Научная статья на тему 'Структура портфолио ученика начальной школы — с чего начать работу?'

Структура портфолио ученика начальной школы — с чего начать работу? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4881
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО / ДЕВИЗ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МОТИВАЦИЯ / РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Не так давно портфолио ученика младших классов был далеко не в каждой школе. Технология вводилась в рамках эксперимента. Но сейчас, в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура портфолио ученика начальной школы — с чего начать работу?»

Портфолио — с чего начать

4. Рассмотрение и утверждение формы и структуры портфолио

4.1. Форма и структура портфолио достижений обучающегося рассматриваются и утверждаются на заседании педагогического совета общеобразовательного учреждения.

4.2. По ходу формирования портфолио в его структуру могут быть внесены дополнения, изменения, утвержденные педагогическим советом образовательного учреждения.

5. Учет документов, входящих в портфолио

5.1. При комплектовании портфолио соблюдается принцип добровольности, все официальные документы и работы заносятся только с согласия обучающегося.

5.2. Учет раздела «Официальные документы» осуществляется обучающимся совместно с классным руководителем.

5.3. Учет разделов «Портфолио достижений» и «Портфолио работ» осуществляется обучающимся совместно с преподавателем элективных курсов и классным руководителем.

5.4. Портфолио носит именной характер.

5.5. Место нахождения портфолио определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно в локальном акте школы.

5.6. Спорные вопросы по формированию портфолио выпускника основной школы между субъектами образовательного процесса разрешаются муниципальным координационным советом по профильному обучению.

От редакции. Представляем вашему вниманию советы по внедрению технологии портфолио МОУ СОШ № 2 г. Салехард. Творческий коллектив школы проанализировал все преимущества и риски применения технологии портфолио в начальной школе и рассказывают читателю о своем опыте. Приводится структура портфолио, разработанного в школе.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ -

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ?

Аннотация. Не так давно портфолио ученика младших классов был далеко не в каждой школе. Технология вводилась в рамках эксперимента. Но сейчас, в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

Ключевые слова: цели и задачи портфолио, девиз работы с портфолио ученика начальной школы, мотивация, разделы портфолио.

С чего начать?

Составление портфолио, казалось бы, наиболее актуально в основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Ответ можно найти, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи введения технологии портфолио в начальных классах.

Цели и задачи портфолио:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имею-

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

25

Портфолио — с чего начать

щимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио - это не грамоты!

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, а раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Как часто мы слышим фразу: «Главное не победа, главное - участие!» Но что стоит за этой фразой?

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Мотивация - ключ к успеху!

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т. п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевоз-

можные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомним, что для «борьбы» с подобного рода «обязаловкой» и прочими «административными перекосами» существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!

Возможный вариант составления портфолио

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

□ «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

□ «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

□ «Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

□ «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

□ «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

□ «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

□ «Мои любимые школьные предметы» -

небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что.». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными

26

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

Портфолио — с чего начать

работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике... Вариантов много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете -надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом - сделать распечатку тематической странички.

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

«ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие

в подготовке к внеклассному мероприятию ««Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Переходя в старший класс

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Важно помнить

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму! Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. А вы обратили внимание на то, что постепенно «человек для общества» уступает место «человеку для себя»? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.

МОУ СОШ № 2, г. Салехард

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.