Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства
ПООЩРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫМ СВОБОДАМ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ
В.В. Барбин
(доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва; [email protected])
В статье проводится анализ общепризнанных принципов и норм о правах человека, согласно которым государствами должны осуществляться поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. На основе результатов исследования делаются выводы о том, что в современной России необходимо шире применять поощрительные меры в сфере обеспечения прав человека и гражданина, требуется повысить эффективность их воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения.
Ключевые слова: Устав ООН, права человека и основные свободы, международные стандарты в области прав человека, международное сотрудничество, поощрение как метод правового регулирования, поощрительные нормы.
В современном мире права человека регулируются не только национальным, но и международным правом, причем роль международного права в последние годы неуклонно возрастает. Положения, отражающие достижения человеческой цивилизации в области уважения и поощрения прав человека, внесены во внутригосударственное законодательство различных стран мира, и Российская Федерация не является здесь исключением. Многие из государств, как и Россия, возложили на себя обязанности соблюдать, уважать и защищать человека, его права и свободы.
В этом смысле поощрительное законодательство России предполагает сходство определенных стандартов в международной среде. Иными словами, можно полагать, что институт правового поощрения составляет нормативную подсистему международного права. По своей социальной и юридической природе поощрительные нормы права отражают исторические закономерности развития человеческой цивилизации.
Первостепенное значение в области поощрения и развития уважения всех прав человека имеет принятый в 1945 г. Устав Организации Объединенных Наций, провозгласивший в качестве идей названной организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной
сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без исключения [1, с. 1135]. Этот документ явился политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области поощрения и развития уважения всех прав человека.
Уже в ст. 1 Устава ООН одной из целей создания организации определяется необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Первым в истории международных отношений документом, закрепившим перечень основных прав и свобод личности, к обеспечению которых должны стремиться государства, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и в силу обычая приобретшая обязательную силу. Этот документ содержит перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав человека, к выполнению и обеспечению которых должны стремиться все народы и государства. В ст. 23 Декларации нашел
свое отражение принцип справедливости, являющийся важнейшим условием эффективного функционирования всей системы правового стимулирования: «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения» [2, с. 218-223].
Международный пакт о гражданских и политических правах [3, с. 232-249] и международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [4, с. 223232], так же как и Устав ООН, однозначно ориентируют на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам: «государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека...». Эти документы устанавливают минимальный стандарт прав человека, который обязаны признавать и обеспечивать государства-участники.
Принцип, согласно которому «государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы... » и «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций...», нашел свое подтверждение и в Венской декларации и программе действий 1993 года [5, с. 521-540].
Другим значительным документом стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая 7 января 1994 г. «Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека». В ней подчеркивается обязанность всех государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций поощрять и развивать уважение ко всем правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. При этом устанавливается необходимость соблюдения Всеобщей декларации прав человека [6, с. 545-550]. В названной резолюции Организации Объединенных Наций также подчеркивается,
что поощрение и защита всех прав человека являются первоочередными задачами международного сообщества.
Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека. Например, Итоговый документ встречи государств - участников СБСЕ в Вене предписывает государствам уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод, предусматривает право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью [7]. Документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека [8, с. 653-663].
Главная задача, которая стоит перед мировым сообществом и его органами,
- это требовать от каждого государства и правительственных органов признания человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав личности. Данные права составляют основу свободы, справедливости и всеобщего мира. Они вытекают из природы человека. Для осуществления прав человека государство должно создавать такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами подобно тому, как он пользуется гражданскими и политическими правами.
Международное сотрудничество в области прав и свобод человека дополняется региональными конвенциями [см., например: 9, с. 255-273; 10, с. 159-179].
Сегодня праву многих государств мира, как и российскому праву, присуще признание общечеловеческих ценностей,
Юридическая наука и правоохранительная практика что и обусловило «согласование воли» многих государств в области поощрения и развития уважения всех прав человека -социально-экономических, политических, культурных и др.
Анализ ряда конституций современных государств позволяет сделать вывод, что есть направления деятельности, развитие которых поощряется практически во всех странах, - это добровольное страхование, благотворительность, жилищное строительство, физическая культура и спорт (ст. 28 Конституции Казахстана [11, с. 200242], ст. 27 Конституции Кыргызстана [12, с. 244-286], ст. 53 Конституции Литвы [13, с. 552-596]).
Однако в каждом государстве сложился и свой предмет поощрения. Например, в Эстонской Республике поощряется попечительство, осуществляемое самоуправлением [14, с. 598-632]. Конституция Швеции определяет, что «будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь» [15, с. 598]. В Италии согласно ст. 47 Конституции поощряются и охраняются сбережения во всех формах. Республика способствует вложению сбережений населения в жилищную собственность, в непосредственно культивируемую земельную собственность и в форме прямого или косвенного акционариата в крупные производственные комплексы страны [16, с. 125-159].
Здесь уместно будет сказать, что моральные, нравственно-психологические поощрения имеют не менее важное значение наряду с финансово-экономическими, материальными.
Вряд ли правильным был отказ в условиях «безудержных реформ» от такой меры поощрения, как занесение на Доску Почета. Либералы ссылались в основном на то, что это пережиток социализма. Оказывается, есть и золотая Доска почета ООН, на которую заносятся имена лауреатов мировой премии ООН «За выдающийся вклад в политику, науку, технологии и их практическое применение в области снижения катастроф» [17].
Или другой пример: самое большое околоправительственное учреждение в Вашингтоне - Смитсоновский институт, занявшее целый национальный проспект от Капитолия до памятника Линкольну и включающее в себя огромное количество всяких музеев, Национальную картинную галерею, Национальный музей аэронавтики... Вроде бы это всего лишь музеи, но руководят Смитсоновским институтом
- действующий вице-президент США и действующий председатель Верховного суда! Потому что Смитсоновский институт
- поставщик образцов. Повесьте портрет не того национального героя в галерею национальных героев - и результат окажется сильнее решения Верховного суда. Вот как значим символический мир! И надо признать, что он существует и у нас. И функционирует по очень похожим принципам.
Думается, что подобные поощрительные меры можно и нужно применять и в сфере обеспечения прав человека и гражданина, в том числе и в современной России. В условиях «передислокации» методов правового регулирования необходимо повысить статус данного юридического приема, расширить его регулятивные возможности, привести политику в сфере поощрений в соответствие с современной иерархией социальных ценностей. Поэтому сегодня все большую актуальность приобретает проблема поощрения как метода правового регулирования. Без специального изучения и совершенствования этого до последнего времени малоисследованного юридического средства невозможно повысить эффективность его воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения. Настоящее состояние юридической действительности требует разработки поощрения как особого способа упорядочения общественных отношений, который позволит более полно использовать потенциал реформируемой российской правовой системы.
Проводимые в России преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сфере создали объективные предпосылки для сближения российского и международного права в
области поощрения и развития уважения всех прав человека.
Сообразно объективным потребностям современного общества и правовым ценностям, закрепленным в международно-правовых документах, в российском праве сформировался новый институт правового поощрения, гарантирующий широкий простор для свободного активного поведения личности. Становление института поощрения в системе российского права является социально значимым явлением в процессе приведения его в соответствие с требованиями гражданского общества. В этом наглядно проявляется ценность поощрительного юридического инструментария, отражающего достижения человеческой цивилизации.
Нет сомнения, что институт правового поощрения, способствующий развитию свободы, личной самостоятельности, независимости личности, создаст надежный механизм стимулирования и обеспечения правомерного общеполезного поведения средствами, исключающими принуждение.
В современных условиях нельзя недооценивать роль поощрительных норм права. В них наиболее отчетливо проявляется главная ценность права, которая состоит в том, что «оно несет в себе этический элемент, ибо речь идет о том, чтобы смягчить проявления насилия хотя бы крупицей человеколюбия» [18, с. 352]. Поощрительные нормы как особая разновидность юридических норм обеспечивают достижение консенсуса между всеобщим и собственным интересом личности, опираясь на обеспечительные средства, исключающие государственное принуждение. Поощрения в целях стимулирования правомерной реализации прав человека можно рассматривать как составную часть международного права прав человека.
Насилие над человеком, которое трансформировалось в правовые оковы, сдерживающие его свободу, сегодня потеряло былую эффективность. История доказала непригодность подобных методов управления. Напротив, поощрительное законодательство создает основу для соци-
ального согласия, благожелательный фон для свободной деятельности человека. Поощрение более предпочтительно для человека, ибо является выражением свободы, «гражданской автономности личности».
Таким образом, можно сделать вывод, что в системах национального права объективно доминирующее значение имеют факторы национальной культуры, национального своеобразия, и все же общечеловеческие ценности, заложенные в них, стали основой сближения правовых систем мира, но придали им и своеобразную специфику. В ней находят выражение исторические закономерности развития человеческой цивилизации, отражающие идеалы справедливости, гуманизма, свободы, отвечающие интересам народов всей нашей планеты. Как следствие этого, происходит структурная сбалансированность юридических компонентов - прав, обязанностей, поощрений, ответственности. При этом поощрение и защита прав человека является одной из первоочередных задач международного сотрудничества. Однако поощрение и развитие уважения ко всем правам человека не могут быть производными исключительно от международного сотрудничества и международного права. Оно не может быть привнесено извне, минуя его эволюцию в каждом конкретном обществе и государстве.
Являясь составной частью международного права, институт правового поощрения в сфере развития прав человека предназначен для создания позитивных правовых стимулов в области уважения и защиты прав человека. Международноправовые акты не содержат четких указаний относительно вида и меры поощрения, но тем не менее в них содержатся стимулирующие начала по выполнению взятых государствами обязательств в области уважения и защиты всех прав человека, что одобряется и поддерживается мировым сообществом. Процесс глобализации в области поощрения и развития уважения всех прав человека является основой международного сотрудничества в этой области.
Основной общей задачей поощрительных норм, содержащихся в междуна-
Юридическая наука и правоохранительная практика родно-правовых актах, является регулирование международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Для решения этой задачи создаются различные международные организации, поддерживающие идею о добрососедском развитии всего цивилизованного мира в рамках единого мирового сообщества; осуществляется интеграция международного сообщества с целью поощрения и развития определенных прогрессивных институтов и программ, а также совместного разрешения масштабных мировых проектов, связанных с гуманными целями развития и взаимопомощи государств друг другу.
Частной задачей международных поощрительных норм является регулирование конкретных направлений деятельности международного сообщества в определенной сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, решение которой осуществляется поэтапно в порядке их первостепенной важности. Перечень этих направлений не является исчерпывающим и меняется в соответствии с меняющимися международными реалиями.
1. Устав Организации Объединенных Наций. Сан-Франциско, 24 октября 1945 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Меж-дунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007.
2. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчико-ва. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Из-дат, 2007.
4. Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах, 16 ноября 1966 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов,
Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007.
5. Венская декларация и программа действий (Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека) // Международное публичное право: сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
6. Декларация о праве на развитие от 4 декабря 1986 г.: Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.
7. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств -участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. М.: Изд-во полит. лит., 1989.
8. Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ (Вместе с «Заявлением Председателя по вопросу о доступе неправительственных организаций и средств массовой информации на совещания, конференции по человеческому измерению»), подписан в г. Копенгагене 29 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека: сб. документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
9. Европейская социальная хартия (ETS № 35) (Вместе со «Сферой действия социальной хартии в отношении лиц, находящихся под ее защитой»): принята в г. Турине 18 октября 1961 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.
10. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.
11. Конституция Республики Казахстан // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.
12. Конституция Кыргызской Республики // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.
13. Конституция Литовской Республики // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.
14. Конституция Эстонской Республики // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.
15. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунько-ва. М.: НОРМА, 2001.
16. Конституция Италии // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002.
17. Оганесян Л. Землетрясение состоится... // Парламентская газета. 2003. 11 янв.
18. Мерам Ж. 125 лет журналу МКК // Международный журнал МКК. 1995. № 4.