Научная статья на тему 'Система защиты прав человека в рамках организации Объединенных Наций'

Система защиты прав человека в рамках организации Объединенных Наций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7245
755
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАВ ООН / ПАКТ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИИ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумилина О. Ю.

Всеобщее уважение и соблюдение прав человека на сегодняшний день входит в число наиболее важных задач, необходимость решения которых стоит перед мировым сообществом. Вплоть до начала нынешнего века вопросы регулирования прав человека относились к внутренней компетенции государств. Положение принципиальным образом изменилось лишь после принятия Устава ООН, Пактов о правах человека и других соглашений в рассматриваемой области, ибо они не только налагают на государства-члены юридические обязательства в области прав человека, но и предусматривают создание целой системы международных механизмов контроля за соблюдением государствами своих обязательств по защите прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система защиты прав человека в рамках организации Объединенных Наций»

УДК 340.137.3

Шумилина О. Ю.

К.ю.н., доцент, заведующая кафедрой уголовного права и процесса Международного еврейского

института экономики, финансов и права

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Всеобщее уважение и соблюдение прав человека на сегодняшний день входит в число наиболее важных задач, необходимость решения которых стоит перед мировым сообществом. Вплоть до начала нынешнего века вопросы регулирования прав человека относились к внутренней компетенции государств. Положение принципиальным образом изменилось лишь после принятия Устава ООН, Пактов о правах человека и других соглашений в рассматриваемой области, ибо они не только налагают на государства-члены юридические обязательства в области прав человека, но и предусматривают создание целой системы международных механизмов контроля за соблюдением государствами своих обязательств по защите прав человека.

Ключевые слова: Устав ООН, Пакт о правах человека, государственные обязательства, Всеобщая декларации о правах человека.

Многолетняя практика международных органов показала, что они являются необходимым элементом и дополнительной гарантией защиты прав человека. Они не подменяют внутригосударственные органы, а дополняют их. Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип уважения прав человека. При этом государство обязуется гарантировать и соблюдать эти права вне зависимости от принадлежности человека к титульной или иной нации, определенной религиозной конфессии, профессии. В частности, Всеобщая декларация говорит (и это положение повторяется в других актах) по данному вопросу следующее: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации». Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов. И прежде всего от уровня развития общества в целом.

Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Наглядную трансформацию претерпевало право голоса американских граждан в XIX (1870 г.), XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.) поправках к Конституции США.

В-третьих, права человека — это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве Германии, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями

целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.

В-четвертых, правам человека обязательно корреспондируют обязанности. Соответствие прав и свобод человека юридическим обязанностям является одним из важных условий их успешной реализации.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией Международного гуманитарного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на уровне является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области за крепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой — Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства. Независимые и беспристрастные административные суды — необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления. Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного гуманитарного права, предусматривают комплексную систему обеспечения и защиты зафиксированных в этих актах и во внутригосударственном законодательстве прав и свобод. Существенное отличие пактов и основанных на них документах от Всеобщей декларации прав человека проявляется в стремлении в максимально возможной мере гарантировать провозглашаемые права. В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Согласно Ст. 55 Устава, ООН содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Экономический и Социальный Совет, компетентный делать рекомендации. Под его руководством действует Комиссия по правам человека. Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. В их числе: Комитет по правам человека — на основании Пакта о гражданских и политических правах; Комитет по правам ребенка — на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации — на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет против пыток — на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обязались на регулярной основе представлять в соответствующий комитет доклады о состоянии в области прав человека и о принимаемых мерах с целью прогресса в реализации прав. Пакты о правах человека и другие

международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и свобод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства государств по внедрению национальных средств защиты, а с другой — вводят и прямо регламентируют международные средства защиты. Государства участники СБСЕ в Итоговом документе Венской встречи от 15 января 1989 года выразили намерение обеспечивать «эффективные средства правовой защиты и определили их конкретное содержание применительно к взаимоотношениям компетентных органов государства с тем, кто заявляет, что их права нарушены. Высшей формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных международных средств правовой защиты. Международные средства защиты прав и свобод представляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наделяются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и свобод человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Пакт об экономических, социальных и культурных прав, а также Пакт о гражданских и политических правах. В этих документах также содержится перечень прав и свобод, которые должны предоставляться государствами-участниками всем лицам, находящимся под юрисдикцией, и отмечается, что государства обеспечат претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путём принятия законодательных и иных внутренних мер (ст. 2). Пакты о правах человека являются обязательными для участвующих в них государствах, в отличие от Всеобщей декларации, которая принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН и поэтому имеет лишь рекомендательный характер. Пакты о правах человека и другие международные соглашения в рассматриваемой области обязывают именно государства провести целый комплекс внутригосударственных мероприятий для выполнения взятых на себя обязательств. В ряде международных документов и, в частности, в Уставе ООН специально подчёркивается, что государства обязаны предпринимать «совместные и самостоятельные» действия в сотрудничестве с Организацией для содействия всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека (ст. 56 Устава ООН). Формулировка «самостоятельные действия», как совершенно очевидно, означает, что именно государства и только они обязаны предпринимать меры для соблюдения основных прав и свобод человека. Иначе регулирует Устав ООН эти вопросы применительно к подопечным и несамоуправляющимся территориям. Проблемы, относящиеся к таким территориям, носят международный характер и не входят во внутреннюю компетенцию колониальных держав. Согласно ст. 73 Устава ООН «члены Организации, которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли ещё полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этой территории». Главы XI и XII Устава ООН обязывают колониальные державы предоставлять Организации информацию о самоуправляющихся и подопечных территориях, а Совет по Опеке уполномочивается также «принимать петиции и рассматривать их, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опёкой..., предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опёке» (ст. 87). Международная защита прав человека осуществляется и в порядке применения главы VII Устава ООН. Согласно п. 7 ст. 2 Устава, принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутренние дела государств, не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII Устава ООН. В докладе Подкомитета 1/1 А конференции в Сан-Франциско указывалось, что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что создают ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осуществлению постановлений Устава, то они перестают быть исключительно делом

каждого государства». Вменять принудительные меры против государства, которое своими действиями ставит под угрозу мир и международную безопасность. ООН неоднократно рассматривала вопрос о применении принудительных мер к тем странам, в которых вопиющее нарушение прав и свобод создаёт угрозу миру и международной безопасности. Таким образом, современное международное право призвано определять справедливый правопорядок в сообществе государств и солидарных наций, а новым независимым государствам помогать проходить испытание суверенитета на жизнестойкость и способность защищать права и свободы своих граждан, правопорядок в стране. Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. Он также обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии», тем самым возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации. В рамках ООН был принят целый ряд документов и решений, в которых подчёркивается юридический характер обязательств государств соблюдать основные права и свободы человека в соответствии с Уставом. Статья 6 проекта декларации прав и обязанностей государств, принятого на первой сессии Комиссии международного права ООН в 1949 году, гласит: «Каждое государство обязано относиться ко всем находящимся под его юрисдикцией лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без различия в отношении расы, пола, языка или религии».

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года

2. Конституция США

3. Устав ООН

4. Морозов Г. И. Организация Объединенных Наций: к 15-летию Устава ООН. — Изд-во Ин-та международных отношений, 1960.

5. Федоров В. Н. и др. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке //М.: Логос. — 2005.

6. Федоров В. Н. Совет безопасности ООН. — Международные отношений, 1965.

7. Карташкин В. А. Международная защита прав человека //М.: Междунар. отношения. — 1976. — С. 193.

8. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека //М.: информационный центр ООН. — 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.