Научная статья на тему 'Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: механизмы торговой интеграции'

Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: механизмы торговой интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1515
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом / Евразийский экономический союз / экономическая интеграция / механизмы торговой интеграции / Agreement on free trade zone between the EAEU and Vietnam / Eurasian Economic Union / eco- nomic integration / trade integration mechanisms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д И. Ушкалова

Статья посвящена анализу механизмов торговой интеграции, предусмотренных Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом. Подробно рассматриваются условия либерализации взаимного обмена между ЕАЭС и Вьетнамом, в частности, тарифные обязательства и изъятия из режима свободной торговли, тарифные квоты, а также два новых для ЕАЭС инструмента защиты – триггерные защитные меры и двусторонние защитные меры. Анализируется востребованность этих инструментов в реальной практике внешнеторгового регулирования ЕАЭС и их потенциал с точки зрения минимизации возможных негативных последствий Соглашения для отечественных производителей. Так же подробно рассматриваются положения Соглашения, касающиеся мер технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, правил происхождения товаров; дается их оценка с точки зрения преимуществ и рисков, возникающих для стран ЕАЭС. На основе проведенного анализа механизмов торговой интеграции в рамках Соглашения делаются выводы в отношении его практического значения для ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGREEMENT OF A FREE TRADE ZONE BETWEEN EAEU AND VIETNAM: MECHANISMS OF TRADE INTEGRATION

The article is devoted to the analysis of the mechanisms of trade integration, stipulated by the Agreement on the free trade zone between the Eurasian Economic Union and Vietnam. The conditions for the liberalization of mutual exchange between the EAEU and Vietnam are discussed in detail, in particular, tariff obligations and exemptions from the free trade regime, tariff quotas, as well as two new protection tools for the EAEU trigger protective measures and bilateral protective measures. The relevance of these instruments in the actual practice of foreign trade regulation of the EAEU and their potential from the point of view of minimizing the possible negative consequences of the Agreement for domestic producers are analyzed. The provisions of the Agreement concerning technical regulation measures, sanitary and phytosanitary measures, rules of origin of goods are also discussed in detail; their assessment is given in terms of the benefits and risks, arising for the EAEU countries. Based on the analysis of the trade integration mechanisms under the Agreement, conclusions are drawn regarding its practical significance for the EAEU.

Текст научной работы на тему «Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: механизмы торговой интеграции»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2018

Д.И. УШКАЛОВА

кандидат экономических наук, руководитель Центра исследований международной макроэкономики и внешнеэкономических связей ФГБУН Институт экономики РАН

СОГЛАШЕНИЕ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕАЭС И ВЬЕТНАМОМ: МЕХАНИЗМЫ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ1

Статья посвящена анализу механизмов торговой интеграции, предусмотренных Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом. Подробно рассматриваются условия либерализации взаимного обмена между ЕАЭС и Вьетнамом, в частности, тарифные обязательства и изъятия из режима свободной торговли, тарифные квоты, а также два новых для ЕАЭС инструмента защиты - триггерные защитные меры и двусторонние защитные меры. Анализируется востребованность этих инструментов в реальной практике внешнеторгового регулирования ЕАЭС и их потенциал с точки зрения минимизации возможных негативных последствий Соглашения для отечественных производителей. Так же подробно рассматриваются положения Соглашения, касающиеся мер технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, правил происхождения товаров; дается их оценка с точки зрения преимуществ и рисков, возникающих для стран ЕАЭС. На основе проведенного анализа механизмов торговой интеграции в рамках Соглашения делаются выводы в отношении его практического значения для ЕАЭС.

Ключевые слова: Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, Евразийский экономический союз, экономическая интеграция, механизмы торговой интеграции.

JEL: F15, F13, F53.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам» (проект РГНФ № 16-27-09001).

Глубина и эффективность региональных торговых соглашений (РТС), первым опытом заключения которых для Евразийского союза стало Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом (далее - Соглашение), напрямую зависят от применяемых механизмов торговой интеграции2.

Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом основано в значительной степени на стандартном формате ВТО+. Оно предполагает, прежде всего, взаимное упрощение доступа на товарные рынки, но также охватывает (в отношении России) сферу услуг, взаимные инвестиции, передвижение трудовых ресурсов, обмен технологиями и информацией.

Так, в сфере торговли товарами в рамках Соглашения осуществляется предоставление тарифных преференций для товаров, происходящих с территорий сторон (России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Вьетнама)3, фиксируются условия предоставления режима свободной торговли и перечень изъятий из данного режима. Соглашением определены условия снижения таможенных пошлин на товары, происходящие с территории государств - членов ЕАЭС и с территории Вьетнама. При этом зафиксирована возможность ускоренной либерализации в сфере торговли товарами.

В соответствии с Соглашением обнуление пошлин вьетнамской стороной не коснется лишь 12% товарной номенклатуры, в рамках которых по большинству позиций у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес. При этом на 59% позиций товарной номенклатуры импортные таможенные пошлины должны быть обнулены непосредственно после вступления Соглашения в силу, а в отношении 29% ставки пошлин должны обнуляться поэтапно в течение переходных периодов.

В частности, Вьетнам снижает ставку таможенной пошлины на молочную продукцию из стран ЕАЭС с 20% до 0% без переходного периода, на калийные удобрения - с 6 до 0% без переходного пери-

2 Первые глобальные правила регулирования РТС были установлены еще в 1947 г. ст. XXIV ГАТТ и касались правовой базы для подписания РТС в сфере торговли товарами. Со временем механизмы РТС существенно усложнились. Соглашения о ЗСТ и таможенных союзах, регулируемые статьей 24 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и/или ст. 5 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), модифицировались в более широкие по охвату. Это особенно касается РТС, заключенных в последнее время. Они выходят далеко за рамки ВТО и включают положения об инвестировании, конкуренции, интеллектуальной собственности, и, как правило, обозначаются как соглашения «ВТО плюс».

3 В соответствии с перечнем тарифных обязательств в Приложении 1 к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Социалистической Республикой Вьетнам [1].

ода, на бензин - с 19 до 0% к 2027 г., на грузовые автомобили - с 17 до 0% в течение 10 лет, на мясо птицы - с 20 до 0% в течение 5 лет, на алкогольную продукцию - с 10 до 0% в течение 10 лет, на шины -с 5-30 до 0% в течение 5 лет, на легковые автомобили - с 50-70% до 0% в течение 10 лет, на автобусы - с 30-40 до 0% в течение 10 лет [1, Приложение 1, с. 204-509].

Либерализация условий торговли открывает дополнительные возможности для реализации экспортного потенциала стран ЕАЭС, в частности, производителей сельскохозяйственной продукции (свинины, говядины, птицы, переработанной мясной продукции, консервированной рыбы, лука, молочной продукции, сыра, растительного масла, алкоголя и пр.), а также обрабатывающей промышленности (производства шин, труб, проката, механического и электронного оборудования, деталей для автомобилей, изделий из стали, сельхозтехники, автобусов, грузовых и легковых автомобилей, нефтепродуктов).

Перечисленные товары являются весьма чувствительными позициями экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам. При этом значительный эффект для расширения доступа на вьетнамский рынок евразийских поставщиков должен быть достигнут как в ближайшей (одномоментное обнуление пошлин на молочную продукцию, мелассу, семена льна, калийные удобрения), так и более отдаленной перспективе (бензин, шины, легковые и грузовые автомобили).

Важнейшей характеристикой Соглашения является то, что, создавая торговые преференции, оно одновременно обеспечивает защиту национальных рынков. Так, Вьетнам сохраняет изъятия из режима свободной торговли по таким товарным группам, как оборудование и электрические машины (89 тарифных линий), специальная техника наземного транспорта (173 тарифные линии), специальные изделия из стали (32 тарифные линии), химические отходы (19 тарифных линий), использованные покрышки (31 тарифная линия), платина и бижутерия (16 тарифных линий), отдельные виды мяса и субпродуктов из мяса птицы (13 тарифных линий), отдельные виды продуктов переработки мяса и рыбы (23 тарифные линии), сахар и прочие сахара (21 тарифная линия), томаты, овощи, соки (9 тарифных линий), отдельные виды алкогольной продукции (32 тарифных линии), готовая табачная продукция (18 тарифных линий) [2].

Либерализация единого таможенного тарифа ЕАЭС также осуществляется при сохранении обширных изъятий из режима свободной торговли. В целях защиты экономических интересов собственных производителей сельскохозяйственной, продовольственной и промышленной продукции ЕАЭС сохраняет обширные изъятия из режима свободной торговли. Они касаются таких товарных позиций, как: мясо

и пищевые субпродукты домашней птицы; пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свежие, охлажденные или замороженные; свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы; некоторые виды рыбы свежей или охлажденной (тилапия, сом, карп, осетровые); консервированные огурцы и корнишоны; черный и зеленый чай в первичных упаковках; рис, рисовая мука и хлопья; маниоко-вый крахмал; масло пальмовое и его фракции; масло кокосовое и рапсовое; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; сахар тростниковый или свекловичный и прочие сахара; кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао; шоколад в плитках; печенье и вафли; овощные консервы; экстракты и концентраты кофе; некоторые белковые концентраты; мука тонкого и грубого помола и гранулы из мяса или мясных субпродуктов; шкварки; расфасованный корм для собак или кошек; сигары и табак; кварц; гипс; ангидрит; известь, цемент и портландцемент; ряд химикатов (фосфор желтый; фосфорная кислота и полифосфорные кислоты; аммиак; три-оксид хрома; трифосфат натрия (триполифосфат натрия); дихромат натрия; хроматы и дихроматы прочие; пероксохроматы; человеческая кровь; лекарственные средства (антибиотики, кортикостероидные гормоны, вата, марля, бинты и пр.); некоторые азотные и фосфорные удобрения; некоторые эфирные масла и косметические средства; мыло и ПАВ; хирургические резиновые изделия; туалетная бумага; бумажные конверты, мешки и пакеты; некоторые шерстяные ткани; хлопчатобумажные нитки швейные, ткани и расфасованная пряжа; некоторые виды войлока и фетра; ковры; мужские и женские костюмы и прочая одежда; несколько видов обуви; головные уборы; напольная плитка, мрамор и гранит; минеральная вата; кирпичи; один вид плоского проката; трубы из черных металлов; газовые плиты; электроды; холодильники-морозильники бытовые; огнетушители; самоходные погрузчики; лифты и подъемники; сеялки; пресс-подборщики; автоматические бытовые и стиральные машины; радиаторы жидкона-полненные; жк-мониторы; свинцовые аккумуляторы; локомотивы дизель-электрические; железнодорожные вагоны и оборудование для железнодорожных или трамвайных путей; некоторые трактора, автобусы; легковые автомобили; летательные аппараты; наручные часы; различные виды мебели4.

Помимо изъятий из режима свободной торговли, стороны применяют также тарифные квоты, которые, однако, охватывают весьма незначительное число товаров. Так, Евразийский экономический союз применяет тарифную квоту лишь в отношении вьетнамского риса, беспошлинный ввоз которого будет осуществляться в пределах объе-

4 Составлено автором по данным [1, Приложение 1, с. 204-324].

мов в размере 10 тыс. т5. В свою очередь Вьетнам оговорил применение тарифных квот в отношении яиц6, необработанного табака и табачных отходов, поставляемых из стран ЕАЭС7.

Прорывным моментом Соглашения между ЕАЭС и Вьетнамом является применение инструментов, которые не имеют достаточно широкого применения в практике мировых региональных торговых соглашений. В частности, наряду с применением традиционных антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, соглашением вводится два новых инструмента защиты - триггерные защитные меры и двусторонняя защитная мера.

Применение двусторонней защитной меры, условия и процедура которого регламентированы статьей 3.4 Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом [1, с. 25-29] и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 115 [3], направлено на защиту от негативных последствий либерализации торговли для отечественных производителей стран Соглашения.

Так, двусторонняя защитная мера может быть применена в случае, если в результате снижения или отмены таможенной пошлины в соответствии с Соглашением о свободной торговле товар, происходящий из одной Стороны, импортируется на территорию другой Стороны в таких возросших количествах (в абсолютных показателях или относительно внутреннего производства) и на таких условиях, что это является существенной причиной серьезного ущерба или угрозы его причинения отечественной отрасли экономики, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары на территории импортирующей Стороны [1, с. 25].

Предусматривается, что двусторонняя защитная мера применяется в течение переходного периода в отношении конкретного товара в размере, необходимом для устранения или предотвращения серьезного ущерба или угрозы его причинения. Срок применения меры зависит от срока тарифной либерализации по конкретному товару и может достигать 2-3 лет.

Двусторонняя защитная мера применяется лишь после предоставления очевидных доказательств того, что рост импорта является существенной причиной ущерба или угрозы его возникновения. Двусторонняя защитная мера может быть введена в форме приостановки

5 Примечание по тарифной квоте в отношении риса, экспортируемого в ЕАЭС [1, с. 324-325].

6 Примечание по тарифной квоте в отношении яиц, экспортируемых во Вьетнам [1, с. 506-507].

7 Примечание по тарифной квоте в отношении необработанного табака и табачных отходов, экспортируемых во Вьетнам [1, с. 508-510].

28 ( Вестник ИЭ РАН. №6. 2018

С.24-34

дальнейшего снижения ввозной таможенной пошлины либо в форме повышения пошлины на данный товар до уровня, необходимого для устранения ущерба, но не выше базовой ставки, определенной в Приложении к Соглашению.

Особенностью применения двусторонней защитной меры является необходимость предоставления компенсации стороне, интересы которой затрагивает ее применение. Предложенная компенсация должна быть эквивалентна торговой либерализации в отношении импорта из этой стороны и согласована между сторонами. В случае, если сторонам не удалось договориться, импортирующая сторона может ввести двустороннюю защитную меру, а сторона, в отношении товара которой применяется данная мера, может применить компенсирующую меру в форме приостановки уступок, имеющих эквивалентное воздействие на торговлю, и/или уступок, эквивалентных значению дополнительных пошлин, ожидаемых от применения двусторонней защитной меры. Компенсирующая мера применяется только в течение срока действия двусторонней защитной меры.

Введение в арсенал защитных инструментов, прописанных в Соглашении, двусторонней защитной меры обеспечило дополнительную страховку от возможного ущерба для отечественных производителей, связанного с либерализацией товарного обмена, однако пока данная мера еще ни разу не применялась.

Более востребованными в ходе имплементации режима свободной торговли оказались «триггерные» защитные механизмы, предусмотренные в отношении особо чувствительных товаров. В рамках ВТО триггерные меры предусмотрены, в частности, в Соглашении по сельскому хозяйству ВТО, а в Соглашении с Вьетнамом триггерная защитная мера может быть применена ЕАЭС в отношении особо чувствительных товаров (мебель, обувь, товары легкой промышленности), если объем их импорта в течение любого календарного года превышает относящийся к этому году триггерный уровень, прописанный в Соглашении8.

Триггерная защитная мера применяется в форме таможенной пошлины, равной ставке таможенной пошлины режима наибольшего благоприятствования, применяемой в отношении рассматриваемых товаров на дату вступления в силу триггерной защитной меры.

Триггерная защитная мера по своему действию фактически аналогична тарифным квотам: установлены пороговые («триггерные») годовые объемы импорта для вьетнамских товаров, в рамках которых импорт в ЕАЭС осуществляется беспошлинно, а при превышении этих объемов ЕАЭС имеет право применить (по решению Колле-

8 См. Статью 2.10 Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом [1, с. 20-22].

гии Евразийской экономической комиссии) импортные таможенные пошлины на уровне ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

В соответствии с Приложением 2 к Соглашению «триггерные» уровни установлены на период с 2015 до 2029 г. для 12 товарных групп -одежда, трикотаж, мебель, обувь.

Стандартный срок действия триггерной защитной меры составляет 6 месяцев, однако если на дату начала ее действия объем рассматриваемого импорта превышает 150% соответствующего триггерного уровня, то срок действия меры может быть продлен до 9 месяцев.

В отличие от двусторонних защитных мер триггерные механизмы уже применяются. Так, на основании оценки данных об объеме ввоза в 2015, 2016 и 2017 гг. было принято Решение Коллегии ЕЭК № 20, утвердившее применение триггерной защитной меры в отношении некоторых видов нижнего белья (сроком на 9 месяцев), а также детской одежды и принадлежностей к детской одежде (сроком на 6 месяцев) [4] (см. табл. 1).

Таблица 1

Триггерные защитные меры, действующие в ЕАЭС

Товар Код ТН ВЭД ЕАЭС Дата начала действия Дата окончания действия

Нижнее белье 6107, 6108, 6207, 6208 14.03.2018 13.12.2018

Детская одежда и принадлежности к детской одежде 6111 20, 6111 30, 6111 90, 6209 14.03.2018 13.09.2018

Источник: составлено автором по данным официального сайта Евразийской экономической комиссии. www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/preferentialtrade/ vietnam/Pages/tsm.aspx.

В целях защиты внутреннего рынка также могут применяться традиционные компенсационные, антидемпинговые и специальные защитные меры. Важно отметить, что Вьетнам при проведении антидемпинговых и компенсационных расследований обязан рассматривать страны ЕАЭС по отдельности и не может ввести меру в отношении всего ЕАЭС.

Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом дает странам ЕАЭС существенные плюсы в отношении технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных мер, так как в соответствующих сферах инкорпорирует нормативно-правовую базу ВТО. С учетом того, что не все страны ЕАЭС являются членами ВТО (в частности, Белоруссия), данная особенность Соглашения обеспечивает расширение прав этих стран в отношениях с Вьетнамом. Меры в части технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, применя-

Вестник ИЭ РАН. №6. 2018 С. 24-34

емые Вьетнамом в отношении товаров из всех членов ЕАЭС, теперь будут находиться в том же правовом поле, что и меры, применяемые им в торговле со странами ВТО.

Как известно, одним из важнейших механизмов торговой политики по регулированию доступа на рынки товаров в рамках РТС являются правила происхождения товаров. Как правило, они формулируются с целью предоставления национальным производителям максимальных выгод, исключения обхода мер защиты внутреннего рынка. Важной особенностью Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом является его приближенность к документу прямого действия в части правил происхождения. Детально прописаны не только правила определения страны происхождения, но и процедура документального подтверждения происхождения (например, характеристики сертификата о происхождении товара, который должен быть предоставлен импортером таможенным органам).

Защиту от импорта товаров третьих стран должна обеспечить четкость и прозрачность определения страны происхождения товара: Соглашение устанавливает критерии, относящие товар к категории «происходящих», на которые распространяется режим свободной торговли, а также дополнительные условия для предоставления режима свободной торговли.

Помимо товаров, полностью произведенных на территории Сторон Соглашения, к категории «происходящих» относятся также товары, которые:

- полностью произведены в одной или обеих Сторонах исключительно из материалов из одной или обеих Сторон;

- произведены на территории Сторон соглашения с использованием непроисходящих материалов, но удовлетворяют требованиям особых критериев происхождения, утверженных в Приложении 3 к Соглашению (Перечень особых критериев происхождения)9.

Таким образом, Соглашением предусмотрена возможность получения статуса «происходящего» для товара, при производстве которого использованы компоненты, произведенные на территориях всех Сторон Соглашения (четырехсторонняя кумуляция), что должно обеспечить расширение кооперационных производственных связей между странами ЕАЭС и Вьетнамом.

Детально прописаны требования особых критериев происхождения (Приложение 3 к Соглашению). Для целей их применения в Соглашении (ст. 4.5) утверждена формула для расчета доли добавленной стоимости, учитывающая стоимость товара на условиях

9 См. Ст. 4.3 Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом [1, с. 33].

поставки FOB и стоимость использованных непроисходящих материалов [1, с. 35-36]. На основе расчета доли добавленной стоимости применяются несколько особых критериев происхождения товара:

- требование, чтобы достигнутая в процессе производства конечных продуктов на территории Стороны доля добавленной стоимости составляла не менее определенного уровня (в %);

- требование по смене товарной тарифной классификации при условии достижения в процессе производства конечных продуктов на территории Стороны доли добавленной стоимости не менее определенного уровня (в %);

- требование по смене товарной тарифной классификации или достижение в процессе производства конечных продуктов на территории Стороны доли добавленной стоимости не менее определенного уровня (в %).

Например, для того чтобы под режим свободной торговли подпадал зеленый неферментированный чай, необходимо, чтобы сырье, используемое в его производстве на территории стороны Соглашения, претерпело изменение в товарной тарифной классификации на двух- значном уровне ГС (изменение раздела) либо доля добавленной стоимости составила не менее 40%, а корм для собак или кошек, расфасованный для розничной продажи, считается «происходящим» только в том случае, если доля добавленной стоимости составляет не менее 50%10. Для большинства товаров, при определении происхождения которых используется показатель добавленной стоимости, ее минимальный уровень составляет 40%.

Установление детально прописанных критериев происхождения, предусматривающих требования к переработке иностранных материалов, должно гарантировать предоставление преференций только товарам, произведенным или в достаточной степени переработанным на территории стран - участниц Соглашения, и обеспечить защиту от импорта товаров третьих стран под видом вьетнамских. С другой стороны, условия Соглашения создают возможности для расширения производственных мощностей на территории стран - участников Соглашения исходя из целей соответствия предъявляемым для получения преференций требованиям.

Для предотвращения поставок товаров из третьих стран под видом вьетнамских или товаров стран ЕАЭС Соглашением вводятся контрольные механизмы административного сотрудничества и меры реагирования на подобные нарушения. Так, устанавливается возмож-

10 См. Приложение 3 к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Социалистической Республикой Вьетнам [1, Приложение 3, с. 513-775].

ность проведения проверок по запросам на основании наличия обоснованных сомнений; контрольные органы имеют право проведения выездных проверок производителя (экспортера) товара на предмет соблюдения критериев происхождения. Если продукция признается не отвечающей критерию происхождения, то выносится решение об отказе в предоставлении режима свободной торговли, в том числе по ранее ввезенным и выпущенным в свободное обращение партиям таких товаров. В качестве исключительной меры на системные нарушения в области определения страны происхождения предусмотрена временная приостановка действия режима свободной торговли в отношении отдельных видов товаров.

Проведенный выше анализ механизмов торговой интеграции в рамках Соглашения показывает их достаточную действенность, вследствие чего практическое значение Соглашения трудно переоценить. Во-первых, это первый и достаточно удачный опыт стран ЕАЭС в принятии совместных межгосударственных решений в этой области. Основанное в значительной степени на широко применяемых в мировой практике инструментах либерализации, Соглашение создало прецедент отработки переговорных практик и принятия совместных решений в непростых политических условиях, позволило достичь « безопасного» их применения для всех сторон, исключив многие острые моменты во взаимной торговле с тем, чтобы не подвергать риску проект в целом. Так, ввиду определенных сложностей в части соблюдения интересов партнеров в Соглашение не были включены вопросы, касающиеся санитарных и фитосанитарных (СФС) мер защиты - одного из основных инструментов нетарифного регулирования. Например, при отмене пошлин на вьетнамские морепродукты отмена лицензирования и СФС-мер осталась «за скобками» Соглашения.

Компромиссный характер Соглашения, позволяющий гибко учитывать интересы стран ЕАЭС, проявляется также в том, что хотя в него включены положения о торговле услугами и инвестициях, однако эта часть документа распространяется лишь на Российскую Федерацию и Вьетнам. Стороны обязуются применять друг для друга режим в этой области, не менее благоприятный, чем для третьих стран, за исключением тех случаев, когда иное гарантируется форматами экономической интеграции.

В ходе переговоров удалось добиться того, что условия Соглашения подразумевают либерализацию торговли по правилам ВТО-плюс для всех стран ЕАЭС, что особенно важно для Беларуси, которая еще не присоединилась к ВТО.

Представляется, что Соглашение стало оптимальной моделью достижения баланса выгод стран-участниц и минимизации рисков для бизнеса и бюджета стран-участниц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Социалистической Республикой Вьетнам. www. eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN%20FTA_ rus.pdf.

2. Обзор ключевых положений Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. www. eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/%D0%9E%D0% B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0% B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D1%81% D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%20 %D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B 0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1%20 %D0%B8%20%D0%92%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B E%D0%BC.pdf.

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 115. docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01412369/cncd_23122016_115.

4. Решение Коллегии ЕЭК № 20 от 7 февраля 2018 г. docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/ 01416888/clcd_12022018_20.

ABOUT THE AUTHOR

Daria Igorevna Ushkalova - Candidate of Economic Sciences, Head of the Center for International Macroeconomic and Foreign Economic Studies of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia [email protected]

AGREEMENT OF A FREE TRADE ZONE BETWEEN EAEU AND VIETNAM: MECHANISMS OF TRADE INTEGRATION

The article is devoted to the analysis of the mechanisms of trade integration, stipulated by the Agreement on the free trade zone between the Eurasian Economic Union and Vietnam. The conditions for the liberalization of mutual exchange between the EAEU and Vietnam are discussed in detail, in particular, tariff obligations and exemptions from the free trade regime, tariff quotas, as well as two new protection tools for the EAEU - trigger protective measures and bilateral protective measures. The relevance of these instruments in the actual practice of foreign trade regulation of the EAEU and their potential from the point of view of minimizing the possible negative consequences of the Agreement for domestic producers are analyzed. The provisions of the Agreement concerning technical regulation measures, sanitary and phytosanitary measures, rules of origin of goods are also discussed in detail; their assessment is given in terms of the benefits and risks, arising for the EAEU countries. Based on the analysis of the trade integration mechanisms under the Agreement, conclusions are drawn regarding its practical significance for the EAEU.

Keywords: Agreement on free trade zone between the EAEU and Vietnam, Eurasian Economic Union, economic integration, trade integration mechanisms. JEL: F15, F13, F53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.