УДК 72.04.012.6
DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-170-180
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ ИРКУТСКА НА ПРИМЕРЕ УЛИЦЫ ЛЕРМОНТОВА
© Е.В. Сергейчук
Выявлены взаимосвязи архитектурной среды и реализованных произведений монументально-декоративной живописи, расположенных на улице Лермонтова в Иркутске, проанализированы их особенности, отмечены основные противоречия. Дана историческая справка, градостроительная характеристика улицы Лермонтова. Исследованы основные этапы становления и развития монументально-декоративного искусства в Иркутске. Представлены проектные предложения по формированию художественного облика средового градостроительного образования улицы Лермонтова в Иркутске средствами монументально-декоративного искусства.
Ключевые слова: монументально-декоративное искусство, монументально-декоративная живопись, улица Лермонтова, мозаика, объемно-пространственная композиция.
PECULIARITIES OF OBJECTS OF MONUMENTAL AND DECORATIVE ART IN ARCHITECTUAL AREA OF IRKUTSK AT THE EXAMPLE OF LERMONTOV STREET
© E.V. Sergeichuk
We found out connections of architectural area and realized objects of monumental and decorative painting, situated on Lermontov street in Irkutsk, analysed their peculiarities, pointed out the main discrepancies. We gave historical information, town-planning characteristics of Lermontov street. We surveyed the main stages of establishment and development of monumental and decorative art in Irkutsk. We presented project suggestions concerning the establishment of an art image of environmental town-planning establishment of Lermontov Street in Irkutsk with the means of monumental and decorative art.
Keywords: monumental and decorative art, monumental and decorative painting, Lermontov street, mosaic, volumetric and spatial composition
Предметно-пространственная среда представляет собой важную для человека ежедневно контактирующую с ним структуру. Эстетическая и функциональная организация открытых пространств для жизни и деятельности людей была и остается одной из главных задач монументально-декоративного искусства. Художественное проектирование среды зависит от множества факторов и должно соответствовать комплексу современных утилитарных и эмоционально-эстетических потребностей человека, удовлетворяемых через соответствующие художественные решения. Ценный опыт истории монументально-декоративной живописи в предметно-пространственной среде позволяет зафиксировать основные композиционные средства и приемы комплексного подхода при создании художественного проекта.
Термины «монумент», «монументальность» происходят от латинского monumentum -«воспоминание, память, напоминать, наставлять». Как известно, монументально-декоративная живопись - разновидность монументального искусства, которая выполняется на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Это род изобразительного искусства, неразрывно связанный с архитектурой как конструктивно, так и образно. Произведения монументально-декоративной живописи традиционно выполняются в таких художественных техниках, как роспись (фреска), сграффито, мозаика, витраж и др. Они про-
ектируются специально для конкретной архитектурной среды, учитывают ее особенности, назначение, пластику.
Монументально-декоративное искусство включает в себя произведения, выполненные не только на плоскости стены, но и на основе или с использованием различных вариантов декоративного рельефа, а также в виде объемно-пространственных композиций.
Монументально-декоративное искусство всегда имеет прямое отношение к определенному архитектурному сооружению и рассматривается как явление ансамбля, как нерасторжимое органичное единство архитектуры и живописи. Это единство выражено в композиционном ритме, стилевом единстве, средствах выражения, в соответствии идейно-тематического замысла монументального произведения функциональному назначению и пластическому образу архитектурного сооружения [5].
Термин «монументальное искусство» получил распространение лишь в XX веке, хотя известно, что та область пластических искусств, которая под ним подразумевается, принадлежит к древнейшим проявлениям художественного творчества и имела высочайшее развитие уже на ранних стадиях развития человеческой цивилизации [4]. В 1971 г. впервые в Иркутске был создан план художественного оформления города, определяющий дислокацию малых архитектурных форм, наглядной агитации, визуальной рекламы, произведений монументально-декоративного искусства [6]. Это событие в первую очередь связано с деятельностью Виталия Георгиевича Смагина (1937-2015), профессора ИРНИТУ, народного художника России. После окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной он был приглашен в Иркутск на должность главного художника города, которым проработал около десяти лет. Смагин внес наиболее существенный вклад в развитие монументально-декоративного искусства в Иркутске. Выполняя сложные обязанности организатора художественного оформления города, он много и успешно работает творчески. Одним из самых значительных произведений того времени является такая монументальная работа В.Г. Смагина, как мемориал «Вечный огонь» (1975 г.) в память об иркутянах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мемориал как архитектурный ансамбль является важной частью общественно-политического и культурного центра города. Также нужно отметить многофигурную роспись «Содружество» в интерьере Дворца спорта «Труд» (1975-76 г.), которая создает настроение праздничности, органично вошла в интерьер и стала его основной эмоциональной доминантой. Справедливости ради, стоит упомянуть, что в июне 2015 года, спустя сорок лет силами учеников Виталия Георгиевича при поддержке администрации Дворца спорта роспись «Содружество» была успешно реставрирована. Важнейший вклад в развитие художественной жизни Иркутска В.Г. Смагин внес основанием кафедры монументально-декоративной живописи в ИрГТУ. Выпускники кафедры серьезно заявили о себе созданием мозаик, витражей для Байкальского государственного университета экономики и права, Музея истории города Иркутска, Иркутского национального исследовательского технического университета [8]. В градостроительной среде Иркутска особое значение имеет улица Лермонтова. Это одна из главных улиц города, она расположена на территории Свердловского округа, ее протяженность составляет более 5 километров. Она подчиняет себе все окружающее пространство, начинается от Свердловского рынка между ул. Гоголя и Грибоедова, тянется через Глазково, Студгородок, Академгородок до улицы Академической [7]. Улица Лермонтова появилась на карте города в 1958 году, в настоящее время она имеет статус общегородского значения, вдоль нее располагаются крупные научные центры, одни из ведущих учреждений города и области в сфере образования и медицины, большинство из них построено в одно время - в 60-е, 70-е годы XX века. Перечислим основные из них: Иркутский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» имени С.Н. Федорова (ул. Лермонтова, 337); Институт систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН (ул. Лермонтова, 130); Институт земной коры СО РАН (ул. Лермонтова, 128); Детская школа искусств № 5 (Лермонтова, 271 б); Иркутский государственный университет (ул. Лермонтова, 126); Иркутская областная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского (ул. Лермонтова, 253); Научная библиотека Иркутского государственного университета имени В. Распутина (ул. Лермонтова, 126/2); Ир-
кутский национальный исследовательский технический университет (ул. Лермонтова, 83); Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства (ул. Лермонтова, 80) и др. В пределах рассматриваемого средового градостроительного образования также находятся такие крупные научные центры, как Лимнологический институт СО РАН (ул. Улан-Баторская, 3), Региональный центр развития инновационной деятельности ИРНИТУ (Технопарк) (ул. Игошина, 7). В 2007 году улица Лермонтова изменилась. Было решено сделать ее скоростной трассой. Для этого было построено два подземных перехода на остановках «Технический университет» и «Институт МВД». Дорога стала более широкой, сделано больше полос для движения транспорта. Трасса выходит на вновь выстроенный Академический мост через Ангару [7]. В данной работе рассматриваются городские пространства первой категории, т.е. пространства общегородского значения, занимающие высший ряд в иерархии городских интерьеров. Они имеют сложное зонирование, вызванное богатством формирующих их функций. Обычно в объекте первой категории содержится 5-7 элементарных ячеек третьей категории (местного значения), 2-3 зоны второй категории (районного значения). Габариты городских интерьеров первой категории превышают 4-5 га. Форма их часто неправильна, геометрически усложнена [10]. Средовое образование улица Лермонтова относится к разряду именно таких крупных пространств общегородского значения (рис. 1).
Проблемы формирования художественного облика города во все времена волновали архитекторов и художников. Актуальность этих проблем заключается в том, что предметно-пространственная организация городской среды имеет огромное влияние на формирование общества, образа жизни горожан, а также духовных ценностей, лежащих в основе культуры
[3].
Архитектура советского периода - это в основном типовая застройка, индивидуальность ей в свое время придали произведения художников-монументалистов.
Рассматривая градостроительную среду Иркутска как синтез архитектуры и монументального искусства, следует отметить, что наш город не богат произведениями монументально-декоративной живописи. Но некоторые из них заслуживают особого внимания.
На фасадах многих значимых архитектурных объектов улицы Лермонтова расположена серия произведений монументально-декоративной живописи советского периода 70-80-х годов XX века (рис. 1), они образуют художественную эстетическую «цепь» в районе Академгородка [1]. Всего на правой стороне улицы Лермонтова имеется четыре реализованных мозаики, они выстраивают определенную закономерность цветовых, ритмических пятен. Авторы работ - известные иркутские художники: народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств В.Г. Смагин, заслуженный работник культуры РФ М.Д. Во-ронько, заслуженный художник РФ Н.А. Ротко, члены ИРО ВТОО «Союз художников России» - Е.В. Ушаков, В.В. Чевелев. Их произведения можно смело назвать памятниками культурного наследия, большая часть из них выполнена в классической технике смальтовой мозаики. Смальта (от нем. schmelzen - «плавить») - цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, применяемое для изготовления мозаик. Смальта - один из наиболее долговечных материалов. Она водостойка, устойчива к низким температурам и ко многим агрессивным средам, это универсальный материал, он может быть использован как для внутренней, так и для внешней отделки, обладает эффектом внутреннего свечения, глубины цвета. Мозаику называли «живопись вечности», это действительно один из немногих видов искусств древности, сохранившийся в попытке «выжить», передать будущему свое исходное состояние и разнообразие [12, 13]. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. В XX веке мозаичное искусство возродилось, вернув себе утраченную значимость, на первый план вышла фигура художника-мозаиста, разрабатывающего и воплощающего в жизнь свои собственные проекты [11].
Рис. 1. Схема расположения произведений монументально-декоративной живописи по ул. Лермонтова. Красным цветом обозначены архитектурные объекты, на которых реализованы произведения монументально-декоративной живописи: 1 - Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН; 2 - Институт земной коры СО РАН; 3 - Лимнологический институт СО РАН; 4 - Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства; 7- Региональный центр развития инновационной деятельности ИРНИТУ (Технопарк). Синим цветом выделены объекты, в архитектурной среде которых предлагается создать произведения монументально-декоративной живописи: 5 - МНТК «Микрохирургия глаза»;
6 - Иркутский национальный исследовательский технический университет.
Зеленым цветом обозначена улица Лермонтова
По направлению движения транспорта в центр города первой выступает мозаика на здании Института систем энергетики (рис. 3), завершают серию две парные мозаики на здании Сибирского государственного межрегионального колледжа строительства и предпринимательства (рис. 2, б). Как уже было сказано выше, те немногие произведения монументальной живописи, которые существуют в Иркутске, в большинстве своем (90 %) созданы в советский период, и это накладывает отпечаток на их идейное содержание. Например, мозаики на фасаде Колледжа строительства и предпринимательства посвящены труду советского народа (рис. 2, б), их авторы - М.Д. Воронько и Н.А. Ротко. Мозаика «Энергия» на здании Ин-
ститута систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (авторы - М.Д. Воронько, Е.В. Ушаков) представляет собой аллегорическую фигуру науки энергетики (рис. 3). К сожалению, темы и стилистика социалистического реализма устарели и не впечатляют современного зрителя. Тем не менее хочется еще раз отметить, что упомянутые мозаики являются памятниками монументально-декоративного искусства, они выполнены с соблюдением технологических особенностей материалов, о чем свидетельствует их хорошая сохранность. Некоторые из них нуждаются в охране от вандализма, необходима также частичная реставрация.
Рис. 2. Мозаичный рельеф Института земной коры СО РАН, автор - В.В. Чевелев (а), и мозаика на здании Сибирского государственного межрегионального колледжа строительства и предпринимательства, авторы - М.Д. Воронько, Н.А. Ротко (б)
Рис. 3. Эскиз-макет и его авторы Е.В. Ушаков и М.Д. Воронько (а), мозаика «Энергия»,
смальта, 1980 г. (б)
Типична история появления мозаики «Энергия» (рис. 3, а, б). Кандидат технических наук, главный специалист ИСЭМ СО РАН И.А. Шер вспоминает: «В 1960-х и 1970-х годах деревья вокруг института еще не разрослись так, как сейчас. Стены института были открыты для обозрения с улицы Лермонтова. Отдел пропаганды Свердловского райкома КПСС требовал, чтобы на видных местах была представлена «наглядная пропаганда». На торце конференц-зала красовались заменяемые плакаты с портретами Ленина, они выцветали от солнца, их рвало ветром, краску смывало дождем. В общем, была большая проблема поддерживать плакаты в приличном состоянии, как того хотел райком. По моей просьбе Е.В. Ушаков в 1979 году сделал первый эскиз мозаики для торца конференц-зала на тему науки об энергетике. Внедрить идею в массы оказалось нетрудно: существовала Комиссия по художественному оформлению института, председателем которой был А.З. Гамм. Комиссия идею поддержала единогласно. Е.В. Ушаков загорелся этой работой, аллегория начала обрастать подробностями. Но нужно было получить положительное решение дирекции, изыскать немалые по тем временам средства и - главное - доказать райкому КПСС, что мозаика будет отвечать идеологическим требованиям. Это тянулось так долго, что Евгений Владимирович Ушаков уже подумывал отказаться от работы. Но, в конце концов, все благополучно решилось, и работа пошла: из Ростова Великого привезли смальту, изготовили блоки и смонтировали их на стене. Осенью 1980 года мозаичное панно было торжественно открыто» [9].
В несколько ином идейно-смысловом плане выполнена мозаика на здании Лимнологического института СО РАН - «Ритмы Байкала» (1989 г., рельеф, мозаика, смальта, автор -В.Г. Смагин) (рис. 4). В основе мозаичного произведения - абстрактная композиция, символизирующая водную стихию. Особые художественные достоинства работы неоспоримы. Со слов заслуженного работника культуры России, искусствоведа Марины Чертоговой: «Динамика ритмических построений, пространственных, пластических, цветовых, пронизывающая композицию насквозь, - главная составляющая образной поэтики мозаики «Ритмы Байкала» [6]. Произведение построено исключительно на стилизованном ритмичном изображении, рассчитанном на образное восприятие. Стоит подчеркнуть, что данное произведение монументальной живописи не потеряло актуальности и сегодня.
Рис. 4. Лимнологический институт СО РАН. «Ритмы Байкала». Рельеф, мозаика,
смальта, 1989 г. Автор - В.Г. Смагин
Заслуживает внимания мозаичный рельеф на фасаде здания Института земной коры, автор которого - В.В. Чевелев (рис. 2, а). Здесь нет откровенно реалистического изображения, все условно. Композиция строится на вертикальных ритмах и пересекающих их горизонтальных членениях [1]. Композиция символизирует богатства недр Сибири.
Архитектурный замысел обогащается монументальными произведениями, что делает сооружения более выразительными, значимыми в городской среде, а монументальная живопись становится кульминацией ансамбля. Синтез искусств здесь влияет на органическое решение всей пространственной среды, а не выступает украшением и декорированием фасадов.
Еще одна проблема исторической монументальной живописи в Иркутске - это то, что композиции сегодня плохо просматриваются из-за густого насаждения деревьев. Монументальное произведение нуждается в пространстве, которое позволило бы обозреть его в целом. В соответствии с этим должно быть организовано все движение транспорта, пешеходов. Особое внимание следует уделить зеленым насаждениям. Нужно создать атмосферу, которая бы обеспечила воздействие на зрителя и раскрыла «звучание» крупного монументального произведения [1]. В данном случае предлагается продумать, какими должны быть зеленые насаждения перед фасадами зданий.
На противоположной от научных институтов стороне улицы Лермонтова монументальная живопись в городской среде отсутствует. Поэтому, на наш взгляд, уместно «уравновесить» существующее убранство и внести проектное предложение по размещению здесь современных произведений монументально-декоративного искусства. Предлагается выбрать для этих целей два крупных, научно и социально значимых архитектурных объекта: МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Федорова и ИРНИТУ (площадь перед главным входом в университет) (рис. 1).
В последнее время на городском уровне в архитектурной среде Иркутска не реализо-вывались произведения монументально-декоративной живописи, все чаще они создаются в интерьерах. Необходимо отметить, что на кафедре монументально-декоративной живописи Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук ИРНИТУ ведется работа по созданию проектов произведений монументального искусства в городской среде Иркутска. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Создан проект монументально-декоративной малой объемной формы для рекреационной зоны перед зданием МНТК «Микрохирургия глаза» (рис. 5). Локальная среда площади МНТК имеет важное функциональное значение, является структурным узлом планировочного решения. Поэтому вполне уместным будет размещение здесь современной скульптуры, которая подчеркнет статус, передовые научные достижения специалистов МНТК. Предлагаемый материал для реализации формы - металлопластик. Матовые и глянцевые металлические поверхности разнообразных форм обогатят фактуру среды.
|
Рис. 5. Проект монументально-декоративной малой объемной формы для рекреационной зоны МНТК «Микрохирургия глаза», г. Иркутск. Руководитель -старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи Д.В. Дорохин, автор - студентка А.А. Дубровина
Здание ИРНИТУ, непосредственно прилегающее к улице Лермонтова, несомненно, является доминантой данного отрезка градостроительной среды (рис. 6, а). Поэтому реализация современного произведения монументально-декоративного искусства на площади перед
главным входом вполне оправдана и уместна как с композиционной, так и с эстетической точки зрения. Проект объемно-пространственной композиции «Полет» студентов кафедры монументально-декоративной живописи (2002 г.), разработанный под руководством профессора В.Г. Смагина, олицетворяет вдохновение, творческую дерзость, высоту достижений университета (рис. 6, б).
Рис. 6. Схема архитектурной среды ул. Лермонтова в районе ИРНИТУ (а) и Проект объемно-пространственной композиции «Полет» (б). Руководитель - профессор В.Г. Смагин, авторы - студенты гр. МДИ-99
В среде студенческого городка ИРНИТУ относительно недавно появился новый объект - Региональный центр развития инновационной деятельности (Технопарк), расположенный по адресу ул. Игошина, 7. В 2011 году на кафедре монументально-декоративной живописи был выполнен дипломный проект на тему «Монументально-декоративная объемно-пространственная композиция «Портал». Технопарк НИ ИрГТУ» (рис. 7, 8) под руководством заведующего кафедрой, профессора В.Г. Смагина.
Рис. 7. Проект монументально-декоративной объемно-пространственной композиции «Портал» для Технопарка НИ ИрГТУ. Руководитель - профессор В.Г. Смагин, автор -
студент А.П. Грабовский
Рис. 8. Восприятие композиции в вечернее время
Так как экстерьер представляет собой уже сложившуюся архитектурную среду, необходимо было выявить важную функциональную зону объекта - главный вход в здание, его портал. Автор проекта, дипломник А.П. Грабовский, предложил творческое решение объемно-пространственной композиции, создающей образ современного технологичного оборудования. Информационно-знаковая организация данной композиции напрямую связана с ее назначением. Форма построена как «арка» или портал, обозначающий главный вход, и, соответственно, она выглядит очень устойчиво. Крупные цилиндрические элементы образуют достаточно крепкую и цельную конструкцию. Наличие разнонаправленных ритмических элементов объединяет структуру формы и здания, уменьшает массивность и визуально облегчает конструкцию.
Тщательно продумано не только решение самой пластической формы, но и технология ее воплощения, а также восприятие в вечернее время путем введения композиционной декоративной подсветки (рис. 8).
В 2013 году проект «Портал» был успешно реализован благодаря помощи и поддержке руководства ИрГТУ совместно с инженерами и технологами (рис. 9).
Рис. 9. Реализация в материале. Объемно-пространственная композиция «Портал».
Технопарк ИРНИТУ, 2015 г., h - 6500
Произведение современного искусства, монументально-декоративная объемно-пространственная композиция «Портал», является знаковой в прямом и переносном смысле и характеризует Иркутский технический университет как среду, открытую для новых достижений, площадку конструктивного взаимодействия передовых направлений науки и искусства.
Сегодня, сталкиваясь с проблемой понимания роли монументально-декоративной живописи, находящейся в городской среде, наполненной историческими художественными традициями, необходимо решать проблемы развития современного искусства и вопросы преемственности, освоения традиций и новаторства, поиска художественного своеобразия [3].
Таким образом, внедряя современные произведения монументально-декоративного искусства, с учетом сложившейся архитектурной среды и уже имеющихся работ, мы создадим полноценное комплексное монументально-декоративное убранство одного из крупных средовых градостроительных образований - улицы Лермонтова города Иркутска.
Статья поступила 27.04.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аносова С.С. Формирование среды города Иркутска как синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5. C. 72-77.
2. Змановских Э.В. Основы теории и методологии художественного проектирования. Монументально-декоративная живопись в интерьерах общественных зданий: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 56 с.
3. Ижганайтене А.Н. Решение проблем формирования художественного облика архитектурной среды города Иркутска в дипломных проектах кафедры монументально-декоративной живописи НИ ИРГТУ // Вестник ИрГТУ. 2013. № 6. C. 83-90.
4. Ижганайтене А.Н. История монументально-декоративной живописи: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. 163 с.
5. Смагин В.Г. Пространство творчества. От замысла к созданию произведения монументально-декоративного искусства: учеб. пособие. Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2008. 178 с.
6. Смагин В.Г. Художественный альбом. Иркутск: ООО «Артиздат», 2012. 220 с.
7. Слайд-шоу «Улица Лермонтова» [Электронный ресурс]. URL: http://www. slideshare.net/guest 18db49/ss-330092 (20.01.2016).
8. Художники городу: альманах / сост. Н.С. Сысоева, М.Г. Марцинечко, Я.Ю. Лиси-цина. Иркутск: ООО «Репроцентр А-1», 2011. 236 с.
9. Шер И.А. Наш мир изобразительного искусства [Электронный ресурс]. Иркутск, 2013. URL: http://sei.irk.ru (20.01.2016).
10. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды: учеб. пособие для архит. спец. вузов. М.: Высшая Школа, 1990. 223 с.
11. Chavarria H. El Mosaico. Parramon Ediciones, 2007. 160 p.
12. Dunbabin K.M.D. Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge University Press, 2006. 382 p.
13. Pappalardo U., Ciardiello R. Greek and roman mosaics. Abbeville Press, 2012. 320 p.
REFERENCES
1. Anosova S.S. Creation of Irkutsk environment as a synthesis of architecture and monumental art. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2011, no. 5, pp. 72-77. (In Russian)
2. Zmanovskikh E.V. Osnovy teorii i metodologii khudozhestvennogo proektirovaniya. Monumental'no-dekorativnaya zhivopis' v inter'erakh obshchestvennykh zdanii [Basis of theory and
methodology of art designing. Monumental and decorative painting in interiors of public buildings]. Irkutsk, IrGTU Publ., 2011. 56 p.
3. Izhganaitene A.N. Solving Formation Problems of Irkutsk Architectural Environment Artistic Image in Thesis Projects of Monumental and Decorative Painting Department of National Research Irkutsk State Technical University. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2013, № 6, pp. 83-90. (In Russian)
4. Izhganaitene A.N. Istoriya monumental'no-dekorativnoi zhivopisi [History of monumental and decorative painting]. Irkutsk, IrGTU Publ., 2013. 163 p.
5. Smagin V.G. Prostranstvo tvorchestva. Ot zamysla k sozdaniyu proizvedeniya monu-mental'no-dekorativnogo iskusstva [Space of creative work. From the plot to creation of the work of Monumental and decorative painting]. Irkutsk, OOO "Reprotsentr A1" Publ., 2008. 178 p.
6. Smagin V.G. Khudozhestvennyi al'bom [Art book]. Irkutsk, OOO "Artizdat", 2012.
220 p.
7. Slaid-shou "Ulitsa Lermontova" [Slide-show "Lermontov Street"]. Available at: http://www. slideshare.net/guest 18db49/ss-330092 (accessed 20.01.2016).
8. Sysoeva N.S., Martsinechko M.G. Khudozhniki gorodu: al'manakh [Painters for the city: almanac]. Irkutsk, OOO "Reprotsentr A-1", 2011. 236 p.
9. Sher I.A. Nash mir izobrazitel'nogo iskusstva [Our world of fine art]. Irkutsk, 2013. Available at: http://sei.irk.ru (accessed 20.01.2016).
10. Shimko V.T. Arkhitekturnoe formirovanie gorodskoi sredy [Architecture organization of city space]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1990. 223 p.
11. Chavarria H. El Mosaico. Parramon Ediciones, 2007. 160 p.
12. Dunbabin K.M.D. Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge University Press, 2006. 382 p.
13. Pappalardo U., Ciardiello R. Greek and roman mosaics. Abbeville Press, 2012. 320 p.
Информация об авторе
Сергейчук Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи, e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Sergeichuk E.V., senior teacher, Department of Monumental and Decorative Painting, e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК: 725.31
DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-180-193
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
© Е.Н. Чупарин
Проведен подбор и анализ работ на тему транспортно-общественных центров для обобщения и систематизации существующего материала. Автором рассмотрены вопросы, касающиеся истории возникновения вокзальных комплексов - от самых первых вокзалов до современных транспортно-общественных центров. Составлена хронологическая таблица во-