ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.543.338.5
DOI 10.24866/1815-0683/2020-1/49-67
В. В. ВИТЮК*
Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам и его содержание
Анализируется и комментируется таможенное законодательство ЕАЭС по вопросу предоставления декларантам товаров тарифных преференций на условиях режима свободной торговли, существующего в торговых отношениях ЕАЭС и Социалистической Республики Вьетнам. Предлагаются определения ряда понятий, используемых в области этих отношений.
Ключевые слова: свободная торговля, таможенное регулирование, тарифно-преференциальный режим, ЕАЭС, Вьетнам (СРВ).
ВИТЮК
Владимир Васильевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» факультета «Мировая экономика и право». vityuk.v.v@yandex.ru.
VITYUK V. V. - Candidate of Juridical Sciences, associate professor of the Chair of Customs, Faculty of World Economy and Law.
V.V. VITYUK
Preferential Tariff Regime of Free Trade
between the EAEU Countries and the Socialist
Republic of Vietnam and Its Content
The EAEU customs legislation is analyzed and commented on the issue of granting tariff preferences to declarants in respect of the goods under the terms of a free trade regime existing in trade relations between the EAEU and the Socialist Republic of Vietnam. The author puts forward the definitions of a number of concepts used in the area of these relations.
Keywords: free trade, customs regulation, tariff and preferential regime, EAEU, Vietnam (SRV).
Как известно, в настоящее время характер внешнеторговых отношений ЕАЭС (Союз) и Социалистической Республики Вьетнам (Вьетнам, СРВ) регулируется Соглашением о свободной торговле,
* Сибирский государственный университета путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Siberian State Transport University. 191, D. Kovalchyuk Str., Novossibirsk, Russian Federation, 630049.
заключенным 29.05.2015 (Соглашение)1, субъектами которого со стороны Союза выступает не только ЕАЭС как «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью»2, но и государства - члены ЕАЭС, в том числе и Российская Федерация, которая дополнительно связана с Вьетнамом право-положениями Декларации о стратегическом партнерстве 2001 г.3, предполагающими среди прочих сфер взаимодействия сторон наращивание торгово-экономического сотрудничества (ст. 4). Уровень внешнеполитических отношений и их формат подтвержден российской внешнеполитической концепцией4. При этом как Россия стала первой из стран, с которой Вьетнам установил внешнеполитические отношения стратегического партнерства, так и Вьетнам стал для России первым таким партнером в Юго-Восточной Азии (ЮВА). В 2012 г. уровень взаимоотношений государств повышен до всеобъемлющего стратегического партнерства.
Вьетнам очень важен для России и ЕАЭС в силу своего геополитического положения, обусловленного рядом факторов, таких как географическое положение, экономический и внешнеполитический статус, а также авторитет Вьетнама у стран ЮВА, АТР и мировых держав.
На современном этапе Вьетнам - это государство социалистической ориентации с многоукладной экономикой и переходной к рынку системой хозяйствования, из отсталой аграрной превратившееся в промышленно-аграрную страну с уровнем развития, сопоставимым со среднеразвитыми государствами (ВВП на душу населения свыше 1 тыс. долл. США), и преследующее цель построения к 2020 г. современного индустриального общества, характерного для промышленно развитых стран.
Поддерживая традиционно дружественные отношения в прошлом с СССР, а ныне с Российской Федерацией, Вьетнам, являясь членом АСЕАН, выполняет функцию посредника и координатора в диалоговом партнерстве России и АСЕАН, которое в планах России должно перерасти в стратегическое партнерство (п. 80 Концепции внешней политики РФ) и в перспективе послужить цели создания общей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН [5, с. 60-61].
1 О свободной торговле: соглашение между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29.05.2015. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15bn0092/.
2 О Евразийском экономическом союзе: договор от 29.05.2014. П. 2 Ст. 1. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
3 О стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам: декларация от 01.03.2001. URL: http://kremlin.ru/supplement/3283.
4 Концепция внешней политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/.
В свою очередь, сотрудничество с Россией, как одним из центров мировой политики, противостоящим экстерриториальной экономической, внешнеполитической и военной гегемонии США, также важно для Вьетнама. Благодаря ему страна может диверсифицировать свои политические отношения и внешнеэкономические связи, сохраняя конструктивный баланс интересов с такими державами, как Китай и США, не забывая о роли СССР в своей победе в войне с США (1964-1973 гг.). Подобная тактика позволяет сдерживать экспансию супердержав в ЮВА, поддерживая тем самым безопасность в этом нестабильном регионе. Другими аспектами сотрудничества России и СРВ служит оборона и безопасность, научно-техническая деятельность, образование, культура, туризм и внешняя торговля, т. к. для экспортно-ориентированных отраслей экономики Вьетнама необходимы новые и стабильные рынки сбыта товаров.
Соглашение предусматривает различные сферы сотрудничества сторон, но его основу составляют отношения внешней торговли, в силу чего правовой режим свободной торговли содержит нормы, определяющие содержание тарифно-преференциального режима (ТПР), экономический эффект и правовой смысл которого сводится «к получению (предоставлению) страной(е)-бенефициаром(у) в отношении экспортируемых с ее территории товаров таможенно-тарифных преференций в виде: снижения ставок ввозных таможенных пошлин; освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин» [4, с. 70].
Соответственно в полной мере имеет место либерализация таможенно-тарифного режима регулирования и применение к торговым отношениям сторон его норм; так, Соглашением предусмотрено установление «нулевых» ставок ввозных таможенных пошлин по 98 % тарифных линий. На настоящий момент около 2/3 всех ставок ввозных таможенных пошлин отменены, остальные планируются к отмене постепенно в течение 10 лет к 2025 г.
Обязательным условием предоставления товарам стран-бенефициаров в стране импорта тарифных преференций является выполнение (соблюдение) условий ТПР свободной торговли. При этом под условиями понимаются «обстоятельства, которые сами не порождают правоотношения и их процессуальные изменения и/или прекращения (т. е. не являются основанием этому), но способствуют основаниям по определенным критериям (в пространстве, времени и т. д.) в формировании правоотношений» [2, с. 6].
Экономико-правовое обоснование ТПР свободной торговли для товаров закреплено в преамбуле и статьях 1.2, 1.3, 2.3 Соглашения. Согласно преамбуле Соглашения, его стороны продекларировали ряд принципов
своей деятельности в рамках данного договора5, а в ст. 1.2 утвердили создание зоны свободной торговли, преследуя этим цель (в части, касающейся торговли товарами) - либерализации и содействия торговле товарами между сторонами Соглашения путем снижения тарифных и нетарифных барьеров и упрощения таможенных процедур, а также поддержки экономического и торгового сотрудничества сторон.
Поскольку, согласно ст. 35 Договора о ЕАЭС, режим свободной торговли с третьей стороной (страной - не членом ЕАЭС) определяется на основании международного договора, заключаемого ЕАЭС с такой стороной, общий характер ТПР свободной торговли, предусматривающий беспошлинный характер ввоза товаров, имеющих своим происхождением государства - члены Соглашения о свободной торговле, в полной мере допускает и изъятия из режима свободной торговли; к примеру, перечень товаров, происходящих из СРВ, в отношении которых предусмотрено применение ввозных таможенных пошлин в качестве изъятий из ТПР свободной торговли, представляет собой достаточно обширный номенклатурный список, охватывающий практически все товарные группы ЕТН ВЭД ЕАЭС. Указанный перечень товаров с разбивкой по годам на 10 лет вперед и зафиксированными размерами ставок ввозной таможенной пошлины содержится в приложении 1 «Перечни тарифных обязательств» к Соглашению6. Для примера, в перечень таких товаров для Вьетнама попали: свиньи живые (код 0103 ТН ВЭД ЕАЭС); мясо КРС, свежее
5 Принципы деятельности сторон в рамках Соглашения о свободной торговле:
- необходимость поддерживать принципы и практику, продвигающие свободную и беспрепятственную торговлю на основе стабильности, открытости и недискриминации;
- убежденность, что данное Соглашение повысит конкурентоспособность экономик участников Соглашения на глобальных рынках и создаст условия для развития экономических, торговых и инвестиционных отношений между ними;
- осознанность важности содействия развитию торговли путем продвижения эффективных и прозрачных процедур в целях снижения расходов и повышения предсказуемости;
- стремление к устранению торговых барьеров, снижению издержек бизнеса и повышению экономической эффективности;
- бесспорность взаимодополняющего характера экономик участников Соглашения и его значительный потенциал для совершенствования экономических отношений путем дальнейшего развития основ для торговли и инвестиций;
- убежденность, что совместные усилия сторон этого прогрессивного Соглашения по его заключению сформируют дополнительные условия для продвижения и развития экономических и торговых отношений между государствами - членами ЕАЭС и СРВ для достижения общих интересов на взаимовыгодной основе.
6 В отношении СРВ в настоящее время применяется в редакции решения Коллегии ЕЭК от 19.04.2016 № 36 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420351136.
или охлажденное (код 0201); свинина свежая, охлажденная или замороженная (код 0203) и др.
Одновременно в п. 1 ст. 2.3 Соглашения предусмотрена обязанность сторон поэтапного снижения и/или отмены таможенных пошлин на товары, происходящие из других(ого) государств(а) - сторон(ы) Соглашения, в соответствии с вышеуказанным Перечнем, а также их обязанность не увеличивать пошлины и не устанавливать новые, приводящие к повышению ставок таможенных пошлин сверх уровня, определенного в приложении 1 к Соглашению (решении Коллегии ЕЭК от 19.04.2016 № 36). Также, согласно п. 3 ст. 2.3 Соглашения, стороны могут предусмотреть ускоренное снижение и/или отмену таможенных пошлин, предусмотренных приложением 1, путем внесения изменений в Соглашение, а также на основании п. 2 ст. 2.3 Соглашения в одностороннем порядке любая из сторон вправе как ускорить аналогичное снижение и/или отмену таможенных пошлин, предусмотренных Приложением 1, на товары, происходящие с территории другой стороны Соглашения, так и вернуться к более высокому варианту ставки пошлины, но не выше уровня для соответствующего года.
В то же время, защищая свои экономические интересы, стороны Соглашения предусмотрели еще одно исключение из ТПР свободной торговли: непредоставление ТПР товарам резидентов оффшорных стран и территорий, к которым отнесли 30 территорий, к примеру - Андорра, Ниуэ, Багамы, Бермуды, Сент-Люсия (п. 2 ст. 4.10, приложение 4 Соглашения).
Соглашением предусмотрены и иные условия в применении режима свободной торговли, в том числе по применению тарифных квот, мер торговой защиты, импортного лицензирования, количественных ограничений, триггерных защитных мер и прочего (главы 1-3), не относимых по определению к мерам применения тарифных преференций.
Соответственно, в отношении товаров: происходящих из государств-членов ЕАЭС и СРВ; находящихся в торговом обороте между ними; не подпавших под исключения из режима свободной торговли, применяется ТПР, условия которого следующие (раздел III гл. 4 ст. 4.23 Соглашения; см. рисунок)7:
- соответствие товара критериям происхождения, установленным Соглашением;
7 Поскольку для вопросов таможенного дела с точки зрения осуществления таможенного контроля и предоставления тарифных преференций в странах - членах ЕАЭС более актуальны товары, возимые на таможенную территорию ЕАЭС, а не вывозимые с нее, то далее будем освещать вопрос в большей степени применительно к товарам, происходящим из СРВ. В действительности же, все положения условий аналогичны и для товаров происхождения государств-членов ЕАЭС, экспортируемых в СРВ.
- обеспечение соблюдения требований, предусмотренных Соглашением в части правил определения происхождения товаров из СРВ и иных взаимосвязанных с происхождением условий;
- документальное подтверждение происхождения товаров из СРВ как государства - стороны Соглашения в виде сертификата о происхождении товара по форме «ЕАУ», оформленного в соответствии с требованиями Соглашения.
Прокомментируем Соглашение по этому вопросу и дадим краткую характеристику названным условиям.
Условия предоставления тарифно-преференциального режима свободной торговли товарам, происходящим из Социалистической Республики Вьетнам
Соответствие товара критериям происхождения, установленным Соглашением. Указанная норма ст. 4.23 Соглашения в части данного условия носит отсылочный характер, но в пределах гл. 4 Соглашения (для чего необходимо обратится к ст. 4.3 гл. 4). В соответствии с установленными ст. 4.3 Соглашения особыми критериями происхождения товаров8, Правилами определения их происхождения (гл. 4 Соглашения) товар признается происходящим из государств - членов ЕАЭС и СРВ в случаях, когда он:
- полностью получен или произведен в данной стране;
8 Отметим, что хотя Соглашение прямо на это не указывает, но по сути особые критерии происхождения товаров определяют (устанавливают) степень обработки или переработки товара, минимально необходимой для признания такой обработки/переработки достаточной в целях определения происхождения товара. Другими словами, особые критерии происхождения товаров это фактически критерии достаточной обработки/переработки товара, определяющие страну его происхождения.
- полностью произведен в данных странах одной или обеих сторон исключительно из материалов данных стран одной или обеих сторон (т. е. из происходящих материалов9);
- произведен на территории данных(ой) стран(ы) одной из сторон с использованием непроисходящих материалов10, в случае если товар (как конечный продукт) удовлетворяет требованиям особых критериев происхождения (предусматривающих минимально необходимую степень достаточности его обработки или переработки), в соответствии с приложением 3 к Соглашению11.
Учитывая особенности современного правового определения и нормативного закрепления понятия «страна происхождения товара»12, и основываясь на критериях происхождения, установленных Соглашением, предложим его вариант, применительно к товарам, происходящим из стран - сторон Соглашения (государств - членов ЕАЭС и СРВ) [3, с. 14, 39], страна происхождения товаров - это государство - сторона
9 Происходящие товары или происходящие материалы - товары или материалы, которые отвечают критериям происхождения, изложенным в главе 4 Соглашения (п. <ф> ст. 4.2 Соглашения).
10 Непроисходящие товары или непроисходящие материалы - товары или материалы, которые не отвечают критериям происхождения, изложенным в главе 4 Соглашения (п. «1» ст. 4.2 Соглашения).
11 В настоящее время перечень таких критериев актуализирован и приведен в качестве приложения к Решению Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 55 «О применении приложения 3 к Соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года» (вступило в силу с 01.07.2018).
12 Понятие «страна происхождения товаров» по своему значению в теории и практике таможенного дела на полном основании вправе иметь статус правовой категории. Международно-правовой основой дефиниции этого понятия служит Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973, в редакции Протокола от 26.06.1999, Брюссель), где в специальном приложении «К» «Происхождение товаров» и закреплено определение страны происхождения товаров. На его основе дефиниции данного понятия закреплялись в Законе СССР от 26.03.1991 «О таможенном тарифе» (ст. 16), а в постсоветский период - в Законе РФ «О таможенном тарифе» (абз. 1 ст. 26), ТК РФ 2003 г. (п. 1 ст. 30), ТК ТС (п. 1 ст. 58). В ТК ЕАЭС определение понятию «страна происхождения товаров» отсутствует с обоснованием того, что (п. 1 ст. 28) правовой основой, существующей по этому вопросу, является Договор о ЕАЭС, в то время как последний пунктами 2 и 3 ст. 37 отослал этот вопрос на разрешение ЕЭК. Несмотря на то что такой подход законодателя является шагом назад с точки зрения юридической техники проектирования ТК ЕАЭС, в силу изложенного остается руководствоваться определениями, которые содержатся в различных международных актах, посвященных вопросам определения страны происхождения товаров (к примеру, Решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров)», Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ» и др.), либо конструировать доктринальные определения, на основе норм международных актов, в случаях, когда определения отсутствуют. В Соглашении от 29.05.2015 дефиниция понятию «страна происхождения товаров» отсутствует [1, с. 8-15].
Соглашения между ЕАЭС, государствами - членами ЕАЭС и СРВ о свободной торговле между ними от 29.05.2015, в котором товар либо полностью получен или произведен, либо полностью произведен в государстве(ах) одной стороны Соглашения или государствах обеих сторон Соглашения исключительно из материалов названных государств, либо произведен на территории государств(а) одной стороны Соглашения с использованием непроисходящих материалов, при условии, что такой товар удовлетворяет требованиям особых критериев происхождения, предусматривающих минимально необходимую степень достаточности его обработки или переработки.
К первой группе товаров, признаваемых происходящими из государств - сторон Соглашения, относятся товары, квалифицируемые как полностью полученные или произведенные в указанных странах и поименованные в ст. 4.4 Соглашения:
Перечень товаров, признаваемых полностью полученными или произведенными в Социалистической Республике Вьетнам
1. Минералы и другие полезные ископаемые, извлеченные или добытые из воздуха, почвы, воды, морского дна или недр на территории стороны;
2. Растения и продукты растительного происхождения, включая фрукты, ягоды, цветы, овощи, деревья, водоросли, грибы и живые растения, выращенные или собранные на территории стороны;
3. Живые животные, родившиеся и выращенные на территории стороны;
4. Продукты, полученные от живых животных на территории стороны;
5. Продукты, полученные в результате сбора, охоты, ловли, рыболовства, выращивания, разведения и аквакультур13 на территории стороны;
6. Продукты морского рыболовного промысла и другие продукты морского промысла, полученные в открытом море в соответствии с нормами международного права судном, зарегистрированным или приписанным в стороне и ходящим под ее флагом;
7. Продукты, полученные исключительно из продуктов, указанных в пункте 6 данного перечня, на борту перерабатывающего судна, зарегистрированного или приписанного в стороне и ходящего под ее флагом;
8. Отходы и лом, полученные в результате производства и потребления на территории стороны, при условии, что такие продукты пригодны только для переработки сырья;
13 Аквакультура - разведение водных организмов, в том числе рыбы, моллюсков, ракообразных, других водных беспозвоночных и водных растений, из исходного материала, такого как яйца, мальки, сеголетки и личинки, путем воздействия на процессы развития и роста в целях увеличения производства, например, посредством регулярного зарыбления, кормления или защиты от хищников (п. «а» ст. 4.2 Соглашения).
9. Бывшие в употреблении изделия, собранные на территории стороны, при условии, что такие продукты пригодны только для переработки сырья;
10. Продукты, полученные в открытом космосе на космических судах, зарегистрированных в стороне;
11. Товары, произведенные14 или полученные на территории стороны исключительно из товаров, указанных в пунктах 1-10 данного перечня.
Особых сложностей в применении этого перечня товаров нет, однако они могут возникать на стадии «привязки» наименования материалов15 и полученного(ых) из них товара(ов)16 к кодам ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Ко второй группе товаров, признаваемых происходящими из государств - сторон Соглашения, относятся товары, полностью произведенные в данных странах одной или обеих сторон исключительно из материалов данных стран одной или обеих сторон (т. е. из происходящих материалов).
Для случая, когда в производстве конечного товара на территории Вьетнама, участвовала(и) страна(ы) другой стороны Соглашения (РФ и/ или другие государства - члены ЕАЭС) в виде использования для производства конечного товара товаров или материалов, происходящих из указанных стран, применяется правило о кумуляции происхождения товара. Согласно ст. 4.7 Соглашения, суть названного правила заключается в следующем: товары или материалы, происходящие с территории одной из сторон и используемые в производстве товара в другой стороне, должны рассматриваться как происходящие в той стороне, где выполнялись последние операции.
Происхождение таких товаров/материалов должно подтверждаться сертификатами о происхождении товара формы БАУ, выданными уполномоченными органами РФ, других стран - членов ЕАЭС.
Правило о кумуляции для определения происхождения товаров из Вьетнама не применяется в случаях:
- отсутствия сертификата(ов) формы БАУ, подтверждающего(их) происхождение материалов, предназначенных для изготовления товара в СРВ, из РФ, других стран - членов ЕАЭС (в таком случае определение страны происхождения конечного товара осуществляется по правилам, как если бы в его производстве участвовали третьи страны - не стороны Соглашения);
14 Производство - способы получения товаров, включающие выращивание, добычу, сбор урожая, разведение, извлечение, сбор, ловлю, рыболовство и охоту, изготовление, переработку или сборку таких товаров (п. «1» ст. 4.2 Соглашения).
15 Материал - любое вещество или субстанция, включая ингредиенты, сырье, компоненты или части (п. «Ь» ст. 4.2 Соглашения).
16 Товар - любой, продукт, изделие или материал (п. «1» ст. 1.1 Соглашения).
- вхождения последних операций по производству товара в перечень операций, не отвечающих критериям происхождения (критерию достаточной обработки/переработки) товара:
Перечень операций, не отвечающих критериям происхождения товара из Социалистической Республики Вьетнам
1. Операции по обеспечению сохранения состояния товара во время его хранения или транспортировки;
2. Заморозка и размораживание;
3. Упаковка и переупаковка;
4. Мойка, чистка, удаление пыли, окиси, масла, краски или других покрытий;
5. Глажка или прессование текстиля;
6. Покраска, полировка, лакирование, покрытие (пропитка) маслом;
7. Шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
8. Окрашивание сахара или формирование кускового сахара;
9. Шелушение и извлечение семян, снятие кожуры фруктов, овощей и орехов;
10. Простое затачивание, шлифование, помол;
11. Резка;
12. Просеивание, отбор, сортировка, классификация;
13. Разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки, закрепление на поверхности и все другие простые операции по упаковке;
14. Нанесение или печать торговых марок, логотипов, этикеток и других подобных отличительных знаков на продукцию или ее упаковку;
15. Простое смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученного продукта от исходных компонентов;
16. Простые17 операции по сборке товара из частей и разборке товара на части;
17. Убой животных, сортировка мяса.
Указанные правоположения позволяют сформулировать определение правила кумуляции происхождения товара - это правило определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в стране одной стороны Соглашения от 29.05.2015, основанное на использовании товаров или материалов, происходящих с территории стран(ы) другой стороны Соглашения, определяется по стране,
17 Простая операция - это операция, для осуществления которой не требуется применение специальных умений (навыков), машин, приборов или оборудования, специально предназначенных для данной операции (п. 2 ст. 4.6 Соглашения).
где выполнялись последние операции по изготовлению товара, за исключением операций, не отвечающих критерию его достаточной обработки/ переработки [3, с. 40].
В случаях участия в производстве конечных товаров помимо или вместо стран - сторон Соглашения других (третьих) стран - неучастников (сторон) Соглашения в виде использования для производства конечного товара товаров или материалов, происходящих из указанных третьих стран (т. е. непроисходящих товаров/материалов), применяется правило об особых критериях происхождения, под которыми, как уже указывалось, следует понимать критерии достаточной обработки/переработки товара, определяющие страну его происхождения. Соответственно, особые критерии происхождения - это один из видов критериев определения происхождения товаров, в соответствии с которым товар, когда его производство на территории какой-либо страны - стороны Соглашения от 29.05.2015 основано на использовании непроисходящих материалов, считается происходящим из этой страны, если он (товар) удовлетворяет установленным требованиям, определяющим его происхождение из указанной страны [3, с. 41].
Соответственно, особые критерии происхождения товаров из Вьетнама, как и критерии достаточной переработки/обработки, предусмотренные для товаров, происходящих из других стран (групп стран), являются одним из признаков (критериев) определения (страны) происхождения товаров, связанным со степенью (глубиной) его переработки/обработки в целях придания товару определенных существенных свойств, если в его производстве используются материалы, признаваемые иностранными (непроисходящими) по отношению к данной стране.
Согласно приложению 3 к Соглашению, особыми критериями происхождения товаров из СРВ служат следующие:
1-й критерий. Изменение товарной классификации непроисходящих материалов, используемых в производстве конечного товара, на уровне:
- первых двух знаков ГС (изменение группы);
- первых четырех знаков ГС (изменение товарной позиции);
- шести знаков ГС (изменение товарной субпозиции).
Требование по изменению товарной классификации применяется только в отношении непроисходящих материалов (п. 3 примечаний приложения 3 к Соглашению). Товары, отвечающие данному критерию, приведены в Перечне особых критериев происхождения, актуализированном с учетом 6-й редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) ВТО18. В Соглашении использован ряд
18 Приложение 3 к Решению Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 55.
специфических критериев, характерных только для ТПР свободной торговли ЕАЭС - СРВ19.
Товары, не удовлетворяющие требованиям изменения товарной классификации, должны рассматриваться как происходящие товары, при выполнении следующих условий (в совокупности) (п. 1 ст. 4.8 Соглашения):
а) если стоимость всех непроисходящих материалов, использованных в производстве товара и не подвергающимся необходимым изменениям тарифной (товарной) классификации, не превышает 10 % стоимости таких товаров на условиях БОБ20. В случае если критерием происхождения является любое подлежащее применению требование о доле добавленной стоимости, то стоимость указанных материалов должна быть включена в стоимость непроисходящих материалов (п. 2 ст. 4.8 Соглашения);
б) товары отвечают всем другим требованиям Правил определения происхождения (гл. 4 Соглашения).
Исключение из данного особого критерия происхождения: операции по производству товара, входящие в перечень операций, не отвечающих особым критериям происхождения (критерию достаточной обработки/
19 Обозначения критериев происхождения и их содержание, использованные в Перечне:
- WO - означает, что товар должен быть полностью произведен или получен в СРВ (в соответствии со ст. 4.4 Соглашения);
- CC - означает, что все непроисходящие материалы, использованные в производстве конечного товара в СРВ, должны претерпеть изменение в товарной классификации на уровне первых двух знаков ГС (изменение группы);
- CTH - означает, что все непроисходящие материалы, использованные в производстве конечного товара в СРВ, должны претерпеть изменение в товарной классификации на уровне первых четырех знаков ГС (изменение товарной позиции);
- CTSH - означает, что все непроисходящие материалы, использованные в производстве конечного товара в СРВ, должны претерпеть изменение в товарной классификации на уровне шести знаков ГС (изменение товарной субпозиции);
- VAC_% - означает, что доля добавленной стоимости, достигнутая в процессе производства
конечного товара в СРВ, должна составлять не менее_%;
- CC/CTH/CTSH + VAC_% - означает, что требование по изменению товарной классификации непроисходящих материалов при использовании их в производстве конечного товара в СРВ (на уровне группы/товарной позиции/товарной субпозиции) должно применяться при условии, что доля добавленной стоимости, достигнутая в процессе производства конечного товара в СРВ, составляет не менее_%;
- CC/CTH/CTSH или VAC_% - означает либо применение требования (критерия) по изменению товарной классификации непроисходящих материалов при использовании их в производстве конечного товара в СРВ (на уровне группы/товарной позиции/товарной субпозиции), либо применение доли добавленной стоимости, достигнутой в процессе производства конечного товара в СРВ, не менее_%.
20 Стоимость на условиях поставки FOB - стоимость товаров на условиях «свободен на борту», включающая стоимость транспортировки до порта или места окончательной отгрузки за рубеж (п. «f» ст. 4.2 Соглашения).
переработки) товара, осуществляемые как по отдельности, так и в любом сочетании друг с другом.
2-й критерий. Достижение в процессе производства в цене конечного товара фиксированной процентной доли добавленной стоимости (правило адвалорной доли).
Размер процентной доли определяется Перечнем особых критериев происхождения, а доля добавленной стоимости товаров (VAC) рассчитывается по формуле:
Стоимость на условиях поставки FOB - Стоимость непроисходящих материалов V А.О — X1UU /оj
Стоимость на условиях поставки FOB
где стоимость на условиях поставки FOB - стоимость товара, ввезенного на указанных условиях поставки; стоимость непроисходящих материалов - стоимость материалов, не отвечающих критериям их происхождения, установленным гл. 4 Соглашения (правила расчета стоимости непроисходящих материалов см. далее).
3-й критерий. Выполнение производственных (технологических) операций, придающих товару статус происходящего (поименованых в Перечне особых критериев происхождения). Так, к примеру, для моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек или более, включая водителя (код ГС ВТО 87.02), критерием происхождения помимо доли добавленной стоимости товаров (VAC 50 %) будет служить условие по выполнению целого ряда технологических операций21.
21 - Сварка кузова (кабины) или изготовление кузова (кабины) иным способом в случае применения технологий, не предусматривающих сварочных операций при их изготовлении;
- окраска кузова (кабины);
- установка двигателя (для моторных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, а также для гибридных силовых агрегатов);
- установка тяговых электромашин (генераторы, электродвигатели) (для моторных транспортных средств, приводимых в движение электроприводом или гибридными силовыми установками);
- установка трансмиссии;
- установка передней и задней подвески (для моторных транспортных средств, приводимых в движение электроприводом или гибридными силовыми установками и для моторных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием);
- установка рулевого управления и тормозной системы;
- установка глушителя и секций выхлопного трубопровода (для моторных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием);
- диагностика и регулировка двигателя;
- проверка эффективности тормозной системы;
- проверка уровня радиопомех и норм электромагнитной совместимости (для моторных транспортных средств, приводимых в движение электроприводом или гибридными силовыми установками);
- проведение контрольных испытаний готового моторного транспортного средства.
Виды производственных (технологических) операций, составляющих содержание 3-го особого критерия, устанавливают минимальные требования к указанным производственным (технологическим) операциям, в связи с чем выполнение большего объема этих операций также придает товару статус происходящего (п. 4 примечаний приложения 3 к Соглашению).
Критерии, касающиеся изменения товарной классификации непроисходящих материалов, а также добавленной стоимости (адвалорной доли) и определенных производственных (технологических) операций, могут использоваться самостоятельно и в определенном сочетании, как дополняя друг друга, так и в качестве альтернативы друг другу.
При применении в качестве критерия происхождения правила о доле добавленной стоимости в цене конечного товара (адвалорной доли), стоимость непроисходящих материалов рассчитывается (ст. 4.5 Соглашения):
- по их стоимости на условиях поставки CIF22 на момент ввоза материалов на территорию страны-стороны Соглашения; или
- по самой ранней установленной уплаченной или подлежащей уплате цене за непроисходящие материалы на территории той страны - стороны Соглашения, в которой осуществлялась обработка и переработка товара. В этом случае в стоимость таких материалов не должны включаться затраты на фрахт, страхование, упаковку и другие дополнительные расходы, связанные с поставкой материалов от поставщика до места производства.
В отношении ряда товаров23 Соглашением установлены особенности в определении их страны происхождения.
Обеспечение соблюдения требований, предусмотренных Соглашением в части правил определения происхождения товаров из СРВ и иных взаимосвязанных с происхождением условий. Данное условие, как и первое, имеет не только отсылочный характер, но при этом требований, подлежащих соблюдению, условие не указывает, соотнося их с действующим вариантом (редакцией) Соглашения. В силу чего вполне допустимо, что изменение требований по определению происхождения товаров из СРВ, предусмотренных Соглашением, повлечет изменение и названного условия. Для определения перечня требований необходимо
22 Стоимость на условиях поставки С1Б - стоимость импортированных товаров, включающая в себя стоимость фрахта и страхования до порта или места ввоза в страну импорта (п. «с» ст. 4.2 Соглашения).
23 а) Товары, представляющие собой наборы продуктов [1, ст. 4.14];
б) приспособления, принадлежности, запасные части, инструменты, инструкции и другие информационные материалы, предназначенные для использования с товаром [1, ст. 4.13];
в) упаковочные материалы и контейнеры, в которых товар транспортируется (перевозится) в страну импорта [1, ст. 4.12];
г) упаковочные материалы (упаковки) и тары для розничной продажи [1, ст. 4.11];
д) косвенные материалы [1, ст. 4.15].
руководствоваться ст. 4.24 Соглашения (указаны основания по отказу в предоставлении ТПР свободной торговли), в соответствии с которой к названным требованиям относятся:
- правило непосредственной закупки;
- правило прямой поставки;
- соблюдение СРВ требований по административному сотрудничеству, предусмотренных Соглашением.
Правило непосредственной закупки. В отличие от иных правил определения происхождения товаров (из развивающихся и наименее развитых стран, в СНГ, из Республики Сербии), где либо дана развернутая характеристика в виде определения, либо указаны существенные признаки понятия, в Соглашении (ст. 4.10 и др.) что-либо подобное отсутствует.
Границы условий внешнеторговых сделок, в рамках которых поставляемые товары признаются непосредственно закупленными, определены в Соглашении методом исключения тех сделок, условия которых не отвечают правилу непосредственной закупки. То есть, непосредственно закупленными товарами признаются все ввозимые в ЕАЭС товары происхождения СРВ, в том числе и те, инвойс на которые выдан лицом, зарегистрированным в третьей стране (не стороне Соглашения), при условии, что все требования тарифного преференциального режима в отношении таких товаров выполняются (п. 1 ст. 4.10). Таким образом, мы имеем определенную особенность правила непосредственной закупки, применяемого в свободной зоне ЕАЭС - СРВ, заключающуюся в том, что стороной в сделке поставляемого из СРВ в ЕАЭС (государство - член ЕАЭС) товара может являться нерезидент страны-экспорта (Вьетнама)24.
Помимо содержания самой особенности, следует отметить условие для ее применения, позволяющее нерезиденту СРВ быть экспортером товара в ЕАЭС - это соблюдение в отношении экспортируемых в ЕАЭС товаров всех условий (требований) тарифно-преференциального режима, установленного Соглашением. Другими словами, речь идет об обязательном соответствии товара критериям его происхождения, наличии на него сертификата формы «БАУ», выполнении правила прямой поставки и т. д., отступление от которых исключает предоставление товарам тарифных преференций.
В то же время, указанная особенность правила непосредственной закупки имеет свое исключение, которое сводится к следующему (п. 2
24 Указанное объясняется современной экономической политикой, проводимой как в государствах - членах ЕАЭС, так и в СРВ, направленной на расширение инвестиционной деятельности в экономиках государств за счет иностранных финансовых инвестиций, а соответственно - на появление в торгующих странах предприятий с участием иностранного капитала и предприятий, принадлежащих иностранным лицам, в силу чего исключение товаров, производимых ими, из торгового оборота сужало бы рамки свободной торговли и уменьшало ее объемы [3, с. 142].
ст. 4.10): вне какой-либо зависимости от соблюдения условий ТПР свободной торговли, относимость третьей страны, в которой зарегистрировано лицо, выдавшее инвойс на экспортируемые в ЕАЭС товары, к оффшорным странам и территориям, исключает применение ТПР.
Правило прямой поставки. В отличие от правила непосредственной закупки правило прямой поставки товаров из СРВ специфических отличий от традиционных правил прямой поставки не содержит, в силу чего оно во многом сходно с аналогичными правилами, применяемыми к товарам, происходящим из других стран (к примеру, Сербии). При этом если непосредственная закупка расширяет возможности экспорта вьетнамских товаров в ЕАЭС на условиях ТПР (за счет вышеприведенной особенности), то правило прямой поставки выполняет традиционную роль и преследует стандартную цель - обеспечить товарам, происходящим из государств -сторон Соглашения, торговый оборот только в рамках зоны свободной торговли, образованной государствами - членами Соглашения. Однако правило имеет одно исключение.
Как и в случае с правилом непосредственной закупки, определение правилу прямой поставки в Соглашении не приведено, в то время как существенные признаки и критерии понятия указаны, что позволяет установить относимость того или иного вида и способа транспортировки товара к прямой поставке. Суть правила изложена в п. 1 ст. 4.9 Соглашения, согласно которому ТПР для товаров СРВ предоставляется при условии их прямой поставки с территории экспортирующей стороны на территорию импортирующей стороны. Одновременно п. 2 ст. 4.9 Соглашения дополняет содержание правила случаем (исключением), предусматривающим возможность транзита экспортируемых товаров через территории третьих стран, согласно которому происходящие товары могут перевозиться через территории третьих стран при тех условиях, что:
- транзит через территорию третьих стран обусловлен географическими или транспортными причинами;
- товары не являлись объектом торговли или потребления;
- товары не подвергались каким-либо операциям за исключением операций по разгрузке, перегрузке, хранению и любых необходимых операций, направленных на обеспечение сохранности их состояния.
Соблюдение вышеуказанных условий транзита товара должно иметь со стороны декларанта документальное подтверждение, представляемое им в таможенные органы страны импорта (п. 3 ст. 4.9).
Документальным подтверждением могут служить (пункты 3 и 5 ст. 4.9):
- транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения, экспортируемого с территории СРВ в ЕАЭС товара, содержащие
следующие сведения: точное описание товара; даты разгрузки и перегрузки товара; название судов или других транспортных средств; номера контейнеров; условия, при которых товары находились в стране транзита в должном состоянии; отметки таможенных органов страны транзита;
- инвойсы (счета-фактуры);
- документы, выданные таможенными органами страны транзита, с тем же объемом информации, что и в транспортных документах (при невозможности представления транспортных документов).
Декларант вправе представить иные документы, подтверждающие выполнение условий транзита (п. 4 ст. 4.9). Непредставление указанных документов, как и несоблюдение самих условий транзита, влечет одинаковые последствия - непредоставление ввозимому из СРВ товару ТПР ЕАЭС.
Соблюдение СРВ требований по административному сотрудничеству (АС), предусмотренных Соглашением. Это требование (раздел IV гл. 4) в аналогичном варианте используется только в условиях свободной торговли между РФ и Сербией. Его общий смысл и предназначение сводятся к обеспечению возможности в целях предоставления ТПР свободной торговли проведения проверки достоверности заявленных сведений о происхождении товара, подлинности документального подтверждения либо получения дополнительной информации о происхождении товара. В противном случае, если государство-сторона Соглашения не соблюдает те или иные требования, из которых состоит содержание АС, ТПР в отношении ввозимых товаров не предоставляется или временно приостанавливается.
В концептуальном варианте суть АС ЕАЭС и государств - сторон Соглашения заключается в следующем:
- уведомлении сторонами Соглашения друг друга и обмене между собой: наименованиями и адресами уполномоченных и верифицирующих органов; образцами оттисков печатей, используемых указанными органами; образцами бланков сертификатов о происхождении товаров; сведениями об особенностях защиты бланков сертификатов;
- размещении в сети Интернет информации о наименованиях и адресах уполномоченных и верифицирующих органов каждой из сторон;
- информировании друг друга о наличии любых изменений в вышеуказанной информации;
- развитии и внедрении Электронной системы сертификации и верификации происхождения товаров (т. е. базы данных в сети Интернет о всех сертификатах происхождения товаров, выданных уполномоченными органами, доступную таможенным органам другой стороны для проверки действительности и содержания выданных сертификатов происхождения);
- проведении проверки (верификации) сертификатов о происхождении товаров по запросам таможенных органов страны импорта на предмет: подтверждения достоверности сертификата; подтверждения соответствия товаров критериям происхождения; предоставления документальных доказательств сведениям, указанным в сертификате о происхождении товара;
- проведении выездной проверки (по запросам таможенных органов страны импорта) на предмет: изучения сведений в заявлении и документах, представленных производителем и/или экспортером товаров для выдачи сертификата; осмотра объектов, используемых при производстве товаров;
- сохранении конфиденциальности информации, предоставляемой сторонами друг другу в рамках административного сотрудничества;
- введении мер уголовной или административной ответственности за нарушение норм национальных законодательств сторон, относящихся к АС;
- создании Подкомитета по правилам определения происхождения, функциональной компетенцией которого будет являться эффективное внедрение и реализация положений Соглашения об АС его сторон.
Документальное подтверждение происхождения товаров из СРВ как государства - стороны Соглашения и его надлежащее оформление. Условие предусмотрено п. 1 ст. 4.16 Соглашения и заключается в необходимости импортеру в удостоверение (подтверждение) происхождения товаров из указанной страны представить сертификат о происхождении товара по форме «БЛУ», установленной Соглашением и приведенной в приложении 5 к нему. Практически аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 4.23 Соглашения. Сертификат должен быть представлен в оригинале (подп. «с» п. 2 ст. 4.23); при утрате, краже или повреждении - в виде заверенного дубликата; при выдаче взамен аннулированного или переоформленного - в виде нового оригинала сертификата с указанием «Выдан взамен»; при выдаче сертификата после вывоза товара с указанием «Выдан впоследствии», на бумажном носителе, заполненный печатным способом на английском языке.
В отношении товаров, общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 долл. США, либо большую сумму, предусмотренную законодательствами государств - членов ЕАЭС, допустимо непредставление сертификата о происхождении товаров.
Характеризуя эффективность внешнеторговых отношений ЕАЭС и СРВ в рамках Соглашения о свободной торговле, видимо, следует признать, что их экономические показатели не столь впечатляющие, как могли бы быть. Так, общий объем внешнеторгового оборота стран - членов ЕАЭС с СРВ составил: в 2016 г. - 4,3 млрд долл. США; в 2017 г. - 5,9; в 2018 г. - 6,7 (0,89 % общего товарооборота ЕАЭС в 2018 г., равного 753,42 млрд долл.
США). Все годы торговый баланс ЕАЭС отрицательный (дефицитный): в 2017 г. - 1,41 млрд долл. США; в 2018 г. - 1,29. Из стран - членов ЕАЭС лишь на Россию приходится значительная доля товарооборота ЕАЭС с СРВ: в 2017 г. - 88,2, в 2018 г. - 90,9 %. По доле в российском товарообороте за 2018 г. (0,96 %) Вьетнам занял 23-е место, что вряд ли достойно для этого стратегического партнера нашей страны. В силу чего, соответственно, организационный экономический, правовой потенциал взаимовыгодного сотрудничества с СРВ, заложенный Соглашением, ни российской стороной, ни ЕАЭС в целом не используется25.
Список литературы
1. Витюк В. В. Историографический очерк эволюции понятия страны происхождения товаров в таможенном законодательстве постсоветского периода // Проблемы антикризисного управления и экономического регулирования (ПАУЭР-2018): материалы IV национальной науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22-23 мая 2018 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. С. 8-15.
2. Витюк В. В. Количественные характеристики импортированных товаров как условие определения их таможенной стоимости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2 (87). С. 5-18.
3. Витюк В. В. Определение страны происхождения товаров как основы тарифно-преференциального регулирования в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Новополиграфцентр», 2018. 256 с.
4. Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3 (88). С. 68-81.
5. Кабир Л. С., Яковлев И. А. Торговля в целях развития: формирование устойчивой платформы интеграции России в АСЕАН // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 3 (84). С. 59-76.
© Витюк В. В., 2020 © Уйуик У. У., 2020
Для цитирования:
Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам и его содержание // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1(90). С. 49-67.
25 К моменту публикации статьи были обнародованы данные по товарообороту ЕАЭС и СРВ за 2019 г.: он составил 5,55 млрд долл. США (0,76 % от общего товарооборота в ЕАЭС, равного 733,14 млрд долл. США); доля Российской Федерации в товарообороте ЕАЭС с СРВ - 88,6 % (4,92 млрд долл. США); по рейтингу для России - 28 место; баланс отрицательный - 2,65 млрд долл. США. Вышеуказанные результаты оптимистического варианта развития отношений с СРВ на ближайшее время не предполагают.