Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших школьников'

Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Оксана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших школьников»

УДК377.8+37.035.8 (571.56)

О. Г. Яковлева

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

РУКОВОДСТВУ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Политическая концепция современного общества усилила социальную значимость образования и обусловила необходимость в его качественном обновлении, источником которого выступает культурологическая направленность образования. Она, в свою очередь, тесно взаимосвязана с его гуманизацией. В педагогике эти проблемы рассматриваются в одном из главных аспектов - формирование индивидуальной культуры как цель образования. Это положение существенно изменяет всю систему профессиональной подготовки будущего учителя, так как именно оно выполняет социальную миссию сохранения и развития культуры через воспитание человека и целого поколения.

Оптимизация процесса общего и профессионального развития личности будущего учителя представляется возможной только при условии его сознательной и активной позиции, когда студент становится субъектом своей профессиональной подготовки. Именно в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного взаимодействия и сотрудничества возможно гармоничное общее и профессиональное развитие будущего учителя. Ряд исследователей процесса профессиональной подготовки (Э. А. Гришин,

В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон и др.) отмечают, что характерной чертой этого процесса является повышение требований не только к самостоятельной учебной деятельности студентов, но и к работе студентов над собой, формированию интегральных качеств личности.

Современные исследования отличает комплексный подход к формированию духовной культуры личности как интегральной характеристики. Вопросам формирования различных аспектов культуры будущего педагога посвящены исследования Л. Н. Акимова, Э. Т. Ардашировой, И. Ф. Исаева, В. А. Кан-Калика, В. Г. Максимова, Э. В. Соколова, Е. Н. Шиянова и др.

С одной стороны, культура - это постоянно совершенствующийся процесс качественного развития человеческих сил и способностей, с другой -совокупность результатов, достигнутых на том или ином этапе. Культура специалиста, в частности педагога, характеризуется, во-первых, ее внутренним богатством, уровнем развития потребностей и способностей (умственных, нравственных, эстетических, физических и т. д.), во-вторых, уровнем интенсивности проявления этих способностей в практической деятельности. Данное положение развито О. С. Газман в концепции базовой культуры личности как необходимого минимума общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований человека. Эта концепция обращена к активности самого человека, которая открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жиз-

нью [1]. Следовательно, культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, а показателем культуры и одним из результатов его духовного развития можно считать степень творческой разносторонней активности.

Проблеме формирования культуры будущего педагога посвящено исследование Н. Б. Крыловой. Выделяя философско-педагогические аспекты воспитания культуры, автор отмечает, что культура - это не только сумма ценностей, но и творческий потенциал людей, их духовность и нравственность. Это также и качество отношений людей к самим себе, к обществу, к своей деятельности, миру природы [3].

Важным элементом общей культуры будущего педагога является профессионально-педагогическая культура. В связи с исследованием особенностей профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы И. Ф. Исаевым разработана четырехкомпонентная модель профессионально-педагогической культуры: первый, аксиологический, компонент представлен совокупностью ряда ценностей, созданных человечеством на протяжении веков; второй, технологический, выступает как специфический способ педагогической деятельности; третий, творческий, рассматривает деятельность преподавателя по нестандартным, оригинальным решениям педагогических задач; четвертый, личностный, - это способ реализации сущностных сил человека [2, с. 17].

Культурологический подход к профессионально-педагогической подготовке обусловливает необходимость овладения будущими учителями гуманистической общечеловеческой и национальными культурами. Приоритет общечеловеческого начинается с возрождения прогрессивных традиций народов, духовного наследия людей разных национальностей. Теоретики культуры подчеркивают мысль о том, что без традиции невозможно ни новаторство, ни творчество (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, В. А. Познанский и др.). Следовательно, подготовку будущего учителя целесообразно осуществлять с учетом опыта прошлого, духовнокультурных традиций народной педагогики.

Проведенное исследование показало, что вопросы профессионального становления изучаются во взаимосвязи с проблемой духовного развития личности. Отмечается повышение требований к работе студента педагогического вуза над собой, формированию интегральных качеств личности; подчеркивается необходимость гармоничного общего и профессионального развития; рассматриваются вопросы подготовки будущего учителя к самообразованию и самовоспитанию; обосновывается необходимость комплексного подхода к формированию духовной культуры будущего учителя как интегральной характеристики и т. д. При некоторых различиях в подходах общепризнанным является то, что духовное развитие предопределяет уровень профессионального становления будущего учителя. Потому очень важно обепечить единство духовного развития и профессиональной подготовки студентов. В этом контексте представляется необходимым использование в образовательном процессе педвуза духовного потенциала народной педагогики.

Создание педагогических условий формирования единства духовного развития и профессиональной подготовки студентов педвуза как многогранный процесс включает в себя диагностирование, прогнозирование предме-

та исследования, постановку целей, задач, определение принципов, содержания, форм, методов и средств, моделирование объекта, управление процессом.

Организация профориентации студентов осуществляется в четырех направлениях:

- использование нравственно-эстетического потенциала базового содержания образования;

- интеграция традиций духовного развития народов и подготовки студентов к учительской профессии;

- введение специальных курсов по эстетике;

- включение студентов в творческие виды деятельности.

Одним из условий развития педагогической культуры студентов является изучение специального курса «СаЬар5а саас», направленного на изучение модели формирования духовной культуры школьников средствами якутского музыкального искусства. Занятия со студентами может проводить специалист музыкально-эстетического воспитания. Исследуя процесс формирования духовной культуры школьников, нельзя не отметить, что это одна из актуальных проблем современной педагогики. Школа, как один из важнейших социальных институтов воспитания и образования, ответственна за становление личности, формирование ее духовности, нравственности, ценностных ориентаций, эстетической восприимчивости, способности к творчеству. На протяжении многих лет она являлась важной ступенью четко отлаженной воспитательной системы, направленной на формирование человека социалистического общества. Однако перестроечные процессы последних лет разрушили эту систему. В разносторонней деятельности современной школы основной акцент делается на образовательном аспекте. Данное обстоятельство не могло не отразиться на нравственном здоровье учащихся. Педагоги и психологи отмечают, что все больше обостряется противоречие, с одной стороны, между необходимостью повышения уровня духовной культуры школьников и неразработанностью ее теоретико-методологических основ, с другой - между низким уровнем развития нравственных качеств подрастающего поколения и его возросшим интеллектуальным потенциалом. Таким образом, поиск путей решения проблемы формирования духовной культуры детей школьного возраста на современном этапе развития нашего общества является своего рода социальным заказом общества не только на образованную, но и духовно развитую личность.

В научной литературе «понятие духовная культура» трактуется неоднозначно. Принято выделять духовную культуру общества и духовную культуру личности. Философский подход позволил рассматривать духовную культуру как систему духовных ценностей и общественных достижений, как форму хранения и передачи опыта от поколения к поколению. Общенаучный подход к рассмотрению понятия «духовная культура» в индивидуально-личностном плане выявил несколько трактовок, а именно: во-первых, это взращивание, возделывание духовности - присущего каждому человеку неповторимого, индивидуального качества, проявляющегося в стремлении к истине, добру, красоте, справедливости, в поиске смысла жизни и управляемого высшими потребностями; во-вторых, это уровень присвоения духовных ценностей, отражающихся в сознании личности в форме ценностных

ориентаций, определяющих выбор существующих ценностей; в-третьих, духовная культура личности - это определенный уровень усвоения научных знаний, нравственного и эстетического развития, который достигается путем самосовершенствования в процессе активной творческой деятельности. В приведенных определениях отражается рассмотрение духовной культуры личности через духовное, нравственно-эстетическое развитие личности с позиции ценностного подхода.

Выделяя специфические особенности и влияние искусства на духовное развитие, исследователи отмечают особую роль музыки. И не без основания - музыка исконно являлась и является одним из важнейших средств воспитания подрастающего поколения.

Учитывая специфику воздействия музыки на духовное развитие человека, мы считаем, что духовную культуру личности можно определить как сложное интегративное образование, состоящее из эмоционального, интеллектуально-познавательного, поведенческого компонентов, ценностное ядро которого образует нравственно-эстетический компонент. Духовную культуру детей мы рассматриваем как духовную культуру определенной социальной группы - в данном случае детей младшего школьного возраста.

Как показывают многочисленные исследования, во все времена музыкальному искусству отводилось особое место в развитии личности. Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни, создавая эмоциональный фон, отражающий его чувства, переживания, отношение к миру. Якутский народ обладает огромным этнокультурным наследием. Шедевром нематериальной культуры устного народного творчества мирового уровня является якутский героический эпос олонхо - памятник музыкальной культуры. Богат по образному содержанию и жанрово-стилистическим разновидностям и песенный фольклор, состоящий из алгысов, тойуков, колыбельных, песен о любви, природе, временах годах и т. д. Ведущее место в комплексе народных средств воспитания у якутов отводилось детскому фольклору, который был своего рода ключом к пониманию психологии ребенка. Важное значение в жизни якутских детей имеют игры, включающие в себя пение, поэтический текст, танцы, истоки которых уходят в глубокую старину. В настоящее время народное музыкальное искусство якутов не просто продолжает жить, но и развивается, широко распространяется и, не теряя своей специфики по содержанию и по форме, становится современным. По сути, оно выполняет функцию связующего звена между традиционным и современным искусством. Таким образом, говоря о якутском музыкальном искусстве, мы подразумеваем и музыкально-поэтический фольклор, и произведения современных якутских композиторов, т. е. речь идет не о чистом фольклоре, а о специфике музыкального мышления якутов.

Разработанная нами модель формирования духовной культуры младших школьников состоит из трех этапов, соответствующих трем начальным классам.

Первый этап предполагает стимулирование эмоционального восприятия произведений народного искусства и явлений действительности, осмысление которых происходит на основе жизненного опыта ребенка. Также делается установка на формирование духовной культуры - получение знаний в области якутского музыкального искусства, воспитание основ гу-

манистического стиля взаимоотношений между людьми, бережного отношения к окружающей среде, природе и животным.

Второй этап - активизация процесса осмысления воспринимаемых музыкальных произведений путем специально организованной аналитикосинтетической деятельности, направленной на формирование умений выделять главное, сравнивать и обобщать на основе развития мышления, воображения и фантазии как способа освоения нравственно-эстетического содержания музыкальных произведений. На данном этапе необходимо целенаправленно развивать музыкально-творческую деятельность детей в области якутского музыкального искусства с переводом устойчивых интересов и потребностей в познавательную деятельность, характеризующуюся внесением приобретенных знаний, умений и навыков в свою жизнедеятельность.

Третий этап - это этап формирования нравственно-эстетических и культурных качеств школьников в процессе музыкально-творческой деятельности путем активизации самосознания и саморегуляции на основе экстерио-ризации приобретенных знаний, умений и навыков собственной жизнедеятельности в соответствии со сформированным нравственно-эстетическим идеалом.

Выделенные этапы отражают формирование эмоционального, интеллектуально-познавательного, нравственно-эстетического и поведенческого компонентов духовной культуры школьников, и потому их реализация необходима на каждом этапе учебно-воспитательного процесса.

Показателями уровней развития духовной культуры младших школьников являются:

- высокого: гуманизм, содействие, потребность в сотворении добра, способность радоваться успехам других людей; умение оценивать нравственный аспект содержания музыкального образа; развитость эмоциональной восприимчивости к явлениям искусства и действительности; стремление к активной музыкально-творческой деятельности;

- среднего: избирательное проявление гуманизма; развитое чувство сопереживания и сочувствия; способность воспринимать красоту природы и произведений искусства; наличие определенных знаний норм морали; интерес к музыкальному искусству;

- низкого: грубость, раздражительность, нетерпимость к окружающим; ограниченность нравственных знаний; интерес к произведениям музыкального искусства на уровне развлекательности, отсутствие опыта общения с лучшими образцами музыкального искусства; слабое проявление эмоциональных реакций; бедный словарный запас; слабо выраженная потребность к самовыражению в искусстве.

Изучение студентами теоретического материала специального курса закреплялось реальным участием в организации музыкально-творческой деятельности младших школьников. Это позволило будущим учителям найти сферу реализации своих творческих способностей, определить индивидуальную программу развития педагогической культуры. При этом были разрешены следующие противоречия: между социальной необходимостью формирования педагогической культуры и осознанием ее студентами; между реальным развитием данного качества и новыми требованиями к творчес-

кой деятельности; между музыкально-эстетическим опытом и способностью реализовать его в новых условиях.

Формирование духовной культуры школьников является одной из важнейших задач работы школы в контексте разностороннего развития личности. И важнейшая задача педагогов высшего учебного заведения состоит в воспитании будущих учителей так, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей.

Литература

1. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. - М., 1996. - Вып. 6. -С. 6-38.

2. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект / И. Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1992. - 102 с.

3. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. - М., 1990. - 142 с.

УДК 378.146:371.12

С. Н. Дмитриева, О. Н. Птицына

ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Проблема управления процессом профессионального саморазвития студента в вузе отличается особой актуальностью в современной образовательной системе. Основной отличительной задачей образования в высшей школе становится создание условий для профессионального и личностного самовоспитания и саморазвития студента.

Самовоспитание - это сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств. К основным приемам самовоспитания, как отмечает В. С. Селиванов, относятся самопознание, определение идеала, самообязательство, самоубеждение, самоорганизация и само-ободрение, самоконтроль и самоанализ, которые можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы по формированию и развитию у себя необходимых личностных качеств.

Профессиональное саморазвитие будущего педагога-психолога предполагает стремление к самоизменению, развитию новых качеств, способствующих более быстрому и успешному прохождению периода профессиональной адаптации специалиста, что позволяет быстрее начать устойчивый процесс накопления профессионального педагогического мастерства.

Процесс профессионального саморазвития и самовоспитания студента включает в себя три основных направления: приобретение новых знаний, рефлексию, приобретение и использование навыков саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.