Научная статья на тему 'Поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам в международном праве и национальном праве России'

Поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам в международном праве и национальном праве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2521
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАВ ООН / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПООЩРЕНИЕ КАК МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / THE CHARTER OF THE UNITED NATIONS ORGANIZATION / HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS / INTERNATIONAL STANDARDS IN THE SPHERE OF HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL CO-OPERATION / ENCOURAGEMENT AS A METHOD OF LEGAL REGULATION / INCENTIVE RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барбин В. В.

В статье проводится анализ общепризнанных принципов и норм о правах человека, согласно которым государствами должны осуществляться поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. На основе результатов исследования делаются выводы о том, что в современной России необходимо шире применять поощрительные меры в сфере обеспечения прав человека и гражданина, требуется повысить эффективность их воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Encouragement and development of respect for human rights and fundamental freedoms in the international law and the national law of Russia

The article contains the analysis of the universally recognized principles and rules of human rights according to which states must encourage and develop the respect for human rights and fundamental freedoms. Basing on the results of the research, the author comes to the conclusion that in modern Russia the incentive rules should be widely used to ensure human and civil rights and it is necessary to improve the efficiency of their influence on individual's rights and motives of behavior.

Текст научной работы на тему «Поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам в международном праве и национальном праве России»

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства

ПООЩРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫМ СВОБОДАМ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ

В.В. Барбин

(доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва; barbinv@mail.ru)

В статье проводится анализ общепризнанных принципов и норм о правах человека, согласно которым государствами должны осуществляться поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. На основе результатов исследования делаются выводы о том, что в современной России необходимо шире применять поощрительные меры в сфере обеспечения прав человека и гражданина, требуется повысить эффективность их воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения.

Ключевые слова: Устав ООН, права человека и основные свободы, международные стандарты в области прав человека, международное сотрудничество, поощрение как метод правового регулирования, поощрительные нормы.

В современном мире права человека регулируются не только национальным, но и международным правом, причем роль международного права в последние годы неуклонно возрастает. Положения, отражающие достижения человеческой цивилизации в области уважения и поощрения прав человека, внесены во внутригосударственное законодательство различных стран мира, и Российская Федерация не является здесь исключением. Многие из государств, как и Россия, возложили на себя обязанности соблюдать, уважать и защищать человека, его права и свободы.

В этом смысле поощрительное законодательство России предполагает сходство определенных стандартов в международной среде. Иными словами, можно полагать, что институт правового поощрения составляет нормативную подсистему международного права. По своей социальной и юридической природе поощрительные нормы права отражают исторические закономерности развития человеческой цивилизации.

Первостепенное значение в области поощрения и развития уважения всех прав человека имеет принятый в 1945 г. Устав Организации Объединенных Наций, провозгласивший в качестве идей названной организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной

сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без исключения [1, с. 1135]. Этот документ явился политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области поощрения и развития уважения всех прав человека.

Уже в ст. 1 Устава ООН одной из целей создания организации определяется необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Первым в истории международных отношений документом, закрепившим перечень основных прав и свобод личности, к обеспечению которых должны стремиться государства, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и в силу обычая приобретшая обязательную силу. Этот документ содержит перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав человека, к выполнению и обеспечению которых должны стремиться все народы и государства. В ст. 23 Декларации нашел

свое отражение принцип справедливости, являющийся важнейшим условием эффективного функционирования всей системы правового стимулирования: «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения» [2, с. 218-223].

Международный пакт о гражданских и политических правах [3, с. 232-249] и международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [4, с. 223232], так же как и Устав ООН, однозначно ориентируют на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам: «государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека...». Эти документы устанавливают минимальный стандарт прав человека, который обязаны признавать и обеспечивать государства-участники.

Принцип, согласно которому «государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы... » и «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций...», нашел свое подтверждение и в Венской декларации и программе действий 1993 года [5, с. 521-540].

Другим значительным документом стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая 7 января 1994 г. «Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека». В ней подчеркивается обязанность всех государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций поощрять и развивать уважение ко всем правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. При этом устанавливается необходимость соблюдения Всеобщей декларации прав человека [6, с. 545-550]. В названной резолюции Организации Объединенных Наций также подчеркивается,

что поощрение и защита всех прав человека являются первоочередными задачами международного сообщества.

Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека. Например, Итоговый документ встречи государств - участников СБСЕ в Вене предписывает государствам уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод, предусматривает право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью [7]. Документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека [8, с. 653-663].

Главная задача, которая стоит перед мировым сообществом и его органами,

- это требовать от каждого государства и правительственных органов признания человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав личности. Данные права составляют основу свободы, справедливости и всеобщего мира. Они вытекают из природы человека. Для осуществления прав человека государство должно создавать такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами подобно тому, как он пользуется гражданскими и политическими правами.

Международное сотрудничество в области прав и свобод человека дополняется региональными конвенциями [см., например: 9, с. 255-273; 10, с. 159-179].

Сегодня праву многих государств мира, как и российскому праву, присуще признание общечеловеческих ценностей,

Юридическая наука и правоохранительная практика что и обусловило «согласование воли» многих государств в области поощрения и развития уважения всех прав человека -социально-экономических, политических, культурных и др.

Анализ ряда конституций современных государств позволяет сделать вывод, что есть направления деятельности, развитие которых поощряется практически во всех странах, - это добровольное страхование, благотворительность, жилищное строительство, физическая культура и спорт (ст. 28 Конституции Казахстана [11, с. 200242], ст. 27 Конституции Кыргызстана [12, с. 244-286], ст. 53 Конституции Литвы [13, с. 552-596]).

Однако в каждом государстве сложился и свой предмет поощрения. Например, в Эстонской Республике поощряется попечительство, осуществляемое самоуправлением [14, с. 598-632]. Конституция Швеции определяет, что «будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь» [15, с. 598]. В Италии согласно ст. 47 Конституции поощряются и охраняются сбережения во всех формах. Республика способствует вложению сбережений населения в жилищную собственность, в непосредственно культивируемую земельную собственность и в форме прямого или косвенного акционариата в крупные производственные комплексы страны [16, с. 125-159].

Здесь уместно будет сказать, что моральные, нравственно-психологические поощрения имеют не менее важное значение наряду с финансово-экономическими, материальными.

Вряд ли правильным был отказ в условиях «безудержных реформ» от такой меры поощрения, как занесение на Доску Почета. Либералы ссылались в основном на то, что это пережиток социализма. Оказывается, есть и золотая Доска почета ООН, на которую заносятся имена лауреатов мировой премии ООН «За выдающийся вклад в политику, науку, технологии и их практическое применение в области снижения катастроф» [17].

Или другой пример: самое большое околоправительственное учреждение в Вашингтоне - Смитсоновский институт, занявшее целый национальный проспект от Капитолия до памятника Линкольну и включающее в себя огромное количество всяких музеев, Национальную картинную галерею, Национальный музей аэронавтики... Вроде бы это всего лишь музеи, но руководят Смитсоновским институтом

- действующий вице-президент США и действующий председатель Верховного суда! Потому что Смитсоновский институт

- поставщик образцов. Повесьте портрет не того национального героя в галерею национальных героев - и результат окажется сильнее решения Верховного суда. Вот как значим символический мир! И надо признать, что он существует и у нас. И функционирует по очень похожим принципам.

Думается, что подобные поощрительные меры можно и нужно применять и в сфере обеспечения прав человека и гражданина, в том числе и в современной России. В условиях «передислокации» методов правового регулирования необходимо повысить статус данного юридического приема, расширить его регулятивные возможности, привести политику в сфере поощрений в соответствие с современной иерархией социальных ценностей. Поэтому сегодня все большую актуальность приобретает проблема поощрения как метода правового регулирования. Без специального изучения и совершенствования этого до последнего времени малоисследованного юридического средства невозможно повысить эффективность его воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения. Настоящее состояние юридической действительности требует разработки поощрения как особого способа упорядочения общественных отношений, который позволит более полно использовать потенциал реформируемой российской правовой системы.

Проводимые в России преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сфере создали объективные предпосылки для сближения российского и международного права в

области поощрения и развития уважения всех прав человека.

Сообразно объективным потребностям современного общества и правовым ценностям, закрепленным в международно-правовых документах, в российском праве сформировался новый институт правового поощрения, гарантирующий широкий простор для свободного активного поведения личности. Становление института поощрения в системе российского права является социально значимым явлением в процессе приведения его в соответствие с требованиями гражданского общества. В этом наглядно проявляется ценность поощрительного юридического инструментария, отражающего достижения человеческой цивилизации.

Нет сомнения, что институт правового поощрения, способствующий развитию свободы, личной самостоятельности, независимости личности, создаст надежный механизм стимулирования и обеспечения правомерного общеполезного поведения средствами, исключающими принуждение.

В современных условиях нельзя недооценивать роль поощрительных норм права. В них наиболее отчетливо проявляется главная ценность права, которая состоит в том, что «оно несет в себе этический элемент, ибо речь идет о том, чтобы смягчить проявления насилия хотя бы крупицей человеколюбия» [18, с. 352]. Поощрительные нормы как особая разновидность юридических норм обеспечивают достижение консенсуса между всеобщим и собственным интересом личности, опираясь на обеспечительные средства, исключающие государственное принуждение. Поощрения в целях стимулирования правомерной реализации прав человека можно рассматривать как составную часть международного права прав человека.

Насилие над человеком, которое трансформировалось в правовые оковы, сдерживающие его свободу, сегодня потеряло былую эффективность. История доказала непригодность подобных методов управления. Напротив, поощрительное законодательство создает основу для соци-

ального согласия, благожелательный фон для свободной деятельности человека. Поощрение более предпочтительно для человека, ибо является выражением свободы, «гражданской автономности личности».

Таким образом, можно сделать вывод, что в системах национального права объективно доминирующее значение имеют факторы национальной культуры, национального своеобразия, и все же общечеловеческие ценности, заложенные в них, стали основой сближения правовых систем мира, но придали им и своеобразную специфику. В ней находят выражение исторические закономерности развития человеческой цивилизации, отражающие идеалы справедливости, гуманизма, свободы, отвечающие интересам народов всей нашей планеты. Как следствие этого, происходит структурная сбалансированность юридических компонентов - прав, обязанностей, поощрений, ответственности. При этом поощрение и защита прав человека является одной из первоочередных задач международного сотрудничества. Однако поощрение и развитие уважения ко всем правам человека не могут быть производными исключительно от международного сотрудничества и международного права. Оно не может быть привнесено извне, минуя его эволюцию в каждом конкретном обществе и государстве.

Являясь составной частью международного права, институт правового поощрения в сфере развития прав человека предназначен для создания позитивных правовых стимулов в области уважения и защиты прав человека. Международноправовые акты не содержат четких указаний относительно вида и меры поощрения, но тем не менее в них содержатся стимулирующие начала по выполнению взятых государствами обязательств в области уважения и защиты всех прав человека, что одобряется и поддерживается мировым сообществом. Процесс глобализации в области поощрения и развития уважения всех прав человека является основой международного сотрудничества в этой области.

Основной общей задачей поощрительных норм, содержащихся в междуна-

Юридическая наука и правоохранительная практика родно-правовых актах, является регулирование международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Для решения этой задачи создаются различные международные организации, поддерживающие идею о добрососедском развитии всего цивилизованного мира в рамках единого мирового сообщества; осуществляется интеграция международного сообщества с целью поощрения и развития определенных прогрессивных институтов и программ, а также совместного разрешения масштабных мировых проектов, связанных с гуманными целями развития и взаимопомощи государств друг другу.

Частной задачей международных поощрительных норм является регулирование конкретных направлений деятельности международного сообщества в определенной сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, решение которой осуществляется поэтапно в порядке их первостепенной важности. Перечень этих направлений не является исчерпывающим и меняется в соответствии с меняющимися международными реалиями.

1. Устав Организации Объединенных Наций. Сан-Франциско, 24 октября 1945 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Меж-дунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007.

2. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчико-ва. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Из-дат, 2007.

4. Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах, 16 ноября 1966 г. // Действующее международное право. Документы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов,

Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007.

5. Венская декларация и программа действий (Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека) // Международное публичное право: сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

6. Декларация о праве на развитие от 4 декабря 1986 г.: Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.

7. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств -участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. М.: Изд-во полит. лит., 1989.

8. Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ (Вместе с «Заявлением Председателя по вопросу о доступе неправительственных организаций и средств массовой информации на совещания, конференции по человеческому измерению»), подписан в г. Копенгагене 29 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека: сб. документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

9. Европейская социальная хартия (ETS № 35) (Вместе со «Сферой действия социальной хартии в отношении лиц, находящихся под ее защитой»): принята в г. Турине 18 октября 1961 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.

10. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.

11. Конституция Республики Казахстан // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.

12. Конституция Кыргызской Республики // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.

13. Конституция Литовской Республики // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.

14. Конституция Эстонской Республики // Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н. Андреева. М.: Юрист, 1999.

15. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунько-ва. М.: НОРМА, 2001.

16. Конституция Италии // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002.

17. Оганесян Л. Землетрясение состоится... // Парламентская газета. 2003. 11 янв.

18. Мерам Ж. 125 лет журналу МКК // Международный журнал МКК. 1995. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.