Научная статья на тему 'Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений'

Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1637
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО / САМООЦЕНКА УЧЕНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Светлана Ивановна

В статье автор рассказывает об опыте применения технологии портфолио в начальной школе и поясняет, каким образом эта технология помогает внедрять ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

С. И. Старикова

ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Каким образом технология портфолио помогает внедрять стандарт второго поколения?

Аннотация. В статье автор рассказывает об опыте применения технологии портфолио в начальной школе и поясняет, каким образом эта технология помогает внедрять ФГОС.

Ключевые слова: портфолио достижений, самостоятельность учащихся, системно - деятельностный подход, разделы портфолио, самооценка ученика

Одной из образовательных технологий, поддерживающей системно - деятельностный подход в образовании в условиях реализации стандарта второго поколения (ФГОС), является развитие самостоятельности через применение технологии работы с портфолио.

В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП). Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Работа с портфолио в начальной школе ведётся с учётом возрастных особенностей. На первом месте стоит учебная деятельность, поэтому в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников. Основными целями и задачами введения портфолио в начальных классах являются выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка, создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных силах. Возможность включить механизмы самооценки ученика повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением.

Одной из самых универсальных технологий для работы с младшими школьниками является портфолио («Портфель достижений»). В нашей школе технология портфолио применяется более четырёх лет. С помощью нее можно отследить меру

продвижения ученика в период обучения в начальной школе.

Портфолио представляется следующими разделами:

• визитная карточка

• я и моя семья

• я и мои друзья

• я ученик

• мои любимые предметы

• книги, которые я прочитал

• моя общественная работа

• моё творчество

• работы, которыми я горжусь

• мои увлечения

• мои впечатления (отзывы об экскурсиях, посещениях музеев, просмотров спектаклей)

• мои достижения (грамоты, похвальные листы, результаты марафонов, олимпиад)

Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, спортивных и художественных мероприятиях. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Обязательное условие успешной работы - знакомство родителей с данной технологией. Родители - помощники создания портфолио, так как у детей данного возраста нет умения оформления работы, но постепенно эта помощь сводится к минимуму. Работа должна быть красиво оформлена,

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

21

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

ребёнок должен чувствовать заинтересованность взрослых.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует росту самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Важен сам процесс деятельности или творческой работы.

Практика нашей работы показывает, что портфолио ученика отражает систему работы школы. Технологию портфолио можно изменить в зависимости от направления, в котором работает учебное заведение.

Таким образом, опыт работы с портфолио даёт возможность к числу достоинств отнести следующее:

• В работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания своего стиля работы.

• Портфолио позволяет сохранить индивидуальность обучающегося, придаёт особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля.

• Процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать её.

• Создание названий файлов - компонентов и работа с ними - это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск.

На последнем родительском собрании мы проводим презентацию портфолио каждого ребёнка. Разрабатывается сценарий, оформляется кабинет, идёт подготовка каждого фрагмента будущей презентации. Главное условие - каждый учащийся должен продемонстрировать свои личные достижения в том, в чём он чувствует себя уверенно, исходя из общего сценария мероприятия. Публичное представление личных достижений учащихся позволяет раскрыть разнообразие различных видов школьной деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.).

Основной смысл портфолио - показать всё, на что ты способен.

Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфель достижений в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного

успеха или неуспеха в ситуации тестирования. Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать честолюбие и осознанное стремление к успеху.

Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

• сформированности универсальных учебных действий (УУД и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе

• сформированности умения учиться, как это требует ФГОС, способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач

• индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности-мотивационно-смыс-ловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляционной

Создание «Портфолио» направлено на содействие личностному росту ученика. А роль учителя-помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха.

Литература

1. Новикова Т.Г Проблема школьной отметки. Портфолио ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3.

2. Новикова Т.Г., Федотова Е. Е. Оценивание с помощью портфолио и изменение концепции деятельности школы,содержания и методов обучения// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 2.

3. Перепечина Л.Д. «Портфолио ученика» как средство оценки учебных достижений школьника в курсе географии // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 5.

4. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. -№ 2.

5. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.

6. Федина С.В., Дюмина В.Н. Портфолио выпускника начальной школы // Эксперимент и инновации в школе-2009. - № 2.

22

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.