UNDERSTANDING OF THE UNIVERSE AND THE DEPTH OF FEELING IN THE ARTIST SERGEY MATSENKO
Almosov Lev Ivanovich, Member of VTOO "the Union of artists of Russia", Member of Creative commission VTOO "the Union of artists of Russia" in the field of painting, winner of Governor's award to known art workers and arts in the field of painting named after V.G. Klyonov, Stavropol State Pedagogical institute", Faculty of Arts, Associate Professor, Chair of Fine Arts, Stavropol E-mail: [email protected]
Almosov Artem Lvovich, Associate Professor, member of VTOO "Union of Artists of Russia", winner of Youth Union of the Stavropol Territory prominent figures of culture and art in the field of painting named after A. Skokova, Faculty of Design, Stavropol branch of South-Russian Humanitarian institute, Stavropol E-mail: [email protected]
This article reveals the work of the famous artist - painter, graphic artist, poster artist, designer of architectural, design and interior design projects, master of enamel, monumental and decorative art.
Keywords: complex coloristic Wednesday, rhythmic-plastic construction of the space, drama in iconography, diversified one, symbolic and conceptual and abstract compositions.
УДК 7.071.1
Алмосов Л.И., 2015 АлмосовА./!., 2015
АЛМОСОВ Лев Иванович,
доцент, член ВТОО "Союз художников России" член Творческой комиссии по живописи правления ВТОО "Союз художников России" (Москва), лауреат Губернаторской премии известным деятелям культуры и искусства в области живописи им. В. Г. Клёнова, кафедра Изобразительного искусства, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь rusin terbien@mail. ru
ОСМЫСЛЕНИЕ МИРОЗДАНИЯ И ГЛУБИНА ЧУВСТВ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА СЕРГЕЯ МАЦЕНКО
В данной статье раскрывается творческая основа деятельности известного художника - живописца, графика, плакатиста, разработчика архитектурных, дизайнерских и интерьерных проектов, мастера эмальерного, монументального и декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: сложная колористическая среда; ритмико-пластическое построение пространства; драматургия в иконописном искусстве; разнофактур-ность, символические и концептуально-абстрактные композиции.
I
Писать о художнике необычайно скромном, которому чуждо стремление даже к малейшим формам пиара, крайне сложно.
Мироощущение и его восприятие, реализация на практике, витающих в окружающем пространстве образов, мыслей, идей разнообразно и всеобъемлюще. Творческий потенциал Сергея Маценко проявляет себя во всем, что, хоть на малую толику, попадает в круг его интересов. Всё, к чему направлена его творческая мысль и прикасается рука, приобретает некую целостную и высокохудожественную форму.
Создание визуального структурно-образного пространства, в котором гармонично проявляются ритмика и пластическое единство, соподчинение форм и цвета, фактур и объёмов в необычайно тактичной и убедительной форме- и есть основа творчества Сергея Маценко.
Сергей Дмитриевич Маценко родился на Юге России, в красивом, уютном, чистом и зелёном городе Ставрополе. С детских лет, живя в гармоничном мире красивой южной природы, в любящей его среде, Серёжа, при одобрении и поддержке родителей, Юлии Никитичны и Дмитрия Фёдоровича, при внимательном и вдумчивом поощрении его творческих устремлений первыми наставниками, в то время - учителем средней школы Н.Ф. Калинским и руководителем изостудии при Доме пионеров Р.Н. Богославским, в дальнейшем - преподавателями Ставропольского художественного училища, мечтал и активно стремился стать настоящим художником.
Уникально одарённый, получивший прекрасное воспитание и обширные знания в области формальной композиции, академического рисунка по системе Строгановской школы, а также живописного искусства от академика Труфанова, сделав в качестве дипломного проекта монументальный витраж в одном из министерств Москвы,
после учёбы в институте и службы в качестве офицера на Дальнем Востоке, Сергей вернулся в Ставрополь.
Он успешно преподавал в Ставропольском художественном училище, выполнял сложнейшие монументальные и проектные работы в Творческо-производственном комбинате Художественного Фонда, был его главным художником, председателем художественного совета, членом правления Ставропольской организации Союза художников. В настоящее время художник передаёт свой опыт, своё понимание эстетического начала в изобразительном искусстве молодым художникам и дизайнерам на Факультете Искусств Ставропольского государственного педагогического института. Яркая личность мастера способствует стремлению молодых, творчески ориентированных людей к пристально-внимательному изучению вопросов изобразительного искусства и дизайна.
Творческий путь художника сложился из восторженной и необычайно продуктивной работы в области живописи, графики, плаката, разработки интерьеров, монументального и декоративно-прикладного искусства. Множество творческих произведений экспонировались на крупнейших выставках в России, Венгрии и других странах, были закуплены и стали собственностью различных музеев.
*Первая слева работа - графический лист, две рядом - эмаль.
Принципиальным для художника является внимательное отношение к композиционной организации картинной плоскости, отточенность ритмико-пластического решения в результате многовариантных поисков. Как видно на данном примере, этому правилу мастер следует при работе в любом жанре.
Язык живописи Сергея Маценко рождается из диалога со случайностями, к которым он очень чуток и внимателен. Он собирает в единое гармоническое целое случайно увиденные детали, сочетания цвета. Смутные мысли, порой разрозненные, он собирает в единое образное пространство, наполняя его множеством разнофак-турных изысков. Самые, казалось бы, простые предметы быта, увиденные художником, в результате отточенности композиционного решения, внимательного структурирования формы, создания сложнейшей колористической среды, становятся драматическими произведениями.
На формирование творческого кредо художника большое влияние оказали многие факторы, такие, как учёба в Москве и изучение творческого наследия известных художников, работа в Домах творчества "Дзинтари", "Горячий Ключ", работа в составе первой твор-ческо-производственной бригады монументалистов Ставрополя, активное участие в художественных выставках и работа в художественно-экспертном совете.
Ярким событием, придавшим уверенности в избранном пути, раскрывшим новые творческие и технические возможности при работе в технике эмали, явились человеческая дружба, творческое содружество и единство взглядов с эмальером Н. Вдовкиным.
АЛМОСОВ Артём Львович,
доцент, член ВТОО "Союз художников России", лауреат Премии Союза молодёжи Ставропольского края известным деятелям культуры и искусства в области живописи им. А.Скокова, Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института, фа куль те т Дизайна; Ставропольский колледж экономики и дизайна, Ставрополь rusin terbien@mail. ru
"Интерьеры, разработанные С. Маценко.
Мастерски отточены все параметры пространства. Найдены взаимосвязи изогнутых пластичныхлиний в сочетании с ярковыраженными вертикалями и горизонталями структур интерьера.
*1) Чудо Георгия о змие. Эмаль.
Ясность пластического языка, убедительное структурирование композиции, увязка отдельных блоков в единое целое, стилизация формы - всё присутствует в данном произведении. *2) Птица Сирин. Эмаль.
В работе прослеживается виртуозное владение пластикой формы. Стилизация следуеттрадициям стиля модерн. Асимметричная композиция успешно уравновешена.
В цикле иконописных образов, созданных Сергеем Маценко в технике эмальерного искусства, прослеживается стремление к созданию первозданного молчаливого состояния.
Трагизм мироздания, нескончаемое звучание тревожной ноты, всепроникающий взгляд ликов характерны эмальерным иконам мастера. Тайна во взорах святых ликов, не поверхностное, а всёпоглащающее проникновение в глубинную суть души, особая трепетная тревожность, всё это, а также формальное усиление контрастности изображения, его повторы со смещением формы, разнофактурность - всё способствует трагическому напряжению образа. Взгляд зрителя всецело проникает в живописную ткань произведения, сложную по своей образности, фактурному построению и колористической основе.
"Троица. Эмаль.
Произведение создано и впервые выставлено на отчётной выставке Союза дизайнеров в 2015 году. Трактовка данной темы преподносится автором оченьубедительно и неожиданно по-новому. Удачно найдена изысканная ритмико-пластическая стилизованная целостная среда, в которой происходит необычай-ноетаинство мироздания.
Монументальность и камерность причудливым образом сосуществуют в видении проблем создания живописного пространства. Их сопричастность поражает своей оправданностью, своей тайной, своей интеллигентностью. Самые незамысловатые объекты - кувшин, тёрка, разделочная доска - приобретают в небольшом холсте особую монументальную форму.
Создание множественных, едва различимых по качеству эскизов, приводящих к искомому, органично выверенному варианту, характерная черта творческого метода художника Маценко. Это прослеживается в необычайно большом и вдумчивом подготовительном труде, который осуществляется Сергеем Маценко при работе над интерьерами, мозаиками и эмалями.
Сергей Маценко - яркий представитель постмодернизма. Его символические и концептуально-абстрактные композиции - ориги-
нальное явление в современном искусстве. Художник всегда сохранял свою творческую независимость, последовательно шёл к своей
теме, своему стилю. Его работы привлекают сплавом разума, интеллигентности и вдохновения, что является признаком высокого артистизма. Во всех работах кристаллизуется его мироощущение и эстетическая исключительность.
Формируя свой стиль, Сергей Маценко создаёт живописную вселенную, в которой прошлое и новый век встречаются в гармоническом согласии. Он продолжает вдохновенно искать истоки скрытой гармонии и непрерывности духовного движения.
Примечания:
1. Алмосов Л.И. Композиция станкового произведения. Рождение картины. - Ставрополь : АЛМ-ART, 2013.-204 с.
2. Алмосов А.Л. О введении новых технологий в структуру художественного систематического обучения (статья в научном издании). - Тамбов : У КТО, 2013.
4. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии монументального искусства в Ставрополе // KANT. -2014,- №4. - С. 108-113.