кой деятельности; между музыкально-эстетическим опытом и способностью реализовать его в новых условиях.
Формирование духовной культуры школьников является одной из важнейших задач работы школы в контексте разностороннего развития личности. И важнейшая задача педагогов высшего учебного заведения состоит в воспитании будущих учителей так, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей.
Литература
1. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. - М., 1996. - Вып. 6. -С. 6-38.
2. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект / И. Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1992. - 102 с.
3. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова.-М, 1990.- 142 с.
УДК 378.146:371.12
С. Н. Дмитриева, О. Н. Птицына
ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Проблема управления процессом профессионального саморазвития студента в вузе отличается особой актуальностью в современной образовательной системе. Основной отличительной задачей образования в высшей школе становится создание условий для профессионального и личностного самовоспитания и саморазвития студента.
Самовоспитание - это сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств. К основным приемам самовоспитания, как отмечает В. С. Селиванов, относятся самопознание, определение идеала, самообязательство, самоубеждение, самоорганизация и самоободрение, самоконтроль и самоанализ, которые можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы по формированию и развитию у себя необходимых личностных качеств.
Профессиональное саморазвитие будущего педагога-психолога предполагает стремление к самоизменению, развитию новых качеств, способствующих более быстрому и успешному прохождению периода профессиональной адаптации специалиста, что позволяет быстрее начать устойчивый процесс накопления профессионального педагогического мастерства.
Процесс профессионального саморазвития и самовоспитания студента включает в себя три основных направления: приобретение новых знаний, рефлексию, приобретение и использование навыков саморегуляции.
Портфолио как средство профессионального саморазвития студентов в-педагогическом вузе
Помимо приобретения знаний большое значение придается следующему фактору профессионального саморазвития - рефлексии, которую мы рассматриваем как один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта студента. Будущий педагог-психолог учится оценивать свои поступки, возможности, способности, прогнозировать пути дальнейшего развития. Навыки рефлексивного анализа, таким образом, создают основу для формирования профессионального саморазвития и самовоспитания студента.
Следующим фактором является приобретение навыков саморегуляции, которые призваны служить сохранению профессионального долголетия, предупреждению профессионального выгорания и деформации личности специалиста.
Рассмотренные факторы профессионального саморазвития студента помогают, на наш взгляд, четче определить его направления, сделать более объективной оценку его профессионального развития. Этому способствует метод портфолио для систематизации опыта, накапливаемого студентом, его знаний в области будущей профессиональной деятельности.
Портфолио - один из современных методов отслеживания профессионального развития. В практике существует портфолио учителя - набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.). Нашел широкое распространение и методический портфолио. С 2003/04 учебного года Министерством образования РФ было рекомендовано внедрение портфолио для учащихся.
В литературе выделяют три вида школьных портфолио: достижений, рекомендаций и документов.
Портфолио достижений включает в себя фиксацию достижений ученика по различным видам активности: учебной, общественной, спортивной и др.
Портфолио рекомендаций, как видно из названия, включает в себя рекомендации лиц, подтверждающих те или иные успехи и достижения личности.
Портфолио документов содержит сертификаты, дипломы, грамоты и др.
Как показывает анализ, перечисленные виды портфолио не содержат достаточной информации о личности, не показывают ее стремление к самовоспитанию и саморазвитию, не включают элементы рефлексии.
К сожалению, в вузе портфолио пока не нашел должного применения. Вместе с тем, на наш взгляд, внедрение в практику работы со студентами метода портфолио способствует формированию более ответственного отношения к своему профессиональному и личностному развитию, умения составлять резюме, отслеживать деятельность. Это достаточно эффективный механизм пробуждения интереса к себе как личности, как будущему специалисту.
Для решения проблемы формирования профессионального саморазвития студента нами было разработано и с 2004/05 учебного года внедрено в практику портфолио студента, обучающегося по специальности «Педагогика и психология», с разделами: автобиографический, учебная деятельность, общественная активность, научно-исследовательская де-
ятельность, «Я-концепция», рефлексия с планами саморазвития и самовоспитания.
Работа над портфолио начинается в рамках дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» на первом курсе, на зачете студенты отчитываются по результатам работы за первый семестр и рассказывают о планах работы на следующий семестр.
Автобиографический раздел включает стандартную биографическую информацию, сведения о способностях студента, его интересах, увлечениях, жизненно важных фактах, событиях и др. Этот раздел представляет студента в прошлом и настоящем как точке отсчета развития, саморазвития, самовоспитания в стенах вуза и планирования своего будущего. Полученная информация позволяет куратору курса организовывать воспитательную работу с учетом возможностей, способностей и достижений студентов. Как правило, первокурсники сами не проявляют инициативы, не могут найти применение своим способностям в условиях вуза и, к сожалению, снижается их творческая, спортивная активность.
Раздел «Учебная деятельность» отражает учебные успехи студента, участие в олимпиадах, предметных конкурсах, результаты сессии. Для нас интересна динамика учебной успешности студента. В этом разделе студенты фиксируют задачи, которые они ставят перед собой для повышения уровня учебной успешности. Помимо этого, они указывают дополнительную литературу, прочитанную по специальности, в читательской странице. Это делается с целью приучения студентов к чтению специальной литературы для повышения профессионального кругозора. В конце каждого месяца проводятся читательские конференции, выпускаются газеты с новостями из профессиональной области.
В разделе «Общественная активность» фиксируется участие в общественной жизни группы, курса, факультета, университета, города, республики. О тмечается не только факт участия, но и результаты.
Опыт общественной деятельности помогает студентам формировать организаторские и коммуникативные качества, столь важные для педагогической деятельности. Все студенты вовлекаются в общественную деятельность в составе временных творческих групп. Дни первокурсника, студента педагогического института, конкурсы, субботники, праздники и др. проводятся самими студентами.
Научно-исследовательская деятельность студента отражена в соответствующем разделе, где представлены результаты этого вида активности, отмечается участие в научных грантах, конкурсах, проектах, в конференциях различного уровня, чтениях, кружках, обществах. Каждый студент имеет собственную исследовательскую тему, входит в творческую группу, объединенную одной общей проблемой. Студенты всех курсов выступают на конференциях разного уровня. По итогам прошлого учебного года приняли участие в институтской конференции 97% студентов, 6 стали обладателями призовых мест. На специальности работают 4 научных кружка по различным аспектам обучения и воспитания детей народов Севера.
Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ. Он оформляется в виде научных статей, докладов, тезисов, отче-
Лаборатория творческой деятельности студентов как условие повышения...
тов, самоанализа. Качество выполняемой исследовательской работы студента оценивается динамикой творческой активности студента.
Наиболее трудоемким и требующим творческого подхода является раздел «Я-концепция». Он начинается с написания эссе «Я - через 10 лет», в котором должны быть полно и точно сформулированы взгляды студента на свою профессию, свое профессиональное и личное будущее, его ценностные ориентации, направленность его личности, мотивации и основные содержательные цели в жизни.
Помимо этого фиксируется анализ студентом настоящей ситуации развития и определяются пути профессионального и личностного самосовершенствования, дальние и промежуточные жизненные цели. Отражаются результаты психологических тестов, анкет, полученных в ходе изучения различных дисциплин по специальности.
В конце каждого учебного года кафедрой подводится итог всей деятельности студента, формулируются пожелания студентам по дальнейшей работе над собой, объявляются победители в разных номинациях: «Лучшее пор-тфолио», «Эрудит», «Молодой исследователь», «Интеллект», «Общественная активность», «Психологическая концепция» и др.
В рамках статьи мы раскрыли лишь один из аспектов применения метода портфолио в практике работы со студентами педагогического вуза. Считаем, что в практике работы высшей школы он имеет широкий спектр возможностей для управления процессом профессионального и личностного саморазвития и самовоспитания студента.
УДК 37.035.3
В. В. Акимов, А. В. Татарников
ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В условиях модернизации системы образования Российской Федерации становится актуальной проблема профессиональной подготовки студентов инженерно-педагогического факультета Педагогического института, дальнейшего развития их обобщенных политехнических умений и навыков, технологической культуры, научной организации труда, организации производительного труда, трудового воспитания студентов высших учебных заведений. Современная система подготовки специалиста не нацелена на формирование у будущего учителя навыков, умений, профессиональных способностей, которые дадут ему возможность в будущем готовить и выпускать из стен школы людей, умеющих и желающих учиться и трудиться [2, с. 44].
Научно-технический прогресс предъявляет все более высокие требования к профессиональной подготовке студентов, а следовательно, к самой системе высшего образования. Стремительное развитие высоких технологий, а также переход к рыночной экономике предполагают подготовку учителей технологии с глубокими знаниями в области технологии современ-