УДК 343.25 А.Р. FILCHENKO
ББК 67.408.022.25 Ф57
OUTRAGE OF REMAINS IN THE HISTORY OF EXECUTION OF CRIMINAL PUNISHMENTS
Annotation: the article contains the results of historical analysis of foreign and Russian practice of prolongation of the personal («physical») criminal punishments outside the death of the guilty. Alluding to the historical documents and literary sources, the author provides the examples of application of the additional defamatory punishments connected with a death penalty, and also an application of the death penalty connected with defamatory punishment, to the persons that died before the court prosecution.
The author gives a social legal estimation of the examined practice.
Keywords: outrage of remains, death penalty, defamatory punishment, personal punishment, punishment of the dead.
АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ ФИЛЬЧЕНКО, кандидат юридических наук, доцент,
докторант (Академия ФСИН России) E-mail:apfilchenko@,yandex.ru
ПОРУГАНИЕ ОСТАНКОВ В ИСТОРИИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Аннотация: статья содержтит результаты исторического анализа зарубежной и российской практики пролонгации личных («физических») уголовных наказаний за пределы смерти виновного. Ссылаясь на исторические документы и литературные источники, автор приводит примеры применения дополнительных позорящих наказаний, соединенных со смертной казнью, а также применения смертной казни, соединенной с позорящим наказанием, к лицам, которые умерли задолго до вынесения судом обвинительного приговора, и дает социально-правовую оценку рассматриваемой практике.
Ключевые слова: поругание останков, смертная казнь, позорящее наказание, личное наказание, наказание умершего
Применение уголовного наказания к умерше- ронили, а набивали из трупов чучела, торжественно му воспринимается сегодня как акт противоес- помещаемые в последнем служебном кабинете
тественный, не укладывающийся в традицион - виновников в назидание преемнику1.
ное правовое да и в целом нравственное миро- История России не менее насыщена много-
воззрение современного человека. Это вполне численными примерами пролонгации наказания
закономерно, однако путь к формированию тако- за пределы исполненной смертной казни. Обыч-
го отношения был долгим и непростым. но это осуществлялось посредством выставле-
Юридическое значение смерти лица, совер- ния трупа казненного на общее обозрение в тешившего преступление (обвиняемого или подо- чение длительного времени. Литературные ис-
зреваемого в его совершении), в механизме точники буквально пестрят подобными приме-
прекращения отношения уголовной ответствен- рами. Такая участь постигла казненного в сен-
ности исторически и географически неоднознач- тябре 1764 г. на Обжорке в Петербурге Васино. Мировая практика изобилует примерами лия Мировича2, а также Емельяна Пугачева3.
пролонгации личных («физических») уголовных Нередко труп казенного или его останки дер-
наказаний за пределы смерти виновного, охва- жали на общем обозрении в течение долгого
тывающей две группы ситуаций: 1) примене- времени, используя для этого закрепленное на
ние дополнительных позорящих наказаний, со- столбе колесо от телеги и колья для отдельных
единенных со смертной казнью; 2) применение частей тела. Так поступили с телом Степана Ра-
казни, соединенной с позорящим наказанием, к зина, которое в виде останков покоилось на ко-
лицам, которые умерли задолго до вынесения льях в течение нескольких лет4. Стремясь как
судом обвинительного приговора. можно дольше продержать трупы на виселице,
Первая названная нами ситуация отчетливо власти не позволяли родственникам их хоронить,
проявила себя в правовой традиции борьбы с кор- Семь месяцев перед зданием коллегий на Ва-
рупцией времен китайской династии Мин (1368- сильевском острове в Петербурге провисело
1644). Данный период в истории Китая знает опыт тело казенного 16 марта 1721 г. проворовавше-
казни преступников, которых вслед за ней не хо- гося губернатора князя Матвея Г агарина5.
Подобные меры были приняты в России. Их по праву можно назвать не только неотъемлемой особенностью публичных казней начала XVIII века, но и своеобразным дополнительным посмертным наказанием, ведь они имели не только общепредупредительный но и позорящий характер. Тот факт, что им придавалось именно такое правовое значение, подтверждается целым рядом обстоятельств Прежде всего это уже названные самостоятельные и не имеющие отношения к способу умерщвления преступника позорящие процедуры сожжения, четвертования и выставления трупа казненного или его останков на общее обозрение.
Сожжение казненного за самовольные поджоги прямо предусматривалось Артикулом воинским от 26 апреля 1715 г., ст. 124 которого закрепляла даже процедуру расчленения уже мертвого тела в регулируемом запрете на измену и переписку с неприятелем6.
Примечательно, что при казни наблюдалось особое отношение к отдельным частям тела, и прежде всего голове преступника, которую пытались разместить как можно выше и сохранять сколь можно дольше. В приговоре 13 мая 1732 г. по делу самозванца «царевича Алексея» было прописано: «А тело его зжечь при публике, а голову поставить в Арзамасе»7. Демонстрация останков казненных сопровождалась при-битием к столбам железных листов, содержащих позорящую информацию о совершенных ими злодеяниях8. Другим вариантом санкции, следующей за казнью, было прикрепление тел на обычные тележные колеса. Такую самостоятельную меру также предусматривал Артикул воинский (ст. 161, 163 и т. д.).
Совершенно очевидно, что в условиях крепких христианских традиций препятствие захоронению останков казненного преступника затрагивало нравственные (религиозные) чувства здравствующих, имело самостоятельное позорящее и общепревентивное значение. Оставление тела без погребения происходило вопреки важной стороне церковного культа, связанного с упокоением души почившего. Данный опыт уходит своими корнями во времена античного мира Древней Греции. Среди других народов древние греки, как известно, особенно отличались развитым чувством гуманности, эстетическим вкусом и глубокой интеллигентностью. В рамках их религиозных воззрений сформировалась забота об умершем и его посмертных останках, которая приобрела значение культа, имеющего нравственно-религиозное основание.
Сложившиеся в этот период у греков, а затем и римлян воззрения расценивали лишение погребения как величайшее наказание, и потому ему подвергались наиболее отъявленные преступники, лица, совершенно отверженные в глазах общества, чуждые всяких прав. Сильнее этого позора придумать было невозможно, и поэтому казнь через повешение или распятие вселяла истовый ужас, придавала дополнительную тяжесть побитию камнями, за которым следовало также беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя. По этой причине греки с римлянами не хоронили тиранов, предателей отечества, уличенных в ограблении храмов и вообще в святотатстве, в публичном оскорблении богов и их изображений, а также само-убийц9.
Самостоятельное значение, которое имело подобное дополнительное наказание, следовавшее за казнью и выходящее за пределы смерти виновного, с теоретических позиций вполне может быть оспорено теми авторами, которые станут рассматривать его как часть процедуры самой смертной казни10. Мы уверены, что возможно найти аргументы в защиту и этой позиции. Однако если такая пролонгация наказания за пределы смертной казни виновного -довольно спорное доказательство исторической приемлемости привлечения к уголовной ответственности и после смерти виновного, то назна -чение и (или) исполнение казни, соединенной с дополнительными физическими наказаниями, в отношении умершего задолго до вынесения обвинительного приговора с методологическойточ-ки зрения является его неоспоримым свидетельством. Как показал анализ исторической литературы, подобных примеров в мировой правоприменительной практике оказалось достаточно, чтобы проследить в этом явную закономерность.
Одним из первых упоминаний о такого рода случаях считается история, встречающаяся в плутарховском жизнеописании Суллы. Еще до того, как положение в государстве определилось, некий Луций Катилина, недавно убивший своего родного брата, получил согласие Суллы на внесение его в списки приговоренных к смерти как живого, что и было сделано11.
В стороне от подобного опыта не осталась и средневековаяЕвропа. Убитый в ночь на 24 августа 1572 г. (праздник св. Варфоломея) адмирал Колиньи (вождь партии гугенотов) был казнен в изображении несколько месяцев спустя -
21 октября 1572 г. в присутствии членов королевской семьи12. Занимавший в конце IX в. пап-
ский престол в Риме епископ Формоза подвергся посмертному суду, устроенному его последователем - папой Стефаном VI13. Через сорок лет после кончины и осуждения на Римском (1412) и Констанцском (1415) соборах были сожжены останки английского богослова, предшественника протестантизма Джона Уик-лифа14. Весьма иллюстративной является посмертная казнь Оливера Кромвеля. Считается, что смерть данного политического деятеля наступила в сентябре 1658 г., а 30 января 1661 г., в 12-ю годовщину смерти отца - Карла I, Карл II приказал извлечь тела Кромвеля, его матери и ближайших сподвижников (Айртона и Бредшоу) из могилы и повесить. Головасамого Кромвеля была насажена на кол и оставлена за границами Вестминстерского аббатства, где и оставалась в течение 20 лет15.
В Китае похожая участь постигла тело китайского историка Чжуан Тин-луна, которого за осуждение в своих работах императоров Маньчжурии и их китайских прислужников вырыли из земли, разрубили на куски, а кости сожгли16. Почти такая же процедура состоялась и в отношении историка Люй Лю-ляна17.
В России нередко посмертное надругательство над трупом казненного преступника сочеталось с казнями тех, кто умер до обвинительного приговора. Так поступили с трупом убитого 17 мая 1606 г. царем Лжедмитрием I: спустя некоторое время после захоронения его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши - туда, откуда он пришел18. Широкую известность также получил случай посмертной казни в 1698 г. боярина И.М. Милославского - главного инициатора первого стрелецкого бунта 1682 г., умершего за
14 лет до суда. Посмертная участь боярина получила среди современников название «загробной казни»19. Возымевший в России начала XX в. известность как «царский друг», «старец», «прозорливец» и «целитель» Г.Е. Распутин был убит в ночь на 17 декабря 1916 г., а в ночь на
11 марта 1917 г. его труп был сожжен в топке парового котла Политехнического института20, о чем был составлен официальный акт21.
Мы не можем исключать глубокий символизм в применении подобных казней, уходящий корнями в существовавшую систему власти и социальных отношений в обществе. Эти казни устраивались в отношении государственных преступников, а если быть до конца точным -лиц, преследуемых по политическим мотивам,
о чем свидетельствуют все приведенные при-
меры. Вот почему на этот счет церковные законы делали исключение: «Никто не должен без царского повеления переносить человеческое тело в другое место»22. Фактически с позволения церкви таким способом государство демонстрировало свою безграничную власть над подданными, и жизнь и смерть которых (от простолюдина до высшего чиновника) оказывалась в руках императора, монарха, распоряжающегося ими исключительно по своему усмотрению.
Лишним доказательством этого заключения было отношение к самоубийству, которое в это время рассматривалось не только как грех -деяние неугодное Богу, наградившего жизнью, но и как своеобразная форма дезертирства, недопустимого и потому наказуемого поведения. В описании показаний по уголовному делу митрополита ростовского и ярославского А. Мацее-вича указывалось: «.. .о удавленш Быкова указъ, сего 1767 г., февраля съ 11-го на 12-е число, въ 12-мъ часу пополудни удавился въ домъ своемъ в избъ, отъ чего, точно неизвъстно, казенные-жъ вещи всъ послъ его остались в целости, а мертвое тъло тащено было, по резолюции господина оберъ-коменданта Ганзера, профосами по ули-цамъ въ страх другимъ»23.
Постепенно отношение к публичным казням менялось. Идеи Просвещения, гуманизма, становясь достоянием общества, кардинально изменили отношение и к смерти лиц, совершивших общественно опасные деяния. И хотя сегодня «половина населения планеты все еще живет со смертной казнью»24, в большинстве стран, где ее применение легализовано, она утратила публичность способа исполнения. Данный юридический факт постепенно становится обстоятельством, исключающим применение после смерти каких-либо мер уголовно-правового характера. Достоянием русского общества указанные идеи стали в середине ХVIII в., но лишь спустя столетие нашли отражение и в правовом поле. Справедливости ради следует отметить, что рассматриваемые тенденции возымели верховенство не везде. Исключением из этого правила является, например, современная законодательная и правоприменительная практика Судана. Система и виды наказаний, существовавшие в этой стране первоначально, были существенно изменены УК 1983 г., в основу которого была положена интерпретация шариата. Закон ввел средневековые по своей сути наказания, в том числе смертную казнь с распятием (на кресте)25. Данная санкция (п. 1 (а) ст. 168 УК 1991 г.) предусматривается за разбой, совмещенный с убийством по-
терпевшего или завладением его имуществом, а также изнасилованием26.
Ближе к XX веку и в законах, и в практике применение каких бы то ни было наказаний к умершим постепенно исчезает. При этом лич-
ные наказания устранялись первыми. Применение физических наказаний к лицам, умершим задолго до вынесения приговора, не только вызвало к жизни нравственный протест, но и составило самостоятельный уголовно-правовой запрет.
1 См.: http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter14/chapter140110.htm.
2 См.: ОвчинниковР.В. Следствие и суднад Е.И. Пугачевым // Вопросы истории. 1966. №9 7. С. 94-95.
3 См.: СменцовскийМ.И. К истории казни Степана Разина // Каторга и ссылка 1932. №9 3. С. 132.
4 См.: Сборник Русскогоисторическогообщества СПб., 1873. Т. 11. С. 433.
5 См. подробнее об этом: Катанаев Г.Е. Князь Матвей Петрович Гагарин. Генеральный президент Сибирского приказа и сибирских провинций судия Московский комендант и всея Сибири губернатор) Первый сибирский автономист: Сибирь эпохи Петра Великого Тюмень, 2005.
6 См.: Артикулвоинский от 26 апреля 1715 г. // Российское законодательствоX-XX веков: в 9 т. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма/ отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986. С. 350.
7 Восстание Емельяна Пугачева: сб. док. Л., 1933. С. 194.
8 Есипов Г.В. Раскольничьидела XVIII столетия. СПб., 1861. Т. 1. С. 48; Болотов А.Т. Жизнь и приключения А. Болотова, описанные самим им для своих потомков М.; Л., 1931. Т. 3. С. 193.
9 См.: ГолубцовА.П. Из чтений по археологиии литургике СПб., 1917. С. 315-316.
10 См.: КистяковскийА. Ф. Исследование о смертной казни. Тула, 2000. С. 245.
11 См.: Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т.: пер. с древнегр. / сост. и прим. М. Томашевской М., 1987. Т. II. С. 72.
12 См.: Лаврин А.П. 1001 смерть. М., 1991. С. 132.
13 См.: Там же.
14 См.: Всемирная история: в 10 т. М., 1958. Т. III. С. 663, 669.
15 См.: Ковард Б. Оливер Кромвель. Сер. След в истории Ростов н/Д, 1997.
16 См.: СидихменовВ.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978. С. 246.
17 См.: Там же.
18 См.: Энциклопедия российскоймонархии. М., 2002. С. 300.
19 См.: Российскоезаконодательство М., 1986. Т. 4. С. 358.
20 См. подробнее: Г. Распутин: сб. истор. материалов: в 4 т. М., 1997. Т. 4.
21 См.: Факсимиле официального акта о сожжении трупа Распутина. иКЬ: http://ldn-knigi.lib.rU/R/Foto/ Rasputin/B88.jpg.
22 Алфавитная синтагма Матфея Властаря. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественныхканонах / пер. Н. Ильинского М., 1996. Начало буквы «Т». Гл. 10.
23Морошкин И.Я. Арсений Мацеевич, митрополит ростовский, в ссылке. Исторический очерк по вновь открытым материалам, 1767-1772 гг. Гл. НИ // Русская старина: ежемесяч истор. издание. СПб., 1885. Т. XLV. С. 626.
24 См.: Квашис В.Е. Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы М., 2008. С. 27.
25 См.: Там же. С. 172.
26 См.: Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана (Основные институты Общей части): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 11.