1PORTRAIT. COMPOSITION. SUPERTASK. METHOD
Almosov Lev Ivanovich, Professor RAE, full member (academician) of RANI, Member VTOO "Union of Artists of Russia" Member of the Artistic Commission of the painting VTOO "SKHR" (Moscow), Associate Professor of Fine Arts, Chair of Graphic Design, Stavropol State Pedagogical Institute, SF South-Russian humanitarian Institute (YURGI) Almosov Artem Lvovich, Member - Correspondent of RANI, Member VTOO "Union of Artists of Russia", Member of RSKHNI, Associate Professor, Institute of Design, South-Russian Humanitarian Institute(branch), Stavropol College of Economics and Design (SKED), Stavropol E-mail: rusinterbien@mail.ru
The article highlights the issues of the composition of the portrait, image creation, staging and important task of teaching methods work on the portrait.
Keywords: creating an image; original vision and most important task; the methods of development of creative abilities.
УДК 75.017.4
© Алмосов Л.И., 2015 © Алмосов А.Л., 2015
АЛМОСОВ Лев Иванович,
профессор РАЕ, действительный член (академик) РАНИ, член ВТОО "Союз художников России", член Творческой комиссии по живописи ВТОО "СХР" (Москва), доцент кафедры Изобразительного искусства, Ставропольский государственный педагогический институт и кафедры Графического дизайна, СФ ЮжноРоссийский гуманитарный институт, Ставрополь
ПОРТРЕТ. КОМПОЗИЦИЯ. СВЕРХЗАДА ЧА. МЕТОД
В статье освещаются вопросы композиции портрета, создания образа, методов обучения работе над портретом.
Ключевые слова: создание образа; самобытное видение и сверхзадача; методы развития творческих способностей.
I
Композиция портрета
Искусство создания портрета заключает в себе решение множества задач, прежде всего, психологического свойства, а также безупречного владения профессиональной грамотой и исполнительским мастерством.
Портреты классифицируются:
1) в зависимости от объёма изображаемого: голова, голова с плечевым поясом, погрудный портрет, портрет с руками, полуфигура, портрет в рост;
2) по количеству изображённых фигур: одиночный, двойной, групповой или многофигурный;
3) по характеру композиционного построения, автопортрет, исторический, парадный, жанровый, психологический;
4) по назначению: портреты-миниатюры, декоративные или монументальные формы изображения, которые, обладая всеми перечисленными ранее свойствами, привносят в искусство портретного жанра свои непреходящие ценности.
К композиционному построению портрета мастера подходят очень разнообразно, вместе с тем, выработались вполне оправданные, т. е. способствующие созданию гармоничной картинной плоскости, определённые закономерности.
Предпочтительно, чтобы основные части головы - глаза, нос, губы - находились как можно ближе к композиционному центру. При профильном решении необходимо перед лицом оставить больше пространства. Важно учитывать и разнообразить модульность во всех пространствах вокруг головы, не повторяясь в их размерах. Предположим, что перед лицом портретируемого до обреза холста находится пространство, равное двум модулям, значит, от затылка до другого обреза холста нельзя повторяться, делая так же два модуля, а необходимо оставить пространство, равное одному или полутора модулям. Так же, необходимо разнообразить пространство сверху и снизу [4, с. 51-56].
Сверхзадача
В данном разделе исследуется сверхзадача, которую ставит перед собой художник привнося своё личное впечатление от восприятия образа портретируемого в создаваемый им портрет.
Таинственен и прекрасен образ незнакомки в одноимённой картине И.Н. Крамского. Здесь сверхзадачей является именно создание таинства происходящего действия, создание магнетического состояния, сложного чувственного начала. Художник использует для этого характерную и убедительную окружающую среду, сложный ракурс изображения модели, усиленный контраст между достаточно темным потону портретом и нежным воздушным пространством, в котором происходит таинство угадывания определённых черт характера незнакомки.
*1. Иван Крамской
Неизвестная. 1883 Холст, масло. 75,5 х 99 см Третьяковская галерея, Москва
При работе над образами портретируемых, художник, кроме решения задач, связанных с проблемами портретного сходства, убедительности формы и тонкости колорита, ставит перед собой сверхзадачи. Они очень разноплановы и у каждого мастера приобретают свою неповторимую направленность.
*2. И. Репин. "Портрет актрисы П. Стрепетовой". Масло. 1881.
*3. Н. Ярошенко. "Портрет актрисы П. Стрепетовой". Масло. 1884.
Ярким примером являются два портрета русской актрисы П. Стрепетовой, написанные И.Е. Репиным и НА. Ярошенко. Репин сумел передать образ вдохновенного состояния трепетной актрисы в момент наивысшихтворческих волнений. Он создал образ экспрессивный, нервный, возбуждённый, применив для этого смелые, энергетически напряжённые, взрывные и необычайно изгибающиеся движения мазков. Не обращая внимания на характеристику одежды, наличие каких-либо украшений, мастерски владея безупречно
А/1МОСОВ Артём Львович,
член-корреспондент РАНИ, член ВТОО "Союз художников России", член РСХНИ, доцент кафедры Графического дизайна СФ ЮжноРоссийский гуманитарный институт и Ставропольский колледж экономики и дизайна (СКЭД), Ставрополь rusin terbien@mail. ru
щ ^
X ш
а
ш
ш
О
т
ь
о
а
>
■х а
16
раскованной техником письма с натуры, художник, следуя своей сверхзадаче, создаёт незабываемый вдохновенный образ великой актрисы [3, с. 34].
Н.А.Ярошвнко, следуя своим, присущим именно ему, ощущениям, своему пониманию сверхзадачи при работе над портретом, создаёт незабываемый образ актрисы, предпочитая показать её вдумчивость в работе над предстоящими ролями, её ум, чистоту помыслов. Техника написания не изобилует энергетическими мазками и не взрывается контрастами тона и цвета - всё подчинено ясному и лаконичному созданию образа актрисы, занятой всматриванием в глубины своей души.
Метод
Для успешного решения определённой сверхзадачи, прежде всего, необходимо владеть как можно большим запасом теоретических знаний и, естественно, умением. С этой целью, при обучении искусству портрета, необходимо дать ученику максимально возможно полную систему познаний в области различных вариантов создания образа [5, с. 105].
На примере работ,созданныхавторами данной статьи, вполне можно увидеть различные сверхзадачи при написании конкретных людей с их индивидуальными образными характеристиками.
В портрете "Врач П.П. Шевченко" художник А.Л. Алмосов показывает не только внешнее сходство, но и, прежде всего, внутреннее со-
стояние человека, собранность, вдумчивость. От портрета исходит мужественная энергетика сильной личности. Это просматривается и в позе, и в движении фигуры. Портрет написан с убедительной лепкой формы в области головы и рук, подчёркивая их важность в создании образа. Стерильно чистый белый халат, светлый, не перегруженный деталями, фон, дополняют ясную трактовку образа человека, ответственного за жизнь [1, с. 17].
Н.И. Алмосова, при написании портрета, ставит перед собой свою сверхзадачу: создать романтический образ. Монументальность композиционного решения (взгляд на натуру крупным планом), великолепно найденное пластическое решение, общий колористический строй, исполненный в традициях символистов, едва заметная улыбка, придают портрету романтическое настроение [7, с. 111].
На Всероссийской выставке "100 автопортретов художников России" экспонировался портрет Л.И. Алмосова "Диалог. Автопортрет". В данном случае, художник поставил перед собой задачу создать портрет-картину, в которой, при внимательном рассмотрении, мысленно прослеживается философская взаимосвязь между скульптурным образом Геракла и художником, который так же, как и он, является большим тружеником и ему необходимо постоянно совершать подвиг, достигая вершин творчества [2, с. 34].
-
*4. А.Л. Алмосов "Врач П.П.Шевченко" (в образе врача ощущается серьёзность, вдумчивость, его ответственность за жизнь людей)
*5. Л.И. Алмосов "Диалог. Автопортрет" (в сложной по композиции работе в сюжете присутствует философичность, раздумье о связи времён)
*б. Н.И. Алмосова "Романтический портрет" (в работе присутствует романтическое состояние, гибкая текучая форма изображения, таинственность и сложность освещения)
Обучая работе над портретом молодых художников, необходимо наличие у них множества компонентов: вооружённость теоретическими и практическими познаниями в области истории искусства, пластической анатомии, рисунка и живописи.
1. Начиная обучать работе над портретом, необходимо стараться развить у своих учеников, прежде всего, понимание колористических богатств при различных вариантах освещения, предлагая написать небольшие по размеру этюды головы натурщика:
а) при освещении спереди, используя строго структурированные локальные цвето-то-нальные пятна;
б) с боковым освещением, стараясь увидеть и сравнить между собой три основных пятна -фон, свет и тень на лице. При этом, ставя задачу лепки формы с учётом двух больших контрастных между собой пятен света и тени;
в) в контражуре, стараясь увидеть разницу в силе тона и цвета в зависимости от удаления предметов от источника света;
г) с двумя разными по тёпло-холодности освещениями, исходящими с двух разных сторон.
2. Усложняя задачи, ученики, выполняя более сложные постановки, трансформируя реальные изображения в условно-декоративном варианте, совершенствуют свои познания и умения, что даёт им возможность свободного решения сверхзадач при создании портретных характеристик. Творчески обоснованное сопоставление различных по пластическому решению портретов (реалистического и условно-декоративного), умение ассоциативно мыслить, достигая необходимой меры в передаче характерного, острого, акцентированного восприятия, неукоснительно будет способствовать развитию ихтворческихвозможностей [6, с.160-169].
3. Большую и неоценимую помощь в овладении портретным искусством даёт упражнение: трансформация цветовых характеристик на плоскости картинного поля. Изменение
цвета, сучётом тонально-цветовых отношений изображаемого, настолько увлекаетучеников, что они забывают о времени и с вдохновением пишут постановку [4, С.126].
Эти и многие другие формальные приёмы и методы работы над портретом являются основополагающими для развития кругозора учеников. Они придают смелости при непосредственной практической работе над произведением, но никогда нельзя забывать о самом главном: о внутреннем, проникновенном видении сущности портретируемого, о создании таинственного, чувственного, характерного, глубокого, философского ОБРАЗА [2, с.26].
Примечания:
1. Алмосов Л.И. VI Биеннале современного реалистического искусства художников 5 стран: Абхазии, Болгарии, Германии, Украины и 20 художественных центров России. Энциклопедия "МАСТЕРА СОВРЕМЕННОСТИ" / Л.И. Алмосов. -Ставрополь : ALM-ART, 2010. - 58 с.
2. Алмосов Л.И., Кондратьева В.И. "Под серебряной луной" Персональная выставка Льва Алмо-сова в Москве. Альбом. / В.И.Кондратьева. - Ставрополь : ALM-ART,ceHTfl6pb, 2012. - 56 с.
3. Алмосов Л.И. Высокое искусство создания картины // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в современном культурном пространстве". - Тамбовская ДХШ №1,Тамбов, 2012. -С. 5-11.
4. Алмосов Л.И. Композиция станкового произведения. Рождение картины / Л.И. Алмосов. - Ставрополь : ALM-ART, 2013. - 204 с.
5. Алмосов Л.И. Создание художественного образа // KANT. - Ставрополь: Ставролит, 2014. - № 1 (10). -С. 105-109.
6. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Трансформация формы // Художественное образование в современном культурном пространстве : материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Тамбовская ДХШ №1. - Тамбов, 2014. -С. 5-12.
7. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии монументального искусства в Ставрополе // KANT. -Ставрополь : Ставролит, 2014 . - №4 (13). - С. 108113.