Научная статья на тему 'Поощрение в системе правового регулирования службы в органах внутренних дел в России'

Поощрение в системе правового регулирования службы в органах внутренних дел в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
1908
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА / СИСТЕМА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК / НАГРАЖДЕНИЕ / ПРЕМИРОВАНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / МЕРЫ ПООЩРЕНИЙ / POLICE / THE MEASURES OF REWARDS / DISCIPLINARY PRACTICE / SYSTEM / STATE AWARD / INTERNAL AFFAIRS BODIES / WORKER / REWARDING / BONUS PAYMENT / PROMOTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давлетшина Ландыш Ханифовна

Предметом рассматриваемой статьи являются проблемы правового регулирования вопросов поощрения сотрудников органов внутренних дел, возникающих при прохождении службы; отсутствия стремления начальников (непосредственных руководителей) ОВД применять на практике методы поощрения; несовершенства системы действующего законодательства (включая приказ № 50 2018 года) регулирующей общие вопросы применения мер поощрений к полицейским. Вышеперечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают актуальность обозначенной проблемы. Кроме того, в статье проводится полный теоретико-правовой анализ поощрения сотрудника ОВД в России. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что поощрение существенно более эффективно, оказывает действенные установки, нежели наказание, так как оно стимулирует положительные эмоции, укрепляет уверенность в себе и в завтрашнем дне, подтверждает высокий профессионализм, человеческие и деловые качества, формирует чувство собственного достоинства, укрепляет служебную дисциплину и ответственность, а также повышает авторитет и социальный статус сотрудника органов внутренних дел. Новизна статьи заключается в разработке предложений по внесению корректирующих поправок в главу ХІ приказа Министра внутренних дел России № 50 от 1 февраля 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION IN THE SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

The dominance in modern disciplinary practice of ATS of negative authorization (penalties and punishments) destroys the balance of positive and negative incentives, reduces the prestige of service, and demotivates employees. The current regulation (including order No. 50 of 2018) makes it possible to rectify the situation by actively applying a set of incentives aimed at creating favorable conditions for activating the activities of ATS officers. At the same time, the current regulation is not perfect. The article proposes corrective amendments. The author proceeds from the fact that the promotion is significantly more effective than punishment, as it stimulates positive emotions, strengthens self-confidence, confirms professionalism, human and business qualities, builds self-esteem, strengthens discipline and responsibility, and also increases authority and social status of an employee of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Поощрение в системе правового регулирования службы в органах внутренних дел в России»

NB: Административное право и практика администрирования

Правильная ссылка на статью:

Давлетшина Л.Х. — Поощрение в системе правового регулирования службы в органах внутренних дел в России // NB: Административное право и практика администрирования. - 2019. - № 5. DOI: 10.7256/23069945.2019.5.30828 URL: ^lttps://nbpuЫish.com'lIЪrary_read_article.php?id=30828

Поощрение в системе правового регулирования службы в органах внутренних дел в России

Давлетшина Ландыш Ханифовна

адъюнкт кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка и подразделений по вопросам миграции Центра подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Всероссийского института повышения квалификации

сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

423838, Россия, республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Чулман, 11, кв. 19

ЕЗ l260384@mail.ru

Статья из рубрики "Полицейское право."

Аннотация.

Предметом рассматриваемой статьи являются проблемы правового регулирования вопросов поощрения сотрудников органов внутренних дел, возникающих при прохождении службы; отсутствия стремления начальников (непосредственных руководителей) ОВД применять на практике методы поощрения; несовершенства системы действующего законодательства (включая приказ № 50 2018 года) регулирующей общие вопросы применения мер поощрений к полицейским. Вышеперечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают актуальность обозначенной проблемы.Кроме того, в статье проводится полный теоретико-правовой анализ поощрения сотрудника ОВД в России. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что поощрение существенно более эффективно, оказывает действенные установки, нежели наказание, так как оно стимулирует положительные эмоции, укрепляет уверенность в себе и в завтрашнем дне, подтверждает высокий профессионализм, человеческие и деловые качества, формирует чувство собственного достоинства, укрепляет служебную дисциплину и ответственность, а также повышает авторитет и социальный статус сотрудника органов внутренних дел. Новизна статьи заключается в разработке предложений по внесению корректирующих поправок в главу XI приказа Министра внутренних дел России № 50 от 1 февраля 2018 года.

Ключевые слова: полиция, дисциплинарная практика, государственная награда, система, органы внутренних дел, сотрудник, награждение, премирование, поощрение, меры поощрений

DOI:

10.7256/2306-9945.2019.5.30828

Дата направления в редакцию:

27-09-2019

Дата рецензирования:

28-09-2019

В современных психолого-педагогических теориях и теории менеджмента персонала под поощрением понимается разновидность позитивного стимулирующего воздействия, направленная на положительное воздействие авторитетного лица (от имени органа, государства) на сотрудника для закрепления и развития достигнутых им высоких служебных результатов, а также публичного признания заслуг-1-.

В мире науки проблеме поощрения отдельных категорий граждан отведена особая роль и исследования в данной области достаточно обширны, однако поощрениям полицейских в России посвящены лишь единичные публикации-2! и ряд диссертаций.

Так, например, А. В. Куракин справедливо отмечает, что «...основанием для любого поощрения и награждения сотрудника органов внутренних дел является добросовестное выполнением им служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также успешное выполнение сотрудником задач повышенной сложности»-3!.

В. В. Стрельцов исследуя проблемы применения мер поощрения к сотрудникам ОВД отметил основополагающей проблемой всей правоохранительной системы «.в МВД России отсутствует централизованное статистическое регулирование вопроса учета поощрений сотрудников ОВД».

В основах диссертационных работ широко освещены понятия «поощрения», «профессионализма сотрудника», «поощрительной практики», «служебной дисциплины»; изучены их место и роль в системе правоохранительной деятельности.

Как отмечает А.Н. Караваев «.к сожалению, мы являемся свидетелями «односторонней», «одновариантной» социальной справедливости. Общество возложило н а власть обязанность определять вид и меру наказания за преступление, но оно не удосужилось позаботиться о возложении на эту, же власть обязанности осуществлять

награждение за заслуги»-4-.

В идеальной модели функционирования органов внутренних дел, их руководители (непосредственные руководители) обязаны, стремится развивать и усиливать у сотрудников мотивы поведения, необходимые для службы, ослабляя и подавляя отрицательные мотивы, препятствующие добросовестной службе.

В то же время, как показывают социологические исследования последних лет, в дисциплинарной практике правоохранительной системы абсолютно доминируют наказания и взыскания, тогда как поощрениям отведена лишь факультативная роль.

Свыше 80% респондентов - сотрудников ОВД, указали на то, что в современной практике управления в правоохранительной системе преобладают наказания, тогда как поощрения в качестве основного применяемого на практике методы выделили менее 7%

опрошенных (11,4% - увидели равномерность применения и тех и других)-5-.

Доминирование негативного принуждения в ОВД осложняется также применением разного рода неформальных практик, имеющих карательные формы. Речь идет о широко распространенных «разносах» на совещаниях, брани и оскорблениях подчиненных, наложении несоразмерных и многократных взысканий. Такая порочная практика (выходящая за пределы дисциплинарной, т. е. предусмотренной Уставом) не учитывает заслуги сотрудников, которые фактически обесцениваются. В этой ситуации сотрудники «всегда готовы» к наказанию, которое уже не воспринимается как собственно наказание, а как повседневная практика, на которую они «обречены». Сложившееся положение нельзя признать нормальным, оно не соответствует современным теориям

мотивации персонала и задачам правоохранительной службы-6-.

Принято считать, что практика поощрений в системе ОВД должна соответствовать лишь двум важным критериям: своевременности и адекватности поступку и заслугам поощряемого лица, учет которых определяет значимость и эффект поощрения, в том

числе и как средства обеспечения дисциплины-7-. Этот подход представляется ограниченным. Действительно, задачи, стоящие перед институтом поощрений в ОВД, рассматриваемым как часть («приводной ремень») механизма дисциплинарной практики, в основном не отличаются от общей военной или «гражданской» практики. В этом смысле поощрения стимулируют активное служебное поведение; предупреждают нарушения дисциплины; повышают престиж службы, а также содействуют воспитанию патриотизма. Но этим ограничиваться нельзя. К этому следует добавить создание и поддержание здорового климата в коллективе, поддержку инициативы, формирование командного духа и закрепление кадров.

Практика поощрения, что особенно важно для современной сложной кадровой ситуации в ОВД, также формирует у сотрудника уверенность в завтрашнем дне, понимание того, что его на работе ценят, а его заслуги будут отмечены. Все это способствует формированию положительного имиджа ОВД в обществе-8-.

В соответствии с международными нормами должностные лица по поддержанию правопорядка, которыми являются сотрудники ОВД, «заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества, а также учреждения по поддержанию правопорядка, где они служат, а также лиц, занятых поддержанием правопорядка»-9-.

В современной педагогике и психологии принято считать, что поощрение существенно более эффективно, нежели наказание, так как оно стимулирует положительные эмоции, укрепляет уверенность в себе, подтверждает профессионализм, человеческие и деловые качества, формирует чувство собственного достоинства, укрепляет служебную дисциплину и ответственность. Кроме того, в специальной литературе принято указывать на то, что поощрение и награждение в полиции компенсируют «недостаточно высокую

оплату труда сотрудников»-10-. Поощрение может иметь следствием повышение социального статуса (государственная или ведомственная награда) либо материального положения (премия). Социальное значение поощрения определяется и общественной значимостью, тем, что оно обращает внимание общества, в том числе, что важно сегодня - и сетевого сообщества, которое в значительной степени формирует общественное мнение на позитивные примеры, достойные подражания.

В литературе нередко «поощрение» и «награждение» употребляются как синонимы[11], с чем сложно согласиться ввиду очевидно разного статуса, включаемых в эти понятия действий и их обособленной регламентации.

Отношения в сфере поощрений и награждений сотрудников органов внутренних дел регламентируются комплексом нормативных правовых актов. Прежде всего, это федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указ Президента России от 07 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ, приказ МВД Российской Федерации от 1 февраля 2018 года. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних

дел Российской Федерации»!-12! и другие ведомственные нормативные акты МВД

России^13!.

Поощрения, применяемые к сотрудникам ОВД принято условно классифицировать на мо ра льные , ма те риа льные и с ме ша нные .

К первой категории относятся: присвоение званий: «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Почетный сотрудник МВД России», что повышает статус сотрудника и может влечь позитивные служебные и карьерные последствия. В частности, государственные почетные звания позволяют, в том числе и получать надбавки к должностному окладу.

В отличие от боевых наград, имеющих статуты и критерии оценки подвигов и заслуг, поощрения и награждения сотрудника ОВД как правило, обусловлены общими понятиями «добросовестного исполнения служебных обязанностей», а также - как принято писать в представлениях, «достижения высоких результатов в служебной деятельности».

Ко второй категории принято относить награждение ведомственными наградами, именным оружием, денежные премии и ценные подарки.

К категории смешанных поощрений относят территориального органа (подразделения), денежной премией.

В системе образовательных учреждений МВД стипендиями и внеочередными увольнениями

награждения Почетной грамотой МВД РФ, которое, как правило, сопровождается

РФ, курсанты поощряются также именными из расположения учебного заведения.

Высшей формой поощрения сотрудников ОВД принято считать награждение государственными наградами и почетными званиями РФ, что входит в полномочия Президента России по представлениям руководства МВД России.

Государственная награда иностранного государства или международной организации (кроме научных поощрений) принимается сотрудником ОВД с разрешения Президента России.

Общий порядок применения мер поощрения определен в главе XI приказа МВД РФ № 50 (далее - Приказ), однако основательно исследовав данную главу можно сделать вывод о том, что действующий Приказ несовершенен и требует доработки.

Поощрения объявляются приказами руководителей (начальников), включая временно исполняющих, в соответствии с их полномочиями (пп. 237-238 Приказа), в том числе и

по ходатайствам руководителей других «органов государственной власти, других государственных органов либо организаций». В данном случае в п. 239 Приказа упущено упоминание органов местного самоуправления, а также коллегиальных органов (не только руководителей), которые в ряде организаций также полномочны принимать управленческие решения и, соответственно входить с такого рода ходатайствами.

Приказ (п. 241) определяет традиционные способы объявления мер поощрения: лично, перед строем либо на совещании или собрании, не регламентируя (разъясняя) при этом какая форма, когда применяется. Также из Приказа не ясно кто определяет форму объявления поощрения. Этот момент представляется важным, так как объявление поощрения перед строем, т. е. перед всем коллективом, в торжественной обстановке, возможно в присутствии родственников и близких, имеет существенно больший поощрительный эффект, чем объявление того же поощрения «тет-а-тет» в кабинете. Приказ лишь предусматривает, что любой акт о поощрении всегда доводится до всего личного состава, однако и здесь не ясна форма: вывешивается ли он на доске объявлений, на официальном сайте или зачитывается коллективу.

Приказ (п. 242) предоставляет право поощрения, предоставленное нижестоящему руководителю (начальнику), также и прямому руководителю (начальнику), что является традицией военной и правоохранительной службы. То же относится и к предусмотренному п. 243 Приказа праву руководителя (начальника) ходатайствовать перед вышестоящим руководством о поощрении (обычно - о государственной награде), выходящем за пределы его дисциплинарных прав. Данное положение определено ст. 30 Дисциплинарного устава ОВД РФ.

Определение в п. 244 Приказа порядка ходатайств Министру МВД о применении мер поощрения представляется излишним, так как данные положения просто отражают действующую служебную иерархию (подчиненность) и не отражают каких-либо особенностей, связанных с ходатайствами о поощрениях.

Предусмотренный в п. 245 Приказа, в развитие положения ч. 1.1 ст. 51 «Закона о службе в ОВД» (далее - Закон), порядок поощрения сотрудника, имеющего дисциплинарное взыскание, представляется по меньшей мере спорным и не соответствующим принципу адресности поощрения. В соответствии с Законом и Приказом мера поощрения в данном случае применяется лишь в виде досрочного снятия на лож е нно г о ра не е дис циплина рно г о в з ыска ния . В то ж е в ре мя , в з ыс ка ние мож е т б ыть вынесено за одно нарушение, а поощрение необходимо объявить совершенно за другое общественно и служебно полезное действие. Во-первых, они никак не соотносятся, во-вторых, сотрудник не мотивирован, так как знает, что у него взыскание и он все равно не будет поощрен; в-третьих, получив взыскание, сотрудник уже наказан за конкретное нарушение, что не препятствует (а нередко и стимулирует) к активности и получению поощрений. По общему правилу ведения кадрового делопроизводства (п. 247 Приказа) все меры поощрения, кроме объявленных устно, должны учитываться, т. е. заноситься в материалы личного дела, куда также помещаются наградные листы по государственным либо ведомственным наградам.

Библиография

1. Ковалёва А.Л., Горохова К.А. Специфика поощрения и наказания в мотивации персонала// Вестник современных исследований. 2018. № 5.4 (20). С. 189-190; Каландарова Ф.А., Гулямова С.Т. Поощрение как метод мотивации// Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 94.

2- Стрельцов В.В. Проблемы применения мер поощрения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в территориальных органах МВД России и пути их решения // Евразийский юридический журнал. 2017. № 12 (115). С. 285-289.

3. Куракин А.В. Правовое регулирование поощрения, награждения и дисциплинарной ответственности сотрудников полиции// Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. № 3 (39). С. 95.4.

4. Караваев А.Н. Поощрение в системе правоохранительной службы: дис. ... канд. юрид. наук. С., 2005.

5. Ратников М.В. Стимулирование сотрудников органов внутренних дел и его влияние на имидж полиции// Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 362.

6. Понятие правоохранительная служба используется в контексте предмета исследования настоящей статьи в значении вида государственной службы, профе с с ио на льной с луж е бно й де я те льнос ти по обе с пе ч е нию з а ко нно с ти, правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Устранение данного понятия из действующего законодательства (Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ), не означает его компрометацию или исключение из научного оборота. В этой связи полагаем возможным и даже полезным использовать его в доктринальном аспекте.

7. Тульская Е.А. Правовое регулирование поощрения сотрудников полиции, как основа дисциплинарной практики в сфере внутренних дел// Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1-2 (10). С. 102.

8. Алексеёнок А.А., Кирюхина Ю.В. Формирование имиджа органов внутренних дел России// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 54.

9. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН//

https ://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml

10. Куракин А.В. Правовое регулирование поощрения, награждения и дисциплинарной ответственности сотрудников полиции// Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. № 3 (39). С. 95.

11. Тульская Е.А. Правовое регулирование поощрения сотрудников полиции, как основа дисциплинарной практики в сфере внутренних дел// Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1-2 (10). С. 102.

12. Российская газета. 2018. 27 марта.

13. от 25 июля 2008 г. № 651 «О порядке награждения оружием в системе МВД РФ», от 06 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел РФ» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.