Научная статья на тему 'ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1225
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВОЗИМЫЕ ТОВАРЫ / ЕАЭС / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / IMPORTED GOODS / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / FREE TRADE / CUSTOMS REGULATION / PREFERENTIAL TARIFF REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Анализируется таможенное законодательство ЕАЭС по вопросу применения к ввезенным на таможенную территорию Союза товарам преференциальных тарифных режимов. Предлагается вариант определения понятия «преференциальный тарифный режим», приводится правовая основа его тарифно-преференциального регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preferential Tariff Regime: Concept and Legal Framework of Regulation

The Eurasian Economic Union’s customs legislation is analyzed on the issue of application of preferential tariff regimes to goods imported into the EAEU customs territory. The author puts forward a variant of the definition of the preferential tariff regime concept and describes the legal framework of its preferential tariff regulation.

Текст научной работы на тему «ТАРИФНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543.338.5

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.3.68

В. В. ВИТЮК*

Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования

Анализируется таможенное законодательство ЕАЭС по вопросу применения к ввезенным на таможенную территорию Союза товарам преференциальных тарифных режимов. Предлагается вариант определения понятия «преференциальный тарифный режим», приводится правовая основа его тарифно-преференциального регулирования.

Ключевые слова: ввозимые товары, ЕАЭС, свободная торговля, таможенное регулирование, тарифно-преференциальный режим.

V.V. VITYUK

Preferential Tariff Regime: Concept and Legal Framework of Regulation

The Eurasian Economic Union's customs legislation is analyzed on the issue of application of preferential tariff regimes to goods imported into the EAEU customs territory. The author puts forward a variant of the definition of the preferential tariff regime concept and describes the legal framework of its preferential tariff regulation.

Keywords: imported goods, Eurasian Economic Union (EAEU), free trade, customs regulation, preferential tariff regime.

ВИТЮК

Владимир Васильевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» факультета «Мировая экономика и право». vityuk.v.v@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Candidate of Juridical Sciences, associate professor at the Depatment of Customs, Faculty of World Economy and Law.

В постперестроечный период с начала 90-х гг. прошлого столетия в лексике таможенного законодательства стали появляться понятия, характеризующие правовое содержание торгово-таможенных отношений применительно к ввозимым товарам в зависимости от страны их происхождения, содержащие термин «режим»:

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Siberian State Transport University. 191, D. Kovalchyuk street, Novossibirsk, Russian Federation, 630049.

а) «режим свободной торговли», например,

- в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (в названии разделов 5, 9, 9-2 и в тексте пунктов 5.1-5.4, 6.2, 6.4-6.6, 8.2, 9.1, 9.2, 9-2.1-9-2.5 Правил)1;

- в Протоколе об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (в названии и ст. 2 Протокола, в названии статей 8, 13 и в тексте п. 4 ст. 8; подпунктов 1, 6 ст. 9; подпунктов 2, 6 ст. 11; абз. 1 ст. 13 Правил)2;

б) «тарифный преференциальный режим», например, в Соглашении о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (в названии разделов I, II, III и в тексте разделов I-III, V-VIII Правил)3;

в) «преференциальный тарифный режим», например, в Соглашении о свободной торговле от 29.05.2015 (в названии раздела III и статей 4.16, 4.23-4.25 и в тексте подпунктов 1, 5 ст. 4.16; ст. 4.17; п. 2 ст. 4.19; п. 2 ст. 4.22; подпунктов 1-3 ст. 4.23; подпунктов 1-4 ст. 4.24; подпунктов 1-4, 7-9 ст. 4.25; подпунктов 5, 9, 13 ст. 4.31; ст. 4.35 Соглашения)4.

В новом варианте Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятых решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60, законодатель отказался от формулировки «тарифный преференциальный режим» и ввел новую - «тарифные преференции», которые предоставляются / не предоставляются (применяются /

1 О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств: соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 // СЗ РФ. 2011. № 34. Ст. 4950.

2 Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000: протокол от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии // Бюлл. междунар. договоров. 2012. № 2.

3 О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран: соглашение Правительств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 // Бюлл. междунар. договоров. 2011. № 5 (май). Утратили силу с 16.01.2019 в связи с введением в действие Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятых Решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60.

4 О свободной торговле: соглашение между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29.05.2015. иЯЬ: eurasiancommision.org.

не применяются) в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС. Причины таких изменений неизвестны5 и, наверное, не совсем обоснованы, с учетом того, что наиболее совершенным с правовой точки зрения из всех вышеперечисленных документов является Соглашение о свободной торговле от 29.05.2015, в котором использовано понятие «преференциальный тарифный режим»; кроме того, лексические значения понятий «тарифные преференции» и «преференциальный тарифный режим» («тарифный преференциальный режим») все же не тождественны друг другу, и с учетом смысловых различий их применения в рассматриваемых соглашениях приоритет следует отдать последнему как более точно, правильно и объективно учитывающему действительный смысл содержания нормы, в которой он использован.

Перейдем к анализу таможенного законодательства. В силу п. 2 ст. 25; статей 35, 37, 102 Договора о ЕАЭС, применение в Евразийском экономическом союзе и государствах - членах ЕАЭС тарифных преференций в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (территорию государств - членов ЕАЭС) товаров ограничено случаями их происхождения:

а) из развивающихся стран - пользователей (бенефициаров) единой системы тарифных преференций ЕАЭС;

б) из наименее развитых стран - пользователей (бенефициаров) единой системы тарифных преференций ЕАЭС;

в) из стран, образующих вместе с ЕАЭС и/или государствами - членами ЕАЭС зоны свободной торговли6.

То есть тарифные преференции применяются в отношении товаров из стран - пользователей либо того или иного тарифно-преференциального режима в рамках свободной торговли в торгово-экономических отношениях с ЕАЭС и/или государствами - членами ЕАЭС, либо единой системы тарифных преференций ЕАЭС. При этом правовой смысл и экономический эффект указанных случаев применения преференциальных тарифных (тарифно-преференциальных) режимов (ТПР) сводится к получению (предоставлению) страной(е)-бенефициаром(у) в отношении экспортируемых с ее территории товаров таможенно-тарифных преференций в виде:

- снижения ставок ввозных таможенных пошлин;

- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

5 Единственным предположением является то, что в ст. 36 Договора о ЕАЭС использовано такое же понятие, в связи с чем законодатель его и придерживается, соблюдая единообразие терминологии.

6 О Евразийском экономическом союзе: договор от 29.05.2014. URL: http://www.eurasian commission.org/ru/act/trade/dotp/commonSytem/Documents/Договор ЕАЭС (часть)^£

Несоблюдение страной-бенефициаром условий пользования ТПР исключает возможность предоставления со стороны страны-донора указанных преференций, а значит, к товарам такой страны будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Таким образом, фактически речь идет о применении к товарам, в отношении которых не соблюдаются условия того или иного ТПР, ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Последнее вошло в практику таможенного регулирования с августа 2012 г. и было обусловлено вступлением Российской Федерации в ВТО и неприменением по указанной причине положений Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 (п. 2 ст. 3), согласно которому, если торгово-политические отношения Российской Федерации с какими-либо странами (страной) не предусматривают РНБ, то применяются ставки ввозных таможенных пошлин действующего таможенного тарифа, увеличенные вдвое. Отказ от неприменения РНБ нашел отражение и в Договоре о ЕАЭС, который закрепил право только на установление РНБ (ст. 34) и не предусматривает установления правого таможенного режима, подобного режиму, не предусматривающему РНБ. Для таможенных органов Российской Федерации это было оформлено соответствующим приказом7.

При этом в настоящее время четкого и единого понимания сути (содержания) понятия преференциального тарифного (тарифно-преференциального) режима не существует. Это обусловлено рядом причин:

- во-первых, недостаточно четким определением ряда понятий, относимых к указанному вопросу, и их классифицированием (соотнесением друг с другом) в таможенном законодательстве (как ранее Российской Федерации, так и впоследствии Таможенного союза ЕврАзЭС), к примеру, таких, как тарифные преференции, тарифные льготы, тарифные квоты, таможенно-тарифное регулирование, тарифно-преференциальное регулирование, меры таможенно-тарифного регулирования, меры защиты внутреннего рынка, запреты и ограничения, нетарифное регулирование и некоторых других;

- во-вторых, принципиально отличающимися подходами к трактовке в зависимости от того, правовой или экономический смысл вкладывается в характеристику понятия.

7 О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза: приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1560 // Таможенные ведомости. 2012. № 10 (октябрь).

В условиях заключенного Договора о ЕАЭС и введенного в действие с 01.01.2018 Таможенного кодекса ЕАЭС8 появился ряд либо ранее отсутствовавших определений, либо их модифицированные варианты (см. таблицу), ключевым среди которых выступает понятие «тарифная преференция». Это значительно улучшило понятийный аппарат таможенного законодательства ЕАЭС, позволяя разграничить как в теоретическом плане, так и на практике различные правовые категории, определяющие вопросы таможенного дела в рассматриваемой сфере.

В то же время актуальным остается определение ряда других ключевых понятий, таких как «преференциальный тарифный режим» и «тарифно-преференциальное регулирование», отсутствующих в таможенном законодательстве. В связи с этим для проектирования определения понятия «преференциальный тарифный режим» необходимо отметить ряд исходных начал, программирующих его характеристику:

а) любой режим, основанный на нормах права, - это правовой режим;

б) любой режим (в зависимости от области регулирования) - это совокупность (или система) каких-либо правил, положений (в том числе традиций и обычаев), необходимых для реализации (достижения) заданной цели;

в) чаще всего в правовой среде предметом правового регулирования режима является статус (правовое положение/состояние) объекта правового регулирования.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение исследуемому понятию [1, с. 113]: преференциальный тарифный режим (тарифно-преференциальный режим/ТПР) ЕАЭС или госу-дарств(а) - членов(а) ЕАЭС - это система нормативно-правовых положений (норм), определяющих правовой статус товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (территории государств - членов ЕАЭС) и происходящих из развивающихся или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, либо из государств, образующих вместе с ЕАЭС и/или государствами - членами ЕАЭС зоны свободной торговли, предусматривающий предоставление таким товарам государством ввоза (союзом государств) как на условиях взаимности, так и в одностороннем порядке тарифных преференций в виде снижения ставок ввозных таможенных пошлин или освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Поскольку «тарифная преференция» - это по сути одна из мер таможенно-тарифного регулирования, использование которой основано

8 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. иЯЬ: http://www.eaeunion.org/.

на применении освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижения их ставок, то все правовые условия, на которых предоставляются тарифные преференции, характеризуются иным понятием -«тарифно-преференциальный режим». При этом отметим, что законодатель термин «режим» использует в других понятиях достаточно часто, к примеру, режим наибольшего благоприятствования, режим свободной торговли (статьи 34, 35 Договора о ЕАЭС), в связи с чем единая система тарифных преференций ЕАЭС (ст. 36 Договора о ЕАЭС) - это тоже преференциально-тарифный режим применительно к товарам, происходящим из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС (правового режима этой системы).

Основные понятия таможенного законодательства ЕАЭС в области таможенно-правового регулирования статуса ввозимых товаров

Понятие Определение

Тарифная преференция Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих с вместе с ЕАЭС зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС (абз. 5 п. 2 ст. 25 Договора о ЕАЭС)

Тарифные льготы Освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, не имеющие индивидуального характера и применяемые независимо от страны происхождения товаров (пункты 1, 2 ст. 43 Договора о ЕАЭС)

Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины Освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС (Союза) из третьих стран: - товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда); - товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Евразийской экономической комиссией; - продукции морского промысла судов государств - членов ЕАЭС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств - членов ЕАЭС; - валюты государств - членов ЕАЭС, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС;

Окончание таблицы

Понятие Определение

- товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф; - товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия) (п. 3 раздела II приложения № 6 к Договору о ЕАЭС)

Тарифная квота Мера регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества (абз. 8 п. 1 разд. I приложения № 6 к Договору о ЕАЭС)

Меры нетарифного регулирования Меры, применяемые в торговле с третьими странами ЕАЭС, в виде: - запрета ввоза и (или) вывоза товаров; - количественного ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; - исключительного права на экспорт и (или) импорт товаров; - автоматического лицензирования (наблюдения) экспорта и (или) импорта товаров; - разрешительного порядка ввоза и (или) вывоза товаров (п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС)

Меры таможенно-тарифного регулирования Меры, применяемые в соответствии с Договором о ЕАЭС в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС (Союза) товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот (подп. 21 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС)

Меры защиты внутреннего рынка Специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры, иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (подп. 20 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС)

Запреты и ограничения Применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветери-нарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС (подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС)

Для случаев, когда взаимодействие между странами осуществляется в режиме свободной торговли, есть смысл определить, какое из понятий шире: «режим свободной торговли» или «преференциальный тарифный режим». Поскольку режим свободной торговли (к примеру, для торговых отношений между ЕАЭС и СРВ) предусматривает помимо тарифных преференций и иные меры таможенного регулирования перемещения товаров (к примеру, применение тарифных квот, количественных ограничений, мер торговой защиты, импортного лицензирования, триггерных защитных мер и др.), то условия перемещения товаров, ограниченные применением тарифных преференций (преференциальный тарифный режим), являются его составной частью. Таким образом, понятие «преференциальный тарифный режим» уже понятия «режим свободной торговли».

В свою очередь, понятие «тарифно-преференциальное регулирование» основано на понятии «преференциальный тарифный режим» и может трактоваться как в широком, так и в узком смыслах. В узком смысле тарифно-преференциальное регулирование - это применение в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (территории государств - членов ЕАЭС) и происходящих из развивающихся или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, либо из государств, образующих вместе с ЕАЭС и/или государствами - членами ЕАЭС зоны свободной торговли, преференциальных тарифных режимов.

В более широком смысле определение должно раскрывать и суть понятия «регулирование» применительно к таможенному регулированию, которое современным таможенным законодательством ЕАЭС (п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС) и Российской Федерации (п. 2 ст. 2 федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018) трактуется лишь как этап (процесс) правотворчества, т. е. создания норм права, регулирующих таможенное дело. Поскольку автор дистанцируется от подобного понимания таможенного регулирования, рассматривая его в более широком аспекте с учетом всех этапов государственного воздействия на отношения, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу, включающие как правотворчество, так и реализацию лицами конкретных прав и обязанностей (т. е. все практические вопросы собственно таможенного дела) [2, с. 5-13], то тарифно-преференциальное регулирование - это правовое регулирование посредством установления и применения преференциальных таможенных режимов отношений, связанных с ввозом на таможенную территорию ЕАЭС (территории государств - членов ЕАЭС) товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, либо из государств, образующих

вместе с ЕАЭС и/или государствами - членами ЕАЭС зоны свободной торговли.

Правовую (законодательную) основу регулирования преференциальных таможенных режимов товаров при их перемещении (импорте) через таможенную границу ЕАЭС составляют нормы Договора о ЕАЭС и ТК ЕАЭС. Но, как и в части определения страны происхождения товаров и документального подтверждения их происхождения, в вопросе применения к товарам определенных тарифно-преференциальных режимов нормы Договора о ЕАЭС и ТК ЕАЭС носят отсылочный характер к соответствующим правилам определения происхождения товаров, что делает необходимым приведение актов, регламентирующих вопросы предоставления тарифных преференций применительно к различным странам (их группам, союзам, сообществам, регионам/частям и др.), поскольку именно этот критерий лежит в основе правовых различий тарифно-преференциальных режимов, регламентирующих предоставление тарифных преференций. В некоторых случаях правовая база регулирования отдельных тарифно-преференциальных режимов включает в себя и другие виды актов таможенного законодательства, что ниже будет наглядно видно.

1. В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, все вопросы предоставления тарифных преференций урегулированы нормами Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Межправительственное Соглашение государств - членов ЕврАзЭС от 12.12.2008, утвердившее Правила, вступило в силу 01.07.2010 на основании решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36. Впоследствии к Соглашению присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика9. С 16.01.2019 на смену Правилам, принятым Соглашением от 12.12.2008, пришли Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятые решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 6010.

9 О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран: соглашение Правительств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 // Бюлл. междунар. договоров. 2011. № 5 (май); О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014: договор от 23.12.2014 // СЗ РФ. 2015. № 38. Ст. 5213; О присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014: договор от 10.10.2014 // СЗ РФ. 2015. № 8. Ст. 1107.

10 Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран: решение Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60. иЯЬ: https://docs.eaeunion.org/ ^/ги-ги/0Ш8282/спса_20072018_60_аос.ра£

Помимо Правил вопросы предоставления тарифных преференций товарам, происходящим из указанных стран, урегулированы:

- решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (с изм. и доп.);

- решением Совета ЕЭК от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза»;

- решением Совета ЕЭК от 13.01.2017 № 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» (с изм. и доп.).

2. В отношении товаров, происходящих из стран СНГ - участников Соглашения о правилах определения происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, как и в предыдущем случае, все вопросы предоставления тарифных преференций товарам из стран, присоединившихся к Соглашению и находящихся в торговом обороте между ними на условиях режима свободной торговли, установленного Договором о зоне свободной торговли (а для Республики Узбекистан - установленного Протоколом о применении Договора о зоне свободной торговли), урегулированы нормами Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств11.

Соглашение государств - участников стран СНГ от 20.10.2009 ратифицировано (с оговорками) Федеральным законом от 01.06.2011 № 103-ФЗ «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» и вступило в силу для Российской Федерации с 23.07.2011 согласно ноте Исполнительного комитета СНГ от 05.07.2011 № 3/802. Участниками данного Соглашения являются следующие государства - бывшие союзные республики СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Одновременно, в связи с конфликтностью межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Украиной, на основании Указа Президента Российской Федерации от 16.12.2015 № 628 и федерального

11 О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств: соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 // СЗ РФ. 2011. № 34. Ст. 4950; О применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан: протокол от 31.05.2013. URL: http://base. garant.ru/70418264/; О зоне свободной торговли государств - участников Содружества Независимых Государств: договор от 18.10.2011 // СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5340.

закона от 30.12.2015 № 410-ФЗ, действие данного Договора со стороны Российской Федерации в отношении Украины приостановлено начиная с 01.01.2016, за исключением раздела II приложения 1 к Договору в части вывозной таможенной пошлины, применяемой Российской Федерацией при экспорте газа природного в газообразном состоянии, действие которого возобновлено с 01.01.2016 на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.12.2015 № 681 «О частичном возобновлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины»12.

3. В отношении товаров, происходящих из Республики Сербия13 все вопросы предоставления им тарифных преференций режима свободной торговли урегулированы нормами Правил определения страны происхождения товаров14. Нормы данного документа применяются в варианте изъятий из режима свободной торговли с даты заключения Протокола, т. е. с 22.07.2011. При этом Протокол от 22.07.2011 заменил ранее действовавший аналогичный межправительственный Протокол между Российской Федерации и Республикой Сербия от 03.04.2009 и взамен применения Правил происхождения товаров по законодательству каждого из государств - сторон Соглашения от 28.08.2000 (ст. 7) предусмотрел применение Правил происхождения товаров, принятых Протоколом от 22.07.2011. Республика Сербия - единственное не бывшее союзное государство СССР, с которым Российская Федерация имеет соглашение о зоне свободной торговли. В настоящее время ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС.

12 О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины: указ Президента РФ от 16.12.2015 № 628. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102384255&rdk=&link_id=23&intelsearch=; О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины: федер. закон от 30.12.2015 № 410-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc= 1&nd=102385355; О частичном возобновлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины: указ Президента РФ от 30.12.2015 № 681. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512300017.

13 Сербия - южно-европейское государство, расположенное на Балканском полуострове, «осколок» распавшейся в 1991-1992 гг. Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), созданной по итогам Второй мировой войны. Сербия не присоединилась в 2014 г. и последующие годы к антироссийским санкциям западных стран и занимает активную позицию, направленную против применения антироссийских санкций. Продолжает политику свободной торговли с Россией как правопреемник Союзной Республики Югославии - стороны Соглашения от 28.08.2000 [3, с. 35].

14 Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000: протокол от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии // Бюлл. междунар. договоров. 2012. № 2.

4. В отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам15, вопросы предоставления тарифных преференций режима свободной торговли определены нормами Соглашения от 29.05.201516.

Кроме этого, вопросы предоставления тарифных преференций товарам, происходящим из СРВ, урегулированы:

- решением Коллегии ЕЭК от 19.04.2016 № 36 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (с изм. и доп.);

- решением Совета ЕЭК от 21.12.2016 № 166 «Об утверждении Порядка представления государствами - членами Евразийского экономического союза в Евразийскую экономическую комиссию информации о товарах, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29.05.2015»;

- решением Совета ЕЭК от 17.05.2017 № 24 «Об утверждении Порядка временного приостановления предоставления тарифного преференциального режима, предусмотренного Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29.05.2015»;

- решением Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 55 «О применении приложения 3 к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29.05.2015».

15 Вьетнам - государство в Юго-Восточной Азии, относящееся к Азиатско-Тихоокеанскому региону, расположенное в восточной части Индокитайского полуострова. Член АСЕАН. В период СССР последний был для Вьетнама военно-политическим союзником, военно-техническая помощь которого помогла победить Вьетнаму в войне с США и объединить страну в 1975 г. После распада СССР в 1991 г. произошло сокращение сотрудничества между странами, но Россия осталась для СРВ одним из центров мировой политики и государством, с которым у Вьетнама сложились прочные и конструктивные отношения, сохранив, тем самым, основу будущего взаимодействия, которое началось восстанавливаться с 2000-х гг., будучи закрепленным Декларациями о стратегическом партнерстве (2001 г., 2012 г.).

16 О свободной торговле: соглашение между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29.05.2015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Docu ments/EAEU-VN%20FTA_rus.pdf.

Соглашение от 29.05.2015 в Российской Федерации ратифицировано Федеральным законом от 01.05.2016 № 120-ФЗ «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола № 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола № 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны», с изъятиями из режима свободной торговли, установленными принятыми в рамках указанного Соглашения тарифными обязательствами ЕАЭС и СРВ, вступило в силу с 05.10.2016 после проведения аналогичных процедур всеми сторонами Соглашения.

Социалистическая Республика Вьетнам - первое государство, с которым ЕАЭС заключил соглашение о создании зоны свободной торговли, хотя подобные проекты прорабатываются и с другими странами, к примеру, Ираном, Индией, Египтом, Израилем.

Резюмируя вышеизложенное, отметим место понятия «тарифно-преференциальное регулирование» в системе однородных понятий, наиболее общим из которых является таможенное (таможенно-правовое) регулирование (п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС; п. 2 ст. 2 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Так, более широким по отношению к тарифно-преференциальному регулированию является понятие «таможенно-тарифное регулирование», меры которого, согласно их определению (подп. 21 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС), не ограничиваются применением только тарифных преференций, а используют весь арсенал воздействия на товарооборот при помощи ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот и тарифных льгот. Соответственно, более широким понятием по отношению к нему является понятие таможенного регулирования.

Список литературы

1. Витюк В. В. Определение страны происхождения товаров как основы тарифно-преференциального регулирования в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Новополиграфцентр», 2018. 256 с.

2. Витюк В. В. Таможенное регулирование как категория и механизм таможенной деятельности // Таможенное дело и образование в период формирования союза России, Белоруссии и Казахстана: сб. научно-практ. и реферативных

работ по таможенному делу, экономике и праву / Под общ. ред. В. И. Дьякова. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2010. С. 5-13.

3. Витюк В. В. Условия тарифно-преференциального режима свободной торговли между Российской Федерацией и Сербией // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: материалы V междунар. науч-практ. конф. (Новосибирск, 20.12.2018). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2019. С. 35-44.

© Витюк В. В., 2019 © Шуик V. V., 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3(88). С. 68-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.