Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Л. В. Голоднова
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО - ФОРМАЛЬНЫЙ И НЕФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Аннотация. Автор делится опытом применения технологии портфолио в начальной, средней и старшей школе. Выделяет особенности использования Портфолио на каждой возрастной ступени, предостерегает от возможности использования формального подхода к Портфолио, описывает и предлагает образцы структурных элементов - рубрик Портфолио при неформальном подходе к его применению.
Ключевые слова: технология портфолио; начальная, средняя, старшая школа; функции Портфолио; рубрики; ФГОС, метапредметные результаты
Представляем опыт нашей школы по применению технологии портфолио.
Мы применяем портфолио в начальной, основной и старшей школе. В этом номере мы хотим проиллюстрировать, каким образом мы работаем с портфолио в начальной и основной школе.
В начальной школе закладываются самые важные знания и умения. Это - та основа, тот фундамент, без которого невозможно построить здание дальнейшей жизни. Если что-то важное упущено в самом начале, то будет трудно - а иногда и невозможно - наверстать это потом. Именно поэтому начальная школа должна, прежде всего, формировать умение достигать результат. Если заложить это в «фундамент»
1 -
Рис. 1.1.
с самого начала, то какие бы новые задачи ни стояли перед ребенком в дальнейшем, у него будет главное: уверенность в том, что если он чего-то не умеет, это не страшно. Слова «ты не умеешь» будут вызывать не слезы, как это часто бывает, а интерес. Это значит, что есть задача, которую можно решить. Успехи и уверенность в своих силах с самого начала - это адекватная самооценка, а что может быть важнее при переходе в основную школу? В этом и призвана помочь технология портфолио, в которой ребенок учится рассказывать о себе и своих достижениях.
Портфолио ученика может содержать разные разделы, внутри которых есть рубрики. Приводим примеры некоторых рубрик:
о я»
<у£7 ■ V Я ЪГЬ" V--' U;- ^г; ■ цi. г'. [U^ т-,-. .
Рис. 1.2.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
9
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 2.1.
2 - «Моя семья»
Рис. 2.2.
10
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 3
3 - «Мои друзья»
4 - «Моя учительница.
НОЯ ШСОЛА
Я }-I^h N |4]V ни. t'.ILiiiJii
11 LlI4 pdllMBU * iVbJn^. hlum Hanna тют сото LitiKimn. ф.Ы]. HdVwif], t кюСр»и,1711веч C.TtLjiuiui.. ii ШЧ и intcjnuii 1В1111ь:д.1 Y4hic.hi ■ укчияя irnun:ih>.
^lt^cmriif- n|4ii<iiпт\ЧЧК4 p**<*3] ui
Oi La
^,ГМ:‘ГИ|-!и||С'>
К¥ЛЕ.'1ШЛ I ГА.'ГНИЛ fFWHteiBiW
Рис. 4.1.
1
Рис. 4.2.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
11
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
5 - «Моя школа»
ИОЯ £ bfitQwy
Рис. 5.
6 - «Как прекрасен этот мир»
12
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
7 - «Мои любимые уроки»
Рис. 7.2.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
13
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 7.4. Рис. 7.5.
8 - «Мои успехи»
УДОСТОВЕРЕНИЕ
“АЗ У У
Уг-
(V
* -:i
ПРОЧЁЛ
и
Рис. 8-1-1.
Рис. 8-1-2.
14
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 8-2.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
15
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 8-3-2.
16
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 8-4.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
17
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
: “V- . - '\
Рис. 8-5
Каждый раз, когда мы с родителями выезжали отдыхать на море, я с большой завистью смотрела, как папа быстро и далеко уплывает от берега, и как бесстрашно он может нырнуть со скалы. Меня же отпускали плавать либо в бассейн для маленьких, либо с большими надувными нарукавниками. Но однажды, когда мы отдыхали на Кипре, родители мирно загорали на лежаках, мы с подругой весело качались на волнах и не заметили, что оказались далеко от берега... На песок нас вернули спасатели, которые бдительно смотрели за всеми купающимися. После этого случая родители решили, что уметь плавать - это так же, как уметь ходить и срочно записали меня в бассейн. На первом же занятии я мужественно отказалась от нарукавников, хотя до дна в бассейне я не доставала, зато у меня появилась яркая купальная шапочка и очки, как у взрослых пловцов. Долго и упорно мой тренер Елена Юрьевна учила нас держаться на воде и задерживать дыхание. Раз за разом, дыхание становилось более размеренным, а расстояние, которое я проплывала, удлинялось. Вскоре я получила значок «Я умею плавать 100 метров». Я научилась плавать на спине, кролем и брасом.
Каково же было удивление моей бабушки, когда летом, отдыхая на Клязьминском водохранилище, я смело доплыла до буйков и обратно. Теперь в любом бассейне, на любом море, я быстро нахожу друзей, особенно мальчишек. Мы вместе с ними ныряем за ракушками на дно, рассматриваем рыбок в маске и переплываем бассейн. Это так здорово!
Жабицкая Александра
К технологии портфолио можно подойти формально: от нас требуют внедрять ФГОС - и кто-то будет показывать формальный результат, например, портфолио. Составлять его могут родители, а ребенок может даже не знать об этом. К сожалению, ФГОС может внедряться в школе тоже формально -на бумагах в отчетах. Но мы стремимся показать реальные достижения, пусть даже самые маленькие. Например: в курсе математики в начальной школе
изучено понятие алгоритма. Что такое алгоритм, что значит действовать по алгоритму на математике, как применять алгоритм для решения математических задач. На уроке ребенку дается задание найти, где в его внешкольной жизни применяется алгоритм и описать его. Это - то, что во ФГОС называется метапредметным результатом. В портфолио дети могут поместить найденные алгоритмы действий в различных жизненных ситуациях. Приводим пример из портфолио созданного ребенком алгоритма «Как лечь спать».
Рис. 9 Алгоритм: «Как лечь спать»
К сожалению, некоторые школы, как показывает изученная нами литература и интервью учителей из разных регионов России, судят о портфолио как о формальной технологии. Они видят замысел технологии в том, что она может помочь при поступлении на работу или в ВУЗ. Но вероятность того, что найдутся два абсолютно одинаковых кандидата на одно и то же вакантное место на работе или в ВУЗе (одинаковые результаты ЕГЭ и вступительных испытаний) ничтожно малы. Значит, и коэффициент полезного действия техно-
18
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
логии портфолио ничтожно мал. Такие работники образования, по сути, отрицают эффективность технологии портфолио. Но они упускают главное. Технология призвана дать возможность отслеживать динамику личностного роста, этапы достижения цели и контролируемость этих этапов.
Мы уделяем основное внимание личностному росту ребенка при использовании этой технологии, нам важно отследить его продвижение вперед и приучить его ставить цель и добиваться результата.
Портфолио в основной школе. К портфолио в основной школе мы подошли тоже неформаль-
но. Нами была разработана зачетная книжка достижения гимназиста. Ее главное предназначение обеспечить комфортное поступление учащегося в профильные классы старшей школы. Часто бывает так, что сам факт поступления в профильный класс вызывает стрессовую нагрузку. Учащийся, родители, учителя и завуч озабочены одной проблемой: какой профильный класс рекомендовать конкретному ученику. Зачетная книжка позволяет в течение нескольких лет отслеживать и фиксировать успешность ученика в той или иной предметной области. Она помогает классному руководителю обеспечить индивидуальное сопровождение
иилц ЧПййПНйШЧ нмЛ) ипцтмьниФнт £Ы?Дм1И1рО
ПРОЕКТНАЯ НС£ПЁда»ТЁЛЮИЯДЕЯТ1Л№0СТЪГН4НМНСГ4
i psium* intirf ЯрМиЛ!* лыарчле. Oi ДОйМы* ypMph* Hdlpd^i
HuikaM i ал*ч 1 ши f-кЛИХ
totpocnrfkibd
'|J*DW04W
djJn iLiirifc'H mhI
L¥4>*P’h*
Kmbam nggnoB
ArtPHfwowd
лдоДпой
wjmuifirawwtf
шшвЛ***.-
Рис. 10-2.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
19
Технологии, реализующие ФГОС: портфолио
Рис. 10-3.
IJjHjhh I
ЛМИМ I •ПИИГТ' И--fail
- ■■ , "
Рис. 10-4.
каждого учащегося на протяжении всего процесса обучения с 5 по 9 класс. Зачетная книжка организована так: в ней имеются:
• данные об ученике с датой присвоения званий гимназиста;
• кодекс гимназиста;
• успеваемость гимназиста за учебный год в изучаемых предметах;
• участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах;
• проектно-исследовательская деятельность;
• участие в органах самоуправления класса, школы;
• участие в объединениях дополнительного образования;
• участие в художественной самодеятельности, художественных выставках, концертах;
• поощрения, благодарности, отметки о нарушениях;
• условия поступления в профильные классы.
Мы поделились с вами опытом применения технологии портфолио в начальной и средней школе. Мы не считаем, что мы освоили технологию в совершенстве, но мы не боимся трудностей и оши-
бок, потому что мы умеем учиться и делаем это постоянно.
С уважением,
Директор Центра образования № 641 имени Сергея Есенина Л.В. Голоднова
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с. - (Стандарты второго поколения).
3. Новикова Т.Г. Проблема школьной отметки. Портфолио ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
4. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.
5. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение. (Стандарты второго поколения). Ч.1. - 2009. - 315с.
20
Эксперимент и инновации в школе 2011/5