Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76024 УДК 372.4
Синебрюхова Вера Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики до школьного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государ ственный педагогический университет», г. Сургут sinver13@mail.ru
Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников
Аннотация. В статье раскрывается сущность и обосновывается необходимость формирования субъектной позиции обучающихся начальной школы, оптимальность выбора технологии портфолио, обеспечивающей формирование субъектной позиции младших школьников. Представлена модель электронного портфолио по предмету в качестве комплексного средства формирования школьника как субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: умение учиться, учебная деятельность, субъект учения, субъект-субъектные отношения, портфолио, электронный портфолио, модель предметного электронного портфолио.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ведущей целью и ценностью обучения XXI века является становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, и в первую очередь, воспитание умения учиться.
Согласно Закону РФ «Об образовании в РФ», Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования главной целью школы является целостное развитие личности ребенка и подготовка к дальнейшему совершенствованию после окончания образовательного учреждения. Поэтому оценка качества реформируемой системы начального общего образования требует иного подхода, соответствующего новой социальной реальности: формирование школьника как субъекта учебной деятельности, не только умеющего учиться, но и способного взять на себя ответственность за свое дальнейшее образование. В этой связи особая роль в образовательном пространстве школы отводится использованию современных технологий, способствующих становлению школьника как субъекта учения на протяжении всех ступеней образования [1, с. 4].
Анализ философской и психолого-педагогической литературы свидетельствует о значительном интересе ученых и исследователей к обозначенной проблеме. Существенное внимание к понятию «субъект», его соотношение с понятием «личность» уделяется в исследованиях ученых Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. В то время как проблема становления субъекта деятельности рассматривается в работах таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Кондратьева, B. ^ Мерлин, А. В. Петровский и др.
Одной из основных задач, которая на сегодняшний день поставлена перед начальным общим образование, является организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он обеспечивал формирование и динамику образовательных результатов обучающихся. При этом приоритетным станет приобретение таких качеств личности, как способность проектировать и прогнозировать свои поступки
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ниегп
issN 2304-120X Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
и поведение, самостоятельно искать новые способы решения школьных проблем, иметь собственную точку зрения на различные процессы и явления и т. д. Это дает основание утверждать, что в школе необходимо создать такие условия, чтобы характеристики, которые обучающиеся приобретают в учебной деятельности, станут личностными и ученик перенесет их на решение жизненных проблем, что в свою очередь, обеспечит ему становление субъектом деятельности [2, с. 4].
По мнению Г. В. Репкиной, учебная деятельность - особая форма активности учащегося в познании мира, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она начинает выступать основой его развития. Д. Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на общее развитие, формирование психических процессов, состояний и свойств, интеллектуальных качеств ребенка. В.В. Давыдов указывал, что учебная деятельность на уроках будет происходить только в том случае, если обучающийся овладевает новым знанием в процессе интеллектуальной деятельности, преобразуя любую информацию, обобщая, формулируя выводы, рефлексируя и оценивая способы и результаты этой деятельности [3, с. 99].
Автор указывал, что любая попытка «вложить» в ребенка знания и привить ему нравственность, которая осуществляется, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает основы развития и воспитания личностных качеств младшего школьника. Как отмечают исследователи, для ребенка очень важно, чтобы в иерархии мотивов ведущая роль принадлежала его стремлению стать самостоятельным через учебную деятельность. Школьник опосредует своей активностью любые педагогические влияния, избирательно к ним восприимчив - а значит, выступает в качестве субъекта учения [4, с. 57].
Под субъектом учения принято понимать носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект. А объектом можно считать ту окружающую среду, то содержание, знание, которое исследует и преобразует учащийся [5, с. 56].
Становясь субъектом учебной деятельности, ученик постепенно присваивает и определенные личностные качества. Дети младшего школьного возраста ежедневно на уроках и во внеурочной деятельности погружаются в проблемную ситуацию, когда необходимо:
- поставить перед собой цель деятельности и обозначить соответствующие задачи;
- выполнить ряд умственных операций по преобразованию какого-либо содержания;
- осуществить рефлексию, сопоставив полученный результат с поставленной в начале урока целью, предложенным эталоном, осмыслить свое понимание достигнутого результата;
- дать выявленному в ходе совместной деятельности результату, способу или пониманию свою оценку, соотнести его с представленным эталоном или оценкой учителя;
- в случае необходимости внести коррективы в умение или зафиксировать проблему (задачу) для следующих действий.
Обозначенные действия обеспечат формирование субъектности обучающихся начальной школы, которая характеризуется:
- сознательностью, самостоятельностью, ответственностью;
- способностью к целеполаганию, саморазвитию, творчеству, свободе выбора и ответственности за него;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
- способности к рефлексии, самооценке [1, с. 58].
Субъект-субъектные отношения между педагогом и учеником должны прослеживаться во всех направлениях, в том числе и в процессе оценивания деятельности обучающихся.
Для оценивания учебных достижений обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования педагогами активно используется технология портфолио.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов для начального общего образования показал, что основная педагогическая идея «ученического портфолио» предполагает:
- перенос акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по некоторым теме, разделу, учебному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценки, приобретенной в деятельности;
- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке [6, с. 8].
«Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более образовательных областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося» [6, с. 32].
«Портфолио - отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими» [7, с. 56].
Обобщая вышесказанное можно заключить, что понятия «субъектная позиция» и «портфолио» тесно связаны друг с другом, так как «портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях...», то есть портфолио является одним из средств формирования субъектной позиции младшего школьника.
На современном этапе развития общества, каждый, в том числе и младший школьник, владеет навыками пользования компьютером и Интернетом. В базовый учебный план начальной школы включен учебный предмет «Информатика», где осуществляется целенаправленная деятельность по формированию у младших школьников компьютерной грамотности. Поэтому актуальным и целесообразным станет использование Электронного портфолио в учебном процессе в начальной школе.
Электронный портфолио представляет собой набор документов, которые сформированы на компьютере. Бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.
В электронный портфолио можно, так же как и в бумажный носитель (папку), добавлять и редактировать материалы, достижения обучающихся, помещать отсканированные грамоты, дипломы и похвальные листы, объемные работы предоставляются в виде фотографий. Также здесь наиболее ярко может быть представлена творческая деятельность ребят, созданная с помощью различных компьютерных программ.
Электронный портфолио может включать различные полную информацию об успехах создателя, тесты, тренажеры, опросники, материалы творческого характера для повышения качества обучения каждого обучающегося. Посредством Интернета учитель сможет управлять работой обучающихся, своевременно отслеживать, кто из учеников и когда заходил на сайт, какой тренажер (на какую тему) применялся и т. д.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
Анкетирование учителей начальной школы позволило установить, что более 80% респондентов осознают необходимость создания и наполнения портфолио для обучающихся начальной школы, однако считают, что данное средство возлагает дополнительную нагрузку и ответственность прежде всего на педагога. По мнению большинства педагогов, обучающиеся начальной школы не готовы осуществлять такую деятельность самостоятельно, родители не всегда могут оказать необходимую помощь, в результате - требуется коллективная форма взаимодействия во внеурочное время, на что уйдет значительное количество времени. Однако, следуя современным подходам к организации урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в рамках новых требований стандарта второго поколения, особое внимание должно уделяться объединению усилий педагога, родителей и обучающихся, что и позволит оптимально включить всех участников образовательного процесса в процесс создания и пополнения электронного портфолио.
Анализ педагогической и методической литературы, педагогического опыта учителей начальной школы позволили разработать модель электронного портфолио обучающихся начальной школы, которая представлена в таблице.
Модель электронного портфолио младшего школьника
Название раздела Содержание раздела
«Знакомьтесь, это я!» - титульный лист - фото ребенка - мое имя - моя семья - мои друзья - мои увлечения - мои интересы - мой режим дня - мой город - моя школа - мои любимые предметы
«Коллектор» - схема безопасного пути от дома до школы - памятки - алгоритмы - правила поведения в школе - правила успешной учебы - правила общения со сверстниками - правила общения со взрослыми - правила работы в группе - правила работы в команде
«Моя учеба» Математика
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Трудовое обучение
Физическая культура
Иностранный язык Информатика
«Мои достижения» - учебные успехи - трудовые успехи - творческие успехи
Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
- спортивно-оздоровительные успехи - мои общественные поручения - разное
«Отзывы и пожелания» - друзей - сверстников - взрослых
Совершенно секретно Самое сокровенное
Ведущее место в образовательном процессе отводится учебной деятельности младших школьников, которая реализуется через освоение учебных предметов «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение» и др. В связи с этим считаем целесообразным разработать модель предметного электронного портфолио на примере математики. Одним из разделов электронного портфолио является раздел «Моя учеба», который в свою очередь делится на учебные предметы. Для каждого из перечисленных предметов могут быть выделены дополнительные разделы и их содержание.
Модель предметного портфолио обучающихся начальных классов
РАЗДЕЛ 1. Учебные достижения по предмету
- результаты стартовой, промежуточной и итоговой проверки знаний и умений обучающихся по темам курса (предметные и метапредметные)
- математические диктанты
- оценочные листы
- индивидуальные карты самоконтроля с описанием достигнутых результатов и перспектив саморазвития (то, над чем еще предстоит поработать)
- аудио- и видеозаписи устных ответов, рассуждений, доказательств
- материалы самоанализа, саморефлексии
- лучшие работы по темам
- контрольные, проверочные работы и вариативные задания
- работы над ошибками
- решения сложных математических задач по темам
- Тетрадь открытий и Тетрадь «Что я знаю и умею».
РАЗДЕЛ 2. Достижения во внеурочной деятельности по предмету
- доклады, сообщения математического содержания
- математический реферат с историко-математическим содержанием
- презентации, олимпиады по математике
- описания экспериментов и исследовательских работ по математике
- работы из дисциплин, имеющих смежную направленность,
- работы из практико-ориентированных ситуаций, где обучающийся мог продемонстрировать имеющиеся знания и умения по математике
- проекты и мини-проекты (выполненные обучающимся)
- схемы и таблицы по математике, разработанные обучающимися
- математические модели
- наглядные пособия по темам, выполненные обучающимися;
- копии статей, связанных с математикой, из журналов и книг, прочитанных обучающимся
- математическая автобиография учащегося
- математический дневник
- отзывы учителей, одноклассников, родителей, руководителей внеурочной деятельностью, в которых содержатся комментарии о результатах наблюдений за обучающимся на уроках математики.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
РАЗДЕЛ 3. Достижения в творческой деятельности по предмету (материалы, разработанные обучающимися)
- математические игры
- кроссворды, ребусы, шарады (содержащие числа)
- математические газеты, математический КВН
- математические головоломки
- математические выставки
- математическое сочинение по темам начального курса математики и т. д. Представленная модель электронного портфолио - это не только современная
эффективная форма оценивания учебных достижений обучающихся, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебно-познавательную мотивацию обучающихся;
- поощрять самостоятельность и познавательную активность обучающихся;
- расширять возможности развития и саморазвития;
- развивать умения рефлексировать и оценивать (в том числе самооценивать) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цель, планировать и организовывать собственную учебно-познавательную деятельность.
По результатам проведенного исследования, было установлено, что электронный портфолио может быть отнесен к инновационным технологиям, которые обеспечат формирование субъектной позиции у детей младшего школьного возраста. Данное средство позволит обеспечить достижения одной из основных целей начального общего образования - научить детей младшего школьного возраста учиться.
Ссылки на источники
1. Иващенко Е. В. Альтернативные формы оценки учебных достижений учащихся // Начальное образование. - 2008. - № 6. - С. 7-11.
2. Чиндилова О. В. От Государственных стандартов «первого поколения» к новому образовательному стандарту // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. - № 11. - C. 3-6.
3. Зотикова Н. В. Личностные предпосылки субъектности младших школьников: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2002. - 16 с.
4. Абасов З. А. Формирование субъектной позиции ученика в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - С. 11.
5. Новикова Т. Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. - С. 56-59.
6. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 32-36.
7. Медникова Л. А. Влияние альтернативного оценивания на формирование субъектности у младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. - № 10. - С. 56-58.
Vera Sinebrychoff,
Сandidate of pedagogical Sciences, Professor of the theory and methods of preschool and primary education,
Surgut State Pedagogical University, Surgut
sinver13@mail.ru
Electronic portfolio as a tool the formation of the subjective position of Junior schoolchildren Abstract. The article reveals the essence and the necessity of formation of subjective position of students of primary school. Proves the optimality of the choice of technology portfolio, ensuring the formation of the subjective position of younger schoolchildren. Presents a model of e-portfolio for the subject as a holistic means of formation of the student as a subject of educational activity.
Key words: learning, educational activity, subject of teaching, subject-subject relations, portfolio, e-portfolio, domain model electronic portfolio.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Синебрюхова В. Л. Электронный портфолио как средство формирования субъектной позиции младших школьников //Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76024. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76024.htm. - ISSN 2304-120X.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Синебрюхова В. Л., 2016
www.e-koncept.ru