Научная статья на тему 'Создание художественного образа'

Создание художественного образа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6437
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
AUTHOR''S DEFINITION OF CONCEPT "COMPOSITION" / CРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ГАРМОНИЧНЫЙ ОБРАЗ / АКЦЕНТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТВОРЧЕСТВА / АВТОРСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОМПОЗИЦИЯ» / ЗАКОН ГАРМОНИИ / КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ГАРМОНИИ / EXPRESSIVENESS MEANS / AN ART HARMONIOUS IMAGE / ACCENTS IN VARIOUS KINDS OF CREATIVITY / THE HARMONY LAW / COLORISTIC HARMONIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алмосов Лев Иванович

В статье рассматриваются средства и методы создания художественного образа в картине, создания колорита в живописи. В результате многолетней художественно-педагогической деятельности рассматривается авторское видение определения понятия «Композиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF ARTISTIC IMAGE

In article means and methods of creation of an artistic image in a picture, colour creations in painting are considered. As a result of long-term is art-pedagogical activity author's vision of definition of concept "Composition" is considered.

Текст научной работы на тему «Создание художественного образа»

THE CREATION OF ARTISTIC IMAGE

Almosov Lev Ivanovich, Associate Professor, Member ofVTOO "Union of Artists of Russia", Member of Creative Commission in the Field of Painting VTOO" Union of Artists of Russia", Winner of Governor's Award to Known art Workers and Arts in the Field of Painting of a name byV.G. Klyonov, Chair of "Fine arts", Stavropol State Pedagogical Institute, Faculty of Arts, Stavropol E-mail: [email protected]

In article means and methods of creation of an artistic image in a picture, colour creations in painting are considered. As a result of long-term is art-pedagogical activity author's vision of definition of concept "Composition" is considered. Keywords: expressiveness means; an art harmonious image; accents in various kindsof creativity; author's definition of concept "COMPOSITION"; the harmony law; coloristic harmonies.

О ГЧ

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В статье рассматриваются средства и методы создания художественного образа в картине, создания колорита в живописи. В результате многолетней художественно-педагогической деятельности рассматривается авторское видение определения понятия "Композиция".

Ключевые слова: средства выразительности; художественный гармоничный образ;акценты в различныхвидахтворчества; авторское определение понятия "КОМПОЗИЦИЯ";закон гармонии; колористические гармонии.

УДК 75.017.4

© Алмосов Л.И., 2014

"Знать надо всё, что возможно изучить, но нельзя допускать, чтобы знания, традиции тормозили творчество. В нём один закон - все, что помогает с наибольшей силой и выразительностью воплотить идею -хорошо; всё, что мешает этому, - плохо".

Е. Кибрик

Средства выразительности для наиболее полного отражения идеи вживописном произведении

"Многие приходят и смотрят, но только некоторые видят", - так гласит мудрость. Убеждён, что теоретические знания способов создания художественного образа помогут более полно раскрыться творческим возможностям художника, и он увидит приемлемые для него пути создания картины. Не пройти мимо, не заметив важных вех, не работать в ущербном творческом направлении, а воспитать в себе внутреннее понимание высоких задач искусства, разобраться в своих личностных пристрастиях и устремлённостях поможет знание определённых систем художественного творчества. Совершая таинство создания картины, необходимо чувствовать окружающее нас, знать закономерности претворения этих чувств и уметь так преподнести своё произведение, чтобы оно являло собой единый, цельный художественный гармоничный образ.

Видение даётся с молоком матери, но ощутимое движение в этом направлении может дать поступенная и структурированная, проверенная на практике, система мироощущения и мировосприятия, наполненная, методически обоснованными, знаниями.

При встрече с высоким искусством, мы ощущаем сложный, порой мучительный, полный сомнений и тревог творческий путь художника. Истинный художник изображает то, что звучит в нём самом. Его живопись необязательно должна быть яркой и броской. Нередко она может быть вся в сдержанных тонах, в тонко найденной тонально-цветовой гамме. Главным в творческом процессе является, прежде всего, не холодное и рациональное начало, а доверительное, тёплое и искреннее, таинственное и, обязательно, философичное.

АЛМОСОВ Лев Иванович,

доцент, член ВТОО "Союз художников России", член Творческой комиссии по живописи правления ВТОО "Союз художников России" (Москва),лауреат Губерна-торскойпремииизвестным деятелям культуры и искусства в области живописи им. В.Г. Клёнова, кафедра Изобразительного искусства, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь [email protected]

106

Руководитель ЛевАлмосов. Упражнения студентов факультета искусств СГПИ по формальной композиции: выявление композиционного центра, пропорциональное деление плоскости по золотому сечению, ритм, контраст, пластическое единство, модуль, разрядка и сосредоточение, акцент. Упражнения выполняются для постижения студентами основ организации картинной плоскости.

При рождении картины совершенно необходимо уметь применять на практике множество закономерностей, которые следует, для начала, внимательно изучить, как основу; сделать так, чтобы эти знания стали твоим " Я"; и, наконец, для того, чтобы образы, рождённые твоим сердцем и душой, не были омрачены холодными и нудными схематичными построениями, необходимо от них абстрагироваться, и творить вдохновенно и свободно, если для правды образа потребуется своё индивидуальное видение. Естественно, что без умения видеть, без знаний законов творчества, без умения создать законченное произведение, попытки создать что-либо достойное обречены на провал. Однако, уместно привести слова Гераклита: "Многознайство уму не учит". Слепое следование закономерностям не приведёт к совершенному, эмоциональному, духовному и философичному художественному образу. Законченное во всех отношениях произведение, где создан целостный, неделимый и гармоничный художественный образ, - это большая редкость. Этого можно достичь, опираясь на знание множества законов композиции, умения ими пользоваться, пытливо осваивая новые открытия, веяния, стили, согласовывая свои усилия с личностным восприятием окружающей среды, зорко вглядываясь в действительность.

Пути создания произведений неисповедимы. Одна картина создаётся "на одном дыхании", другая от "рождения" до полного завершения проходит путь в несколько десятилетий.

Одна картина строится по всем известным законам, при полном соблюдении методики работы над ней, а другая рождается спонтанно, как озарение, иногда нарушая, казалось бы, незыблемые законы композиции. Да и сама идея написания картины также приходит по-разному: она может зародиться от наблюдений за действительностью, во сне, в видении, от общения с каким-либо видом искусства или рассказа собеседника. Исходя из этого, строится дальнейшая работа над картиной. Главным и, как правило, основополагающим в её создании является "композиция".

ЛевАлмосов. ЮЖНАЯ НОЧЬ. 2012. Х. масло. 80 х 90. Собственность автора.

Картина экспонировалась на персональной академической выставке "Под серебряной луной" в Москве (2012) и Международной академической в Пятигорске (2013).

Смысл творчества. Акценты в различных

видах творчества Стремление к созданию неких новых форм, фантазия, обуревающая творческую личность, это неотъемлемая форма жизни человека, созданного ТВОРЦОМ по подобию своему. К изобретению, созданию чего-либо, фантазии мысли склонны все, но только некоторые имеют счастливую возможность непосредственно этим заниматься или от времени ко времени, или полностью, самозабвенно отдаться прекрасному ТВОРЧЕСТВУ. В творческом процессе есть реальная возможность выразить своё, самое сокровенное, поделившись этим с человечеством.

В каждой разновидности творческих процессов существуют свои приоритеты, акценты.

В народном творчестве акцент делается на точность следования народной традиции, отдаётся предпочтение виртуозному исполнению, естественно, не отрицая новаторства, но понимаемого в ограниченных рамках главных характеристик данного вида народного искусства.

В декоративно-прикладном искусстве основой творческой мысли становится стремление создать нечто красивое и гармоничное с интерьером или иным объектом, которым любуется человек. В данном случае решающее значение приобретает мастерское владение художником основами формальной композиции, умение ощущать картинную плоскость, обрабатывая её различными фактурами. В результате чего, должно появиться произведение, которое восхитит зрителя всеми своими параметрами и будет гармонировать с окружающей средой.

В станковом искусстве на первый план выступают иные задачи. Требования, предъявляемые к станковому искусству, основываются на создании философского гармоничного образа. В станковом произведении главным является умение передать эмоциональное состояние, раскрывающее суть изображения. У человека, воспринимающего произведение живописи, должны пробудиться какие-либо чувства, эмоции. Поэтому при просмотре станкового произведения возникает огромный блок всевозможных и разнообразнейших эмоций, переживаний, ощущений. Картину хочется рассматривать всё больше и больше, проникновенно вникая в мир чувств, эмоций. Здесь большую роль играют множество сложнейших, иногда едва уловимых факторов. Художник-станковист выступает, прежде всего, в роли режиссёра-постановщика, регулирующего многие процессы творения картины, причём таким образом, чтобы ни в одном своём действии и даже помысле, не прослеживалось никакой фальши. Настоящий мастер должен иметь утончённый вкус, так называемый - тонально-цветовой слух. Более всего, вдохновенная работа композитора-живописца сравнима с деятельностью дирижёра и, одновременно, всех музыкантов симфонического оркестра, сотворяющих гармоничное и целостное произведение.

Понятие "Композиция"

Во всем многообразии природы: в строении бабочки, стрекозы или других живых су-

ществ, а также строении веток с листьями у различных деревьев прослеживается сложная и своеобразная структура, самобытное построение, послушное строгой симметрии, ритму, завершённости формы и объёма.

Построение формы, её сочинение, составление, расположение - все это по-латыни обозначает - сотроБШоп т.е. "композиция".

Сложение или сочетание отдельных частей, элементов в определённом порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, мы и наблюдаем в растительном и животном мире. Каждое растение состоит из частей, образующих форму, которая является гармоническим целым. В природе композиционными закономерностями являются целостность, симметрия, ритм.

Целостность - заключается в законченности конструкции предмета или нескольких объектов, заключённых в единое пространство; симметрия - в равенстве, похожести левой и правой частей объекта, в равновесии масс и объёмов; ритм - в повторяемости одного или нескольких элементов через определённые интервалы. Для симметрии свойственны статичность, уравновешенность и относительное спокойствие, ритм создаёт движение, стремление, экспрессию.

Термин "КОМПОЗИЦИЯ" стал активно употребляться в эпоху Возрождения. Уже в те времена возникли многие теоретические исследования различных видов перспектив,активно и скрупулёзно изучалось внутреннее строение тел людей и животных, давая тем самым представление о пластической анатомии. Большое значение приобрели различные композиционные схемы построения сложнейших по построению фресок и картин.

В теоретических исследованиях в области изобразительного искусства определение понятия "композиция" варьируется, включая в себя всё новые, возможно, более точные формулировки, без которых не может быть до логического осмысления раскрыта сущность композиции. В связи с тем, что композиция тяготеет к очень многим закономерностям, дать всеохватывающее определение "Композиции" не представляется возможным. Определение на протяжении многих веков постоянно развивается и варьируется. Здесь во многом существует прямая зависимость от основных задач и требований, предъявляемых художником к завершённому произведению. Кто-то придаёт первостепенное значение структурированию объёмов и масс, кто-то ви-

^Г«

о

ГЧ

■ Ом

V

107

108

дит главной задачей организацию цветовой гармоничной среды в плоскости картины и т.д.

Как автору данной статьи, мне представляется, что определение понятия "КОМПОЗИЦИЯ" невозможно дать всеобъемлюще и полноценно, поэтому его желательно сформулировать кратко и ёмко, таким образом:

Композиция - это соподчинение различных компонентов для создания гармоничного образа, а уже после данного краткого определения появляется возможность рассматривать множество компонентов, способствующих созданию целостной, гармоничной и законченной композиции: требования к станковому произведению, законы, правила, приёмы, средства, виды и типы, построение композиционного пространства, художественно-композиционная организация произведения, построение картины в определённом стиле и т.д.

Закон гармонии как один из главных законов композиции

Леон-Баттиста Альберти говорил о гармонии следующее: "Называем гармонией то, которое, без сомнения, источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту... Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо всё, что производит природа, все это соизмеряется законом гармонии. И нету природы большей заботы, чем та, чтобы произведённое ею было совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без неё распадается высшее согласие частей".

В Большой Советской Энциклопедии даётся следующее определение понятия "Гармония": "Гармония - соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия".

В живописи закон гармонии прямо связан со зрением и зрительным восприятием. В древнерусской традиции употреблялось слово"видение". Художнику необходимо заботиться о "постановке глаза". Глаз "око" художника должен видеть не только внешнее, но и улавливать малейшие оттенки духовного смысла. Глаз может быть "поставлен" на всю жизнь, как голос, а может быть искалечен. П.П. Чистяков го-

ворил, что надо "правильно видеть". Смотреть и видеть - это разные понятия.

Гармония - связь, созвучие, соразмерность, стройность сочетания частей и целого Закон гармонии включает в себя совокупность законов, правил и приёмов композиции. Великолепное равновесие в композиции, певучая пластичность изображения, безупречное выявление форм, утончённая изысканная колористическая среда, соответствие формы и содержания, точно переданные ассоциации и выявленная чувственная составляющая - все это характерные особенности гармоничного произведения.

Порядок и красота организуют космическое пространство. Жрецы Древнего Египта великолепно владели фундаментальными знаниями. Познание единства и есть познание гармонии.

Гармония - это качество, красота и сущность картины.

В результате грамотного использования правил и приёмов композиции создаётся гармоничное произведение.

ЛевАлмосов. ПЕСНИ ОКУДЖАВЫ. 2012 (3 вариант) Х., мас-ло.90х100.

Собственность Музея современного искусства. Москва. Картина экспонировалась на персональной академической выставке "Под серебряной луной" в Москве (2012).

Гармония - эстетическая категория, включающая в себя качественное восприятие картины. Стремление к гармонии - стремление к совершенству духовного и физического. Это стремление к существующим в различные времена представлениям о прекрасном.

Гармония - это мера. Органическая взаимосвязь элементов формы предмета, окружающей среды и человека (т.е. соизмеримость).

Большое значение И. Крамской придавал совершенству художественной формы: "Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи живой и разительной нет картин, а есть благие намерения, и только".

В разные времена отношение к построению гармоничного колорита менялось. Оно зависело от этапов развития общества, религии, эстетических взглядов. У различных народов создавались свои стройные системы колорита. Колористическая гармония может достигаться различными путями. Вот некоторые из них:

1) во все красочные замесы, которые художник предполагает использовать при написании холста, добавляется какая-либо единая краска в разных пропорциях, которая и гармонизирует произведение, создавая условно-искусственно-механический, но очень эффектный колористический строй;

2) более сложный, но более высокохудожественный, истинный колористический строй, возникает следующим образом. Свет несёт с собой цвет. Этот цветной свет, воздействуя на все предметы и окружающую их среду, гармонизирует освещённые места, изменяя их локальный собственный цвет в необходимую сторону. Учитывая оттенки освещённых частей предметов и контрастных им по тепло-холодности и по цвету теней, с обязательным цветовым влиянием рефлексов и взаимовлияний, художник создаёт единую гармоничную среду из предметов и окружения в настоящем высокохудожественном колорите;

3) гармонизировать пространство можно и сочетая локальные цветовые пятна. П. Гоген

использовал такую гармонизацию в своём творчестве, создав незабываемый мир фантастической вселенной;

4) русский художник К. Петров-Водкин создавал свои полотна по своей теории "трех-цветия", основанной на работе тремя основными цветами спектра - синим, жёлтым и красным. Он основывал свою теорию и практику на традициях русской иконописи. Звучная цветовая гамма способствовала особой декоративности и монументальности.

Таким образом, из вышеизложенных мыслей и суждений следует вывод, что для создания высокохудожественного полноценного живописного произведения крайне необходимо сначала вооружиться полным арсеналом теоретических знаний, умением ими пользоваться на практике, органично и постепенно переходя к свободному от застарелых форм творчеству, создавая высокогармоничные произведения на основе избранных художником методов гармонизации художественного произведения.

Литература:

1. Алмосов Л.И., Минакова О.А., Петрова Л.Е., Чёрный Л.А., Шнюкова Р.П. Художественные средства композиции в изобразительном искусстве: учебно-методическое пособие. - Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 2011 - 95 с.; ил.; эл. диск.

2. Алмосов Л.И.У Биеннале реалистического искусства художников России и Германии / Л.И. Алмосов - Ставрополь: АЛМ-АРТ,2006. - 48с.; ил.

3. Алмосов Л.И. У1Международная биеннале реалистического искусства "Мастера современности". Энциклопедия. / Л.И. Алмосов - Ставрополь : АЛМ-АЭТ, 2010. - 48с.; ил.

4. Культурные ценности в контексте современного художественного образования: III Межрегиональная научно-практическая конференция; ноябрь 2013 г. / под ред. Л.А. Минаевой, А.Б. Орловой и др. - Тамбов: Детская художественная школа.

О

гч

■ Он

h

<A

—ä

K NT ' ■

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.