DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2019-3-124-136
Р О Л Ь Т А Р И Ф Н Ы Х П Р Е Ф Е Р Е Н Ц И Й Е А Э С, П Р Е Д О С Т А В Л Я Е М Ы Х В О Т Н О Ш Е Н И И Т О В А Р О В , П Р О И С Х О Д Я Щ И Х И З Р А З В И В А Ю Щ И Х С Я С Т Р А Н , В С О В Р Е М Е Н Н О Й М И Р О В О Й Т О Р Г О В Л Е
А. П. Манушина, А. В. Ефимов
Российская таможенная академия, Люберцы, Россия
В настоящее время торговая политика стран отличается возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению экономических и политических задач. Примером осуществления льготных торговых режимов является практика предоставления тарифных преференций. Данные преференции являются льготами по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений с иностранными государствами и предоставляются в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей Единой системой тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕСТП ЕАЭС). В статье анализируется практика предоставления тарифных преференций развивающимся странам, а также рассматриваются особенности декларирования товаров, происходящих из данных стран. Актуальность статьи заключается в том, что на сегодняшний день роль тарифных преференций в торговле ЕАЭС с третьими странами постоянно растет, стимулируя внешнеторговый оборот. Выводы исследования могут быть использованы при корректировке перечня развивающихся стран - пользователей ЕСТП ЕАЭС и перечня преференциальных товаров с учетом особенностей развития современной мировой торговли.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, тарифная преференция, таможенная пошлина, электронное декларирование, страна происхождения товара.
T H E R O L E O F T H E E A E U T A R I F F P R E F E R E N C E S P R O V I D E D T O T H E G O O D S O F D E V E L O P I N G C O U N T R I E S I N M O D E R N W O R L D T R A D E
Antonina P. Manushina, Alexander V. Efimov
Russian customs Academy, Lyubertsy, Russia
Nowadays the trade policy of different countries is characterized by an increased spread of preferential trade regimes. These regimes serve as the initial stage of the creation of integration groups, contribute to the solution of economic and political problems. A striking example of the implementation of preferential trade regimes is the practice of granting tariff preferences, including to developing countries. These preferences are the benefits of the customs tariff in the implementation of trade and political relations with foreign countries and are provided in the
form of a reduction in the rate of import customs duty on goods originating from developing countries-users of the Unified system of tariff preferences of the Eurasian economic Union (EAEU USTP). The article considers the role of tariff preferences in modern world trade. The study was conducted on the example of developing countries-using of the EAEU USTP. The article analyzes the practice of granting tariff preferences to developing countries, as well as the features of declaring goods originating from these countries.The relevance of the article lies in the fact that today the role of tariff preferences in the trade of the EAEU with third countries is constantly growing, stimulating foreign trade turnover. The findings of the study can be used to adjust the list of developing countries-users of the EAEU USTP and the list of preferential goods, taking into account the peculiarities of the development of modern world trade. Keywords: customs and tariff regulation, tariff preference, customs duty, electronic declaration, country of origin.
Тарифные преференции являются особым инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), который на сегодняшний день служит одним из наиболее важных элементов внешнеторговой политики государств и интеграционных объединений. Экономический смысл тарифных преференций заключается в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в финансовом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли [1. - С. 961]. Иными словами, развитые государства предлагают товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное с точки зрения конкуренции положение на национальных рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран.
Тарифная преференция в условиях функционирования ЕАЭС предоставляется развивающимся странам с целью поддержки их экономического развития. Развивающиеся страны активно используют данное преимущество в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Государства - члены ЕАЭС в свою очередь насыщают внутренний рынок товарами, пользующимися высоким спросом, которые не производятся в необходимом объеме. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, установлена ставка таможенной пошлины в размере 75% от базовой ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС).
Тарифная преференция позволяет развивающимся и наименее развитым странам использовать благоприятные условия для экспорта товаров определенной товарной номенклатуры на территорию государств -членов ЕАЭС. Использование более низкой ставки ввозной таможенной пошлины активно стимулирует внешнеторговой оборот между государствами - членами ЕАЭС и развивающимися, а также наименее развитыми странами, который возрастает с каждым годом. В 2015-2018 гг. ввоз преференциальных товаров из развивающихся стран на территорию ЕАЭС
в денежном выражении увеличился: в Россию - с 60,8 до 82,3 млрд долларов, в Казахстан - с 10,7 до 22,1, в Беларусь - с 1,6 до 5,2, в Киргизию -с 4,8 до 9,9, в Армению - с 0,6 до 1,8 млрд долларов. (рис. 1).
90
80
¡Ё 70 ::
о ч 60 Г-'
£ 50 -!
5 40 ::: -
30
20 г
10 0 -! ::
¡2 Россия
3 Беларусь
□ Казахстан
□ Киргизия ЗАрмения
2015
2016
2017
2018
Рис. 1. Стоимостный объем экспорта товаров из развивающихся стран на территорию государств - членов ЕАЭС1 (в млрд долл.)
В настоящее время деятельность таможенной службы основывается на использовании системы управления рисками, обеспечивающей эффективное проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств. Товары, в отношении которых могут быть предоставлены тарифные преференции, относятся к товарам группы риска.
Ввоз преференциальных товаров нередко сопровождается возникновением административных правонарушений. Нарушение порядка ввоза преференциальных товаров влечет за собой неуплату (неполную уплату) ввозных таможенных пошлин, являющихся одной из основных доходных частей федерального бюджета государств - членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, что в свою очередь приводит к сокращению доходов бюджета. Отсюда следует, что на этапе декларирования важно правильно определить страну происхождения товара (СПТ), а на этапе таможенного контроля - осуществить контроль за определением СПТ путем проверки документов и сведений должностными лицами таможенных органов.
Основными странами, которым предоставляются тарифные преференции в рамках ЕСТП ЕАЭС, являются Китай, Бразилия, Аргентина, Эквадор, Египет, Парагвай, Чили, Индия, Иран [6. - С. 335].
Особое внимание следует уделить товарообороту между странами ЕАЭС и Китаем, так как китайские товары ввозятся на территорию ЕАЭС в значительном количестве. Эти товары удобно и выгодно импортировать из Китая в силу географического признака, а также низкой стоимо-
1 Источник рис. 1-3: ИКЬ: http://unctadstat.unctad.org (дата обращения 01.04.2019).
сти. К этим товарам относят мебель, бижутерию, изделия из камня, асбеста, керамики и др. На рис. 2 представлен объем экспорта товаров из Китая в ЕАЭС в стоимостном объеме.
60 50 40
о
5 30 а
20 10 0
»Россия
Беларусь > Казахстан Армения Киргизия
2015 2016 2017 2018
Рис. 2. Стоимостный объем экспорта товаров из Китая в ЕАЭС (в млрд долл.)
Представленные данные наглядно демонстрируют, насколько значителен импорт китайских товаров, особенно на территорию России, Казахстана и Киргизии. При этом ввоз китайских преференциальных товаров представляет серьезную проблему для современной ЕСТП ЕАЭС, так как страна, экономическое развитие которой превосходит экономическое развитие государств - членов ЕАЭС, пользуется такими льготными условиями. Современное состояние развития экономики Китая и России показано на рис. 3 путем сравнения ВВП данных стран.
14
12
о. 10
IX
3
£
• Китай Россия
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
8
6
4
2
0
Рис. 3. ВВП Китая и России в текущих ценах (в трлн долл.)
Таким образом, резиденты страны, обладающей самым большим ВВП в мире, ввозят на территорию ЕАЭС товары, используя более низкую ставку ввозной таможенной пошлины. Согласно информации Евразийской экономической комиссии Китай, Бразилия, ОАЭ, Аргентина,
Индия, Хорватия и другие страны, включенные в перечень развивающихся стран - пользователей тарифными преференциями, в ближайшее время могут быть исключены из него [7].
В настоящее время государства - члены ЕАЭС активно используют электронное декларирование, которое вводится для ускорения товарооборота, оптимизации процесса таможенного контроля товаров и транспортных средств, сокращения временных издержек и отказа от декларирования в письменной форме.
Как мы видим, наибольшее количество электронных деклараций регистрируется в России (более 3 млн ежегодно). При этом в 2016 г. тарифные преференции были предоставлены 773 233 декларантам, в 2017 г. - 698 022, в 2018 г. - 801 999 декларантам (рис. 4).
4500000 4000000
iE 3500000 о
? ч 3000000 *
S ™ 2500000
¡2 § 2000000
ъ &
U 4 1500000
§ 1000000
* 500000
ТТТТк™
□ Россия
@ Казахстан
□ Беларусь Ш Киргизия И Армения
2016
2017
2018
Рис. 4. Количество деклараций, поданных в таможенные органы государств - членов ЕАЭС, шт. [7]
Подобное преимущество в количестве предоставленных тарифных преференций перед другими государствами - членами ЕАЭС связано со значительными объемами торговли России с Китаем, Индией, Бразилией и Турцией1. Эти страны активно пользуются ЕСТП ЕАЭС и ввозят преференциальные товары на территорию Российской Федерации.
Благодаря практике применения тарифных преференций в 2018 г. Россися значительно увеличила доходную часть федерального бюджета, стимулируя ввоз товаров из преференциальных стран. По итогам 2018 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6 063,2 млрд рублей, что на 1 487,5 млрд рублей или на 32,5% больше по сравнению с 2017 г. (ввозные таможенные пошлины - 578,6 млрд руб., в 2017 г. - 506 млрд руб.) (рис. 5)2.
0
1 URL: http://ru.theglobaIeconomy.com (дата обращения: 20.04.2019).
2 URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 10.04.2019).
На современном этапе своего развития ЕСТП ЕАЭС предусматривает четкий порядок предоставления тарифных преференций. Существует перечень стран, которым могут предоставляться соответствующие преференции, а также перечень определенной номенклатуры преференциальных товаров.
8000
6000
Ч 4000
2000
0
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 5. Динамика администрируемых доходов, млрд руб.1
В международной практике осуществления внешнеторговой деятельности разработан и активно используется сертификат формы «А», который необходимо предоставлять в таможенный орган для целей подтверждения страны происхождения товаров с учетом правил определения данной страны (рис. 6).
о.
О [Т т
900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
□ Россия
Ш Казахстан [3 Беларусь О Киргизия
□ Армения
2016
2017
2018
Рис. 6. Количество деклараций, оформленных на основании сертификата формы «А» в государствах - членах ЕАЭС, шт. [7]
Кроме того, в нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок перемещения преференциальных товаров через таможенную границу ЕАЭС, даны определения понятий «прямая поставка» и «непосредственная закупка» (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»).
1 ЦКЬ: http://www.customs.ru (дата обращения: 10.04.2019).
За последние несколько лет наибольшую долю импорта товаров (более 700 млн долл. в год), по которым предоставляются тарифные преференции наименее развитым и развивающимся странам, составляют говядина замороженная, рыба мороженая, сыр и творог, картофель, бананы, цитрусовые плоды, груши, айва, чай, пальмовое масло, табачное сырье, краски и др. [4. - С. 335].
Анализ доли импорта товаров, ввозимых странами, которым предоставляются тарифные преференции, был проведен за период 20142018 гг. на примере 4 товарных позиций (табл. 1):
1) говядина замороженная (товарная позиция 0202);
2) рыба мороженая (товарная позиция 0303);
3) цитрусовые плоды (товарная позиция 0805);
4) табачное сырье (товарная позиция 2401).
Т а б л и ц а 1
Доля товаров, ввозимых из развивающихся стран, которым предоставляются тарифные преференции за 2014-2018 гг.* [4]
Год Товар
Говядина заморожен- Рыба мороже- Цитрусовые Табачное
ная, % ная, % плоды, % сырье, %
2014 69,34 18,01 85 63,69
2015 80 20,11 84,11 63,76
2016 90,61 30,81 79,58 59,47
2017 93,37 45,94 89,04 59,36
2018 93,65 52,84 93,36 63,79
* Источник: [7].
Как мы видим, доля товаров, имортируемых из развивающихся стран, в общем объеме ввоза соответствующей продукции с каждым годом значительно растет (рис. 7-10).
□ Бразилия ИЗ Парагвай ЕЗУругвай О Остальные
Рис. 7. Доля стран - бенефициаров тарифных преференций ЕАЭС при ввозе говядины замороженной в среднем за 2014-2018 гг. [7]
Бразилия за последние 5 лет в среднем ввозит 50% от всего импорта замороженной говядины в Евразийский экономический союз (более
1 млрд долл.), уплачивая 75% от установленных ставок таможенных пошлин. Парагвай также использует преимущества ЕСТП ЕАЭС и ввозит в среднем 21% говядины замороженной.
Рис. 8. Доля стран - бенефициаров тарифных преференций ЕАЭС при ввозе рыбы мороженой в среднем за 2014-2018 гг. [7]
Среди развивающихся стран в импорте рыбы мороженой Республика Чили имеет наибольшую долю - 24% (в денежном эквиваленте данный показатель составляет около 250 млн долл.).
Рис. 9. Доля стран - бенефициаров тарифных преференций ЕАЭС при ввозе цитрусовых плодов в среднем за 2014-2018 гг. [7]
Большую часть импорта цитрусовых плодов в ЕАЭС составляют развивающиеся страны (Турция, Марокко и Египет). В среднем на развивающиеся страны за последние годы приходится 86,22% импорта цитрусовых плодов в ЕАЭС.
Рис. 10. Доля стран - бенефициаров тарифных преференций ЕАЭС при ввозе табачного сырья в среднем за 2014-2018 гг. [7]
В настоящее время развивающиеся страны, пользуясь преференциальным режимом ЕАЭС, ввозят значительное количество товаров, доля которых составляет более 60% от общего объема ввоза аналогичной продукции. Таким образом, развивающиеся страны активно используют ЕСТП ЕАЭС. Ввоз преференциальных товаров сопровождается предоставлением сертификата формы «А». С учетом этих особенностей заполняются графы таможенной декларации. Тарифные преференции привлекают иностранных контрагентов осуществлять поставки преференциальных товаров в ЕАЭС.
Проблемные вопросы и пути их решения
Порядок предоставления тарифных преференций в ЕАЭС развит на достаточно высоком уровне, однако имеет место ряд недостатков. Прежде всего, эти недостатки связаны с нарушением порядка предоставления тарифных преференций ЕАЭС участниками ВЭД на этапе декларирования товаров. Об этом свидетельствуют данные о количестве предоставленных преференций и о полученных отказах в предоставлении преференций в стоимостном объеме (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Динамика стоимостных объемов предоставления тарифных преференций и отказа в них в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации* (в млрд руб.)
Статус 2015 2016 2017 2018
Предоставлено 41,7 22,9 33,8 34,5
Отказано 478,7 478,1 534,4 584,8
* Источник: URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 10.04.2019).
За последние несколько лет сократился ввоз преференциальных товаров в денежном выражении в связи со снижением объемов внешней торговли России, которое было вызвано экономическими санкциями и валютным кризисом. Однако стоит обратить внимание на данные, свидетельствующие об отказе в предоставлении тарифных преференций. Декларанты совершают множество ошибок, которые влекут за собой отказ в предоставлении преференций. В качестве основных ошибок можно выделить:
- предоставление копий сертификатов (отсутствие оригиналов);
- ошибки в заполнении граф сертификата о происхождении товара (неточности в указании веса, количества и др.);
- несоответствие подписей, либо печатей в сертификате по имеющимся в таможенных органах образцам;
- несоответствие данных, которые указаны в сертификате, данным, указанным в декларации и других документах.
Исследование показало, что на современном этапе развития ЕСТП ЕАЭС имеет ряд недостатков. К основным проблемам, связанным с функционированием ЕСТП ЕАЭС, можно отнести:
1) несовершенство нормативно-правовой базы;
2) отсутствие в свободном доступе методических указаний (подробных инструкций) по заполнению сертификата формы «А», по определению страны происхождения товара и др., созданных в целях пояснения информации, содержащейся в нормативно-правовых актах;
3) наличие в перечне развивающихся стран - пользователей ЕСТП ЕАЭС государств с высоким уровнем дохода на душу населения, что не соответствует экономическому смыслу предоставления тарифных преференций.
Для устранения выявленных проблем необходимо:
1) подготовить и разместить в свободном доступе подробную инструкцию (алгоритм действий) на основе нормативно-правовых актов, регулирующих порядок перемещения преференциальных товаров (описание требований по заполнению сертификата формы «А», правила определения страны происхождения товара и др.);
2) проводить мониторинг уровня развития стран - пользователей ЕСТП ЕАЭС, а также мониторинг потребностей внутреннего рынка ЕАЭС;
3) осуществить корректировку перечня преференциальных товаров с учетом уровня развития внутреннего рынка ЕАЭС и потребностей населения;
4) осуществить корректировку перечня стран - пользователей ЕСТП ЕАЭС с учетом уровня их развития (дохода на душу населения) путем добавления и исключения стран, не соответствующих требованиям.
На этапе декларирования преференциальных товаров декларантом должна предоставляться таможенному органу информация о перемещаемом грузе для последующего таможенного оформления. Для этого необходимо оформить сертификат формы «А» в соответствии с установленной формой, а также соблюдать правила прямой поставки и непосредственной закупки. Это правило подтверждается внешнеторговой документацией (внешнеторговый контракт, коммерческий инвойс, товарно-транспортная накладная и др.). Кроме того, необходимо, чтобы декларируемый товар был включен в перечень преференциальных товаров, а страна происхождения - в перечень стран - пользователей ЕСТП ЕАЭС.
В процессе декларирования преференциальных товаров, как правило, допускаются следующие ошибки:
1) отсутствие сертификата формы «А» или некорректное заполнение его граф;
2) несоблюдение правил прямой поставки и непосредственной закупки;
3) несоблюдение правил определения страны происхождения товара, что влечет недостоверное заполнение графы № 16 ДТ «Страна происхождения»;
4) недостоверное заполнение граф № 36 ДТ «Преференция», № 44 ДТ «Дополнительная информация/Предоставленные документы», № 47 «Исчисление платежей», связанное с неверным указанием кодов в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 (в ред. от 30 октября 2018 г.) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».
Для устранения выявленных проблем следует упростить форму сертификата формы «А», либо создать инструкцию, расширяющую положения нормативно-правовой базы для устранения проблем, связанных с заполнением представленного сертификата; проводить семинары с участниками ВЭД с целью устранения вопросов, связанных с оформлением внешнеторговой документации.
Выводы
Порядок предоставления тарифных преференций и порядок декларирования преференциальных товаров в настоящее время нельзя считать в полной мере совершенными.
В условиях функционирования ЕАЭС, изменения нормативно-правовой базы, появления электронных таможен необходимо проводить планомерную работу с участниками ВЭД, способствующую устранению вопросов, связанных с ввозом преференциальных товаров на территорию ЕАЭС (создание методических пособий, совершенствование сертификата формы «А», организация семинаров). Кроме того, важно осуществлять мониторинг уровня развития стран - пользователей ЕСТП ЕАЭС, а также мониторинг потребностей внутреннего рынка ЕАЭС.
В современном мире тарифные преференции являются уникальным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности, стимулирующим ввоз преференциальных товаров на территорию ЕАЭС и способствующим экономическому развитию развивающихся стран.
В проведенном исследовании показано увеличение ввоза преференциальных товаров из развивающихся стран, а также увеличение доходов от ВЭД, поступающих в бюджеты стран ЕАЭС, способствующих экономическому развитию как развивающихся стран, так и государств - членов ЕАЭС.
Список литературы
1. Алексеева Т. О. Система тарифных преференций в условиях Евразийского экономического союза: особенности применения и проблемы функционирования // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23. -№ 16 (736). - С. 958-972.
2. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 4. - С. 78-85.
3. Мустафаева Э. М. Тарифные преференции как инструмент регулирования внешнеторговых отношений //Актуальные вопросы научных изысканий. - 2018. - № 1. - С. 48-52.
4. Середюк А. В. Тарифные льготы и преференции в странах ЕАЭС // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2017. - Т. 3. - № 13. - С. 961-962.
5. Холостякова К. В. Тарифные преференции: институциональный аспект применения // Вестник науки и творчества. - 2016. - № 7. -С. 312-318.
6. Шестак О. Н., Боброва К. Проблемы применения Единой системы тарифных преференций ЕАЭС // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). - 2017. - № 10. - С. 333-339.
7. Евразийская экономическая комиссия. Об итогах внешней торговли товарами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2018 год. - URL: http://www. eurasiancommission.org (дата обращения: 15.04.2019).
References
1. Alekseeva T. O. Sistema tarifnyh preferentsiy v usloviyah Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: osobennosti primeneniya i problemy funktsionirovaniya [System of Tariff Preferences in the Conditions of the Eurasian Economic Union: Features of Application and Problems of Functioning]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 2017, Vol. 23. No. 16 (736). pp. 958-972. (In Russ.).
2. Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Informatsionnye tamozhennye tekhnologii v obespechenii soblyudeniya zapretov i ogranicheniy vo vneshney torgovle i zashchity prav intellektualnoy sobstvennosti [Information Customs Technologies in Ensuring Compliance with Prohibitions and Restrictions in Foreign Trade and Protection of Intellectual Property Rights], Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Vestnik of the Russian Customs Academy], 2017, No. 4, pp. 78-85. (In Russ.).
3. Mustafaeva E. M. Tarifnye preferentsii kak instrument regulirovaniya vneshnetorgovyh otnosheniy [Tariff Preferences as a Tool for Regulating Foreign Trade Relations], Aktualnye voprosy nauchnyh izyskaniy, [Topical Issues of Scientific Research], 2018, No. 1, pp. 48-52. (In Russ.).
4. Seredyuk A. V. Tarifnye lgoty i preferentsii v stranah EAES [Tariff Benefits and Preferences in the EEC countries, Aktualnye problemy aviatsii i kosmonavtiki [Actual Problems of Aviation and Cosmonautics], 2017, Vol. 3, No. 13, pp. 961-962. (In Russ.).
5. Holostyakova K. V. Tarifnye Preferentsii: InstitutsionalNyy Aspekt Primeneniya [Tariff Preferences: Institutional Aspect of application], Vestnik Nauki i Tvorchestva [Vestnik of Science and Creativity], 2016, No. 7, pp. 312318. (In Russ.).
6. Shestak O. N., Bobrova K. Problemy primeneniya Edinoy sistemy tarifnyh preferentsiy EAES [Problems of Application of the Unified System of Tariff Preferences of the EAEU], Rynok transportnyh uslug (problemy povysheniya effektivnosti) [Transport Services Market (Problems of Efficiency Increase)], 2017, No. 10, pp. 333-339.
7. Evraziyskaya ekonomicheskaya komissiya. Ob itogah vneshney torgovli tovarami gosudarstv - chlenov Tamozhennogo soyuza i Edinogo ekonomicheskogo prostranstva za 2018 god [Eurasian Economic Commission. On the Results of Foreign Trade in Goods of the Member States of the Customs Union and the Common Economic Space for 2018.]. Available at: http://www. eurasiancommission.org (accessed 15.04.2019).
Сведения об авторах
Антонина Петровна Манушина
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии. Адрес: Российская таможенная академия 140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4. E-mail: [email protected]
Александр Витальевич Ефимов
специалист по таможенным операциям
ИП «Белозеров Д. А.».
Адрес: ИП «Белозеров Д. А.», 117218,
Москва, Нахимовский проспект,
24, стр. 1.
E-mail: [email protected]
Information about the authors
Antonina P. Manushina
PhD, Assistant Professor of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation of Russian Customs Academy. Address: Russian Customs Academy, 4, Komsomolsky prospect, Moscow region, Lyubertsy, 140015, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Alexander V. Efimov
Customs Operations specialist
of IE «Belozerov D. A.».
Address: IE «Belozerov D. A.», 24, p. 1,
Nakhimovsky prospect, Moscow, 117218,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]