Научная статья на тему 'Духовность, традиции, мастерство Валерия Арзуманова (исследование основ работы художника над живописным произведением)'

Духовность, традиции, мастерство Валерия Арзуманова (исследование основ работы художника над живописным произведением) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖНИК / АРЗУМАНОВ ВАЛЕРИЙ / КАРТИНЫ / ОБРАЗ / КОЛОРИТ / РИТМИКО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ / ВОЗДУШНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ЗВУЧАНИЯ КАРТИНЫ / ГЛУБОКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / CREATIVITY / ARTIST / ARZUMANOV VALERY / PICTURES / AN IMAGE / COLOUR / THE RITMIKO-PLASTIC BEGINNING / CONCEPTUAL DECISION / AN AIR-SPATIAL CONDITION OF COLORISTIC SOUNDING OF A PICTURE / DEEPLY-EMOTIONAL PRESSURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алмосов Лев Иванович, Алмосов Артём Львович

В данном исследовании творческого метода работы художника современности над живописным произведением прослеживается один из путей создания художественного образа. В.Н. Арзуманов является одним из ведущих художников-живописцев России и Ставропольского края. Его творческие открытия могут послужить многим художникам для понимания своего пути в искусстве живописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirituality, traditions, experience of Valery''s Arzumanov (The research foundations of the work of the artist over painting)

In the given research of a creative method of work of the artist of the present over a work of painting one of ways of creation of an artistic image is traced. V. N. Arzumanov is one of leading artists-painters of Russia and Stavropol Territory. Its creative opening can serve many artists for understanding of the way in art painters.

Текст научной работы на тему «Духовность, традиции, мастерство Валерия Арзуманова (исследование основ работы художника над живописным произведением)»

щ

S X

Li-CÍ LU Ш CJ CQ h

U Q

> -x.

Q

SPIRITUALITY, TRADITIONS, EXPERIENCE OF VALERYS ARZUMANOV (THE RESEARCH FOUNDATIONS OF THE WORK OF THE ARTIST OVER PAINTING)

Almosov Lev Ivanovich, Professor RAE, full member (academician) of RANi, a member VTOO "Union of Artists of Russia", a member of the Artistic Commission of the painting VTOO "SKHR" (Moscow), associate Professor of Fine Arts, Stavropol State Pedagogical institute and the Department of Graphic Design, SF South-Russian humanitarian institute (YURGi), Stavropol E-mail: [email protected]

Almosov Artem Lvovich, member-correspondent of RANi, a member VTOO "Union of Artists of Russia", a member of RSKHNi, Associate Professor, institute of Design of the Stavropol branch of the South-Russian Humanitarian institute and Stavropol College of Economics and Design (SKED), Stavropol

in the given research of a creative method of work of the artist of the present over a work of painting one of ways of creation of an artistic image is traced. V. N. Arzumanov is one of leading artists-painters of Russia and Stavropol Territory, its creative opening can serve many artists for understanding of the way in art painters. Keywords: creativity; the artist; Arzumanov Vaiery; pictures; an image; colour; the ritmiko-piastic beginning; the conceptual decision; an air-spatial condition of coioristic sounding of a picture; deeply-emotional pressure.

УДК 75.051

© Алмосов Л. И., 2016 ©Алмосов АЛ, 2016

ДУХОВНОСТЬ, ТРАДИЦИИ, МАСТЕРСТВО ВАЛЕРИЯ АРЗУМАНОВА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ)

В данном исследовании творческого метода работы художника современности над живописным произведением прослеживается один из путей создания художественного образа. В.Н. Арзуманов является одним из ведущиххудож-ников-живописцев России и Ставропольского края. Его творческие открытия могут послужить многим художникам для понимания своего пути в искусстве живописания.

Ключевые слова: творчество; художник; Арзуманов Валерий; картины; образ; колорит; ритмико-пластическое начало; концептуальное решение; воздушно-пространственное состояние колористического звучания картины; глубокоэмоциональное напряжение.

I

АЛМОСОВ Лев Иванович,

профессор РАЕ, действительный член (академик) РАНИ, член ВТОО "Союз художников России", член Творческой комиссии по живописи ВТОО "СХР" (Москва), доцент кафедры Изобразительного искусства, Ставропольский государственный педагогический институт; кафедра Графического дизайна, СФ ЮжноРоссийский гуманитарный институт, Ставрополь rusin terbien@maii. ru

Творческий путь каждого мастера индивидуален. Стремление более полно раскрыть в картине ассоциации, чувства и переживания, философские взгляды на явления, происходящие в окружающем мире, переплавляясь в подсознании художника, призывают его к напряжённой работе мысли, к постоянному поиску необходимых форм.

Одни мастера живописи акцентируют своё внимание на сложность сюжетной составляющей, другие - на виртуозность цветовых сполохов нанесённой краски или на ювелирную проработку формы.

Кому-то удается более мастерски раскрыть воздушно-пространственное состояние колористического звучания картины, а кому-то ближе организация лаконичных уплощённых форм. [3]

Произведениям художника Валерия Николаевича Арзуманова свойственна густая, мощная колористическая живопись с большой и мудрой степенью обобщения. Он не отвлекается на второстепенные детали, а вносит в живописный холст только самое главное, что помогает звучать его самоценным колористическим пятном, преподнося нашему вниманию, как правило, цельный и глубокий по эмоциональному и колористическому накалу образ.

Декоративность органично присутствует в живописной ткани его работ. Большое внимание художник придаёт ритмико-пласти-ческому началу. Плотные по тону и насыщенные по цвету, сложные пластические построения создаюттаинственно-торжественную среду, в которой звучит симфония цвета.

Илл. 1. Арзуманов В.Н. "Золотые шары Ставрополья"

Произведения мастера имеют своё неповторимое концептуальное решение, связанное с лучшими достижениями колористической живописи.

Профессор, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, секретарь правления ВТОО "Союз художников России" по Югу России, основатель и директор Ставропольского краевого училища дизайна в Пятигорске В.Н. Арзуманов, воспринявший от больших мастеров принципы создания живописного пространства, успешно работает в различных жанрах. В его творческой жизнедеятельности присутствует стремление и к монументально-декоративным формам (мозаика, роспись, структурные декоративные композиции из стекла и металла), и, конечно же, к живописи, которая является основой его творчества.

Учителями и наставниками Валерия Арзуманова были известные ставропольские художники В.М. Чемсо и П.С. Горбань, а также московский живописец В.В. Щербаков.

Илл. 2. Арзуманов В.Н. "Воспоминание о Венеции"

Эти художники были всецело искренне поглощены творчеством. Каждый из нихуникален в подходах кзадачам художественного творчества, дав, таким образом, яркие ориентиры в концепции живописания. Всем им свойственна невозможность творческого действа

АЛМОСОВ Артём Львович,

член-корреспондент РАНИ, член ВТОО "Союз художников России", член РСХНИ, доцент кафедры Графического дизайна. СФ Южно-Российский гуманитарный институт и Ставропольский колледж экономики и дизайна (СКЭД), Ставрополь

щ

X ш

а

ш

ш

О

ар

и

а

а

>

-=с а

10

без эмоционального накала. Мощная энергетика, исходящая из живописных полотен, высокая степень обобщённости как по мысли, так и по форме, тону и цвету - всё вместе создавало необычайно глубоко-эмоциональное напряжение, притягивающее не только взгляд, но и душу зрителя. [4. С.16]

Характерным для Валерия Арзуманова является внимательное впитывание важнейшей информации, которая поступает из окружающей среды и обогащение её своим восприятием мира, своими творческими и техническими находками.

Основополагающим фактором творческих исканий для художника Валерия Арзуманова является внимательное, осмысленное проникновение в мир человека, его окружения, мудрое и доброе восприятие действительности. Чувственность, эмоциональность, романтичность, личностное восприятие и отражение свойственны образным построениям его картин.

В живописи натюрморта и пейзажа художник создаёт торжественные, романтически приподнятые образы окружающего. В них концептуально заложены ритмико-пластические находки, тончайшая колористическая разработка, как правило, насыщенных по цвету и плотных по тону живописных пятен. [2, С.77]

Илл. 3. Арзуманов В.Н. "Натюрморт"

В портрете мастер придаёт большое значение образной характеристике изображаемого человека, передаче его душевного состояния, не забывая об организации пространства. Острота композиционного решения, ясность пластической формы, смелая ритмичность и, конечно же, живописная среда, обогащённая декоративными пластичес-

кими объёмами, свойственна портретной живописи художника.

Валерий Николаевич видит призвание художника в отражении тех чувств и переживаний, в которых он находится, поэтому его творческий путь состоит из создания произведений, в которых видны его мысли, чувства, взгляды, его понимание происходящего на различных этапах развития общества и самого художника. [1,с. 38]

Илл. 4. Арзуманов В.Н. "Художник-модельер Ирина Московцева"

Большой цикл портретной галереи написан с большой любовью и пониманием внутреннего состояния близких ему людей. Художник создал образы своих товарищей, с которыми ему пришлось идти по трудным, но чаще по светлым и радостным жизненным дорогам. Это такие значимые в его творчестве портреты, как "Портрет художника Д. Гущина", "Портрет живописца В.Комарова", "Портрет В. Лычагина", "График А. Гайдин". Особой теплотой и глубоким чувственным началом отмечен портрет дочери художника.

В современном живописании просходит разновариантность формальных решений, что ранее, например, в эпоху передвижничества, не являлось основополагающим в творчестве художников. Наши современники обогатились многими открытиями различных школ и направлений.

Продолжая и развивая традиции русской реалистической живописной школы, Валерий

Николаевич Арзуманов уверенно стоит в одном ряду с известными мастерами современности, привнося в мир искусства свои, авторские тенденции в решение философских, колористических, структурно-композиционных задач, убедительно обогащая свои произведения ритмико-пластическими находками и декоративным созвучием формы и цвета.

Примечания:

1. Алмосов Л.И. Мастера современности. - Ставрополь : АЛМ-АРТ, 2010. - 48 с.

2. Алмосов Л.И. О значимости изучения композиционного построения и живописания натюрмор-

тов в обучении дизайнеров // III Международная научно-практическая конференции : сборник трудов по материалам (Ростов-на-Дону - Астрахань - Ставрополь - Шахты, 19-20 декабря 2012г. - Ставрополь : Сервисшкола, 2012. - 90 с. (75-80).

3. Алмосов Л.И. Композиция станкового произведения. Рождение картины : учебное пособие для студентов высших художественных учебных заведений. - Ставрополь : ATIM-ART, 2013. - 204 с.; ил.

4. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Портрет. Композиция. Сверхзадача. Метод // KANT. - Ставрополь : Ставролит, 2015 . - № 2 (15). - С. 14-17.

EVOLUTION OF THE NATIONAL CHARACTER IN THE CREATIVITY OF S. S. PROKOFIEV

Brykalova Otga Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article examines the creative stages of life and approaches of national traditions in the music of composer Sergei Prokofiev, who has developed a concise, expressive, original and simple language for his musical works. The national basis of Prokofiev's music evolved to find the consciousness of the Russian artistic and musical heritage. Keywords: music; composer; Russian national culture; realism; melodiousness; evolution of a national character.

ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ С. С. ПРОКОФЬЕВА

В статье рассматриваются творческие периоды жизни и подходы национальных традиций в музыке композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, который выработал лаконичный, выразительный, самобытный и простой язык своих музыкальных сочинений. Национальная основа прокофьевской музыки развивалась в поисках самосознания русского художественного и музыкального наследия.

Ключевые слова: музыка; композитор; русская национальная культура; реализм; мелодийность; эволюция национального характера.

I

23 апреля 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения русского композитора XX века С. С. Прокофьева - пианиста, дирижера и педагога, автора 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей, а также автора многочисленных статей. По данным международной организации ЮНЕСКО, среди современных композиторов XX века музыка Прокофьева являлась наиболее часто исполняемой. Шесть раз творчество С.С. Прокофьева было отмечено Государственными премиями нашей страны. Его творения по праву считаются ярчайшими достижение-ми музыкальной классики XX века.

Детство Сергея Прокофьева прошло в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева,управляющего имением на Украине в селе Сонцовка. Семья смогла обеспечить одаренному мальчику все условия для духовного воспитания. Особенно велика роль матери композитора - Марии Григорьевны, которая была хорошей пианисткой, ставшей его первой музыкальной воспитательницей. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В возрасте девяти-десяти лет юный композитор написал две оперы: "Великан" и "На пустынных островах". [5,

УДК 785

© Брыкалова О.Г., 2016

БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.