Научная статья на тему 'Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога'

Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / МЕТОД "ПОРТФОЛИО" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / ACMEOLOGIC CULTURE / ACMEOLOGIC ENVIRONMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / PORTFOLIO METHOD / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобышева Лариса Илларионовна

Исследование направленно на изучение профессионально-личностное саморазвитие педагогов-психологов. В статье уточняется сущность понятия профессионального саморазвития; проанализированы структурные компоненты и определены критерии процесса профессионального саморазвития. Рассмотрен метод профессионального развития «портфолио». Представлено краткое содержание экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобышева Лариса Илларионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio method as a way of professional and personal self-development of educational psychologist

The paper aimed at understanding of professional-personal self-development of educational psychologists. The paper clarifies the essence of the concept “professional self-development, analyzes the structural components and the criteria of professional self-development”. The portfolio method of professional development and summary of the experimental study are described.

Текст научной работы на тему «Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15259

УДК 371.132

Кобышева Лариса Илларионовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского института им. А. П. Чехова - филиала ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Таганрог Larisa-kobvsheva@vandex. ru

Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога

Аннотация. Исследование направленно на изучение профессионально-личностное саморазвитие педагогов-психологов. В статье уточняется сущность понятия профессионального саморазвития; проанализированы структурные компоненты и определены критерии процесса профессионального саморазвития. Рассмотрен метод профессионального развития «портфолио». Представлено краткое содержание экспериментального исследования.

Ключевые слова: развитие личности, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, метод «портфолио», акмеологическая культура, акмеологическая среда. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях глобальных социокультурных трансформаций, происходящих во всем мире, актуальной проблемой становится изучение основных факторов, определяющих функционирование и развитие личности.

Понятие «развитие личности» трактуется как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности человеческие качества. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. При этом, как признак развития выделяются изменения, которые охватывают разнообразные сферы личности, для каждой отдельной личности эти изменения индивидуальны как в характере их протекания, так и в диапазоне активности.

Современный образовательный процесс способствует творческому развитию, создает благоприятные условия для саморазвития личности и предоставляет широкую возможность для удовлетворения потребностей в самореализации, самовыражении, самоутверждении.

Проблема саморазвития в современном образовании вызывает неоспоримую актуальность и важность всестороннего изучения саморазвития как педагогической категории и необходимость, и неотвратимость решения проблемы саморазвития в системе современного образования.

Наше исследование направлено на изучение эффективности метода портфолио в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога-психолога.

По проблеме профессионального саморазвития педагогов-психологов важными являются следующие положения: профессиональное саморазвитие педагога-психолога происходит в течение всей его жизнедеятельности; педагог-психолог должен обладать определенным набором профессионально значимых личностных качеств; для профессионального саморазвития необходимо личностное принятие будущей сферы деятельности [1; 2].

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

Под профессиональным саморазвитием мы понимаем многокомпонентный лич-ностно и профессионально значимый процесс деятельности человека, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования [3].

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие структурные компоненты процесса профессионального саморазвития педагога-психолога: мотивационно-целевой, содержательно-операционный и рефлексивный [4, с. 337-343].

Мотивационно-целевой компонент представляет собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения.

Содержательно-операционный компонент отражает объем того, чем овладевают педагоги-психологи в процессе подготовки, что должно быть сформировано и развито, к чему они должны быть подготовлены как специалисты. Данный компонент - это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности.

Рефлексивный компонент предполагает наличие объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионального саморазвития. Активная рефлексивная позиция является необходимым условием саморазвития специалиста, а ее отсутствие практически полностью исключает возможность его как личностного, так и профессионального саморазвития.

Опираясь на вышеперечисленные структурные компоненты, можно определить критерии профессионального саморазвития педагога-психолога:

- профессиональная направленность;

- способность к осуществлению профессионального саморазвития;

- развитость рефлексивных умений [5, с. 14-16].

При этом критерий профессиональной направленности личности определяется следующими показателями: высокой внутренней мотивацией, готовностью к профессиональному саморазвитию и потребностью в нем. Критерий способностей к осуществлению профессионального саморазвития определяется объемом знаний и умений в области профессионального саморазвития, потребностью в профессиональных знаниях, умениях и навыках и умением проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие. Критерий развитости рефлексивных умений определяется наличием объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионального саморазвития и корректировкой полученных результатов.

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, четче определить направления развития, облегчить консультировании со стороны более квалифицированных психологов и администрации, а также сделать более объективной оценку профессионального уровня.

Портфолио представляет собой:

- набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);

- методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности;

- описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты);

- результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога-психолога.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

Как показывают исследования в области профессионального образования педа-гогов-психологов (И. Б. Котова, Т. Д. Скуднова, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Н. Б. Шмелева, Р. В. Овчарова и др.) в практике вузовской подготовки значительное место занимает разработка и внедрение в учебный процесс элективных курсов акмео-логической направленности. Особую роль в них играют антропотехнологии, акметех-нологии и рефлексивно-управленческие технологии, направленные на развитие профессионально-значимых качеств и способности к самоизучению и саморазвитию.

Одной из центральных задач элективного курса «Развитие акмеологической культуры личности в образовании», разработанного профессором Т. Д. Скудновой, является вооружение студентов теорией и технологиями, обеспечивающими возможность успешной профессионально-личностной самореализации [6]. Результатом реализации таких методов и акме-технологий должна быть готовность выпускников к самостоятельному творческому решению профессиональных и социальных задач на основе развития профессионально-значимых качеств: общительности, толерантности, эмпатии и т. д., и что особенно важно для педагогов-психологов - педагогической рефлексии.

Построение программ элективных курсов базировалось на следующих психолого-педагогических принципах:

- принцип доверия и психологической безопасности участников;

- принцип активности и ответственности участников за процесс и результат обучения;

- принцип партнерского общения и взаимного сотрудничества;

- принцип признания индивидуальности, уникальности каждого участника, безоценочного общения;

- принцип конфиденциальности личной информации.

Основные цели элективных курсов:

- формирование у студентов системы психолого-педагогических знаний о роли и функциях эмпатии, педагогической рефлексии, об основах педагогического общения, профессионально-личностной культуры, акмеологии, о субъектной позиции и гуманистической направленности личности социального педагога;

- организация процесса целенаправленного развития рефлексивных способностей студентов, включение в содержание спецкурсов элементов психологического тренинга;

- составление портфолио профессионально-личностного саморазвития.

Основные задачи элективных курсов:

- расширить круг психолого-педагогических знаний по проблемам самосознания и педагогической рефлексии;

- активизировать процесс самопознания и понимания других людей;

- создать возможность для лучшего понимания других и себя;

- вооружить участников способами и стратегиями саморазвития, технологиями эффективного общения, самопонимания и понимания других людей;

- закрепить полученные умения и навыки на основе создания персональных портфолио.

Эмоционально-положительное, ценностное отношение к саморазвитию обеспечивается в результате создания акмеологической среды и индивидуализированного подхода к обучению. Акмеологическая среда - это развивающая среда, организованная в соответствии с основными принципами человекоцентрированного подхода, с учетом психофизиологических, индивидуально-психологических, личностных и субъектных студентов в целях оптимизации их развития и саморазвития. Занятия в рамках

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

спецкурса проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов, групповых дискуссий, обсуждения докладов по проблемам педагогической рефлексии и ее значения для психолого-педагогической деятельности, проведение акмеологических мастерских, тренинговых занятий.

Тренинговые занятия реализуются в форме психогимнастических упражнений, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий.

Например, программа элективного курса «Развитие акмеологической культуры личности в образовании» содержит различные группы тренинговых занятий.

В каждой группе занятий присутствуют разнообразные виды методов активного обучения: психогимнастические упражнения, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, обсуждение ситуаций и др.

Развитию рефлексивных способностей студентов способствуют следующие приемы.

Когнитивная интерпретация - это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт. Основная цель - помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.

Резюмирование - прием, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают студенту понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.

Самораскрытие - иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают процессы, подобные тем, которые переживает студент. Подобие должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств, ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств. Конкретные иллюстрации должны быть безоценочными, т. е. не иметь характер моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так должно быть), а бывший в действительности инцидент с различными проявлениями особого состояния, через которые проходит человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы студент имел возможность самостоятельно сделать вывод. Самораскрытие, являясь полезным эмоционально-интеллектуальным приемом стимулирования развития рефлексивной культуры студентов.

Развитию рефлексии способствует прием, называемый «подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по каким-либо причинам. Студенты учатся осознанно применять прием подстановки мотива. Целью его является повышение самооценки студента и развитие у него навыков рефлексии. Подстановка мотива кардинально меняет вектор поведения, и содержание поступка преображается из негативного в позитивное.

Прием, способствующий формированию рефлексивной культуры студентов, -положительное подкрепление. Это самого разного рода воздействия, вызывающие у студентов удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления - формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований.

Прием «Наедине с самим собой» - суть его в том, чтобы не обсуждать ситуацию и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить студенту возможность самому разобраться в ситуации. Существует несколько вариантов данного приема:

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

письменный («Попробуй изложить на бумаге все, что ты думаешь по этому поводу...»); отсроченный («Сейчас мне некогда, а завтра мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации...»); ограниченный временем («Предлагаю вам 15 минут на раздумье...»). Данный эмоционально-интеллектуальный прием стимулирует студентов анализировать, вдумываться в ситуацию, причем делать это индивидуально, высказывая затем свою точку зрения.

Развитию рефлексии у студентов способствует акмеологический рефлексивный тренинг, построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессионально-личностного развития педагога-психолога, сознательное формирование «Я-концепции», ее уточнение и коррекцию. На этих занятиях студенты не только осознают требования к профессионально-педагогической деятельности, предъявляемые к личности педагога-психолога, но и развивают рефлексивные способности, необходимые профессионалу. Такое обучение позволяет создать предпосылки для дальнейшего профессионального саморазвития молодых специалистов, побуждает будущих педагогов-психологов к поиску индивидуальных способов взаимодействия с клиентами, раскрывает ресурсы для преодоления трудностей возникающих в начале самостоятельной практической деятельности.

Ход и содержание экспериментального исследования определялись целью: выявить изменение уровня педагогической рефлексии у студентов до и после изучения элективного курса «Развитие акмеологической культуры личности в образовании».

В исследовании принимали участие 70 студентов факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова.

Была применена методика: О. В. Калашниковой «определение уровня сформи-рованности педагогической рефлексии».

Исследование проводилось по следующему экспериментальному плану:

- проведение диагностики уровня педагогической рефлексии до изучения студентами элективного курса;

- повторное проведение диагностики уровня педагогической рефлексии у студентов после изучения элективного курса, разработанного «Развитие акмеологиче-ской культуры личности в образовании»;

- сравнение между собой результатов диагностики педагогической рефлексии до и после эксперимента.

На первом этапе диагностики уровня педагогической рефлексии у студентов 4 курса, было выявлено:

- низкий уровень - 7%;

- средний уровень - 52%;

- высокий уровень - 45%.

Второй диагностический этап был проведен после изучения элективного курса на 5 курсе, было выявлено:

- низкий уровень - 0%;

- средний уровень - 32%;

- высокий уровень - 68%.

1. Низкий уровень развития педагогической рефлексии характеризуется:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неустойчивое отношение и отсутствие личной заинтересованности в осуществлении рефлексивной деятельности. Потребность в систематическом самовоспитании и самообразовании, а также в рефлексии в области самосознания, постижения себя через других - отсутствует. Наблюдается низкая внутриличностная самореализация.

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

Отсутствует активность в приобретении новых профессионально-педагогических знаний, ограничен объём профессиональных умений, отсутствуют рефлексивные умения, направленные на осмысление своей деятельности. Отсутствует желание пополнять свои знания путём самообразования, отсутствует система саморазвития. Самооценка характеризуется неадекватностью, неустойчивостью, отсутствием критичности. Отсутствие рефлексивной компетентности и профессиональной рефлексии.

2. Средний уровень развития педагогической рефлексии:

Неустойчивое положительное отношение к осуществлению рефлексивной деятельности, низкая личная заинтересованность в ней. Прослеживается ситуативная потребность в совершенствовании своей рефлексии в области самосознания. Возникает потребность в постижении себя через других. Появляется ситуативная, осознанная потребность в систематическом самовоспитании, самообразовании, а также возникает потребность к осуществлению внутриличностной самореализации. Проявляется ситуативная потребность в приобретении новых знаний, а также знаний, направленных на межличностное познание, появляются навыки к самопознанию, ситуативное осуществление саморегуляции. Самооценка характеризуется ситуативной адекватностью, неустойчивостью, эпизодической критичностью.

3. Высокий уровень развития педагогической рефлексии:

Личная заинтересованность и устойчивое положительное отношение к осуществлению рефлексивной деятельности. Характерна потребность в совершенствовании своей рефлексии в области самосознания. Потребность в постижении себя через других. Появляется неситуативная, осознанная потребность в систематическом самовоспитании, самообразовании, стремление к самопознанию, то есть овладению специальными самооценочными знаниями, методами и формами. Высокая внутриличностная самореализация. Способность осуществлять рефлексивное управление деятельностью. Присутствуют предметно-функциональные знания, перцептивно-рефлексивные, сформировано профессиональное самосознание. Самооценка характеризуется адекватностью, устойчивостью, критичностью. Наблюдаются рефлексивные отношения к системе своих действий, к системе межличностных взаимоотношений, к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как к личности.

Анализ полученных результатов диагностики педагогической рефлексии у студентов показал, что после изучения элективного курса, повысился уровень педагогической рефлексии, выразилось это в умении понимать других людей и себя, анализировать свою профессиональную готовность, умении составлять акмеограмы, программы дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. На основе создания персональных портфолио оптимизировались процессы профессионально-личностного саморазвития студентов-выпускников и дальнейшее развитие рефлексивных способностей.

Ссылки на источники

1. Кобышева Л. И. Профессиональное самоопределение будущих социальных педагогов в условиях высшей школы // Мир науки. - 2014. - № 3. - С. 24.

2. Кобышева Л. И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). - ART 14276. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

4. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка в системе педагогического образования. - М., 1990.

5. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.

6. Скуднова Т. Д. Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Выпуск № 1. - 2012.

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm. - ISSN 2304-120X.

Larisa Kobysheva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Social Pedagogy and Psychology, Taganrog Institute of A.P. Chekhov», branch of Ulianov Rostov State Economic University (RINH), Taganrog Larisa-kobvsheva@vandex.ru

Portfolio method as a way of professional and personal self-development of educational psychologist Abstract. The paper aimed at understanding of professional-personal self-development of educational psychologists. The paper clarifies the essence of the concept “professional self-development, analyzes the structural components and the criteria of professional self-development”. The portfolio method of professional development and summary of the experimental study are described.

Keywords: personal development, self-development, professional self-development, portfolio method, acme-ologic culture, acmeologic environment.

References

1. Kobysheva, L. I. Professional'noe samoopredelenie budushhih social'nyh pedagogov v uslovi-jah vysshej shkoly // Mir nauki. - 2014. - # 3. - P. 24 (in Russian).

2. Kobysheva, L. I. Teorija ipraktika samoopredelenija studentov v uslovijah vuza // Koncept. - 2014. - # 10 (oktjabr'). - ART 14276. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm (in Russian).

3. Klimov, E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. - M.: Akademija, 2004. - 304 p. (in Russian).

4. Abdulina, O. A. Obshhepedagogicheskaja podgotovka v sisteme pedagogicheskogo obrazovanija. - M., 1990 (in Russian).

5. Kodzhaspirova, G. M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovanija pedagoga. - M., 1994 (in Russian).

6. Skudnova, T. D. Akmeologicheskij podhod v psihologo-pedagogicheskom obrazovanii // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija. Vypusk 1. - 2012 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 28.07.15 Получена положительная рецензия 29.07.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 29.07.15 Опубликована 01.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Кобышева Л. И., 2015

ISSN 2304-120Х

С 8

2 0 4 ’ 5 >

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.