Научная статья на тему 'Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС'

Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына Ольга Николаевна, Дмитриева Степанида Николаевна

В статье раскрываются возможности применения метода портфолио в условиях перехода на ФГОС. Метод «портфолио» в практике работы высшей школы имеет широкий спектр возможностей для управления процессом профессионального и личностного саморазвития и самовоспитания студента. В работе представлена структура портфолио первокурсника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС»

ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УДК 378+159.9+316.7

Птицына Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, PON1952@mail.ru, Якутск

Дмитриева Степанида Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Nida77@bk.ru, Якутск

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПОРТфОЛИО в условиях перехода НА фгос

Аннотация. В статье раскрываются возможности применения метода портфолио в условиях перехода на ФГОС. Метод «портфолио» в практике работы высшей школы имеет широкий спектр возможностей для управления процессом профессионального и личностного саморазвития и самовоспитания студента. В работе представлена структура портфолио первокурсника.

Ключевые слова: портфолио, балльно-рейтинговая система оценивания, управление процессом профессионального саморазвития студента.

Ptitsyna Olga Nikolaevna

Candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of professional pedagogics, psychology and management of education of North-Eastern Federal University Named after M. K. Ammosov, PON1952@mail.ru, Yakutsk

Dmitrieva Stepanida Nikolaevna

Candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of professional pedagogics, psychology and management of education of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Nida77@bk.ru, Yakutsk

PECULIARITIES OF METHOD PORTFOLIO OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO FSES

Abstract: In the article possibilities of application of a method of a portfolio in the conditions of transition to FSES are revealed. The portfolio method in practice of work of the higher school has a wide range of possibilities for management of process of professional and personal self-development and self-education of the student. In this work the structure of a portfolio of the first-year student is presented.

Keywords: portfolio, mark and rating system of estimation, management of the process of professional self-development of the student.

Одним из средств повышения мотивации учебной деятельности, стимулирования академической активности студентов является метод портфолио. Портфолио рассматривается как один из аутентичных методов, призванный систематизировать знания, опыт, ориентировать студента на профессиональное саморазвитие. В нашем случае оно

должно выполнять развивающую и обучающую функции.

В статье представлен опыт работы со студентами младших курсов специальности «Педагогика и психология», по направлению подготовки бакалавра.

Управление процессом профессионального саморазвития студента в вузе отличается

особой актуальностью в современной образовательной системе. Основной отличительной задачей образования в высшей школе становится создание условий для профессионального и личностного самовоспитания и саморазвития студента в ходе вузовского обучения.

Самовоспитание - это сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств. К основным приемам самовоспитания, как отмечает

В. С. Селиванов [8], являются самопознание, определение идеала, самообязательство, самоубеждение, самоорганизация и само-ободрение, самоконтроль и самоанализ, которые можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы личности по формированию и развитию у себя личностных качеств.

Профессиональное саморазвитие будущего педагога-психолога предполагает стремление к самоизменению, наращиванию новых качеств, способствующих более быстрому и успешному прохождению периода профессиональной адаптации специалиста. Что позволяет быстрее начать устойчивый процесс накопления профессионального педагогического мастерства.

Процесс профессионального саморазвития и самовоспитания студента включает в себя три основных направления: приобретение новых знаний, рефлексию, приобретение и использование навыков саморегуляции [4].

Помимо приобретения знаний большое значение придается следующему фактору профессионального саморазвития - рефлексии. По мнению Б. З. Вульфова [1], профессиональная рефлексия - это внутренняя работа, соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, с существующими о ней представлениями, которые различны на разных этапах профессионального самоопределения. Мы рассматриваем рефлексию как один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта студента. Будущий педагог-психолог учится оценивать свои поступки, возможности, способности, прогнозировать пути дальнейшего развития.

Навыки рефлексивного анализа, таким образом, создают основу для формирования профессионального саморазвития и самовоспитания студента.

Следующим фактором является приобретение навыков саморегуляции, которые призваны служить сохранению профессионального долголетия, предупреждению профессионального выгорания и деформации личности специалиста.

Рассмотренные факторы профессионального саморазвития студента помогают, на наш взгляд, четче определить направления его развития, сделать более объективной оценку его профессионального развития. Этому способствует метод «портфолио» для систематизации опыта, накапливаемого студентом, его знаний в области будущей профессиональной деятельности.

Портфолио - один из современных методов отслеживания профессионального развития. В практике существует портфолио учителя, представляющего собой набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.). Нашел широкое распространение и методический «портфолио». С 2003-2004 учебного года Министерством образования РФ было рекомендовано внедрение портфолио для учащихся.

В литературе выделяют три вида школьных портфолио: достижений, рекомендаций и документов.

Портфолио достижений включает в себя фиксацию достижений ученика по различным видам активности: учебной, общественной, спортивной и др.

Портфолио рекомендаций, как видно из названия, включает в себя рекомендации лиц, подтверждающих те или иные успехи и достижения личности.

Портфолио документов содержит сертификаты, дипломы, грамоты и др.

Как показывает анализ, перечисленные виды портфолио не содержат достаточной информации о личности, не показывают ее стремление к самовоспитанию и саморазвитию, не включают элементы рефлексии.

К сожалению, в вузе портфолио пока не нашел должного применения. Вместе с тем, на наш взгляд, внедрение в практику работы со студентами метода «портфолио» способствует формированию более ответственного отношения к своему профессиональному и личностному развитию, умению составлять

резюме, отслеживать деятельность. Это достаточно эффективный механизм пробуждения интереса к себе, как личности, как будущему специалисту [3].

С целью оптимизации учебного процесса, соответствующего требованиям ФГОС, нами был предпринят опрос студентов 1 курсов направлений подготовки бакалавра «Психоло-го-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика профессионального образования», «Профессиональное обучение» по профилю «Экономика и управление» о преимуществах и недостатках внедренной новой системы оценивания. Всего в опросе приняло участие 25 студентов.

Анализ результатов показал, что 80% студентов вполне удовлетворены новой для них системой оценивания, которая, по их мнению, повышает уровень организованности, самостоятельности, стимулирует к систематическим занятиям, дисциплинирует. Это подтверждается более высоким уровнем посещаемости, активным участием на практических занятиях, своевременным выполнением заданий по СРС. Вместе с тем, 20% студентов, в основном юноши, не смогли четко сформулировать преимущества балльно-рейтинговой системы.

Следовательно, большинство студентов положительно отозвались о новой системе оценивания, увидели её преимущества.

На вопрос о сложностях, с которыми они столкнулись в ходе обучения, были получены следующие ответы. На первом ранговом месте оказался ответ, касающийся организационных моментов: единая система контроля со стороны преподавателей, единые критерии оценивания знаний студентов и др.

Студенты отмечают, что нуждаются в помощи преподавателей в ходе выполнения СРС, сталкиваясь с новыми формами работы, они испытывают затруднения содержательного характера. Несмотря на то, что задания выполняются и сдаются своевременно, качество их оставляет желать лучшего.

Студенты, также сталкиваются с необходимостью работы с индивидуальным учебным планом, отслеживанием результатов оценивания своей деятельности и т. д.

Все аспекты деятельности студента отражены в соответствующих разделах портфолио: «Автобиографический», «Учебная деятельность», «Общественная деятельность»,

«Научно-исследовательская деятельность», «Я - концепция».

1. Автобиографический раздел включает информацию о жизненном отрезке студента, его способностях, интересах, увлечениях, жизненно важных фактах, событиях и др. Этот раздел представляет студента с точки зрения прошлого и настоящего, как точка отсчета развития, саморазвития, самовоспитания в стенах вуза и планирования своего будущего. Полученная информация позволяет куратору курса организовывать воспитательную работу с ними с учетом возможностей, способностей и достижений студентов. Как правило, первокурсники сами не проявляют инициативы, не могут найти применение своим способностям в условиях вуза и, к сожалению, снижается их творческая, спортивная активность.

2. Раздел «Учебная деятельность» отражает учебные успехи студента, участие в олимпиадах, предметных конкурсах, результаты сессии. Для нас интересна динамика учебной успешности студента. В этом разделе студенты фиксируют задачи, которые они ставят перед собой для повышения уровня учебной успешности. В раздел входят индивидуальный учебный план студента, карта контроля и оценки успешности освоения дисциплин (модулей), ведомость текущей и промежуточной аттестации, контрольные мероприятия по дисциплинам, критерии оценки по отдельным дисциплинам (модулям), график контрольных точек по выполнению и сдаче заданий для самостоятельной работы (СРС), график контрольных недель, консультаций, пересдач, карта персонального рейтинга по месяцам, самооценочный лист, справочник студента по различным видам работ.

Самооценочный лист контроля представляет собой таблицу, где фиксируются задания по СРС. Например, эссе по теме, разработка проекта, творческие задания и др. Указываются в соответствующих графах сроки сдачи, результаты, персональный рейтинг. Студенты ежемесячно заполняют лист, на основании чего выставляется аттестация. Таким образом, количество самооценочных листов соответствует количеству недель за семестр. Также в листе фиксируется посещаемость, отработка, участие в практических, семинарских занятиях.

Справочник студента дает информацию о видах работ по дисциплинам. В нем находят отражение определения таких видов работ как реферат, эссе, конспект первоисточника, проект, творческая работа и др. Помимо этого даются методические указания по их выполнению, оформлению и презентации.

3. В разделе «Общественная активность» фиксируется участие в общественной жизни группы, курса, факультета, университета, города, республики. Отмечается не только факт участия, но и результаты.

Опыт общественной деятельности помогает студентам формировать организаторские и коммуникативные компетенции, столь важные для педагогической деятельности. Все студенты вовлекаются в общественную деятельность в составе временных творческих групп. Дни первокурсника, студента педагогического института, конкурсы, субботники, праздники и другое - проводятся самими студентами.

В связи с тем, что научно-исследовательская деятельность студента является неотъемлемой частью подготовки бакалавров по требованиям ФГОС в соответствующем разделе представлены результаты этого вида активности, отмечается участие в научных грантах, конкурсах, проектах, в конференциях различного уровня, чтениях, кружках, обществах. Каждый студент должен иметь собственную исследовательскую тему, входит в творческую группу, объединенную одной общей проблемой. Результаты его деятельности отражаются в портфолио.

Согласно требованиям ФГОС разделом учебной практики является научно-исследовательская работа студента или обучающегося, которая дает возможность:

- изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки, связанную с психолого-педагогической деятельностью;

- осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

- участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов, финансируемых за счет внешних источников (грантов);

- выступать с научными сообщениями и докладами на научных симпозиумах, круглых столах и конференциях.

Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ. Он оформляется в виде научных статей, докладов, тезисов, отчетов, самоанализа.

Качество выполняемой исследовательской работы студента оценивается динамикой творческой активности студента.

4. Требует творческого подхода и наиболее трудоемким является раздел «Я - концепция». Он начинается с написания эссе «Я - через 10 лет», в котором полно и точно сформулированы взгляды студента на свою профессию, свое профессиональное и личное будущее, его ценностные ориентации, направленность его личности, мотивации и основные содержательные цели в жизни.

Помимо этого фиксируется анализ студентом настоящей ситуации развития и определяются пути профессионального и личностного самосовершенствования. Также представлены дальние и промежуточные жизненные цели. Отражаются результаты психологических тестов, анкет, полученных в ходе изучения различных дисциплин по специальности [2].

В конце каждого учебного года планируется подведение итогов всей деятельности студента, формулировка пожеланий студентам по дальнейшей работе над собой.

В рамках одной статьи мы раскрыли лишь один из аспектов применения метода «портфолио» в практике работы со студентами педагогического вуза.

Считаем, что метод «портфолио» в практике работы высшей школы имеет широкий спектр возможностей для управления процессом профессионального и личностного саморазвития и самовоспитания студента.

Библиографический список

1. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. - М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1995. - 111 с.

2. Дмитриева С. Н., Птицына О. Н. Портфолио как средство профессионального саморазвития студентов в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. -С. 86-89.

3. Дмитриева С. Н., Птицына О. Н. Роль метода «Портфолио» в воспитательной работе со студентами вуза // Воспитательный процесс как

инструмент повышения качества образования в вузе: материалы науч. конф. - Новосибирск. -2004. - С. 67-69.

4. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: ХПГУ, 1997. - 315 с.

5. Маралова Т.П. Пути оптимизации процесса формирования профессиональной идентичности у будущих психологов // Вестник ЧГУ - 2005. -№1. - С. 152-157

6. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. - 286 с.

7. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - №4. -

С. 10-24.

8. Селиванов В. И. Избранные психологические произведения. - Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ин-та, 1992. - 574 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.