Научная статья на тему 'Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии монументального искусства в Ставрополе'

Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии монументального искусства в Ставрополе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1528
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
Область наук
Ключевые слова
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРИЗНАКИ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ / МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОМУ МЫШЛЕНИЮ / БРИГАДА МОНУМЕНТАЛИСТОВ В СТАВРОПОЛЕ / MONUMENTAL ART / SIGNS MONUMENTALITY MONUMENTALITY IN THE BUILT ENVIRONMENT / TEACHING METHODS MONUMENTAL THINKING BRIGADE MONUMENTAL IN STAVROPOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алмосов Лев Иванович, Алмосов Артём Львович

В данной статье рассмотрена необходимость профессионального подхода к формированию архитектурно-пространственной городской среды, раскрыты последовательность и основы развития монументального искусства в Ставрополе, предложены основные задачи монументального восприятия и основа методов обучения монументальному искусству изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monumental art as a means of organizing the architectural and spatial environment. On the development of monumental art in Stavropol

This article describes the need for a professional approach to the formation of architectural and spatial urban environment are disclosed sequence and the basis of development of monumental art in Stavropol, the proposed basic tasks monumental perception and the fundamentals of learning monumental art images.

Текст научной работы на тему «Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии монументального искусства в Ставрополе»

ICS

MONUMENTAL ART AS A MEANS OFORGANIZING THE ARCHITECTURAL AND SPATIAL ENVIRONMENT. ON THE DEVELOPMENT OF MONUMENTAL ART IN STAVROPOL

Almosov Lev Ivanovich, member ofVTOO "the Union of artists of Russia", member of Creative commission VTOO "the Union of artists of Russia" in the field of painting, winner of Governor's award to known art workers and arts in the field of painting named after V.G. Klyonov, Stavropol State Pedagogical Institute", Faculty of Arts, Associate Professor, Chair of Fine Arts, Stavropol E-mail: rusinterbien@mail.ru

Almosov Artem Lvovich, Associate Professor, member of VTOO "Union of Artists of Russia" winner of Youth Union of the Stavropol Territory prominent figuresof culture and art in the field of painting named after A. Skokova, Faculty of Design, Stavropol branch of South-Russian Humanitarian Institute, Stavropol E-mail: rusinterbien@mail.ru

This article describes the need for a professional approach to the formation of architectural and spatial urban environment are disclosed sequence and the basis of development of monumental art in Stavropol, the proposed basic tasks monumental perception and the fundamentals of learning monumental art images.

Keywords: monumental art, signs monumentality monumentality in the built environment; teaching methods monumental thinking brigade monumental in Stavropol.

УДК 7.C71.1

© АлмосовЛ.И.,2014 © Алмосов А.П., 2014

АЛМОСОВ Лее Иванович,

член ВТОО "Союз художников России", член Творческой комиссии по живописи правления ВТОО "Союз художников России" (Москва), лауреат Тубернаторской премии известным деятелям культуры и искусства в области живописи им. В.Т. Клёнова, доцент, кафедра Изобразительного искусства, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь rusinterbien@mail.ru

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. О РАЗВИТИИ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАВРОПОЛЕ

В данной статье рассмотрена необходимость профессионального подхода кфор-мированию архитектурно-пространственной городской среды, раскрыты последовательность и основы развития монументального искусства в Ставрополе, предложены основные задачи монументального восприятия и основа методов обучения монументальному искусству изображения.

Ключевые слова: монументальное искусство; признаки монументальности; монументальность в архитектурной среде;методы обучения монументальному мышлению; бригада монументалистов в Ставрополе.

Архитектурно-пространственная среда создаёт определённый художественный образ отдельно взятого города. Путешествуя по различным городам России и зарубежья или внимательно вглядываясь в фотодокументы различных времён и народов, нам предоставляется возможность составить чёткое представление о среде проживания в конкретном месте. Исходя из структурных характеристик пространственной среды города, можно судить или о строгом соподчинении элементов архитектурных сооружений, как между собой, так и с окружающими элементами, или о спонтанности и случайности застройки, нередко носящей признаки временщиче-ства и полного отсутствия профессионального целостного видения. Таким образом, работа над архитектурно-пространственной средой требует к себе пристального и внимательного отношения. Так, если нет генерального плана, где высокопрофессионально рассмотрены важные вопросы формирования среды на возможно больший временной период, то формирование среды обитания может пойти по заведомо безобразному варианту, исправлять который будет чрезвычайно сложно. Одной из составляющей в организации пространства обитания, причём, очень важной с эстетической точки зрения, является монументальное искусство. В данной статье нам предстоит рассмотреть вопросы, связанные с историей развития монументального искусства в Ставрополе.

Монументальное искусство является неотъемлемой частью архитектурно-пространственной среды, от которого во многом зависит образ города. Экстерьеры и интерьеры несут в себе или определённый энергетический заряд эстетического воздействия, формируя эмоциональное состояние жителей города, или холодно, безразлич-

но и отстранённо существуют сами по себе, создавая безликую среду обитания.

Довольно большой период времени в Ставрополе главным художником-монументалистом успешно работал A.A. Сухоруков, который много сделал в этой области: создал в технике интарсии (маркетри) огромное изысканное панно в интерьере здания Газпрома, выколотку "Летящие чайки" на здании бассейна, а также, большое количество керамических объёмов и панно.

Особый подъём развития монументального искусства в Ставрополе связан с созданием в 1978 году бригады монументалистов в Комбинате Художественного Фонда РСФСР при Ставропольской организации Союза художников СССР. Правлением Союза художников было принято решение о создании бригады монументалистов, куда вошли: Лев Иванович Алмосов и Анатолий Константинович Роженков,уважаемый ветеран войны, который, будучи во время войны связистом, в результате форсирования реки Одер в составе группы из трёх человек, вызвал огонь на себя на окружённом противником пятачке, за что был представлен командующим фронтом к званию Героя Советского Союза. Главком страны И.В. Сталин поправил это представление к награде, дав звание Героя офицеру, отдававшему приказ о вызове огня, связисту А.К. Роженкову - орден В.И. Ленина, а солдату-разведчику - орден Красной звезды. Вот такой героический человек, как А.К. Роженков, и возглавил бригаду монументального искусства в Ставрополе.

Когда началась война, Анатолий Константинович добровольцем, приписав себе год, ушёл защищать Родину. Вернувшись после войны ещё молодым человеком, ощущая в себе большое желание быть художником, он поступил и успешно окончил Ярославское художественное училище, защитив диплом по живописи. Приехав по распределению в город Ставрополь, он женился, построил дом и остался работать здесь в художественных мастерских, в которых в то время работали такие художники, как П.М. Гречишкин, П.С. Горбань, так же, как и он вернувшиеся с войны. Возглавлял в то время художественные мастерские живописец В.Г. Клёнов, будучи первым председателем творческого объединения "Художник".

А.К. Роженков начинал свою творческую деятельность как живописец. Он изысканно и нежно мог раскрыть колористические задачи в работе с натуры. Живопись Анатолия Константиновича была истинно колористической и валёрной. Со временем он постепенно потянулся к монументальным формам в своём творчестве. Всё больше и больше его стали интересовать проблемы, связанные с организацией архитектурно-пространственной среды. Мозаика, роспись, витраж полностью захватили мастера, несмотря на то, что исполнение огромных по трудоёмкости и размерам творческих работ, связанное с большими рисками, было не каждому по плечу. В те далёкие времена начать монументальные работы, не имея практически никакой базы, было под силу только таким мужественным и сильным духом людям.

Вторая половина XX века ознаменована расцветом монументального искусства, так как ему, по плану монументальной пропаганды, была открыта широкая творческая дорога. Партия и правительство, активно поддерживая развитие всех видов искусств, особое внимание уделяли большим монументальным формам. Развитию дорогостоящих творческих работ способствовало и наличие огромных колхозов-миллионеров, мощных промышленных предприятий, наличие крупных новостроек, которые, в свою очередь, тре-

109

АЛМОСОВ Артём Львович,

член ВТОО "Союз художников России"лауреат Премии Союза молодёжи Ставропольского края известным деятелям культуры и искусства в облает и живоп иси им. А.Скокова, доцент, Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института, факультет Дизайна; Ставропольский колледж экономики и дизайна, Ставрополь rusinterbien@mail.ru

110

бовали формирования образной структуры в городской среде. Страна, пережив невзгоды войны, начала крепнуть, развиваться во всех направлениях, что послужило основой для производства смальты для мозаичных работ, цветного стекла для создания витражей. Триумф советскихлюдей в космическом пространстве, всесоюзные стройки, улучшение уровня жизни, мирная жизнь на Земле требовали от художников новых монументальных и грандиозных произведений.

Опытный мастер, владеющий приёмами производства практически всех видов монументального искусства, А.К. Роженков мечтал о создании творческой бригады, в которую вошли бы молодые художники, владеющие хорошей профессиональной школой в области построения формальной композиции. С объединения опыта и композиционных знаний зародилась первая бригада монументального искусства на Ставрополье.

Лев Иванович Алмосов, вернувшись в 1973 году домой после окончания института, стал работать преподавателем рисунка, живописи и композиции в Ставропольском художественном училище, увлечённо работая как живописец, участвуя в художественных выставках. За пять лет творчества и педагогической деятельности ему посчастливилось: осуществить творческую поездку на машине через Тамбов, Пензу, Тольятти, Куйбышев, Альметьевск в город Сарапул на Каме, работая всё это время как живописец-пейзажист; принять участие в крупнейших Всесоюзных, Всероссийских и зональных художественных выставках; повысить своё мастерство какживописца в Доме творчества "Горячий Ключ".

В 1976 году Союз художников СССР постановил создать для повышения уровня творческого мастерства Объединение молодых художников и искусствоведов. Л.И. Алмосов был назначен и утверждён в Москве первым председателем этого объединения по Ставропольскому краю. В результате активной творческой и общественной деятельности его пригласили с преподавательской работы в художественном училище на работу в Творчес-ко-производственный комбинат Художественного Фонда в качестве художника творческой

квалификации. Началась новая жизнь в среде художников.

Л.И. Алмосов во время учёбы в институте, где в основном его интересы были в области живописи, получил большие высокопрофессиональные знания и в области монументального и декоративного искусства. Его учитель, Андрей Ильич Курнаков, профессор, народный художник СССР, академик живописи, создавший несколько сложных по решению диорам на военные темы, воспитывал в своих учениках принципы монументального понимания в творческом процессе.

Всё его творчество, а он успешно работал во всех жанрах, было пронизано истинно монументальными основами. А.И. Курнаков даже в пейзаже искал нечто эпическое, возвышенное, монументальное.

Формальную композицию вёл Гиви Дмитриевич Калмахелидзе, профессор, народный художник РФ, лауреат многих Гран-при в Париже, Токио, Праге и многих других странах, что свидетельствует о его композиторском таланте и профессиональной подготовке. Ныне он является заведующим кафедры "Дизайн" в Орловском государственном университете.

Гиви Калмахелидзе. Бумажный самолёт. 1973.

Офорт

Андрей Курнаков. И поднялся народ.1969.

Холст, масло

Увлечённо продолжая развивать в себе композиторские качества, молодой художник Л.И. Алмосов стремился к созданию формально выстроенных, больших по размеру и монументальных по качествам картин. Более пяти лет два художника Лев и Нина Апмосовы работали в соавторстве, успешно дополняя друг друга.

По эскизам Льва Алмосова бригада монументального искусства начала свои первые шаги. С этого времени он начал делать эскизы мозаичных и резных по дереву панно, витра-

жей, и т.д. Наибольший интерес у него вызывала работа над эскизами к настенным росписям. В частности, им был выполнен эскиз к настенной росписи "НАУКА ГИДРАВЛИКА" для интерьера Ставропольского политехнического университета, по которому вся бригада выполняла настенную роспись.

ный мастер эмальерного творчества - Сергей Дмитриевич Маценко.

Уникально одарённый и получивший прекрасное воспитание и обширные знания в области формальной композиции, окончивший в Москве институт, сделав в качестве дипломного проекта монументальный витраж в одном из министерств, он сразу тепло был принят в творческий коллектив монументальной бригады после нескольких лет преподавательской и творческой деятельности. Сергей Дмитриевич сделал эскизы строго формально построенных витражей и мозаик. Он, в частности, является автором смальтовой мозаики "КОСМОНАВТ" на улице Морозова в Ставрополе.

1 4

■ Ом

Лев Алмосов, Нина Алмосова. Трудные годы.

1984. Холст, масло. 100 х 200.

Собсгвенностьнародной картинной галереи,Ставропольский край.

Лев Алмосов, Нина Алмосова. Начало пути. 1985.

Холст, масло. 140 х 170.

Собственность картинной галереи СШ № 23, Ставрополь.

Мозаичное панно"Космонавт" Творческая бригада монументалистов: Сергей Маценко (автор эскиза), Лев Алмосов, Анатолий Роженков, Владимир Маценко

Через год к ним присоединился его брат, Владимир Дмитриевич Маценко - выпускник Ставропольского художественного училища, а затем - Московского высшего художественно-производственного училища (б. Строгановка), который создал яркий, запоминающийся, профессионально решённый эскиз огромной смальтовой мозаики "ЮНОСТЬ" на здании кинотеатра в Солнечнодольске.

111

Настенная роспись "ГИДРАВЛИКА" в Политехническом институте (ныне - СКФУ). 1980.

Творческая бригада монументалистов: Лев Алмосов (автор эскиза), Нина Алмосова, Анатолий Роженков, Сергей Маценко, Владимир Маценко

Буквально через несколько месяцев к ним присоединился, так же перешедший из училища молодой преподаватель композиции, художник-живописец, график, плакатист, мастер интерьера, монументалист, а ныне признан-

Мозаичное панно "Юность" на здании кинотеатра в г. Солнечнодольске Творческая бригада монументалистов: Владимир Маценко (автор эскиза), Лев Алмосов, Анатолий Роженков, Сергей Маценко, Ф. Долгополов

Все монументальные работы, эскизы к которым делали отдельные художники, выполня-

112

лись всей бригадой в соавторстве. В практическом исполнении смальтовых мозаикуспеш-но принимал участие художник-живописец и монументалист Фёдор Андреевич Долгополов, окончивший Ставропольское художественное училище и Кубанский университет, ныне успешно работающий в живописи. В работе над росписями участвовала живописец и график Нина Апмосова, окончившая в своё время художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института у Народного художника РФ, профессора П.П. Павлова и так же, как и все члены бригады, ранее преподававшая в Ставропольском художественном училище.

работы, как роспись "ИСТОРИЯ НАУКИ И ИСКУССТВ" на стенах Ставропольского государственного педагогического института, созданная творческим коллективом (Е. Кузнецов, М. Биценко, А. Сараткин), украшает уже много лет храм студенчества.

Мозаичное панно "МАТЕРИНСТВО И МИР НА ЗЕМЛЕ". Автор эскиза Анатолий Роженков

Монументальные свойства продолжают свою жизнь и в живописных произведениях многих художников. Так, живописец Артём Апмосов в своих работах мыслит монументальными формами.

Члены первой творческо-производственной

бригады художников-монументалистов Художественного Фонда РСФСР в Ставрополе: вверху - С. Маценко, А. Роженков, Н. Алмосова; внизу - Л. Алмосов, Ф. Долгополов, В. Маценко

Работали члены бригады монументалистов над отдельными объектами и автономно. Так были сделаны: две росписи "ЮНОСТЬ" и "АЙБОЛИТ" в интерьере Ставропольской детской стоматологической поликлиники на проспекте Октябрьской революции (авторы эскизов росписей: Л.И. Алмосов и Н.И. Алмосова; автор оформления интерьера: В.Д. Маценко); к исполнительским работам был приглашён молодой художник, ещё школьник Артём Алмосов, для которого первое практическое участие в монументальной работе явилось определённым толчком к более осмысленному стремлению стать художником.

Смальтовая мозаика "МАТЕРИНСТВО И МИР НА ЗЕМЛЕ" на здании Ставропольского центрального переговорного пункта была полностью создана Анатолием Константиновичем Роженковым.

Вскоре в Ставрополе появились и другие художники-монументалисты, которым удалось создать свои образные находки в области монументального искусства, работая над созданием среды обитания жителей города. Такие

Артём Алмосов. A.B. Суворов инспектирует Ставропольскую крепость в 1777 году.

Картина экспонировалась на международных и всероссийских, межрегиональных и групповых выставках

Способы создания монументальности Монументальность часто используется художниками для передачи эпохальности происходящих событий. Исходя из законов зрительного восприятия, есть способы создания монументальности: монтажность в структуре изображения; использование разномасштабных изображений; показ фигур во фрагментарном виде; использование приёма антиципации; построение картины с низким горизонтом; усиление контрастности; использование фрон-

тальных и профильных образов; усиление повторяющихся ритмов и т.д.

Обучая молодых художников и дизайнеров основам формальной композиции, развивая, наряду с творческими способностями, основы понимания и умения организации картинной плоскости, необходимо давать задания для студентов выполнять целый ряд упражнений, связанных с проблемами пластико-ритмического решения плоскости, основанного на незыблемых закономерностях Божественной Пропорции (Золотого сечения).

Литература:

1. Алмосов Л.И. Рождение картины. - Ставрополь: АЛМ-АРТ, 2013.- 150 с.

2. Алмосов Л.И. Мастера современности. - Ставрополь: АЛМ-АРТ, 2010.-48 с.

3. Алмосов А.Л. О введении новых технологий в структуру художественного систематического обучения (статья в научном издании). - Тамбов : УКТО, 2013. - 140 с.

Учебные работы студентов факультета искусств СГПИ, факультета дизайна ЮРГИ и Школы-студии Льва Алмосова. Упражнения по развитию монументального мышления, выявление композиционного центра, пропорциональное деление плоскости по золотому сечению, ритм, контраст, пластическое единство, модуль, разрядка и сосредоточение ритмов, акцент. Руководители Лев и Артём Алмосовы

1 рТ

■ Ом

£

Ё

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.