Научная статья на тему 'Обучение основам монументально-декоративного искусства дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства'

Обучение основам монументально-декоративного искусства дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1076
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / СГРАФФИТО / SGRAFFITO / МОЗАИКА / MOSAIC / ДИЗАЙН / DESIGN / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / APPLIED AND DECORATIVE ARTS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODOLOGY / MONUMENTAL AND DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бычкова Наталья Вячеславовна

Обобщен опыт преподавания основ монументально-декоративного искусства (МДИ) для дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Рассмотрены современные тенденции МДИ, изменение роли произведений МДИ. Отмечены особенности преподавания в новых условиях: использование лекций-экскурсий, лекций-дискуссий в целях развития творческих способностей студентов, а также поиск новых элементов синтеза дизайна и произведений МДИ, где особое внимание уделено единству и целостности монументально-декоративного произведения и архитектурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бычкова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING DESIGNERS AND ARTISTS OF APPLIED AND DECORATIVE ARTS THE BASICS OF MONUMENTAL AND DECORATIVE ART

The article sums up the experience of teaching designers and artists of the applied and decorative arts and crafts the basics of monumental and decorative art (MDA). It discusses modern MDA trends, change of the role of MDA creations. It also describes the features of teaching in a new environment including the use of lectures-excursions, lectures-discussions in order to develop creative abilities of students; the search for new elements of design and MDA works synthesis with the focus on the unity and integrity of the monumental and decorative work and architectural space.

Текст научной работы на тему «Обучение основам монументально-декоративного искусства дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства»

Таким образом, длительное совместное сосуществование разных этносов и народов на ограниченной территории Забайкальского края оказало значительное влияние на процесс взаимопроникновения элементов быта и культуры, на их обоюдное дополнение и обогащение. Исходным положением для этого стал факт совпадения типов культурных ценностей проживающих сообща народов и этнических групп, который явился предпосылкой толерантного отношения к этно-контактным группам и позитивной направленности этнических установок на взаимодействие и культурное взаимообогащение. Вместе с тем специалисты отме-

чают, что процессы ассимиляции и аккомодации протекали в атмосфере взаимной терпимости при сохранении своего национального языка, самосознания и этнической самобытности культуры проживающих совместно народов. Результатом продолжительного и сложного интеграционного процесса, объединившего в некое целое составные части ассимиляции, аккомодации, адаптации, стало формирование уникального полиэтнического, поликультурного и поликонфессионального регионального пространства Восточного Забайкалья.

Статья поступила 18.10.2015 г.

Библиографический список

1. Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.). Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1984. 272 с.

2. Артемьев Л.А. Из истории Нерчинска // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVI1—Х1Х вв. Историко-археологические исследования: сб. науч. тр.: в 5 т. / отв. ред. А.Р. Артемьев. Владивосток: Изд-во иИАиЭ ДВО РАН, 1991-2007. Т. 2, 1995.

3. Артемьев А.Р. Из истории Нерчинска // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVI1—Х1Х вв. Историко-археологические исследования: сб. науч. тр.: в 5 т. / отв. ред. А.Р. Артемьев. Владивосток: Изд-во ИИАиЭ ДВО РАН, 1991-2007. Т. 2, 1995. С. 95-104.

4. Артемьев А.Р. Памятники истории освоения русскими Сибири и Дальнего Востока на современном этапе археологического изучения // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVI1-Х1Х вв. Историко-археологические исследования: сб. науч. тр. в 5 т. / отв. ред. А.Р. Артемьев. Владивосток: Изд-во ИИАиЭ ДВО РАН, 1991-2007. Т. 5. Ч. 1, 2007. С. 39-53

5. Волконская М.Н. Записки княгини М.Н. Волконской / вступит. ст. и примеч. Б.Г. Кокошко. Чита: Читинское кн. изд-во, 1956. 160 с.

6. Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ: Государственное Бурят-монгольское изд-во, 1939. 92 с.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1997. 591 с.

8. Жилкина Т.А. Стояние в истине. М.: Лето, 2005. 167 с.

9. Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Улан-Удэ: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. 247 с.

10. Кастрен М.А. Основы изучения тунгусского языка. В кн. Е.И. Титова Тунгусско-русский словарь. Иркутск: издание Читинского краевого государственного музея им. А.К. Кузнецова, 1926. 148 с.

11. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российского государства // Россия XVIII в. глазами иностранцев / под ред. Ю.А. Лимонова. Л.: Лениздат, 1989. 544 с.

12. Православное Забайкалье. Чита: Экспресс-издательство, 2004. 274 с.

13. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // История. Культура. Язык. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 800 с.

14. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири (XVII - начало XIX века). Якутск: Якутское кн. изд-во, 1978. 208 с.

15. Цыбиков Г.Ц. Забайкальское бурятское казачье войско // Избранные труды: в 2 т. Т. 2. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск: Наука, 1981. С. 157-167.

16. Шерстова Л.И. Ментальность переходного этноса. Южная Сибирь в XIX - начале XX века // Сибирь в панораме тысячелетий: материалы междунар. симпозиума. Т. 2. Новосибирск, 1998.

17. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония: к юбилею трехсотлетия: современное положение Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее. СПб.: типография М.М. Ста-сюлевича, 1882. 472 с.

УДК 378.016 7.02 747

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ДИЗАЙНЕРОВ И ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Л

© Н.В. Бычкова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обобщен опыт преподавания основ монументально-декоративного искусства (МДИ) для дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Рассмотрены современные тенденции МДИ, изменение роли произведений МДИ. Отмечены особенности преподавания в новых условиях: использование лекций-экскурсий, лекций-дискуссий в целях развития творческих способностей студентов, а также поиск новых элементов синтеза дизайна и произведений МДИ, где особое внимание уделено единству и целостности монументально-декоративного произведения и архитектурного пространства.

1 Бычкова Наталья Вячеславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, тел.: 89025131510, (3952) 297485, e-mail: bichkova_n@mail.ru

Bychkova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Design of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, tel.: 89025131510, (3952) 297485, e-mail: bichkova_n@mail.ru

Ключевые слова: монументально-декоративное искусство; сграффито; мозаика; дизайн; декоративно-прикладное искусство; методика преподавания.

TEACHING DESIGNERS AND ARTISTS OF APPLIED AND DECORATIVE ARTS THE BASICS OF MONUMENTAL AND DECORATIVE ART N.V. Bychkova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article sums up the experience of teaching designers and artists of the applied and decorative arts and crafts the basics of monumental and decorative art (MDA). It discusses modern MDA trends, change of the role of MDA creations. It also describes the features of teaching in a new environment including the use of lectures-excursions, lectures-discussions in order to develop creative abilities of students; the search for new elements of design and MDA works synthesis with the focus on the unity and integrity of the monumental and decorative work and architectural space. Keywords: monumental and decorative art; sgraffito; mosaic; design; applied and decorative arts; teaching methodology.

В ХХ - начале XXI века в условиях постиндустриального общества дизайн переходит в новую стадию своего развития - постиндустриальную, его значимость в современной городской среде возрастает. Постиндустриальный дизайн находит выражение в таких новых художественно-стилевых течениях, как хай-тек («эстетика минимализма»), арт-дизайн (смешение стилей, в том числе экзотических, в одном объекте; использование нестандартных образов и материалов; высокое качество композиции и др.), кинетическое искусство («динамическая пластика мобилей») и др. Он вносит новые формы синтеза с различными видами проектно-художественной культуры - архитектурой, градостроительством, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Таким образом, изучение синтеза произведений монументально-декоративного искусства (МДИ) и архитектурной среды важно для студентов - будущих дизайнеров и художников-декораторов.

Представленная в данной статье методика преподавания основ монументально-декоративного искусства (МДИ) используется в дисциплинах «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» для дизайнеров и «Основы монументально-декоративного искусства» для художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в Иркутском национальном исследовательском техническом университете на кафедре дизайна. Курс короткий - 1 семестр. Выбрано самое главное -знакомство учащихся со спецификой МДИ в целом и особенностями композиции в монументальном искусстве, а также знакомство с техниками, применяемыми в произведениях МДИ. Не менее важным представляется обучение студентов анализу архитектурной среды, умению выполнить проект в выбранном или предложенном материале и вписать его в среду [1].

Знакомство студентов со спецификой МДИ и композиции в монументальном искусстве происходит в процессе лекций-дискуссий, вопросы для обсуждения предлагаются за неделю до их проведения. Студентам также предлагается написание рефератов и выступление с докладами, что является проявлением их активной научно-исследовательской работы.

Студенты знакомятся с изменившейся в современном мире ролью произведений МДИ. Эти произведения преодолевают границы пространства и време-

ни, становясь смысловым центром окружающего пространства (монументальность), или гармонично вписываются в окружающее пространство (декоративность). В XXI веке границы между разновидностями монументального и декоративного искусства относительны и подвижны. Одни формы переходят в другие. В этих произведениях уплотняются пространство и время, усиливается связь эпох, стилей и смыслов. Декоративность значительна, а монументальность декоративна. Повышается внутренняя выразительность произведения. Произведения МДИ воплощают философские концепции, социальные тенденции, современные идейные веяния. Роль монументальной живописи в современных общественных интерьерах изменилась. Тематические, сюжетные составляющие монументальных композиций постепенно, но явно отступают на второй план. Еще с 90-х годов XX века рассматриваются наиболее броские и зрелищные композиции, не имеющие развернутого повествовательного сюжета, не обладающие конкретным фактическим содержанием и не претендующие на фило-софско-эпическое раскрытие темы. Усиливаются декоративные функции. Интерес вызывают пейзажные, флористические, орнаментальные изображения, способные создать в интерьере определенное эмоциональное состояние. В XXI веке постепенно уходит функциональная однотипность интерьеров, доминируют их досуговые, зрелищно-развлекательные, торговые, игровые и даже бытовые функции. Именно в торговых, досугово-развлекательных и подобных зданиях в основном и создаются произведения МДИ [2]. Сейчас очень мало строят общественных зданий со значимой в их интерьерах гражданской функцией. В 70-80-е годы XX века при создании архитектурного сооружения предполагалось, что в его интерьере непременно будет располагаться произведение монументального искусства, подразумевалась его ведущая роль в композиционно-планировочной схеме, в организации функционального и культурного пространства сооружения. Сейчас носителем главной образной идеи как в экстерьере, так и интерьере здания является сама архитектура, ее пластика, пропорции и сочетание элементов. Произведения МДИ в композиции интерьеров играют роль неких расшифровывающих знаков и ярких декоративных штрихов. Они обогащают образную структуру интерьеров, в которые они поме-

щены, но не являются определяющими в их пространственной композиции

Анализу единства и целостности монументально-декоративного произведения и интерьерного (экстерь-ерного) пространства уделяется особое внимание. Это можно проиллюстрировать на примере произведений МДИ в архитектурном пространстве Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ), стены коридоров и вестибюлей которого оформлены мозаичными панно. Первая лекция - это лекция-экскурсия по университету, в ходе которой преподавателем дается анализ представляемых декоративно-монументальных произведений. А первое задание студентам - самостоятельно проанализировать уголок интерьера, где располагается произведение МДИ (здесь предполагается работа с литературой (иллюстрированными книгами), использование информации из интернет-ресурсов, которые могут дополнить знания, полученные в ходе экскурсии).

В начале курса перед студентами ставится проектировочная задача - разработать монументально-декоративную композицию для конкретной (выбранной студентом) или условной архитектурной среды с созданием эскизного проекта [3]. Произведение МДИ предлагается включить в интерьер в качестве яркого декоративного элемента. В этих целях студентами осуществляется предпроектный анализ интерьера, где важно определить общую стилистику интерьера, его зонирование в соответствии с функциональным назначением среды, а также определить место расположения произведения МДИ (читаемые в этом курсе лекции по анализу архитектурной среды помогают студентам в выполнении данной работы). Другими словами, предпроектный анализ - это анализ ситуации с обоснованием формы и характера монументально-декоративного объекта (предоставляется в краткой письменной форме с приложением необходимых схем). Важным моментом в решении вопроса о месте размещения произведения МДИ является следование принципам эргономики: объект МДИ в интерьере должен способствовать здоровому существованию и комфортному отдыху человека.

Далее идет этап детальной композиционной разработки объекта МДИ с учетом объемно-пространственных характеристик среды: оценивается визуальный охват произведения с точки зрения «зрителя», уточняется масштабное пропорциональное соотношение среды и произведения МДИ. При этом определяются:

- акцент (доминанта) в схеме композиции;

- схема ритма (статика, динамика) и пластика композиции;

- масштаб и пропорции элементов композиции.

На этом этапе обучения студентов основам монументально-декоративного искусства большое значение придается композиционной целостности произведения. Цель преподавателя - сосредоточить внимание студента на ясности и лаконичности композиции, ее рисунке, цветовых массах, а при моделировании помочь продумать ракурсы и перспективные планы. Основные объекты моделируются в более обобщен-

ной форме, где количество деталей незначительно. Отметим, что композиционный анализ объекта МДИ также основывается на знаниях эргономики, полученных студентами в ходе изучения дисциплин «Инженерно-технические основы дизайна среды», «Основы теории и методологии дизайна».

Выразительность, действенная сила композиции во многом зависят от умения студента пользоваться контрастами как сочетанием противоположных категорий. Контраст-противопоставление - движущая сила композиции. Контрасты характеров, состояний, величин: контрасты близкого и далекого, света и тени, объема и плоскости, составляют ту область, от которой зависит энергия, воздействующая сила, выразительность композиции. Отсутствие же контрастов, сочетание в композиции подобных элементов инертно, вяло и порождает серое, скучное, нехудожественное произведение. Обучение студентов использованию контрастов - одна из задач курса, которая решается в процессе знакомства с особенностью контрастов в произведениях МДИ теоретически по литературе и в процессе работы над проектом во время консультаций с преподавателем. В конструктивной идее монументальной композиции должны быть заложены контрасты силуэтов, различных фигур и предметов, узнаваемых с большого расстояния. На близком расстоянии зрительное восприятие крупных пластических форм невозможно, поэтому важно найти пропорцию размеров и форматов, гармонирующих с интерьером, с его ритмами, объемами, габаритами, то есть определить их оптимальное соотношение. Здесь студентам важно понимать интимно-камерный характер произведения: в относительно небольших помещениях неуместны глобальные жанровые трактовки монументального произведения. Но это не исключает черты новаторства, неповторимости решения темы, оригинальные подходы, что и должны продемонстрировать студенты в своем проекте. Композиция может быть и условной, но наделенной действительными признаками пластической содержательности и убедительности.

Произведения МДИ - это пример использования синтеза искусств посредством органического соединения архитектуры, живописи и/или даже литературного произведения, и др. Английский художник, дизайнер и поэт Уильям Моррис как идеолог и пионер дизайна сформировал главные положения теории и творческие принципы дизайна, который он рассматривал как связь искусства (во всем широком спектре его видов) и ремесел. По его мнению, синтез искусств - это, прежде всего, создание единой целостной композиции, воплощающей художественный образ за счет слияния в нем образов, создаваемых каждым из видов искусства своими собственными средствами. Причем именно композиция служит признаком возникновения ансамбля. При этом накладываются пространственные, пластические и светоцветовые формообразования. Поэтому гармонизация форм элементов ансамбля - одно из важнейших средств соединения высокого искусства с повседневной жизнью [4].

Таким образом, анализ студентом своего произведения и попытка гармонизировать его с простран-

ством на этом этапе очень важны. В работе над проектом композиции у студента развиваются познавательные навыки, творческая инициатива, а также умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. А главное - это практическое обучение элементам синтеза.

После утверждения композиции преподавателем происходит практическое знакомство с техниками исполнения произведений МДИ. Студенты с интересом знакомятся с различными техниками, изучают их характерные особенности. За семестр им предлагается ознакомиться с приемами выполнения сграффито и мозаики, так как от других видов декоративно-прикладного искусства эти техники отличаются широкими возможностями пластического и цветового решения объекта.

Вначале произведение выполняется в технике сграффито (от итал. «выцарапывание», резьба по сырой штукатурке, нанесенной на стену слоями различного цвета), которой присуще четкость и силуэт-ность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов. Здесь больше развиваются графические способности студента, так как палитра ограничена и зависит от количества накладываемых слоев. Фактически студент больше внимания уделяет грамотному тоновому решению. Он композиционно мыслит линиями и пятнами, смотрит на их величину, очертания, рассматривает статичность или динамичность композиции. Это практическое задание идет вначале семестра, пока лекции еще не прочитаны. Поэтому студент придумывает композицию, не привязываясь к интерьеру или экстерьеру, и изучает технику сграффито. Практика показала, что студенты предпочитают разрабатывать натюрморт или стилизацию растений. Отметим, что такое творческое задание, как разработка натюрморта в технике сграффито, всегда отражает индивидуальность студента. При обсуждении работы внимание акцентируется на лаконичности решения, композиционной целостности.

Параллельно с этой работой осуществляется выбор интерьера, его анализ, разработка проекта композиции мозаики в интерьере (композиция выполняется как домашнее задание, затем обсуждается с преподавателем).

Следующим этапом курса является знакомство с техникой мозаики. Мозаика (от лат. букв. «посвященное музам») - вид декоративно-прикладного и монументального искусства, где изображение или орнамент выполнены в основном на плоской поверхности из небольших кусочков цветного камня, мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла). Мозаика очень привлекательна, она придает интерьеру (экстерьеру) особую праздничность и изысканность. Возможности использования мозаики безграничны. Это продемонстрировано на примере творчества Фридриха Хундертвассера, презентация которого занимает особое место в лекционном материале (отметим, что лекции читаются в течение всего курса). Будучи противником прямых углов, прямых линий,

монохромности и параллелей, Ф. Хундертвассер ратовал за «бесконтрольную неправильность линий». По мнению художника, «полы в доме должны быть слегка кривые - тогда человек будет чувствовать себя в гостиной, как на лужайке в лесу». Согласно своим экологическим идеям Хундертвассер-архитектор пытался объединить здание и природу: газоны проникают в дом, покрывают крышу; деревья и кусты растут на балконах и террасах. Его многочисленные экологически совершенные постройки, разбросанные по всему миру, украшены яркой, фирменной хундертвассеров-ской графикой, своим разноцветьем они похожи на жилища гномов из сказок братьев Гримм. Его собственная художественная философия представляет собой своеобразный и многоликий гимн декоративности и орнаментализму. Не признавая известных форм и принципов, переча в своем творчестве канонам и нормам, этот эпотажный художник предпочитал многоцветные техники, широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Применяя эту технику, он изменял пространство. Переходы мозаики с пола на потолок получили сейчас большую популярность в оформлении интерьера. Конусы, колонны, ниши и арки (то есть любые криволинейные детали), облицованные керамической мозаикой, создают теплую, домашнюю атмосферу. С помощью мозаики можно также скрыть неровности и шероховатости поверхности. Кроме того, техника мозаики находит применение в оформлении подоконников, кухонных столешниц и т.п. Создание круглой столешницы является одним из заданий, которое необходимо выполнить студнтам. Здесь круговая композиция как вариация симметричной композиции имеет более сложное строение в отличие от линейной симметрии, что помогает избежать явной тождественности.

Выполнение мозаики - задание более живописное, и поэтому создание фрагмента мозаики идет после сграффито. Итак, студентам предлагается разработать орнамент, который может стать художественно-эстетическим акцентом в интерьере или экстерьере здания, и выполнить его фрагмент в мозаичном наборе.

Орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых формальных принципов ритмической организации над собственно изобразительными и тенденция к обобщению, стилизации натурных мотивов, их декоративной переработке. Для создания орнаментов студенты изучают законы орнаментальной композиции: законы пропорциональности, соподчинения, контраста, орнаментального контрапункта, простоты, закон трех компонент. Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти. Вследствие восприятия какого-либо объекта часто возникает ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия. В процессе создания орнамента у студента развиваются ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия.

Орнамент по проекту (фрагмент композиции) выполняется в технике мозаики классическим обратным набором, суть которого сводится к следущему. Студент подготавливает основу для фрагмента (в этом качестве может быть использован картон или фанера)

В основном задания по проектам мозаики в интерьере не имеют ограничений. Предлагается создать любую композицию - абстрактную (рис. 1), декоративную (рис. 2) или др. Главное здесь - творческий подход.

а б

Рис. 1. Проект «Мозаика в интерьере» (автор О.В. Коробейник, студент группы ДИ 09-3): а - проект композиции в интерьере; б - фрагмент мозаики, выполненный в материале

а б

Рис. 2. Проект «Мозаика в интерьере» (автор Е.Н. Демина, студентка группа ДИ 09-3): а - проект композиции в интерьере; б - фрагмент мозаики, выполненный в материале

в натуральную величину. На нем располагается калька (может быть закреплена скотчем) с нанесенным с обратной стороны контурным рисунком оригинала. Кусочки материала, выбранного для мозаики, кладутся лицевой стороной вниз (на кальку можно крепить клейстером или казеиновым клеем). Когда составленный таким образом опрокинутый набор покроет всю площадь основы, мозаика закрепляется цементом. После затвердения цементного раствора фрагмент композиции переворачивается, основа разбирается, калька снимается (смывается водой). В завершение выполняется чистовая затирка швов.

Таким образом, в курсе обучения основам монументально-декоративного искусства студенты осваивают проектирование произведения монументально-декоративного искусства с учетом особенностей архитектурной среды и проводят поэтапную работу от эскиза до воплощения проекта в материале.

Новым подходом в обучении является развитие творческих способностей студентов путем использования лекций-дискуссий, лекции-экскурсии, а также поиск новых элементов синтеза дизайна и произведений МДИ.

Статья поступила 21.08.2015 г.

Библиографический список

1. Ижганайтене А.К История монументально-декоративной живописи: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. 192 с.

2. Смагин В.Г. Пространство творчества. От замысла к созданию произведения монументально-декоративного искусства: учеб. пособие для вузов по специальности 070904 «Монументально-декоративное искусство». Иркутск: Бел-Лайн, 2008. 177 с.

3. Проектирование. Монументально-декоративная многофи-

гурная композиция «Человек и природа» для интерьера небольшого общественного здания: метод. указания для студ. 3-го курса специальности «Монументально-декоративное искусства» / сост. Е.В. Сергейчук. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 46 с.; ил.

4. Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры / пер. с польского Г.А. Гурьяновой. М.: Стройиздат, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.