Научная статья на тему 'Solving formation problems of Irkutsk architectural environment artistic image in thesis projects of monumental and decorative Painting Department of National research Irkutsk State Technical University'

Solving formation problems of Irkutsk architectural environment artistic image in thesis projects of monumental and decorative Painting Department of National research Irkutsk State Technical University Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
92
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ARCHITECTURE / URBAN ENVIRONMENT / MONUMENTAL AND DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Izhganaitene Anastasiya

The article reveals the main problems in forming artistic environment of the city of Irkutsk. It gives the research results aimed at the solution of these problems and presented in the thesis projects of the Department of Monumental and Decorative Painting of Irkutsk Technical University. The components of Irkutsk environment and architectural objects are subjected to town-planning analysis. Modern approaches to art and design space organization, which are based on the synthesis of monumental and decorative art and architecture, are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Solving formation problems of Irkutsk architectural environment artistic image in thesis projects of monumental and decorative Painting Department of National research Irkutsk State Technical University»

тов на территории позволит разрабатывать все виды градостроительной документации с высочайшей степенью достоверности и актуальности [10].

2. Закрепление на законодательном уровне минимального срока подготовки и согласования граддо-кументации как предельного.

3. Введение в качестве механизма, обеспечивающего сохранение территории в исходном виде, «периода тишины» на заключительном этапе подготовки граддокументации вплоть до её утверждения, выражающегося в запрете, (моратории) на принятие градостроительных решений на территории, в отношении

которой принято решение о подготовке граддокумен-тации.

В статье освещён лишь один аспект, одна грань решения проблемы потери актуальности градостроительной документации к моменту её утверждения. Несомненно, стоит рассматривать и другие пути решения проблемы, такие как усиление общественного и муниципального контроля в сфере градостроительной деятельности, а также активное применение мер административного и уголовного наказания лиц, виновных в нарушениях законодательства о градостроительной деятельности.

Библиографический список

1. Большаков А.Г. Основы теории градостроительства и районной планировки. Иркутск: ИрГТУ, 2004. 214 с.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.03.2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/. Дата обращения 15.02.2013.

3. Жук В.А. Актуальные проблемы городского развития и структурного градостроительного регулирования российских регионов [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - URL: http://www.m-economy.ru/ Дата обращения 20.10.2012.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.03.2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/. Дата обращения 15.02.2013.

5. Иркутск. 2ГИС Онлайн - карта и справочник организаций. [Электронный ресурс]. - URL: irkutsk/maps.2gis.ru/irkutsk/ Дата обращения 15.02.2013.

6. Малеева Т.В. Проблемы землепользования в крупных городах. Проблемы современной экономики [Электронный

ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/ Дата обращения 20.10.2012.

7. Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/. Дата обращения 23.02.2013.

8. Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://glava.perm.ru/upload/pages/1005/ Дата обращения 20.10.2012.

9. Сайт органов местного самоуправления г. Иркутска [Электронный ресурс] URL: http://www.admirkutsk.ru/. Дата обращения 23.06.2012, 23.02.2013.

10. Сокол-Номоконов Э.Н., Макаров А.В. Об особенностях содержания, порядка разработки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований // Правовые вопросы строительства. 2004. № 2.

УДК 72.04.012.6

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЛИКА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ИРКУТСКА В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ НИ ИРГТУ

А

© А.Н. Ижганайтене1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Выявлены основные проблемы формирования художественной среды города Иркутска. Приведены результаты исследований, представленных в дипломных проектах кафедры монументально-декоративной живописи НИ ИрГТУ, цель которых - решение этих проблем. Приводится градостроительный анализ фрагментов среды Иркутска, а также анализ архитектурных объектов. Рассматриваются современные подходы к художественно-проектной организации пространства, в основе которых лежит синтез монументально-декоративного искусства и архитектуры. Ил. 8. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: архитектура; городская среда; монументально-декоративное искусство.

SOLVING FORMATION PROBLEMS OF IRKUTSK ARCHITECTURAL ENVIRONMENT ARTISTIC IMAGE IN THESIS PROJECTS OF MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING DEPARTMENT OF NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY A.N. Izhganaitene

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

1 Ижганайтене Анастасия Николаевна, ассистент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: B95GG5GB516, e-mail: [email protected]

Izhganaitene Anastasiya, Assistant Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: B95GG5GB516, e-mail: [email protected]

The article reveals the main problems in forming artistic environment of the city of Irkutsk. It gives the research results aimed at the solution of these problems and presented in the thesis projects of the Department of Monumental and Decorative Painting of Irkutsk Technical University. The components of Irkutsk environment and architectural objects are subjected to town-planning analysis. Modern approaches to art and design space organization, which are based on the synthesis of monumental and decorative art and architecture, are considered. 8 figures. 8 sources.

Key words: architecture; urban environment; monumental and decorative art.

Проблемы формирования художественного облика города во все времена волновали архитекторов и художников. Актуальность этих проблем заключается в том, что предметно-пространственная организация городской среды имеет огромное влияние на формирование общества, образ жизни горожан, а также духовных ценностей, лежащих в основе культуры. Язык творчества своими средствами воздействует на решение многих социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства, производственных отношений и потребления. При этом эстетика быта наделяется такими важными социальными функциями, как организация, упорядочение, гармонизация общественной жизни, и оказывает определенное психологическое воздействие на общество [3, с. 5]. Важнейшее значение в формировании гармоничного, эстетически выразительного городского пространства имеет монументальное изобразительное искусство [6, с. 71]. Главным критерием убедительности художественного решения является то, что изобразительные элементы должны создаваться с учетом конкретных условий существующей градостроительной ситуации, являться неотъемлемой частью самой архитектуры, ее органичным продолжением. Современные подходы к художественно-проектной организации пространства - это создание образно и эмоционально насыщенной среды [5, с. 286].

На данном этапе необходимо выявить и обозначить основные проблемы формирования художественного облика Иркутска, который является не только столицей Восточной Сибири, но также городом, сумевшим в своей центральной части сохранить романтический облик старины. Статус города Иркутск получил в 1686 году. Архитектурно-художественное формирование пространства в то время происходило в основном бессистемно. В 1806 году новый губернатор Н. Трескин взялся за организацию территории, и градостроительная ситуация стала меняться. В настоящие дни в Иркутске ведется активное строительство: возводятся различные социальные и культурные объекты, новые жилые массивы, дороги, коммуникации, а также реставрируются старинные здания, памятники истории и культуры.

Основная проблема формирования художественного облика городской среды Иркутска, исходя из вышесказанного, заключается в том, что современная градостроительная ситуация базируется на случайном смешении архитектурных стилей и тем. Нарядное, торжественное сибирское барокко здесь соседствует со строгим русским ампиром, а современные строения в стиле хай-тек с конструктивной застройкой 70-х. Некоторые здания, являющиеся историческими памятниками архитектуры, стилистически никак не связаны с

окружающими многоэтажными конструкциями, а объекты, которые по значению должны быть доминантой в своем фрагменте городской среды, за счет такого «соседства» теряют свою индивидуальность и воспринимаются фоном. Также существует проблема организации парковых зон примыкающих к архитектурным сооружениям: из-за глобального строительства в центре Иркутска почти нет мест для отдыха горожан, снабженных элементами городского оборудования и благоустройства. Многие проблемы, с какими сталкивались художники прошлого, имеют место и в современном творчестве, к примеру, вопросы композиционной взаимосвязи произведений монументального и декоративного искусства с архитектурой [5, с. 286].

В рамках дипломного проектирования на кафедре монументально-декоративной живописи ИрГТУ проводится научно-исследовательская работа, цель которой заключается в поиске ответов на сложившиеся вопросы.

Одним из исследований 2010 г. стал дипломный проект «Праздник», А.Н. Ижганайтене, (руководитель Э.В. Змановских) разработанный для городской больницы №1 и посвященный 350-летию города Иркутска. Для решения проблемы пространственной организации градостроительной ситуации автор предлагает установить мозаичное панно на главном фасаде указанного архитектурного объекта. Сама клиническая больница №1 располагается на пересечении улиц 7-я Советская, Коммунистическая и Байкальская [4]. Здание больницы имеет протяженную структуру и является важной частью очень большего фрагмента городской среды (рис. 1, а). Она, в свою очередь, достаточно нейтральна и почти не имеет ярких акцентов, притягивающих взгляд зрителя, несмотря на то, что является одним из значимых для горожан мест.

В данном архитектурном пространстве есть несколько объектов городского значения: кинотеатр Баргузин, Диагностический центр, здание Областного Суда, Городская больница №1. Все они располагаются вокруг своего композиционного центра - Площади 50-лет Октября. Городская больница №1 отличается от остальных объектов тем, что, во-первых, она доминирует по величине, во-вторых, она ориентирована по двум направлениям движения (главную магистраль, идущую от Нового Иркутского моста, и улицу, сопутствующую площади). Целесообразно придать современной архитектуре индивидуальный облик за счет произведения монументально-декоративной живописи и усилить значение главного фасада больницы, т. к. он является узловым моментом на пересечении двух направлений [4, с. 2].

Архитектурный ансамбль больницы является до-

минирующим объектом в данном фрагменте городской среды, но т.к. он равномерно развивается по горизонтали и вертикали, то воспринимается частями: акценты на краях (боковых элементах), главный вход - доминанта и точка схода осей восприятия. Произведение монументально-декоративной живописи на фасаде здания выявит главный вход больницы, как доминирующий объект.

Данное пространство предназначено для нахождения большего количества людей, оно благоустроено и оборудовано (скамьи, фонари и т.д.), рядом сквер -место отдыха горожан; вокруг больницы также находится парк.

Анализируемое сооружение весьма конструктивно и современно, наличие парковой зоны подразумевает связь архитектуры с природной средой: поэтому в построении композиции используются природные бионические формы. Открытое пространство перед зданием больницы позволяет зрителю воспринимать композицию на стене, как с дальнего расстояния, так и вблизи. Следовательно, композиция должна быть ярким пятном, строиться на контрастах, для того чтобы восприниматься со всех сторон. Здание больницы расположено по протяженности с севера на юг таким образом, что главный фасад располагается на западной стороне (рис.1, б). Соответственно, большую часть дня он находится в тени и воспринимается контражуром, в ночное же время он никак не освещается.

Поскольку естественного освещения не достаточно, следует предусмотреть систему наружного искус-

ственного освещения, которое будет подсвечивать композицию в ночное время, а в цветовом решении фасада необходимо учитывать расположение объекта относительно сторон света, и использовать светлые тона (рис. 4).

В плане здание имеет несимметричную конструкцию, однако, отдельные его элементы симметричны. Так, например фасад главного входа имеет абсолютно симметричную схему (рис. 2). Так как визуально фасад делится на две равные части, но воспринимается единым целым, следует подчеркнуть его дисиммет-ричной композицией, в поддержку всей структуре ансамбля.

В архитектуре данного здания есть определенные ритмические закономерности: в конструкции стены преобладает метрическая система (система повторяющихся элементов), также ритм здания выстраивается за счет определенных интервалов задающихся элементами (блоками) конструкции, уменьшающихся к центру. С помощью композиционного решения, в метрическую систему стены вводится ритмический ряд элементов. В композиционном решении фасада используется прием «импульса», идущего от центральной части. Конструкция данного здания очень динамична, в основе всего лежит горизонтальное движение. Композиционным центром, к которому стремятся все оси построения, является здание главного входа. Протяженная конструкция здания позволяет рассматривать каждую из его частей отдельно. Динамика фасада проявляется в движении, противоположном

Рис. 1. Расположение объекта: а - на схеме фрагмента городской среды Иркутска; б - относительно сторон света

Рис. 2. Композиционная схема здания клинической больницы №1 г. Иркутска

диагоналям подъездных дорожек и крыши, а также в горизонтальном движении, подчиняющем себе всю архитектуру. Гораздо меньше читается восходящая динамика стены и оконных проемов. Основные зоны восприятия находятся в узловых точках тектонической структуры фасада. В поддержку архитектуре здания следует ввести движение, дублирующее диагонали подъездов и противоположное ему; в основе же всей композиции лежит горизонтальное движение к центру и от него. По отношению к объектам, находящимся в данном фрагменте городской среды - данный ансамбль не выглядит большим, но по отношению к человеку здание достаточно велико. В конструкции объекта присутствуют элементы сомасштабные человеку (модульные членения, оконные и дверные проемы, колонны). Следует уравновесить масштабы за счет соотношения большего пятна к малому.

включающих в себя все виды медицинской помощи). Так, например, в создании общего колорита ансамбля можно выделить определенную гамму цветов: зеленый, белый и нейтральные тона, подчеркивающие основное решение. Зеленый цвет считается успокаивающим, «терапевтическим» цветом - отсюда его использование в качестве символического цвета аптек, больниц. Белый цвет - символ чистоты, истины. Горизонтальная направленность здания, с психологической точки зрения, создает ощущение спокойствия, монотонности. Главный фасад выглядит монолитным строением и создает ощущение стабильности и доверия. Он имеет форму прямоугольника, который является символом постоянства и безопасности. Некоторое оживление в жесткую прямоугольную конструкцию вносят треугольные скаты крыш: как известно, треугольник - один из наиболее мощных универсальных

Рис. 3. Проект монументально-декоративного решения фасада здания клинической больницы №1 г. Иркутска. Автор А.Н. Ижганайтене, руководитель Э.В. Змановских: а - эскиз мозаики; б - фрагмент мозаики в материале

В данном фрагменте городской среды в основном присутствует современная застройка: это здания 80-х-2000-х годов, но есть также архитектурные объекты начала70-х и 60-х годов. Некоторые из них представляют историческую ценность, например, кинотеатр Баргузин или площадь 50 лет Октября с памятником, посвященным этому событию. Но архитектура 70-х -это, в основном, типовая застройка, и индивидуальность ей в свое время придавали художники-монументалисты. Современная архитектура также не отличается особой индивидуальностью: доступные материалы и рационализм застройщиков делают ее безликой.

Городская больница №1, являясь современным зданием, занимает важное место в историческом и архитектурном фрагменте городской среды. Произведение монументально-декоративного искусства подчеркнет ее отношение именно к городу Иркутску, создав у зрителя ощущение сопричастности с историческим наследием родного города [4, с. 35].

Информационно-знаковая организация данного объекта напрямую связана с его назначением - городская больница (она состоит из отдельных корпусов,

символов, в данном контексте представляющий жизнь, благополучие и гармонию [1, с. 199-200].

Архитектура здания строится по принципу золотого сечения: данные соотношения читаются во всех объемах конструкции, но особенно заметны в построении фасада больницы. Данное здание имеет четкое деление на модуль, который задает всей архитектуре определенный масштаб пространства, а также масштаб изображения (рис. 3). Чтобы визуально подчеркнуть архитектурные особенности фасада следует за основу композиции взять именно этот модуль. В современной архитектуре живописное пространство плоскости стены трактуется по-новому: свет, цвет и пустота соединяются в многоцветную живопись супрематизма, почти каждое изображение проходит через компьютерную обработку; поэтому любая линия или спонтанный жест художника - все опосредовано в цифровом пространстве. Пиксель - как азбука Морзе, переводит на язык цифровой реальности слова и фразы искусства 21-го века [2, с. 11]. Композиция на стене должна быть современной, т.е. отвечать запросам своего времени и сочетаться с архитектурой нового тысячелетия, эры компьютерных технологий. Гра-

Рис. 4. Система наружного освещения фасада в ночное время

фическое решение программы, многократно увеличенное и перенесенное художником на «экран» хол-ста(стены) позволяет обратится ко времени возникновения геометрической абстракции, главной целью которой было разложить визуальный образ на составные элементы - основные цвета, линии, формы, чтобы затем, спустя десятилетия вновь собрать его в понятные всем символ цифрового мира. Эквивалент атому мира реального - пиксель мира виртуального. Движение от многословного, эмоционального к сдержанному, лаконичному и наоборот [2, с. 15].

Однако в жесткой «пиксельной» схеме должно быть и что-то природное поскольку. город Иркутск стоит на реке Ангаре, его окружает огромное лесное пространство, немало «зеленых уголков» можно встретить и в самом Иркутске. Основная тема композиции - «Человек и природа» раскрывается за счет сочетания знакового изображения элементов городской среды (транспорт, фонари, дороги, архитектура) и природных, бионических элементов (потоки рек, земля, лес). Чтобы подчеркнуть характерные черты города, в композицию вводится система узнаваемых элементов - знакового изображения памятников архитектуры и других достопримечательностей города (рис. 3, а).

В оформлении больницы используется система навесных вентилируемых фасадов, она очень удобна, т.к. обеспечивает создание оптимального микроклимата в помещении, превосходную звукоизоляцию и защиту от атмосферных воздействий. Поэтому, в проекте «реконструкции» фасада здания следует использовать ту же навесную систему в сочетании с мозаикой из керамической плитки (рис.3, б). В данном про-

екте планируется использование композитных панелей с нанесением каменной крошки для создания фактуры шероховатой поверхности. Таким образом, в качестве вывода можно отметить, что данная методика и принцип дополнения уже существующего решения объекта посредством синтеза монументально-декоративной живописи и архитектуры способствует созданию новой современной концепции художественного облика здания больницы (рис. 3).

Совсем другие проблемы решаются в дипломном проекте Д. А. Сугоняко (руководитель В.Г. Смагин) «Объемная мозаика (рельеф) для здания Центра гигиены и эпидемиологии на улице Горького, г. Иркутск» [8]. Композиционные принципы данной работы направлены на то, чтобы передать взаимосвязь окружающих пространств, архитектурного объекта и усилить его смысловую нагрузку в общей структуре фрагмента городской среды. Данное сооружение является частью архитектурного наследия Иркутска и по своему расположению является элементом, составляющим культурно-досуговый центр ул. Горького (рис. 5, а).

Здесь, в историческом центре города, ярко выражена проблема стилистического единства и сочетания архитектурных тем. Здание Центра гигиены и эпидемиологии - это сооружение начала 20-го века с элементами стиля неоклассицизм. Оно противопоставлено архитектуре данного фрагмента городской среды, которая представляет собой застройку разного времени и стиля: рядом находится «восточный» архитектурный ансамбль, включающий в себя гостиничный комплекс и ресторан; здание дошкольного учреждения, культурно-развлекательный центр «Стратосфера»,

Рис. 5. Дипломный проект «Объемная мозаика (рельеф) для здания Центра гигиены и эпидемиологии на улице Горького, г. Иркутск». Автор Д. А. Сугоняко, руководитель В. Г. Смагин: а - перспектива улицы Горького; б - фрагмент решения стены; в - фрагмент в материале (мозаичный набор)

здание ИГТРК. Все это современная архитектура постройки или реконструкции последних лет. И если часть здания Центра гигиены и эпидемиологии, выходящая на улицу Горького сочетается с исторической застройкой улицы Ленина, то элементы, имеющие выход в пространство внутреннего двора никак не взаимосвязаны с окружением. Более того, они воспринимаются, как что-то лишнее «рудиментарное». Для того чтобы визуально объединить активно выступающий элемент с окружающим пространством, автором дипломного проекта было предложено ввести в данную среду монументально-декоративное произведение с частичным использованием рельефа - в ответ на современную архитектуру.

Здание Центра гигиены и эпидемиологии окружено пешеходным и транспортным пространством (рис. 6). Выступающий элемент (стена) хорошо просматривается со всех точек восприятия.

Рис. 6. Схема пространства сопутствующего зданию

Центра гигиены и эпидемиологии (ул. Горького, г. Иркутск)

Пространство перед зданием со стороны сквера -открытое, что позволяет воспринимать композицию на стене как с дальнего, так и с близкого расстояния. В данном фрагменте городской среды есть доминирующие по своему значению, расположению или величине объекты, например, здание ИГТРК - это массивная конструкция, построенная на сочетании крупных объемов. Центр гигиены и эпидемиологии по своему расположению должен быть акцентом в композиционной структуре предметно-пространственной организации среды, но воспринимается только фоном. Произведение монументально-декоративной живописи на выступающей стене увеличит смысловую нагрузку всего объекта, а объемные элементы, в ответ конструкции ИГТРК, акцентируют внимание зрителя на данном сооружении (рис. 5, б). Со стороны улицы Горького фасад здания Центра гигиены и эпидемиологии декорирован небольшими рельефными элементами, это также влияет на композиционное решение стены. Для усиления взаимосвязи с главным фасадом, композицию стены необходимо построить с учетом ритмических закономерностей здания.

В выразительности объемной композиции нема-

ловажную роль играет освещение. Естественный свет подчеркивает пластику формы в утреннее время. В течение дня стена воспринимается против света, поэтому целесообразно использовать в решении композиции активные, яркие и контрастные цвета. В цветовом решении пространства преобладает сближенная по тону гамма красно-коричневых оттенков. Композиция на стене - активный импульс красного цвета, который акцентирует внимание на объекте, но в то же время не выходит за рамки общего колорита улицы. В дополнение к оттенкам красного в композицию включены синие, бирюзовые цвета.

Основу композиции монументально-декоративного произведения составляет стилизованное изображение спирали. Она сочетает в себе форму круга и импульс движения, является символом времени, циклических ритмов сезонов года, смены поколений [1, с. 190-191]. Архитектурный объект воспринимается неотъемлемой частью культурно-досугового центра г. Иркутска, поэтому композиционное решение произведения несет идею непрерывной, стремительной динамичной жизни большего города. Автор проводит ассоциативную параллель с современными молодежными субкультурами, для которых сквер между улицами Горького и Карла Маркса - любимое место отдыха [8, с. 15]. Композиция построена на сочетании плавных, изящных, тонких графичных линий с жесткими, геометричными, локальными элементами. Ритмический ряд выступающих рельефных членений, волнообразная форма плоскости стены, активные объемные элементы усиливают идею вечного движения, развития в пространстве и времени (рис.5, в).

Предлагаемые в проекте методика работы и принцип решения проблемы синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства актуальны и могут быть реализованы.

В дипломном проекте Н.А. Сковитиной (руководитель Э.В. Змановских) «Садово-парковая, монументально-декоративная, объемная форма. Мозаика. Бульвар Гагарина, г. Иркутск» показаны результаты исследования в области планирования и организации парковых зон вблизи архитектурных сооружений [7]. Решением такой проблемы может служить монументально-декоративная скульптура, так как средофор-мирующие возможности ее велики: она может подчеркивать городские координаты, служить ориентиром или композиционной доминантой, выделять отдельные пространства между ними, координировать их масштабные характеристики, закреплять визуальные связи. Таким образом, монументально-декоративная скульптура несет градостроительную функцию [6, с. 71]. Идея создания объемной формы в ландшафтной среде рассматривается автором, как потенциал для развития системы подобных декоративных элементов, которые будут служить дополнением к сложившемуся решению Бульвара Гагарина [7, с. 2]. Пространство Бульвара имеет протяженную структуру, развивающуюся вдоль берега Ангары (рис.7, б). С помощью монументально-декоративного произведения автор обозначает конечную точку столь протяженного объекта, тем самым задавая четкие видимые границы

начала и конца набережной (начальная точка архитектурный объект - спорткомплекс «Весна»).

Участок ландшафтной среды, выбранный для установки объемной формы, является частью парковой зоны с системой тротуаров. Он располагается на границе транспортного, пешеходного и водного пространств (рис.7, б). Следовательно, монументально-декоративная скульптурная композиция должна одинаково хорошо восприниматься с различных точек зрения, по ходу движения зрителя. Находясь в городе, но при этом в природной среде, конструкция монументальной скульптуры строится на сочетании бионических и простых геометрических форм (рис.8).

зонтальная часть формы выполнена с учетом ландшафта данного фрагмента городской среды. Композиционное расположение элементов придает интересное звучание объемной форме относительно разных точек восприятия (рис. 7, а). Монументальная скульптура имеет довольно крупный масштаб, т.к. находится в камерном пространстве вблизи высоких зданий и деревьев, но рассчитана на восприятие не только вблизи, но и с большего расстояния. Композиция самой формы выстраивается на сопоставлении разномасштабных элементов.

Цветовое решение объекта построено на контрасте с окружающей средой: форма выделяется на

Рис. 7. Проект Садово-парковой, монументально-декоративной скульптуры. Автор Н. А. Сковитина, руководитель Э.В. Змановских: а - предложение по размещению садово-парковой скульптуры; б - схема фрагмента местности с выявлением композиционной структуры пространства

фоне зеленых насаждений природного ландшафта за счет яркого колорита. В основе цветового решения лежит синий цвет, формирующий сдержанную гамму общей панорамы местности. В дополнение к нему используются насыщенный красный, оранжевый и бирюзовый цвета. Использование контраста позволяет выявить монументально-декоративную скульптуру, как доминирующий объект, организующий пространство вокруг себя.

Композиция формы абстрактна и далека от интерпретации конкретной темы, скорее это поиск символов, рассчитанный на ассоциативное восприятие и ощущение зрителя. В сложном силуэте монументальной скульптуры читаются природные мотивы. В орнаментальном заполнении формы отражается дух древней культуры народов Сибири.

Решение проблемы формирования художественного облика городской среды, лежащее в основе концепции расположения объемной формы на Бульваре Гагарина, построено на дополнении и обогащении таких локальных образований, как набережная Ангары, за счет синтеза монументально-декоративного искусства, архитектуры и природной среды.

В настоящее время кафедра монументально-декоративной живописи проводит исследования в области формирования художественного облика городской среды, создавая новые концептуальные проекты для г. Иркутска. Однако, предложенные идеи зачастую остаются невостребованными, несмотря на то, что данные работы не требуют больших материальных

Рис. 8. Макет объемной формы в масштабе 1:1

Композиционное решение объемной формы отвечает на уже сложившуюся архитектуру сооружений, формирующих предметно-пространственную среду вблизи набережной. Монументально-декоративное произведение состоит из трех элементов: колонны, основной формы и горизонтальной плоскости. Основная форма имеет горизонтально направленную параболическую, арочную структуру, которая перекликается с конструкцией Нового Ангарского моста, линией крыш. Колонна набрана из разных геометрических фигур (эллипс, пирамида, круг) для визуального взаимодействия с конструктивной архитектурой зданий. Для большей взаимосвязи с природной средой гори-

затрат, могут подчеркнуть индивидуальность архитектурных объектов, словом решить множество проблем формирования художественной и эстетической среды любого фрагмента города. Сегодня, сталкиваясь с проблемой понимания роли монументально-декоративной живописи, находящейся в городской среде, наполненной историческими художественными традициями, необходимо решать проблемы развития

современного искусства и вопросов преемственности, освоения традиций и новаторства, поиска художественного своеобразия [6, с. 72]. В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблемы формирования художественного облика архитектурной среды являются актуальными и у них есть решение, остается только воплотить предлагаемые идеи в жизнь.

Библиографический список

1. Адамчик М.В. Словарь символов: справочное издание. Минск: Харвест, 2010. 224 с.

2. Анфилова Т.Н. Тенденция Пикселизация // Интерь-ер+дизайн. 2009. Апрель. С 11-17.

3. Волкодаева И.Б., Швец Э. Г. Развитие Русского монументально-декоративного искусства начала XX в. в контексте социально-политических изменений в России // Дизайн и технологии. 2012. Т.69, вып. 27. С.5-11.

4. Ижганайтене А.Н. «Праздник» посвящается 350-летию города Иркутска. Мозаика. Фасад городской больницы №1.: дипломный проект кафедры монументально-декоративной живописи. Иркутск: ИрГТУ, 2011.

5. Пойдина Т.В., Бортников С.Д. Монументально-декоративное искусство в контексте трансформации его

функций// Мир науки, культуры, образования. 2011. Т.27, вып. 2. С 284-287.

6. Рысаева С.Ф. Роль пластических искусств в формировании пространственной среды города Кемерово// Мир науки, культуры, образования. 2011. Т.31, вып. 6. С 70-72.

7. Сковитина Н.А. Садово-парковая, монументально-декоративная, объемная форма. Бульвар Гагарина, г.Иркутск: дипломный проект кафедры монументально-декоративной живописи, 2010. Иркутск: ИрГТУ

8. Сугоняко Д.А. Объемная мозаика (рельеф) для здания Центра гигиены и эпидемиологии на улице Горького, г. Иркутск: дипломный проект кафедры монументально-декоративной живописи, 2010. Иркутск: ИрГТУ

УДК 726.5(075)

СЕЛЕНГИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ И ПЛАНИРОВКИ МОНАСТЫРЯ В ДЕРЕВЯННЫЙ И КАМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА (XVII - XX вв.)

© Д.С. Масленникова1

Тихоокеанский государственный университет, 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Организация внутреннего пространства Троице-Селенгинского иноческого царства на первом этапе его существования полностью соответствовала традиционным закономерностям композиции и планировки древнерусских монастырей. Однако на последующих этапах в обители под влиянием местных строительных приемов, природно-климатических условий, изменения общественно-политической ситуации наметилась тенденция преобразования каноничных принципов, которая постепенно привела к становлению региональной школы монастырского зодчества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ил. 7. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: деревянное и каменное строительство; пространственная структура; монастырские стены; храмовое ядро; силуэтная панорама; устойчивость планировки; традиции и региональное своеобразие.

SELENGINSKY CLOISTER: MONASTERY COMPOSITION AND PLANNING FORMATION IN WOOD AND STONE CONSTRUCTION PERIODS (XVII - XX CENTURIES) D.S. Maslennikova

Pacific State University,

136 Tikhookeanskaya St., Khabarovsk, 680035, Russia.

Internal space organization of Selenginsky Troitsk monastery at the first stage of its existence completely matched traditional regularities of composition and planning of Old Russian cloisters. However, later, under the influence of local building techniques, natural and climatic conditions, changes in social and political situation the monastery showed the tendency for transformation of canonical principles that led to the formation of the regional school of monastery architecture. 7 figures. 1 table. 9 sources.

Key words: wood and stone construction; spatial structure; monastery walls; monastery core; silhouette panorama; stable planning scheme; traditions and regional originality.

На сегодняшний день представляется трудно осуществимым активный процесс строительства новых и восстановления старинных монастырских ансамблей в Забайкалье и на Дальнем Востоке ввиду

фактически полного отсутствия фундаментальных, всеобъемлющих научно-практических и теоретических (архитектуроведческих) исследований по истории монастырского зодчества в данных регионах.

1Масленникова Диана Сергеевна, кандидат архитектуры, доцент, e-mail: [email protected] Maslennikova Diana, Candidate of Architecture, Associate Professor, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.