднее таможенного законодательства Таможенного союза (в рамках ЕврАзЭС) и ЕАЭС в части правового института происхождения товаров и правил его определения служит Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973 г, в ред. Протокола от 26.06.1999 г.), где в Специальном приложении «К» «Происхождение товаров» приведено определение понятия СПТ, в силу которого, страна происхождения товаров - это страна, в которой эти товары были произведены или изготовлены, согласно критериям, установленным для целей применения Таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других отраслевых норм.

Руководствуясь приведенным положением, понятие СПТ и его определение сначала были введены в Закон СССР «О таможенном тарифе» (ст.16), а в постсоветский период - имплементированы в законодательство РФ: до 01.01.2004 г. - в раздел V (ст.25-33) Закона РФ «О таможенном тарифе»; с 01.01.2004 г. - в параграф 1 главы 6 (ст.29-38) ТК РФ 2003 г.; в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС с 01.07.2010 г. - в главу 7 (ст.58-63) ТК ТС 2010 г.

В ходе дальнейшего развития таможенного законодательства в результате совершенствования интеграционных экономических процессов на постсоветском пространстве (преобразование ЕврАзЭС в ЕАЭС), введенный в действие с 01.01.2018 г. ТК ЕАЭС уже не содержит дефиниции понятия СПТ, отсылая по указанному вопросу к положениям Договора о ЕАЭС (п.1 ст.28), который, в свою очередь, нормой ст.37 (п.п. 2 и 3) отнес указанный вопрос к компетенции Евразийской экономической комиссии. В результате чего мы имеем частные определения понятия СПТ, содержащиеся в различных соглашениях (легальные) либо выводимые из обозначенных в них существенных признаков понятия (доктри-нальные), что само по себе - «это шаг назад с точки зрения юридической техники» [1, с.13] для такого правового акта как ТК ЕАЭС. Пожеланием же в данной ситуации служит предложение по выработке на основе существующих в частных определениях тождественных признаков понятия, общего определения СПТ и восстановление его в ТК ЕАЭС.

В то же время, безотносительно от общего характера определения СПТ (по Киотской конвенции, Законам СССР или РФ «О таможенном тарифе», ТК РФ и ТК ТС) либо его частных вариантов (по различным соглашениям), во всех случаях в качестве обязательного условия по определению происхождения товара из какой-либо страны служит требование о его обработке и/или переработке, если товар не считается полностью произведенным в данной стране; критерием же обработки/переработки, позволяющим признавать товар происходящим из той или иной страны, является достаточность такой обработки/переработки, под которой следует понимать уровень (степень) существенности обработки/переработки товара, достаточной для появления у него вследствие такой обработки/ переработки, выполненной в данной стране, определенных характерных и существенных свойств. Необходимость применения такого критерия возникает тогда, когда в производстве товара участвуют несколько стран, к примеру, в условиях производственной кооперации, переработки сырья, полуфабрикатов, применения готовых товаров других стран как материалов для производства иного товара. Сами условия определения СПТ и критерии достаточной обработки/переработки в современной практике закрепляются соглашениями (правилами, ими утверждаемыми) по вопросам торгово-экономического сотрудничества, а также решениями органов управления ЕврАзЭС/ЕАЭС.

Рассмотрим указанный вопрос, применительно к теме статьи, на примере современного таможенного законодательства СНГ, регламентирующего обработку (переработку) товара и ее критерии для целей применения ТПР свободной торговли в торгово-экономических отношениях стран СНГ-участников Соглашения от 20.11.2009г.

Наиболее длительное время существующим соглашением, где используется понятие СПТ, условия определения происхождения товаров, в т.ч. связанные с их обработкой/переработкой, и критерий ее достаточности для признания товара происходящим из данной страны, является Договор государств-участников СНГ о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г. (заменивший собой аналогичное Соглашение о создании ЗСТ от 15.04.1994 г.), а также Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ от 20.11.2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ», которым

приняты одноименные указанные Правила. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г. ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2012 г. № 21-ФЗ «О ратификации Договора о зоне свободной торговли» и вступил в силу для Российской Федерации с 20.09.2012 г. В свою очередь, Соглашение от 20.11.2009 г. ратифицировано Федеральным законом от 01.06.2011 г. № 103-ФЗ «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ» и вступило в силу для Российской Федерации с 23.07.2011 г.

К участию в данном Соглашении присоединились государства - бывшие в составе Союза ССР его союзными республиками: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, т.е. практически все страны из списка союзных республик, исключая прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония) и Грузию. Последним из государств, вошедшим в данную ЗСТ, является Республика Узбекистан, присоединившаяся к Договору о ЗСТ от 18.10.2011 г. на основании соответствующего Протокола от 31.05.2013 г. В связи с конфликтностью торговых межгосударственных отношений между Россией и Украиной, действие Договора о ЗСТ Россией в отношении Украины приостановлено начиная с 01.01.2016 г., за исключением применения вывозной таможенной пошлины в отношении экспортируемого в Украину российского природного газа в газообразном состоянии (указы Президента РФ от 16.12.2015г. № 628, от 30.12.2015г. № 681, Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 410-ФЗ).

Согласно преамбуле Правил, правоположения Правил распространяются на торгово-экономические отношения сторон применительно к товарам:

- имеющим своим происхождением те страны СНГ, которые являются участниками Соглашения от 20.11.2009 г.;

- при условии нахождения указанных товаров во взаимной торговле между названными странами, ставшими участниками этого Соглашения.

В силу определения понятия страна происхождения товаров для стран СНГ-участников Соглашения от 20.11.2009г. (п.2.1 Правил), под которым понимается государство-участник Соглашения от 20.11.2009 г., на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с Правилами определения СПТ в СНГ, товар признается происходящим из стран СНГ-участников Соглашения от 20.11.2009г. в случаях, когда он:

а) полностью произведен в данной (той или иной) стране;

б) подвергнут в ней достаточной обработке/переработке.

Товары, которые полностью считаются произведенными в стране СНГ-участнике Соглашения от 20.11.2009г., приведены в п.2.2 Правил. В указанный перечень включены: продукция (растительного, животного происхождения, охотничьего, рыболовного промысла, добываемые природные ресурсы, лом и отходы производства, продукция высоких технологий, произведенная в космосе и т.п.), а также товары, полученные из перечисленной выше продукции.

В случае, если в производстве конечного товара участвовала не одна страна СНГ-участник Соглашения, но и другие, и его последующая поэтапная обработка/переработка обусловлена определенными формами производственной, научной и т.п. специализации,

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

торговой, промышленной и иной кооперации стран Содружества, то указанное участие стран СНГ в производстве товара учитывается применением кумулятивного принципа, суть которого состоит в следующем (абз.4 раздела 1 Правил): при изготовлении на территории одного из государств-участников Соглашения товара (конечного продукта) с применением для этого материалов (сырья, полуфабрикатов и пр.), имеющих происхождением иные (одно или несколько) государства-участники Соглашения, подвергнутые в процессе производства товара последовательной обработке/переработке, в том числе в другом или других государствах-участниках названного Соглашения, происхождением такого товара признается страна, на территории которой он в последний раз для придания ему свойств конечного продукта был подвергнут обработке/ переработке. Для указанных целей происхождение материалов должно быть подтверждено наличием сертификата(ов) формы СТ-1.

Кумуляция происхождения товаров из стран-участников Соглашения не применяется при отсутствии сер-тификата(ов) формы сТ-1, подтверждающих происхождение материалов, предназначенных для изготовления товара, из названных стран. В подобных ситуациях определение СПТ выполняется на основе правоположе-ний, регулирующих определение происхождения товаров, когда в их изготовлении участвовали иные страны-не участники Соглашения.

При участии же в изготовлении конечного продукта (товара), кроме стран СНГ-участников Соглашения, других стран, не являющиеся его участниками, в таких ситуациях применяется правило о критерии достаточной обработки/ переработки товара, который проявляется в следующих условиях.

1. Условие основного критерия: товар признается происходящим из определенной конкретной страны СНГ, если в итоге выполненной в отношении него в этой стране обработки/переработки имело место изменение товарной позиции на уровне хотя бы одного любого из первых четырех знаков по товарной номенклатуре ВЭД СНГ(п/п.«а» п.2.4 Правил).

Исключением из условия основного критерия являются товары, входящие в Перечень условий, производственных и технологических операций (Перечень), при соблюдении (условий) или осуществлении (операций) которых такие товары (независимо от соблюдения условия основного критерия) считаются происходящими из той страны, в которой в отношении входящих в Перечень товаров, имели место операции либо условия, поименованные в Перечне. К примеру, для товара «мясо КРС, свежее или охлажденное» (код ТН ВЭД 0201) условием является его изготовление из товаров группы 01 ТН ВЭД «Живые животные»; для товара «слюда» (код ТН ВЭД 2525) обязательными производственными операциями должны быть: расщепление, обрезка, измельчение.

2. Условия вспомогательных критериев. При невыполнения условия основного критерия, допустимо использовать и иные его условия:

а) выполнение:

- необходимых условий;

- производственных или технологических операций,

при соблюдении/осуществлении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место (условия

соблюдены) (поименованы в Перечне) (п/п. «б» п.2.4 Правил). Нетрудно увидеть, что данное условие дополнительного критерия одновременно служит исключением из условия основного критерия.

б) правило адвалорной доли: когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции (п/п. «в» п.2.4 Правил).

При определении происхождения товара в соответствии с критерием достаточной переработки/обработки подлежат учету еще и следующие правила:

- материалы, имеющие происхождением страны-участники Соглашения, не рассматриваются в качестве материалов иностранного происхождения, отождествляясь своим происхождением с материалами той страны, в которой произведен конечный товар (п.2.5 Правил);

- допускается применение в статусе материалов, происходящих из стран-участников Соглашения, материалов имеющих происхождением не указанные страны (другими словами, являющихся иностранными материалами), с той же товарной позицией у них (первые четыре знака ТН ВЭД СНГ), что и конечного продукта (товара), при выполнении условий: а) что стоимость иностранных материалов не превысит долю в 5% цены товара на условиях франко-завод; б) что такие материалы представляют собой необходимую составную часть (компонент) при производстве конечного продукта (исключая товары, которым в Перечне указаны другие условия); в) при наличии подтверждения выполнения этих условий заключением (актом) экспертизы компетентных на то органов/организаций в соответствии с законодательством стран-участников Соглашения (п.2.6);

- использование в производстве товара продукта, происхождение которого соответствует условиям Правил, позволяет не учитывать при определении происхождения товара требований к происхождению материалов, использованных для производства такого (неконечного) продукта (п.2.7 Правил).

Указанные в качестве адвалорных долей процентные доли (фиксированные) стоимостей использованных в товаре материалов в цене конечного продукта, приведены в Перечне условий и операций и составляют диапазон указанных долей от 20 до 50%.

Если при определении происхождения товара используется критерий достаточной переработки с применением для этого адвалорной доли, то стоимостные показатели материалов иностранного происхождения и цены конечного товара рассчитываются:

- для материалов иностранного происхождения -по таможенной стоимости таких материалов при их ввозе в страну, где ведется производство товара, или по цене их первой продажи в этой стране;

- для конечного товара - по цене на условиях «франко-завод» предприятия-изготовителя, осуществившего последнюю обработку/ переработку товара.

Применительно к правилам, регламентирующим обработку/переработку товара, существует еще одно подлежащее обязательному учету условие по которому следует, что даже при наличии полностью соблюденных условий критерия достаточной переработки товара (по-другому, независимо от соблюдения), ряд операций, предусмотренных Правилами, никогда не признаются отвечающими указанному критерию, а конечный продукт (товар) - имеющим происхождение в той стране,

где выполнялись эти операции. В качестве примера к таким операциям относятся (п.3.1 Правил): действия с товаром по обеспечению его сохранности в период транспортировки либо хранения; мойка, чистка, покрытие смазочными и иными веществами; глажка текстиля; нанесение краски, полировки; шелушение, отбеливание зерен злаков и риса; затачивание, помол, резка; просеивание, сортировка, отбор и прочие тому подобные операции.

Приведенные условия критерия достаточности обработки/переработки товара не являются едиными или одинаковыми для всех существующих ТПР различных форматов свободной торговли либо систем тарифных преференций.

Так, к примеру, для развивающихся и наименее развитых стран указанные критерии определены одноименными Правилами определения происхождения товаров из названных стран (утверждены решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 г. № 60; введены в действие с 16.01.2019 г. вместо прежних), условием для которых в наиболее общем виде служат адвалорные доли - стоимости непроисходящих материалов (которые не признаются материалами происхождения стран-бенефициаров либо являются материалами неизвестного происхождения), использованных при выполнении операций по их переработке, непревышающие определенной доли стоимости товара, экспортируемого из этих стран:

1. 50% - для развивающихся стран;

2. Для наименее развитых стран: а) 50% - по 31 декабря 2019 г.; б) 55% - с 01января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.; в) 60% - с 01января 2025 г.

Аналогичные условия присутствует в ТПР свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Сербией как государств-сторон Протокола от 22.07.2011 г. к Соглашению между РФ и СРЮ о свободной торговле. Речь идет о ЗСТ, функционирующей уже более 10 лет в практике торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Сербией, регулирование которой осуществляется Соглашением между Правительствами РФ и Союзной Республики Югославии (СРЮ) о свободной торговле между РФ и СРЮ от 28.08.2000 г., и Протоколом к нему от 22.07.2011г. между Правительствами РФ и Республики Сербии.

Так, для ЗСТ Россия-Сербия условием критерия достаточной обработки/переработки товара, как и в предыдущем случае, служит адвалорная доля материалов третьих стран или материалов неизвестного происхождения, использованных при обработке (переработке), при условии, что она не превышает 50% стоимости экспортируемого товара. Но здесь также как и для стран сНг применяется кумуляция происхождения товаров российского или сербского происхождения.

Отношения ТПР свободной торговли ЕАЭС, РФ, других государств-членов ЕАЭС и Сербии, основанные на Соглашении от 25.10.2019 г. между ЕАЭС, его государствами-членами и Республикой Сербией о зоне свободной торговли, рассмотрены в другой работе [2]. Аналогичные отношения ЕАЭС, РФ, других государств-членов ЕАЭС и Социалистической Республики Вьетнам, основанные на Соглашении от 29.05.2015 г. между ЕАЭС, его государствами-членами и СРВ о свободной торговле, также исследованы отдельно [3].

Таким образом, для каждого режима тарифных пре-

ференции мы имеем свои критерии происхождения товаров, связанные с их переработкой/ обработкой, и страны СНГ в этом плане не исключение.

Литература

1. Витюк В.В. Историографический очерк эволюции понятия страны происхождения товаров в таможенном законодательстве постсоветского периода// Проблемы антикризисного управления и экономического регулирования (ПАУЭР-2018): матер. IV национ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22-23.05.2018). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. C.8-15.

2. Витюк В.В. Режим тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией// Инновации и инвестиции. - 2020. - № 8.

3. Витюк В.В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам// Таможенная политика России на Дальнем Востоке.- 2020. - № 1 (90). - С.49-67.

Processing and its sufficiency as a criterion for the origin of goods from the countries of the Commonwealth of Independent States Vityuk V.V.

Siberian State Transport University

The article analyzes and comments on the customs legislation of the EAEU and CIS countries and the Russian Federation on the issue of legal regulation and application in customs practice (in order to provide tariff pReferences and application of non-preferential measures of foreign trade policy) "origin of the goods", as well as the use of such a requirement as processing and / or handling of goods. At the same time, the peculiarity of legal regulation of determining origin the absence of uniform provisions for all products without exception; on the contrary, for products of different countries (groups, unions). The EAEU, the CIS, and the Russian Federation have separate rules that apply to the article attempts a systematic presentation of the cases of sufficiency of processing / handling of goods provided for by the legislation of the CIS countries. Thus, the paper considers the legal provisions on regulation determining the origin of goods based on their processing / handling for free circulation trade relations between the CIS countries, the Russian Federation and Serbia, if tariff preferences are granted to goods from developing countries, least developed country. Processing / handling as a criterion of origin of goods in terms of global specialization and cooperation of production goods has a direct practical value, because in such cases do not apply other conditions determining the origin of goods because it is necessary to determine the degree of depth, the materiality of the property changes and characteristics of products undergoing processing. The signs of sufficient processing for different cases are different, so systematization of legal provisions on this issue for the CIS countries and their comparison with it allows a comprehensive assessment of the legislation that regulates it. Keywords: origin of goods, processing/handling of goods. References

1. Vityuk V.V., Historiographic outline of the evolution concept of the

country of origin of goods in the customs legislation of the postSoviet period // Problems of anti-crisis management and economic regulation (PAUER-2018): mater. IV national. scientific-practical conf. (Novosibirsk, 22-23.05.2018). Novosibirsk: Publishing house STU, 2018. P.8-15.

2. Vityuk V.V., The Regime of tariff-preferential relations in the new

Format of Free Trade between the EAEU and the Republic of Serbia// Innovations and investments. - 2020. - № 8.

3. Vityuk V.V., Preferential Tariff Regine of Free Trade between the

EAEU Countries and the Socialist Republic of Vietnam and Its Content// Customs Policy of Russia in the Far East. - 2020. -№ 1 (90). - P.49-67.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.