Научная статья на тему 'Режим тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией'

Режим тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
свободная торговля / тарифно-преференциальный режим / Сербия. / free trade / preferential tariff regime / Serbia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Анализируется и комментируется таможенное законодательство по вопросу предоставления декларантам товаров тарифных преференций в условиях нового формата свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией, основанного на Соглашении от 25.10.2019г. между ними о зоне свободной торговли; приводится сравнение с содержанием тарифно-преференциальных отношений, регламентированных законодательством о свободной торговле между Сербией и Российской Федерацией (Соглашение между РФ и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г. и Протокол РФ и Республики Сербии от 22.07.2011г.). Применительно к содержанию режима тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли, основанной на Соглашении от 25.10.2019 г., охарактеризованы условия предоставления ввозимым товарам тарифных преференций: соответствие товара критериям его происхождения, документальное подтверждение страны его происхождения, соблюдение участниками ВЭД правила прямой поставки товара, а странами-участниками зоны свободной торговли – требований законодательства по административному сотрудничеству между собой. Приводятся данные внешней торговли России, стран-членов ЕАЭС с Сербией, их доли от общего товарооборота, приходящиеся на каждое из государств ЕАЭС, и торговый баланс товарооборота. Презюмируется, что распространение режима свободной торговли и предоставления тарифных преференций, предусмотренных Соглашением от 25.10.2019 г., на товары, перемещаемые в рамках зоны свободной торговли на все указанные страны, а не только РФ, может привести к изменению как количественной, так и качественной сторон внешней торговли с Сербией, с возможным выравниваем дисбаланса в развитии отдельных отраслей экономики стран-членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regime of tariff-preferential relations in the new Format of Free Trade between the EAEU and the Republic of Serbia

The article analyzes and comments the customs legislation on providing tariff preferences to declarants of goods in the new format of free trade between the EAEU and the Republic of Serbia, based on the Agreement of 25.10.2019 between them about a free trade zone; the article compares content of tariffpreferential relations governed by the free trade legislation between Serbia and the Russian Federation (Agreement between the Russian Federation and the Federal Republican Yugoslavia of 08/28/2000, and the Protocol of the Russian Federation and the Republic of Serbia of 07/22/2011). Tariff content agreements and preferential relations in the new format of free trade, based on the free trade agreement of 25.10.2019 legislative requirements for administrative cooperation among themselves. The data on foreign trade of Russia, the EAEU member states with Serbia, their shares of the total trade turnover attributable to each of the EAEU states, and the trade balance of trade turnover are given. It is presumed that the spread of the free trade regime and the provision of tariff preferences stipulated by the Agreement of 25.10.2019 to goods moved within the free trade zone to all specified countries, and not just the Russian Federation, may lead to a change in both quantitative and qualitative sides of foreign trade with Serbia, with a possible leveling out of the imbalance in the development of certain sectors of the economy of the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «Режим тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией»

Режим тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Витюк Владимир Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Сибирский государственный университет путей сообщения, Vityuk.V.V@yandex.ru

Анализируется и комментируется таможенное законодательство по вопросу предоставления декларантам товаров тарифных преференций в условиях нового формата свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией, основанного на Соглашении от 25.10.2019г. между ними о зоне свободной торговли; приводится сравнение с содержанием тарифно-преференциальных отношений, регламентированных законодательством о свободной торговле между Сербией и Российской Федерацией (Соглашение между РФ и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г. и Протокол РФ и Республики Сербии от 22.07.2011г.). Применительно к содержанию режима тарифно-преференциальных отношений в новом формате свободной торговли, основанной на Соглашении от 25.10.2019 г., охарактеризованы условия предоставления ввозимым товарам тарифных преференций: соответствие товара критериям его происхождения, документальное подтверждение страны его происхождения, соблюдение участниками ВЭД правила прямой поставки товара, а странами-участниками зоны свободной торговли - требований законодательства по административному сотрудничеству между собой. Приводятся данные внешней торговли России, стран-членов ЕАЭС с Сербией, их доли от общего товарооборота, приходящиеся на каждое из государств ЕАЭС, и торговый баланс товарооборота. Презюмиру-ется, что распространение режима свободной торговли и предоставления тарифных преференций, предусмотренных Соглашением от 25.10.2019 г., на товары, перемещаемые в рамках зоны свободной торговли на все указанные страны, а не только РФ, может привести к изменению как количественной, так и качественной сторон внешней торговли с Сербией, с возможным выравниваем дисбаланса в развитии отдельных отраслей экономики стран-членов ЕАЭС.

Ключевые слова: свободная торговля, тарифно-преференциальный режим, Сербия.

В ближайшем будущем, по мере выполнения Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и государствами-членами ЕАЭС, а также Республикой Сербией внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу заключенного между ними 25.10.2019 г. Соглашения о зоне свободной торговли, возможно ожидать изменений торгово-экономических отношений сторон указанного соглашения, основанных на режиме свободной торговли между ними и, в первую очередь, отношений тарифно-преференциального характера. Применительно к Российской Федерации (РФ) указанное Соглашение от 25.10.2019 г. придет на смену ныне действующему законодательству по указанному вопросу, а именно: Соглашению между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии (СРЮ) о свободной торговле между РФ и СРЮ от 28.08.2000г., а также заключенному на его основе Протоколу от 22.07.2011 г. между Правительствами РФ и Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров. Аналогичные изменения коснутся и республик Беларусь и Казахстан, с которыми Республика Сербия в настоящий момент также имеет аналогичные соглашения о свободной торговле. Помимо прочего российско-сербские отношения ознаменованы отношениями стратегического характера, закрепленными Декларацией о стратегическом партнерстве между Россией и Республикой Сербией от 24.05.2013 г., что уже само по себе немаловажно и для торговых отношений.

Следует уточнить, что говоря об отношениях тарифно-преференциального характера, имеются в виду отношения, возникающие в рамках тарифно-преференциального режима (ТПР) (или преференциального тарифного режима), который формируется (нормируется) в условиях отношений свободной торговли. Теоретические и практические вопросы ТПР рассмотрены в работе автора [1]. Исходя из определения понятия «тарифно-преференциальный режим» [1, с.72] следует, что оно более узкое и является составной частью понятия «режим свободной торговли», поскольку последнее помимо тарифных преференций (характерных для ТПР), может предусматривать и иные меры таможенного регулирования перемещения товаров в условиях свободной торговли ими, к примеру, тарифные квоты, меры торговой защиты, количественные ограничения, запреты и пр. [1, с.75].

При этом экономическая эффективность и выгодность свободной торговли применительно к отношениям Россия-Сербия «... заключается в освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, т.е. в предоставлении режима беспошлинного ввоза товарам, происходящим из указанных стран на таможенные территории друг друга как стран-контрагентов Протокола от 22.07.2011 г. (за исключением ряда товаров, включенных в перечень товаров-изъятий из режима свободной

торговли ...)» [2, с.112], а также аналогично и применительно к отношениям ЕАЭС (государств-членов ЕАЭС)-Сербия, но уже как контрагентов Соглашения от 25.10.2019 г. Другими словами, в отношении товаров: а) происходящих из государств-членов ЕАЭС (по Соглашению от 25.10.2019 г.) или России (по Протоколу от 22.07.2011 г.) и Сербии, б) находящихся в торговом обороте между ними, в) не подпавших под исключения из режима свободной торговли, применяется ТПР свободной торговли, условия которого предусмотрены ныне Протоколом от 22.07.2011 г., а по вступлении в силу Соглашения от 25.10.2019 г. - названным Соглашением.

Особенностью терминологического аппарата Протокола и Соглашения является то, что в них используется исключительно понятие «режим свободной торговли», в то время как в других подобных правовых актах имеет место применение понятия «тарифный преференциальный режим» (например в Соглашении от 29.05.2015 г. о свободной торговле между ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам; подпункты 1, 5 ст.4.16; ст.4.17; п.2 ст.4.19; п.2 ст.4.22; подпункты 1-3 ст.4.23 и др.) [1, с.69], что является более обоснованным. Тем самым законодатель не в полной мере последователен в соблюдении терминологии, причиной чего может служить недостаточная теоретическая разработанность подобных вопросов. В то же время анализ Соглашения и Протокола позволяет утверждать, что в целом Соглашение от 25.10.2019 г. в сравнении с Протоколом представляет собой шаг в развитии правовой формализации предмета Соглашения, но по уровню юридической техники оно все же уступает аналогу - Соглашению от 29.05.2015 г. Кроме того, Соглашение от 25.10.2019 г. в сравнении с тем же Соглашением от 29.05.2015 г. регулирует еще и более узкую сферу свободной торговли (не регулируется торговля услугами, государственные закупки, прямые капиталовложения и др.). Цели, предусмотренные Соглашением от 25.10.2019 г. - расширение и развитие свободной торговли и экономических взаимоотношений с целью ускорения экономического развития, достижения стабильности производства и финансовой стабильности сторон, а также создание эффективных процедур по имплемента-ции и применению Соглашения и по его совместному администрированию (ст.2) - в некоторой мере даже уже целей, изложенных в Соглашении от 28.08.2000 г. (ст.2), а их число на порядок ниже количества целей, закрепленных в Соглашении от 29.05.2015 г. (ст.1.3).

Условия применения (предоставления) тарифных преференций в рамках ТПР свободной торговли применительно к отношениям Россия-Сербия проанализированы в работах автора [2; 3], интерес же представляют условия ТПР свободной торговли ЕАЭС-Сербия по Соглашению от 25.10.2019 г.

Сначала приведем примеры товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли (приложения 1 и 2 к Соглашению).

Для государств-членов ЕАЭС такими товарами-изъятиями являются:

а) сахар белый (код ГС 1701 99 10) (кроме РФ); б) спирт этиловый неденатурированный 80 об.% или более; этиловый спирт и пр. спиртовые настойки, денатурированные, любой концентрации (код ГС 2207) (кроме РФ); в) спирт этиловый неденатурированный менее 80 об.%; спиртовые настойки и спиртные напитки (коды ГС 2208 20 12, 2208 20 14, 2208 20 26 и др.) (кроме РФ); г) сигары, сигариллы из табака или его заменителей (коды

ГС 2402 10, 2402 90) (кроме РФ); д) шины и покрышки пневматические резиновые, восстановленные или бывшие в употреблении (код ГС 4012, кроме 4012 90); е) тракторы, исключая тракторы товарной позиции 8709 ТН ВЭД, новые (коды ГС 8701, 8701 20 10 и др.) (только для РФ); ж) тракторы, исключая тракторы товарной позиции 8709 ТН ВЭД, бывшие в употреблении (коды ГС 8701 20 90, 8701 91 10 90 и др.); з) моторные транспортные средства (ТС) для перевозки 10 и более человек (включая водителя), бывшие в употреблении (коды ГС 8702 10 19 и др.); и) автомобили легковые и прочие моторные ТС главным образом для перевозки людей (кроме товарной позиции 8702), включая автомобили-фургоны и гоночные автомобили (код ГС 8703); к) моторные ТС для перевозки грузов, новые (коды ГС 8704 12 10 и др.) (только для РФ); л) моторные ТС для перевозки грузов, бывшие в употреблении (коды ГС 8704 21 39, 8704 21 10 99 и др.).

Для товаров сербского происхождения товарами-изъятиями являются:

а) товары, поименованные в пунктах а, б, в, г, д (у всех те же коды ГС), е, ж (включая всю товарную позицию 8701, кроме 8709), и, к, л (у всех те же коды ГС) вышеприведенного перечня товаров государств-членов ЕАЭС; б) плавленые сыры, нетертые или непорошкообразные (код ГС 0406 30, кроме 0406 30 100 0); в) вина игристые (код ГС 2204 10); г) пряжа хлопчатобумажная (код ГС 5205); д) ткани хлопчатобумажные с различными техническими характеристиками (коды ГС 5208, 5209, 5210, 5211); е) ткани хлопчатобумажные прочие (код ГС 5212); ж) специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки (код ГС 58); з) компрессоры, используемые в холодильном оборудовании (код ГС 8414 30, кроме 8414 30 200 1 и др.).

В большей степени в сравнении с Протоколом видоизменился список товаров из государств-членов ЕАЭС. Так, он: а) дополнен сахаром, спиртами, сигарами; б) сокращен в части арматуры (кранов, клапанов, вентилей и т.п.) для трубопроводов и емкостей (код ГС 8481); в) сохранен в части тракторов и моторных ТС, но стал более детализирован по кодам ГС.

Перечень товаров сербского происхождения в основном сохранился, но: а) в части сыров, шин (покрышек), компрессоров оставлен в виде одного наименования товара, охватываемого одним кодом товарной позиции (шины) либо субпозиции (сыр, компрессоры); б) спирт этиловый с концентрацией менее 80 об.% более детализирован по кодам ГС; в) перечень моторных ТС сокращен и дан с другой номенклатурой кодов ГС.

Согласно Соглашению (ст.11) все вопросы происхождения товаров определяются одноименными Правилами (приложение 3 к Соглашению). Условия предоставления режима свободной торговли (т.е. тарифных преференций товарам) приведены в ст.10 Правил, к которым относятся:

1) соответствие товара критериям происхождения, установленным Правилами (принятыми Соглашением от 25.10.2019 г.);

2) документальное подтверждение таможенному органу страны импорта происхождения товара из государств-сторон Соглашения от 25.10.2019 г.;

3) соблюдение правила прямой поставки, имеющее документальное подтверждение;

4) соблюдение участниками зоны свободной торговли требований по административному сотрудничеству, установленных Правилами (принятыми Соглашением от 25.10.2019 г.);

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Прокомментируем названные условия ТПР свободной торговли.

Соответствие товара критериям происхождения.

Такими критериями признания товара происходящим из стран-сторон Соглашения от 25.10.2019г. служат следующие (ст.3 Правил):

а) товар полностью получен или произведен в данной стране;

б) товар произведен в данной стране с использованием материалов иностранного происхождения при условии его соответствия критериям достаточной обработки (переработки);

в) товар произведен в данных странах одной или нескольких сторон исключительно из материалов, происходящих из этих стран одной или нескольких сторон.

Применительно к товарам, полностью полученным или произведенным в данной стране, то их определение не представляет большой сложности, поскольку их перечень приведен в ст.4 Правил, относя к ним следующие:

1) полезные ископаемые, минеральные продукты и иные природные ресурсы, добытые из недр данной страны, на ее территории, в ее территориальном море или с его дна, либо полученные в результате обработки атмосферного воздуха на территории страны; 2) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в стране; 3) живые животные, родившие и выращенные в стране; 4) продукция, полученная в стране от живых животных; 5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в стране; 6) продукция морского рыболовного промысла и его другая продукция, выловленная за пределами территориального моря страны судами, зарегистрированными в этой стране и плавающими под ее флагом; 7) продукция, произведенная на борту перерабатывающего судна исключительно из продукции, указанной в пункте 6, происходящей из страны, при условии, что перерабатывающее судно зарегистрировано в этой стране и плавает под ее флагом; 8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря страны, при условии что она имеет исключительные права на их разработку; 9) отходы и лом (вторичное сырье), полученное в стране в результате производственных, иных операций по переработке или потребления при условии, что такие продукты пригодны только для их переработки в сырье; 10) продукция, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих стране либо арендованных ею; 11) товары, изготовленные в стране из продукции, указанной в п.п. 1-10 перечня.

В целом перечень соответствует аналогичному перечню, приведенному в Правилах, утвержденных Протоколом от 22.07.2011 г., за исключением позиций 1, 6, 7, 9, 10, имеющих уточнения терминологического характера.

Критерий о производстве товара в данной стране с использованием материалов иностранного происхождения, используется для определения страны происхождения товара из государств(а)-сторон(ы) Соглашения от 25.10.2019 г., когда в производстве конечного товара (с приданием ему в результате такой переработки/обработки определенных существенных свойств), помимо указанных государств принимают участие третьи страны, не являющиеся участниками названного Со-

глашения. Полученный в результате такой переработки/обработки товар как конечный продукт считается происходящим из данной страны при его соответствии критериям достаточной обработки (переработки). В данном случае таким критерием служит стоимость использованных для этого материалов иностранного происхождения, не превышающая 50% стоимости экспортируемого товара (п.1 ст.5 Правил). При этом под материалами иностранного происхождения понимаются материалы, не происходящие с территории стран(ы)-сторон(ы) Соглашения, а также материалы, происхождение которых неизвестно.

В части критерия о производстве товара в странах-сторон(ы) Соглашения исключительно из материалов, происходящих из этих стран, то применение этого критерия учитывает, что в производстве конечного товара принимали участие страны, являющиеся участниками названного Соглашения и их участие учитывается применением принципа (правила) кумуляции происхождения товара, суть которого состоит в том, что вне зависимости от участия в производстве исходных для конечного товара материалов стран, не являющихся участниками Соглашения, такие материалы (товары), происходящие из стран(ы) одной стороны Соглашения, и используемые в качестве материалов в процессе производства (изготовления) товара в стране другой стороны Соглашения, должны рассматриваться как происходящие в той стране, в которой были совершены последние операции по их переработке, за исключением операций, не отвечающих критерию достаточной обработки (переработки). Происхождение таких материалов в таких случаях должно подтверждаться сертификатом о происхождении формы СТ-2. Перечень операций, не отвечающих критерию достаточной обработки (переработки) формализован и приведен в п.1 ст.7 Правил, к примеру: а) операции, необходимые для обеспечения сохранности товара во время его хранения и/или транспортировки; б) операции по подготовке товара к продаже и/или транспортировке; в) мойка, чистка, удаление пыли, масла, краски или прочих покрытий; г) глажка или прессование текстиля (любых видов волокон и пряжи); д) покраска, полировка, лакирование, покрытие маслом или другими веществами; е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса; ж) заморозка, размораживание; з) простые сборочные операции или разборка товаров по частям; и) разделка (сортировка) мяса, рыбы и т.д.

В сравнении с Протоколом указанный перечень операций видоизменился: а) дополнен операциями по заморозке, размораживанию, нанесению отличительных знаков на товар/упаковку (торговых марок, логотипов, этикеток и пр.), разделке (сортировке) мяса, рыбы, эксплуатации товара по назначению; б) исключена операция по разделению продукта на компоненты, если это не приводит к их существенному отличию от исходного продукта.

Характеризуя вышеизложенное условие предоставления режима свободной торговли по критерию происхождения товаров, следует отметить, что в сравнении с аналогичным условием, изложенным в Протоколе, состоящим из двух критериев (полное производство в данной стране; достаточная обработка/переработка товара) оно переформатировано в составе из трех критериев на основе детализации критерия достаточной обработки/переработки на два других и с перенесением

смыслового акцента с самого критерия на понятия, которые до этого его определяли (материалы: иностранного происхождения и происходящие из стран-сторон Соглашения). В целом новый вариант звучания первого из условий предоставления режима свободной торговли, стал идентичным по структуре, содержанию и терминологии аналогичному условию по Соглашению от 29.05.2015 г. (о свободной торговле ЕАЭС и СРВ).

Документальное подтверждение в стране импорта происхождения товара из государств-сторон Соглашения от 25.10.2019 г.

Указанное условие предусмотрено п.«б» ст.10, а в ст.12, 13, 14 Правил приведены требования к образцам бланков таких документов, правил их информационного наполнения и юридического оформления; указанные вопросы также рассмотрены в ряде работ автора [2, 3, 4]. Суть данного условия сводится к следующему: в целях предоставления товарам стран-сторон Соглашения тарифных преференций (ТПР свободной торговли) таможенному органу импортирующей страны подлежит представление документа, подтверждающего происхождение товара из указанных стран. Такими документами служат:

- сертификат о происхождении товара по форме СТ-2;

- декларация о происхождении товара.

Первый из документов является основным, оформляется на специальном бланке (формы СТ-2) и выдается изготовителю/экспортеру товара уполномоченным органом страны экспорта для целей его представления таможенному органу страны импорта. Образец сертификата является приложением 1 к Правилам; согласно им он должен предоставляться в стране импорта в оригинале на бумажном носителе. Срок его действия в целях предоставления тарифных преференций составляет 12 месяцев с момента выдачи. Выдача сертификата возможна и после вывоза товара из страны экспорта. При утрате или повреждении сертификата уполномоченный орган выдает его официально заверенный дубликат, с отметкой об этом. Взамен аннулированного сертификата либо при необходимости переоформления ранее выданного сертификата, уполномоченный орган может выдать новый сертификат с отметкой об этом. И в дубликате, и в сертификате, выданном взамен аннулированного, делается отметка о номере предшествующего сертификата и дате его выдачи. Сертификаты оформляются на одну партию товара, расхождение в весе товара, указанного в сертификате, и фактического поставленного, не должно отклоняться более чем на 5% в сторону фактически поставленного. Заполнение сертификата, как и сам образец, выполняются на русском или английском языке.

При перемещении товара между странами-сторонами Соглашения, взамен сертификата о происхождении товара, выданного в стране вывоза, на его основе в стране нахождения товара (при условии несовершения с товаром операций по его обработке/переработке), может быть выдан заменяющий сертификат о происхождении товара также формы СТ-2, с отметкой в нем о вышеуказанных обстоятельствах.

Для партий товаров с таможенной стоимостью не выше 5000 евро документом, подтверждающим их происхождение, может служить декларация о происхождении товара, выполненная по образцу приложения 2 к Правилам на русском или английском языке на коммерческом или любом другом документе, относящемуся к

товару, и представляющая собой удостоверенное подписью производителя, экспортера или грузоотправителя заявление о происхождении товара. Правовая сила декларации аналогична силе сертификата, как по срокам действия, так и по весовому расхождению товара. Лицо, заполнившее декларацию, по требованию таможенного органа страны импорта при выявлении признаков недостоверности заявленных сведений, обязано предъявить сертификат СТ-2 на бумажном носителе.

Предоставление сертификата и декларации не требуется при ввозе товаров таможенной стоимостью до 200 евро, если данная партия товара не является его поставкой в рамках нескольких партий. При внедрение в практику электронной системы сертификации и верификации происхождения товаров (ЭССВП), при таможенном декларировании оригинал сертификата может не представляться, но до момента возникновения у таможенного органа обоснованных сомнений в достоверности заявленных сведений, после чего как и в случае с декларацией, должен быть предоставлен сертификат о происхождении товара формы СТ-2 на бумажном носителе.

Новеллами Правил в отношении этого условия предоставления режима свободной торговли, в сравнении с аналогичным условием по Протоколу от 22.07.2011 г., является введение в таможенную практику формы раннее не применявшегося документа - заменяющего сертификата о происхождении товара, а также установление правила о стоимости товара, документальное подтверждение происхождения которого вообще не требуется. Последнее введено в практику по аналогии с нормами Соглашения от 29.05.2015 г.

Соблюдение правила прямой поставки и его документальное подтверждение.

Данное условие предоставления режима свободной торговли по своей сути в большей степени предназначено для обеспечения выполнения функции таможенного контроля со стороны таможенных органов страны импорта в части обеспечения товарам, имеющим своим происхождением страны-стороны Соглашения, обращение только в рамках созданной зоны свободной торговли, исключая на этапе их транспортировки с территории одной страны (экспорта) на территорию другой страны (импорта) коллизии, связанные с нарушением идентификации поставленного товара (по наименованию, ассортименту, количеству и пр.).

При этом под прямой поставкой понимается поставка товара с территории одной страны-стороны Соглашения на территорию другой страны-стороны Соглашения без провоза через территорию третьей страны (п.1 ст.9 Правил). Собственно это определения и является содержанием правила прямой поставки. Поскольку Сербия и государства-члены ЕАЭС не имеют общих границ, то указанное правило изначально невыполнимо (за исключением транспортировки товаров воздушным транспортом), и постольку Правила предусматривают к нему два исключения, первое из которых касается возможности транзита товаров через территории третьих стран вследствие географических, технических, транспортных или экономических причин, но при условии, что такие товары в период транзита находятся под таможенным контролем. Второе исключение касается возможности приобретения импортером одной страны-стороны Соглашения товаров другой страны-стороны Соглашения на выставках/ярмарках, проводимых в третьих странах.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

Возможность применения первого исключения обусловлено необходимостью документального подтверждения соблюдения требования о нахождении товара в период его транзита под таможенным контролем таможенных органов стран транзита, каковыми могут служить: а) сертификат о неизменности товара, выданный таможенным органом страны транзита; б) иные документы, выданные таможенным органом страны транзита, содержащие сведения, идентифицирующие товар, даты перегрузки товаров, сведения о транспортных средствах, условия нахождения товара в стране транзита; в) транспортные документы, заверенные таможенным органом страны транзита, удостоверяющие маршрут перемещения товаров по территории страны транзита.

Применение второго исключения определено следующими условиями: а) поставкой товаров с территории одной страны-стороны Соглашения на территорию страны-организатора выставки/ярмарки (прямая поставка) и нахождение их весь период проведения мероприятия под таможенным контролем; б) использование товаров на выставке/ярмарке исключительно в демонстрационных целях; в) неизменное состояния товара в момент его ввоза в страну импорта по сравнению с тем, в котором он был ввезен на территорию страны проведения выставки/ярмарки, исключая естественный износ или убыль при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Новациями Правил в части данного условия в сравнении с Протоколом от 22.07.2011 г. являются: дополнение перечня документов, подтверждающих нахождение товара под таможенным контролем в период его транзита по территории третьей страны, который новым видом документа - сертификатом о неизменности товара, а также введение правила по заверению транспортных документов таможенным органом страны транзита.

Соблюдение участниками зоны свободной торговли требований по административному сотрудничеству, установленных Правилами.

Смысл, назначение и содержание этого условия предоставления режима свободной торговли в законодательстве не изменилось. Само условие, как и правило прямой поставки товара, обеспечивает посредством административного сотрудничества (АС) возможность осуществления таможенными органами страны импорта функции таможенного контроля в условиях юрисдикции, ограниченной таможенными (государственными) границами. При этом, как отмечается в литературе [2, с.114] цель этого условия сводится к тому, что если государство-сторона Протокола от 22.07.2011 г. (или государство-сторона Соглашения) не соблюдает обязанности, из которых состоит содержание АС, то режим свободной торговли в отношении импортированных товаров (тарифные преференции) не предоставляется. Содержание АС государств-сторон как по Протоколу, так и по Соглашению, составляют следующие обязанности:

1) обмен уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС и Сербии: а) образцами бланков сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2 (дополнительных листов к ним); б) образцами оттисков своих печатей, которые используются при удостоверении и/или заверении сертификатов происхождения товаров; в) информацией о наименованиях, местонахождении (адресах) вышеуказанных органов; г) информацией о наименованиях, местонахождении верифицирующих органов;

2) информирование друг друга о наличии любых изменений в вышеуказанной информации;

3) проведение процедур последующих проверок (верификаций) документов о происхождении товаров по поступившим запросам из таможенных органов страны импорта по вопросам: а) установления подлинности сертификатов (деклараций) о происхождении товаров, б) проверки достоверности содержащихся в сертификатах (декларациях) сведений, в) предоставления дополнительных либо уточняющих сведений (в т.ч. по соблюдению критерия происхождения товаров) и/или копий документов, на основании которых был выдан сертификат.

Непредоставление ввезенным товарам тарифных преференций (ТПР свободной торговли) по причине несоблюдения государством требований АС, влечет таможенное оформление и выпуск товара на общих основаниях, т.е. с соблюдением мер таможенного регулирования и применением относимых к нему запретов и ограничений.

Следует отметить, что из перечня условий предоставления режима свободной торговли в Правилах не воспроизведено условие, которое есть в Протоколе от 22.07.2011 г. - о ввозе/вывозе (перемещении) товаров на основании договоров (контрактов), заключенных между резидентами государств-сторон Протокола (правило непосредственной закупки), наличие которого обеспечивало торговый оборот товаров, происходящих из России или Сербии, только в рамках зоны свободной торговли, территорией которой являются таможенные территории указанных государств. Фактическим исключением из указанного правила служит лишь случай, позволяющий заключить договор по реализации товара, вывезенного на ярмарку/выставку. Отличие подобного от стандартной ситуации состоит в том, что внешнеторговая сделка заключается не на стадии до вывоза товара из страны экспорта, а на этапе, предшествующем его ввозу в страну импорта.

Полное же исключение такого условия из Правил может быть объяснено современной экономической политикой, проводимой и в государствах-членах ЕАЭС, и в Сербии, связанной с поощрением инвестиционной деятельности, в результате которой в экономике появляются предприятия с участием иностранного капитала либо принадлежащие иностранным лицам; соответственно исключение производимых ими товаров из внешнеторгового оборота сужало бы рамки свободной торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что подобная либерализация правила непосредственной закупки, допускающей быть стороной во внешнеэкономической сделке нерезиденту страны экспорта [5, с.63], имеет место и в Соглашении от 29.05.2015 г. (ст.4.10). Но, при этом, во-первых, само такое условие сохранено как таковое; во-вторых, оно определено условиями его применения: к примеру, соблюдение всех требований тарифного преференциального режима в отношении таких товаров, а также неот-носимость страны, в которой зарегистрирован нерезидент государств-сторон Соглашения, к оффшорным странам и территориям, исключающим применение ТПР свободной торговли.

Практика торговых отношений России и Сербии показывает, что в целом существует прирост объемов торговли стран (табл. 1) [2, с.111].

При этом позиция России среди стран-членов ЕАЭС в торговле с Сербией бесспорно занимает лидирующее положение (табл. 2) [2, с.110].

Таблица 1

Товарооборот Российской Федерации и Республики Сербии за 2013-2019г.г.

Объемы товарооборота внешней торговли РФ и Сербии (млрд. долл. США), в т.ч.: Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1,97 2,12 1,64 1,63 2,06 2,10 2,57

- импорт в РФ 1,12 1,10 0,79 0,89 1,11 1,09 1,04

- экспорт из РФ 0,85 1,02 0,85 0,74 0,95 1,01 1,53

Торговый баланс для РФ - 0,27 - 0,08 + 0,06 - 0,15 - 0,16 - 0,08 +0,49

Таблица 2

Показатели товарооборота ЕАЭС и государств-членов ЕАЭС с

Объемы товарооборота внешней ЕАЭС, в т.ч. КР

торговли ЕАЭС и

государств-членов ЕАЭС и Сер- РФ РБ РК АР

бии

(млрд. долл. США):

- в 2017г. 2,36 2,06 0,24 0,04 0,002 0,02

- в 2018г. 2,29 2,10 0,15 0,03 0,003 0,01

- в 2019г. 2,75 2,57 0,15 0,02 0,002 0,01

Торговый баланс 2017; 2018; 2019 -0,18; -0,08; -0,16; -0,08; +0,046; +0,021; -0,041; -0,021; -0,002; -0.003; -0,011; -0,001;

г.г. +0,47 +0,49 +0,013 -0,015 -0,002 -0,003

Доля товарооборота в 2018г. (%) 100 91,7 6,5 1,3 0,1 0,4

Доля товарооборота в 2019г. (%) 100 93,4 5,4 0,7 0,1 0,4

В свете вышеизложенного можно лишь надеяться, что заключение Соглашения от 25.10.2019г. привнесет в торговые отношения его сторон новый положительный импульс, способствующий как увеличению общих объемов торговли, так и ее большую степень диверсификации с иными государствами-членами ЕАЭС, что будет вести в т.ч. к выравниванию экономического потенциала всех стран ЕАЭС.

Литература

1. Витюк В.В. Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования// Таможенная политика России на Дальнем Востоке.- 2019. - № 3 (88). - С.68-81.

2. Витюк В.В. Свободная торговля между Российской Федерацией и Сербией и сегмент продовольственно-сельскохозяйственных товаров во внешней торговле между ними// Инновации и продовольственная безопасность. - 2020. - № 1 (27). - С.105-119.

3. Витюк В.В. Условия тарифно-преференциального режима свободной торговли между Российской Федерацией и Сербией/Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: матер. V междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 20.12.2018). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2019. С.35-44.

4. Витюк В.В. Информационно-правовое содержание документов, подтверждающих происхождение товаров, перемещаемых в рамках свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Сербией// Про-

блемы формирования правового социального государства в современной России/матер.XV Всеросс. нац. науч-практ. конф. (Новосибирск, 29.11.2019)/ НГАУ - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос». 2019. - С.80-85.

5. Витюк В.В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам// Таможенная политика России на Дальнем Востоке.- 2020. - № 1 (90). - С.49-67.

The Regime of tariff-preferential relations in the new Format of

Free Trade between the EAEU and the Republic of Serbia Vityuk V.V.

Siberian State Transport University

The article analyzes and comments the customs legislation on providing tariff preferences to declarants of goods in the new format of free trade between the EAEU and the Republic of Serbia, based on the Agreement of 25.10.2019 between them about a free trade zone; the article compares content of tariff-preferential relations governed by the free trade legislation between Serbia and the Russian Federation (Agreement between the Russian Federation and the Federal Republican Yugoslavia of 08/28/2000, and the Protocol of the Russian Federation and the Republic of Serbia of 07/22/2011). Tariff content agreements and preferential relations in the new format of free trade, based on the free trade agreement of 25.10.2019

- legislative requirements for administrative cooperation among themselves. The data on foreign trade of Russia, the EAEU member states with Serbia, their shares of the total trade turnover attributable to each of the EAEU states, and the trade balance of trade turnover are given. It is presumed that the spread of the free trade regime and the provision of tariff preferences stipulated by the Agreement of 25.10.2019 to goods moved within the free trade zone to all specified countries, and not just the Russian Federation, may lead to a change in both quantitative and qualitative sides of foreign trade with Serbia, with a possible leveling out of the imbalance in the development of certain sectors of the economy of the EAEU member states.

Keywords: free trade, preferential tariff regime, Serbia. References

1. Vityuk V.V., Preferential Tariff Regime: Concept and Legal

Framework of Regulation// Customs Policy of Russia in the Far East. - 2019. - № 3 (88). - P.68-81.

2. Vityuk V.V., Free trade between the Russian Federation and

Serbia and the Segment of Foodstuffs and Agricultural Products in Foreign trade between them// Innovations and Foods Safety.

- 2020. - № 1 (27). - P.105-119.

3. Vityuk V.V., Conditions of Preferential Tariff Regime of Free trade

between the Russian Federation and the Republic of Serbia//Modern financial relations: problems and development prospects: mater. of the 5th international scientific-practical conf.(Novosibirsk, 20.12.2018). Novosibirsk: Publishing house SGUPS, 2019. P.35-44.

4. Vityuk V.V., Legal information content of documents confirming

the origin of goods moved within the framework of Free Trade between the Russian Federation and the Republic of Serbia// Problems of the organizations of a legal social commonwealth in modern Russia/ mater. XV All- Russian. National scientific and practical. conf. (Novosibirsk, 29.11.2019)/ NSAU -Novosibirsk: IC NSAU «Golden Ear». 2019. - P.80-85.

5. Vityuk V.V., Preferential Tariff Regine of Free Trade between the

EAEU Countries and the Socialist Republic of Vietnam and Its Content// Customs Policy of Russia in the Far East. - 2020. -№ 1 (90). - P.49-67.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 00

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.